Удостоверение на право обслуживания объектов ростехнадзора что это

Обновлено: 02.07.2024

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПЕРЕЧНЯ
НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ И НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ,
ОТНОСЯЩИХСЯ К СФЕРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ
(РАЗДЕЛ I "ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ, СТРОИТЕЛЬНЫЙ,
ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ НАДЗОР") П-01-01-2021

В соответствии с требованиями Инструкции о порядке информационного обеспечения деятельности Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденной приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 29 декабря 2007 г. N 927, приказываю:

1. Утвердить прилагаемый Перечень нормативных правовых актов и нормативных документов, относящихся к сфере деятельности Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (раздел I "Технологический, строительный, энергетический надзор") П-01-01-2021.

2. Признать утратившим силу приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 10 июля 2017 г. N 254 "Об утверждении Перечня нормативных правовых актов и нормативных документов, относящихся к сфере деятельности Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (раздел I "Технологический, строительный, энергетический надзор") П-01-01-2017".

Утвержден
приказом Федеральной службы
по экологическому, технологическому
и атомному надзору
от 02.07.2021 N 250

ПЕРЕЧЕНЬ
НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ И НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ,
ОТНОСЯЩИХСЯ К СФЕРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ

РАЗДЕЛ I
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ, СТРОИТЕЛЬНЫЙ, ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ НАДЗОР
П-01-01-21

Раздел I "Технологический, строительный, энергетический надзор" Перечня нормативных правовых актов и нормативных документов, относящихся к сфере деятельности Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - П-01-01-21), содержит сведения о нормативных правовых актах и нормативных документах по вопросам, отнесенным к компетенции Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзора) в сфере безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, промышленной безопасности, безопасности электрических и тепловых установок и сетей, безопасности гидротехнических сооружений, безопасности производства, хранения и применения взрывчатых материалов промышленного назначения, а также федерального государственного строительного надзора.

П-01-01-21 представляет собой информационно-справочный сборник, предназначенный для информирования должностных лиц Ростехнадзора, других федеральных органов исполнительной власти, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей о нормативных правовых актах и нормативных документах, действующих в установленной сфере деятельности Ростехнадзора по указанным выше вопросам.

П-01-01-21 разрабатывается и утверждается отдельно от раздела II "Государственное регулирование безопасности при использовании атомной энергии" Перечня нормативных правовых актов и нормативных документов, относящихся к сфере деятельности Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.

П-01-01-21 состоит из пяти частей. В первой части приведены сведения о законодательных актах Российской Федерации), во второй - об указах Президента Российской Федерации, в третьей - о постановлениях и распоряжениях Правительства Российской Федерации, в четвертой - о нормативных правовых актах и нормативных документах органов исполнительной власти Российской Федерации и СССР, в пятой - о межгосударственных документах, относящихся к сфере деятельности Ростехнадзора.

Часть четвертая состоит из подразделов каждый из которых кроме первого, содержит указания на документы в определенной сфере деятельности, осуществляемой на различных объектах. В подразделе первом указаны документы, общие для различных сфер деятельности и объектов в том числе документы, касающиеся организации деятельности в самом Ростехнадзоре.

При использовании П-01-01-21 необходимо учитывать не только документы специального характера, но и документы, являющиеся общими для различных сфер деятельности, опасных производственных объектов, объектов и работ, связанных с пользованием недрами, гидротехнических сооружений и других опасных объектов, объектов энергетики, которые уже приведены в подразделе 1, пунктах 2.1, 2.2, 2.7, 5.1.

Применять на обязательной или добровольной основе документы, указанные в П-01-01-21, необходимо в их последних действующих редакциях с учетом следующего:

1) согласно пункту 5 статьи 3 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации от 30.11.1994 N 51-ФЗ в случае противоречия указа Президента Российской Федерации или постановления Правительства Российской Федерации закону применяется соответствующий закон;

2) согласно пункту 1 статьи 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям:

защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;

охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;

предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей;

обеспечения энергетической эффективности и ресурсосбережения;

3) согласно статье 6 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" обязательными для применения (за исключением случаев осуществления проектирования и строительства в соответствии со специальными техническими условиями) являются национальные стандарты и своды правил, включенные в постановление Правительства Российской Федерации от 28.05.2021 N 815 "Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", и о признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 4 июля 2020 г. N 985";

5) согласно статье 15 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" при проведении проверки должностные лица Ростехнадзора не вправе проверять выполнение:

обязательных требований, если такие требования не относятся к полномочиям Ростехнадзора;

требований, установленных нормативными правовыми актами органов исполнительной власти СССР и РСФСР, а также требований нормативных документов, обязательность применения которых не предусмотрена законодательством Российской Федерации;

обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, не опубликованными в установленном законодательством Российской Федерации порядке;

6) согласно статье 15 Федерального закона от 31.07.2020 N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" при осуществлении государственного контроля (надзора) не допускается оценка соблюдения обязательных требований, содержащихся в нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, если они вступили в силу до 01.01.2020. Несоблюдение требований, содержащихся в указанных актах, не может являться основанием для привлечения к административной ответственности.

Устаревшие нормативные документы, которые содержат нормы, не соответствующие действующим законодательным и иным нормативным правовым актам, могут применяться только в части, не противоречащей этим актам.

I. ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993.

Законы Российской Федерации

2. "О государственной тайне" от 21.07.1993 N 5485-1.

3. "О недрах" от 21.02.1992 N 2395-1.

4. "Об ответственности за нарушение порядка представления государственной статистической отчетности" от 13.05.1992 N 2761-1.

Узнайте как работаем и отдыхаем из нашего производственного календаря на 2022 год .

Для контроля деятельности компаний, в том числе бюджетных структур, строительной, промышленной, энергетической направленности Ростехнадзором (Федеральной службой РФ по надзору за экологической, технологической, атомной деятельностью) осуществляются систематические проверки.

В компаниях какого профиля и что именно проверяет Ростехнадзор

  • земельные недра;
  • окисляющие или токсичные материалы;
  • взрывчатые вещества;
  • атомную энергию;
  • гидротехнические устройства;
  • тепловые, электрические промышленные установки, работающие при повышенном давлении;
  • грузоподъемные приспособления и механизмы.

Критерии проверки определяются с учетом вида деятельности конкретного предприятия, но общим для всех типов мероприятий являются:

  1. Проверка документации, связанной с использованием объектов повышенной опасности, полный список которой размещен в регламенте к приказу Ростехнадзора № 325 (25.07.2013). Приблизительный набор изучаемых документов включает:
    • учредительные (правоустанавливающие) документы по проверяемой компании;
    • материалы, отнесенные к промышленной безопасности, включая законодательные акты РФ;
    • документальное подтверждение имеющегося на производстве объекта повышенной опасности, его записи в госреестре;
    • разрешения, лицензии на использование, сертификаты по оборудованию, приборам, устройствам;
    • проектную документацию по опасному сооружению или устройству, касающуюся его реконструкции, консервации, ликвидации;
    • нормативные положения о правилах ведения работ;
    • журналы по оформлению пропусков, инструктажу (по ТБ), учету аварийных ситуаций;
    • экспертные заключения по диагностике оборудования, безопасности зданий и строений;
    • графики ремонта сооружений и оборудования, включая капитального;
    • соглашения с профессиональными структурами спасательно-аварийного профиля;
    • информацию о работниках, занятых на опасном производстве, в том числе подтверждающую их соответствие (профессиональное, медицинское) выполняемому виду работ;
    • соглашения о страховании риска (ответственности);
    • предписания Ростехнадзора ранее оформленные, а также подтверждения их исполнения.
  2. Осмотр опасного производственного объекта, направленный на удостоверение в его целостности и определение несоответствия требованиям норм безопасности. По результатам осмотра составляется акт (в 2 экземплярах), наличие которого должно отражаться в журнале по учету проверок.

На каком основании может проводиться надзорное мероприятие

Регламенты Ростехнадзора содержат указания причин (в зависимости от сферы деятельности компании), которые могут служить основаниями для проверки компании. К их числу относят:

  • официальные заявления от предприятий, планирующих занятие деятельностью, имеющей отношение к промышленной безопасности;
  • данные компаний о завершении капитального строительства объекта;
  • завершение установленного срока (12 месяцев) после выдачи разрешения на использование сооружения гидротехнического типа;
  • сведения, подтверждающие запись в государственном реестре и/или приемку в эксплуатацию сооружений или устройств, которые могут представлять опасность;
  • аварийные ситуации, несчастные случаи и подобные им происшествия на производствах, отнесенных к опасным;
  • заявления физических лиц или организаций, информирующие о несоблюдении нормативных актов и законодательства РФ, регулирующих сферу безопасности в промышленности;
  • получение организацией с опасными объектами доступа (разрешений) к техническим устройствам, эксплуатации пожароопасных, взрывоопасных объектов, к предоставлению услуг по обслуживанию/эксплуатации опасных объектов.

Варианты проверок Ростехнадзора

Виды установленных законодательно проверок (ФЗ № 294, 26.12.2008) разделяются по процедуре и причинам для ревизии.

В первом случае подразумеваются проверки документарные и выездные. Проверка документарная выполняется без поездки к месту расположения проверяемой организации. Компания получает официальный запрос о предоставлении документов по прилагаемому перечню с определением срока их предоставления и периода мероприятия.

Внимание! При выездном варианте проверки организация уведомляется не позже чем за 3 дня до начала проверки.

Инспектирующие сотрудники на месте изучают документы и фактическое состояние предметов повышенной опасности.

Во втором случае ревизии разделяются на плановые и внеплановые. Плановые мероприятия по законодательству разрешены не чаще одного раза в 3 года, за исключением предприятий ряда отраслей (к примеру, здравоохранение, образование), для которых применяется интервал между проверками меньшей продолжительности. Дата их проведения (после обязательного согласования с Генеральной прокуратурой) размещается на официальном сайте Ростехнадзора и доступна для ознакомления желающим.

Внеплановые мероприятия проводятся при получении контролирующим органом информации об угрозе жизнедеятельности граждан или окружающей среде, а также для контроля выполнения предписания, вынесенного ранее. Сведения о дате мероприятия на сайте проверяющей структуры не размещаются, но согласование с прокуратурой обязательно, кроме случаев возможной угрозы безопасности и жизни граждан. В подобных случаях Ростехнадзор лишь уведомляет органы прокуратуры о начале работ.

К сведению! Организация получает извещение о внеплановой проверке не позже чем за сутки (24 часа) до начала, но уведомлять проверяемых необязательно в ситуациях аварии, угрозы для людей или окружающего пространства.

Порядок ведения проверки

Распоряжение о ревизии выносится руководством территориального отделения Ростехнадзора и содержит список членов комиссии с указанием причин, условий, целей мероприятия, сроков и вида проверки, перечисление объектов ревизии. Сотрудники проверяющей структуры руководствуются документами, в числе которых законы № 294, № 116, регламент Минприроды РФ № 280 (3.10.2008).

До начала процедуры проверяющие предъявляют распоряжение и собственные служебные удостоверения руководству организации/замещающему его лицу.

Кстати! При отсутствии указанных документов ревизоры могут быть не допущены к документам и на территорию организации к объектам проверки.

Проверка с выездом сопровождается визуальным осмотром всех территорий, где фактически ведется деятельность организации, в том числе всех имеющихся филиалов или подразделений по разным адресам.

Инспекторами проверка начинается с документов, относящихся к объектам производства повышенной опасности. Данные, отнесенные к коммерческой тайне, также попадают в перечень проверяемого (при предъявлении отдельного запроса на доступ к закрытым сведениям). После изучения документов комиссия переходит к визуальному осмотру зданий и построек, оборудования и агрегатов.

Срок процедуры не может продолжаться больше 20 рабочих дней с возможностью продления периода на такой же срок в исключительных обстоятельствах (к примеру, при необходимости длительной экспертизы).

Действия инспекторов заканчиваются составлением акта по форме, утвержденной приказом Минэкономразвития РФ № 141 (30.04.2009). До подписания документа следует убедиться в соответствии всех сведений: даты, места, вида ревизии, оснований мероприятия, выявленных расхождений.

К сведению! При наличии в акте ошибочной информации представитель предприятия может потребовать их исправления. В случае отказа со стороны ревизора следует составить пояснительный документ с возражениями в срок до 15 дней после подписания акта о проверке.

По полученным результатам, отраженным в акте Ростехнадзора, руководство предприятия или ответственный исполнитель могут быть привлечены к административным мерам наказания с наложением штрафов согласно КоАП РФ (ст. 9). По некоторым нарушениям, в результате которых скончался человек, был нанесен тяжкий вред его здоровью или нанесен значительный ущерб окружающей среде, возможно привлечение к уголовной ответственности в рамках УК РФ (ст. 143, 216, 217, 269).

Рекомендуемые действия организации перед проверкой

Целью Ростехнадзора является подтверждение безопасности функционирования предприятия и охраны труда при использовании в производстве объектов опасного типа.

Доказательством соблюдения правил и норм служат соответствующие документы.

Поэтому при заполнении графиков, специальных журналов, при учете даты и итогов аттестаций, ведении инструкций следует проявлять высокую ответственность.

Тщательность и аккуратность при ведении документации требуется не только в период до проверки, а постоянно. Следует на постоянной основе отслеживать законодательные изменения по темам, касающимся обеспечения безопасности, своевременно переоформлять лицензии и иные разрешительные документы.

Постоянное внимание должно уделяться мониторингу состояния построек и установок, размещенных на опасном объекте, их работоспособности и диагностике. Своевременно должны производиться аттестации и обучение персонала, занятого выполнением работ на промышленном сооружении повышенной опасности.


Оставьте свои контактные данные, и наши специалисты свяжутся с вами для бесплатной консультации по лицензиям и разрешениям Ростехнадзора.


Консультация со специалистом

Подготовка документов для формирования пакета документов

Отправка в лицензирующий орган

Переписка с лицензирующим органом

Проверка документов в лицензирующем органе и инспекционная проверка

Оплата по договору юридических услуг

Остались вопросы? Заказать обратный звонок

Лицензия на осуществление деятельности повышенной опасности

Лицензия Ростехнадзора — это специальное разрешение, выдаваемое на осуществление деятельности повышенной опасности.

Лицензирующий орган — Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору и его территориальные подразделения в субъектах РФ, в частности: — Межрегиональное территориальное управление технологического и экологического надзора Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Северо-Западному федеральному округу; — Управление по технологическому и экологическому надзору Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Санкт-Петербургу и Ленинградской области и др.

Срок действия лицензии Ростехнадзора — от 3 лет до бессрочного срока.

Срок оформления лицензии Ростехнадзора

Срок оформления лицензии Ростехнадзора и (или) разрешения Ростехнадзора — зависит от вида лицензии или разрешения и имеющихся документов, наличия оборудования и т.д. В случае, если вы не можете ждать, мы готовы предоставить готовую фирму с лицензией Ростехнадзора.

Стоимость лицензии Ростехнадзора и (или) разрешения от Ростехнадзора:

Стоимость услуг по сопровождению получения лицензии Ростехнадзора и (или) разрешения зависит от вида лицензии Ростехнадзора и (или) вида разрешения Ростехнадзора, а также имеющихся документов, технической базы. Стоимость определяется специалистами нашей фирмы после ознакомления с перечнем документов, списком имеющегося оборудования.

Лицензии, выдаваемые Ростехнадзором с 2012 года:

Компания РИНФИН проконсультирует вас по возникшим вопросам, поможет в сборе и проверке пакета документов для оформления лицензии

Лицензии Ростехнадзора, выдаваемые Территориальными управлениями по техническому и экологическому надзору по федеральным округам:

  • Лицензия на эксплуатацию взрывопожароопасных производственных объектов.
  • Лицензия на эксплуатацию химически опасных производственных объектов.
  • Лицензия на эксплуатацию производства маркшейдерских работ
  • Лицензия в области взрывчатых материалов промышленного назначения.

Лицензии Ростехнадзора, выдаваемые Межрегиональными территориальными управлениями по надзору за ядерной и радиационной безопасностью:

  • Лицензия на размещение, сооружение, эксплуатацию и вывод из эксплуатации ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилищ радиоактивных отходов.
  • Лицензия на обращение с ядерными материалами и радиоактивными веществами, в том числе при разведке и добыче урановых руд, при производстве, использовании, переработке, транспортировании и хранении ядерных материалов и радиоактивных веществ.
  • Лицензия на обращение с радиоактивными отходами при их хранении, переработке, транспортировании и захоронении.
  • Лицензия на использование ядерных материалов и/или радиоактивных веществ при проведении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.
  • Лицензия на проектирование и конструирование ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилищ радиоактивных отходов.
  • Лицензия на конструирование и изготовление оборудования для ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилищ радиоактивных отходов.
  • Лицензия на проведение экспертизы проектной, конструкторской, технологической документации и документов, обосновывающих обеспечение ядерной и радиационной безопасности ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилищ радиоактивных отходов, деятельности по обращению с ядерными материалами, радиоактивными веществами и радиоактивными отходами.

До 2012 года Ростехнадзор выдавал следующие лицензии:

  1. Лицензия на размещение, сооружение, эксплуатацию и вывод из эксплуатации ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилищ радиоактивных отходов;
  2. Лицензия на обращение с ядерными материалами и радиоактивными веществами, в том числе при разведке и добыче урановых руд, при производстве, использовании, переработке, транспортировании и хранении ядерных материалов и радиоактивных веществ;
  3. Лицензия на обращение с радиоактивными отходами при их хранении, переработке, транспортировании и захоронении;
  4. Лицензия на использование ядерных материалов и (или) радиоактивных веществ при проведении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;
  5. Лицензия на проектирование и конструирование ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилищ радиоактивных отходов;
  6. Лицензия на конструирование и изготовление оборудования для ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилищ радиоактивных отходов;
  7. Лицензия на проведение экспертизы проектной, конструкторской и технологической документации, а также документов, обосновывающих обеспечение ядерной и радиационной безопасности ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилищ радиоактивных отходов, деятельности по обращению с ядерными материалами, радиоактивными веществами и радиоактивными отходами;
  8. Лицензия на эксплуатацию химически опасных производственных объектов;
  9. Лицензия на проведение экспертизы промышленной безопасности;
  10. Лицензия на производство маркшейдерских работ;
  11. Лицензия на производство взрывчатых материалов промышленного назначения в части, касающейся деятельности по производству взрывчатых материалов, используемых при ведении взрывных работ в местах их применения;
  12. Лицензия на хранение взрывчатых материалов промышленного назначения в части, касающейся деятельности по хранению, осуществляемой организациями, производящими взрывчатые материалы на стационарных пунктах изготовления и в местах применения, ведущими взрывные работы, а также использующими взрывчатые материалы в научно-исследовательских, учебных и экспериментальных целях;
  13. Лицензия на применение взрывчатых материалов промышленного назначения в части, касающейся деятельности по применению взрывчатых материалов организациями, ведущими взрывные работы на гражданских объектах;
  14. Лицензия на распространение взрывчатых материалов промышленного назначения, изготавливаемых в местах их применения и используемых при ведении взрывных работ;
  15. Лицензия на эксплуатацию тепловых сетей (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя); (с 30 сентября 2010 года полномочия по лицензированию в данной сфере переданы Росприроднадзору).

Разрешения, выдаваемые Ростехнадзором

Проконсультируем по документации, необходимой для лицензии Ростехнадзора

  1. Разрешение на право ведения работ в области использования атомной энергии работникам объектов использования атомной энергии;
  2. Разрешение применение конкретных видов (типов) технических устройств на опасных производственных объектах;
  3. Разрешение эксплуатацию поднадзорных гидротехнических сооружений;
  4. Разрешение выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду и на вредные физические воздействия на атмосферный воздух;
  5. Разрешение трансграничное перемещение отходов, озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции;
  6. Разрешение ввоз в Российскую Федерацию, вывоз из Российской Федерации и транзит через территорию Российской Федерации ядовитых веществ;
  7. Разрешение применение взрывчатых материалов промышленного назначения и на ведение работ с указанными материалами;

Правовое регулирование:

Перечень документов для получения лицензии Ростехнадзора и (или) разрешения Ростехнадзора:

Перечень необходимых документов для получения юридическим лицом - организацией или предприятием лицензии Ростехнадзора и (или) разрешения Ростехнадзора:

Перечень необходимых документов для получения индивидуальным предпринимателем лицензии Ростехнадзора и (или) разрешения Ростехнадзора:

  1. Свидетельство о присвоении ОГРНИП и все свидетельства ГРНИП (нотариально заверенная копия);
  2. Свидетельство о присвоении ИНН (нотариально заверенная копия);
  3. Уведомление о постановке на учёт индивидуального предпринимателя (ИП) в налоговом органе (нотариально заверенная копия);
  4. Письмо из Госстата (Ростата) о присвоении кодов статистики (нотариально заверенная копия);
  5. Выписка из ЕГРИП (сделана не позднее 1,5 месяцев) (нотариально заверенная копия);
  6. Копия диплома ИП (нотариально заверенная копия);
  7. Копии дипломов специалистов (если есть, ксерокопии);
  8. Копии паспортов и трудовых книжек специалистов (если есть, ксерокопии);
  9. Паспорт индивидуального предпринимателя (ИП) - все страницы (нотариально заверенная копия);
  10. Реквизиты индивидуального предпринимателя (ИП), контактные телефоны;
  11. Имеющаяся лицензия (при продлении, дополнении, изменении видов, смене бланка и т.д.);
  12. Отзывы (при продлении, дополнении, изменении видов, смене бланка и т.д.- если есть возможность такие отзывы получить);
  13. Платежные документы на оплату госпошлин;
  14. Перечень документов, указанный выше, является базовым. В зависимости от вида лицензии, к соискателю лицензии Ростехнадзора или разрешению Ростехнадзора, предъявляются дополнительные требования и соответственно необходимость предоставления дополнительного перечня документов.

Консультация по получению лицензии Ростехнадзора

Подробную информацию по порядку получения лицензий Ростехнадзора, а также стоимости юридического сопровождения в получении данных лицензий вам предоставят наши специалисты

ОТ: просто и понятно

Если вашу организацию проверяет Ростехнадзор, важно знать, какие права и обязанности есть у инспекторов. Это поможет грамотно отстоять свою точку зрения, избежать незаконного предписания и штрафа. Разберемся, на что обратить внимание при проверке.

Какие права у инспектора Ростехнадзора

При проверке инспектор Ростехнадзора должен руководствоваться определенным перечнем документов.

3. Административным регламентом, утвержденным приказом Минприроды России от 30 октября 2008 г. № 280. Он определяет сроки и порядок проведения проверок инспекторами Ростехнадзора на ОПО, а также порядок взаимодействия представителей Ростехнадзора и проверяемых организаций.

Кроме того, по каждому конкретному виду надзора применяются административные регламенты. Например, при проверках в рамках энергетического надзора применяются регламенты по энергосбережению, энергоэфективности и т. д.

Инспекторы Ростехнадзора при исполнении должностных обязанностей имеют право:

  • посещать поднадзорные организации;
  • знакомиться с необходимыми документами;
  • проверять правильность проведения технических расследований инцидентов на ОПО;
  • выдавать предписания об устранении выявленных нарушений;
  • давать в пределах своих полномочий указания в области промышленной безопасности, в том числе о необходимости осуществления экспертизы промышленной безопасности;
  • давать указания о выводе людей с рабочих мест в случае угрозы жизни и здоровью работников;
  • привлекать к административной ответственности лиц, виновных в нарушениях, и направлять в правоохранительные органы материалы об их привлечении к уголовной ответственности.


Какие ошибки допускают инспекторы при проверках

Инспекторы Ростехнадзора могут допускать ошибки во время проверки. Например:

1. В распоряжении о проверке указано одно лицо, а проверку осуществляет другое. В этом случае работодатель вправе отказать инспектору в допуске на предприятие. Если же распоряжение о проверке оформлено на нескольких сотрудников, а прибыл только один – оснований для отказа в проведении проверки нет.

2. Проверку проводят в отсутствие руководителя или его законного представителя, что недопустимо и является достаточным основанием для отказа в проверке. Кроме случаев внеплановой проверки при угрозах жизни, здоровью людей и окружающей среде, а также авариях.

3. Если внеплановая проверка проводится по ранее выданному предписанию, то контрольные мероприятия не должны выходить за его рамки.

4. Не все знают, что работодатель обязан представить документы для проверки в течение 10 дней после получения мотивированного запроса (п. 5 ст. 11 Закона № 294-ФЗ). Часто инспекторы сокращают этот срок по каким-либо причинам, но он установлен законодательно.

5. Инспектор требует нотариально заверить копии представленных для проверки документов, что неправомерно. Указанные в запросе документы представляются в виде копий, заверенных печатью (при ее наличии) и подписью руководителя организации (п. 6 ст. 11 Закона № 294-ФЗ). Документы можно предъявить в электронной форме.

6. За проверку взимается плата. Это грубое нарушение, потому что контрольные мероприятия являются бесплатными. Работодатель должен оплатить только экспертизы, анализы, если их необходимо проводить в ходе проверки.

Подмеченные ошибки инспектора можно использовать для обжалования выписанного предписания или постановления об административном правонарушении.

Какие права у работодателя

Нельзя запрещать инспектору доступ на территорию или к документам. При этом работодателю лучше присутствовать при проверке, чтобы получать разъяснения по возникшим вопросам и ознакомиться с результатами. Сразу по окончании проверки составляется акт в двух экземплярах. Один остается у работодателя, второй – у инспектора. При наличии Журнала учета проверок инспектор делает в нем запись о прошедшем контрольном мероприятии.

Если инспектор неверно трактует нормативные акты, ошибается в оформлении документов по итогам проверки, работодатель может высказать свои замечания непосредственно в ходе проверки либо обжаловать действия инспектора у вышестоящего руководства. Также работодатель имеет право мотивированно отказаться от подписи акта. Но отказ особого смысла не имеет. В этом случае инспектор направит акт заказным письмом с уведомлением о вручении.

Запомните главное

1. Инспектор Ростехнадзора вправе проверять предприятие только при наличии распоряжения о проверке на его имя.

2. Проверка проводится только в присутствии руководителя предприятия или его представителя. За исключением случаев, когда есть угроза жизни и здоровью людей, окружающей среде или существует риск аварии.

3. Проверка не может выходить за рамки вопросов, указанных в распоряжении о проверке или ранее выданном предписании.

4. Ошибки инспектора можно использовать для обжалования выписанного предписания или постановления об административном правонарушении.


1. В течение какого времени проводится аттестация специалистов по правилам безопасности?
Мы поможем аттестовать специалистов в Центральной аттестационной комиссии Ростехнадзора по правилам промышленной безопасности в течение 7 рабочих дней.

2. Подскажите, что в себя включает экспертиза промышленной безопасности?
Экспертиза промышленной безопасности включает в себя:

  • экспертизу проектной документации на строительство, расширение, реконструкцию, техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта;
  • экспертизу технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте;
  • экспертизу зданий и сооружений на опасном производственном объекте;
  • экспертизу деклараций промышленной безопасности;
  • экспертизу иных документов, связанных с эксплуатацией опасных производственных объектов.

3. Проводится ли экспертиза промышленной безопасности на технических устройствах, не подлежащих регистрации в органах Гостехнадзора?
Технические устройства, не подлежащие регистрации, но находящиеся на опасном производственном объекте, также подлежат регистрации в Гостехнадзоре.

Для сертификации импортного оборудования и технических устройств дополнительно необходимо:
Инструкция по эксплуатации;
- Паспорт на оборудование (при наличии);
- Сертификат международного образца (копия);
- Доверенность от производителя на поставщика или копия контракта на поставку.
Вся иностранная документация должна быть на русском языке.

7. Для какого оборудования сертификация обязательна требованиями Госстандарта?
Со всем перечнем продукции вы сможете ознакомиться в Номенклатуре продукции, в отношении которой законодательными актами РФ предусмотрена обязательная сертификация.

Наша компания поможет Вам оформить сертификаты ГОСТ Р на следующее оборудование:
- сосуды под давлением, парогенераторы, теплогенераторы;
- горелки газовые и жидкотопливные (желательно вместе с теплогенераторами);
- трубопроводы пара и горячей воды, технологические трубопроводы, запорная арматура, и т.д.;
- компрессорное оборудование, ресиверы, пароподогреватели;
- краны, задвижки, фланцы, уплотнители и т.д.;
- барокамеры, ёмкости стальные, котлы-утилизаторы;
- печи (неметаллургические), печные блоки и сушилки;
- датчики, контроллеры, системы КИПа и автоматики.

8. Предприятие имеет лицензию Госгортехнадзора на эксплуатацию опасных производственных объектов (котельная), требуется ли получение разрешения на обслуживание котельной?
На обслуживание котельной разрешение не требуется. Но вам потребуется разрешение Ростехнадзора на применение технических устройств, входящих в состав котельной.

9. Наше предприятие находится в Санкт-Петербурге и занесено в Федеральный реестр, как опасный производственный объект. В настоящее время мы готовим проект нормативов предельно допустимых выбросов веществ в атмосферный воздух. Кто выдает разрешение на выбросы в атмосферу, МТУ Ростехнадзора по СЗФО или Ростехнадзор Москва?
Согласование проекта предельно допустимых выбросов ПДВ согласовывается по месту регистрации предприятия, то есть в вашем петербургском отделении Ростехнадзора.

10. Возможна ли сертификация оборудования, если оно более 2 лет было в эксплуатации?
Для более корректного ответа на Ваш вопрос необходимо описание оборудования. Но обычно б/у оборудование не сертифицируется. По желанию заказчика можно оформить отказное письмо или сертификат по настоянию клиента.

11. Нужны ли лицензии Ростехнадзора на такой вид деятельности, как монтаж и эксплуатация лифтового оборудования в жилых и промышленных помещениях?
Такой вид деятельности РД 03-09-2004 (Инструкцией по организации лицензирования видов деятельности в соответствии с Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности" в центральном аппарате Ростехнадзора) не предусмотрен.

12. Какие разрешения и лицензии Госгортехнадзора нужно получить, чтобы использовать в производстве емкости для хранения серной и азотной кислоты?
Вам будет необходимо, во-первых, зарегистрировать в Ростехнадзоре химически опасный производственный объект. Во-вторых, оформить лицензию Госгортехнадзора на эксплуатацию химически опасного производственного объекта и, в-третьих, оформить в Ростехнадзоре Разрешение на применение емкостей для хранения кислот.

13. Разъясните, пожалуйста, в каких случаях проводится экспертиза промышленной безопасности проекта взрывных работ при сейсморазведке.
Экспертиза промышленной безопасности проекта взрывных работ при сейсморазведке проводиться в соответствии с ПБ 13-407-01, п.п. 6;7;21 раздела VI (то есть для сложных условий ведения ВР и в работах водных бассейнов).

14. Расскажите подробнее про стандарты ИСО 9000 (ISO 9000).
Стандарты серии ИСО 9000 (ISO 9000) - это стандарты по формированию Системы Менеджмента Качества, применяемые к любой области экономики и распространяющиеся на предприятия с любыми видами деятельности.
Стандарты семейства ИСО 9000 (ISO 9000) разработаны Международной организацией по стандартизации (ISO - International Organization for Standardization) и обобщили в себе весь мировой опыт по разработке систем качества. В силу своей универсальности эти стандарты считаются самыми популярными в мире и занесены в книгу рекордов Гиннеса.
В России стандарт ISO 9001:2000 принят за основу национального стандарта по качеству ГОСТ Р ИСО 9001-2001 и полностью ему соответствует.
Стандарты серии ИСО 9000 (ISO 9000) включают в себя следующие составляющие:
- ISO 9000:2000 (ГОСТ Р ИСО 9000-2001) - Основные положения и словарь
- ISO 9001:2000 (ГОСТ Р ИСО 9001-2001) - Требования. Минимально необходимый набор требований к системам менеджмента качества
- ISO 9004:2000 (ГОСТ Р ИСО 9004-2001) - Рекомендации по улучшению деятельности
- ISO 19011:2000 (ИСО/ПМС 19011:2002) - Рекомендации по аудиту систем менеджмента качества
- ISO 10012 Обеспечение качества измерительного оборудования

15. Поясните, что может стать объектом экспертизы промышленной безопасности?
Объектами экспертизы могут являться:
- проектная документация на строительство, расширение, реконструкцию, техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта;
- технические устройства, применяемые на опасном производственном объекте;
- здания и сооружения на опасном производственном объекте;
- декларации промышленной безопасности;
- иные документы, связанные с эксплуатацией опасных производственных объектов.

16. Необходимо ли обучать и аттестовать по промышленной безопасности директора предприятия, если главный инженер уже обучен и аттестован?
Аттестационные комиссии организаций создаются приказом или распоряжением руководителя организации. Аттестация руководителей и специалистов в области промышленной безопасности производится таким образом, члены аттестационных комиссий организаций должны быть аттестованы в комиссиях Ростехнадзора.
В Вашем случае аттестован лишь главный инженер – один член аттестационной комиссии организации. Этого не достаточно (п.8.1 ПБ 03-517-02).

17. В какие минимальные сроки вы оформляете лицензии Ростехнадзора РФ на право проведения экспертизы промышленной безопасности опасных производственных объектов.
Для срочного предоставления документов на участие в тендерах или проведения неотложных работ по диагностике производственного оборудования мы разработали вариант ускоренного получения лицензии на право проведения экспертизы промышленной безопасности опасных производственных объектов. Теперь Вы сможете получить лицензию всего за 7 рабочих дней. Подробности узнайте у консультантов по телефону (495) 995 95 29.

19. Необходима ли нашей организации аттестация по правилам безопасности, если мы занимаемся сервисным обслуживанием и ремонтом котельного оборудования?
Аттестация по правилам безопасности необходима:
1. Организациям, эксплуатирующим опасные производственные объекты
2. Организациям, осуществляющим ремонт, монтаж, пусконаладку оборудования на опасных производственных объектах
3. Специалистам, занимающимся разработкой проектной документации на строительство, расширение, реконструкцию, техническое перевооружение, консервацию, ликвидацию опасного производственного объекта, а также иной документации
4. Специалистам экспертных организаций
5. Специалистам лабораторий неразрушающего контроля
6. Сотрудникам организаций, занимающихся изготовлением и контролем качества изготовления оборудования для опасных производственных объектов.
В вашем случае аттестация необходима (см. п. 2).

21. Подскажите, сколько стоит оформить лицензии Ростехнадзора?
Стоимость оформления лицензии Ростехнадзора зависит от количества видов деятельности и их сложности согласно Классификатору видов работ, подлежащих лицензированию. Помимо платежей в ФЛЦ за каждый вид, также необходимо оформить удостоверения повышения квалификации на Ваших сотрудников. Таким образом, ответить на этот вопрос, не имея полной информации, очень сложно. Мы порекомендовали бы связаться со специалистами нашей компании для получения более подробной консультации.

24. После сдачи документов на получение лицензии Ростехнадзора в течение какого времени мне обязаны выдать лицензию?
Общий срок рассмотрения лицензионных материалов всеми ответственными исполнителями не должен превышать 40 рабочих дней. По результатам рассмотрения лицензионных материалов в Управление методологии и организации представляется завизированный всеми ответственными исполнителями проект приказа о предоставлении лицензии или об отказе в предоставлении лицензии.
Данный срок регламентирован Инструкцией по организации лицензирования видов деятельности в соответствии с Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности" в центральном аппарате Ростехнадзора (приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 26.08.04 N 13 (РД-03-09-2004).

25. Подскажите, пожалуйста, какие документы требуются для оформления лицензии на применение взрывчатых материалов промышленного назначения?
Для оформления лицензии на применение взрывчатых материалов промышленного назначения Ростехнадзор установил следующий перечень документов:
– Учредительные документы, нотариально заверенные копии;
– Список специалистов (предоставляется с копиями дипломов и протоколов аттестации по знаниям правил промышленной безопасности);
– Экспертиза промышленной безопасности документации, связанной с эксплуатацией опасного производственного объекта.
В случае отсутствия экспертизы, для её проведения желательно предоставить: техническое описание деятельности организации, сведения о контроле качества, информацию об ответственных лицах.

26. Подскажите, какой перечень документов надо предоставить в Ростехнадзор для получения лицензии на хранение взрывчатых материалов промышленного назначения?
Для того, чтобы получить лицензию на хранение взрывчатых материалов промышленного назначения Вам надо предоставить следующий перечень документов:
- Учредительные документы, нотариально заверенные копии;
- Список специалистов (предоставляется с копиями дипломов и протоколов аттестации по знаниям правил промышленной безопасности);
- Книжки взрывников.

28. Нужно ли сотрудникам нашей компании, работающим на сварочном оборудовании заново проходить аттестацию при работе на объектах находящихся в других городах на территории России?
Согласно Правилам аттестации сварщиков и специалистов сварочного производства ПБ 03-273-99 в пункте 2.8 сказано: Кандидаты, претендующие на присвоение уровня профессиональной подготовки, имеют право обращаться в любой аттестационный центр. Аттестационные удостоверения, выдаваемые центрами аттестованным сварщикам и специалистам сварочного производства действительны на всей территории России.

29. Оказывает ли ваша компания услуги по оформлению разрешения на применение и какие документы нужно предоставить?
Да, мы оказываем услуги по оформлению разрешения на применение. Для оформления разрешения на применение вам нужно предоставить следующие документы:
- Акт и протокол приёмочных испытаний;
- Технические условия;
- Сертификат соответствия требованиям промышленной безопасности;
- Заключение экспертизы промышленной безопасности о возможности применения технического устройства. В случае отсутствия экспертизы, стоимость и срок оформления зависят от сложности технического устройства;
- Техническую документацию (включает методику проведения контрольных испытаний (проверок) этого устройства и его основных узлов, ресурс и срок эксплуатации, условия и требования условий безопасной эксплуатации, порядок технического обслуживания, ремонта и диагностирования).

30. Какие знания и в каком объёме проверяются у специалистов при аттестации в области промышленной безопасности? И нужно ли проходить аттестацию руководителю организации?
Аттестация руководителей и специалистов в области промышленной безопасности проводится в объёме соответствующем должностным обязанностям и установленной компетенции.
При аттестации в области промышленной безопасности проводится проверка знаний:
- Требований промышленной безопасности, установленных федеральными законами, законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации по общим вопросам промышленной безопасности.
- Нормативных правовых актов и нормативно-технических документов в области промышленной безопасности по специальным вопросам, отнесённым к компетенции аттестуемого.

Читайте также: