Право это явление государственное как автор объяснил связь права и государства

Обновлено: 01.07.2024

С появлением в теории правового государства принципа неотъемлемых естественных прав человека она обретает свое основное ценностное качество, становится высшим приоритетом. для обеспечения этого принципа необходимо разделение властей призванное их уравновешивать, господство правого закона. Приоритет прав человека не снимает с него ответственности а надлежащее использование своих прав и свобод и одновременно возлагает ответственность за обеспечение этих прав на государство. Создается особая правовая связь взаимная ответственность государства и гражданина. Правовое государство для выполнения своей основной функции — защиты и охраны прав и свобод граждан — должно быть оснащено системой процедур, механизмов, институтов, гарантирующих субъективные прав человека. Важное значение имеет принцип связанности законодателя правами человека. Правовое государство невозможно создать в обществе, раздираемом социальными противоречиями, политической борьбой, выходящей за пределы права. Правовое государство может существовать и успешно развиваться в обществе, где есть1еогласие граждан относительно принципов его устройства, целей его развития, где свобода и права человека сопряжены уважением и доверием сограждан к государственным учреждениям и друг к другу. Нравственные факторы, солидарность, объединение вокруг общепризнанных ценностей — эти неправовые факторы оказывают неоценимое влияние на отношение к правам человека, праву, законности. Как бы ни были прекрасны принципы правового государства, их никогда бы не удалось воплотить в жизнь в атмосфере нестабильности, безверия, нравственной деградации общества. Цель правового государства — защищая права человека, обеспечить достоинство личности, как неотъемлемый компонент культуры общества, воплотившей многовековые представления о самоопределяющемся человеке, свободном от нищеты, насилия, угнетения, унижения. В обеспечении достоинства огромная роль принадлежит характеру взаимоотношений человека и власти, при котором человек выступает не как объект команд, а как равноправный партнер государства, участвующий в принятии решений, осуществляющий в предусмотренных законом формах контроль за деятельностью властных структур, освобожденный ют жесткой опеки государства. Е.В.Лукашева

С1. Назовите принципы правового государства, приведенные автором.

С2. Автор перечисляет условия, которые необходимы для существования правового государства. Назовите три условия.

С3. Автор утверждает, что «правовое государство невозможно создать в обществе, раздираемом социальными противоречиями, политической борьбой, выходящей за пределы права. Опираясь на текст и собственные знания, приведите три аргумента, доказывающие правоту утверждения автора.

С4. Автор утверждает, что приоритетным принципом правового государства являются естественные права человека, для обеспечения которых необходимо разделение властей. Опираясь на знание обществоведческого курса и свой жизненный опыт, приведите три аргумента, доказывающих утверждения автора.


  • Принцип неотъемлемых естественных прав человека

  • Принцип связанности законодателя правами человека

  • Принцип разделения властей

  • Принцип взаимной ответственности государства и личности

  • согласие граждан относительно принципов его устройства, целей его развития;

  • уважение и доверие сограждан к государственным учреждениям и друг к другу;

  • солидарность, объединение граждан вокруг общепризнанных ценностей;

  • человек выступает как равноправный партнер государства, участвующий в принятии решений, осуществляющий в предусмотренных законом формах контроль за деятельностью властных структур;

  • человек освобожден от жесткой опеки государства.

1) социальные противоречия и политическая борьба свидетельствуют, что в обществе нет условий, необходимых для существования правового государства:


  • отсутствуют общепризнанные ценности;

  • отсутствует гражданская солидарность;

  • существует неуважение к праву;

  • отсутствует доверие к государству;

  • отсутствует доверие граждан друг к другу;

З) социальные противоречия и политическая борьба не дают государству возможности достигнуть главной цели правового государства — защитить права и свободы человека, обеспечить достоинство личности.


  1. разделение властей позволяет создать систему сдержек и противовесов, обеспечить контроль за действиями каждой из ветвей власти;

  2. система сдержек и противовесов позволяет контролировать качество принимаемых законов. Например, Конституция РФ предусматривает возможность обращения в Конституционный Суд для установления соответствия принятых нормативных актов Конституции РФ;

  3. разделение властей обеспечивает независимость судебной власти от исполнительных и законодательных органов, что позволяет ей защищать права человека, опираясь на закон.

Прочитайте текст и выполните задания С1-С4.

Право и закон.

Конечно, категории права и закона не совпадают. Закон есть одна из форм выражения права… их отождествление недопустимо. Но и излишнее противопоставление этих двух понятий не ведет к достижению позитивных целей. Это порождает правовой нигилизм… Н.И.Матузов

С1. Укажите два подхода к пониманию сущности права, охарактеризованные в тексте.

С2. Какой из данных подходов, с точки зрения автора, является правильным? Приведите три любых аргумента, с помощью которых автор показывает несостоятельность другого подхода.

С4. Какую функцию права называет автор? Опираясь на знание обществоведческого курса, укажите любые три других функции права в обществе.
С1. Два подхода:

1) право- это законы, принимаемые демократическим обществом и выражающее суверенную волю народа;

2) право- это общие принципы гуманизма, нравственности, справедливости.

1) автор разделяет первый из подходов к пониманию сущности права (законы, принимаемые демократическим обществом и выражающее суверенную волю народа).

2) любые три аргумента содержащиеся в тексте:


  • размываются критерии правомерного и неправомерного, законного и противозаконного;

  • затрудняется решение задачи укрепления правопорядка;

  • затрудняется решение задачи обеспечения стабильности и организованности в обществе;

  • открывается простор для произвола;

  • порождает правовой нигилизм;

  • размывается нормативная основа права, затрудняется его регулятивная роль; и т.д

2) сказано что автор не считает закон единственным источником права;

3) указаны три других источника права:

1) регулятивная функция права

2) указаны три другие функции: экономическая ; политическая; социальная; охранительная функция.

Прочитайте текст и выполните задания С1 — С4

С появлением в теории правового государства принципа неотъемлемых естественных прав человека она обретает свое основное ценностное качество, становится высшим приоритетом. для обеспечения этого принципа необходимо разделение властей призванное их уравновешивать, господство правого закона. Приоритет прав человека не снимает с него ответственности а надлежащее использование своих прав и свобод и одновременно возлагает ответственность за обеспечение этих прав на государство. Создается особая правовая связь взаимная ответственность государства и гражданина. Правовое государство для выполнения своей основной функции — защиты и охраны прав и свобод граждан — должно быть оснащено системой процедур, механизмов, институтов, гарантирующих субъективные прав человека. Важное значение имеет принцип связанности законодателя правами человека. Правовое государство невозможно создать в обществе, раздираемом социальными противоречиями, политической борьбой, выходящей за пределы права. Правовое государство может существовать и успешно развиваться в обществе, где есть1еогласие граждан относительно принципов его устройства, целей его развития, где свобода и права человека сопряжены уважением и доверием сограждан к государственным учреждениям и друг к другу. Нравственные факторы, солидарность, объединение вокруг общепризнанных ценностей — эти неправовые факторы оказывают неоценимое влияние на отношение к правам человека, праву, законности. Как бы ни были прекрасны принципы правового государства, их никогда бы не удалось воплотить в жизнь в атмосфере нестабильности, безверия, нравственной деградации общества. Цель правового государства — защищая права человека, обеспечить достоинство личности, как неотъемлемый компонент культуры общества, воплотившей многовековые представления о самоопределяющемся человеке, свободном от нищеты, насилия, угнетения, унижения. В обеспечении достоинства огромная роль принадлежит характеру взаимоотношений человека и власти, при котором человек выступает не как объект команд, а как равноправный партнер государства, участвующий в принятии решений, осуществляющий в предусмотренных законом формах контроль за деятельностью властных структур, освобожденный ют жесткой опеки государства. Е.В.Лукашева

С1. Назовите принципы правового государства, приведенные автором.

С2. Автор перечисляет условия, которые необходимы для существования правового государства. Назовите три условия.

С3. Автор утверждает, что «правовое государство невозможно создать в обществе, раздираемом социальными противоречиями, политической борьбой, выходящей за пределы права. Опираясь на текст и собственные знания, приведите три аргумента, доказывающие правоту утверждения автора.

С4. Автор утверждает, что приоритетным принципом правового государства являются естественные права человека, для обеспечения которых необходимо разделение властей. Опираясь на знание обществоведческого курса и свой жизненный опыт, приведите три аргумента, доказывающих утверждения автора.
Прочитайте текст и выполните задания С1-С4.

Право и закон.

Конечно, категории права и закона не совпадают. Закон есть одна из форм выражения права… их отождествление недопустимо. Но и излишнее противопоставление этих двух понятий не ведет к достижению позитивных целей. Это порождает правовой нигилизм… Н.И.Матузов

С1. Укажите два подхода к пониманию сущности права, охарактеризованные в тексте.

С2. Какой из данных подходов, с точки зрения автора, является правильным? Приведите три любых аргумента, с помощью которых автор показывает несостоятельность другого подхода.

С4. Какую функцию права называет автор? Опираясь на знание обществоведческого курса, укажите любые три других функции права в обществе.

Здоровый человек не тот, у которого ничего не болит, а тот, у которого каждый раз болит в другом месте. Мишель Крестьен
ещё >>

Проблема соотношения государства и права, по существу, сводится к вопросу о том, что первично: государство или право, зависит ли государство от права или, напротив, право зависит от государства.

Можно выделить пять основных позиций в трактовке данного вопроса.

Первая позиция получила название этатистской. Согласно данной позиции государство является главным институтом общества, организатором экономической и других сфер жизни общества. Во благо общества государство устанавливает определенный правопорядок, защищает и охраняет общество от нападений извне и т. д. Государство предшествует праву, последнее зависимо от государства, порождено им. Следовательно, право выступает совокупностью государственно-властных велений и обеспечивается возможностью применения государственного принуждения.

Эта позиция обосновывает подчиненное положение права относительно государства. Право рассматривается исключительно с точки зрения его инструментальной ценности для общества. Государство не связано правом, а само устанавливает такое право, которое считает необходимым и полезным для государства.

Такой подход к соотношению государства и права способствовал формированию и утверждению в Советском государстве тоталитарного режима, поскольку допускал вмешательство государства в частную жизнь, а также во все сферы жизни общества.

Вторая позиция сложилась на основе естественно-правовой теории и предполагает существование права до и независимо от государства. Государство — продукт права, так как утверждается юридическими способами, предшествующим государству правопорядком. Государство подчиняется праву, поскольку само государство возникает из потребности обеспечить действие права как системы нормативного регулирования. Из этой позиции возникла идея правового государства, в котором утверждается верховенство (господство) права.

Третья позиция — дуалистическая и исходит из существования сложной двусторонней функциональной связи между государством и правом: они не могут существовать друг без друга и оказывают воздействие друг на друга. Таким образом, связь между государством и правом двусторонняя, связь взаимной зависимости: право без государства бессильно, государство же не способно существовать без права как регулятора общественных отношений.

Четвертая позиция — позитивистская. Она базируется на философии юридического позитивизма, которая была распространена в конце XIX в. в Германии и России. Рассматриваемая позиция проповедует идею самоограничения государства: издавая законы, государство тем самым ограничивает себя ими, обязано подчиняться законам. Однако такое самоограничение определяется самим государством.

Пятая позиция обычно именуется либерально-демократической. Она обосновывает идею связанности государства правом. Этот подход исходит из различения закона и права, считая право первичным элементом. Данное положение должно учитывать государство, принимая новые законы и регулируя отдельные стороны жизни общества.

Каждая из названных позиций играла определенную роль в различные периоды развития общества. Либерально-демократический подход получил в последнее время наибольшее признание. Вместе с тем признается взаимное воздействие права и государства друг на друга. Рассмотрим сначала воздействие права на государство.

В юридической литературе отмечаются два главных направления воздействия права на государство: на внутреннюю организацию государства; на деятельность государства.

Первое направление характеризуется тем, что право оформляет структуру государства, взаимодействие между элементами его механизма. Право создает также гарантии против концентрации государственной власти в одной из ее ветвей, регулирует отношения между отдельными государственными органами, а в федерации — разграничивает предметы ведения между центром и субъектами федерации. Иначе говоря, право упорядочивает внутрисистемные связи и отношения в государстве.

Второе направление проявляется в том, что право воздействует на государство при его отношениях с населением, отдельным человеком.

Право определяет пределы воздействия государства на личность, ее права и обязанности, правовые гарантии со стороны государства. Одновременно право придает деятельности государства легальный характер, вводит его деятельность в юридические рамки, определяет пределы государственного вмешательства в частную жизнь, пределы, формы и основания для применения государственного принуждения.

Современное государство не может существовать вне права. Чем точнее право отражает объективные потребности общественного развития, тем в большей мере оно связывает государство. Государство, в свою очередь, воздействует на право, а именно:

1) является непосредственным создателем правовых норм и средством их реализации. Наиболее важное воздействие оказывает государство на право в процессе правотворчества и правоприменения. Право формируется государством, придает ему определенную форму, а нормам права — характер государственно-властных велений, участвует в систематизации права и т. д.;

2) обеспечивает реализацию права посредством организации исполнительной власти, судебной, надзорной и контрольной деятельности;

3) оказывает праву идеологическую поддержку, воспитывая уважение к праву, закону, обязывая всех следовать правовым предписаниям.

Выше отмечалось, что воздействие государства на право выражается, в частности, в юридической (правовой) политике. Она часть общей политики государства. Под юридической политикой понимаются основанные на общих и специфических закономерностях развития национальной правовой системы принципы, стратегические направления и практические пути создания и реализации норм, институтов и отраслей права, укрепления режима законности и общественной безопасности, организации предупреждения и борьбы с правонарушениями, формирования у граждан правовой культуры, способности использовать правовые средства для осуществления своих интересов (проф. В. И. Червонюк).

Есть более короткое определение юридической (правовой) политики; это общие цели и требования, которые в целом должны выражаться в законодательстве (Т. Н. Радько).

Однако данное определение характеризует лишь одно направление правовой политики — законодательное и не охватывает всего многообразия проявления правовой политики.

В юридической науке нет общепризнанного определения понятия правовой политики. Наиболее удачным представляется определение, данное проф. Н. И. Матузовым. Он характеризует правовую политику как комплекс идей, задач, целей, программ, принципов, реализуемых обществом в сфере действия права, на основе права и посредством права.

Правовая политика выражает цели и задачи государства в сфере правотворчества и реализации права, обеспечения законности и правопорядка, в сфере правового обучения и профессионального юридического образования. Правовая политика служит основой для правовых реформ и различных преобразований в юридической сфере. Поэтому ее подразделяют на три вида: а) законодательную; б) правоприменительную; в) правоохранительную.

Таким образом, правовая политика имеет комплексный характер. Это обусловлено тем, что: во-первых, в ней выражаются наиболее значимые интересы и ценности общества (политические, социально-экономические, культурные и др.), требующие официального признания со стороны государства и обеспечения государственно-правовыми средствами; во-вторых, она организует процессы формирования и реализации всех видов юридической деятельности; в-третьих, обладает сложной структурой, комплексом элементов, обеспечивающих ее целостность и функциональность. Центральное место в этом комплексе отводится государственно-правовой стратегии и тактике, выражающим правовое развитие общества, прогнозирование основных тенденций его движения, систему наиболее эффективных средств, приемов, методов и способов достижения государственно-правовых целей.

Следовательно, правовая политика определяется общим политическим курсом государства в правовой сфере, выражает его официальную позицию по основополагающим вопросам правового развития и направлена на совершенствование и обеспечение эффективности действия права на конкретно-историческом этапе его развития.

Интегрирующим направлением в правовой политике современного государства выступает конституционно-правовая политика. Она составляет фундамент правовой политики Российского государства и направлена на:

1) обеспечение единого правового пространства в стране, верховенство Конституции РФ и федеральных законов;

2) выработку единых стандартов прав, свобод и законных интересов личности;

3) создание общегосударственных гарантий законности и правопорядка;

4) формирование ключевых принципов законодательной, правоприменительной, правоохранительной и иной юридически значимой деятельности в масштабах всего государства.

Анализируя связь государства и права, следует иметь в виду, что право относительно самостоятельно по отношению к государству, так же как и государство относительно самостоятельно в отношении права. Это подтверждает, в частности, тот факт, что законодательство государства не всегда соответствует праву. Кроме того, каждое из этих явлений имеет собственные закономерности развития, но они не могут существовать друг без друга и оказывают взаимное влияние.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Глава 2. Теории происхождения государства и права. Типология государства

Глава 2. Теории происхождения государства и права. Типология государства Существует множество теорий происхождения государства. Они возникали в разные периоды исторического развития у разных народов, и их изучение дает ключ к пониманию закономерностей зарождения и

§ 3.7. Соотношение государства и права

§ 3.7. Соотношение государства и права Право тесно связано с государством. Они одновременно возникают и параллельно развиваются. Именно государство, с одной стороны, создает, изменяет и отменяет правовые нормы, организует их исполнение, обеспечивает и охраняет от

§ 3.3. Соотношение права и морали

§ 3.3. Соотношение права и морали Среди всех социальных норм моральные и правовые нормы являются главными регуляторами человеческого поведения, обладающими наибольшим значением и социальным эффектом. Они распространяются на все общество, близки по содержанию, взаимно

1.4.2. Соотношение права и политики

2.1. Виды и соотношение источников международного частного права

2.1. Виды и соотношение источников международного частного права В настоящее время под источниками права в юридико-техническом смысле в общей теории права, как правило, понимается совокупность форм и средств внешнего выражения и закрепления правовых норм. Другими

ЛЕКЦИЯ № 2. Соотношение коммерческого права с предпринимательским, гражданским правом. Соотношение коммерческого и торгового права

ЛЕКЦИЯ № 2. Соотношение коммерческого права с предпринимательским, гражданским правом. Соотношение коммерческого и торгового права 1. Соотношение коммерческого права с предпринимательским, гражданским правом Сравнивая коммерческое и предпринимательское право, нужно

1. Соотношение коммерческого права с предпринимательским, гражданским правом

1. Соотношение коммерческого права с предпринимательским, гражданским правом Сравнивая коммерческое и предпринимательское право, нужно отметить, что они схожи по своему предмету. Тем не менее коммерческое право и предпринимательское право – разные отрасли права.

2. Соотношение коммерческого и торгового права

2. Соотношение коммерческого и торгового права Между коммерческим и торговым правом существует значительное различие. Торговое право – это элемент подготовки специалистов в советское время. В постсоветское время активно развивается коммерческое право. В настоящее

§ 5. Соотношение общества и государства

§ 5. Соотношение общества и государства Общество и государство, их соотношение – кардинальная для науки теории государства и права проблема, которая, несмотря на ее несомненную важность и актуальность, изучена слабо. Долгое время научная мысль вообще не делала различий

§ 7. Соотношение государства и права

§ 7. Соотношение государства и права Довольно сложная проблема соотношения государства и права приобрела в последнее время дискуссионный характер. В литературе сформулированы две противоположные теоретические позиции по этой проблеме.Этатически-тоталитарная

12. СООТНОШЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ПРАВА СО СМЕЖНЫМИ ОТРАСЛЯМИ ПРАВА

12. СООТНОШЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ПРАВА СО СМЕЖНЫМИ ОТРАСЛЯМИ ПРАВА Рассматривая вопросы о месте информационного права в системе права, необходимо отметить следующее.Информационное право активно использует основные положения теории государства и права,

1.5. Соотношение трудового права с другими отраслями права

1.5. Соотношение трудового права с другими отраслями права Трудовое право как самостоятельная отрасль права, регулирующая трудовые отношения работника и работодателя, в то же время тесно связано и взаимодействует с другими отраслями права – конституционным,

2. СООТНОШЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ПУБЛИЧНОГО И ЧАСТНОГО ПРАВА

2. СООТНОШЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ПУБЛИЧНОГО И ЧАСТНОГО ПРАВА Международное публичное право и международное частное право тесно связаны между собой. Международное публичное право представляет собой самостоятельную правовую систему. Нормы международного публичного и

СООТНОШЕНИЕ ТРУДОВОГО ПРАВА С ДРУГИМИ ОТРАСЛЯМИ ПРАВА

СООТНОШЕНИЕ ТРУДОВОГО ПРАВА С ДРУГИМИ ОТРАСЛЯМИ ПРАВА Трудовое право – самостоятельная отрасль российского права, тесно взаимодействующая с другими отраслями, такими как конституционное, гражданское, административное, право социального обеспечения и др.Соотношение

4.5 Соотношение государства, государственной власти и государственности

4.5 Соотношение государства, государственной власти и государственности В юридической науке одной из дискуссионных и в то же время малоразработанных является проблема соотношения понятий государства, государственной власти и государственности. Сопоставляя категории

В юридической литературе существуют различные точки зрения относительно времени и порядка возникновения права. Многие ученые утверждают, что право возникло вместе с государством в силу одних и тех же причин. Однако, несмотря на то что процессы их формирования шли параллельно и были синхронизированы, это разные явления общественной жизни. Право – это система правил поведения, а государство – это система органов. Они удовлетворяют разные потребности человеческого сообщества в организации совместной жизни. Следовательно, и причины их возникновения не могут быть тождественными (хотя полного противопоставления здесь не может быть). Государственная власть возникла из первобытнообщинной организации власти, а право – из социальных норм доклассового общества. Кроме того, процесс возникновения права занял более продолжительный период времени. Представляется, что существуют два основных комплекса причин и условий в процессе возникновения права.

Второй, социально-управленческий комплекс тесно связан с первым. Он выражается в заинтересованности нарождающейся политической власти и господствующих социальных групп в том, чтобы нормы, регулирующие основополагающие отношения, выражали бы прежде всего их волю, динамичнее реагировали на изменения общественной жизни и защищали бы их корпоративный интерес.

Кроме того, в условиях расслоения общества и дифференциации интересов обострилась проблема установления единого порядка и предотвращения конфликтных ситуаций. Согласованные и обеспеченные принудительной силой решения помогали избегать конфликтов и определяли наиболее целесообразное и справедливое поведение людей в наиболее значимых и повторяющихся ситуациях. В большинстве случаев сама выработка общеобязательных норм носила для населения мистический характер. Она осуществлялась как бы от имени и за счет сверхъестественных сил. Господствующая социальная группа, уничтожая первобытное равенство, поддерживала эту мистику, обожествляя свою власть и создаваемые властью нормы. При этом большое значение приобретала правовая символика, которая, выражаясь в чувственных образах, физических и реальных знаках, была доступна для восприятия, бросалась в глаза, поражая воображение людей.

Возникновение права, как и возникновение государства, имело весьма продолжительную эволюционную историю. Под влиянием социально-экономических и политических факторов происходило аккумулирование и формальное закрепление таких свойств нарождающихся традиций, как устойчивость и характерность, повторяемость и неизменность утверждающих преемственность, стабильность и передовой опыт в различных сферах повседневной жизни. Так осуществлялось постепенное деление единых мононорм на отдельные разновидности. Укрепляющееся государство брало под свою опеку и защиту некоторые обычаи, формируя тем самым обычное право.

Обобщая практику правового регулирования, государство создавало абстрактные образцы поведения в типичных, повторяющихся жизненных ситуациях. На место некогда преимущественно использовавшихся запретов, определявших взаимоотношение индивида с сообществом, приходили позитивные обязывания. При дифференциации мононорм большинство социальных запретов переместились в сферу религии и морали, а те, которые приобрели юридическую значимость, изменили социальную направленность. Из средств, обеспечивающих сплоченность и выживаемость первобытного коллектива, они превратились в средство обеспечения привилегий господствующих индивидов. Весьма активно расширялось использование дозволительного способа регулирования. Если запреты и обязывания обеспечивали сохранение общины и выражали преимущественно ее интерес, то дозволения выражали преимущественно интерес участника общественных отношений.

В процессе применения обычаев родовыми, общинными судами возникли прецедент и юридический договор как результат компромиссного решения жизненной ситуации.

Дальнейшее развитие права во многом определялось спецификой доминирующих форм собственности и ролью государства в повседневной жизни общества. Если в странах Азии и Древнего Востока господствующее положение занимала коллективная, государственная собственность, а деспотическое государство являлось проводником политики религиозных объединений, то основным источником, и формой существования правовых предписаний были религиозно-нравственные трактаты. Эти предписания зачастую носили казуальный характер и нуждались в адаптации к новым условиям жизни с помощью толкования религиозными деятелями и установлений монарха.

В странах с развитой формой частной собственности относительно независимым равным положением собственников, требующих согласования интересов, возникло не только сильное государство с преимущественно республиканской формой правления, но и право достигло такой степени формализации и совершенства, что некоторые его образцы используются и в современных условиях (римское частное право).

Таким образом, возникновение права стало возможным лишь при достижении обществом определенного уровня экономического и социального развития. Его появление стало своеобразной реакцией на социализацию и рационализацию общественных отношений, дальнейшее развитие которых стало невозможным без достижения определенного состояния организованности, порядка и нормативно-ценностного закрепления перспектив совершенствования социальной системы на основе согласования многообразных интересов. Следовательно, право возникает из объединения равных при координирующей власти сильнейшего. Его основной идеей становится обеспечение и защита общих интересов против возможной угрозы со стороны частного интереса. Для этого необходимо:

• наличие общих, жизненно значимых интересов и ценностей, обусловливающих совместное, согласованное поведение по достижению взаимоприемлемых индивидуальных и коллективных целей;

• взаимный обмен достоверной информацией об интересах и намерениях сторон;

• воздержание сторон от несогласованного применения силы и действий, имеющих существенное значение для достижения поставленных целей;

• использование опыта подобного общения, а также средств и процедур, способствующих достижению консолидированного решения;

• привлечение властного беспристрастного арбитра к установлению и обеспечению равного масштаба, общего правила поведения, рассчитанного на систематическое, общеобязательное использование в аналогичных жизненных ситуациях. Такую правоустановительную деятельность властных органов (народное собрание, государство) следует отличать от деятельности третьих лиц при установлении консенсуса между сторонами социального конфликта, чьи мнения (не будучи обязательными) лишь помогают прийти к взаимоприемлемому соглашению.

Отметим признаки, отличающие право от обычая.

1. Обычаи создавались всем обществом и выражали его волю, право же формируется или санкционируется государством, выражая сбалансированную волю общества, индивида и его объединений.

2. Обычаи коренились в сознании людей, право же имеет особые текстовые, письменные формы существования и специальные процедуры их создания и реализации (хотя первоначально в качестве текстовых знаков права использовались ритуальные действия и предметы, имеющие символическое значение).

3. Основным и наиболее доступным способом регулятивного воздействия обычая был односторонний запрет (табу). Право же детально регулирует отношения, предоставляя права и возлагая обязанности на их участников.

4. Для обычаев была характерна синкретичность, т. е. они выступали формой религиозных, моральных и иных требований. Право же отделилось от иных социальных норм.

5. Обычаи охранялись всем обществом и соблюдались добровольно. Право поддерживается мерами государственного воздействия. В связи с этим возникновение государства во многом объясняется общественной необходимостью обеспечить функционирование новой системы нормативного регулирования.

Таким образом, формирование права завершилось осознанием отдельными лицами своих субъективных прав, обеспеченных корреспондирующими обязанностями и возможностями их защиты на основе объективно существующих общеобязательных норм. О наличии права свидетельствовало существование особой конструкции, в которой отражалось типичное социально значимое поведение с определенными последствиями, выражающими ценностную оценку этого поведения. Это поведение обеспечивалось первоначально самим обществом (к примеру, остракизм), затем постепенно эти функции стало выполнять государство.

Для точности и стабильности регулирования отношений возникшее право облекалось во внешних, письменных формах своего бытия. Однако так же, как нельзя ставить знака тождества между произведением искусства и материалом, из которого оно сделано, так же нельзя отождествлять право и юридический акт, несмотря на их органическое единство.

Качественное многообразие действительности и общественной практики определило многоплановый характер человеческого мышления, разные области научного знания. Современная наука - чрезвычайно разветвленная совокупность отдельных научных отраслей. Научные дисциплины, образующие в своей совокупности систему науки в целом, весьма условно можно подразделить на три большие группы:

  1. технические (например, механика);
  2. естественные (например, физиология);
  3. гуманитарные (или, как их еще называют, общественные).

Резкой грани между этими подсистемами нет - ряд научных дисциплин занимает промежуточное положение (например, кибернетика, синергетика ).

Гуманитарные науки изучают общество, человека, социальные отношения и институты, формы общественного сознания, мышление и т.п.

Юридические науки - часть гуманитарных наук, поскольку государство и право выступают социальными институтами. В свою очередь юридические науки можно подразделить на следующие виды:

  1. теория государства и права;
  2. историко-правовые науки (история государства и права России и зарубежных стран, история политических и правовых учений);
  3. отраслевые юридические науки (конституционное, гражданское, административное, уголовное, финансовое, налоговое, гражданско-процессуальное, уголовно-процессуальное и т.п. право);
  4. прикладные науки (криминалистика, криминология, судебная медицина, судебная психология, правовая кибернетика и т.п.).

Теория государства и права , находясь в системе гуманитарных наук, тесно взаимодействует с философией, политологией, экономической теорией, социологией, психологией, этикой, историей, педагогикой и т.д.

Так, с помощью философии вырабатываются мировоззренческие позиции теории государства и права , в результате чего последняя вооружается общей методологией познания государственно-правовой действительности. Научное познание государства и права требует использования философских положений об общих законах развития природы, общества и мышления.

Теория государства и права весьма активно использует философские (всеобщие) методы - метафизику и диалектику, категории и понятия философии - сущность и явление, содержание и форма, возможность и необходимость, причина и следствие, система и структура, целое и часть, цель и средство, задача и функция , механизм и развитие, свобода и ответственность т.д.

В свою очередь , теория государства и права дает конкретный материал о государстве и праве для широких философских обобщений. Даже социальная философия в деталях не исследует данные институты, а заимствует информацию об их природе и специфических особенностях у теории государства и права .

Используя данные политологии (науки о политике и политической жизни), теория государства и права рассматривает государственно-правовые явления в контексте политической среды. Например, анализируя государство как составную часть политической системы наряду с другими ее элементами - партиями, движениями и иными общественными объединениями, можно гораздо полнее и глубже познать сущность этого государства, его место и роль в политической организации данного общества.

С другой стороны, политология подчас использует теоретические выводы и обобщения, связанные с такими социальными институтами, как государство и право (понятие, признаки, формы и функции государства, соотношение политического и государственно-правового режимов и т.п.). Между теорией государства и права и экономической теорией, социологией, психологией и иными гуманитарными науками тоже существует тесная связь . Они взаимообогащают друг друга, применяя зачастую как общие, междисциплинарные понятия - общество, благо, интерес, собственность, действие, поведение, отношение и т.д., так и сугубо специальные - гражданское общество, право собственности , правомерное поведение, противозаконный интерес, производственные отношения и др.

В системе юридических наук теория государства и права занимает особое место . Общность теории государства и права и историко-правовых наук состоит в том, что они рассматривают государство и право в целом, как бы не имеют границ во времени в познавательной деятельности. Различие выражается в том, что историко-правовые науки изучают процесс развития государственно-правовых форм в хронологическом порядке, то есть применяют преимущественно исторический метод . Теория же дает обобщение этих процессов, исследует сущность государства и права , закономерности их функционирования и т.п., то есть применяет преимущественно логический метод ( логический метод - это тот же исторический метод , но освобожденный от всего случайного и несущественного).

По отношению к отраслевым юридическим наукам теория государства и права выступает как обобщающая. Во-первых, она изучает наиболее общие закономерности развития и функционирования государства и права . Предмет же любой отраслевой науки связан лишь с определенной сферой общественных отношений, с рамками соответствующей отрасли права . Во-вторых, теория государства и права исследует общие для всех отраслевых наук проблемы (нормы права , правоотношения, субъект права , правонарушение, юридическую ответственность и т.д.). В-третьих, она играет методологическую роль в юриспруденции.

Вместе с тем теория государства и права формирует свои выводы в тесной связи с отраслевыми науками, исходит из фактического материала, содержащегося в них и обобщает "отраслевую" научную информацию.

Взаимодействие же теории государства и права с прикладными науками в значительной мере является опосредованным, осуществляемым через отраслевые науки о государстве и праве. Однако нельзя не видеть и того, что в определенном объеме возможно прямое использование "прикладной" научной информации (например, при употреблении данных судебной статистики).

Таким образом, особенности теории государства и права как науки состоят в том, что она является:

  1. гуманитарной, предмет которой составляют общественные явления - государство и право (этим она отличается от технических и естественных наук);
  2. политико-юридической, изучающей такие социальные институты, которые непосредственно относятся к государственно-правовой сфере общественной жизни (этим она отличается от других гуманитарных наук);
  3. теоретической, изучающей наиболее общие закономерности государства и права (этим она отличается от других юридических наук).

По сравнению со специальными юридическими науками теория государства и права изучает государство и право в целом, как и положено всякой теории. Теория (в переводе с греческого означает "учение") - это система руководящих идей той или иной отрасли знания, система принципов, утверждений относительно некоторого объекта реальной действительности. Теория - это всегда обобщенный опыт , совокупность знаний о том или ином явлении в ходе его развития. Теория представляет собой систему знаний о внутренней природе явлений. Она не просто фиксирует явления и их признаки, а познает, какими они должны быть согласно своей сущности.

1.5. Значение теории государства и права для науки финансового права

Прежде чем приступить к определению значения теории государства и права необходимо уяснить понятие, предмет и метод науки финансового права . Употребляя понятие "финансовое право", необходимо учитывать, что оно имеет три значения: финансовое право как отрасль права ; финансовое право как отрасль научного знания; финансовое право как учебная дисциплина. В данном параграфе финансовое право рассматривается в качестве отрасли научного знания.

Финансовое право как наука - это совокупность знаний, идей, представлений, концепций о системе норм финансового права , закономерностях их развития, практики применения и совершенствования отношений, возникающих в процессе создания, распределения и использования государством и органами местного самоуправления определенных денежных фондов. В рамках финансового права сформировались относительно самостоятельные отрасли научного знания: банковское право, валютное право, налоговое право, бюджетное право, объединяемые в одну большую науку по предмету и методу исследования.

В предмет науки финансового права входят: нормы и институты финансового права РФ; финансово-правовые отношения; финансовое законодательство; тенденции развития финансово-правового регулирования и финансового права как отрасли права ; передовой зарубежный опыт финансово-правового регулирования общественных отношений.

Методы науки финансового права . Финансовое право для познания финансово-правовых явлений применяет формально-догматический, конкретно-социологический, сравнительный и сравнительно-исторический методы исследования, а также общенаучные методы и опирается на философские принципы и законы.

Все отрасли науки финансового права находятся в тесной взаимосвязи с теорией государства и права , которая, будучи фундаментальной наукой, выполняет по отношению к науке финансового права методологическую функцию. Так, разработанные теорией государства и права понятия (нормы права , их видов, правоотношений, юридической ответственности, предмета и метода правового регулирования и т.д.) являются основой для выработки соответствующих отраслевых понятий и категорий.

Особенно связь этих двух наук проявилась в последние 10-15 лет, которые характеризуются бурным развитием общественных отношений, законодательства, изменением государственных приоритетов в охране и регулировании общественных отношений, развитием концепции правового государства. Бурные изменения произошли, в частности, в финансовых отношениях и регулирующей их нормативно-правовой основе. Буквально за десятилетие сформировались подотрасли налогового, валютного, бюджетного права , а регулированию финансовых отношений стало придаваться несомненно большее значение , нежели в советский период.

В таких условиях наука финансового права столкнулась с явной недостаточностью общеметодологической базы, которую и восполнила наука теории государства и права . Теорией государства и права была предоставлена общая концепция изменения роли и значения государства в жизнедеятельности общества, определены основные направления совершенствования действующего законодательства, пределы вмешательства государства в экономику, указаны принципы и пределы ограничения прав и свобод человека. Теория государства и права определила современное содержание принципов права , принципов деятельности государственных органов, указала на значение решений Конституционного Суда России, выявила новые источники права , разработала структуру субъективного права и юридической обязанности и т.д. и т.п.

Все полученные теорией знания, определяющие общие закономерности развития и функционирования государства и права нашли свое отражение в финансово-правовых исследованиях, в финансовом законодательстве и учебной литературе. Так, изменилось содержание и перечень принципов финансового права , сами налоги стали рассматриваться не только как средство удовлетворения потребностей государства, но и всего общества в целом, а их установление и введение получило четкое научное обоснование. В системе финансового законодательства стали ясно прослеживаться нормы, устанавливающие для граждан не только право на поведение, но и право требовать от другой стороны правоотношения соответствующего поведения, в чем нашла свое проявление общетеоретическая концепция взаимной ответственности личности и государства.

Длительное время в науке финансового права отрицалось наличие самостоятельного института финансовой ответственности, до тех пор, пока его существование четко не обозначилось в действующем законодательстве. После чего в выявлении признаков финансовой ответственности несомненную помощь оказал богатый общетеоретический "багаж" знаний. Практически то же самое можно отнести и к разработке наукой финансового права понятий "налоговое правонарушение", "финансовое правонарушение", так как специфические признаки этих правонарушений были выявлены на основе общих признаков, характерных для правонарушения в целом.

Можно выстроить следующую цепочку, показывающую значение теории государства и права для науки финансового права и связь между ними: теория государства и права - финансовое право как наука - финансовое право как учебная дисциплина. В конечном итоге теория государства и права оказывает свое влияние не только на науку финансового права , но и на соответствующую учебную дисциплину. Так, в последнем поколении учебной финансово-правовой литературы появились темы, которые ранее вообще не рассматривались: " финансовая ответственность ", "налоговая ответственность", "финансовая дисциплина", "финансово- правовая политика ", "налоговая политика", "финансовое правонарушение", "налоговое правонарушение" и т.д.

В рамках теории государства и права зарождаются и разрабатываются наиболее перспективные направления научных исследований. Так, теория государства и права первой из юридических наук стала активно исследовать проблемы правовой политики, а сформированная ею теоретическая основа нашла свое применение в разработке проблем финансово-правовой политики.

Выявленные теорией государства и права общие закономерности функционирования и развития государства и права помогают науке финансового права определить тенденции развития финансового законодательства и направления его совершенствования в условиях современных рыночных реформ, а предвидение теорией государства и права тех или иных изменений в государственно-правовой действительности позволяет выдвигать отраслевые научные гипотезы.

Взаимодействие теории государства и права с финансовым правом носит не односторонний, а двухсторонний характер. Теория государства и права способна успешно развиваться, только опираясь на конкретный материал историко-правовых и специально-отраслевых наук, обобщая выводы по наиболее значимым проблемам. Поэтому научные знания, разработанные теорией государства и права , опираются, в том числе, и на знания, полученные наукой финансового права .

Изучение теории государства и права очень важно для будущего специалиста в области налогов и налогообложения. Концепция высшего образования ориентируется на подготовку высококвалифицированных и широко образованных специалистов, способных к самостоятельным научным исследованиям и активному участию в государственно-правовой жизни. Вполне понятно, что налоговым инспекторам, контролерам, ревизорам, аудиторам необходимо хорошо знать содержание конкретных законов, порядок осуществления юридических процедур и т.п. Все это может быть должным образом понято и использовано только на базе глубоких научных представлений о государстве и праве. Кроме того, после изучения теории государства и права студенты специальности "Налоги и налогообложение" изучают целый комплекс юридических дисциплин: "Административное право", "Финансовое право", "Налоговое право", "Уголовное право", "Трудовое право", "Гражданское право" и т.д., которые можно по -настоящему понять, только имея глубокие общетеоретические знания. Поэтому изучение юридических наук и начинается на первом курсе с теории государства и права .

Читайте также: