Верны ли следующие суждения о политике политика затрагивает интересы всех граждан

Обновлено: 02.07.2024

Политическая культура — составная часть общей культуры человечества, включающая в себя элементы духовной сферы, которые связаны с уровнем и характером общезначимых политических знаний, оценок и действий граждан, обусловленных политическим опытом предшествующих поколений и воспроизводством их в ходе текущей политической жизни.

Политическая культура позволяет выявить глубинные причины специфики политического поведения различных социальных общностей и личностей при близких условиях их существования.

Политическая культура — это психология нации в отношении политики. Понятия “политическая культура” и “общественное мнение” частично совпадают — и то и другое включает отношение к политике. Но политическая культура направлена на фиксирование основных, общих представлений о политике и правительстве. Общественное же мнение сконцентрировано на отношении к руководите. лям и политическим действиям. Исследование общественного мнения редко выходит за рамки накопления данных, тогда как исследователи политической культуры могут использовать историю и литературу для понимания внутренних процессов отдельной страны. Политическая культура связана с политической идеологией. Идеология определяет цели политики, а политическая культура — способы реализации и достижения этих целей. Неотъемлемой частью политической культуры того или иного народа являются политические символы, а также система ценностей как критерий в первую очередь желательной формы политического действия, желательного типа политической системы. Политическая культура не только позволяет объяснить поведение и политические позиции людей, но и регулирует способы их поведения (например, будет конфликт разрешаться насильственно или мирно — это прямо зависит от политической культуры населения конкретной страны).

Вхождение в политическую культуру — это процесс развития, посредством которого прививаются общепринятые взгляды и ценности и обеспечивается политическая социализация. Это непрерывный и продолжающийся всю жизнь процесс, являющийся частью условий жизни и обучения каждого индивида как члена той культуры, в которой он рожден. И он не обязательно требует целенаправленной деятельности правительственных ведомств. Агентами политической социализации являются семья, школа, группа равных, средства массовой информации.
( Г.Н. Семенов)


21.Частью какого компонента общей культуры является культура политическая? Укажите две функции политической культуры, отмеченные в тексте.
22. В тексте используется понятие “общественное мнение”. Объясните его смысл. По каким линиям автор проводит сравнение политической культуры и общественного мнения? Укажите две линии.

23. Автор отмечает влияние СМИ на формирование политической культуры личности. Используя обществоведческие знания, собственный социальный опыт, назовите три возможных направления такого влияния и конкретизируйте их.
24. Какое различие в роли идеологии и политической культуры приводится в тексте? Используя обществоведческие знания, раскройте два иных любых различия.

Ответ: Для выполнения заданий 21-24 необходимо внимательно прочитать текст.

Законодательно установленная для выборов парламента или иного органа избирательная система влияет не только на персональный и партийный его состав: все этапы избирательного процесса, начиная от выдвижения кандидатов, в немалой степени также зависят от того, каков метод определения итогов голосования. Не только выборы, но и другие важные аспекты политической жизни страны (региона) находятся под определенным (подчас весьма сильным) воздействием существующей модели избирательной системы: функционирование партий и партийная система в целом; деятельность парламента, ее формы, результаты и эффективность; стабильность правительства и всего механизма исполнительной власти и др. Одни типы избирательной системы могут поощрять развитие партий и многопартийной борьбы, другие — создавать особо благоприятные условия для становления двухпартийной системы; некоторые более выгодны для крупных, другие — для мелких партий и группировок; отдельные ее модели содействуют укреплению и централизации партий, иные, наоборот, стимулируют внутрипартийную борьбу. Хотя детальные правила в данной области закрепляются обычно в текущем законодательстве, основы избирательной системы наряду с принципами избирательного права в качестве основополагающих норм правовой системы страны закрепляются в ее конституции.

Общество по своей структуре неоднородно. В нем существуют различные социальные группы и слои, каждый из которых имеет свои особые политические взгляды и интересы, обладает собственным видением проблем и путей их решения в масштабах всей страны или отдельной его части. Эта палитра взглядов и мнений отражается в различии программ партий и кандидатов, выступающих на выборах под разными, часто взаимоисключающими лозунгами. Следовательно, определяя порядок формирования “народного представительства”, необходимо стремиться, чтобы в нем были представлены все основные политические силы общества. В основу пропорциональной избирательной системы положен принциц пропорционального представительства в законодательном органе различных существующих в обществе политических взглядов, течений и выражающих их партий. Не должно существовать так называемых “пропавших голосов”: группы и слои избирателей, поддержавшие на выборах партию или кандидата, не получившего большинства в масштабе избирательного округа или всей страны (региона), должны тем не менее располагать своими представителями в законодательном органе, которые будут отражать их потребности и интересы. Не только большинство, но и меньшинство (меньшинства) имеет право быть представленным в парламенте. Каждая партия, выставившая список кандидатов, должна получить в парламенте такую же долю мест, которая соответствует доле голосов, поданных за нее на всеобщих выборах: отсюда другое распространенное название данной системы — система партийных списков.

В “чистом” виде содержание пропорциональной избирательной системы заключается в следующем. Вся страна (или ее территориальная единица, на территории которой будет функционировать соответствующий представительный орган: субъект федерации, город, район и т. д.) превращается в единый многомандатный избирательный округ, от которого будет избран весь состав парламента, местного совета и т. д. Каждая партия составляет список кандидатов, который может быть больше или меньше в зависимости от того, сколько она рассчитывает получить голосов. Избиратель на выборах обладает одним голосом, но этот голос подается не за конкретных кандидатов, а за список партии в целом. Далее, исходя из итогов голосования, партия получает такую же долю (процент) мест в парламенте, какую долю (процент) голосов она получила на выборах. Во многих странах, где действует пропорциональная система, вводится так называемый заградительный пункт (барьер) — выраженное обычно в процентном отношении число голосов, которое необходимо получить партии для получения права участвовать в распределении парламентских мандатов.
(А.О. Четвериков)


21. Укажите четыре аспекта политической жизни страны, на которые оказывает влияние избирательная система. В каком документе закрепляются основы избирательной системы?

22. В тексте используется понятие “избирательная система”. Объясните его смысл. Приведите две упомянутые в тексте черты, характеризующие пропорциональную избирательную систему.

23. Какой этап избирательного процесса упомянут в тексте? Используя обществоведческие знания, назовите любые другие три этапа этого процесса.

24. Политологи спорят об эффективности пропорциональной избирательной системы. Опираясь на обществоведческие знания, используя текст, покажите два преимущества и один недостаток этой системы.


№21 1) четыре аспекта политической жизни страны:
— сами выборы;
— функционирование партий и партийной системы;
— деятельность парламента;
— стабильность правительства;
2) назван документ, в котором закрепляются основы избирательной системы - конституция страны
№22 1) смысл понятия, например: избирательная система характеризует порядок выборов в органы власти и должностных лиц, а также порядок определения результатов голосования;
2) две черты пропорциональной избирательной системы:
— создание единого одномандатного избирательного округа;
— голосование по партийным спискам.
№23 1) этап избирательного процесса: выдвижение кандидатов;
2) другие три этапа, например:
— предвыборная агитация;
— голосование на избирательных участках;
— подведение итогов голосования.
№24 1) два преимущества пропорциональной избирательной системы, например:
— более полный учет различных политических сил в стране;
— при доминировании крупных партий обеспечивается стабильность политической жизни;
2) один недостаток, например: персональный состав политиков, включаемых в партийные списки, за исключением партийных лидеров, неизвестен избирателю.

Ответ: Для выполнения заданий 21-24 необходимо внимательно прочитать текст.

Политический процесс представляет собой развертывание политики во времени и в пространстве в виде упорядоченной последовательности единичных действий и взаимодействий, которую связывает определенная логика или смысл. В качестве примера политического процесса можно привести всю ту совокупность взаимодейсrrвий, которая связана с выборами. В ходе избирательной кампании происходит действие и взаимодействие политических акторов (избирателей, политических партий и т. д.). В электоральном процессе также воспроизводятся (или создаются) политические институты (институт выборов, избирательная система и др.). Можно обнаружить также и различные смыслы электорального процесса. Так, для стран современной развитой демократии он заключается в реализации принципа народного суверенитета, выборности и сменяемости органов власти в результате выборов, а также в выборе политических курсов, предлагаемых, например, правящими или оппозиционными партиями.

Политический процесс является динамической характеристикой политики. Поэтому можно утверждать, что формами существования политического процесса являются политические изменения и политическое развитие.

Политическое изменение — процесс появления нового качества в способе и характере взаимодействия между политическими субъектами, между политической системой и внешней средой. Политическое развитие — процесс накопления качественных изменений политики, будь это фазы самого политического процесса или состояния институтов или даже политических систем.

Политические процессы отличаются друг от друга по масштабам, длительности, акторам, характеру взаимодействия между акторами и т. п. Исходя из разномасштабности политических процессов, можно выделить несколько их разновидностей. Это прежде всего повседневные политические процессы (“мелкие” акторы и единицы измерения), которые связаны, в первую очередь, с непосредственными взаимодействиями индивидуальных, групповых и частично институциональных акторов. В качестве примера можно привести законодательный процесс в каком-либо парламенте.

Другим типом политического процесса является исторический политический процесс (более крупные акторы — в основном социальные группы и социальные институты). Это процессы, связанные с совершением какого-либо исторического события. Так, политическая революция, может быть представлена как процесс подобного рода. В качестве такого же исторического процесса может рассматриваться возникновение и развитие какой-нибудь политической партии.

Наконец, это эволюционные политические процессы, которые характеризуются участием (“крупных” акторов (институтов, политической системы), а также поддаются измерению с помощью крупномасштабных временных единиц. Такими процессами может быть, например, процесс превращения полиса в имперскую столицу, или модернизация политической системы в результате череды политических реформ, или переход к демократии в результате демонтажа авторитарного правления, проведения учредительных выборов, а затем их закреп.ления в череде регулярных соревновательных выборов.
(Е.Ю. Мелешкина)


21. Чем политическое изменение отличается, по мнению автора, от политического развития? В тексте говорится о разномасштабных политических процессах. Какие виды политических процессов отражают данный подход классификации? Какие акторы участвуют в среднемасштабном политическом процессе?

22. Какой пример к определению политического процесса приводит автор? Назовите три стороны (аспекта) проявления политического процесса, используя пример из текста.

23. Автор называет “мелких” и “крупных” политических акторов. Опираясь на текст, обществоведческие знания и социальные факты, укажите двух политических акторов каждого вида и приведите по два примера участия каждого из них в политическом процессе (сначала укажите актора, а затем приведите два примера).
24. Используя текст, обществоведческие знания и социальные факты, поясните, как в процессе модернизации политической системы в результате череды политических реформ проявляются и взаимодействуют политическое изменение и политическое развитие (приведите три пояснения).


№21 1) политическое изменение — процесс появления нового качества в способе и характере взаимодействия между политическими субъектами, между политической системой и внешней средой, а политическое развитие — процесс накопления качественных изменений политики;
2) виды процессов:
— повседневные политические процессы;
— исторический политический процесс / процессы, связанные с совершением какого-либо исторического события;
— эволюционные политические процессы;
3) акторы: социальные группы и социальные институты.
№22 1) ответ на первый вопрос: избирательная кампания/ совокупность взаимодействий, которая связана с выборами / электоральный процесс;
2) три стороны (аспекта):
— действие и взаимодействие политических акторов;
— воспроизведение или создание политических институтов;
— определенная логика или смысл.
№23 1) гражданин:
— гражданин Петров проголосовал на выборах депутатов Государственной Думы;
— гражданин Петров принял участие в митинге против коррупции;
2) политическая партия:
— революцию 1917 г. возглавила партия большевиков;
— четыре партии РФ создали фракции в Государственной Думе.
№24 Правильный ответ должен содержать три пояснения, например:
1) каждая политическая реформа меняет политическую ситуацию в стране, привлекает к участию в политической жизни новых акторов, вследствие чего происходят политические изменения;
2) последовательность политических реформ свидетельствует о накоплении изменений, то есть о политическом развитии;
3) политическое изменение и политическое развитие в процессе реформирования общества через цепочку реформ непосредственно связаны между собой.

Ответ: Для выполнения заданий 21-24 необходимо внимательно прочитать текст.


Учи.Дома запускает бесплатный марафон в котором каждый день. В течении 5 дней утром ты будешь получать одно задание по выбранному предмету, а вечером его решение. Твоя задача, успеть выполнение задание до того как получишь ответ.

Бесплатно, онлайн, подготовка к ЕГЭ

Предварительный просмотр:

Задания уровня А

Выберите один правильный ответ из четырех.

А2. Политикой древние греки называли:

1) искусство ведения домашнего хозяйства

2) ораторское искусство

3) искусство управления государством

4) политический талант

A3. Власть опирается на:

4) на все вышеперечисленное

А4. Подписывает и обнародует федеральные законы РФ:

2) Председатель Правительства РФ

3) Председатель Совета Федерации РФ

4) Председатель Государственной думы РФ

А5. Институтом политической системы, обладающим монополией на правотворчество, представляющим интересы общества в целом является (-ются):

2) средства массовой информации

3) общественные движения

А6. Что из нижеперечисленного является структурным компонентом политической системы?

1) политическая коммуникация

3) политическое управление

4) политический режим

А7. Институтом политической системы, призванным оказывать на власть влияние с целью принятия определенных решений, является (-ются):

1) средства массовой информации

2) предпринимательские и профессиональные союзы

3) государственные органы

4) правоохранительные органы

А8. Какой признак отличает республику от других форм правления?

1) передача власти по наследству

2) власть, ограниченная парламентом

3) выборная власть

4) передача верховной власти по наследству

А9. Верны ли следующие утверждения о средствах массовой информации?

Средства массовой информации как политический институт: А. Не оказывают существенного воздействия на формирование настроений в обществе

Б. Служат для распространения в обществе определенных политических взглядов и идей.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

А10. Любое государство характеризуется:

1) разделением властей

2) наличием армии

3) осуществлением тотального контроля над личностью

A11. Политическая партия — это организация, которая:

1) борется за власть

2) решает хозяйственные вопросы

3) объединяет людей по интересам

4) образуется стихийно

А12. Политическим режимом называют:

1) форму государства

2) способ осуществления власти

3) наличие репрессивных органов

4) официальную идеологию

А13. К формам территориально-государственного устройства относится:

А14. Пропорциональная избирательная система отличается от мажоритарной тем, что:

А. Выборы являются всеобщими и равными.

Б. Избиратель голосует за списки кандидатов от избирательных объединений.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

А15. Верны ли следующие суждения о либеральной политической идеологии?

А. Либеральная политическая идеология в качестве основной ценности выделяет равенство людей перед законом и судом.

Б. Либеральная политическая идеология в качестве основной ценности выделяет обязательную поддержку богатыми неимущих социальных слоев.

1) верно только А

2) верно только Б

3) оба суждения верны

4) оба суждения неверны

А16. Исключительным признаком правового государства является

2) наличие национальной валюты

3) разделение властей

4) институт президентства

А17. Кто является источником власти в демократической стране?

2) Передовой общественный класс

3) Представители крупного бизнеса

4) Интеллектуальная элита общества

А18. Верны ли следующие суждения о политической системе?

Политическая система является механизмом:

А. Формирования политической власти.

Б. Осуществления политической власти.

1) верно только А

2) верно только Б

3) оба суждения верны

4) оба суждения неверны

А19. Какой из признаков не характеризует государство?

1) политические партии

3) правоохранительные органы

4) публичная власть

А20. При характеристике человека как гражданина указывают на его:

1) семейное положение

4) права и обязанности

А21. Оппозиционные политические партии:

1) имеют большинство в законодательном собрании

2) определяют темпы экономического развития

3) выражают интересы определенных социальных групп

4) определяют состав правительства

А22. Что из приведенного ниже является примером смешанной избирательной системы?

1) Половина состава Государственной думы РФ избирается по мажоритарной системе, другая половина — по пропорциональной.

2) Конгрессмены США избираются по многомандатным избирательным округам, насчитывающим равное количество жителей.

3) В Австралии победившим на выборах считается кандидат, набравший 50% +1 голос.

4) Во Франции при выборах депутатов парламента в первом туре голосования применяется система абсолютного большинства, во втором — большинство относительное.

А23. Верны ли следующие суждения об основах конституционного строя РФ?

А. Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти.

Б. Гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его.

1) верно только А

2) верно только Б

3) оба суждения верны

4) оба суждения неверны

Задания уровня В

В5. Установите соответствие между типами политических режимов и их признаками.

ТИП ПОЛИТИЧЕСКОГО РЕЖИМА

1. Разделение властей

2. Политический плюрализм

3. Политический монополизм

4. Всеобщие выборы

В6. Установите соответствие: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую из второго.

Д. Политическая система

А. Процесс разработки, принятия и реализации политических решений

2. Политическая коммуникация

Б. Правовые, политические и моральные правила, лежащие в основе жизнедеятельности политической системы

3. Политическое управление

В. Механизм формирования и осуществления политической власти

4. Политические нормы

Г. Распространение и передача политической информации как между элементами политической системы, так и между политической системой и обществом

В7. Закончите фразу:

В8. Что из указанного относится к функциям государства?

1. Выражение интересов страны на международной арене.

2. Выдвижение кандидатов на выборах.

3. Создание религиозных организаций.

4. Выплата компенсаций акционерам разорившихся предприятий.

5. Осуществление законодательной, исполнительной и судебной власти.

Задания уровня С

Дайте развернутый ответ.

С2. В одной из развитых демократических стран журналистка опубликовала на страницах женского журнала очерк с указанием имен и фамилий участников семейной драмы, рассказанной ей в поезде случайной

попутчицей. Попутчица подала в суд и .

Допишите текст, указав, выиграла либо проиграла суд случайная попутчица. Укажите, на какое понятие вы опираетесь в своем прогнозе.

Дайте определение государства.

Какие функции оно призвано выполнять?

Объясните, как вы понимаете слова автора.

А как бы вы определили цели государства и современного российского

С4. Прочитайте текст и выполните задания к нему.

ВЫБОРЫ И ДЕМОКРАТИЯ

Выборность властей является формой реализации принципа представительства. Ее закрепляют всеобщее избирательное право, свободные тайные и регулярные выборы, образование партий для конкурентной избирательной борьбы, а также создание прочих разнообразных организаций, в частности лоббистских объединений или групп интересов. Свободное соревнование политических сил в борьбе за голоса избирателей гарантирует, что власть не будет монополизирована какой-то одной группой. Именно это создает возможность реального выбора между политическими, экономическими и социальными альтернативами и, следовательно, определение основательности претензий конкурирующих фирм и организаций. Только состязание обеспечит наличие оппозиции и даст ей возможность соревноваться, выигрывать и приходить к власти. Демократия — это система, при которой партии проигрывают выборы.

Выборы могут проводиться и не только в демократиях, но только демократические выборы отличаются неопределенностью, необратимостью и повторяемостью. Они являются неопределенными, так как до объявления результатов никто не может быть полностью уверенным в победе, необратимыми (результаты нельзя изменить, и избранные представители займут не предусмотренный конституцией срок) и повторяющимися через утвержденный законом срок. Отсюда и вывод: демократия представляет собой такой способ организации власти, при котором общество имеет возможность на регулярной основе посредством юридически закрепленных ненасильственных процедур корректировать деятельность управителей, а также персональный состав правящей группировки и политической элиты.

А.Ю. Мелъвиль. Политология

1) Авторы предлагают свой ответ на вопрос о том, какой способ организации власти следует считать демократическим. Какими двумя возможностями обладает, по их мнению, общество по отношению к власти в условиях демократии?

2) Какие условия, исходя из текста, закрепляют выборность властей как формы реализации принципа представительства? .

3) Чем демократические выборы отличаются от выборов недемократических? Назовите три отличия, указанные в тексте. На основе знания обществоведческого курса и примеров из материалов СМИ или общественной практики проиллюстрируйте их.

С5. Выберите одйо из предложенных ниже высказываний и изложите Свои мысли по поводу поднятой проблемы в виде сочинения-эссе, опираясь на понятие обществоведческого курса, факты общественной жизни и свой жизненный опыт.

Тестовые задания по обществознанию Политика 9 класс с ответами. Тест включает в себя 20 заданий части А, 4 задания части В и 6 заданий части С.

А1. Политическую сферу общества представляют

1) банк, биржа, инвестиционный фонд
2) церковь, филармония, театр оперы и балета
3) телевидение, радио, газета
4) законодательное собрание, демократическая партия, прези­дент

А2. Какой из приведённых примеров иллюстрирует политическую деятельность?

1) В парламентских выборах приняли участие демократ и республиканец.
2) Накануне Дня города горожане провели субботник.
3) Пассажиры обратились к руководству зарубежной авиаком­пании с жалобой на задержку рейса.
4) Студенты участвовали в создании устава университета, исполь­зуя специальный веб-сайт.

А3. К признакам государства относится

1) единый язык
2) общая культура
3) единство территории
4) наличие СМИ

А4. Верны ли следующие суждения об участии СМИ в политике в демократическом обществе?

В демократическом обществе

А. СМИ отстранены от участия в политической жизни.
Б. участие СМИ в политике влияет на решение властей и на способы проведения этих решений в жизнь.

1) верно только А
2) верно только Б
3) оба суждения верны
4) оба суждения неверны

А5. Форма правления, форма государственно-территориального устройства, политический режим отражены в понятии

1) форма власти
2) централизованное руководство
3) законодательная власть
4) форма государства

А6. Верны ли следующие суждения о демократическом государстве?

А. Монархическое государство не может быть демократическим.
Б. Республиканское государство всегда является демократическим.

1) верно только А
2) верно только Б
3) оба суждения верны
4) оба суждения неверны

А7. В соответствии с конституцией в государстве А регулярно про­водятся выборы в парламент. Глава парламента участвует в разра­ботке внешнеполитического курса и вместе с королевой принима­ет участие в международных политических мероприятиях. Государ­ство А является

1) парламентской республикой
2) ограниченной монархией
3) абсолютной монархией
4) президентской республикой

А8. В государстве С действует двухпалатный парламент. Нижняя палата представляет интересы всех граждан, верхняя палата реша­ет вопросы с учётом интересов отдельных областей. Какая дополни­тельная информация позволяет утверждать, что государство С имеет федеративное устройство?

1) Представители областей регулярно участвуют в программах телевидения государства С.
2) Каждая область в государстве С имеет свой гимн и флаг.
3) Все области государства С управляются из единого центра.
4) В областях государства С действуют законодательные собрания.

А9. Устойчивая политико-правовая связь с государством называется

1) суверенитетом
2) конституцией
3) гражданством
4) публичной властью

А10. Верны ли следующие суждения о форме территориально-госу­дарственного устройства в РФ?

А. Россия является федеративным государством.
Б. Россия является социальным государством.

1) верно только А
2) верно только Б
3) оба суждения верны
4) оба суждения неверны

А11. Государственную власть осуществляет

1) председатель парламента
2) директор школы
3) редактор журнала
4) глава семьи

А12. Гражданство в РФ

1) приобретается в момент получения паспорта
2) делится на федеральное и республиканское
3) может быть прекращено в качестве наказания за совершён­ное правонарушение
4) является единым и равным независимо от оснований приоб­ретения

А13. Верны ли следующие суждения о политических режимах?

А. Политический режим устанавливается в тоталитарных и авто­ритарных государствах.
Б. Политический режим определяется формой государства и бывает монархическим или республиканским.

1) верно только А
2) верно только Б
3) оба суждения верны
4) оба суждения неверны

А14. В соответствии с Конституцией носителем суверенитета и источ­ником власти в РФ является

1) Президент РФ
2) многонациональный народ
3) Конституционный Суд
4) Федеральное Собрание

А15. Только в условиях демократического политического режима существует/ существуют

1) законодательная власть
2) органы местного самоуправления
3) свободные альтернативные выборы
4) конституция

А16. Верны ли следующие суждения о принципах демократии?

Принципом демократии является

1) верно только А
2) верно только Б
3) оба суждения верны
4) оба суждения неверны

А17. В государстве А произошли демократические преобразования. Была принята новая конституция, которая провозгласила, что госу­дарство А стало правовым. Что из перечисленного обязательно вошло в конституцию государства А?

1) принцип разделения властей
2) определение права
3) перечень прав и обязанностей граждан
4) право быть избранным в представительный орган

А18. В соответствии с Конституцией главой государства и гарантом Конституции в РФ является

1) Председатель Государственной Думы
2) Председатель Правительства
3) Президент РФ
4) Председатель Совета Федерации

А19. Политическая партия в демократическом обществе

1) выражает интересы определённой социальной группы
2) добивается утверждения единой идеологии
3) сращивается с государственным аппаратом
4) принимает законы

А20. Верны ли следующие суждения о гражданском обществе?

А. В гражданском обществе граждане не участвуют в полити­ческой деятельности.
Б. Для полноценного развития гражданского общества должно сложиться правовое государство.

1) верно только А
2) верно только Б
3) оба суждения верны
4) оба суждения неверны

В1. Сравните президентскую и парламентскую республики. Выбери­те и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую — порядковые номера черт различий двух видов республики.

1) исполнительной властью руководит президент
2) граждане избирают парламент
3) правительство несёт ответственность перед парламентом
4) высшие органы власти избираются на строго установленный срок

Черты сходства Черты различий

В2. Установите соответствие между фактами политической жизни и видом политического режима: к каждому элементу, приведённому в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.

Факты политической жизни

А) глава государства А распустил государ­ственный совет и парламент, ввёл запрет на деятельность политических партий в стране. Он принимает все решения единолично, опи­раясь на органы государственной безопасно­сти и вооружённые силы
В) в государстве В установлен единый день голосования. В этом году граждане, достиг­шие 18 лет, выбирали депутатов парламента из представителей нескольких партий
В) все средства массовой информации в го­сударстве В проверяются цензурой
Г) в государстве Г прошли выборы законода­тельных собраний субъектов федерации. В не­которых из них будет проведено повторное голосование, так как кандидаты не смогли набрать необходимого количества голосов
Д) в государстве Д не существует политиче­ской оппозиции население полностью разде­ляет взгляды правящей партии, которая яв­ляется единственной

Политический режим

1) демократический
2) тоталитарный

В3. Прочитайте приведённый текст, каждое положение которого отмечено буквой.

(А) Учение о правовом государстве зародилось ещё во времена Античности. (Б) В современном мире существует множество госу­дарств, в конституциях которых отражены его принципы. (В) Такое государство надолго останется идеалом для человечества.

Определите, какие положения текста

1) отражают факты
2) выражают мнения

Запишите рядом с буквами цифры, обозначающие характер соответ­ствующих положений.

Прочитайте текст. Проанализируйте данные таблицы и выполните задание В4.

Все опрошенные Москва и Санкт-Петербург Города-миллионники Сёла
Монархия 11 19 10 11
Республика 82 69 79 84
Затрудняюсь ответить 7 12 11 6

В4. Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе таблицы, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Большинство опрошенных — жителей больших городов — счи­тает монархию лучшей формой правления.
2) Примерно каждый десятый из числа опрошенных делает выбор в пользу монархии.
3) Доля тех, кто не смог ответить на поставленный вопрос, вдвое ниже в сёлах по сравнению с городами-миллионерами.
4) Среди опрошенных жителей Москвы и Санкт-Петербурга мне­ние о том, что республика лучше подходит нашей стране, рас­пространено шире, чем среди опрошенных жителей села.
5) В городах-миллионерах за республику высказалось три четверти опрошенных.

Прочитайте текст и выполните задания C1-С6.

Государство — это всеохватная, самая мощная и самая значимая социальная коалиция людей. На горизонте исторической эволюции нет других человеческих коллективов, которые могли бы составить конкуренцию государству по объёму выполняемых им задач, а тем более прийти ему на смену. Те, кто вещает о конце эпохи государств, обычно представляют состоявшиеся и сильные государства. С самих себя эти государства не собираются начинать процесс своего схода с мировой арены. Даже наоборот, они готовы использовать к своей пользе ситуации, когда те или иные государства переживают кри­зис, или не так успешны в отправлении основных функций управ­ления для блага общества, или же переживают внутренние распри.

При всей первичной значимости современных государств они, к сожалению, сохранили давнее свойство опасного соперничества, стремление к доминированию, притязания на региональное или гло­бальное господство. Это заставляет нас говорить не только о поль­зе государства, но и о тех рисках, которые заключает в себе сама система деления мира на государства.

Все состоявшиеся государства имеют постоянное и посчитанное население, оформленное гражданством, признанное территориаль­ное пространство с чёткими границами, установленный основным законом строй, систему законов и институты принуждения, общее (национальное) самосознание, важнейшей частью которого является патриотизм. Государство обеспечивает внутреннюю и внешнюю без­опасность своих граждан и может защищать их независимо от места пребывания. Только государство сохраняет сегодня законное право на применение насилия по отношению к своим гражданам и по отно­шению ко всем тем, кто может нести угрозу безопасности страны и её жителей. Отсюда важный вывод: укрепление и защита госу­дарства — это одна из приоритетных миссий гражданина, помимо миссии обеспечения собственного социального благополучия, вклю­чая долгую и достойную собственную жизнь и жизнь своих близких.
(По В. А. Тишкову)

С1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

С2. Автор говорит о приоритетных (первостепенных) миссиях (функ­циях) гражданина. Основываясь на тексте, назовите их.

С3. Автор текста перечисляет несколько признаков, которые харак­теризуют любое государство как особую политическую организацию. Укажите любые два признака государства, названные в тексте.

С4. Автор утверждает, что государство обеспечивает внешнюю без­опасность своих граждан. К какому виду относится названная функ­ция государства? Приведите примеры выполнения современным го­сударством двух других функций, относящихся к тому же виду.

С5. Используя текст и обществоведческие знания, объясните, какое значение имеет патриотизм. Дайте два объяснения.

Читайте также: