Влияет ли факт признания или непризнания государства на его международную правосубъектность

Обновлено: 28.06.2024

В международном праве существует ряд до конца не решенных проблем с точки зрения их нормативно-правового регулирования и теоретического обоснования. Одной из таких является образования новых государств и правовые последствия, возникающие при таких обстоятельствах. В современном мире непризнанных или частично признанных государств достаточно много, часть из них находятся в неопределенном состоянии годами или даже десятилетиями. Каждое такое политическое образование имеет свою историю возникновения и особенности развития. Непризнанные или частично признанные государства, их функционирование, развитие и место в международной системе является одним из самых сложных вопросов современного мира.

Чем дальше шагает общество вперед, тем актуальнее встает проблема появления и признания независимости новых государств в качестве полноправных членов международного сообщества. В современных условиях актуальным стало исследование вопросов, связанных с основополагающими принципами международного права и тех его институтов, способствующих выходу на международную арену новых государств. Проблема существования непризнанных государств хотя и не нова, однако большую актуальность она приобрела в последние годы.

Начиная с 90-х годов ХХ ст. на политической карте мира начали стремительно появляться новые самопровозглашенные государственные образования, легитимность образования которых вызвала сомнения у мирового сообщества в целом или у значительного количества существующих государств (прежде всего, тех, от которых они отделялись).

Непризнанные государства — общее название мировых геополитических образований, которые, обладая всеми признаками государственности (население, контроль над территорией, система права и управления, фактический суверенитет), в то же время не имеют полного или частичного международного дипломатического признания и таким образом не могут де-юре выступать в качестве субъекта международных отношений.

Такие государства не признаны ни одним государством — членом ООН (их независимость признают лишь некоторые другие непризнанные государства), а их территории международное сообщество считает частью территории одной или нескольких официально признанных государств (например, территории Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики де-юре является частью территории Украины и т.д.).

Частично признанные государства — это государства, провозгласившие себя независимыми государствами и которые имеют признаки суверенных государств, но независимость признано только определенной частью или только отдельными государствами-членами ООН, из-за чего они не могут стать членами ООН и по сути исключаются из круга субъектов международного права, поскольку их участие в международных отношениях ограничено, как правило, отношениями, только с теми государствами, которые их признали.
В настоящее время в мире существуют 8 непризнанных государств: страны Ва (Провозгласила независимость 17.04.1989 г.) и Шан (с 1996 г.) на территории Мьянмы. Республика Сомалиленд (провозгласила независимость 18.05.1991 г.) на территории Сомали. Приднестровская Молдавская Республика (ПМР) (провозгласила независимость 25.08.1991 г.) на территории Молдовы. Нагорно-Карабахская Республика (НКР) (провозгласила независимость 02.09.1991 г.) на территории Азербайджана. Исламское государство Вазиристан (провозгласила независимость 14.02.2006 г.) на территории Пакистана. Донецкая Народная Республика (ДНР), Луганская Народная Республика (ЛНР) (обе провозгласили независимость 12.05.2014 г.) на территории Украины.

Частично признанных государств 4, то есть, независимость которых признана только несколькими (от 1 до 5) государствами-членами ООН, в частности:
Азад Джамму и Кашмир (Азад Кашмир) (провозгласила независимость в октябре 1947 г.; фактически управляется Пакистаном) на спорной территории Пакистана и Индии — ее независимость признана только Пакистаном.

Турецкая Республика Северного Кипра (провозгласила независимость 15.11.1983 г.) на территории Республики Кипр — ее независимость признана только Турцией.
Республика Южная Осетия (провозгласила независимость 29.05.1992 г.) на территории Грузии — ее независимость признана лишь 4 государствами-членами ООН (Россия, Никарагуа, Венесуэла, Науру).

Республика Абхазия (провозгласила независимость 26.11.1994 г.) на территории Грузии — ее независимость признана лишь 5 государствами-членами ООН (Россия, Никарагуа, Венесуэла, Науру, Вануату).

Как известно, юридической обязанности признания в международном праве не существует, но общепризнанным является право нового государства на международное признание. Решение о признании нового государства оформляется официальным актом высших органов власти государства. Например, согласно п. 4 ст. 106 Конституции Украина от 28.06.1996 г. решение о признании иностранных государств принимает Президент Украины. Как правило, признание означает готовность установить дипломатические отношения.

Таким образом, одобрение международным сообществом независимости нового государства и легитимности его возникновения путем признания влечет достаточно быстрое после провозглашения независимости вступления этого государства членства в ООН (например, Черногорией в 2006 и Южным Суданом в 2011) и других международных организациях. При этом принятие к международной организации нового государства не означает автоматического признания его со стороны государств-членов этой организации (даже если они голосовали за это).

Кандидат политических наук Виктория Дивак в своей работе выделила критерии, которые дадут мировому сообществу возможность (в случае выполнения определенных условий) легитимизировать новообразованные государства, что имеет большое практическое и теоретическое значение.

Во-первых, новое государственное образование, претендующее на самостоятельное существование, должно иметь контролируемую новым правительством определенную территорию (границы) и быть способным ее защищать.

Во-вторых, новое государство не может иметь территориальных претензий к соседним государствам.

В-третьих, в этом государстве длительное время (в течение 10, 15, 20 лет) должна функционировать стабильная финансово-экономическая система, которая позволяет обеспечить население необходимым минимумом для нормального существования.

В-четвертых, новообразованное государство должно иметь собственное правительство, которое способно должным образом выполнять основные гуманитарные функции: финансирование системы здравоохранения, образования, жизнеобеспечения населения, оказание правовой помощи и тому подобное.

Также сейчас отсутствуют четкие критерии, которые бы определяли, при каких условиях новое государство может быть признано или не признано международным сообществом. Поэтому считается целесообразным разработать конкретные и объективные критерии международного признания новых государств во избежание пробелов в международном законодательстве.

Таким образом, урегулирование проблем, связанных с возникновением и существованием непризнанных государств, является чрезвычайно сложным, противоречивым и длительным процессом. При этом его успех зависит от благоприятного сочетания многих как внешних, так и внутренних факторов и субъективных и объективных условий.

В международно-правовой практике проблема непризнанных государств имеет давние корни. Некоторые из современных государств в течение долгого времени оставались непризнанными. Например, Нидерланды получили дипломатическое признание лишь в 1648 году, только через 70 лет после обретения фактической независимости.

Непризнанным государством может быть названо государственное образование, лишенное международного признания, но обладающее всеми другими признаками государственности, к которым относятся наличие официального названия, атрибутов государственной власти, население, контроль над территорией, система управления и права.

Перечень современных непризнанных государств довольно велик - Приднестровская Молдавская Республика, Республика Абхазия, Республика Южная Осетия, Нагорно-Карабахская Республика, Китайская Республика на Тайване, Турецкая Республика Северного Кипра, Косово, Западная Сахара и многие другие.

Непризнанные государства могут стать полноценными независимыми государствами, как, например, Эритрея. Они могут быть поглощены государством, от которого желали отделиться, как это произошло, например, в случае Аджарии и Грузии. Они могут в течение длительного времени пребывать в переходном статусе, например, Турецкая Республика Северного Кипра.

При определении правового статуса непризнанных государств нужно учитывать два конкурирующих друг с другом принципа международного права: принцип права народов на самоопределение, с одной стороны, и принцип территориальной целостности государств, с другой стороны. Ученые неоднократно обсуждали вопрос соотношения этих принципов между собой. Установлено, что принцип права народов на самоопределение не обладает императивным характером. При его применении необходимо учитывать принцип территориальной целостности и принцип нерушимости государственных границ - эти два принципа должны рассматриваться в комплексе.

В практике ООН принцип самоопределения рассматривается как право колонии на независимость от метрополии. Субъектом права на самоопределение является именно народ, нация, а не любая социальная, этническая или религиозная группа. Эти меньшинства обладают правом на автономию, но не могут воспользоваться правом на самоопределение. Поэтому злоупотреблять правом народов на самоопределение недопустимо. Это право должно ограничиваться принципом территориальной целостности государства.

Исследую проблему правосубъектности государственных образований необходимо иметь в виду две теории – конститутивную и декларативную. Сторонники конститутивной теории считают, что государство не является субъектом международного права, то есть не обладает всеми правами на международной арене, до тех пор, пока оно не будет признано. Приверженцы декларативной теории убеждены в том, что государство является субъектом международного права вне зависимости того, признано оно другими государствами или нет.

Обе теории не лишены недостатков. Так, в конститутивной теории не уточняется, какое количество “признающих” государств необходимо для данной процедуры, каким требованиям должно отвечать государственное образование, чтобы получить признание, в то время, как декларативная теория не содержит объяснения, для чего вообще нужен институт признания. Тем не менее, на сегодняшний день большинство ученых сходятся во мнении, что именно декларативная теория в наибольшей степени приближена к современным международно-политическим реалиям.

Непризнанные государства могут осуществлять внешнеэкономическую, торговую деятельность, заключать торговые контракты и осуществлять инвестиционные и инфраструктурные проекты. Например, США официально не признали Тайвань, однако поддерживают с ним отношения через частную некоммерческую компанию - Американский институт по Тайваню.

Из этого можно сделать вывод, что правосубъектность непризнанного государства зависит как от него самого, так и от других государств. Так, если какая-либо страна вступает в международно-правовые отношения с вновь образованным государством, то для неё непризнанное государство становится субъектом права. Значит, правосубъектность государства возникает не до его признания и не после него, а во время установления отношений с другими субъектами международного права.

Признание государства непосредственно связано с его международной правосубъектностью. Признание как правовой институт включает главным образом обычно-правовые нормы, отдельные аспекты признания регламентируются международными договорами заинтересованных государств и резолюциями международных организаций.

Не создавая государства как субъекта международного права, признание констатирует наличие юридического факта, связанного с появлением нового государства. Оно позволяет государству наиболее полно пользоваться своими основными правами и нести основные обязанности, участвовать в создании и обеспечении международно-правовых норм.

Признание осуществляется в рамках принципов международного права. В частности, принцип сотрудничества требует от вновь возникшего и уже существующих государств развития стабильных отношений, что невозможно без признания.

Институт признания не кодифицирован, а практика государств, касающаяся критериев признания государств, очень разнообразна. Определенный шаг к выработке универсальных критериев был сделан при признании государств, образовавшихся на территории бывших Югославии и Советского Союза. 16 декабря 1991 года Европейским сообществом были приняты "Критерии для признания новых государств в Восточной Европе и Советском Союзе". В соответствии с данным документом государства, претендующие на признание, должны были предоставить гарантии соблюдения следующих условий: уважения устава ООН и обязательств, принятых в соответствии с Хельсинкским заключительным актом и Парижской хартией, особенно касающихся верховенства закона, демократии и прав человека; предоставление гарантий соблюдения прав этнических и национальных групп и меньшинств в соответствии с обязательствами, принятыми в рамках Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ); уважение нерушимости всех границ, которые могут быть изменены только мирным путем по соглашению сторон; принятие всех обязательств в области разоружения, нераспространения ядерного оружия, безопасности и региональной стабильности; решение всех вопросов, касающихся правопреемства, и региональных споров при помощи заключения соглашений.

Практика государств выработала различные объемы признания. В связи с этим существуют две формы признания: юридическая и фактическая. Юридическое признание в свою очередь подразделяется на признание де-юре и признание де-факто. Де-юре (юридически, по праву) является полным признанием, что означает обмен между признающим и признаваемым государствами дипломатическими представительствами, т. е. установление стабильных политических отношений.

Де-факто (фактически, на деле), как особая юридическая форма признания, является неполным, так как возникающие отношения между признающим и признаваемым государствами не доводятся до уровня дипломатических отношений. Фактическое признание (неофициальное) осуществляется в форме постоянных или эпизодических контактов как на правительственном, так и неправительственном уровнях. Вариантом фактического признания считается признание ad hoc (разовое, на данный случай).

Признание оформляется актом признающего государства. Международно-правовое признание — односторонний акт государства, посредством которого оно выражает свою готовность вступить в юридические отношения с каким-либо другим государством или иным субъектом международного права и поддерживать с ним полномасштабные дипломатические, консульские и иные отношения.

Оно является акцией добровольного волеизъявления, а не обязанностью признающего государства.

Непризнанное государство может быть членом ООН, так как устав ООН не требует, чтобы этому предшествовало признание. Вместе с тем прием непризнанного государства в международную организацию также не означает его признания со стороны тех государств, которые голосовали за его принятие, а лишь подтверждает, что оно является субъектом международного права с момента своего возникновения. Теоретически международная правосубъектность вновь возникшего государства никоим образом не зависит от его признания. Поэтому международно-правовое признание государства имеет значение скорее политического, чем правоустанавливающего обстоятельства.

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Любовь Богданова

Муниципальная окружная открытая научная конференция школьников

Название работы: Непризнанные государства. Общие особенности и проблемы.

Автор работы: Шакирова Александра Сергеевна

Место выполнения работы: с. Кочубеевское

МКОУ СОШ №4, 10 класс

Научный руководитель: Минникова Наталия

Васильевна, учитель высшей квалификационной

категории МКОУ СОШ №4

Причины возникновения, особенности и проблемы непризнанных государств

В теме " Политическая карта мира" школьного курса географии информация, представленная в учебнике, о непризнанных или частично признанных государствах, ограничивается лишь несколькими предложениями и единичными примерами, которые не дают ответа на вопросы:

- Почему в мире появляются новые независимые страны?

- Как и кем определяется их признание?

- Каково их внутреннее устройство?

- Как они взаимодействуют с внешним миром?

- Какова их роль в современном мире?

Все эти вопросы требуют ответа. Так процесс и история образования таких стран напрямую или косвенно связаны с различными мировыми процессами, активной участницей которых является Российская Федерация. Это значит, что каждый гражданин нашей страны должен сформировать определенное

отношение к образованию таких территорий и осознавать, какие последствия могут нести за собой такие явления.

Объектом исследования стали 28 территорий, которые в наибольшей степени обладают признаками государственности.

Цель работы:

Выяснить общие особенности непризнанных государств и существующих в них проблем.

- выявить непризнанные государства ;

- узнать историю их появления :

-проанализировав полученные сведения, определить общие особенности и проблемы

Актуальность темы определяется необходимостью исследования социально-экономических, культурных, этнографических, политических, исторических процессов, которые напрямую влияют на образование непризнанных государств в различных уголках Земли и формирование политической карты мира.

Данная тема очень скудно описывается в школьных учебных пособиях, несмотря на то, что новые относительно независимые страны продолжают появляться в наше время, оказывая огромное влияние на мировую политическую ситуацию.

Причины возникновения, особенности и проблемы непризнанных государств

Проблема существования непризнанных государств возникает в виду отсутствия правовой преемственности с предшествующим государственным образованием.

Во-первых, важную роль в возникновении условий для образования таких государств играют серьезные внутригосударственные и внешние потрясения, как войны и революции.

Во-вторых, немаловажное значение в процессе образования непризнанных государств имеют стратегические тенденции, возникающие внутри конкретного государства

В-третьих, приводит к возникновению частично непризнанных государств послевоенное разделение ранее единой страны

В-четвертых, после распада колониальной системы, начавшегося по результатам Второй мировой войны.

Исследование и анализ истории образования непризнанных государств привели к выводу, что главными причинами появления такого рода территорий являются:

- Смена политического строя и революции

Особенности некоторых непризнанных государств

Согласно конституции Грузии, является автономной республикой в составе этого государства. С 1992 г. – фактически самостоятельна. Государственная самостоятельность Абхазии с 2008 г. признана 6 государствами-членами ООН: Россией, Никарагуа, Венесуэлой, Науру, Вануату, Тувалу.

Южная Осетия

Согласно конституции, Грузии входит в состав нескольких районов Грузии. В 1991 г. получила фактическую независимость, которая с 2008 г. признана 5 государствами-членами ООН: Россией, Никарагуа, Венесуэлой, Науру, Тувалу.

Приднестровская Молдавская Республика

Не признана ни одним государством, имеющим широкое международное признание. Ее признали Абхазия, Южная Осетия, Нагорно-Карабахская республика, чье признание ограничено несколькими государствами, входящими в ООН.

Нагорно-Карабахская Республика Непризнанное государство

провозглашенное в 1991 г. в границах Нагорно-Карабахской автономной области Азербайджана. Большинством государств признается частью Азербайджана

Турецкая Республика Северного Кипра

Провозглашена после вторжения турецких вооруженных сил на Кипр в 1974 г. Объявила о своей независимости в 1983 г. Признается Турцией и Абхазией

Республика Косово

Согласно конституции, Сербия входит в состав этого государства как Автономный край Косово и Метохия. В 2008 г. косовские власти провозгласили независимость, которая в настоящее время признана 98 государствами-членами ООН.

Тайвань (Китайская республика)

После гражданской войны в Китае в 1949 г. потеряла дипломатическое признание. Место в ООН было передано Китайской Народной Республике. В настоящее время признается 23 государствами.

Была образована в 1976 году. Сейчас признается 60 странами, входящими в состав Организации Объединенных Наций, а также частично признается Южной Осетией. САДР входит в состав Африканского Союза.

Государство Палестина.

Обладает одной из ярких историй, которая отличается большим количеством спорных ситуаций, военных конфликтов. Государство было самопровозглашено в 1988 году. На сегодняшний день признается 137 странами мира: 136 из которых являются международно-признанными, а 1 – частично. Палестина является наблюдателем Организации Объединенных Наций. Государство делится на две части, не соединенные друг с другом. Первая часть – Сектор Газа. Территория управляется организацией ХАМАС, которая является исламским движением сопротивления и политической партией одновременно. ХАМАС многими странами признана как террористическая организация. Вторая часть Палестины – Западный берег реки Иордан. Территория частично контролируется Палестинской национальной организацией. Главой ПНА является президент страны Махмуд Аббас. Переломным моментов в истории Палестины стала война с Израилем 1948 года. Деньги Палестины Именно тогда государство претерпело серьезные изменения: обе части были оккупированы. А в 1980 году территория Иерусалима была присоединена к Израилю. В 1993 году страны подписали соглашение, согласно которому была сформирована ПНА, призванная найти компромиссное решение конфликта между Израилем и Организацией Освобождения Палестины. ПНА должна была осуществлять контроль обеих частей государства. Но в 2006 году Израиль покинул Сектор Газа, после чего власть на этой территории захватила группировка ХАМАС.

Проблемы непризнанных государств

Судьба непризнанных государств и их народов всегда различна и предполагает различные варианты развития непризнанных государств.

Читайте также: