Специалисты какого профиля участвуют в психологическом обеспечении системы образования
Обновлено: 30.06.2024
Министерство просвещения РФ подготовило проект Положения о главных внештатных педагогах-психологах в системе образования Российской Федерации. Выделены три главных внештатных педагогов-психологов: федеральный при Министерстве просвещения, в федеральном округе и в субъекте Российской Федерации.
Публикация актуальная для слушателей курсов повышения квалификации и професиональной переподготовке по направлениям:
Главный внештатный педагог-психолог
Данная единица функционирует на общественных началах. На эти должности назначаются представители из ведущих специалистов в сфере психологии, организации психологической службы в системе образования Российской Федерации приказом Министерства просвещения Российской Федерации, представлением Федерального ресурсного центра психологической службы приказом Министерства исполнительными органами в субъекте Российской Федерации.
Чем занимается Главный педагог-психолог Министерства просвещения?
Главный внештатный педагог-психолог при министерстве подчиняется непосредственно министру просвещения. Он входит в состав координационного совета Министерства просвещения Российской Федерации по развитию психологической службы в системе образования.
участвовать в определении стратегии развития психологической службы
в системе образования Российской Федерации;
изучать и распространять новые технологии в психолого-педагогическом обеспечении системы образования;
осуществлять координацию работы главных педагогов-психологов в федеральных округах
Российской Федерации.
Функции Главного педагога-психолога Министерства просвещения РФ
анализ информации о состоянии дел в оказании психолого-педагогической помощи, изучение отечественного и зарубежного опыта в области организации психологической службы, технологий и методов по развитию и совершенствованию психолого-педагогического обеспечения системы образования;
подготовка предложений по совершенствованию различных направлений развития психологической службы;
подготовка предложений по внесению изменений в нормативные правовые акты и разработке нормативных правовых актов, в том числе, порядков
и стандартов, квалификационных требований;
методическая помощь главным внештатным педагогам-психологам
в федеральных округах Российской Федерации;
участие в заседаниях коллегии Министерства, Координационного совета
по вопросам организации работы психологической службы системы образования;
подготовка обзоров по состоянию и развитию психологической службы
в системе образования;
ежегодное, до 20 декабря текущего года, предоставление аналитического отчета Министру просвещения Российской Федерации о проделанной работе.
Основные задачи главного внештатного педагога-психолога в федеральном округе Российской Федерации
участие в определении стратегии развития психологической службы
в системе образования субъектов соответствующего федерального округа Российской Федерации;
координация деятельности педагогов-психологов в субъектах Российской Федерации, входящих в состав соответствующего федерального округа Российской Федерации по вопросам развития психологической службы в системе образования округа.
Функционал главного внештатного педагога-психолога в федеральном округе
анализ информации о состоянии дел в оказании психолого-педагогической помощи, изучение отечественного и зарубежного опыта в области организации психологической службы, технологий и методов по развитию и совершенствованию психолого-педагогического обеспечения системы образования в федеральном округе Российской Федерации;
подготовка предложений по совершенствованию различных направлений развития психологической службы, в том числе в части оказания необходимой помощи в федеральном округе Российской Федерации;
подготовка предложений по внесению изменений в нормативные правовые акты и разработке нормативных правовых актов, в том числе, порядков
и стандартов, квалификационных требований;
методическая помощь главным внештатным педагогам-психологам
в субъектах Российской Федерации, входящих в состав соответствующего федерального округа Российской Федерации;
участие в заседаниях коллегии Министерства, Координационного совета
по вопросам организации работы психологической службы системы образования;
подготовка обзоров по состоянию и развитию психологической службы
в системе образования соответствующего федерального округа Российской Федерации;
ежегодное, до 10 декабря текущего года, предоставление аналитического отчета главному внештатному педагогу-психологу Министерства и в Федеральный ресурсный центр психологической службы о проделанной работе.
Функции главного внештатного педагога-психолога в субъекте Российской Федерации
анализ информации о состоянии дел в оказании психолого-педагогической помощи, изучение регионального опыта в области организации психологической службы, технологий и методов по развитию и совершенствованию психолого-педагогического обеспечения системы образования в субъекте Российской Федерации;
подготовка предложений по совершенствованию различных направлений развития психологической службы в системе образования субъекта Российской Федерации;
методическая помощь педагогам-психологам общеобразовательных, профессиональных образовательных организаций и организаций дополнительного образования детей в субъекте Российской Федерации по вопросам:
сохранения и укрепления психического здоровья и развития обучающихся, оказания им профессиональной помощи и содействия в трудных жизненных ситуациях;
психологического просвещения и консультирования родителей (законных представителей) обучающихся по проблемам обучения, воспитания
и развития;
профилактической работы, направленной на предупреждение эмоционального выгорания, личностных и профессиональных деформаций педагогических работников и повышения квалификации педагогических работников;
сотрудничества педагогов-психологов с педагогами по вопросам обеспечения достижения личностных и метапредметных образовательных результатов;
создания безопасной и развивающей образовательной среды;
психологической экспертизы программ обучения в части определения их соответствия возрастным особенностям и потребностям обучающихся;
мониторинга эффективности программ и технологий обучения;
реализации программ преодоления трудностей в обучении;
диагностики и контроля динамики психического развития обучающихся, оценки индивидуальных траекторий развития;
разработки индивидуальных образовательных траекторий обучающихся;
создания условий для самостоятельного осознанного выбора обучающимися профессиональной области и построения личных профессиональных планов;
содействия позитивной социализации обучающихся;
профилактики и коррекции отклоняющегося и противоправного поведения обучающихся;
профилактики социального сиротства;
сохранения и укрепления физического здоровья, включая применение здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе и формирование культуры здоровья и здорового образа жизни;
психологического сопровождения коррекционно-развивающего обучения, воспитания и социальной адаптации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, находящихся в различных образовательных условиях,
в том числе построение для них индивидуальных образовательных маршрутов;
психологического сопровождения обучения, воспитания и социальной адаптации одаренных детей, находящихся в различных образовательных условиях,
в том числе построение индивидуальных образовательных маршрутов
для обучающихся с выраженной мотивацией к обучению;
содействия в обеспечении доступной профессиональной помощи
в преодолении фобических, аффективных и личностных расстройств
у обучающихся;
подготовка обзоров по состоянию и развитию психологической службы
в системе образования субъекта Российской Федерации;
ежегодное, до 1 декабря текущего года, предоставление аналитического отчета в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего государственное управление в сфере образования, главному внештатному педагогу-психологу в федеральном округе Российской Федерации о проделанной работе
Читайте также: