Византия как наследница римской правовой традиции

Обновлено: 18.05.2024

Зачастую Византия считается эталоном автократии: помазанный Господом на царство православный император-базилевс и беспрекословно подчиняющиеся ему граждане. Но историческое знание не стоит на месте, и сегодня крупнейший византинист Энтони Калделлис утверждает: Византия не была сверхрелигиозной, а базилевс правил лишь до тех пор, пока пользовался народной поддержкой. Византинист Даня Плешак рассказывает о том, каковы новые представления о политическом строе Константинополя, почему старый взгляд на него связан с идеологией нацизма и кто из советских ученых выдвинул идеи, близкие Калделлису, еще 80 лет назад.

Византийцы, или, как они себя называли, ромеи, считали себя римлянами и полагали, что живут во Втором Риме, воплотившем лучшие традиции Рима первого. Свою историю они возводили к основанию Вечного города Ромулом и Ремом в 753 году до н. э. Такое наследие подразумевало память о республиканской форме правления. Почти пятьсот лет Рим был республикой, в которой решения принимались коллегиально, а общественные должности были выборными. Однако к началу нашей эры его демократические институты сильно ослабли. Это привело к захвату верховной власти Юлием Цезарем, а затем к установлению власти императорской. Изначально император считался принцепсом, первым среди равных с ним по статусу сенаторов, но к III веку избавились и от этой иллюзии коллегиального правления — и император официально получил полноту верховной власти.

В начале IV столетия Константин Великий привнес два важных изменения в жизнь империи. Во-первых, он принял Миланский эдикт о веротерпимости, позволивший римлянам свободно практиковать христианство, что привело к распространению этой религии и обращению в нее большинства жителей империи. Доподлинно неизвестно, крестился ли Константин, но все последующие императоры, за исключением Юлиана Отступника, были христианами. Они высоко ценили личность Константина, полагали себя его наследниками, а также считали образцовым правителем империи именно его, а не Цезаря или Августа.


Как мы видим, к началу Средних веков в Византии сформировался вполне цельный образ императора. Он изображался как всемогущий автократ, чья фигура священна и трон которому дарован Богом.

Такое представление можно обнаружить в историографии и придворной литературе. Наиболее полное выражение оно нашло в жанре панегирика — хвалебной поэмы, адресованной императору. Поэты-панегиристы не скупились на изощренную лесть и соревновались между собой в том, кто наиболее изысканно восхвалит самодержца. Например, в VII веке поэт Георгий Писида превозносил своего патрона императора Ираклия за его победу над персидским шахом Хосровом следующим образом:

Тем не менее периодически возникали голоса, которые предлагали пересмотреть отношения между императором и его подчиненными. Например, в начале 1920-х советский византинист Владимир Вальденберг написал работу о демократических институтах ранней Византии, но она осталась неопубликованной до 2008 года. Пятьдесят лет спустя немецкий исследователь Ханс-Георг Бек выпустил небольшую брошюру на тему республиканизма в византийской политической философии. Работа Бека была воспринята без особого энтузиазма, и долгое время тезис о византийском самодержавии не подвергался пересмотру.

Вместе с этим Писида, так же как и другие византийские писатели, называет верховного правителя Византии императором (βασιλεύς). Калделлис считает, что здесь нет противоречия: византийцы воспринимали свое государство как монархическую республику, которая управлялась монархом, но по воле народа.

Может быть интересно

Чтобы показать, как монархическая республика работала, Калделлис обращается к многочисленным в истории Византии государственным переворотам. Он утверждает, что ключевую роль в них всегда играл народ, который и инициировал смену неугодного правителя. Ярким примером этого является незавидная судьба императора Михаила V Калафата. Его дядя и предшественник Михаил IV Пафлагон занял трон, женившись на Зое Порфирородной, наследнице прославленной Македонской династии. После смерти Пафлагона Михаил Калафат был назначен соправителем Зои. В стремлении к единоличной власти он лишил Зою трона и отправил ее в ссылку на расположенные недалеко от столицы Принцевы острова. Однако народ возмутился таким поворотом вещей, что и стоило Михаилу трона. Знаменитый византийский писатель Михаил Пселл так описывает восстание против Михаила:

Восстание закончилось для Михаила печально. Толпа взяла штурмом сначала дворец, а затем Студийский монастырь, где он укрывался. Михаила схватили и ослепили, а возвратившуюся из ссылки Зою чествовали как истинную правительницу. Вскоре она в очередной раз вышла замуж, а низвергнутый Калафат скончался.


Подобные выступления неоднократно происходили в истории Византии, и в них прослеживались элементы ритуала. Например, в адрес неугодного правителя толпа кричала фразу ἀνασκαφῇ τὰ ὀστέα ‘вырой его кости’, которая звучала одинаково как в VI веке, так и в XI.

Сохранение традиций на протяжении веков, по мнению Калделлиса, свидетельствует о том, что легитимность византийского императора основывалась на воле народа, который мог утвердить или сместить его.

Кроме того, Калделлис ставит под сомнение роль религии в императорской идеологии. Как видно из приведенных выше примеров, византийские писатели не пользуются богословскими концепциями для объяснения смены правителя. Она воспринимается как результат действий различных социальных акторов, а не как проявление божественного вмешательства. Влияние патриарха и духовенства ограничивалось участием в ритуале помазания на царство, в ходе которого утвержденный народом кандидат получал знаки своего нового статуса. При этом мнение патриарха не могло иметь решающего значения.


Начиная с наследника Ивана Грозного Федора все русские цари утверждались Земским собором, коллегиальным органом из представителей различных сословий.

Рождение византийской цивилизации историки связывают с основанием главного ее города — Константинополя. Еще в 324 г. н. э. император Константин I (правил с 306 по 337 г.) выбрал новое место для столицы — на территории древнего греческого города-колонии Византии, расположенного на берегу Босфора. 11 мая 330 г. город, названный в честь его основателя Константинополем, был официально провозглашен столицей Римской империи. Но история Византии как самостоятельного государства начинается позже — с 395 г., когда Римская империя распалась на Восточную и Западную части. В 476 г. Западная Римская империя пала под ударами врагов, и Одоакр, предводитель варваров-наемников, сместил последнего западноримского императора Ромула Августула, а знаки императорского достоинства отослал в Константинополь. С этого момента Византия стала преемницей Римской империи.

Расположение Константинополя на перекрестке между Востоком и Западом может служить символом всей истории Византии — цивилизации, чья история всегда была связана с этими двумя столь различными мирами.

Константинополь для византийцев всегда был олицетворением их империи, ее мощи и красоты. Вместе с падением столицы в 1453 г. закончилась жизнь византийской цивилизации.

Цивилизационное пространство империи

В первые века своего существования Византия располагала огромными территориями (около 750 млн. кв. км). Они охватывали Малую Азию, Балканский полуостров, часть Месопотамии и Армении, Сирию, Палестину, Египет, острова Крит и Кипр, Херсонес в Причерноморье и Лазику на Кавказе, некоторые области Аравии, острова Восточного Средиземноморья.

В наследство от Рима Византия получила не только множество экономически процветающих областей. Не менее важным было и обилие культурных цент­ров: ведь империя ромеев включала в себя территории некогда могущественных цивилизаций. В IV— VI вв. крупнейшими городами империи были Александрия, Антиохия (в Сирии), Эдеса (в Месопотамии), Тир и Бейрут (в Финикии), Эфес, Смирна, Никея (в Малой Азии), Фессалоники и Коринф — в европейской части.

Большое значение для развития культуры и экономики имело и то, что большинство этих областей в прошлом входили в состав эллинистических монархий, а потом были объединены под властью Рима.

Население империи было пестрым в национальном отношении. По подсчетам историков, его численность достигала 30—35 млн. человек. Среди них были сирийцы, евреи, армяне, грузины, копты, жившие в Египте, греки — они составляли его большую часть. Римляне были относительно немногочисленны, хотя именно латинский язык долгое время оставался государствен­ным. Только в VII в. его сменил греческий.

Официально в Византии насаждалась и развивалась прежде всего культура, связанная с традициями античного мира. Но одновременно впитывались и традиции восточных цивилизаций, и это, естественно, многое определило в судьбе Византии.

Византия и окружающий мир

В то время, когда Рим и другие античные города лежали в развалинах, Византия переживала свой расцвет. Конечно, волны варварских нашествий коснулись и Византии. Она не раз подвергалась нападениям готов. В V—VI вв. в пределы империи стали вторгаться славянские племена, доходя порой до предместий Константинополя. Однако политическая целостность империи была сохранена. Славяне создавали на территории Византии свои поселения и вскоре составляли уже значительную часть населения Балканского полуострова. Только в VII в. образовалось первое славянское государство — I Болгарское царство, которое стало сильным врагом империи, хотя просуществовало недолго — до начала XI в. Таким образом, Византия страдала от варварских нападений, но понесенный ею урон не шел ни в какое сравнение с потерями, пережитыми на Западе.

Впрочем, кроме варваров у Византии были и другие, не менее грозные соседи. На Востоке главным противником империи был могущественный Иран, который выдвигал территориальные претензии и боролся с Византией за торговые пути, за право первенствовать в посреднической торговле. В VI в. империя ромеев была втянута в длительную кровопролитную войну. В VII в., когда ослабевший Иран перестал представлять угрозу, ему на смену пришел значительно более серьезный враг: арабские племена, к тому времени создавшие свою государственность и объединенные новой религией — мусульманством. В течение буквально нескольких лет арабы захватили богатые земли Сирии и Палестины, а потом присоединили к своей державе и Северную Африку.

VII век был трагическим в истории Византии; удары наносились и славянами — с севера, и арабами — с востока. В это время территория империи сократилась втрое.

С IX в. Византия восстанавливается как сильная централизованная империя и остается ею вплоть до того времени, когда начинается закат этой цивилизации, захваченной сначала крестоносцами, а потом турками-османами.

Великое переселение народов. Византия в IV - VI вв.


Византия была преемственной цивилизацией по отношению к Римской империи. В то же время она находилась под влиянием традиций восточных цивилизаций, которые утратили политическую самостоятельность, вошли в состав империи ромеев, но сохранили многие особенности своей культуры. Положение Византии между Востоком и Западом проявилось в ее своеобразном историческом развитии.

Византия

Где находится Византия

Но прежде чем отправится в путешествие во времени, сперва давайте разберемся с перемещением в пространстве, и определим где же находится (точнее находилась) Византия на карте. На самом деле в разные моменты исторического развития границы Византийской империи постоянно менялись, расширяясь в моменты развития и сокращаясь в периоды упадка.

Византия на карте

Например, на этой карте Византия показана в период своего расцвета и как мы видим в те времена она занимала всю территорию современной Греции и Турции, часть территории современной Болгарии и Италии и многочисленные острова в Средиземном море.

В эпоху правления императора Юстиниана территория Византийской империи была еще больше, и власть византийского императора простиралась также на Северную Африку (Ливию и Египет), Ближний Восток, (в том числе славный город Иерусалим). Но постепенно их оттуда начали вытеснять сперва персы, с которыми Византия на протяжении веков находилась в состоянии перманентной войны, а затем и воинственные арабские кочевники, несущие в своих сердцах знамя новой религии – ислама.

Византия на карте в момент упадка

А здесь на карте показаны владения Византии в момент ее упадка, в 1453 году, как видим в это время ее территория сократилась до Константинополя с окрестными территориями и части современной Южной Греции.

История

Византийская империя является наследницей другой великой империи – Римской. В 395 году, после смерти римского императора Феодосия І произошло разделение Римской империи на Западную и Восточную. Разделение это было вызвано политическими причинами, а именно у императора было два сына, и вероятно, чтобы никого из них не обделить старший сын Флавий стал императором Восточной римской империи, а младший сын Гонорий – соответственно императором Западной римской империи. Сперва разделение это было чисто номинальным, и в глазах миллионов граждан сверхдержавы античности это была все та же одна большая Римская империя.

Но как мы знаем постепенно Римская империя стала клониться к своей гибели, чему в немалой степени способствовали как упадки нравов в самой империи, так и волны воинственных варварских племен, то и дело накатывавшие на границы империи. И вот уже в V веке Западная римская империя окончательно пала, вечный город Рим был захвачен и разграблен варварами, в эпохи античности пришел конец, наступило средневековье.

Но Восточная римская империя благодаря счастливому стечению обстоятельств уцелела, центр ее культурной и политической жизни сконцентрировался вокруг столицы новой империи Константинополя ставшего в средние века самым большим городом в Европе. Волны варваров прошли стороной, хотя, разумеется, тоже имели свое влияние, но например, от свирепого гуннского завоевателя Аттилы правители Восточной римской империи благоразумно предпочли откупиться золотом, нежели воевать. Да и разрушительный порыв варваров был направлен именно на Рим и Западную римскую империю, что спасло империю Восточную, из которой после падения империи Западной в V веке и образовалось новое великое государство Византия или Византийская империя.

Само географическое положение Византии, раскинувшей свои владения сразу на трех континентах (Европе, Азии, Африке) сделало из Византийской империи своеобразный мостик между Западом и Востоком, страной, в которой смешались культуры разных народов. Все это наложило свой отпечаток на общественную и политическую жизнь, религиозно-философские идеи и конечно же искусство.

Константинополь

Условно историю Византийской империи историки разделяют на пять периодов, приведем их краткое описание:

Падение

Каковы же основные причины падения Византии? Почему империя, владевшая такими обширными территориями и таким могуществом (как военным, так и культурным) пала? В первую очередь самой важной причиной стало усиление Османской империи, по сути, Византия стала одной их первых жертв, впоследствии османские янычары и сипахи немало нервов потреплют и многим другим европейским народам, дойдя даже до Вены в 1529 году (откуда их выбили только объединенными усилиями австрийские и польские войска короля Яна Собеського).

Также падению Византии немало поспособствовали и многочисленные политические смуты, сопровождавшие заключительный пятый этап истории Византии. Так, например, византийский император Иоанн Палеолог V, правивший с 1341 по 1391 годы, свергался с престола целых три раза (интересно, что сперва своим свекром, потом сыном, потом внуком). Турки же умело использовали интриги при дворе византийских императоров в своих корыстных целях.

В 1347 году по территории Византии прокатилась самая страшная эпидемия чумы, черной смерти, как называли эту болезнь в средние века, эпидемия унесла примерно треть жителей Византии, что стало еще одной причиной ослабления и падения империи.

Когда стало понятно, что турки вот-вот сметут Византию, последняя стала вновь искать помощи у Запада, но с католическими странами, а также римским папой отношения были более чем натянуты, на помощь пришла только Венеция, чьи купцы выгодно торговали с Византией, а в самом Константинополе был даже целый венецианский купеческий квартал. В это же время Генуя, бывшая торговым и политическим противником Венеции, наоборот всячески помогала туркам и была заинтересована в падении Византии (в первую очередь с целью доставить проблем своим торговым конкурентам венецианцам). Одним словом, вместо того, чтобы сплотится и помочь Византии устоять под ударом турков-осман, европейцы преследовали свои личные интересы, горстка венецианских солдат и добровольцев, все же отправленная на помощь осажденному турками Константинополю уже ничего сделать не могла.

Осада Константинополя турками

Осада Константинополя турками.

29 мая 1453 года древняя столица Византии, город Константинополь пал (впоследствии был переименован турками в Стамбул), вместе с ним пала и некогда великая Византия.

Культура

Культура Византии является продуктом смешение культур многих народов: греков, римлян, евреев, армян, египетских коптов и первых сирийских христиан. Самой яркой частью византийской культуры является ее античное наследие. Многие традиции времен античной Греции сохранились и преобразились в Византии. Так разговорным письменным языком граждан империи был именно греческий. Города Византийской империи сохранили греческую архитектуру, устройство византийских городов, опять таки позаимствовано из античной Греции: сердцем города была агора – широкая площадь, на которой проходили народные собрания. Сами города были обильно украшены фонтанами и статуями.

Лучшие мастера и архитекторы империи возводили дворцы византийских императоров в Константинополе, самым знаменитым среди них является Большой императорский дворец Юстиниана.

Большой императорский дворец Юстиниана

Остатки этого дворца на средневековой гравюре.

В византийских городах активно продолжали развиваться античные ремесла, шедевры тамошних ювелиров, мастеров, ткачей, кузнецов, художников, ценились по всей Европе, мастерство византийских мастеров активно перенимали представители других народов, в том числе славян.

Большое значение в общественной, культурной, политической и спортивной жизни Византии имели ипподромы, где проходили гонки на колесницах. Они для ромеев были примерно тем же, чем для многих сегодня является футбол. Были даже свои, говоря современным, языком фан-клубы болевшие за ту или иную команду колесничих гончих. Подобно тому, как современные футбольные фанаты ультрас, болеющие за разные футбольные клубы время от времени устраивают драки и потасовки между собой, также большими охочими к этому делу были и византийские фанаты гонок на колесницах.

Иподром в Византии

Иподром в Византии

Ипподром в Константинополе.

В юриспруденции Византии безраздельно господствовало Римское право, доставшееся в наследие от Римской империи. Причем именно в Византийской империи теория римского права приобрела свою окончательную форму, были сформированы такие ключевые понятия как закон, право, обычай.

Экономика в Византии также во многом была обусловлена наследием Римской империи. Каждый свободный гражданин платил в казну налоги со своего имущества и трудовой деятельности (подобная налоговая система практиковалась и в древнем Риме). Высокие налоги часто становились причиной массовых недовольств, а то и смут. Византийские монеты (известны как ромейская монета) обращались по всей Европе. Эти монеты были очень похожи на римские, но византийские императоры внесли в них лишь ряд незначительных изменений. Первые монеты, которые стали чеканиться в странах западной Европы, в свою очередь были подражанием ромейским монетам.

монеты в Византийской империи

Так выглядели монеты в Византийской империи.

Большое влияние на культуру Византии имела, конечно же, религия, о чем читайте дальше.

Религия

В религиозном плане Византия стала центром православного христианства. Но перед тем, именно на ее территории образовались самые многочисленные общины первых христиан, которые весьма обогатили ее культуру, особенно в части строительства храмов, а также в искусстве иконописи, которое зародилось именно в Византии.

Постепенно христианские храмы стали центром общественной жизни византийских граждан, оттеснив в этом плане античные агоры и ипподромы с их буйными фанатами. Монументальные византийские церкви, построенные в V-X веках, сочетают в себе как античную архитектуру (у которой христианские зодчие много чего позаимствовали) так и уже христианскую символику. Самым прекрасным храмовым творением в этом плане с полным правом может считаться церковь святой Софии в Константинополе, преобразованная впоследствии в мечеть.

Церковь святой Софии

Искусство

Искусство Византии было неразрывно связано с религией, и самым прекрасным, что оно дало миру, было искусство иконописи и искусство мозаичных фресок, которыми украшались многие храмы.

Византийская мозаика

Правда с иконами была связана одна из политически-религиозных смут в истории Византии, известная как Иконоборчество. Так называлось религиозно-политическое течение в Византии считающие иконы идолами, а значит подлежащими истреблению. В 730 году император Лев ІІІ Исавр официально запретил почитание икон. В результате тысячи икон, а также мозаик были уничтожены.

Впоследствии власть сменилась, в 787 году на трон взошла императрица Ирина, которая вернула обратно почитание икон, и искусство иконописи возродилось с прежней силой.

Византийская икона

Художественная школа византийских иконописцев задала традиции иконописи для всего мира, в том числе большим было ее влияние и на искусство иконописи в Киевской Руси.

В 395 г. после смерти импе­ратора Феодосия Великого Римская империя была раз­делена его наследниками на Западную и Восточную. С этого момента начи­нает свое официальное существование Восточная Римская империя, извест­ная нам также под именем Византия.

С легкой руки излишне эмоциональных историков это государственное образование имеет репутацию мертворожденного и нежизнеспособного. В школьной программе ее существование подается как гораздо менее зна­чимый факт, чем, скажем, существова­ние империи Карла Великого. В общей картине исторического развития Ви­зантия представляется неким руди­ментом прошлого, случайно уцелев­шим на географической карте. Но так ли это? Давайте обратимся к фактам.

собор святой софии, константинополь, собор в стамбуле

Концом Византии считается 1453 г., дата взятия Константинополя турками-османами. Значит, она просущест­вовала 1148 лет. Правда, с шестидесятилетним перерывом в XIII столетии, но образовавшиеся на ее месте Никейская и Трапезундская империи со­хранили государственные традиции. А теперь вспомним историю класси­ческой Римской империи, которая, по общему мнению, является наиболее успешным политическим проектом Древнего мира.

Традиция относит основание Рима к 753 г. до н.э., но считать эту дату на­чалом империи столько же оснований, сколько отсчитывать годы существо­вания России от основания Москвы. Долгое время Рим был лишь мелким небогатым полисом, каких множество в Средиземноморье. О возникновении Римского государства как серьезной политической силы можно, пожалуй, говорить с момента подчинения Ри­мом племен Апеннинского полуостро­ва, которое завершилось в III в. до н. э. Но, поскольку это был процесс пос­тепенный, то пусть будет IV век, мы не жадные. Таким образом, если считать до раскола, Римская империя просу­ществовала 800 лет, если же до захвата власти в Риме германцем Одоакром в 476 г. — чуть меньше 900. В любом случае у Византии показатели жизне­способности несколько более высокие.

Может быть, все это время Восточ­ная Римская империя влачила жалкое существование на периферии циви­лизованного мира и уцелела потому, что, как неуловимый Джо в известном анекдоте, была сто лет никому не нуж­на? Отнюдь нет. Востоку досталась са­мая тяжелая часть римского наследс­тва. Если Западной империи угрожали в основном германские племена, пере­живавшие только период становления государственности, то у Византии под боком оказался старинный враг Рима, Сасанидская Персия — могуществен­ное государство с огромной армией, включающей тяжелую конницу и бо­евых слонов. Эта древняя и обширная империя была единственным круп­ным государственным образованием, с которым Риму так и не удалось спра­виться. Римско-персидские войны регулярно возобновлялись вплоть до самого раскола. Затем эту внешнепо­литическую проблему унаследовала Византия. Противостояние с Персией было связано не только с территори­альными претензиями, но и с тем, что последняя контролировала торговые пути на Восток и навязывала западной соседке невыгодные условия торговли.

При этом с северо-запада Византии угрожали все те же германцы, с севе­ра славяне, с северо-востока тюркские племена. Тем не менее, пережив пот­рясения V века, из которых Западная Римская империя не вышла живой, Византия входит в новую блестящую эпоху, связанную с именем императо­ра Юстиниана.

Юстиниановскому периоду при­сущ ряд специфических черт. Для него характерны активные разработки в об­ласти социального устройства и права, такие как преобразования в государс­твенном аппарате и создание кодекса Юстиниана. Правда, не обошлось без осложнений. В 532 г. в Константино­поль хлынули толпы крестьян, ремес­ленников, клириков, жаловавшихся на притеснения, и началось восстание, получившее название Ника, что зна­чит “Побеждай”. Оно продолжалось около недели, превратило в руины центральные кварталы Константи­нополя, унесло 30 тысяч жизней, и в конце концов, было жестоко по­давлено. Хотя восстание лишний раз доказало серьезность положения и необходимость реформ, оно на не­сколько лет задержало их осущест­вление. Последовательная реформа­торская деятельность началась лишь в 535 г.

позднеримская империя, карта, карта империи

Другая важная черта юстиниановского периода — бурный рост строительства, как количественный, так и качественный. К этому вре­мени относится возведение целого ряда укреплений и крепостей, в том числе в таком отдаленном районе империи, как Крымский берег. Тог­да же произошел важный скачок в развитии архитектуры, был создан тип крестово-купольного храма, полу­чивший впоследствии развитие в сла­вянском и мусульманском зодчестве. В юстиниановскую эпоху были возве­дены такие, вошедшие во все учебни­ки, архитектурные шедевры, как Со­фия Константинопольская и церковь Сан-Витале в Равенне.

Еще одна важная черта интересу­ющей нас эпохи — активная внешняя политика, в частности присоединение к Византии Италии. Правда, этот ус­пех был кратковременным, и в конеч­ном итоге привел к политической ка­тастрофе. Воспользовавшись тем, что имперские войска увязли на западе, Персия отхватила ряд восточных про­винций. Изнуренная войной на два фронта, Византия вступила в черную полосу. Под угрозу было поставлено само существование империи, и спас ее только поразивший Персию внут­ренний кризис. Он позволил правив­шему тогда императору Ираклию не только отразить нападения, но и воз­вратить Византии ее восточные про­винции, правда, ненадолго. Пройдет совсем немного времени, и Восточная Римская империя окажется лицом к лицу с новым грозным противником.

С 610-го по 630-ый год произош­ла невиданная по стремительности консолидация племен и мелких госу­дарственных образований Северной Аравии, связанная с возникновением и утверждением новой мировой ре­лигии — ислама. Новое государство сразу же показало свою силу, захватив в середине седьмого века и Персию, и восточные провинции Византии. Ара­бы не встретили там серьезного сопро­тивления, потому что больше отвеча­ли интересам населения, не разоряя его чрезвычайными налогами. Кроме того, хоть это и может показаться нам странным, они проявляли гораздо большую веротерпимость, чем насаж­давшие единую религию с исключительной жестокостью византийские власти. Затем арабы захватили визан­тийскую Африку и, обзаведясь самым мощным в Средиземноморье флотом, стали постоянно угрожать Константи­нополю с моря.

Все это время продолжалось на­ступление славян на Балканах. В 681 г. там образовалось Первое Болгарское царство, также ставшее противником Византии. Таким образом, в седьмом веке территория империи уменьши­лась в 3 раза по сравнению с шестым веком.

император юстиниан, мозайка в храме, храм виталия

Несмотря на все эти трагические события, с точки зрения вклада в ми­ровую культуру VII столетие было довольно значимым. Византия оста­ется духовным центром всего христи­анского мира. Здесь формируются и развиваются многочисленные ерети­ческие учения, вызывающие бурные споры, порой приводящие к весьма серьезным политическим последстви­ям за пределами империи. К этому же времени относится появление знаме­нитейшего военно-технического изоб­ретения средневековья — греческого огня, представлявшего собой горючую смесь, которую невозможно было зага­сить водой. За пределы Византии это изобретение не распространилось, так как являлось военным секретом импе­рии, который погиб вместе с ней.

Следствием преобразований были впечатляющие военные успехи импе­рии в борьбе с Арабским халифатом. В 717 году критическая военная ситуация отдала власть в руки Льва Исавра — стратига малоазийской фемы Анато- лика, ставшего императором Львом III, основоположником Исаврийской династии. Ему удалось одержать ряд побед над арабами и снять угрозу со столицы. В 726 году ведущий успеш­ную борьбу с арабами и потому люби­мый народом Лев Исавр, опираясь на широкие крестьянские массы, сделал официальной государственной поли­тикой иконоборчество, неортодоксаль­ную ветвь христианства, популярную в среде стратиотов. Идеологическая база иконоборчества давала ему осно­вания для изъятия части монастырс­ких сокровищ и ликвидации податных льгот монастырям. Полученные таким образом средства шли на закрепление военных успехов. Политика императо­ра естественно вызвала сопротивление церкви, находящей поддержку у остат­ков старой городской знати и город­ской бедноты, которую церковь под­кармливала на свои средства. Но пока императоры-иконоборцы одерживали победы, их позиции оставались доста­точно сильными. Преемник Льва III Константин V закрыл и превратил в казармы и мастерские мятежные мо­настыри. В 754 г. иконоборческий со­бор осудил иконопочитание, предал анафеме “древопочитателей” и “костепочитателей”.

Через некоторое время идея союза императорской власти и свободного крестьянства все же исчерпала себя. Власть имущие осознают, что широкие массы — слишком опасный, не всегда предсказуемый союзник и предпочи­тают консолидацию с представителя­ми старой знати. Стратиоты медленно разоряются и закрепощаются. Идеоло­гические разногласия представителей верхушки общества позабыты, на собо­ре 843 г. торжественно восстановлено иконопочитание, под него подведена философская база, разработана кон­цепция мистической связи иконы с прототипом. Страна вступила в новую эпоху.

византийская империя, карта византии, история византии

Последующие два столетия вошли в историю под названием Македонское возрождение. Это — время интереса к античному наследию в светской культуре. Пережив период бесплотности в искусстве, византийцы вспомнили о своих греческих предках, создателях искусства реалистического, воспеваю­щего чувственную красоту мира. Име­на греческих богов снова звучат в устах византийцев, но теперь как аллегории искусств, ремесел и стихий, покрови­телями которых являются. С другой стороны, в религиозном искусстве фор­мируются каноны и символика право­славной иконы, в основных своих чер­тах сохранившиеся до наших дней.

В политическом плане именно в IX. X вв. сложилась та Византия, какой она осталась в представлении потомков. Образовалось то, что на­зывают классическими формами ви­зантийской раннефеодальной госу­дарственности. А именно: дробная организация государственного аппа­рата, основанная на иерархии долж­ностей, подкрепленная иерархией ти­тулов — почетных званий. Возникло 18 классов должностей, объединенных в пяти разрядах. Каждому разряду соответствовал определенный почет­ный титул, но титулы могли даваться и независимо от должности, были не обязательно связаны со службой. Но в целом византийская феодальная ие­рархия формировалась как иерархия государственных должностей и зва­ний и сохранила определенную связь с ней до конца существования импе­рии. Обладатель титула получал со­ответствующие этому титулу денеж­ные пожалования из императорской казны. Кроме того, титул можно было купить, и в этом случае покупатель получал как бы процент на вложен­ный капитал. Титулы и должности не были наследственными, но титулы — пожизненными.

Особого разговора заслуживает внешняя политика Византии IX. X веков. Она характеризуется активной дипломатической и миссионерской деятельностью, в ходе которой в сфе­ру влияния Восточной Римской им­перии попадают славянские народы. Происходит это в условиях жесткой конкурентной борьбы с западноевро­пейскими странами и структурами, в частности, с германской империей Каролингов. Повод для соперничест­ва серьезный. Смотря по результатам, одна из империй должна была полу­чить сильных союзников, другая — опасных соседей. В целом, восточные миссионеры действовали на этом поприще успешнее. Результатом их деятельности стало распространение христианства в Моравии, крещение Болгарского царства и, наконец, Ки­евской Руси. К слову сказать, именно византийские летописи этого пери­ода являются основным источником сколько-нибудь достоверных сведе­ний о становлении славянской госу­дарственности.

Следующий период византийской истории — Комниновский, назван­ный так по имени правящей импера­торской династии. Он вновь отмечен многочисленными внешнеполитичес­кими проблемами, которые, однако, решаются довольно успешно. Алексей Комнин, первый и наиболее извест­ный представитель династии, пришел к власти в 1081-ом году, когда взлет могущества Византии, наблюдавший­ся в Македонскую эпоху, уже сошел на нет. Империя вновь оказалась в коль­це врагов. С востока наступали тур- ки-сельджуки. Говорят, что в первые годы правления Алексей Комнин мог видеть их владения с балкона своего дворца. Проникшие в XI в. в Среди­земное море норманны закрепились в Южной Италии и Северной Греции. Имея великолепный флот и неумерен­ные аппетиты, они постоянно угро­жали Константинополю с Запада. На севере, на Балканах, поднимало голо­ву болгарское освободительное дви­жение, принявшее вид религиозной ереси — богомильства. И без того не­легкое положение усугублялось слож­ными отношениями с европейским Западом. За несколько десятилетий до начала Комниновской эпохи произо­шел официальный разрыв Восточной и Западной церквей, и набиравшие в Европе силу римские папы плели интриги против Восточно-Римской империи.

Европейцы часто обвиняли Алек­сея Комнина в коварстве и отсутствии рыцарских качеств. Тем не менее, ему удавалось одерживать победы не толь­ко на переговорах, но и на поле боя. К началу 90-х годов Алексей Комнин, умело играя на противоречиях сво­их врагов, отбил натиск сельджуков, норманнов и печенегов и подавил беспорядки внутри страны. Но толь­ко на пятнадцатый год своего прав­ления, ставший также годом Первого крестового похода, ему в полной мере пришлось использовать свой талант политика.

византийская империя 13 век, карта империи, история

византийская империя , карта , история византийской империи

Только в XIII в., на девятом столе­тии своего существования, Византий­ское государство проявляет наконец признаки дряхления, неспособность овладеть политической ситуацией. Четвертый крестовый поход приво­дит к временному прекращению су­ществования империи, ее расколу на более мелкие государственные обра­зования. В популярных источниках историю этого похода обычно излага­ют следующим образом: направляясь в мусульманские страны, крестонос­цы встретили на своем пути богатый город Константинополь и, чтобы не ходить далеко за добычей, разграби­ли его. Хотя такое изложение вооб­ще правильно передает суть событий, внешне они были оформлены несколь­ко более прилично. Готовясь к походу, германские императоры потребовали от Византии, как от союзника, огром­ной денежной помощи. Император Алексей III был вынужден обложить все население дополнительным на­логом, но буря народного негодова­ния не позволила ему этот налог соб­рать. Устроители крестового похода оказались лишенными финансовой поддержки и были весьма недовольны своим союзником. Весной 1202 г. к ним явился сын Исаака Ангела, византий­ского императора, отстраненного от власти в 1195 г. Алексеем 111. Новый претендент на константинопольский трон обещал в случае своего воцарения выплатить участникам похода 200 тыс. марок серебром, в течение года содер­жать их флот и выступить в Палести­ну с 10 тыс. воинов, а также подчинить византийскую церковь римскому папе. Таким образом, пришедшие в 1203 г. в Византию крестоносцы могли счи­тать себя не чужеземными захватчи­ками, а союзниками законного импе­ратора против узурпатора. Но после воцарения Алексея IV выяснилось, что он не в состоянии выполнить взя­тые на себя обязательства, что новому императору никто не желает подчи­няться. В этих условиях крестоносцы решили прекратить игру в союзников и показать, кто на самом деле хозяин в стране. В марте 1204 г. было принято решение о разделе Византии. 12 — 13 апреля была разграблена столица. Восточная Римская империя на некоторое время перестала существовать. Право­славное патриаршество было заменено католическим. Константинополь стал столицей нового государства, которое назвали Латинской империей. Обширные византийские территории не вошли в состав Латинской империи, приобретя самостоятельность. На Балканах образовалась Никейская им­перия, постоянно угрожавшая существованию империи Латинской. В 1261 году войска никейского императора возьмут Константинополь, и Визан­тия будет восстановлена, но, теснимая со всех сторон, уже никогда не вернет себе ни прежнего могущества, ни прежних размеров. Тем не менее, жизнен­ного потенциала Византии хватит еще на два столетия. Окончательно она па­дет лишь в середине XV в. под ударами турков-османов.

картина, осада константинополя, война турков

Подведем итоги. Восточная Рим­ская империя просуществовала 1148 лет. Все это время перед ней постоянно вставали нетривиальные внутриполитические, военные и дипломатические задачи, порой требующие коренного переустройства всей жизни империи. При этом Византия неизменно ос­тавалась наиболее могущественным и наиболее культурно и технически развитым государством всего хрис­тианского мира. Происходящие в ней события имели широкий резонанс в Западной Европе, странах ислама и среди славянских народов. На протя­жении всей истории Византии она не испытывала дефицита в талантливых неординарных лидерах. Даже в XV веке Византия не канула в небытие, не оставив по себе следов. Всем известно, что ее культурный потенциал в значи­тельной степени унаследовало Русское государство. Но имеет она и другую наследницу — могущественную Вене­цианскую торговую республику, одно из самых влиятельных государствен­ных образований вплоть до XVIII в. Нашедшие здесь прибежище жители захваченного врагами Константино­поля весьма способствовали ее раз­витию и процветанию. Так что, дай бог нашему с вами родному государс­тву такой мертворожденности, а нам с вами здорового любопытства, для изучения необыкновенно интересной, динамичной и поучительной истории Византии.

Читайте также: