Влияет ли уровень экономического развития страны на обеспечение прав ребенка

Обновлено: 04.07.2024

Влияет ли уровень развития государства на соблюдение прав человека? Можно ли ставить знак равенства между правами человека и демократией? Как странам с авторитарными режимами удается сохранять экономический рост, не улучшая при этом ситуацию с правами человека? Доклад 41 сессии Комитета по правам человека ООН еще раз обращает внимание на эту часто недооцененную проблему

Тема соотношения прав человека с уровнем экономического развития государства прописана в Программе развития ООН. В ней говорится, что именно бедность является главным препятствием к соблюдению прав человека. Позднее эта взаимосвязь была закреплена в Целях развития тысячелетия ООН, ставивших перед человечеством задачи по борьбе с бедностью, голодом, болезнями, неграмотностью, ухудшением состояния окружающей среды и дискриминацией в отношении женщин.

Содержание доклада 41 сессии Комитета по правам человека ООН

Прежде всего, в докладе подчеркивается, что право на развитие не следует толковать только как экономическое. В полной интерпретации подразумевается всеобъемлющее, инклюзивное развитие, с равным вниманием к политическим, экономическим, социальным и культурным правам.

Второй пункт, который отмечают эксперты — развитие не является предварительным условием для реализации прав человека. Между правами нет иерархии, следовательно, осуществление одного права зависит от степени реализации других прав.

Важным компонентом развития является образование. Образование позволяет людям приобрести навыки, способствующие обеспечению доступа к занятости, хорошему уровню жизни, медицинскому обслуживанию, жилью и возможности получения дополнительных знаний для дальнейшего прогресса в жизни.

В то же время нищета остается одной из основных угроз как развитию государства, так и правам человека. Без производства и создания материальных благ трудно или даже невозможно реализовать какое-либо другое право человека. Развитие является одним из средств ликвидации нищеты. Более того, оно создает необходимые условия для реализации всех других прав человека и высвобождает человеческий потенциал.

Руководители развивающихся стран сталкиваются – особенно в контексте глобализации – с дилеммой при решении вопроса о том, следует ли в первую очередь акцентировать внимание на экономическом росте, а затем уже на более эффективной реализации прав человека, или же начинать с создания социальной среды, основанной на уважении основных прав и свобод, диалоге и социальной защите.

Зачастую в пример ставится Китай, который без должного внимания к искоренению нищеты добился значительных успехов в развитии. Однако доклад позитивно оценивает вклад этого государства в повестку дня на период до 2030 года. Так, за три десятилетия Китая предпринял усилия для избавления около 800 млн. китайцев от нищеты и для более 1,3 млрд. жителей улучшил доступ к продовольствию и одежде.

Экономическое развитие и права человека

Огромная часть доноров уже имела опыт прекращения финансовой помощи государствам, где нарушаются права человека, но эта мера не показала достаточную эффективность. Альтернативным решением в этом вопросе стало сотрудничество с гражданским обществом, правозащитными организациями и судами. Тем не менее, со стороны национальных правительств это нередко трактуется как вмешательство в суверенные дела.

Ситуация улучшилась в 1980 году, когда права человека стали одной из центральных тем любого диалога между донорами и реципиентами. В докладе Центра по правам человека Исландии приводится пример первого успешного сотрудничества, оформленного документально – Ломейская конвенция 1984 года между Европейским экономическим сообществом и его государствами-партнерами в Африке, Карибском бассейне и Тихом океане. Она официально установила связь между правами человека и развитием.

Впрочем, защита прав человека зачастую истолковывается как ориентированная на западные стандарты и ввиду неудачных интервенций, оправданных защитой прав человека, многими воспринимается остро. Поэтому международные институты приняли следующие принципы, закрепленные в основополагающих документах по правам человека: неделимость прав, равенство и недискриминация, участие и вовлечение гражданского общества, а также подотчетность правительства и верховенство закона.

Ряд эмпирических исследований продемонстрировали степень влияния экономического развития на права человека. В исследовании Брюса Буэно де Мескита и Джорджа У. Даунс Развитие и демократия говорится, что экономическое развитие необязательно ведет к демократизации. Авторы взяли опыт Китая и России, проанализировав период бурного экономического роста за период 1990-х — начала 2000 гг. Эксперты выяснили, что главным инструментом авторитарных государств стало недопущение мобилизации и укрепление свобод среднего класса, которое бы неизбежно вело к более прозрачной подотчетности правительства и демократизации. В ходе исследования эксперты разделили традиционные общественные блага и ориентированные на процветание личности свободы. Под первыми понимают инфраструктуру, общественное здравоохранение, начальное образование, транспорт и безопасность –все то, что необходимо для устойчивого экономического роста. Под вторыми – доступ к высшему образованию, политические права, свободу прессы и другие права человека, которые являются ключом к мобилизации общества и демократизации. Брюс Буэно де Мескита и Джордж У. Даунс пришли к выводу, что авторитарные лидеры берут лучшее из обоих миров: поддерживают устойчивую традиционную экономику, сохраняя при этом политический статус-кво путем ограничения прав, ориентированных на свободу личности.

Другое исследование Эмили Хафнер-Бёртон, которое охватывает 176 государств с 1976 по 2001 гг., прослеживает связь между договорами о преференциальной торговли и правами человека. Оно показало, что в государствах, где соглашения имели мягкую оговорку (soft clause) о правах человека, ситуация с правами человека почти никак не изменилась. Жесткая оговорка (hard clause), наоборот, повышала вероятность того, что страна обеспечит лучшую защиту прав человека, так как за нарушение предполагались экономические санкции.

Аналогичным образом Ричардс, Геллени и Сако анализируют роль иностранного капитала в защите прав человека на примере 43 стран с 1981 по 1995 гг., а также влияние защиты прав на физическую неприкосновенность, других политических прав и гражданских свобод. Результаты показывают, что портфельные инвестиции связаны с более высоким уровнем защиты прав на физическую неприкосновенность, тогда как прямые иностранные инвестиции улучшают защиту гражданских свобод и других политических прав. Займы, в свою очередь, соотносятся с более низким уровнем защиты для всех категорий прав, охватываемых их анализом.

Демократия и права человека: какая связь?

Демократия и права человека исторически рассматривались как явления, занимающие разные области политической сферы.

Право на развитие

Право на развитие коренится в Уставе Организации Объединенных Наций, Всеобщей декларации прав человека и двух Международных пактах о правах человека. Развитие и права человека неразрывно связаны: их неделимость недвусмысленно признается во многих документах, включая Декларацию о праве на развитие (1986 г.), Африканскую хартию прав человека и народов, Декларацию о правах коренных народов (2007 г.), Венскую декларацию и Программу действий (1993 г.) и Рио-де-Жанейрской декларации по окружающей среде и развитию (1992 г.).

Датский институт прав человека подтвердил в свежем исследовании, что инвестирование в права человека увеличивает темпы экономического роста. За основу был взят метод динамической оценки панельных данных по 167 странам в период с 1981 по 2011 год, который показал, что права на свободу слова, собраний, ассоциаций и честные выборы оказывают значительное положительное влияние на экономический рост. Позитивная ситуация с правами человека влияет на работу институтов, повышая эффективность правительств и привлекательность государства в экономическом плане.

Тем не менее, исследование не находит доказательств обратного причинно-следственного эффекта экономического роста на права человека: более высокий экономический рост не приводит к повышению эффективности защиты прав и свобод граждан во всех проанализированных случаях.

Слайды и текст этой презентации

Как права человека влияют на экономическое развитие страны

План1.Документы фиксирующие права человека2.Виды прав человека3.Влияние гражданских прав на обеспеченность4.Влияние социальных прав на обеспеченность5.Влияние политических прав на

1.Документы фиксирующие права человека
2.Виды прав человека
3.Влияние гражданских прав на обеспеченность
4.Влияние социальных прав на обеспеченность
5.Влияние политических прав на обеспеченность
6.Влияние экономики на обосепеченность



Достижение экономической обеспеченности требует, с одной стороны, свободы слова, с другой — реальных политических прав. Свобода слова

Достижение экономической обеспеченности требует, с одной стороны, свободы слова, с другой — реальных политических прав. Свобода слова необходима для того, чтобы предавать гласности злоупотребления, а политические права — для того, чтобы люди могли путем голосования смещать с должностей виновных в злоупотреблениях.

Общее влияние правовых гарантий на уровень обеспеченности определяется величиной пособия по безработице. Введение в конституцию права на

Общее влияние правовых гарантий на уровень обеспеченности определяется величиной пособия по безработице. Введение в конституцию права на пособие по безработице и на бесплатное либо дешевое медицинское обслуживание порождает более сложные проблемы. Если соответствующие расходы финансируются из налогов на фонд заработной платы, работодатели будут относиться к ним как к дополнительным издержкам на рабочую силу и, следовательно, будут снижать численность занятых, особенно на штатных рабочих местах.

Очевидно, что затраты на образование и здравоохранение представляют собой инвестиции в продуктивные трудовые ресурсы. Однако эти инвестиции

Очевидно, что затраты на образование и здравоохранение представляют собой инвестиции в продуктивные трудовые ресурсы. Однако эти инвестиции часто дают результаты лишь спустя долгое время. С одной стороны, этот факт может побуждать политических руководителей ориентироваться на рост потребления или же на инвестиции в “бесчеловечный” капитал, которые окупаются более непосредственно. Из этого можно сделать вывод что политические права человека влияют на экономику через продолжительный период времени.

Некоторые экономические права могут негативно воздействовать на экономическую обеспеченность. Например, неограниченная свобода договоров и сделок может посредством

Некоторые экономические права могут негативно воздействовать на экономическую обеспеченность. Например, неограниченная свобода договоров и сделок может посредством различных механизмов подрывать благосостояние отдельных лиц. Что касается конституционного права, особое значение тут имеет свободная отчуждаемость земли. Хотя нам мало известно о мотивах этого законодательного требования и о его последствиях, можно предположить, что цель его заключается в том, чтобы владельцы земельных участков содействовали национальным интересам в области самообеспечения страны сельскохозяйственной продукцией.

Читайте также: