Значит на человека ляжет задача быть морально ответственным за все что происходит в век компьютеров

Обновлено: 02.07.2024

Моральная норма – общее содержательное требование к поведению и деятельности социального работника, справедливое во всех ситуациях и обстоятельствах.

Моральная норма, как элемент морального сознания – это элементарная форма морального требования, определенный образец поведения, который отображает устоявшиеся правила человеческих отношений и сосуществования.

Моральные нормы носят обязательный характер, определяют поведение людей в некоторых типичных ситуациях, которые повторяются (иногда и на протяжении тысячелетий). Мы пользуемся ими легко, не размышляя, и только тогда, когда моральная нома нарушается – обращаем внимание.

Моральный долг – это превращение внешних культурных норм в личную задачу каждого человека.

Вопрос 2. Какое поведение вызывает моральное одобрение и моральное осуждение? Способен ли человек творить себя?

Моральное одобрение вызывает поведение добрых, великодушных, милосердных, честных и благородных людей. Моральное осуждение вызывает поведение подлых, лживых, жестоких людей.

Вопрос 3. Что же означает свобода выбора?

Свобода выбора – это право человека выбирать различные варианты из возможных.

Свобода выбора – свободное право собственника использовать по своему усмотрению имеющиеся ресурсы и деньги; свободное право работников выбирать по своему желанию место и вид труда; свободное право потребителей расходовать свои доходы на собственные нужды.

Вопрос 3. В чём выражается свобода выбора?

С точки зрения науки, свобода — это самостоятельность личности, выражающаяся в ее способности и возможности делать собственный выбор и действовать в соответствии со своими интересами и целями. В истории философской мысли свобода традиционно рассматривается в соотношении с необходимостью.

Вопрос 4. Что такое моральный выбор?

Моральный выбор – это духовно-практическая ситуация самоопределения личности в отношении принципов, решений и действий.

Выбор поступка или, точнее, моральный выбор — когда человек не только внутренне выбирает своё моральное (доброе или злое) отношение, но и действует в соответствии со своим выбором. Можно сказать и так: моральный выбор — это выбор своего отношения (доброго или злого) к другим людям.

Вопрос 5. Как взаимосвязаны свобода и ответственность?

Свобода – право выбора, ограниченное ответственностью.

Свобода и ответственность неразрывно должны быть связаны между собой. Например, семья – это свобода заключить брак и немалая ответственность. Или, например, договор. Мы его заключаем без принуждения с чьей-либо стороны, но мы ответственны за его выполнение.

Вопрос 6. Что значит быть человеком ответственным?

Быть человеком ответственным — это значит правильно понимать свои и чужие проблемы, трудности, стараться предвидеть результаты своих поступков и уметь отвечать за них. Есть разные виды ответственности, но самый главный — ответственность моральная, ответственность перед собственной совестью.

Вопрос 7. В чём опасность безответственного поведения?

В первую очередь уровень опасности зависит от положения человека в обществе, если оно невысоко, то безответственные слова или действия могут стать причиной неприятностей только для него самого и его близких, возможно, для друзей (которые после этого перестанут быть таковыми).

Безответственный человек безответственен ко всему, в том числе и к своей судьбе. Отсюда лень, нежелание работать, надежда на “авось” и как результат – никаких достижений в жизни. Ну и другие люди, страдают, конечно. Безответственный человек другого может очень сильно подставить, подвести.

Вопрос 8. Что может гарантировать выполнение моральных норм?

Знание моральных норм не гарантирует, что человек непременно станет их выполнять. Очевидно, нет никаких законодательных, общественных и других гарантий соблюдения морали. Гарантия только одна — она в каждом конкретном человеке, в его умении поступать морально.

Вопрос 9. Почему легче казаться, чем быть? Почему лучше быть, чем казаться?

Хочешь ты действительно чем-то быть в этом мире или только казаться? Последнее легче. Легче, например, казаться честным, чем быть им. Но, избрав такой путь, ты рискуешь попасть в положение Нерона. С той лишь разницей, что недовольство им люди скрывали, так как боялись мести императора, а недовольство тобой будут выражать открыто, в конкретных действиях и неприязни.

Кроме того и это самое главное: для нормального человека просто унизительно лишь казаться тем, кем он не является на самом деле. Ведь суть морали не столько в отношении окружающих к тебе, сколько в высокой требовательности к самому себе.

Моральный человек не позволит себе проступка или же какой-то фальши, лицемерия, даже если об этом наверняка никто не узнает. Суд собственной совести для него всегда превыше людского суда окружающих.

Отношение к нам окружающих, таким образом, зависит целиком от наших поступков, и, чем лучше мы уясним это себе, тем легче нам будет избежать непоправимых ошибок.

Процесс морального совершенствования бесконечен и зависит целиком от нас. Он определяется тем количеством добра, которое мы несём в мир. Как добро, отданное нами людям, так и зло, причинённое им, к нам же и вернётся.

Это высказывание можно рассматривать с разных сторон, но эти позиции говорят скорее всего о том, что свобода действительно не привилегия, а обязанность.

Первая позиция заключается в том, что обязанность – мы все по моему должны делать и обязаны быть свободными, как можно легче ко всему относится, и стремится , ни от кого и ни от чего не зависеть в этой жизни. Поэтому мы должны пытаться выкручиваться из всех свои проблем, дел и прочих вещей которые нас отягчают и сковывают, не давая заниматься теч, чем хотим. Ведь свобода — это в первую очередь независимость от всего.

Вторая позиция заключается в том, что есть полная свобода. Мы ни к чему не относимся, ни от чего не зависим — Мы можем творить что угодно.

Вопрос 11. Моральный выбор, как ты понял, дело трудное и ответственное. И никуда от него не уйти. Всю жизнь мы находимся в положении сказочного богатыря — постоянно должны выбирать свой путь, варианты действий, поступков. Но бывают ситуации, когда человек отказывается от выбора, самоустраняется — пусть другие решают.

Оцени ситуацию уклонения от выбора, её последствия, нравственную сторону. И вообще, есть ли в этом случае повод для разговора: человек ведь отказался от поступка, что же оценивать? В чём тут мораль? Объясни.

Откладывая момент принятия решения, человек пребывает в иллюзии, что в его распоряжении все мыслимые возможности одновременно, и нежелание расставаться с кажущимся всемогуществом в итоге приводит к полному отсутствию выбора.

Между тем любая ситуация выбора имеет свою собственную историю развития, и лишь на некоторое время для ситуации в целом может быть безразлично, какой вариант будет выбран – затем период равенства возможностей уходит и следующая точка – точка выбора, которую нельзя пропустить, в которой еще представляется возможность сделать решающий шаг.

Если не воспользоваться этим моментом, ситуация не вернется к начальному этапу равенства возможностей – она будет развиваться дальше и за человека выберет, как говорится, сама жизнь. В таком случае он уже не просто не обладает всем веером возможностей, как вначале – он не обладает даже той единственной, которая могла бы стать выражением его сущности, если бы он не упустил момент.

На мой взгляд, тут имелось в виду, что мораль существует не на словах (на словах мы все можем быть замечательными), а имеет свои истоки внутри самого человека, это его личностные глубинные правила.

Карьеризм – погоня за должностным продвижением по службе, за успехом в профессиональной деятельности в целях достижения личного и семейного благополучия.

Если я ничего не выбираю, я выбираю между тем, что можно что-то выбрать и тем, что можно отказаться от выбора.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Классный час может быть проведен как в 1, так и во 2 классе.

Цель: Воспитание ответственного поведения

1.способствовать развитию у школьников чувства ответственности;

2.содействовать формированию у детей умения анализировать свои поступки и черты характера, прогнозировать последствия своих действий:

3. убедить учеников в том, что человек, умеющий отвечать за свои поступки, достоин уважения.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Орг. момент.

2.Эмоциональный настрой.

(Образуем круг радости, взявшись за руки стоя у парт)

Здравствуйте, все, кто к нам пришёл сегодня.

Здравствуйте, все, кто верит доброте.

Здравствуйте, все, кто, не жалея сил,

Делится счастьем своим.

Прошу вас, ребята, повернуться лицом друг к другу, взяться за руки и передать своё душевное тепло по кругу всем одноклассникам. Оно умножится в несколько раз и вернётся вам теплом, нежностью, хорошим настроением. Садимся за парты.

3.Работа над темой.

Побеседуем

Общество людей делится на детей и взрослых.

-Скажите, чем отличаются взрослые от детей?

(дети отвечают, что у взрослых больше ответственности за детей, они отвечают за воспитание детей, они образованные люди, мудрые и опытные, у них больше прав, взрослые стараются, чтобы у детей было счастливое детство).

-А ваше детство вы считаете счастливым?

(Дети доказательно утверждают, что они счастливы, что живут в таком доме, здесь о них заботятся, здесь их любят, воспитывают, красиво одевают, вкусно кормят, имеются занятия по интересам, много бывает в детском доме гостей, которые не равнодушны к детям…) , т.е. взрослые, заботясь о детях, отвечают за свои поступки.

- "Я отвечаю за свои поступки". Как вы понимаете эти слова? ( Каждый может высказаться по теме, в зависимости от того, как он это понимает).

а) Я (акцент на этом слове) и никто другой.

б) Акцент на слове отвечаю (значит, думаю, принимаю решение, поступаю так, как обдумала и несу ответственность за свои поступки).

в) За свои и ничьи другие.

г) Отвечаю за поступки, значит осознанно делаю выбор, понимаю, что будет в результате, какие будут последствия моих действий.

Ответ - отвечаю - ответственность.

- Что такое вообще ответственность?

Ответственность – это значит выполнять свой долг, совершать свои поступки, думать, прежде чем что-либо сделать, стараться делать всё как можно лучше.

Ответственность – обязанность и готовность отвечать за совершенные действия, поступки и их последствия.

- Сейчас я попрошу вспомнить случай из вашей жизни, когда вы поступили ответственно и неответственно…

Расскажите о случае, когда вы поступали ответственно с вашей точки зрения.

Какие чувства вы испытывали ?

Соотнесите это чувство с цветом.

(предположите то же самое только с противоположной ситуации)

- Какой вывод можно сделать об ваших ответственных поступках?

– проявляя ответственность, мы получаем благодарность, подарки, мир кажется светлым и ярким.

-А какой вывод можно сделать о безответственности?

-когда ведем себя безответственно, вызываем порицание, наказание, мир представляется в темных красках.

-Молодцы! Все с заданием справились, значит, отнеслись к заданию ответственно.

4. Игра на внимание (Дети становятся в круг или около парт.)

- Наводить порядок дома или в школе (+)

- Свалить вину на других за свой поступок (-)

- Вначале закончить работу, а потом играть. (+)

- Вы продолжаете работать, даже если работа очень трудная. (+)

- Оставляете вещи в беспорядке, чтобы за вами убрали другие (-)

- Сначала думаете, а потом делаете. (+)

-Не обращать на прозвеневший звонок на урок, играть (-)

-Поднимать руку, если хочешь спросить или ответить (+)

-Не убирать со стола и не мыть посуду, мама всё сама сделает (-)

-Быть внимательным, активным на уроке (+)

-Молодцы! Все с заданием справились, значит, отнеслись к игре ответственно.

5.Определение СЕКРЕТА ЖИЗНИ

Вы, наверное, заметили, что выбор может быть различным в разных ситуациях.

Есть поступки, которые мы уже настолько выработали в своей жизни, что даже не замечаем, что поступаем всегда правильно:

1)например, здороваемся со старшими, знакомыми, друг с другом;

2)говорим "спасибо" и "пожалуйста" и т.д.

Это стало нашей привычкой, воспитанной с детства.

Но даже эти хорошие поступки постоянно проявляются в каждом из нас, если мы этого хотим, если мы отвечаем за них. Это и есть проявление доброй воли. Но всегда ли мы правильно пользуемся этим выбором?

Мы сегодня начали сложный разговор о том, как правильно поступать, почему нужно всегда, в любой ситуации обдумывать свои решения и не торопиться совершать поступки, чтобы потом не было мучительно больно, стыдно за свой выбор.

Давайте проанализируем, что может случиться в итоге в нашей повседневной жизни, если руководствоваться принципом: “Хочу и могу”, “Не хочу, но надо”.

“Хочу и могу”. (доскажи словечко)

1)хочу "отлично" учиться – … выучу;

2)хочу помочь маме - …. уберу комнату;

3)хочу много знать – …. буду читать книги;

4)хочу быть здоровым –…. буду закаляться;

5)хочу быть сильным – …. буду заниматься спортом;

6)хочу научиться плести из бисера – …. буду посещать кружок;

7) хочу стать уважаемым человеком- … делать правильный выбор своих поступках

"Не хочу, но надо" – выступление от лица родителей.

Папа Димы – шофер.

Я работаю водителем автобуса. Мне приходится каждое утро рано вставать и идти на работу. Иногда так хочется поспать, но я прекрасно понимаю, что если я не выйду на работу или опоздаю, то … Как вы думаете, что тогда будет?

Мама Алёны – врач.

Я работаю врачом на “Скорой помощи”. Мне приходится работать не только днем, но и ночью. Наша бригада выезжает к больным сразу же, как только поступит вызов. Мы знаем, что нам надо торопиться, чтобы скорее оказать помощь больному. А как вы думаете, что было бы, если бы мы сказали, что не хотим ехать?

-Молодцы! Работали активно, с заданием справились, значит, вы делаете всё ответственно.

А сейчас ребята представят вашему вниманию сценку

АЛИНА: мама, можно я пойду с девчонками на каток.

МАМА: Нет, Алина! Я не разрешаю тебе себе сегодня пойти с подружками на каток.

АЛИНА: мама, ты мне не доверяешь?

МАМА: Ты права, Алина. Я тебе не доверяю. Почему? Подумай сама, Алина. Подумай. (Мама уходит, качая головой).

АЛИНА (сама с собой). Что это она имеет в виду? Мне 10 лет. Я её дочь. Она должна мне доверять.

СОВЕСТЬ-ГОЛОС 1: Эй, Алина! Это я, твоя совесть!

Помнишь, на прошлой неделе пропустила занятия в школе без уважительной причины, а учителю сказала, что болела. Если человек может солгать, то он может совершать и другие поступки. Где была твоя честность?

СОВЕСТЬ-ГОЛОС 2: Эй, Алина! Это я, твоя совесть! А помнишь, как твоей старшей сестре попало за сломанную тобой настольную лампу, и ты ничего не сказала. Где была твоя порядочность?

СОВЕСТЬ-ГОЛОС 3: Эй, Алина! Это я, твоя совесть! Раз уж ты начала вспоминать, то вспомни-ка, как ты сдерживаешь свои обещания. Сколько раз ты обещала прибрать в своей комнате и просто все спихивала под свою кровать. И все бы ничего, если бы твоя мама не нашла там семейство обживающихся мышат.

Сколько раз ты обещала вовремя возвращаться с прогулки, и каждый раз опаздывала на две временные зоны. Где твоя аккуратность и настойчивость?

СОВЕСТЬ-ГОЛОС 4: Эй, Алина! Это я, твоя совесть! Что случилось с твоей ответственностью. Когда ты ушла к подружке и оставила своего трёхлетнего брата без присмотра, а ты обещала поиграть с ним, пока мамы нет дома. Где твоя ответственность? Где твоя надёжность и заботливость?

АЛИНА: Ну, ладно, ладно, хватит на этом. Может быть, я, правда, не всегда была честна, порядочна, ответственна, надёжна. Никто не совершенен. С сегодняшнего дня я начну быть достойной маминого доверия. Буду делать хорошо и не буду плохо!

- Как вы считаете? Удастся ли Алине быть достойной маминого доверия?

- Что для этого надо ей делать?

-Когда это может произойти?

Отвечай за свои поступки перед своей совестью и другими людьми

-Молодцы, вы ответственно подготовили это задание.

Ребята называют опасные ситуации, в которые попали дети на рисунках.

- Какой вывод можно сделать?

Отвечай за свои поступки перед самим собой

8. Таблица возрастающей ответственности

С годами ответственность человека не уменьшается, а только растет

Ответственность перед собой

Ответственность перед совестью, другими людьми
Ответственность перед законом, государством

9. Двустишия собственного сочинения об ответственном поведении (читают вслух сами)

1.Бумажку бросил- убирай,

Школьный двор не засоряй!

2. Я поливаю цветочки, чтобы не завяли в горшочках!

1.Сделал дело- потом играй

Маме по дому всегда помогай!

2. Бросил бумажку- убирай,

Другим пример показывай!

1.Сам ошибки исправляй и соседу помогай!

2.Трудное дело всегда выполняй и за работу ты приступай!

3.Не бросай свою работу,

Коли начал ты её!

4.За собой порядок наводи, а потом гулять иди!

1.Сам ошибки исправляй и других не совершай!

2.Трудное дело всегда выполняй, не ошибайся и не унывай.

3. Сделал дело, потом играй и гуляй смело

4.Школьную парту не обдирай, не рисуй, а вытирай!

Деревянченко Я.

1.Помогай с большой охотой,

Не бросай свою работу!

1.Если мама заболела,

Всё вокруг тебя верх дном,

Принимайся-ка за дело,

Без тебя не может дом.

1.Сам ошибки исправляй

Допиши и дочитай.

2.За собой порядок наводи

Убирай и вымывай.

10. Счастье - град

14 человек вывешивают части радуги на доске ( или рисуют) с правилами

Р (красный) Не подводить никого.

А (оранжев.) Соблюдать правила поведения.

Д (желтый) Уметь отвечать за свои дела, поступки.

У (зеленый) Хорошо выполнять обязанности.

Г (голубой) Быть надежным, исполнительным.

А (синий) Выполнять обещанное.

(фиолет) Не ждать напоминаний, проверок.

-Молодцы! Все с заданием справились, значит, отнеслись к игре ответственно.

- Что случилось бы, если бы, ученик, у которого красный и зеленый карандаши отказался повесить свою полоску.

(Радуга бы не получилась)

- Как поступил бы ученик?

Над радугой прикрепляется солнце (1 ученик), на котором написано: “Правила ответственности”.

-Уметь отвечать за свои поступки… Что это значит?

(читаем правила ответственности)

Дополнительно прикрепить облака (3 ученика):

1.Применять в своей жизни опыт других.

2.Понимать, что необдуманные действия могут принести вред мне и другим.

3.Понимать, что с плохими привычками надо постоянно бороться, так как плохое прививается быстро, а хорошее только через усилие воли.

-Посмотрите на нашу доску.

Солнце, радугу и облака мы можем назвать “Счастьеграммой”, потому что, когда помогаешь окружающим, делаешь добро людям, тогда и на душе становится тепло и радостно.

НАШ СЕКРЕТ: СЕРДЦЕ

Наш секрет - это сердце, которое подскажет вам, как надо поступить, какой выбор сделать в том или ином случае, потому что, я думаю, вы поняли, что, прежде чем совершать какой-либо поступок, надо хорошенько подумать о его последствиях.

И уж если вы окончательно решили сделать что-либо хорошее, то делайте все с душой, с чистым сердцем. И вот сейчас мне вспомнились слова С.Я. Маршака

Пусть каждый день

Вам новое добудет.

Пусть будет добрым ум у вас,

А сердце умным будет.

Мир, мир, мир везде,

Мир в тебе, мир во мне!

Свет, свет, свет везде.

Свет в тебе, свет во мне!

Любовь, любовь, любовь везде,

Любовь в тебе, любовь во мне!

(сердца ответственности раздать)

-Когда вы будете совершать какой-то поступок, раскрывайте свои сердца для лучших поступков задавайте себе вопросы, которые написаны на ваших сердцах ответственности: ЧТО? ЗАЧЕМ? КАК?

11.Итог занятия. ( 2 ученика читают стихотворение)

Очень нужно любому.

Важно оно очень

Без него - никуда.

Забыл, что ответственен -

Ты помни, дружочек,

Все время об этом.

С другим поделись

Этим важным секретом.

Итогом нашего разговора будут не только наши правильные слова, но и дела. Пусть народная мудрость “Семь раз отмерь, а один раз отрежь” будет для вас постоянным ориентиром.

Автор конспекта:
Автор(ы): — Тутунару Людмила Сергеевна

Место работы, должность: — МОУ СОШ с.Новая Порубёжка учитель русского языка и литературы

Регион: — Саратовская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее (полное) общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 8 класс

Предмет(ы): — Внеклассная работа
Предмет(ы): — Литература

Выявить , при помощи каких средств автор раскрывает главную мысль рассказа: каждый человек несёт ответственность за всё происходящее вокруг

Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Учащихся в классе (аудитории): — 7

Используемые учебники и учебные пособия: —

Учебник "Литература 8 класс "(авторы -В.Я.Коровина, В.И.Коровин).

Краткое описание: — урок литературы "Моральная ответственность человека за всё происходящеевокруг" (на примере рассказа л.Н.Толстого "После бала". Нравственность не может быть ни на чём основана, кроме как на сознании себя духовным существом, единым со всеми другими. Жизнь для себя и нравственность несовместимы.

Нравственность не может быть ни на чём основана, кроме как на сознании себя духовным существом, единым со всеми другими. Жизнь для себя и нравственность несовместимы.

Единственный способ перенести бесчеловечность людей по от­ношению друг к другу — превратить свою собственную жизнь в образец человечности по отношению к людям.

Задачи:

2 .Развивать умение доказывать собственную точку зрения.

3 .Воспитывать чувство ответственности за свои поступки и поступ­ки окружающих.

Тип урока: изучение новой темы

Технология:проблемна

Оборудование:учебник, отрывки из текста, компьютер.

ХОД УРОКА

Здравствуйте, дорогие ребята! (музыкальны йфон).

Сегодня встретились в первый раз,

Вы от меня не прячьте

Сиянье ваших умных глаз,

Пусть будут поиски, сомненья,

И как ни краток встречи срок,

Быть может, мы сойдёмся в мненьях,

Совместно проведя урок.

  • Ребята, вы когда-нибудь задумывались: почему некоторые люди искренне добры в одной ситуации и так искренне злы в другой?
    • Кто виноват? В чём причины?
    • Что может принести окружающим увиденное зло?

    А эпиграфами к уроку будут слова Л.Н.Толстого и слова Пэйтона Стюарта.

    Нравственность (мораль) — внутренние, духовные качества, которы­ми руководствуется человек, а также нормы поведения, определяемые этими качествами.

    Ответственность — необходимость, обязанность отвечать за свои дей­ствия, поступки, быть ответственными за них.

    • Ребята, самостоятельно сформулируйте тему урока. Как вы думае­те, о чём же мы сегодня будем говорить?

    А цель сегодняшнего урока: Выявить, при помощи, каких средств ав­тор раскрывает главную мысль рассказа: каждый человек несёт ответст­венность за всё происходящее вокруг.

    В рассказе сообщается о разговоре нескольких лиц, в котором ста­вится вопрос о глобальной проблеме совершенствования мира и человека. Человек всегда ощущал потребность борьбы со всем дурным внутри себя и в жизни.

    А вот с чего начинать: с внешних условий, со среды или с себя?

    Послушайте внимательно две мелодии. Сравните, каков характер му­зыки?

    (дети характеризуют каждую мелодию)

    Музыкальные произведения, прослушанные вами, резко противопос­тавлены друг другу. Как в литературе называется это художественное средство?

    (Антитеза — противопоставление в литературном произведении ха­рактеров, эпизодов, понятий и т.д.)

    Б) Групповая работа. Индивидуальное задание в паре.

    • Ребята, вы разделены на группы, а два человека работают индиви­дуально в паре, сейчас каждая группа будет выполнять задание. Отрывки из текста и план анализа у вас на столе.

    Давайте проанализируем два эпизода.

    • Почему некоторые люди искренне добры в одной ситуации и так искренне злы в другой?
    • Кто виноват? В чём причина?
    • Что может принести окружающим увиденное зло?
    • Проверка выполнения группового задания.

    Выпишите выразительные средства: эпитеты, характеризующие:

    Наряд Вареньки: платье — белое, пояс — розовый, перчатки — белые лайковые, башмачки белые — атласные.

    Варенька: лицо — сияющее зарумянившееся, глаза ласковые, милые Полковник: лицо румяное, улыбка — ласковая, радостная, глаза — блестящие

    Рассказчика — весёлость, счастье, доброта, неземное существо, не знающее зла и способное на одно добро

    2 группа

    Выпишите выразительные средства: эпитеты, характеризующие:

    Полковник: походка — твёрдая, подрагивающая, голос — гневный, са­моуверенный,

    действия полковника — бил по лицу солдата, который недостаточно сильно бил наказываемого Наказываемый:

    Походка — дергался всем телом, шлёпал ногами по талому снегу

    Лицо — сморщенное от страданий

    Спина — пёстрое, красное, неестественное что-то

    Черный, пестрый, красный

    Полковника: гнев, злость Рассказчика тоска, ужас

    Какое музыкальное произведение, прослушанное сегодня на уро­ке, может служить иллюстрацией к этому эпизоду?

    В) Проверка выполнения группового задания.

    • Итак, 1 группа.
    • Каков бал в представляющем эпизоде?
    • Какие цвета представлены в данном эпизоде?
    • Каковы чувства героев?
    • Какое музыкальное произведение, прослушанное сегодня на уроке, может служить иллюстрацией к этому эпизоду?
    • Каков же общий вывод по 1 части рассказа? (здесь описан красивый бал, с весёлыми танцами, с милой красивой Варенькой, с её симпатичным отцом, который вызывал у И. В. радостное настроение, ведь он был влюб­лён в Вареньку, захвачен праздничной атмосферой вечера )
    • Итак, слово второй группе.
    • Каков полковник после бала?
    • Каков наказываемый солдат?
    • Какие цвета представлены в данном эпизоде?
    • Каковы чувства героев?
    • Какое музыкальное произведение, прослушанное сегодня на уроке, может служить иллюстрацией к этому эпизоду?
    • Каков же общий вывод по 2 части рассказа?(Здесь описана сцена экзекуции (наказания солдата за побег). Тот же полковник, который на балу был ласков, обходителен, на плацу — груб и безжалостен, равнодушен. Иван Васильевич разочарован, созданный в его душeмир полностью раз­рушен.)
    • С чем ассоциируется белый цвет в первой части?(счастье, красо­та, чистота)
    • А во второй части обратите внимание на художественную деталь: оскал белых зубов наказываемого. Какую символику несёт белый цвет в этой детали?

    (символ муки, страдания)

    • Почему же полковник, любящий, внимательный отец, оказался та­ким жестоким но отношению к солдатам? Был ли он двуличным? Или ис­кренним и на балу и после бала? (искренен: он не рассуждая, как никола­евский служака, по распорядку прогоняет сквозь строй…, считал что «Всё по закону)
    • Кто же виноват во всём этом?(общество, социальные условия, ко­торые искажали натуру человека, прививали ему ложные понятия о дол­ге.)
    • В какое время был написан этот рассказ?(1840г., время Николая 1).

    Г) Проверка индивидуального задания

    • Что общего в картине и в рассказе?(Композиции, контраст)
    • Каков вывод?(с помощью контраста мы постигаем идею: видим двойную жизнь полковника, а в картине более остро ощущаем положение крестьян, видя, что едят крестьяне, и в самой маленькой части — окошке

    Толстой приоткрывает и герою, и читателю истину: есть иной закон, по которому испокон веков пытались жить люди. Какой это закон?(нрав­ственный)

    Но братцы не милосердствовали.(Милосердие — готовность помочь или простить кого-нибудь из сострадания и человеколюбия.)

    И только два человека услышали эти мольбы. Кто они?(Иван Васильевич и слабый солдат, который за свое сострадание тут же был на­казан.)

    • Как вы думаете, к чему призывает, подталкивает нас и героя автор? Какая простая, но важная истина открывается герою в этот святой день? Как надо учиться жить?(По Божьим законам, сострадая, прощая, любя людей.)

    5. Творческое задание.

    • А теперь я вас прошу представить, что вы депутаты, продвигающие в думу новшество: свод нравственных законов: каждая группа предлагает по 3 наиболее важных на ваш взгляд, желательно созвучных нашему уро­ку.

    Творческое задание: составить три правила нравственного закона:

    Воля. Разум и Сердце обратились к науке, чтоб разрешить спор, кто из них важнее.

    Воля, сказала, что без нее ничто не достигает совершенства. Разум воскликнул, что без него невозможно ничего распознать, Сердце утвер­ждало, что в ней обитает душа, совесть, доброта, милосердие, всё исходит от нее.

    Выслушав их, Наука ответила:

    «Воля, ты всё верно сказала, но ведь ты можешь служить не только добру, но и злу. Разум! Ты прав, но ведь лукавство и коварство тоже тво­рения твоих рук.

    Главное помните — необходимо оставаться в любой ситуации людь­ми!

    Хотя наша встреча была недолгой, Увидела: в вас равнодушья нет. Желаю вам добра, любви и чувство долга,

    Душа по капле собирает свет.

    Спасибо всемза урок.

    Файлы: В гостях у Максимилиана Волошина.docx
    Размер файла: 28471 байт.

    Цели урока: расширить знания учащихся о биографии писателя; определить социально-нравственные проблемы рассказа; развивать навыки анализа текста; обучать ведению диспута; способствовать развитию творческого мышления учащихся; воспитывать нравственные качества личности.

    Ход урока

    - Что вы знаете о Л.Н.Толстом? (Слайд № 3,4,5).

    - Какие его произведения вы читали?

    - Что такое рассказ?

    (Рассказ - эпический жанр. Основу рас­сказа обычно составляет одно событие или происшествие, хотя могут быть и более объемные темы, охватывающие длительные отрезки времени, даже всю жизнь героя. В рас­сказе, как правило, одна сюжетная линия) (Слайд №6).

    - Когда написан рассказ? (Рассказ написан в 1903 году.)

    - Какие события стали сюжетной основой рассказа?

    О каком времени пишет Тол­стой?

    (О сороковых годах XIX века, о времени правления Ни­колая I, прозванного Николаем Палкиным).

    - Как начинается рассказ? В чем необычность такого начала?

    - Что мы узнаем об Иване Васильевиче в начале рассказа? Какое значение это имеет?

    - Какие события описаны в рассказе?

    (В рассказе два главных события: бал у губернского предводителя и сцена наказания солдата - экзекуция.

    Экзекуция – порядок приведения в исполнение телесного наказания или смертельной казни).

    Учитель:Толстой целенаправленно шел по пути самопознания. Пытался понять, почему он и другие люди поступают так, а не иначе, откуда берется в человеке любовь и ненависть, добро и зло. Всю жизнь занимался самосовершенствованием, сутью которого являлось стремление быть нужным, полезным, делать добро, различать правду и ложь, быть высоконравственным человеком.

    - А что такое нравственность? Что такое мораль?

    - Какого человека можно назвать высоконравственным? (Чтение из толкового словаря и запись определений в тетрадь.) (Слайд № 9).

    Картина экзекуции, которая предстала перед влюблённым рассказчиком, полностью разрушила его мечты. Реальная действительность грубо вторглась в мир жизнерадостного юноши, беспощадно поломав его (Слайды 10 – 11).

    - Почему любовь Ивана Васильевича с того памятного утра пошла на убыль?

    УЧИТЕЛЬ: Многие исследователи основу конфликта этого рассказа видят в изображении двоедушия полковника. По их мнению, полковник на балу изображен в маске, а после бала — в истинном свете, без маски. Так ли это? Постараемся выяснить. Выскажите свои мнения по следующим вопросам.

    • На какие выводы о душевных качествах полковника наталкива­ет его поведение по отношению к дочери на балу?

    (В сцене бала полковник не только кажется красивым, милым и добрым — он на самом деле мил, красив и добр, конечно, по отношению к людям определенного круга. Полковник искренне любит дочь и заботится о ней. По замечанию и предположению Ивана Васильевича, полковник носит домодельные, а не модные сапоги, чтобы одевать и выводить Вареньку в высший свет. Варенька платит отцу любовью и даже гордится им).

    (Полковник искренен и на балу, когда радостный, счастливый танцует с дочерью или подводит ее к влюбленному в нее молодому человеку, и по­сле бала, как ревностный николаевский служака, по давно тщательно продуманному порядку прогоняет сквозь строй провинившегося солдата.)

    • Какие качества характера полковника проявляются в сцене на плацу.
    • Почему Иван Васильевич не вмешался происходящее?

    (Может быть, где-то в глубине души у полковника есть чувство жалости к несчастному, униженному человеку. Он, вероятно, стыдясь, делает вид, что не узнает Ивана Ва­сильевича и отворачивается. Но это не снимает с него вины, а лишь объясняет мотивы его поступков. Он, как офицер верит в необходимость жестокой расправы с теми солдатами, кто посмел ослушаться. Другое мнение: полковник просто не считает солдат за людей, поэтому не жалеет их. Отвернулся он потому, что поклонник его дочери вторгся в дела его службы, увидев расправу над солдатом.)

    • В чем корень противоречий, по мнению автора? Согласны ли вы с писателем?

    (Иван Васильевич не находит ответа и где-то в глубине души смутно догадывается, что в иных жизненных ситуациях, заставляющих человека быть то одним, то другим, повинно общество. Дойти до истины Ивану Васильевичу так и не удалось. До самой смерти он не мог понять принципы нелепо устроенного общества и сохранил веру в то, что поведение человека зависит от случая. Но в глубине души он уверен, что дело не в случае, не в одном офицере, а в каких-то более основательных социальных причинах.)

    А теперь вернемся к вопросу, прозвучавшему в начале нашей беседы, и попытаемся на него ответить

    -Несет ли человек моральную ответственность за происходящее?

    - Изменится ли мир, если люди будут стремиться к самосовершенствованию? Как этого добиться?

    Работа с иллюстрациями

    - Рассмотрите иллюстрации к рассказу. К каким эпизодам они относятся?

    - Удалось ли художникам передать настроение и пафос рассказа?

    Выводы

    - Какие проблемы ставит Л.Н. Толстой в рассказе?

    Другая проблема произведения: "Способен ли человек противостоять среде, имея твёрдую жизненную позицию? ". Вопрос риторический - каждый должен дать на него ответ сам, сделав свой выбор. Толстой отвечает на него за героя и за себя. В черновиках рассказа Иван Васильевич становится военным, однако потом уходит со службы, так и не сумев привыкнуть к такой "законной обыденности". Толстой меняет концовку, чтобы показать - выбор, один момент, когда принято решение, - это поворот в жизни.

    - Кого из героев можно назвать высоконравственным человеком? Почему?

    - Какова идея рассказа? Главная идея рассказа – протест против насилия и лицемерия, против унижения достоинства человека.

    Значение рассказа огромно. В нём перекликаются две эпохи - та, которую изображает Толстой – 40-е годы XIX века, эпоха правления Николая I, и та, которая присутствует незримо, в постановке социальных и нравственных проблем – 900-е годы.

    Но пером писателя водило не столько желание восстановить в памяти минувшее, сколько стремление обратить внимание современников на незаживающие раны настоящего. Ведь 900-е годы – это эпоха назревающего в стране кризиса перед русско-японской войной, которую Россия проиграла, и первой революцией 1905 года. Поражение показало несостоятельность государственного режима, ведь армия в первую очередь отражает ситуацию в стране.

    В рассказе читатель переносится в 40-е годы 19 века. В России правит Николай I, прозванный в народе Николаем Палкиным (Павлович).

    В русской армии свирепствовала жесточайшая палочная дисциплина: за малейшую провинность солдаты подвергались суровым наказаниям. Бесчеловечное отношение к солдатам, которых, как правило, набирали из крепостных крестьян, было нормой в ХVIII-ХIХ веках.

    В рассказе автор выступает против насилия и гнёта, бесчеловечного отношения к солдатам.

    Тема раскрывается через изображение эволюции внутреннего мира, мировоззрения повествователя.

    Тема ответственности человека за происходящее вокруг актуальна и по сей день. К сожалению, в нашей жизни нам приходится сталкиваться с несправедливостью. На уроках литературы, изучая произведения, будем находить мирные пути решения конфликтов.

    Итоги урока:

    Каждому из вас когда-нибудь придётся делать выбор. Хотелось бы, чтобы он был правильным. Мы изучили содержание, структуру и художественные особенности, мы увидели в Иване Васильевиче отчасти самого автора, в его извечном и отчаянном стремлении уничтожить все зло в людях…

    Читайте также: