Кто такой гражданин в римском праве

Обновлено: 24.04.2024

  • Корректор
  • Диктатор
  • Magister Equitum
  • Консульская трибуна
  • Рекс
  • Триумвири
  • Децемвири

Гражданство в Древнем Риме ( лат . Civitas ) было привилегированным политическим и юридическим статусом, предоставляемым свободным людям в отношении законов, собственности и управления.

  • Римские женщины имели ограниченную форму гражданства. Им не разрешалось голосовать или баллотироваться на гражданские или государственные должности. Богатые могут участвовать в общественной жизни, финансируя строительные проекты или спонсируя религиозные церемонии и другие мероприятия. Женщины имели право владеть собственностью, заниматься бизнесом и получать развод, но их законные права менялись с течением времени. Браки были важной формой политического союза во времена республики.
  • Граждане государства-клиента и союзники (общества) Рима могли получить ограниченную форму римского гражданства, такую ​​как латинское право . Такие граждане не могли голосовать или быть избранными на римских выборах . [1]
  • Вольноотпущенники были бывшими рабами, получившими свободу. Им не было автоматически предоставлено гражданство и не было некоторых привилегий, таких как баллотирование в исполнительные магистратуры . Дети вольноотпущенников и женщин родились свободными гражданами; например, отец поэта Горация был вольноотпущенником.
  • Рабы считались собственностью и не имели юридического статуса . Со временем они приобрели некоторую защиту римского права. Некоторые рабы были освобождены путем увольнения за оказанные услуги или по завещанию, когда их хозяин умер. Освободившись, они столкнулись с несколькими препятствиями, помимо обычной социальной стигмы, на пути к участию в римском обществе. Принцип, согласно которому человек может стать гражданином по закону, а не по рождению, был закреплен в римской мифологии ; когда Ромул победил сабинян в битве, он пообещал военным пленникам, находившимся в Риме, стать гражданами. [2]

СОДЕРЖАНИЕ

  • 1 Возможные права
  • 2 класса гражданства
    • 2.1 Цивес Романи
    • 2.2 Латинин
    • 2.3 Общество
    • 2.4 Provinciales
    • 2.5 Перегрини
    • Ius Suffragii : Право голоса в римских собраниях .
    • Ius honorum : Право баллотироваться на гражданскую или государственную должность.
    • Ius commercii : право заключать юридические контракты и владеть собственностью в качестве римского гражданина.
    • Ius gentium : Юридическое признание, разработанное в 3 веке до н.э., растущего международного масштаба римских дел и необходимости римского права для урегулирования ситуаций между римскими гражданами и иностранцами. Таким образом,ius gentiumбыл римской правовой кодификацией широко признанногомеждународного праватого времени и основывался на высокоразвитом торговом праве греческих городов-государств и других морских держав. [3] Права, предоставляемыеius gentium,считались принадлежащими всем лицам; Таким образом, это концепцияправ человека,а не прав, связанных с гражданством.
    • Ius conubii : Право на законныйбракс римским гражданином в соответствии с римскими принципами [4], чтобы иметь законные права paterfamilias на семью, а также на то, чтобы дети от любого такого брака считались римскими гражданами.
    • Юс migrationis : Право на сохранение своего уровня гражданства при перемещении в полис в сопоставимом состоянии. Например, члены cives Romani (см. Ниже) сохранили свои полные civitas, когда они мигрировали в римскую колонию с полными правами по закону: colonia civium Romanorum . Латиняне также имели это право и сохраняли свой ius Latii, если они переезжали в другое латинское государство или латинскую колонию ( Latina colonia ). Это право не сохраняло уровень гражданства, если человек переезжает в колонию с меньшим населением.легальное положение; Полные римские граждане, переселявшиеся в латинскую колонию, были понижены до уровня ius Latii , и такая миграция и снижение статуса должны были быть добровольным актом.
    • Право на иммунитет от некоторых налогов и других юридических обязательств, особенно местных правил и положений. [5]
    • Право на подачу иска в суд и право на предъявление иска.
    • Право на судебное разбирательство (предстать перед надлежащим судом и защищаться).
    • Право обжаловать решения мировых судей и обжаловать решения судов низшей инстанции.
    • После начала 2-го века до н.э. Porcian законов , римский гражданин не может быть подвергнут пыткам или взбитые и могут коммутировать смертные приговоры в добровольное изгнание , если он не был признан виновным в государственной измене .
    • Если римский гражданин обвинялся в измене, он имел право быть судимым в Риме, и даже если его приговорили к смертной казни, ни один римский гражданин не мог быть приговорен к смерти на кресте .

    Чтобы записаться в римские легионы, требовалось римское гражданство, но иногда это игнорировалось. Гражданские солдаты могли быть избиты центурионами и старшими офицерами по причинам, связанным с дисциплиной. Неграждане присоединились к Ауксилии и получили гражданство через службу.

    Правовые классы менялись с течением времени, однако следующие классы правового статуса существовали в разное время в римском государстве:

    Оратор , гр. 100 до н.э., этрусско - римская бронзовая скульптура , изображающая Ауле Metele (лат Авла Метелла), в этрусской человекодетый в римской тоге , а заниматься риторикой ; на статуе есть надпись этрусским алфавитом.

    В cives ромы были полными римскими гражданами, которые пользуются полной правовой защитой в соответствии с римским правом. Cives Romani были подразделены на два класса:

    • Не Optimo юре , который держал ЮС commercii и ЮС conubii (права собственности и брака)
    • Optimo - юре , который занимал эти права, а также ЮС suffragii и ИУС honorum (дополнительные права голоса и занимать должность).

    Socii или foederati были гражданами государств, которые имели договорные обязательства с Римом, в соответствии с которыми, как правило, определенные юридические права граждан государства в соответствии с римским правом обменивались на согласованные уровни военной службы, то есть римские магистраты имели право набирать солдат для римских легионов. из этих штатов. Однако федеральные государства, которые когда-то были завоеваны Римом, были освобождены от уплаты дани Риму из-за их договорного статуса.

    Растущее недовольство правами, предоставленными обществу , и растущими потребностями легионов в людях (из-за затяжной Югуртинской войны и Кимбрийской войны ) в конечном итоге привело к Социальной войне 91–87 гг. До н.э., в которой итальянские союзники восстали против Рима. .

    Lex Julia (в полном объеме Lex Iulia де Civitate Latinis Danda ), принятый в 90 г. до н.э., предоставленные права на cives цыганских всех LATINI и socii государств, которые не участвовали в социальной войне, или которые были готовы немедленно прекратить боевые действия . Это было распространено на все итальянские государства- социумы, когда война закончилась (за исключением Галлии Чизальпина ), эффективно устранив socii и latini как юридические определения и определения гражданства.

    Provinciales - это те люди, которые подпали под влияние или контроль Рима, но не имели даже прав федератов , по сути имея только права ius gentium .

    А Перегрин (множественное число peregrini ) первоначально был любой человек , который не был полноправным римским гражданином, то есть кто - то , кто не был членом cives ромов . С расширением римского права, включившим больше градаций правового статуса, этот термин стал меньше использоваться, но термин peregrini включал в себя термины латини , socii и provinciales , а также этих подданных иностранных государств.

    Мавзолей Юлии, расположенный через Виа Домиция, к северу от входа в город и сразу за ним, датируется примерно 40 годом до нашей эры и является одним из наиболее хорошо сохранившихся мавзолеев римской эпохи. На архитраве здания, обращенного к старой римской дороге, вырезано посвящение, которое гласит: SEX · M · L · IVLIEI · C · F · PARENTIBVS · SVEIS Секстий, Марк и Луций Юлий, сыновья Гая, их предкам. считал, что мавзолей был могилой матери и отца трех братьев Джулиев, и что отец, для военной или гражданской службы, получил римское гражданство и привилегию носить имя Джулиев

    Предоставление гражданства союзникам и побежденным было жизненно важным шагом в процессе романизации . Этот шаг был одним из самых эффективных политических инструментов и (на тот момент истории) оригинальных политических идей (возможно, одной из самых важных причин успеха Рима).

    Идея заключалась не в ассимиляции , а в том, чтобы превратить побежденного и потенциально восставшего врага (или их сыновей) в римских граждан. Вместо того чтобы ждать неизбежного восстания покоренного народа (племени или города-государства), такого как Спарта и завоеванные илоты , Рим пытался заставить тех, кто находился под его властью, почувствовать, что они заинтересованы в системе.

    В Книге Деяний указывается, что апостол Павел был римским гражданином по рождению - хотя и не уточняется, какой именно класс гражданства - факт, который оказал существенное влияние на карьеру Павла и на то, как он сформировал новую христианскую религию.

    Однако к веку, предшествующему Каракалле, римское гражданство уже потеряло большую часть своей исключительности и стало более доступным. [7]

    Индивиды, являющиеся субъектами государства, наделенные совокупностью прав и обязанностей в политической сфере, именуются римскими гражданами. Правовое положение данных субъектов имеет свои отличительные особенности которые будут приведены в данной статье.

    Способы приобретения и утраты римского гражданства

    Как правило способов приобретения римского гражданства насчитывается 3 вида:

    1) По праву рождения;
    2) Освобождение из рабства;
    3) Приобретение гражданства иностранцем.

    Также существует ряд причин, которые являются основами для прекращения действия прав жителя Рима:

    1) Летальный исход;
    2) Аннулирование гражданства в связи с обвинением в уголовном преступлении

    Правовое положение римских граждан

    Существует две части, из которых состоит правоспособность гражданина Рима. Это iusconubii – право на заключение брака, тогда потомство (дети) приобретает всю полноту гражданских прав, но в этом случае глава семейства (в частности отец) получает власть над потомством. Иiuscommercii — это право на торговлю, совершение сделок, способность покупать и продавать какое-либо имущество.

    Правоспособность Римских Граждан:

    В Древнем Риме граждане делились на несколько групп по их правоспособности:

    1) Свободорожденные Граждане, относящиеся к данной группе, имеют полную правоспособность;

    2) Вольноотпущенники Граждане, находящиеся в некоторой зависимости от тех, кто дал им свободу.

    В третьем веке нашей эры в Риме было введено равенство и правоспособность гражданин. Но на практике самого равенства как такового не было. Это произошло в силу существования в то время сословий.

    Дееспособность Римских граждан

    Как и во многих государствах, граждане обладают определенной правоспособностью и дееспособностью. В Римской империи не каждый индивид имел дееспособность, позволяющую совершать поступки, содержащие юридическую ответственность.

    В первую очередь дееспособность характеризуется возрастом человека. Это правило создано из-за того, что только по истечению некоторого возраста человек получает способность отвечать за свои поступки и нести ответственность.

    Дееспособность Римского гражданина можно разделить на несколько групп:

    1) Infants- до 7 лет — полностью недееспособные;

    2) Impuberes - мужской пол от 7 до 14 лет, женский пол от 7 до 12 лет – недееспособные по определенным параметрам;

    3) Puberesininores – 14-25 для юношей – частичная дееспособность. Разрешено вступать в брак, составлять завещание, совершение мелких бытовых сделок;

    4) 25 лет – полная дееспособность гражданина.

    Кроме возраста дееспособность могли ограничивать: психические заболевания, душевные болезни, слабоумие, глухота. Если же гражданин в Древнем Риме обладал какими-либо физическими недостатками, то это могло ограничивать его деятельность только в определенных сферах, обычно на дееспособность это не влияло.

    Но дееспособности лишались или ограничивались в какой-то степени слабовольный лица, которые расходовали имущество не обдумав то. Такие лица ставили под угрозу имущество, могли полностью разорить его.

    Также ограничены в своей правоспособности и дееспособности были лица женского пола. Это ограничение существовало во многих странах на протяжении долгого времени. Так в Древнем Риме правоспособность и дееспособность женщины находились под защитой мужа или ближайшего родственника. Но женщина, не состоявшая в браке или не находящаяся под властью отца, могла самостоятельно управлять и распоряжаться своим имуществом, но не могла нести ответственность по чужим долгам.

    Умаление чести в Римском праве

    Чаще всего, точнее главной формой умаления чести, являлось бесчестье. Умаление чести - это некоторая ситуация, которая могла повлиять на статус лица и отразится на его правах.

    Это ситуация отражалось в нескольких формах:

    Совершение уголовного преступления, которые опорочило честь гражданина;
    Нарушение правил, которые регулировали брачные отношения.

    Ограничения к данным лицам прилагались следующие: представление лиц в различных процессах и назначения себя как представителя в каком-либо процессе, вступление в брак свободорожденным лицом, запрет или ограничение на наследство.

    Personae turpes – это некоторые люди, которые общественно признались бесчестными относительно своего поведения. Такие лица были ограничены в первую очередь правам наследования. Лица, которые участвовали в процессе сделки наследования с ограниченным лицом, признают недееспособным в участии в данной сделке.

    Римский гражданин (civis romanus) – субъект государственной жизни и публичного права.

    Способы приобретения римского гражданства:

    - рождение – ребенок, рожденный в римском браке, следовал состоянию отца, а ребенок, рожденный женщиной, не состоявшей в браке, следовал состоянию матери. Ребенок, рожденный вне брака не римлянкой, не признавался римским гражданином, хотя отцом его был римский гражданин. В I в. н. э. было установлено, что ребенок, рожденный вне брака римской гражданкой, не приобретает прав гражданства, если его отцом был не римский гражданин. Ребенок, рожденный от брака его родителей, становится гражданином, если отец был гражданином в момент зачатия ребенка, независимо от изменений в состоянии родителей к моменту рождения ребенка. Ребенок, рожденный римской гражданкой, не состоящей в браке, если мать была гражданкой в момент его рождения, был гражданином независимо от ее состояния до этого момента;

    - освобождение римским гражданином своего раба;

    - усыновление римским гражданином чужеземца;

    - предоставление римского гражданства отдельным лицам, общинам, провинциям особыми актами государственной власти.

    С точки зрения своего правового положения римские граждане делились на две группы:

    - свободнорожденные – были носителями полной правоспособности;

    - вольноотпущенники – освобожденные из рабства римским гражданином, подвергавшиеся в качестве римских граждан некоторым ограничениям в правах.

    Политические права римских граждан:

    голосование в народном собрании (jus suffragii);

    избрание в магистраты (jus honorum);

    служба в римских легионах (militaria).

    Гражданские права римских граждан:

    вступать в римский брак, создавать римскую семью (jus connubii);

    быть субъектом всех имущественных правоотношений и соответствующих сделок (jus commercii);

    право составлять и быть свидетелем при составлении завещания и право быть назначенным наследником по завещанию (testamenti factio).

    В эпоху христианства как господствующей религии римский гражданин обязан был исповедывать только каноническое христианское вероучение.

    Структура имени римского гражданина:

    имя в собственном смысле слова;

    наименование семьи или рода, к которому принадлежит гражданин;

    указание имени отца в родительном падеже (русское отчество);

    наименование трибы, в составе которой носитель имени голосует в народном собрании (даже когда собрание перестало созываться);

    прозвище, которое стало включаться в полное имя гражданина позднее других частей.

    Способы прекращения римского гражданства:

    полная потеря правоспособности (capitis deminutio maxima) в связи с утратой гражданином свободы в случаях продажи в рабство за границей, плена, захвата неприятелем. Если захваченный в плен и обращенный в рабство римлянин возвращался в Рим, он рассматривался как никогда не утративший ни свободы, ни гражданства, ни отдельных своих прав;

    отказ гражданина от прав гражданства;

    переход гражданина в число латинов в целях получения земель;

    осуждение римского гражданина на смертную казнь, приговорение его к телесным наказаниям за какие-либо преступления, причем впоследствии не могло следовать восстановления прав гражданства;

    изгнание на срок из пределов Рима.

    Правовое положение иностранцев.

    Перегрины (чужестранцы) не имели политических прав.

    Это были подданные Рима без гражданства.

    В частноправовой сфере Перегрины были подчинены своим национальным системам права.

    Формальным основанием действия этих систем были системы, устанавливавшие правовое положение отдельных провинций. Разнообразие частного права, которое действовало для перегринов разных общин, и отсутствие правовых норм, которые регулировали бы имущественные отношения перегринов с римлянами, затрудняло развитие торговли.

    Правовое положение рабов и колонов.

    Вольноотпущенник (либертин). До 1-го века н э раб мог быть освобожден только по воле господина, 3 способа отпущения рабов: 1.при составлении завещания (раб отпускался завещателем и становился свободным с момента смерти господина; наследнику предписывалось отпустить раба; раб освобождался после уплаты опред-й суммы наследнику), 2.путе внесения раба с ведома хозяина в списки гр-н, 3.путем использования мнимого процесса в суде. В дальнейшем новые способы: господин заявлял об осв-нии раба в присутствии свидетелей, господин мог составить отпускное письмо. Способы приобретения рабом свободы в силу з-на: 1.раб, открывший убийцу господина, 2.проживший в состоянии свободы более 20 лет. Раб оставался зависимым (обязанным) от своего господина: 1.бывший раб должен был почитать своего господина (запрет на обращение в суд против господина), 2.обязан оказывать разного рода услуги господину, 3.патрон имел право на часть наследства вольноотп-ка, а тж на получение от него алиментов.Колон – [определение] - арендатор чужой земли, юридически независимый от арендодателя, которому он платил деньгами или частью урожая.Частые восстания и многочисленные казни рабов, слабый естественный их прирост и прекращение победоносных войн, пополнявший ряды рабов, сделали выгодной обработку земли не рабским трудом, а путем сдачи ее мелкими участками в аренду за натуральный оброк или на условиях барщинных работ в пользу арендодателя. Пополняемые главным образом из беднейших элементов населения, колоны скоро попали в экономическую зависимость от землевладельцев на почве денежных займов, которые те предоставляли колонам для нужд хозяйства, либо на почве задолженности по оборочным платежам.Превращению экономической зависимости колонов от землевладельцев в зависимость юридическую способствовала осуществленная императорами реорганизация налогового обложения земли. В основе этого обложения лежало определение количества и доходности принадлежащей каждому землевладельцу земли. При периодическом составлении кадастра, в котором указывалось количество земли, принадлежащей отдельным плательщикам поземельной подати, к числу доходных статей земли стали относить и живших не ней колонов. С этих пор оставление земельного участка колонам означало уменьшение ценности участка. Это являлось предпосылкой для прямого прикрепления колонов к земле.После ряда других законов, выражавших то же стремление прочно связать колона с землей, был издан в 357 г. закон, запрещающий продажу земли без живущих на ней колонов. Так появилась новая категория зависимых людей – [определение] - людей, не лишенных правоспособности в сфере частноправовых отношений, но прикрепленных к земле, на которой живут и которую обрабатывают. Они действительно были прикреплены к земле, ибо оставление колоном возделываемого им участка давало землевладельцу право осуществить иск по образцу виндикации раба. С другой стороны, и землевладелец был не вправе изгнать колона со своей земли, не вправе продать земли без колонов либо колонов без земли.Основания возникновения юридического положения колона:– рождение от родителей, из которых хотя бы один являлся колоном;– соглашение, в силу которого свободный человек поселялся в качестве колона на чужой земле;– проживание в течение 30 лет на чужой земле на условиях, на каких обычно живут колоны. Также превращались в колонов трудоспособные лица, изобличенные земледельцем в занятии нищенством.Колоны были наделены определенной правоспособностью, в соответствии с которой они имели право заключать сделки, вступать в иные договорные правоотношения, наследовать и завещать, вступать в брак, а также выступать в суде, за исключением предъявления исков к хозяину.Основания прекращения состояния колона:– приобретение колоном обрабатываемого им земельного участка;– возведение колона в епископский сан;– освобождение колона арендодателем в отдельных случаях.

    Юридические лица в римском праве.

    Понятие юридического лица

    Сущность юридического лица

    Итак, мы обязаны римлянам не только идеей юридичес­кого лица, но и практическим ее воплощением. Римляне же теоретически обосновали сущность юридического лица:

    4) корпорация как юридическое лицо вступает в правовые отношения с другими лицами при посредстве физических лиц, уполномоченных на то в установленном порядке.

    Иски – понятие и виды.

    Иск – средство, посредством которого потерпевший в результате судебного процесса добивался вынесение решения в соответствии с его интересами.

    В римском праве выделяются следующие виды исков:

    1) вещный иск – защита вещных прав того или иного лица. Он предъявлялся в отношении любого лица, которое посягнуло на право собственности истца. Защита вещных прав осуществлялась посредством подачи виндика-ционного и негаторного исков;

    2) личные иски – подавались в защиту обязательственного права какого-либо лица. Данные иски получили название личных, так как они предъявлялись против определенного лица или лиц;

    3) иски строгого права – при их рассмотрении судья действовал в соответствии с договором и не принимал во внимание возражения ответчика;

    4) иски, основанные на принципе добросовестности, – при принятии решения судья обладал большими правами и поэтому принимал во внимание возражения ответчика. Судья должен был дополнить действующее право каким-либо положением, которое регулировало бы спорный вопрос, в соответствии со своей совестью и обычаями;

    5) иск по аналогии – применялся в том случае, если в отношении какого-либо действия не было предусмотрено конкретно определенной нормы;

    7) кондикция – данные иски не содержали всебе основания своего возникновения.

    а) о возврате похищенного. В данной ситуации собственник мог применить виндикаци-онный иск, но иск о возврате похищенного легче было доказывать. При предъявлении виндикационного иска истец должен доказать, что спорная вещь является его собственностью, а при иске о возврате похищенного требовалось доказать факт кражи вещи;

    б) при платеже по ошибке, когда лицо, уплатившее определенную денежную сумму или предоставившее вещь, имело право вернуть данную сумму или вещь;

    в) о возврате предоставления, цель которого не осуществилась. В том случае, если вещь была передана в качестве приданого, но брак заключен не был, собственник при предъявлении кондикционно-го иска о возврате вещей мог вернуть свою вещь обратно;

    г) без основания. Для предъявления данного иска было достаточно только факта неосновательного обогащения. Римское право защищало право собственности или обязательственное право постольку, поскольку для этого имелся соответствующий иск, в связи с чем в римском праве было много исков.

    Гражданство в древний Рим (латинский: civitas) был привилегированным политическим и правовым статусом, предоставляемым свободным людям в отношении законов, собственности и управления.

    • Римские женщины имел ограниченную форму гражданства. Им не разрешалось голосовать или баллотироваться на гражданские или государственные должности. Богатые могут участвовать в общественной жизни, финансируя строительные проекты или спонсируя религиозные церемонии и другие мероприятия. Женщины имели право владеть собственностью, заниматься бизнесом и получать развод, но их законные права менялись со временем. Браки были важной формой политического союза во времена республики.
    • Состояние клиента граждане и союзники (socii) Рима мог получить ограниченную форму римского гражданства, такую ​​как Латинское право. Такие граждане не могли голосовать или быть избранными в Римские выборы. [1]
    • Вольноотпущенники были бывшими рабами, получившими свободу. Им не было автоматически предоставлено гражданство и не было некоторых привилегий, таких как баллотирование исполнительные магистратуры. Дети вольноотпущенников и женщин родились свободными гражданами; например, отец поэта Гораций был вольноотпущенником.
    • Рабы считались собственностью и отсутствовали юридическое лицо. Со временем они приобрели некоторую защиту римского права. Некоторые рабы были освобождены отпуск за оказанные услуги или по завещанию, когда их хозяин умер. Освободившись, они столкнулись с несколькими препятствиями, помимо обычной социальной стигмы, на пути к участию в римском обществе. Принцип, согласно которому человек может стать гражданином по закону, а не по рождению, был закреплен в Римская мифология; когда Ромул победил Сабины в битве он пообещал военным пленникам, находившимся в Риме, стать гражданами. [2]

    Содержание

    Возможные права

    • Ius Suffragii: Право голоса в Римские собрания.
    • Ius honorum: Право баллотироваться на гражданскую или государственную должность.
    • Ius commercii: Право делать законные контракты и владеть собственностью как римский гражданин.
    • Ius gentium: Юридическое признание, разработанное в 3 веке до н.э., растущего международного масштаба римских дел и необходимости римского права для урегулирования ситуаций между римскими гражданами и иностранцами. В ius gentium был поэтому римской правовой кодификацией широко распространенных Международный закон того времени и основывалось на высокоразвитом торговом праве греческих городов-государств и других морских держав. [3] Права, предоставляемые ius gentium считались принадлежащими всем лицам; Таким образом, это концепция права человека а не права, связанные с гражданством.
    • Ius conubii: Право иметь законную брак с римским гражданином в соответствии с римскими принципами, [4] иметь законные права отец над семьей, и чтобы дети от любого такого брака считались римскими гражданами.
    • Ius migrationis: Право на сохранение своего уровня гражданства при переезде в полис из сопоставимый положение дел. Например, члены cives Romani (см. ниже) сохранили свою полную civitas когда они переехали в Римская колония с полными правами по закону: Colonia civium Romanorum. Латиняне также имели это право и сохраняли свои ius Latii если они переехали в другое латинское государство или латинскую колонию (Латинская колония). Это право сделало нет сохранить свой уровень гражданства, если переехать в колонию меньший легальное положение; полные римские граждане, переезжающие в Латинская колония были снижены до уровня ius Latii, и такая миграция и снижение статуса должны были быть добровольным актом.
    • Право на иммунитет от некоторых налогов и других юридических обязательств, особенно местных правил и положений. [5]
    • Право на подачу иска в суд и право на предъявление иска.
    • Право на судебное разбирательство (предстать перед надлежащим судом и защищаться).
    • Право обжаловать решения мировых судей и обжаловать решения судов низшей инстанции.
    • После начала II века до нашей эры Порцианские законы, гражданин Рима не мог быть замученный или взбитый и мог ездить приговоры к смерти к добровольное изгнание, если он не был признан виновным в измена.
    • Если римский гражданин обвиняется в государственной измене, он имеет право быть судимым в Риме, и даже в случае приговора к смертной казни ни один римский гражданин не может быть приговорен к умереть на кресте.

    Для вступления в римские легионы требовалось римское гражданство, но иногда это игнорировалось. Гражданские солдаты могли быть избиты центурионы и старшие офицеры по причинам, связанным с дисциплиной. Неграждане присоединились к Ауксилия и получил гражданство через службу.

    Классы гражданства

    Правовые классы менялись с течением времени, однако следующие классы правового статуса существовали в разное время в римском государстве:


    Оратор, c. 100 г. до н.э., Этруско-Римский бронзовая скульптура с изображением Ауле Метеле (лат. Aulus Metellus), Этрусский человек в римском тога пока занят риторика; на статуе есть надпись в Этрусский алфавит

    Cives Romani

    В cives Romani были полноправными римскими гражданами, которые пользовались полной правовой защитой римского права. Cives Romani были подразделены на два класса:

    • В non optimo iure кто держал ius commercii и ius conubii (право собственности и брак)
    • В optimo iure, который обладал этими правами, а также ius Suffragii и ius honorum (дополнительные права голосовать и занимать должность).

    Латини

    В Латини были классом граждан, которые держали Латинское право (ius Latii) или права ius commercii и ius migrationis, но нет то ius conubii. Период, термин Латини первоначально упоминалось Латиняне, граждане Латинская лига кто попал под римский контроль в конце Латинская война, но со временем стало юридическим описанием, а не национальным или этническим. Вольноотпущенники рабы, те из cives Romani этот статус могли быть предоставлены по закону осужденным за преступления или гражданам, оседающим в латинских колониях.

    Socii

    Socii или федераты были гражданами государств, которые имели договорные обязательства с Римом, в соответствии с которыми, как правило, определенные юридические права граждан государства по римскому праву были обменены на согласованный уровень военной службы, то есть римские магистраты имели право набирать солдат для Римские легионы из этих штатов. Однако, федераты государства, которые когда-то были завоеваны Римом, были освобождены от уплаты дани Риму из-за их договорного статуса.

    Растущее недовольство правами, предоставленными Socii, и с растущими потребностями легионов в людях (из-за затяжных Югуртинская война и Кимбрийская война) привело в конечном итоге к Социальная война 91–87 гг. до н.э., когда итальянские союзники восстали против Рима.

    В Лекс Джулия (в полном объеме Лекс Юлия де Сивитате Латинис Данда), принятый в 90 г. до н.э., предоставил права cives Romani все Латини и Socii государства, которые не участвовали в Социальной войне или были готовы немедленно прекратить боевые действия. Это было распространено на все итальянские Socii государства, когда война закончилась (кроме Галлия Цизальпина), эффективно устраняя Socii и Латини как юридические определения и определения гражданства.

    Provinciales

    Provinciales были те люди, которые подпали под римское влияние или контроль, но не имели даже прав Foederati, по сути имея только права ius gentium.

    Перегрини

    А перегрин (множественное число перегрини) изначально был любым человеком, который не был полноправным гражданином Рима, то есть кем-то, кто не был членом cives Romani. С расширением римского права, включившим больше градаций правового статуса, этот термин стал меньше использоваться, но термин перегрини включены те из Латини, Socii, и Provinciales, а также субъектов иностранных государств.

    Гражданство как инструмент романизации


    Мавзолей Юлии, расположенный через Виа Домиция, к северу от входа в город и сразу за ним, датируется примерно 40 годом до нашей эры и является одним из наиболее хорошо сохранившихся мавзолеев римской эпохи. На архитраве здания, обращенного к старой римской дороге, вырезано посвящение, которое гласит: SEX · M · L · IVLIEI · C · F · PARENTIBVS · SVEIS Секстий, Марк и Луций Юлий, сыновья Гая, их предкам. считал, что мавзолей был могилой матери и отца трех братьев Джулиев, и что отец, по военной или гражданской службе, получил римское гражданство и право носить имя Юлии

    Предоставление гражданства союзникам и побежденным было жизненно важным шагом в процессе Романизация. Этот шаг был одним из самых эффективных политических инструментов и (на тот момент истории) оригинальных политических идей (возможно, одной из самых важных причин успеха Рима).

    Идея заключалась не в том, чтобы ассимилировать, но чтобы превратить побежденного и потенциально восставшего врага (или их сыновей) в римских граждан. Вместо того, чтобы ждать неизбежного восстания покоренного народа (племени или города-государства) вроде Спарта и покоренные ИлотыРим пытался заставить тех, кто находился под его властью, чувствовать, что они заинтересованы в системе.

    Эдикт Каракаллы

    В Книга Деяний указывает, что Апостол Павел был Гражданин Рима по рождению - хотя четко не указывается, какой класс гражданства - факт, который оказал значительное влияние на карьеру Павла и на то, как он сформировал новую религию христианства.

    Однако к веку, предшествующему Каракалле, римское гражданство уже потеряло большую часть своей исключительности и стало более доступным. [7]

    Но когда растянули его ремнями, Павел сказал стоявшему сотнику: разве вам позволено бичевать Римского гражданина, да и без суда. Услышав это, сотник подошел и донес тысяченачальнику, говоря: смотри, что ты хочешь делать? Этот человек — Римский гражданин. Тогда тысяченачальник, подойдя к нему, сказал: скажи мне, ты Римский гражданин? Он сказал: да. Тысяченачальник отвечал: я за большие деньги приобрел это гражданство. Павел же сказал: а я и родился в нем. Тогда тотчас отступили от него хотевшие пытать его. А тысяченачальник, узнав, что он Римский гражданин, испугался, что связал его.

    Деяния святых апостолов, гл.22, ст.25-29.

    Civis Romanus sum! (Я римский гражданин!) — эта фраза часто оказывалась спасительной для того, кто её произносил. Причём не только в переделах юрисдикции римских законов, но и на землях других государств, даже не имевших дипломатических отношений с Римом. Правители даже самых диких народов, имевших представление о римских обычаях, знали — за любые оскорбления и обиды, а тем более физический ущерб, нанесённые гражданам Рима, эта держава будет жестоко мстить. Согласно римским законам подвергать суду и наказаниям римских граждан имели право лишь римские же власти. Для всех остальных граждане Рима должны были оставаться неприкосновенными.

    В государственных учреждениях римскому гражданину полагалось надевать тогу. Современное постановочное фото.

    Но самое главное, что было действительно важным в большинстве случаев — запрещались телесные наказания и пытки римских граждан. По правовым нормам того времени в ряде случаев обвиняемого сперва подвергали порке, бичеванию или иной пытке, и лишь после этого разбирали дело на основании полученных при этом признаний. Но там, где действовали римские законы, так поступать можно было лишь с чужеземцами. Любой, кто нарушал этот закон, обвинялся в членовредительстве и должен был держать ответ перед судом.

    Это положение не действовало лишь по отношению к военнослужащим (их мог приговорить к порке командир) или же осуждённым соответствующим римским магистратом, по установленной законом процедуре. Но обычно римские судьи старались не подвергать полноправных граждан Рима позорным наказаниям, дабы не ронять авторитет римского народа. Римского гражданина могли приговорить к штрафу, ссылке, в крайнем случае — к смертной казни. Казнь человека, имевшего римское гражданство, также не должна была быть позорной: например, распинать их запрещалось. Поэтому апостолу Павлу отрубили голову, а не распяли. Немаловажно и то, что римского гражданина нельзя было продать в рабство, кроме как по приговору суда.

    Римское гражданство много значило и в обычной жизни. Римский гражданин имел полные имущественные права, в том числе владеть земельной собственностью, рабами, совершать любые сделки, завещать своё имущество кому пожелает и т.д. Он имел право на законный брак, в котором становился Pater familias (отцом семейства) и тем самым обретал полную власть над всеми домочадцами. Его законные дети автоматически получали полноценное римское гражданство. Он имел право участвовать в народных собраниях, выборах, заседать в суде и избираться в органы власти.

    В легионах служили лишь римские граждане. А сейчас исторической реконструкцией легионеров может заниматься кто угодно.

    В легионах служили лишь римские граждане. А сейчас исторической реконструкцией легионеров может заниматься кто угодно.

    Кроме того, только римский гражданин имел право служить в легионе. Не имевшие такого гражданства, но желающие воевать на стороне Рима, зачислялись во вспомогательные войска, с отдельным командованием и совсем другими правами. Только легионерам после службы полагался земельный участок или его денежный эквивалент. Ауксилиарии (солдаты вспомогательных войск) получали права римского гражданства после 30 лет безупречной службы. Конечно, лишь те из них, кто оставался в живых и не был преждевременно уволен из армии по причине ранений, травм или болезней.

    Римское гражданство было важно и для людей мирных профессий. Самые высокие налоги в Риме были для чужеземцев, чуть ниже — для перегринов (свободных граждан территорий, покорённых Римом) и самые низкие для римских граждан. А в колониях зачастую налоги с римских граждан вообще не взимались: все выплаты брались лишь с местного населения. Все имущественные и прочие тяжбы между римскими гражданами и всеми остальными субъектами права решались в отдельных судах, по специальным правовым нормам Ius gentium (право народов). Эти законы существенно отличались от обычного римского права: например, суд мог признать состоявшейся сделку, заключённую с нарушением обычных стандартов. Разумеется, такие поблажки при разбирательстве дел давались именно римским гражданам, а не их оппонентам. Поэтому римское гражданство было очень ценно и важно, его стремились обрести любыми способами.

    Читайте также: