Включена ли в состав основных задач транспортной безопасности задача информационного обеспечения

Обновлено: 28.06.2024

Под информационной безопасностью понимается состояние, обеспечивающее защищённость информационных ресурсов и каналов, а также доступа к источникам информации в целях активного противодействия государства угрозам внедрения в сознание граждан сведений, ориентирующих и мотивирующих их деятельность ведущую, в конечном итоге, к разложению национальной идентичности и размыванию национального суверенитета.

Основными составляющими информационной безопасности являются защита информации (в смысле охраны персональных данных, государственной и служебной тайны и других видов ин­формации ограниченного распространения), предохранение ин­формации от случайных или преднамеренных воздействий есте­ственного или искусственного характера, реализация гарантий конституционных прав и свобод человека и гражданина, касаю­щихся деятельности в информационной сфере, защищенность потребностей граждан, отдельных групп и населения в целом в качественной информации для их жизнедеятельности, образования и развития, т. е. информационно-психологическая удовле­творенность потребностей граждан и общества в целом и их за­щищенность от негативных (преднамеренных и случайных) ин­формационно-психологических и информационно-технических воздействий. Этим обусловлена актуальность темы данной лекции.

В ходе изучения темы лекции вы также познакомитесь с такими понятиями и терминами, как:

- Единая государственная информационная система обеспечения транспортной безопасности (ЕГИС);

- информационное обеспечение компетентных органов в области обеспечения транспортной безопасности;

- порядок обращения со служебной информацией;

- порядок получения и передачи информации;

- порядок информирования об угрозах совершения и о совершении актов незаконного вмешательства на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах.

Основной целью лекции является изучение основных понятий и систематизирование, имеющихся у студентов знаний в сфере информационного обеспечения транспортной безопасности. Это позволит совершенствовать знания нормативно-правовой базы и организации обеспечения информационной безопасности.

1. Основные информационные термины и понятия и общие положения об информационном обеспечении в области транспортной безопасности.

Информационное обеспечение –комплекс мероприятий и процессов обеспечивающих информационную безопасность.К основным мероприятиям, обеспечивающие информационную безопасность относятся:

- обеспечение конституционных прав и свобод граждан в области получения информации и пользования ею;

- развитие современных телекоммуникационных систем;

- защита информационных ресурсов от несанкционированного доступа;

- развитие современных информационных технологий, отечественной индустрии информации;

- повышение безопасности информационных систем федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, финансово-кредитной и банковской сфер, сферы хозяйственной деятельности, а также систем и средств информатизации вооружения и военной техники, систем управления войсками и оружием, экологически опасными и экономически важными производствами;

- развитие отечественного производства аппаратных средств защиты информации;

защита сведений, составляющих государственную тайну.

Порядок защиты служебной информации определён:

- Перечнем сведений, отнесённых к государственной тайне, утверждённым Указом Президента российской Федерации от 30 ноября 1995 года № 1203 в последней редакции

- Правилами отнесения сведений, составляющих государственную тайну, к различным степеням секретности, утверждёнными Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 1995 г. № 870

Информация –сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления. Вся информация с точки зрения права делится на:

- информацию без ограничения права доступа -информация общего пользования, информация о состоянии окружающей среды, ее загрязнении, информация в области работ по хранению, перевозке, уничтожению химического оружия и других видах ОМП. Информация, содержащая сведения об обстоятельствах и фактах, представляющих угрозу жизни, здоровью граждан, не подлежит засекречиванию, не может быть отнесена к тайне;

информацию с ограниченным доступом государственная тайна, коммерческая тайна, банковская тайна, профессиональная тайна и персональные данные как институт охраны права неприкосновенности частной жизни;

- информацию, распространение которой наносит вред интересам общества, законным интересам и правам граждан. К ней относится порнография; информация, разжигающая национальную, расовую и другую рознь; пропаганда и призывы к войне; ложная реклама, реклама со скрытыми вставками и т. п.;

- объекты интеллектуальной собственности — то, что не может быть отнесено к информации с ограниченным доступом, но охраняется особым порядком через институты интеллектуальной собственности — авторское право, патентное право, средства индивидуализации и т. п. Исключение составляют профессиональные секреты, которые охраняются в режиме коммерческой тайны;

- иную общедоступную информацию, среди которой выделяют более 20 видов открытой общедоступной информации.

Информационные процессы –сбор, обработка, накопление, хранение, поиск и передача информации.

Информационное обеспечение работы компетентных органовв области транспортной безопасности включает в себя следующие компоненты:

1. Результаты оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры

2. Реестр планов обеспечения транспортной безопасности

3. Мониторинг состояния транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры

4. Реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры

5. Реестр специализированных организаций

Информационная система –организационно упорядоченная совокупность документов и информационных технологий, в т. ч. с использованием средств вычислительной техники и связи (автоматизированная система), реализующих информационные процессы.

1. Основной задачей Управления является реализация комплекса мер, направленных на обеспечение защищенности объектов транспортной инфраструктуры в сфере дорожного хозяйства, автомобильного транспорта, городского наземного электрического транспорта и транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта в установленной сфере деятельности (далее - ОТИ и ТС в установленной сфере деятельности) от актов незаконного вмешательства, в том числе:

- категорирование ОТИ и ТС в установленной сфере деятельности и ведение реестра категорированных ОТИ и ТС в установленной сфере деятельности;

- рассмотрение результатов проведенной оценки уязвимости ОТИ и ТС в установленной сфере деятельности от актов незаконного вмешательства;

- участие в разработке и реализации требований по обеспечению транспортной безопасности ОТИ и ТС в установленной сфере деятельности;

- рассмотрение планов обеспечения транспортной безопасности, предусматривающих систему мер по обеспечению транспортной безопасности ОТИ и ТС, в установленной сфере деятельности;

- разработка и осуществление комплекса мер, направленных на решение задач гражданской обороны и противодействия терроризму в сфере дорожного хозяйства.

2. Управление в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет следующие функции:

- разрабатывает стратегию Агентства в области совершенствования транспортной безопасности ОТИ и ТС в установленной сфере деятельности;

- принимает участие в пределах своей компетенции в разработке нормативных актов, регулирующих обеспечение транспортной безопасности ОТИ и ТС в установленной сфере деятельности;

- обеспечивает в пределах своей компетенции эффективное взаимодействие по вопросам обеспечения транспортной безопасности с федеральными органами исполнительной власти;

- разрабатывает предложения по количеству категорий и критериям категорирования ОТИ и ТС в установленной сфере деятельности;

- осуществляет категорирование ОТИ и ТС в установленной сфере деятельности;

- осуществляет ведение реестра ОТИ и ТС в установленной сфере деятельности, включая категорированные объекты;

- осуществляет аккредитацию специализированных организаций в области обеспечения транспортной безопасности ОТИ и ТС в установленной сфере деятельности;

- осуществляет ведение реестра аккредитованных организаций на проведение оценки уязвимости ОТИ и ТС в установленной сфере деятельности;

- разрабатывает предложения по порядку проведения оценки уязвимости ОТИ и ТС в установленной сфере деятельности;

- разрабатывает предложения по установлению требований по обеспечению транспортной безопасности для различных категорий ОТИ и ТС в установленной сфере деятельности;

- готовит заключения по утверждению результатов оценки уязвимости ОТИ и ТС в установленной сфере деятельности, проведенной специализированными организациями в области обеспечения транспортной безопасности;

- готовит заключения по утверждению разработанных субъектами транспортной инфраструктуры планов обеспечения транспортной безопасности ОТИ и ТС в установленной сфере деятельности; осуществляет мониторинг разработки федеральными казенными учреждениями, подведомственными Агентству планов обеспечения транспортной безопасности ОТИ и ТС в установленной сфере деятельности и представляет их на утверждение руководителю Агентства (либо уполномоченному им лицу);

- готовит предложения по выделению бюджетного финансирования федеральным казенным учреждениям, подведомственным Агентству, для реализации утвержденных планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры;

- готовит задания для федеральных казенных учреждений, подведомственных Агентству, получателей средств федерального бюджета в части обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры в сфере дорожного хозяйства, включая услуги по охране указанных объектов;

- осуществляет мониторинг реализации федеральными казенными учреждениями, подведомственными Агентству, планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры в сфере дорожного хозяйства;

осуществляет оценку результативности деятельности федеральных казенных учреждений, подведомственных Агентству, по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры в сфере дорожного хозяйства, в том числе оценку эффективности использования бюджетных средств, выделенных на эти цели;

- организует работу и осуществляет взаимодействие с МЧС России и его региональными центрами по вопросам разработки и реализации комплекса мер в области гражданской обороны, направленных на решение задач защиты объектов дорожного хозяйства и федеральных казенных учреждений, подведомственных Агентству;

- готовит предложения по определению номенклатуры и объемов, создаваемых в целях гражданской обороны запасов материально-технических средств, продовольственных, медицинских и иных средств, накапливаемых для работников центрального аппарата Агентства и подведомственных ему федеральных казенных учреждений;

- организует работу по реализации мероприятий по противодействию терроризму в пределах компетенции Управления;

- разрабатывает и уточняет План гражданской обороны Агентства;

- в установленном порядке исполняет функции заказчика по государственным контрактам на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в соответствии с задачами и компетенцией, а также по поручению руководителя и заместителей руководителя Агентства по другим государственным контрактам и соглашениям;

- участвует в установленном порядке в подготовке докладов о результатах и основных направлениях деятельности Управления, реализации среднесрочного финансового плана, бюджетных целевых программ, распределении бюджетных средств, действующих и принимаемых обязательств на очередной финансовый год и других материалов в рамках бюджетного процесса;

- в установленном порядке участвует в планировании деятельности центрального аппарата Агентства, вносит предложения в План работ Агентства, План важнейших научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ в дорожном хозяйстве;

- участвует в разработке проектов организационно-распорядительных, методических, нормативно-технических, распорядительных актов в сфере своей компетенции;

- участвует в разработке мобилизационных мероприятий и документов Агентства в части, касающейся компетенции Управления;

- разрабатывает документы и осуществляет мероприятия для обеспечения работы Управления в период перевода на работу в условиях военного времени и в военное время;

- участвует в организации и обеспечении мобилизационной подготовки автомобильных дорог федерального значения в части, касающейся компетенции Управления; - готовит справки к балансовым комиссиям, участвует в их проведении;

- разрабатывает предложения к концепциям, федеральным и межотраслевым программам в области обеспечения транспортной безопасности ОТИ и ТС в установленной сфере деятельности;

- участвует в оценке деятельности подведомственных организаций по вопросам входящим в компетенцию Управления;

- принимает участие в организации конференций, совещаний, семинаров и выставок по проблемам транспортной безопасности ОТИ и ТС в установленной сфере деятельности;

- совместно с другими структурными подразделениями Агентства участвует в разработке планов по проведению семинаров, учебных занятий по соответствующему профилю деятельности и участвует в их проведении;

- готовит предложения по формированию и совершенствованию нормативной правовой и законодательной базы в пределах компетенции Управления;

- участвует в подготовке заключений на проекты нормативных правовых актов, разработанные другими федеральными органами исполнительной власти;

- разрабатывает и осуществляет комплекс мер, направленных на решение задач гражданской обороны в сфере дорожного хозяйства;

- осуществляет сбор, анализ и оценку деятельности подведомственных организаций по вопросам гражданской обороны;

- разрабатывает мероприятия и документы по вопросам гражданской обороны Агентства и Управления;

- планирует и проводит мероприятия по гражданской обороне в Агентстве;

- организует занятия по обучению гражданских служащих Агентства способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

- определяет потребность и готовит предложения в структурное подразделение, ответственное за решение вопросов материально-технического обеспечения Агентства, по созданию и содержанию запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств в целях гражданской обороны Агентства;

Принятые сокращения

АНВ – акт незаконного вмешательства;

ВВ – взрывчатое вещество;

ВУ – взрывное устройство;

ГБР – группа быстрого реагирования;

ЗТБ – зона транспортной безопасности;

ИП – индивидуальный предприниматель;

КПП – контрольно-пропускной пункт;

КЭ – критический элемент;

ОТБ – обеспечение транспортной безопасности;

ОТИ – объект транспортной инфраструктуры;

ОУ – оценка уязвимости;

ПДНП – первичная доврачебная неотложная помощь;

ПП – постановление Правительства;

ПТБ – подразделение транспортной безопасности;

СТИ – субъект транспортной инфраструктуры;

ТБ – транспортная безопасность;

ТК – транспортный комплекс;

ТС – транспортное средство;

ФЗ – Федеральный закон;

ФОИВ – федеральный орган исполнительной власти.

Тематические вопросы

1. Цели и задачи обеспечения транспортной безопасности

Целями обеспечения транспортной безопасности (ОТБ) являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса (ТК), защита интересов личности, общества и государства в сфере ТК от актов незаконного вмешательства (АНВ).

Основными задачами ОТБ являются:

1) нормативное правовое регулирование в области ОТБ;

2) определение угроз совершения АНВ;

3) оценка уязвимости (ОУ) объектов транспортной инфраструктуры (ОТИ) и транспортных средств (ТС);

4) категорирование ОТИ и ТС;

5) разработка и реализация требований по ОТБ;

6) разработка и реализация мер по ОТБ;

7) подготовка и аттестация сил ОТБ;

8) осуществление федерального госконтроля (надзора) в области ОТБ;

9) информационное, материально-техническое и научно-техническое обеспечение транспортной безопасности (ТБ);

10) сертификация технических средств ОТБ

2. Транспортная безопасность, СТИ, ОТИ, ТС, АНВ

Транспортная безопасность – состояние защищённости ОТИ и ТС от АНВ.

Субъекты транспортной инфраструктуры – юридические лица, индивидуальные предприниматели (ИП) и физические лица, являющиеся собственниками ОТИ и (или) ТС или использующие их на ином законном основании.

Объекты транспортной инфраструктуры – технологический комплекс, включающий в себя:

автомобильные вокзалы и станции;

тоннели, эстакады, мосты;

объекты систем связи, навигации и управления движением ТС;

участки автомобильных дорог, а также иные обеспечивающие функционирование ТК здания, сооружения, устройства и оборудование, определяемые Правительством РФ.

Транспортные средства – устройства, предназначенные для перевозки физических лиц, грузов, багажа, ручной клади, личных вещей, животных или оборудования, установленных на указанных ТС устройств, в значениях, определенных транспортными кодексами и уставами, и включающие в себя:

ТС автотранспорта, используемые для регулярной перевозки пассажиров и багажа или перевозки пассажиров и багажа по заказу либо используемые для перевозки опасных грузов, на осуществление которой требуется специальное разрешение; ТС городского наземного электрического транспорта.

Акт незаконного вмешательства – противоправное действие (бездействие), в том числе теракт, угрожающее безопасной деятельности ТК, повлекшее за собой причинение вреда жизни и здоровью людей, материальный ущерб либо создавшее угрозу наступления таких последствий.

3. Обеспечение транспортной безопасности

ОТБ ОТИ и ТС возлагается на СТИ, если иное не установлено 16—ФЗ и другими ФЗ РФ.

Федеральные органы исполнительной власти (ФОИВ) обеспечивают ОТБ в соответствии с компетенцией установленной 16—ФЗ и другими ФЗ.

Органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления участвуют в ОТБ в соответствии с компетенцией установленной 16—ФЗ, другими ФЗ.

СТИ, перевозчик вправе возлагать на персонал (экипаж) ТС обязанности по ОТБ ТС в объеме, не препятствующем исполнению служебных обязанностей персонала, связанных с ОТБ перевозки.

ОТИ и ТС, ОТБ которых осуществляется исключительно ФОИВ, определяются ФЗ и нормативными актами РФ.

Обеспечение защиты от АНВ, в том числе от терактов, строений, сооружений, зданий, не отнесенных в соответствии с 16—ФЗ к ОТИ и объектов, строительство которых не завершено и которые расположены в границах (на территории) ОТИ, осуществляется в соответствии с 16—ФЗ с учетом категории соответствующего ОТИ. Порядок обеспечения защиты таких объектов от АНВ, в том числе от терактов, определяется Планом ОТБ.

4. Уровни безопасности ОТИ и ТС. Основные мероприятия по усилению защиты ОТИ при их объявлении (установлении)

уровень №1 – степень защищенности ТК от потенциальных угроз, заключающихся в наличии совокупности вероятных условий и факторов, создающих опасность совершения АНВ в деятельность ТК;

уровень N 2 – степень защищенности ТК от непосредственных угроз, заключающихся в наличии совокупности конкретных условий и факторов, создающих опасность совершения АНВ в деятельность ТК;

уровень N 3 – степень защищенности ТК от прямых угроз, заключающихся в наличии совокупности условий и факторов, создавших опасность совершения АНВ в деятельность ТК.

Уровень безопасности ОТИ и ТС №1 действует постоянно, если не объявлен иной уровень безопасности.

Уровни безопасности ОТИ и ТС №2 и 3 объявляются (устанавливаются) и отменяются СТИ на основании:

решения руководителей образованных в соответствии с Указом Президента РФ от 15 февраля 2006 г. №116 Федерального оперативного штаба, оперативных штабов в субъектах РФ либо Министра транспорта РФ (уполномоченных ими должностных лиц) об изменении степени угрозы совершения носящего террористический характер АНВ в деятельность ТК;

решения Министра внутренних дел РФ либо Министра транспорта РФ (уполномоченных ими должностных лиц) об изменении степени угрозы совершения не носящего террористический характер АНВ в деятельность ТК.

Уровни безопасности ОТИ и ТС №2 и 3 могут объявляться (устанавливаться) как в отношении 1 объекта, так и в отношении группы (2 и более) ОТИ и ТС.

5. Требования по ОТБ, каким нормативным правовым актом установлены и на кого распространяются?

Требования по ОТБ по видам транспорта, в том числе требования к антитеррористической защищенности – ПП РФ №924 (для Росавтодор). Устанавливаются Правительством РФ, по представлению Минтранса, по согласованию с ФСБ и МВД, являются обязательными для исполнения всеми СТИ.

Требования по ОТБ ОТИ по видам транспорта, на этапе их проектирования и строительства, устанавливаются Правительством РФ, по представлению Минтранса, по согласованию с Минстроем, ФСБ и МВД, являются обязательными для исполнения всеми застройщиками на территории РФ.

Требования по ОТБ объектов, зданий, сооружений не являющихся ОТИ и расположенных на земельных участках, прилегающих к ОТИ и отнесенных в соответствии с земельным законодательством РФ к охранным зонам земель транспорта, устанавливаются Правительством РФ по представлению Минтранса, по согласованию с ФСБ и МВД, являются обязательными для исполнения юридическими лицами, ИП и физическими лицами, являющимися собственниками или владеющими зданиями, строениями, сооружениями на ином законном основании.

Требования по ОТБ для физических лиц следующих либо находящихся на ОТИ и ТС, устанавливаются Правительством РФ по представлению Минтранса, согласовываются с ФСБ и МВД, являются обязательными для исполнения физическими лицами, прибывающими на ОТИ и ТС, либо прибывающими на них.

6. Ограничения при выполнении работ, непосредственно связанных с ОТБ

Работы, непосредственно связанные с ОТБ, не вправе выполнять лица:

Имеющие непогашенную или не снятую судимость за совершение умышленного преступления.

Страдающие психическими заболеваниями, алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией, до прекращения в отношении этих лиц диспансерного наблюдения, в связи с выздоровлением или стойкой ремиссией.

Досрочно прекратившие полномочия по госдолжности или уволенные с госслужбы… связанные с совершением дисциплинарного проступка, грубым или систематическим нарушением дисциплины, совершением проступка, порочащего честь госслужащего, утратой доверия к нему, если после такого досрочного прекращения полномочий, или увольнения прошло менее чем три года.

Сообщившие заведомо ложные сведения о себе при приеме на работу, непосредственно связанную с ОТБ.

Имеющие медицинские противопоказания к выполнению работ, непосредственно связанных с ОТБ.

Не прошедшие в порядке, установленном в соответствии с 16—ФЗ подготовку и аттестацию сил ОТБ.

Подвергнутые административному наказанию за потребление наркотических или психотропных средств без назначения врача, либо новых потенциально опасных психоактивных веществ, до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию.

Вопрос 1: Цели и задачи досмотра, дополнительного досмотра и повторного досмотра, осуществляемых на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах в целях обеспечения транспортной безопасности.

ФЗ-16 ст.12.2

3. В ходе досмотра, дополнительного досмотра и повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности осуществляются мероприятия по обследованию физических лиц, транспортных средств, грузов, багажа, ручной клади и личных вещей, находящихся у физических лиц, направленные на обнаружение оружия, взрывчатых веществ или других устройств, предметов и веществ, в отношении которых в соответствии с правилами проведения досмотра, дополнительного досмотра и повторного досмотра установлены запрет или ограничение на перемещение в зону транспортной безопасности или ее часть, а также на выявление лиц, не имеющих правовых оснований для прохода (проезда) в зону транспортной безопасности или ее часть.

4. В ходе досмотра в случаях, предусмотренных требованиями по обеспечению транспортной безопасности, проводятся наблюдение и (или) собеседование в целях обеспечения транспортной безопасности, направленные на выявление физических лиц, в действиях которых усматриваются признаки подготовки к совершению актов незаконного вмешательства. По результатам наблюдения и (или) собеседования в целях обеспечения транспортной безопасности принимается решение о проведении дополнительного досмотра.

5. В ходе дополнительного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности осуществляются мероприятия по обследованию физических лиц, транспортных средств, грузов, багажа, ручной клади и личных вещей, находящихся у физических лиц, в целях распознавания и идентификации предметов и веществ, выявленных в ходе досмотра, а также по обследованию материально-технических объектов, которые могут быть использованы для совершения актов незаконного вмешательства.

6. При получении субъектом транспортной инфраструктуры или перевозчиком информации об угрозе совершения акта незаконного вмешательства в целях выявления физических лиц, в действиях которых усматриваются признаки подготовки к совершению актов незаконного вмешательства, либо материально-технических объектов, которые могут быть использованы для совершения актов незаконного вмешательства, проводится повторный досмотр в целях обеспечения транспортной безопасности.

(Приказ Минтранса России 2015 года № 227 п.5-7)

Цели досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра - обнаружение (включая выявление, распознавание и идентификацию) предметов и веществ, указанных в Перечнях, а также выявление лиц, не имеющих правовых оснований для прохода (проезда) в зону транспортной безопасности или ее часть и оснований для перемещения в зону транспортной безопасности ОТИ и ТС или её часть материальных предметов, в случаях, предусмотренных Требованиями, в объеме, установленном планами обеспечения транспортной безопасности ОТИ и ТС.

5. В ходе досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности (далее - досмотр) осуществляются мероприятия по обследованию физических лиц, а также транспортных средств, грузов, багажа, ручной клади и личных вещей, находящихся у физических лиц, и иных материальных объектов живой или неживой природы (далее - объекты досмотра), в целях обнаружения оружия, взрывчатых веществ или других устройств, предметов и веществ, в отношении которых установлен запрет или ограничение на перемещение в зону транспортной безопасности или ее часть.

При осуществлении досмотра в целях установления предметов и веществ, запрещенных к перевозке на отдельных видах транспорта (далее - предметы и вещества, которые запрещены или ограничены для перемещения) применяются перечни предметов и веществ, запрещенных к перевозке на соответствующих видах транспорта.

6. В ходе дополнительного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности (далее - дополнительный досмотр) осуществляются мероприятия по обследованию объектов досмотра в целях обнаружения, распознавания и идентификации, выявленных в ходе досмотра предметов и веществ, которые запрещены или ограничены для перемещения, а также по обследованию материально-технических объектов, которые могут быть использованы для совершения актов незаконного вмешательства (далее - АНВ).

7. В ходе повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности (далее - повторный досмотр) осуществляются мероприятия по повторному обследованию объектов досмотра для выявления физических лиц, в действиях которых усматриваются признаки подготовки к совершению АНВ, либо материально-технических объектов, которые могут быть использованы для совершения АНВ. Повторный досмотр проводится при получении СТИ или перевозчиком информации об угрозе совершения АНВ.

Вопрос 2: Цели и задачи обеспечения транспортной безопасности. (ФЗ-16, ст.2)

1. Целями обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.

2. Основными задачами обеспечения транспортной безопасности являются:

1) нормативное правовое регулирование в области обеспечения транспортной безопасности;

2) определение угроз совершения актов незаконного вмешательства;

3) оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств;

4) категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств;

5) разработка и реализация требований по обеспечению транспортной безопасности;

6) разработка и реализация мер по обеспечению транспортной безопасности;

7) подготовка и аттестация сил обеспечения транспортной безопасности;

8) осуществление федерального государственного контроля (надзора) в области обеспечения транспортной безопасности;

9) информационное, материально-техническое и научно-техническое обеспечение транспортной безопасности;

10) сертификация технических средств обеспечения транспортной безопасности.

© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.003)

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Информационное обеспечение транспортной безопасности. Презентация на заданную тему содержит 41 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

В соответствии со статьёй 11 ФЗ-16 Минтрансу России поручено создать Единую государственную информационную систему обеспечения транспортной безопасности (ЕГИС ОТБ)

Цель создания системы Основная цель создания ЕГИС ОТБ – сбор, накопление и обработка с использованием современных информационно-коммуникационных технологий информации в интересах: информационной поддержки деятельности должностных лиц Министерства транспорта Российской Федерации, подведомственных ему федеральных агентств и службы, принимающих решения по вопросам транспортной безопасности; информационного обеспечения деятельности уполномоченного органа по формированию государственной политики, разработке проектов законодательных и иных нормативных правовых актов в области транспортной безопасности и нормативно-правовому обеспечению деятельности органов государственной власти и хозяйствующих субъектов в области транспортной безопасности; информационного обеспечения текущей деятельности подразделений Минтранса России и подведомственных ему федеральных агентств и службы в области транспортной безопасности; информационного обеспечения деятельности уполномоченных Правительством Российской Федерации федеральных органов исполнительной власти в области транспортной безопасности в рамках установленной сферы деятельности, в том числе связанной с обработкой персональных данных о пассажирах всех видов транспорта.

Основные задачи ЕГИС ОТБ Основные задачи ЕГИС ОТБ информационное обеспечение деятельности уполномоченных федеральных органов в сфере транспортной безопасности, формирование и ведение автоматизированных централизованных баз персональных данных о пассажирах и персонале (экипаже) транспортных средств (АЦБПДП).

Автоматизированные централизованные базы персональных данных о пассажирах и персонале (экипаже) транспортных средств Автоматизированные централизованные базы персональных данных о пассажирах и персонале (экипаже) транспортных средств (АЦБПДП) предназначены для: автоматизации процессов сбора и обработки персональных данных о пассажирах, формирования и ведения соответствующих баз данных, которые используются при решении определяемых государством правовых, организационных и иных задач обеспечения транспортной безопасности в сфере транспортного комплекса. При формировании АЦБПДП реализуется установленный действующими нормативными правовыми документами комплекс мер по защите и порядку использования персональных данных как отдельного вида конфиденциальной информации.

Объекты автоматизации системы Федеральные органы исполнительной власти в части осуществления деятельности в сфере транспортной безопасности: Минтранс России; Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация) и его территориальные управления; Федеральное дорожное агентство (Росавтодор); Федеральное агентство железнодорожного транспорта (Росжелдор) и его территориальные управления; Федеральное агентство морского и речного транспорта (Росморречфлот); Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор) и ее территориальные управления.

Структура системы ЕГИС ОТБ разработана как территориально распределенная информационная система в защищенном исполнении. На федеральном уровне система состоит из: основного и резервного центров обработки данных, программно-технических комплексов, которыми оснащены Департамент транспортной безопасности и специальных программ Минтранса России, а также управления транспортной безопасности подведомственных Минтрансу России службы и агентств. На территориальном уровне система состоит из программно-технических комплексов, которыми оснащены территориальные органы управления транспортной безопасности Ространснадзора (8 объектов), Росавиации (16 объектов) Росжелдора (7 объектов).

Функции системы централизованные сбор, обработка, накопление и хранение поступающей информации из информационных ресурсов федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения транспортной безопасности, а также от перевозчиков и субъектов транспортной инфраструктуры всех видов транспорта; поиск, отбор и аналитическая обработка информации на локальных и территориально удаленных автоматизированных рабочих местах (АРМ) уполномоченных должностных лиц Минтранса России, подведомственных ему агентств и службы на основе доступа к централизованному хранилищу информации с использованием защищенных закрытых каналов и временного хранения требуемых информационных массивов; поиск, отбор и передача информации потребителям по защищенным закрытым каналам по их запросу или по регламенту (расписанию).

Второй учебный вопрос: Порядок обращения со сведениями ограниченного доступа, сведениями, составляющими государственную тайну при организации обеспечения транспортной безопасности.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ТАЙНА ГОСУДАРСТВЕННАЯ ТАЙНА - защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации. Отнесение сведений к государственной тайне и их засекречивание осуществляется в соответствии с принципами законности, обоснованности и своевременности.

Перечень сведений, составляющих государственную тайну, утвержден Указом Президента РФ от 30 ноября 1995 г. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, утвержден Указом Президента РФ от 30 ноября 1995 г. N 1203 "Об утверждении перечня сведений, отнесенных к государственной тайне".

Сведения, содержащиеся в Плане обеспечения транспортной безопасности, относятся к конфиденциальной информации. Сведения, содержащиеся в Плане обеспечения транспортной безопасности, относятся к конфиденциальной информации. Перечень должностных лиц, допущенных к документам, содержащим конфиденциальную информацию непосредственно по вопросам обеспечения транспортной безопасности, с указанием степени доступа к ней разрабатывается должностным лицом организации (ДЛО), согласовывается с директором по режиму и транспортной безопасности ОТИ, утверждается руководителем.

Третий учебный вопрос: Порядок доведения до сил обеспечения транспортной безопасности информации об изменении уровня безопасности ОТИ и (или) ТС

В соответствие с постановлением Правительства РФ от 10.12.2008 № 940 "Об уровнях безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств и о порядке их объявления (установления)" установлено 3 уровня. В соответствие с постановлением Правительства РФ от 10.12.2008 № 940 "Об уровнях безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств и о порядке их объявления (установления)" установлено 3 уровня. Уровень № 1- степень защищенности транспортного комплекса от потенциальных угроз, заключающихся в наличии совокупности вероятных условий и факторов, создающих опасность совершения акта незаконного вмешательства в деятельность транспортного комплекса; Уровень № 2- степень защищенности транспортного комплекса от непосредственных угроз, заключающихся в наличии совокупности конкретных условий и факторов, создающих опасность совершения акта незаконного вмешательства в деятельность транспортного комплекса; Уровень № 3- степень защищенности транспортного комплекса от прямых угроз, заключающихся в наличии совокупности конкретных условий и факторов, создавших опасность совершения акта незаконного вмешательства в деятельность транспортного комплекса

Уровень безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств № 1 действует постоянно, если не объявлен иной уровень безопасности согласно п.2 данного постановления. Уровень безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств № 1 действует постоянно, если не объявлен иной уровень безопасности согласно п.2 данного постановления.

Уровни безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств №№ 2 и 3 объявляются (устанавливаются) и отменяются субъектами транспортной инфраструктуры на основании: Уровни безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств №№ 2 и 3 объявляются (устанавливаются) и отменяются субъектами транспортной инфраструктуры на основании: - решения руководителей образованных в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 15 февраля 2006 г. № 116 Федерального оперативного штаба, оперативных штабов в субъектах Российской Федерации либо Министра транспорта Российской Федерации (уполномоченных ими должностных лиц) об изменении степени угрозы совершения носящего террористический характер акта незаконного вмешательства в деятельность транспортного комплекса; - решения Министра внутренних дел Российской Федерации либо Министра транспорта Российской Федерации (уполномоченных ими должностных лиц) об изменении степени угрозы совершения не носящего террористический характер акта незаконного вмешательства в деятельность транспортного комплекса.

В соответствии с п.9 приказа Минтранса от 6 сентября 2010 г. № 194 ФСБ России или ее территориальные подразделения информируют В соответствии с п.9 приказа Минтранса от 6 сентября 2010 г. № 194 ФСБ России или ее территориальные подразделения информируют субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, Ространснадзор или его территориальные органы о решениях руководителей Федерального оперативного штаба, оперативных штабов в субъектах Российской Федерации, образованных в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 15 февраля 2006 г. № 116 "О мерах по противодействию терроризму", - об объявлении (установлении) либо отмене уровней безопасности N 2 и N 3 при изменении степени угрозы совершения носящего террористический характер акта незаконного вмешательства в деятельность транспортного комплекса.

Порядок информирования компетентного органа, уполномоченных подразделений органов ФСБ России и МВД России о непосредственных и прямых угрозах совершения и о совершении АНВ Порядок информирования компетентного органа, уполномоченных подразделений органов ФСБ России и МВД России о непосредственных и прямых угрозах совершения и о совершении АНВ

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 12 Федерального закона от 9 февраля 2007 г. № 16-ФЗ "О транспортной безопасности" субъекты транспортной инфраструктуры и перевозчики обязаны незамедлительно информировать в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, об угрозах совершения и о совершении актов незаконного вмешательства на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах. В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 12 Федерального закона от 9 февраля 2007 г. № 16-ФЗ "О транспортной безопасности" субъекты транспортной инфраструктуры и перевозчики обязаны незамедлительно информировать в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, об угрозах совершения и о совершении актов незаконного вмешательства на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах. Порядок такого информирования утвержден Приказом Минтранса России от 16 февраля 2011 г. № 56.

Порядок информирования, разработанный в соответствии с вышеуказанным приказом, является приложением Плана обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства, руководствуясь которым ответственные должностные лица обязаны незамедлительно представлять информацию об угрозах совершения и о совершении актов незаконного вмешательства на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах Порядок информирования, разработанный в соответствии с вышеуказанным приказом, является приложением Плана обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства, руководствуясь которым ответственные должностные лица обязаны незамедлительно представлять информацию об угрозах совершения и о совершении актов незаконного вмешательства на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах а) в компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности, б) в Федеральную службу по надзору в сфере транспорта и ее территориальные органы, в) в органы Федеральной службы безопасности Российской Федерации, г) в органы внутренних дел Российской Федерации или их уполномоченные структурные подразделения согласно перечню потенциальных угроз совершения актов незаконного вмешательства в деятельность объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, утвержденному приказом Минтранса России, ФСБ России, МВД России от 5 марта 2010 года № 52/112/134.

Ответственным за информирование компетентного органа и уполномоченных подразделений органов Федеральной службы безопасности Российской Федерации и органов внутренних дел Российской Федерации о непосредственных, прямых угрозах и фактах совершения АНВ, заполняются определенные формы. Ответственным за информирование компетентного органа и уполномоченных подразделений органов Федеральной службы безопасности Российской Федерации и органов внутренних дел Российской Федерации о непосредственных, прямых угрозах и фактах совершения АНВ, заполняются определенные формы. Субъекты транспортной инфраструктуры и перевозчики представляют информацию об угрозах совершения и о совершении актов незаконного вмешательства на ОТИ и ТС в компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности через Федеральную службу по надзору в сфере транспорта и ее территориальные органы по средствам электронной факсимильной телефонной связи по адресам (номерам телефонов), указанных на официальных сайтах Федеральной службы по надзору в сфере транспорта и ее территориальных органов.

Читайте также: