Внутреннее право это еще одно название национального закона не так ли

Обновлено: 29.06.2024

Рассмотрим вопрос о соотношении национального и международного права.

Национальное и международное право не могут существовать изолировано. Нормотворчество в международной правовой практике подвержено влиянию национальных правовых систем. Нормы национального права регламентируют реализацию внешней политики страны. Международное же право оказывает заметное влияние на национальное законодательство.

По проблеме соотношения национального и международного права в юридической науке сложились разные точки зрения, раскрываемые в рамках двух основных направлений:

Сторонники монистического подхода полагают, что национальное и международное право находятся в определенном соподчинении. Иными словами, либо национальное право господствует над международным, либо международное право преобладает над национальным. Концепция превосходства международного права над национальным правом получила более широкое распространение.

Сторонники дуалистического подхода признают параллельное существование системы национального и международного права. Они полагают, что правовые системы отдельных государств и международное право развиваются относительно независимо друг от друга, но, одновременно, находятся и в некоторой взаимосвязи.

Международное право – это система юридических принципов и норм, которые выражают согласованную волю соответствующих участников международных отношений и регулируют их взаимоотношения.

Основным источником межнационального права выступает международный нормативно-правовой договор, в котором отражается совместная позиция участников по определенным вопросам, представляющим их совместный интерес.

Международное право занимает наднациональное положение, оно явным образом не принадлежит ни одной из национальных правовых систем.

Вместе с тем общепризнанные принципы и нормы международного права имплементируются в национальные правовые системы стран, которые принимают соответствующие межгосударственные договоренности.

В части 4 статьи 15 Конституции России говорится о том, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ выступают составной частью национальной правовой системы государства. Также указывается что, если международным договором (в котором участвует Россия) были установлены иные правила, нежели предусмотрены национальным законодательством, то применяются положения договора. Иными словами, нормам международного права отдается приоритет над положениями внутреннего национального законодательства.

Международное право в дополнение к национальным законам участвует и в защите прав и свобод человека и гражданина. В Конституциях многих стран отражено право каждого обращаться в межнациональные органы для защиты своих прав и свобод в случае, если были исчерпаны все предусмотренные национальные средства правовой защиты.

В последнее время активно развиваются нормы, которые регулируют порядок реализации международно-правовых положений, то есть нормы международно-процессуального права.

На современном этапе внутренний и внешний правопорядки оказываются тесно взаимосвязаны. Международное право наряду с национальным правом становится правом лишь с признанием свобод индивидов и их правосубъектности. Только в подобной правовой конфигурации возможны право, правопорядок и правовые отношения как во внутренних, так и во внешних делах.

В системе международного права выделяют международное публичное право и международное частное право. Первое регламентирует отношения между государствами, а второе – гражданско-правовые отношения с участием иностранных физических либо юридических лиц, а также отношения по поводу находящегося за границей имущества.

Таким образом, национальное право и международное право формируют правовые основы для регулирования системы общественных отношений. Они находятся в тесной взаимосвязи. В литературе существуют разные точки зрения по вопросу соотношения национального и международного права.

2.3. Соотношение внутригосударственного и международного права

Вопрос о соотношении международного и внутригосударственного (национального) права является одним из центральных в теории международного права. Международная доктрина в этом вопросе выработала три основных направления: одно дуалистическое и два монистических.

Советская концепция по этому вопросу основывалась на следующих посылках:

- международное и внутригосударственное право, будучи самостоятельными правовыми системами, находятся в постоянном взаимодействии, которое опосредуется волей государств - участников международного общения;

- оценивая обе монистические теории как несоответствующие объективной реальности существования суверенных государств, нельзя отрицать возможного преимущественного значения той или иной системы права в процессе их тесного взаимодействия;

Международное (публичное) право отличается от внутригосударственного права. Отличия сводятся к следующему:

- По предмету правового регулирования - международное право регулирует отношения, возникающие только между специфическими субъектами; внутригосударственное право регулирует весь спектр общественных отношений, возникающих внутри государства и не затрагивающих интересы других государств, за исключением возникающих коллизий между правовыми системами различных государств.

- По характеру регулируемых отношений - международное право регулирует исключительно демократические отношения; во внутригосударственном праве характер регулируемых отношений зависит от политико-правового режима.

- По субъектам - международное право регулирует отношения преимущественно между классическими субъектами права (государствами, нациями и народностями, борющимися за национальную независимость, международными межправительственными организациями и государствоподобным образованием); во внутригосударственном праве субъектами являются физические и юридические лица, государственные органы и другие субъекты, действующие на территории государства.

- По способу создания норм - в международном праве нормы создаются самими субъектами права для себя путем согласования воль при принятии акта; во внутригосударственном праве нормы права создаются специально уполномоченными органами.

- По источникам права - в международном праве источниками права являются договор и международный обычай; во внутригосударственном праве — закон, подзаконный акт, обычай, нормативный договор.

Международное (публичное) право отличается от международного частного права:

- По характеру нормативного образования - международное право — самостоятельная система права; международное частное право - отрасль российского права.

- По субъектам - субъектами международного права являются специфические субъекты; субъектами международного частного права — субъекты национальных правовых систем, обремененные иностранным элементом.

- По характеру регулируемых отношений - международное право регулирует отношения между специфическими субъектами (государствами, нациями и народностями, борющимися за национальную независимость, международными межправительственными организациями, государствоподобным образованием); международное частное право - гражданско-правовые отношения в широком смысле слова (гражданские в истинном смысле слова, семейные, наследственные, кооперативные, авторские и др.).

- По источникам - источниками международного права являются договоры и обычаи; международного частного права - как источники национального права, так и международные договоры и обычаи.

Нормы международного права создают права и обязанности только для субъектов международного права.

Органы государственной власти и иные субъекты, находящиеся на территории государства, непосредственно нормам международного права не подчиняются.

Реализация международных обязательств на внутригосударственном уровне осуществляется путем вхождения норм международного права в нормы внутригосударственного права.

Сам процесс вхождения норм международного права в национальное законодательство называется имплементацией. Способы вхождения именуются трансформацией. В широком смысле трансформация представляет собой способ осуществления международного права посредством издания государством внутренних нормативных актов (законов, актов ратификации и публикации международных договоров, административных постановлений, распоряжений и т.п.) и обеспечение исполнения им своего международного обязательства или в интересах использования им своего международного правомочия. Таким образом, норма международного права не преобразуется, она сохраняет свой статус. А вот ее содержанию, правилу поведения придается статус нормы национального права. Собственно, речь идет об имплементации международной нормы при помощи национального права.

Трансформация может быть общей и индивидуальной.

При общей трансформации государство устанавливает, что все или только определенные виды принятых им международно-правовых норм являются частью национального права страны.

При индивидуальной трансформации необходимо в каждом случае вводить международные нормы в национальное право страны специальным актом.

В некоторых странах, например в Великобритании, в отношении обычного международного права применяется общая трансформация, а в отношении договоров - индивидуальная. В России в отношении международных договоров применяется индивидуальная трансформация (Государственной Думой РФ издается специальный закон о ратификации).

В доктрине международного права различают несколько способов трансформации:

а) прямую рецепцию - когда норма международного права без изменения заимствуется национальным законодательством. Нередко этот способ именуется инкорпорацией, т.е. включением;

б) бланкетную рецепцию - когда норма международного права не заимствуется, но на нее делается соответствующая;

в) собственно трансформацию - когда норма международного права изменяется путем создания словесной национальной транскрипции (переводится на другой язык) и закрепляется в национальном нормативном акте, но ее смысловое значение при этом не претерпевает значительных изменений.

Читайте также: