Может ли депутат быть директором ооо

Обновлено: 04.07.2024

Последний год был отмечен активной борьбой федерального центра с бизнесом во власти. Эта борьба задела всех федеральных чиновников, включая депутатов Государственной Думы и членов СФ, которые непосредственно принимают законы, по которым живет страна. Коснулась чистка и губернаторов. Однако эта очистительная кампания почему-то обошла стороной депутатов законодательных собраний регионов РФ. Часть депутатов работают на так называемой неосвобожденной основе, в ряде регионов избранники – почти сплошь бизнесмены.



Один из богатейших людей России, чье личное состояние журнал Forbes оценивает в 11,2 миллиарда долларов Виктор Рашников – скромный депутат Челябинского заксобрания.

Кто во что горазд

Получается что, по логике, для разных категорий депутатов должны быть и разные правила и ограничения, а ведь нет. Все равны перед законом. И бизнесмен-депутат и просто депутат. Тем не менее, в уставах и других документах субъектов РФ вполне предусмотрена такая возможность.

Вот выдержки из Устава Свердловской области:

«Статья 35. Условия осуществления депутатами Законодательного Собрания Свердловской области депутатской деятельности и ограничения, связанные с депутатской деятельностью.

1. Депутаты Законодательного Собрания Свердловской области осуществляют

депутатскую деятельность на профессиональной постоянной основе или без отрыва от основной деятельности.

2. Число депутатов Законодательного Собрания Свердловской области, работающих на

профессиональной постоянной основе, устанавливается законом Свердловской области.

Депутатам Законодательного Собрания Свердловской области, осуществляющим депутатскую деятельность на профессиональной постоянной основе, выплачивается заработная плата в соответствии с законодательством Свердловской области.

В главе II этого закона говорится об условиях осуществления полномочий депутата.

Вот что в ней, в частности, сказано:

1. Депутат может осуществлять полномочия в Законодательном Собрании с отрывом от основной деятельности на профессиональной основе или без отрыва от основной деятельности.

2.Число депутатов, осуществляющих полномочия на профессиональной постоянной основе, не может быть более 12 человек.

По Уставу Челябинской области заксобрание должно состоять из 60 депутатов. Судя по приведенным здесь статьям закона, лишь 12 из них могут работать на профессиональной постоянной основе и получать соответствующую зарплату – председатель, его замы, еще кто-то. Все остальные должны совмещать деятельность в заксобрании со своей основной работой. В то же время в законе сказано, что депутат не вправе использовать свой статус для деятельности, не связанной с осуществлением депутатских полномочий. Нет ли здесь лукавства?



В заксобрании Челябинской области большинство депутатов – крупные бизнесмены

В ХМАО-Югре Законодательного собрания нет, зато есть Дума, которая в соответствии с уставом округа и соответствующим местным законом является высшим и единственным законодательном (представительным) органом власти региона. В законе о Думе в статье 18 пункте 2 сказано кратко: депутаты вправе осуществлять свои полномочия как на профессиональной постоянной, так и на непостоянной основе.

Получается, что каждый регион сам определяет, на какой основе работают депутаты их представительных органов. Разброд полный – каждый действует, кто во что горазд.

Бизнес во власти неискореним?

Интерес вызывает, как же система устроена в других странах? Давайте посмотрим. Во многих странах Европы законодательная власть имеет в своем составе представителей бизнеса, и это считается нормальным. Там прекрасно понимают, что фактически отстранить депутатов-бизнесменов от руководства своими компаниями невозможно. Видимо, поэтому в европейской практике далеко не всегда стремятся искоренить бизнес среди народных избранников.

Законодательное регулирование деятельности депутатов-бизнесменов в немецком парламенте появилось только в 2007 г., когда стало очевидным, что выходцы из коммерческих структур не собираются сжигать мосты со своим прошлым.

Власть ради денег?


Премьер-министр Дмитрий Медведев уверен, что бизнесмены на государственной службе – благо для страны


Первый вице-премьер Игорь Шувалов – самый богатый бизнесмен в правительстве России

Совершенно не ясно: если ты — успешный бизнесмен, который собственным честным и непосильным трудом с нуля организовал любимое дело, если прошел все круги регистрационного ада, зачем тебе все бросать и идти просиживать штаны в чиновники или депутаты? На фиксированные госоклады, которые в десятки раз меньше?

Инструменты контроля – возможно ли это?

Возможно ли каким либо образом контролировать деятельность депутатов и чиновников, чтобы они не использовали занимаемые ими должности ради личного обогащения, лоббирования вопросов в пользу своего бизнеса?

Статья 11. Ограничения, связанные с государственной службой .

Пункт 1. Государственный служащий не вправе:

1) заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности;

2) быть депутатом законодательного (представительного) органа Российской Федерации, законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления;

3) заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц;

4) состоять членом органа управления коммерческой организацией, если иное не предусмотрено Федеральным законом или если в порядке, установленном Федеральным законом и законами субъектов Российской Федерации, ему не поручено участвовать в управлении этой организацией;

5) быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он состоит на государственной службе либо который непосредственно подчинен или непосредственно подконтролен ему;

6) использовать в неслужебных целях средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения, другое государственное имущество и служебную информацию;

7) получать гонорары за публикации и выступления в качестве государственного служащего;

9) принимать без разрешения Президента Российской Федерации награды, почетные и специальные звания иностранных государств, международных и иностранных организаций;

10) выезжать в служебные командировки за границу за счет физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с международными договорами Российской Федерации или на взаимной основе по договоренности федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации с государственными органами иностранных государств, международными и иностранными организациями;

11) принимать участие в забастовках;

12) использовать свое служебное положение в интересах политических партий, общественных, в том числе религиозных, объединений для пропаганды отношения к ним. В государственных органах не могут образовываться структуры политических партий, религиозных, общественных объединений, за исключением профессиональных союзов.

Пункт 2. Государственный служащий обязан передавать в доверительное управление под гарантию государства на время прохождения государственной службы находящиеся в его собственности доли (пакеты акций) в уставном капитале коммерческих организаций в порядке, установленном Федеральным законом.


Чиновникам законом запрещено заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, но этот закон не соблюдается.

Побеждает жадность

Многие опрошенные нами эксперты подчеркивали: в России главное не деньги, но наличие связей. А если ещё есть деньги, то при связях деньги умножают деньги. Но наличие власти перевешивает всё: в России власть ВСЕГДА конвертируется в связи и деньги. Для нас неожиданно, но в странах Европы такие мысли посещают представителей власти очень редко. Это им просто не понятно. Они с удивлением смотрят на тебя, и их лица приобретают оттенок искреннего непонимания… Эх, нам бы такую наивность…


Политолог Ольга Чернокоз: В России все до предела просто – бизнесмен средней руки приходит во власть ради связей и ради возможностей помочь себе или кому-то, кто за это отблагодарит.

Вот что на этот счет говорит политолог Ольга Чернокоз, побывавшая во многих странах Европы:

Однако вовсе не стоит идеализировать западную систему. При всех плюсах, там есть и минусы, которые просто скрыты от глаз общественности умелой демагогией и демократическими ценностями. Крупные финансовые и промышленные корпорации, безусловно, решают свои вопросы во власти, иначе быть не может, однако делается это в рамках, например, тех же узаконенных лоббистских организаций, а также через финансирование на протяжении долгого времени тех или иных партий, или же через СМИ.

К слову сказать, закон о лоббизме в России так и не принят, скорее всего, именно потому, что чиновники не хотят лишать себя львиной доли коррупционного заработка и отдавать его на откуп профессионалам.

Замечательный писатель-абхазец Фазиль Искандер написал примерно так: Если человек с рождения все имел, и вдруг у него всё отняли, то он будет 40 лет жить так, словно у него всё есть. Если с рождения человек ничего не имел, и вдруг ему дали всё, он будет ещё 40 лет жить так, словно у него нет ничего.

Эти последние и есть олигархи и чиновники с прилипчивыми ручонками. Это от отсутствия даже минимальных духовных ориентиров и безграмотности. Себе и потомкам портят всё своей жадностью, а заодно и народу не дают жить. Вот это и можно сказать про наших чиновников и депутатов, тех, кто внезапно обрел все в 90-е годы, не приложив к этому и минимум усилий…


Редакционная статья 

Лого Деловые Партнёры

Тема нашей сегодняшней статьи очень необычная, но тем не менее весьма актуальная. Может ли функционировать фирма без директора? Ответ на этот вопрос не очевиден. Давайте вместе разберемся, чем же грозит организации деятельность без главного руководителя и что по этому поводу говорит нам закон.

Основные обязанности директора фирмы

Фирма без директора

Может ли фирма существовать без генерального директора? Да, с юридической точки зрения, любая фирма в Российской Федерации имеет право работать без директора. Но насколько это оправданно? Ведь работая без официального представителя, фирма постоянно сталкивается с рядом проблем.

Глава организации – это не только представитель ее интересов, действующий без доверенности, но и человек, координирующий все административные, финансовые и хозяйственные процессы. Без генерального директора фирма не сможет полноценно выполнять обязанности налогоплательщика, поскольку прерогатива предоставления налоговой отчетности принадлежит именно руководителю организации, осуществляющему административные и хозяйственные функции.

Директор фирмы, выполняя свои непосредственные обязанности, опирается на ряд нормативных документов:

  • законодательство Российской Федерации, которое регламентирует финансово-хозяйственную и административную деятельность коммерческих субъектов;
  • распоряжения учредителей и трудовой распорядок;
  • должностная инструкция;
  • Устав организации и учредительные документы.

Компетенции, которыми должен обладать глава компании, следующие:

  • знать и грамотно использовать современные методы ведения хозяйственной деятельности и управления предприятием;
  • знать специфику деятельности фирмы;
  • хорошо ориентироваться в налоговом и трудовом законодательстве;
  • иметь представление о производственных и кадровых процессах;
  • уметь заключать сделки по хозяйственным вопросам и контролировать их исполнение;
  • ориентироваться в вопросах ценообразования на выпускаемую предприятием продукцию.

Непосредственные должностные обязанности директора зависят от вида деятельности предприятия и его организационной структуры. Тем не менее можно выделить несколько функций, которые будет выполнять каждый руководитель независимо от того, чем занимается фирма.

К ним относятся:

  • организация и координирование всех процессов в организации, в том числе экономических, хозяйственных, производственных и т. д.;
  • принятие решений административного и технического характера, обязательных к исполнению всеми сотрудниками;
  • координирование деятельности всех структурных подразделений организации, проведение мероприятий, направленных на повышение профессионального уровня сотрудников и улучшения производства;
  • проведение мероприятий, способствующих изготовлению качественной, конкурентоспособной, востребованной продукции;
  • разработка комплекса мероприятий, направленных на увеличение сбыта продукции и повышение доходности бизнеса;
  • представление и защита интересов фирмы перед кредиторами, налоговыми и государственными органами;
  • обеспечение охраны и безопасности труда сотрудников;
  • отбор и наем квалифицированного персонала исходя из потребностей производства;
  • обеспечение своевременной выплаты заработных плат;
  • разработка и внедрение мотивационной системы для сотрудников.

Топ-3 статей, которые будут полезны каждому руководителю:

Может ли фирма работать без директора

Фирма без директора

Для того чтобы ответить на вопрос, может ли фирма быть без директора, необходимо сначала вникнуть в процесс назначения должностного лица. Возьмем в качестве примера общество с ограниченной ответственностью.

Руководитель ООО одновременно является и сотрудником компании, и ее исполнительным органом. Поэтому он, с одной стороны, вынужден подчиняться правилам фирмы и действовать в рамках трудового соглашения. С дугой стороны – должен принимать ответственные решения и представлять интересы компании.

Алгоритм назначения на должность руководителя предприятия:

  1. Общее собрание учредителей или совет директоров принимает решение о необходимости назначения нового директора. Если решение принято на собрании учредителей, требуется составить протокол, в котором оно фиксируется. Если владелец один, то именно он принимает решение о назначении генерального директора.
  2. Новый директор должен назначаться на должность на основании устава общества. В этом документе прописано, кто и в каком порядке может формировать исполнительный орган фирмы. Вся процедура проведения заседания и принятия решения о назначении должна быть четко соблюдена.

Здесь же определяется, кто должен принимать решение о назначении директора и подписывать документ. На должность директора могут претендовать как сотрудник организации, так и кандидат со стороны. Если выбор падает на стороннего претендента, следует проверить, не состоит ли он в реестре дисквалифицированных участников.

Для этого составляется соответствующий запрос в Федеральную налоговую службу. Он может быть оформлен на бумажном носителе или в электронной форме. В первом случае письмо отправляется по почте или курьером. Во втором через сеть Интернет передается на официальный сайт налоговой инспекции. Подача электронного запроса может быть произведена и на сайте госуслуг.

Федеральная налоговая служба в приказе от 06.03.2012 определила порядок оформления запросов на получение сведений из реестра дисквалифицированных лиц. Стоимость такой услуги составляет один минимальный размер оплаты труда.

Лица, входящие в черный список налоговой инспекции, не имеют права занимать руководящие позиции в течение срока, определенного законодательством. Он может составлять от шести месяцев до трех лет. Иногда владельцы бизнеса пренебрегают необходимостью проверки. Если в результате такой халатности на управленческой должности окажется сотрудник, состоящий в реестре, и ему, и работодателю грозит штраф. Все трудовые отношения с дисквалифицированным руководителем должны быть немедленно прекращены.

Директор ООО выступает представителем интересов фирмы на различных уровнях. Для этого ему не требуется нотариально заверенная доверенность. Именно поэтому его отсутствие может значительно затруднить работу организации. Сложности возникнут и при сдаче налоговой отчетности, и при подписании контракта с партнером, и при работе с кадрами.

Фирма без директора

Эти действия, входящие в круг компетенций главного руководителя, теоретически могут выполняться и другим работником компании. В этом случае, а также если в какой-то момент фирма работает без директора, можно и нужно переложить часть его функционала на другого сотрудника. Для этого ему нужна доверенность на ведение дел. Выдать такую доверенность может только глава предприятия. Документ должен быть заверен. В нем указан срок полномочий и содержится перечень конкретных действий, которые сотрудник имеет право осуществлять.

Каждый новый генеральный директор, не работающий ранее в данной должности, должен быть внесен в ЕГРЮЛ (Единый государственный реестр юридических лиц). Исключить из реестра работника, покинувшего должность генерального директора, можно только после назначения нового. Это обусловлено тем, что реестр должен в обязательном порядке содержать сведения о руководителе общества с ограниченной ответственностью. Другими словами, приняв решение уволить директора, собственники должны максимально быстро выбрать нового кандидата на эту должность.

Если выбор претендента вызывает затруднения и затягивается на неопределенный срок, учредители должны назначить лицо, которое будет временно исполнять обязанности директора. В этом случае нет необходимости вносить данные в ЕГРЮЛ.

Таким образом, фирма без директора функционировать может. Практически же это во многих моментах парализует текущую деятельность организации. Например:

  • Фирма не сможет сдать налоговую отчетность, что повлечет за собой наложение на нее административной ответственности и взысканий со стороны налоговых органов.
  • Несвоевременное внесение информации в реестр юридических лиц может быть квалифицировано как преступление. Предоставление недостоверной информации грозит фирме серьезными последствиями, вплоть до ликвидации компании.

Можно ли зарегистрировать фирму без директора

На основании действующего законодательства учредители ООО могут зарегистрировать свою фирму до того, как будет выбран генеральный директор. Другими словами, наличие исполнительного органа в компании не является обязательным условием для ее государственной регистрации.

Фирма без директора

Законодательство РФ предусматривает для учредителей возможность возложить на одного из них функции исполнительного органа, необходимые для подачи документов на государственную регистрацию ООО. Но только до того момента, когда будет назначен генеральный директор фирмы.

Статья 40 закона 14-ФЗ ограничивает возможность учредителя представлять интересы общества и совершать сделки без решения общего собрания участников. Если учредитель в ООО один, то он единолично принимает такое решение. Оно обязательно должно быть оформлено в письменном виде.

Для того чтобы стать генеральным директором, учредитель должен зарегистрировать свои полномочия в ЕГРЮЛ. При регистрации в федеральной налоговой службе участник предоставляет лист Е формы Р11001, протокол общего собрания участников о возложении функций единоличного исполнительного органа на учредителя. После этого учредитель официально становится генеральным директором.

Процедура государственной регистрации ООО может быть инициирована учредителем, который выступает либо как участника общества, либо как единый исполнительный орган.

Встречаются ситуации, когда участники общества не хотят нанимать работника на должность генерального директора. Это не противоречит действующему законодательству. Полномочия единоличного управляющего органа в этом случае, передаются управляющей компании. Действовать УК будет на основании гражданско-правового договора. Регистрируя фирму, учредители заполняют форму Р11001 лист Ж и указывают юридический адрес УК как местонахождение ООО.

Может ли фирма быть без директора, если есть только учредитель

Различные организационные формы фирм предусматривают разный правовой статус участников. Например, при образовании общества с ограниченной ответственностью несколько человек объединяются с целью совместного использования своих ресурсов для достижения поставленных целей. Для получения коммерческой выгоды консолидируются усилия каждого учредителя. В России очень распространена такая организационно-правовая форма. Это обусловлено ее простотой и удобством.

Имеет ли право учредитель подписывать документы за генерального директора?

Фирма без директора

Однако директор может выдать учредителю доверенность на подписание документов. В этом случае сделки будут законными.

КП группа 1119Б07

КП группа 1119Б07

КП группа 1119Б07 запись закреплена

София Бритвина


София Бритвина

ВОПРОС: вправе ли парламентарий иметь акции и доли в уставном капитале коммерческой организации и получать от них доходы?
ОТВЕТ: вправе, однако согласно ч.2.1, ст.6 Федерального закона от 08.05.1994 N 3-ФЗ "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" в случае, если владение членом Совета Федерации или депутатом Государственной Думы приносящими доход ценными бумагами, акциями (долями участия в уставных капиталах организаций) может привести к конфликту интересов, он обязан передать принадлежащие ему указанные ценные бумаги, акции (доли участия в уставных капиталах организаций) в доверительное управление в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Полина Перепечаева


Полина Перепечаева

Бакиев Д.Д. Перепечаева П.И.

Вопрос: В праве ли парламентарий быть певцом, телеведущим, журналистом, редактором газеты?

Ответ: В праве, согласно п. 2 ст. 6 Федерального закона "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" от 08.05.1994 N 3-ФЗ "Член Совета Федерации, депутат Государственной Думы не вправе: .
в) заниматься предпринимательской или другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности. При этом преподавательская, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором или законодательством Российской Федерации;"
Певцы, телеведущие, журналисты, редакторы газеты - это занятия, относящиеся к творческой деятельности.
Соответственно парламентарий вправе быть певцом, телеведущим, журналистом и редактором газет.

Настя Шкарина

Кирилл Белоцерковский

БЕЛОЦЕРКОВСКИЙ КИРИЛЛ И ПУГИН АРТЕМ - ВОПРОС: Вправе ли депутат отказаться от дачи свидетельских показаний? Если да, то при каких условиях?
ОТВЕТ:
Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 06.10.1999 N 184-ФЗ (последняя редакция)
Показать полностью.

Статья 15. Право депутата на отказ от дачи свидетельских показаний Депутат вправе отказаться от дачи свидетельских показаний по гражданскому, административному или уголовному делу об обстоятельствах, ставших ему известными в связи с осуществлением им своих полномочий.

Подобное положение закреплено и в Федеральном законе от 08.05.1994 N 3-ФЗ (ред. от 24.04.2020, с изм. от 08.12.2020) "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"

Статья 21. Право члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы на отказ от дачи свидетельских показаний

Член Совета Федерации, депутат Государственной Думы вправе отказаться от дачи свидетельских показаний по гражданскому, административному или уголовному делу об обстоятельствах, ставших им известными в связи с осуществлением ими своих полномочий.

Кира Большакова

ВОПРОС: Допустим ли допрос парламентария?
ОТВЕТ: В ФЗ "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" от 08.05.1994 N 3-ФЗ Ч 2 ст 19 сказано, что
Член Совета Федерации, депутат Государственной Думы без согласия соответствующей палаты Федерального Собрания Российской Федерации не могут быть:
Показать полностью.
а) привлечены к уголовной или к административной ответственности, налагаемой в судебном порядке;
б) задержаны, арестованы, подвергнуты обыску (кроме случаев задержания на месте преступления) или допросу;
в) подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей.
Также в п 2 Постановлении Конституционного Суда от 20 февраля 1996 г. N 5-П сказано
"воспроизводя конституционные положения о депутатской неприкосновенности, о недопустимости задержания, ареста, обыска, а также личного досмотра депутата, предусматривает также невозможность привлечения его к уголовной или к административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, и его допроса без согласия соответствующей палаты Федерального Собрания".
Значит, допрос парламентария не допустим.

Ваня Суханов


Ваня Суханов

Вопрос: может ли парламентарий состоять в органах управления коммерческой организации?

Ответ: согласно ч.2 п.г , ст.6 Федерального закона от 08.05.1994 N 3-ФЗ "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" член Совета Федерации, депутат Государственной Думы не вправе: участвовать в деятельности по управлению хозяйственным обществом или иной коммерческой организацией, в том числе входить в состав таких органов управления коммерческой организации, пребывание в которых невозможно без специального личного волеизъявления, а также участвовать в работе общего собрания как высшего органа управления хозяйственного общества, за исключением участия на безвозмездной основе в деятельности коллегиального органа организации на основании акта Президента Российской Федерации или акта Правительства Российской Федерации с уведомлением соответствующей палаты Федерального Собрания Российской Федерации
Author’s : Суханов Иван & Комлев Денис .

Алина Штэфко

Вопрос : Несет ли парламентарий ответственность за высказанные позиции и мнения в ходе работы палаты?
Ответ : ч. 6 ст 19 ФЗ Член Совета Федерации, депутат Государственной Думы не могут быть привлечены к уголовной или административной ответственности за высказывание мнения или выражение позиции при голосовании в соответствующей палате Федерального Собрания Российской Федерации и другие действия, соответствующие статусу члена Совета Федерации и статусу депутата Государственной Думы, в том числе по истечении срока их полномочий. Если в связи с такими действиями член Совета Федерации, депутат Государственной Думы допустили публичные оскорбления, клевету или иные нарушения, ответственность за которые предусмотрена федеральным законом, возбуждение уголовного дела, производство дознания, предварительного следствия или начало производства по делу об административном правонарушении, предусматривающем административную ответственность, налагаемую в судебном порядке, осуществляется только в случае лишения члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы неприкосновенности.

Александр Марков


Александр Марков

Вопрос : Возможно ли совмещение депутатской деятельности с работой доцента, редактора, директора дома творчества?
Ответ: Согласно Федеральному закону "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" статьи 12 ч.2 - 2. В случае, если деятельность депутата осуществляется на профессиональной постоянной основе, указанный депутат не может заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. При этом преподавательская, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.
Следовательно, можно совмещать депутатскую деятельность и указанные должности.

Яна Сорокина

Владислав Сахаров

Прокуратура Самарской области передала в губернскую думу информацию о том, что треть депутатов в нарушение федерального законодательства осуществляли коммерческую деятельность, а также указали неверные сведения в декларациях о доходах. Однако несколько народных избранников заявили, что речь идет не о нарушении закона, а о правовой коллизии.

Прокуратурой Самарской области проверено соблюдение законодательства о противодействии коррупции в губернской думе

Прокуратура Самарской области провела проверку соблюдения законодательства о противодействии коррупции в губернской думе. В ходе аудита было выявлено, что несколько депутатов, по данным прокуратуры, не выполнили требования Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" и регионального закона "О лицах, замещающих государственные должности Самарской области".

Надзорный орган сделал вывод, что народные избранники, работающие на постоянной основе, занимаются и другой оплачиваемой деятельностью. Прокуратура при этом ссылается на сведения, предоставленные управлением ФНС России по Самарской области.

В них, к примеру, говорится, что заместитель председателя думы Михаил Белоусов является учредителем двух компаний, председатель комитета по бюджету, финансам, налогам, экономической и инвестиционной политике Алексей Ушамирский числился учредителем 30 коммерческих организаций. Депутат Николай Чернышев выступает учредителем 17 компаний. Подобные же нарушения выявлены у депутатов Виктора Воропаева, Сергея Ракитина, Константина Ряднова, Михаила Усова, Рината Ягудина, Виктора Попова, Сергея Турусина и Дмитрия Литвинова.

Кроме того, ряд народных избранников, не работающих в парламенте на постоянной основе - Андрей Кислов, Николай Ренц, Владимир Дуцев, Олег Дьяченко, - якобы не отразили свое участие в деятельности коммерческих структур в декларациях о доходах. А еще три депутата - Александр Живайкин, Михаил Матвеев и Ринат Ягудин - не представили сведения о принадлежащих им транспортных средствах.

Впрочем, Михаил Матвеев в своем блоге уже сообщил, что приписываемая ему "десятка" была угнана еще в 2002 году, в связи с чем возбуждено уголовное дело и автомобиль снят с учета.

Данные проверки были переданы в комиссию по вопросам депутатской этики, регламенту, информационной политике и развитию институтов гражданского общества губдумы. Как сообщил ее председатель Алексей Чигенев, принято решение о проведении внутренней служебной проверки изложенных прокуратурой фактов.

Непризнанные нарушения
Однако большинство депутатов, опрошенных "ВН", утверждают, что все требования закона ими соблюдены. Они заверяют, что вышли из состава учредителей коммерческих фирм еще до начала работы в парламенте, то есть до декабря 2011 года.

"Я с 2009 года не являюсь учредителем коммерческих предприятий. 28 августа на заседании комиссии по этике я представил все документы, подтверждающие данную информацию", - сообщил Ринат Ягудин. То же самое сказал и Константин Ряднов.

"Сведения, изложенные прокуратурой, на сегодняшний день неактуальны. Я давно не имею никакого отношения к перечисляемым мне предприятиям, а одна из фирм и вовсе закрылась в 2010 году", - говорит он. Дмитрий Литвинов также указывает на то, что компания, приписываемая ему, была ликвидирована еще в 2011 году.

"Я сообщил об этом в прокуратуру. Там мне пояснили, что получили информацию от ФНС. Данные областных налоговиков часто не совпадают с данными районных налоговых инспекций", - говорит он.

Председатель комитета по ЖКХ, нефтехимии, топливно-энергетическому комплексу и охране окружающей среды губдумы Андрей Кислов также утверждает, что не является акционером коммерческих предприятий, указанных в материалах проверки.

"Это или ошибка налоговых органов, которые предоставляют недостоверную информацию в прокуратуру, или ошибка самой прокуратуры. Все необходимые документы я представил в комиссию по этике", - добавил парламентарий.

Пресс-служба реготделения ЛДПР сообщила, что входящий в партийную фракцию депутат Виктор Попов свои доли в коммерческих организациях передал в доверительное управление еще в марте этого года, то есть до поступления на государственную службу.

Сложившуюся ситуацию пояснила помощник прокурора Самарской области по связям со СМИ Наталья Цой. Она заявила, что сведения о действующих компаниях подлежат регистрации в Едином государственном реестре юридических лиц.

"Прокуратура основывалась на данных этого реестра и учитывала сведения по состоянию на момент проверки. Если по какой-то причине кто-то вышел из состава учредителей, то обязанность по внесению изменений ложится на оставшихся учредителей. Кроме того, само лицо, вышедшее из состава учредителей и являющееся чиновником какого-либо ранга, обязано проконтролировать этот момент, так как это затрагивает его интересы", - разъяснила она.

Работа без прибыли
Впрочем, некоторые депутаты не отрицают, что являются учредителями коммерческих организаций. Но при этом они не считают, что этот факт каким-то образом нарушает закон.

"Я действительно являюсь учредителем двух коммерческих предприятий, - не стал скрывать депутат Сергей Ракитин. - Я внес эти сведения в декларацию о доходах. Но, согласно новым требованиям законодательства, депутат не обязан передавать собственность в доверительное управление, если он не получает прибыли и не участвует в управлении компанией. Поэтому, на мой взгляд, прокуратура выявила нарушения ошибочно. Что касается третьей коммерческой организации, то это предприятие не работало ни одного дня, фактически было мертворожденным. И в прошлом году оно было ликвидировано".

Депутат Михаил Усов тоже подтвердил, что являлся генеральным директором упомянутой прокуратурой компании. "Но на данный момент я не являюсь директором общества. Я предоставил в комиссию по этике соответствующую выписку из ЕГРЮЛ. В момент, когда налоговая запросила данные, я действительно числился директором компании, но де-факто не исполнял эти обязанности. Нарушения действительно были, но носили технический характер".

Депутат Сергей Турусин заявил, что не знает, является ли факт учредительства им двух ООО нарушением закона. "Один юрист говорит, что это не нарушение, другой считает прямо противоположное. В этих ООО я был и учредителем, и директором. Впрочем, после избрания в думу я сложил с себя эти полномочия и не участвовал в операционной деятельности, соответственно, не получал прибыли", - заявил он.

А вот депутат Николай Ренц признался, что забыл указать необходимые сведения в справке о доходах. "У меня есть доля в уставном капитале одного ООО. Ничего страшного в этом нет, исправлюсь. Я депутат на неосвобожденной основе, поэтому санкции для меня будут условными. А вот для депутата на освобожденной основе - это серьезное нарушение", – рассказал он и пояснил, что законодательство, регулирующее вопросы коммерческой деятельности депутатов, недостаточно внятное.

Юрист коллегии адвокатов "Литис" Олег Казачек утверждает, что если депутат является учредителем коммерческой организации и при этом не получает прибыли, он может оказывать влияние на управление этой коммерческой организации.

"Наивно полагать, что человек не будет оказывать влияние на подведомственную ему структуру. Одна история с депутатом Госдумы Геннадием Гудковым чего только стоит. Так что, на мой взгляд, участие депутата в коммерческой деятельности - это нарушение", - говорит Казачек.

В областной прокуратуре между тем отмечают, что никаких карательных мер (в виде того же лишения мандатов) к проштрафившимся депутатам применять не планируют. Решения будут приниматься надзорным органом после завершения проверки комиссией по вопросам депутатской этики областного парламента.

Алексей Ушамирский, председатель комитета по бюджету, финансам, налогам, экономической и инвестиционной политике губдумы:
- Я уже много лет работаю в органах исполнительной и законодательной власти и каждый год подаю сведения о доходах и имуществе. Все они проходят проверку, и никогда достоверность сведений сомнений не вызывала. Я уже давно вышел из состава учредителей компаний, а многие из них ликвидированы. Это подтверждено выписками из реестра. Так что мне не в чем оправдываться. А вот то, как недостоверные сведения оказались в широком доступе, требует отдельной проверки и правовой оценки.
Алексей Чигенев, председатель комиссии по вопросам депутатской этики губдумы:
- Сейчас комиссия по депутатской этике начнет проверку тех сведений, которые были представлены прокуратурой. По закону у нас на это есть 60 дней. За это время мы должны получить официальные ответы из соответствующих органов и разъяснения самих депутатов. Рассчитываем, что к ноябрю проверка будет завершена. Ее результаты мы представим на заседании думы, и они станут известны всем избирателям. Если говорить о санкциях в отношении депутатов, то, если будут выявлены несоответствия закону, депутаты должны будут их устранить.

По данным прокуратуры, депутаты числятся учредителями:

Алексей Ушамирский - ООО "КОНДОР", ООО "Аэропортстройсервис", ООО "Монро", ООО "Жили-были-3", ООО фирма "Кемпинг", ООО "Группа компаний "ВИД", ООО "Русская охота", ООО ЧОП "Самарское-1", ООО НПК "Восток", ООО "Жили-были-4", ООО "Компания по управлению недвижимостью "Владелец", ООО "Десятка", ООО "Пятнадцать", ООО "Одиннадцать", ООО "Семерка", ООО "Единица", ООО "Шестерка", ООО "Тринадцать", ООО "Тройка", ООО "Двойка", ООО "Четырнадцать", ООО "Четверка", ООО "Двенадцать", ООО "Пятерка", ООО "Девятка", ООО "Компания по управлению недвижимостью "Владелец-2", ООО "Компания по управлению недвижимостью "Владелец-Трейд", ООО "Кондор 3", ООО "Кондор 2", ООО "Аэропорт-Автопарковка";

Виктор Воропаев - ООО "Юридическая фирма "ИСК", ООО "Коробейник-2", ООО "Коробейник", ООО "Семья", ООО "СамГенСтрой";

Константин Ряднов - ООО "Зеленый мир", ООО "Самарская строительная компания", ООО "Эко-плюс", ООО "ЭкоРесурс";

Николай Чернышев - ООО "Авиаланч", ООО "Расип Трэвел", ООО "Монро", ООО "Жили-Были-3", ООО "Русская охота", ООО "Управляющая компания Аэропорт-Трейд-Холдинг", ООО "Частная пивоварня "Русская охота", ООО "Десерт-кафе-2", ООО "Десерт-кафе-3", ООО "Торговый дом "Жили-Были", ООО "Жили-Были-5", ООО Торгово-закупочная фирма "Жили-Были-3", ООО "Аршин", ООО "Кондор 3", ООО "Кондор 2", ООО Аэропорт-Автопарковка", ООО "Аэропаркинги";

Виктор Попов - ООО "Авто-1", ООО "Терминал-Сервис", ООО "ПСМ-строй", ООО "ИПРОСС", ООО "Полад-Клининг", ООО "ВИПКОЛОР", ООО "Полад-Пластик", ООО "Полад-ОМД", ООО "Позитив", ООО "Шарнирные соединения", ООО "ГОТЭ", ООО НПО "РУСПРОМ", ООО "Железный поток";

Читайте также: