Проанализируйте как складывались взаимоотношения средневекового права и церкви кратко

Обновлено: 16.05.2024

Церковь и государство имеют разное происхождение и природу. Церковь основана непосредственно Самим Богом – Господом Иисусом Христом; богоустановленность же государственной власти опосредована историческим процессом. Целью Церкви является вечное спасение людей, цель государства заключается в их земном благополучии. Церковь единственна и едина, она не ограничена пространством, а государств много, и у каждого из них – своя территория. В отношении территориальном с государством сопоставима не Вселенская, а Поместная Церковь, которая также имеет свою территорию, но в отличие от государства, обладающего полным суверенитетом и независимостью от других государств, представляет собой в известном смысле лишь часть Вселенской Церкви.

Что касается юридического статуса, который имеет та или иная Поместная Церковь, то правовой суверенитет на территории государства принадлежит государственной власти. Следовательно, она и определяет правовой статус Поместной Церкви, предоставляя ей полноту возможностей для нестесненного исполнения ею своей миссии или ограничивая эти возможности. Государственная власть тем самым перед лицом Вечной Правды выносит суд о себе самой и в конце концов предрекает свою судьбу, но Церковь не вправе отказывать государству, даже дискриминирующему ее, в повиновении. Выше требования лояльности стоит только данная Церкви Божественная заповедь: совершать дело спасения людей в любых условиях и при любых обстоятельствах.

Таким образом, Церковь не должна брать на себя функции, принадлежащие государству: противостояние греху путем насилия, использование мирских властных полномочий, принятие на себя функций государственной власти, предполагающих принуждение или ограничение. В то же время Церковь может обращаться к государственной власти с просьбой или призывом употребить власть в тех или иных случаях, однако право авторитетного решения этого вопроса остается за государством. Государство не должно вмешиваться в духовную жизнь Церкви, в ее вероучение, литургическую жизнь и духовническую практику, равно как и вообще в деятельность канонических церковных учреждений, за исключением тех ее сторон, которые предполагают деятельность в качестве юридического лица, неизбежно вступающего в соответствующие отношения с государством, его законодательством и властными органами. Церковь вправе ожидать от государства уважения к ее каноническим нормам и иным внутренним установлениям.

Модели взаимоотношений между Православной Церковью и государством формировались как на основе церковных представлений об идеале таких отношений, так и на основе исторической реальности.

В православной традиции сформировалось определенное представление об идеальной форме взаимоотношений между Церковью и государством. В то же время в истории этот идеал осуществлялся не часто, если вообще осуществлялся. Поскольку церковно-государственные взаимоотношения – явление двустороннее, то исторически указанная идеальная форма могла быть выработана лишь в государстве, признающем Православную Церковь величайшей народной святыней, иными словами, в государстве православном. Причем, если в государстве, где Православная Церковь имеет официальный статус, связанный с особыми привилегиями, существуют такие религиозные меньшинства, права которых вследствие этой привилегии ущемлены, то трудно говорить о том, что церковно-государственные отношения урегулированы идеальным образом. Поэтому, очевидно, лишь монорелигиозное, моноконфессиональное православное государство может без ущерба для справедливости и общего блага своих граждан строить отношения с Церковью идеальным образом.

В Византии были выработаны основные принципы церковно-государственных отношений, зафиксированные в канонах и государственных законах империи, отраженные в святоотеческих писаниях. В своей совокупности эти принципы получили название симфонии Церкви и государства. Суть симфонии составляют обоюдное сотрудничество, взаимная поддержка и взаимная ответственность без вторжения одной стороны в сферу исключительной компетенции другой. Епископ подчиняется государственной власти как подданный, а не потому, чтобы епископская власть его исходила от представителя государственной власти. Точно так же и представитель государственной власти повинуется епископу как член Церкви, ищущий в ней спасения, а не потому, чтобы власть его происходила от власти епископа. Государство при симфонических отношениях с Церковью ищет у нее моральной, духовной поддержки, ищет молитвы за себя и благословения на деятельность, направленную на достижение целей, служащих благополучию граждан, а Церковь получает от государства помощь в создании условий, благоприятных для благовествования и для духовного окормления своих чад, являющихся одновременно гражданами государства.

Классическая византийская симфония в Византии не существовала в абсолютно чистой форме. На практике она подвергалась нарушениям и искажениям. Со стороны государственной власти не один раз Церковь оказывалась объектом цезарепапистских притязаний. Суть их заключалась в том, что глава государства, царь, претендовал на решающее слово в устроении церковных дел. Помимо греховного человеческого властолюбия у таких посягательств, всегда воспринимавшихся Церковью как незаконная узурпация, была еще и историческая причина. Христианские императоры Византии были прямыми преемниками языческих римских принцепсов, которые среди многих своих титулов имели и такой: pontifex maximus – верховный первосвященник. Эта традиция, в ослабленной форме, время от времени проявлялась и в действиях некоторых христианских императоров. Всего откровеннее и опаснее для Церкви цезарепапистская тенденция обнаруживалась в политике императоров-еретиков, в особенности в иконоборческую эпоху.

У русских государей, в отличие от византийских василевсов, не было наследия языческого Рима. Поэтому симфония церковной и государственной власти в русской древности осуществлялась в формах более правильных и церковных. Впрочем, отступления от нее также имели место, хотя в одних случаях носили индивидуальный характер (тираническое правление Иоанна Грозного), в других имели характер более мягкий и сдержанный, чем в Византии (например, в столкновении царя Алексея Михайловича с патриархом Никоном).

Притязания пап натолкнулись, естественно, на сопротивление светских государей – императоров, особенно Генриха IV, а также королей, мелких феодальных князей, вольных городов. Могучим средством пап в борьбе со светскими государями был интердикт – запрет совершать богослужения в той или иной стране до тех пор, пока подданные не свергнут своего отлученного папой монарха. Но в отстаивании своего приоритета папы и католические епископы прибегали и к материальным средствам, к применению вооруженной силы. В результате Католическая Церковь этатизировалась. Папы стали полновластными монархами над значительной частью Италии – папской областью, остатком которой является современный Ватикан; многие епископы, в особенности в феодально раздробленной Германии, были князьями, имевшими государственную юрисдикцию на своей территории, свои правительства и свои войска, которыми они предводительствовали в многочисленных войнах с другими епископами, с герцогами и маркграфами, с вольными городами и королями, с самими императорами.

Очевидно, что в поликонфессиональных государствах система государственной церковности, но крайней мере в ее традиционных формах, не может быть органичной, поскольку предполагает зависимость прав граждан от их вероисповедания. В Соединенных Штатах Америки, которые с самого начала своей истории представляли собой многоконфессиональное государство, утвердился принцип радикального отделения Церкви от государства, предполагающий их обоюдное невмешательство в дела друг друга, свободу и независимость религиозных общин, нейтральный по отношению ко всем конфессиям характер государства. Впрочем, абсолютный нейтралитет едва ли вообще достижим. Всякому государству приходится считаться с реальным религиозным составом своего населения. Ни одна христианская деноминация в отдельности не составляет большинства в Соединенных Штатах, однако решительное большинство жителей США составляют все-таки именно христиане. Отсюда – присяга президента на Библии, официальный выходной день в воскресенье и так далее.

У принципа отделения Церкви от государства есть, однако, и иная генеалогия. На европейском континенте он явился результатом антиклерикальной, или прямо антицерковной борьбы, хорошо известной из истории французских революций. Когда Церковь отделяется от государства не ввиду поликонфессиональности населения страны, а потому, что государство связывает себя с той или иной антихристианской либо вообще антирелигиозной идеологией, уже нет возможности говорить о нейтралитете такого государства, о его чисто светском характере. Для Церкви это обыкновенно влечет за собой стеснения, ограничения в правах, дискриминацию или прямые гонения.

История ХХ в. явила в разных странах мира много роковых примеров антицерковной политики правительств, самые острые – в нашей стране, где события 1917 г. внесли радикальные перемены в церковно-государственные отношения. Декретом от 20 января 1918 г. Православная Церковь была отделена от государства, но при этом не получила прав частного религиозного общества. Между тем после Октябрьского переворота над легальным существованием Православной Церкви в России нависла прямая угроза. Большевистская программа в области церковно-государственных взаимоотношений в основных чертах была реализована уже в январе 1918 г.

После отставки Хрущева прямые гонения на Церковь остановились, но ее правовой статус оставался прежним. Закрыт был путь и к пересмотру решений Архиерейского Собора 1961 г. В 70-х гг. церковная жизнь оставалась относительно стабильной и протекала без потрясений, подобных тем, какие выпали на долю Церкви десятилетие назад, в годы хрущевских гонений. Государственная политика по отношению к Церкви оставалась в основных своих чертах неизменной, какой она сложилась после отставки Хрущева: жесткий, тотальный контроль за всеми проявлениями церковной жизни, противодействие попыткам расширить сферу дозволенного для Церкви, но без массовых репрессий против духовенства или верующих мирян, без массового закрытия церквей и без шумных пропагандистских атеистических кампаний.

Новый закон был более благоприятным для Церкви, чем действовавшее до тех пор постановление ВЦИК 1929 г., но действовал он недолго – всего 15 месяцев, ровно столько, сколько оставалось существовать СССР.

Градовский А. Начала русского государственного права. СПб., 1875. Т.1. С.151.

Средние века стали временем начала образования контуров будущих национальных правовых систем. Этот длительный процесс завершается в большинстве государств к Новому времени. Фундаментом для формирования европейской правовой системы стали сложившиеся многими веками традиции и обычаи племен, населяющих данную территорию.

Право средневековой Европы основано на применении двух систем – континентальной и англосаксонской.

Феодальное право

На протяжении нескольких столетий создается феодальное право с региональным принципом функционирования, хотя правовые обычаи еще не фиксируются в письменном виде.

ВНИМАНИЕ! Обычаи, применявшиеся в ленном праве, регламентировали отношения между феодалами и вассалами (по другому – владельцами и пользователями наделов).

Манориальное законодательство служило регулятором отношений между собственниками-феодалами и работавшими на них крестьянами. По прошествии некоторого времени обычаи стали записываться в сводах законов, которые содержали преференции и обязательства различных слоев населения в отношениях с господами.

право европы в средние века

Городское право

Представлено уже в письменной форме. Содержалось в таких сводах правил:

СПРАВКА! Оно не дублировало положения феодального права, а выступило фундаментом для грядущего буржуазного законодательства – заложило его принципы.

Широко применялись материалы документации по международному торговому закону, морские обычаи, сформированные городами Испании, Португалии, Италии.

Таким образом были созданы единые традиции правовой системы на территории Западной Европы.

Каноническое право

Заняло особую нишу в общеевропейской культуре. Изначально представляло собой церковное право, правила поведения, сопряженные с этой сферой жизни людей. По итогам церковного раскола выделяется 2 основных направления:

Восточное направление создается под влиянием греческого православия. Имело широкое применение в Византии, некоторых государствах Юго-восточной Европы, а также на востоке. Хотя оно обладало меньшим влиянием, чем западное.

Могущество и политическая мощь римских католиков, а также папства, делает западное направление канонического права Европы в средние века универсальным для всех государств, избравших данную религию. Оно регламентировало все общественные отношения католиков касательно духовной и гражданской жизни служителей церкви и мирян.

римское право в средневековой европе

Своими корнями уходило в античное время и передавало потомкам основные начала римского закона.

Фундаментом служат источники раннехристианской литературы – Святое письмо, Деяния Апостолов. Впоследствии церковные правовые нормы утверждались правящим лицом – императором, писаниями святых отцов, документацией Церковных Соборов, распоряжениями Папы. Кодифицированные нормы носили название декреталиев.

Папа Григорий VII вводит обязательство по изучению церковных норм в учебные программы университетов.

Рецепция римского права

Под термином рецепция следует понимать восприятие или усвоение. Процесс стартует в 16 веке, в эпоху Реформации. Римское законодательство содержит четкие формулировки частной собственности, торговых взаимоотношений и многих других сфер повседневной жизни социума, отдельных граждан.

Католическая церковь всячески поддерживает введение и распространение римских предписаний, поскольку видит в этом свою выгоду – методы сохранения церковного закона и легализация власти пап, ее увеличение.

городское право средневековой европы

В итоге рецепция признается членами императорской семьи, поскольку есть также интерес в централизованной Европе и подчинении ее единой юрисдикции. Римское право в средневековой Европе оказалось довольно выгодным в то время для сохранения и укрепления полномочий церковников и королевской власти.

Таким образом, классические правовые системы европейцев уходят корнями в глубь веков. Основные принципы были заложены в средние века и затем дополнялись, корректировались.

Читайте также: