В каких случаях технический регламент принимается президентом без публичного обсуждения

Обновлено: 30.06.2024

В исключительных случаях при возникновении обстоятельств, приводящих к непосредственной угрозе жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, и в случаях, если для обеспечения безопасности продукции и процессов необходимо незамедлительное принятие соответствующего нормативного правового акта о техническом регламенте, Президент РФ вправе издать технический регламент без его публичного обсуждения. При этом в ФЗ не указано кто может быть разработчиком проекта в данном случае и как должна проходить экспертиза проекта. Принятый таким упрощенным способом технический регламент недолговечен и действует до дня вступления в силу технического регламента, принятого федеральным законом.

Технический регламент может быть принят международным договором (в том числе договором с государствами – участниками СНГ), подлежащим ратификации в порядке, установленном законодательством РФ. В этом случае проект разрабатывается в общем порядке, но в Государственную Думу не направляется.

До вступления в силу федерального закона о техническом регламенте Правительство РФ вправе издать постановление о соответствующем техническом регламенте, разработанном в обычном порядке.

Проект постановления Правительства РФ о техническом регламенте, подготовленный к рассмотрению на заседании Правительства РФ, не позднее чем за месяц до его рассмотрения направляется на экспертизу в соответствующую экспертную комиссию. Проект постановления Правительства РФ о техническом регламенте рассматривается на заседании Правительства РФ с учетом заключения экспертной комиссии.

Проект постановления Правительства РФ о техническом регламенте должен быть опубликован в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме не позднее чем за месяц до его рассмотрения на заседании Правительства РФ.

Со дня вступления в силу федерального закона о техническом регламенте соответствующий технический регламент, изданный указом Президента РФ или постановлением Правительства РФ, утрачивает силу.

Заключение

ФЗ при всей его значимости и актуальности не лишен недостатков и нуждается во внесении дополнений и изменений для их устранения.

Проблема точного расчета времени для принятия технического регламента заключается в сложности и многоступенчатости процедуры принятия технических регламентов: проект дважды проходит обсуждение заинтересованных лиц, дважды подвергается комплексной комиссионной экспертизе, дважды Правительство РФ готовит на принимаемый проект отзыв, дважды проходят обсуждения в Государственной Думе (!). Поэтому произвести точный расчет времени невозможно, но очевидно, что эта процедура занимает много времени.

- утверждение программы разработки технических регламентов;

- рассмотрение внесенного в Государственную Думу проекта федерального закона о регламенте и подготовка отзыва на него;

- установление порядка создания и деятельности экспертных комиссий по техническому регулированию.

На Правительство РФ возлагается обязанность внесения изменений в регламент. Правительство РФ – это субъект международных договоров, в том числе и тех, которыми предусматривается введение в действие технических регламентов.

По данным различных публикаций российский фонд должен насчитывать около 500 – 2000 технических регламентов. Это означает, что Государственная Дума должна в течение 7 лет ежегодно рассматривать 100-300 законопроектов о технических регламентах, а также законопроекты о внесении изменений и дополнений в действующие регламенты, об отмене. Государственной Думе такой объем работы физически не по силам.

С момента официального опубликования федерального закона или постановления Правительства и до вступления их в силу должны быть разработаны федеральными органами исполнительной власти в пределах их компетенции правила и методы отбора образцов для проведения исследований и измерений, необходимые для применения технических регламентов. Представляется неразумным разделять разработку обязательных требований к продукции и процессам и разработку определения этих требований (причем после того, как обязательные требования уже разработаны и приняты). Обязательные требования, как правило, представляют собой какие-либо количественные показатели, при этом значения этих показателей находятся в непосредственной взаимосвязи с методиками их определения. Поэтому трудно представить, как можно утвердить значения показателей, не обосновывая процедуру их определения. Для устранения этой недоработки следует включить в технические регламенты методики и правила проведения исследований и измерений или ссылки на них при обязательной одновременной разработке.

Основной вопрос, который остался открытым после вступления ФЗ в силу, - вопрос качества продукции. Ведь для обеспечения свободного выхода отечественной продукции на мировой рынок недостаточно привести нашу нормативную базу в соответствие с европейской. Основным критерием все-таки было и остается качество предлагаемой продукции.

Словарь терминов

Безопасность продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации- состояние, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений.

Ветеринарно-санитарные и фитосанитарные меры - обязательные для исполнения требования и процедуры, устанавливаемые в целях защиты от рисков, возникающих в связи с проникновением, закреплением или распространением вредных организмов, заболеваний, переносчиков болезней или болезнетворных организмов, в том числе в случае переноса или распространения их животными и (или) растениями, с продукцией, грузами, материалами, транспортными средствами, с наличием добавок, загрязняющих веществ, токсинов, вредителей, сорных растений, болезнетворных организмов, в том числе с пищевыми продуктами или кормами, а также обязательные для исполнения требования и процедуры, устанавливаемые в целях предотвращения иного связанного с распространением вредных организмов ущерба.

Контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов - проверка выполнения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем требований технических регламентов к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации и принятие мер по результатам проверки.

Оценка соответствия - прямое или косвенное определение соблюдения требований, предъявляемых к объекту.

Риск - вероятность причинения вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений с учетом тяжести этого вреда.

Стандарт - документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг. Стандарт также может содержать требования к терминологии, символике, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения.

Техническое регулирование- правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также в области установления и применения на добровольной основе требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг и правовое регулирование отношений в области оценки соответствия.

Технический регламент - документ, который принят международным договором РФ, ратифицированным в порядке, установленном законодательством РФ, или федеральным законом, или указом Президента РФ, или постановлением Правительства РФ, и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации).

Вопросы для самоконтроля и обсуждения

3) Что является объектами технических регламентов?

4) Перечислите принципы технического регулирования.

5) На какие виды работ и услуг устанавливаются обязательные требования? Какими способами они могут быть установлены?

6) В каких целях принимаются технические регламенты?

7) Какие виды безопасности должны обеспечивать установленные техническими регламентами требования?

8) Для чего необходимо предупреждение действий, вводящих в заблуждение приобретателей?

9) Какие минимально необходимые требования должен устанавливать технический регламент?

10) Что должен содержать технический регламент?

11) В каком случае технический регламент может содержать требования к конструкции и исполнению?

12) Какие специальные требования может содержать технический регламент?

13) Что является основанием для применения и разработки ветеринарно-санитарных и фитосанитарных мер? Что должно учитываться при их применении?

14) По каким вопросам принимаются общие технические регламенты?

15) В отношении каких объектов необходимо принятие специальных технических регламентов?

16) Перечислите основные этапы разработки и принятия технического регламента.

17) Что указывается в уведомлении о разработке проекта технического регламента?

18) Кто и каким образом должен опубликовывать сведения о всех этапах разработки и принятия технического регламента?

19) Какие документы необходимы для внесения проекта федерального закона о техническом регламенте в Государственную Думу?

20) Каким образом может быть принят технический регламент в исключительных случаях?

21) Кто может быть членом экспертной комиссии по техническому регулированию?

Читайте также: