Что такое профессиональный имидж специалиста

Обновлено: 16.05.2024

Существует четыре измерения имиджа:

§ визуальный имидж. Формирует внешний образ и является очень важным, т.к. все-таки человека встречают по одежке. Сюда же относятся жесты и мимика.

§ вербальный имидж. Искусство общения.

§ контекстный имидж. То, что окружает: круг общения, определенная среда, ситуация в стране и в мире;

§ событийный имидж. Нормативно-этическая сторона поведения, репутация

Для того, чтобы определить идеальный благоприятный имидж PR специалиста, определим для начала, в чем заключается суть этой профессии. Можно с уверенностью сказать, что специалисты по связям с общественностью, прежде всего, специалисты разного рода коммуникаций. Они организуют пресс-конференции и другие мероприятия с журналистами, участие первых лиц организации в светских и протокольных мероприятиях и многое другое. Они занимаются решением самых разных проблем и вопросов, связанных с формированием имиджа и репутации компании, и одновременно с этим являются лицом компании в глазах общественности.

Разберем подробней измерения имиджа:

§ Визуальное измерение имиджа

Переходя к конкретным элементам одежды PR специалиста, хочется отметить, что любой специалист должен выглядеть соответствующе. А если специалист является лицом компании, как в нашем случае, то это для него должно быть на первом месте. Костюм должен быть деловым (жакет, брюки, юбка, блуза или рубашка) и в то же время отвечать требованиям дресс-кода определенной организации. Прическа – аккуратная, стильная. Макияж, маникюр – в меру. При выборе цветовой гаммы необходимо знать особенности восприятия цвета. Например, серый – цвет стабильности, синий - уверенности в себе. Ни в коем случае не нужно выбирать для себя костюм, если есть сомнения в вопросе его восприятия другими людьми.

§ Вербальное измерение имиджа

§ Контекстное измерение имиджа

Задача специалиста по PR - разработка, создание и поддержка определенного имиджа. Заказчиком может быть как один человек, так и целая фирма. Большой разницы в технологиях нет. Главное - определить сферу влияния. То есть общественную группу, в расчете на которую будет проводиться PR-кампания. После чего можно начинать "атаку". В первую очередь - через средства массовой информации. Конечно, задачи специалиста по PR не ограничиваются общением со средствами массовой информации. Это - только часть работы, пусть даже занимающая очень много времени.

Любую PR-акцию требуется прежде всего спланировать, продумать, обсудить с заказчиком. В одном случае достаточно лишь напомнить о его фирме, разместив несколько статей в газетах. В другом - потребуется дополнительно провести пресс-конференцию с последующим пышным фуршетом. А заодно проконсультировать клиента: как одеться, что говорить, как держаться и пр.

Одно из важнейших качеств пиарщика – креативность. Современный потребитель избалован рекламой, и для того чтобы привлечь внимание к своему проекту или компании, PR-менеджерам приходится придумывать как можно более нестандартные и неожиданные ходы. Удивить, рассмешить или шокировать – значит, заинтересовать, а именно этого и добиваются пиарщики.

§ Событийное измерение имиджа

Современный PR-специалист прежде всего должен быть лидером, наделенным активностью, общей нацеленностью на успех. Важную роль должны играть в этом приемы имиджирования, которые, прежде всего, необходимо использовать применительно к самим себе. Нельзя забывать, что подготовка специалистов по связям с общественностью помогает осознать себя как личность, найти свое место и роль в обществе, развить потребности в непрерывном образовании.

В реальной практике не имеется никаких определенных стандартов оценки годности человека для работы в должности PR-специалиста, но желательно все же наличие гуманитарного образования. Поэтому PR-специалисты — это, как правило, бывшие журналисты, социологи, психологи и т.д. Иногда — это бывшие работники рекламных агентств. Основные требования, предъявляемые к кандидату, — это способность ясно и четко выражать мысли как в устной, так и в письменной форме, коммуникабельность, энергичность, наличие творческого потенциала и энтузиазма, уверенность в себе, умение работать в команде. Также могут потребоваться знания в той конкретной области предпринимательства, в которой специализируется предприятие. Новички обычно начинают работу в качестве помощника PR-специалиста. Они ведут PR-архив предприятия, собирают информацию для текстов речей и брошюр. Накопив опыт, они могут уже самостоятельно писать тексты выпусков новостей, речей и статьи для публикации, оказывать помощь PR-специалисту в реализации PR-программ, разработанных PR-менеджером. Специалисты же должны иметь, по крайней мере, трехлетний опыт работы в данной области и пройти внутреннюю аттестацию.

Определяя профессиональные знания PR специалиста, можно выделить следующие:

• Основы рыночной экономики, предпринимательства и ведения бизнеса.

• Общая методология PR.

• Место PR-подразделения в структуре предприятия.

• Методы определения целевых аудиторий.

• Основные PR-средства (средства массовой информации, корпоративный бюллетень, ассоциации, антураж, информация и т.д.).

• Принципы планирования PR, PR-кампаний.

• Методы организации и проведения PR-кампаний.

• Структура и функции средств массовой информации.

• Методика работы со средствами массовой информации.

• Основные принципы клиентского PR, внутрикорпоративного PR, кризисного PR, иных видов PR.

• Основные принципы работы с конкурентной средой.

• Законодательство о рекламе, о средствах массовой информации.

• Компьютерные технологии и программное обеспечение по автоматизированной обработке информации (текстов, базы данных и т.д.).

• Основы этики, социологии, психологии, филологии.

• Правила ведения деловой переписки.

• Состав информации, являющейся государственной, служебной и коммерческой тайной, порядок ее защиты и использования.

Немаловажную роль в формировании репутации PR специалиста играют этические нормы. Среди наиболее известных профессиональных этических кодексов в связях с общественностью являются Кодекс IPRA (1961 год), Афинский Кодекс (1965 год), Кодекс CERP (1978 год), Профессиональная хартия Международного комитета ассоциаций PR-консультантов (1991 год), Минимальные стандарты качества (1997 год), Российский Кодекс профессиональных и этических принципов в области PR (2001 год).

Сравнивая содержание этих кодексов, можно сказать, что существенных различий в них нет. Одни лишь дополняют или конкретизируют определенные пункты, освещенные в других кодексах. Например, в Минимальных стандартах качества в приведены четыре категории МСК. Первая – это процесс PR-деятельности. Вторая – методики, которыми должен владеть PR-специалист. Третья – исполнение, т.е. то, как предоставляются услуги. Четвертая – персональные навыки работников PR-служб.

Онтологическая модель профессионального имиджа

Попова Виктория Владимировна,

ассистент кафедры социальных коммуникаций Мариупольского государственного университета.

Исследование структуры и моделей имиджа профессии как набора определенных характеристик субъекта-профессионала развивались в областях психологии – в контексте исследования онтогенеза личности, изучения мотивации ее поступков, формирования характера, творческих и аналитических качеств, процесса профессионального самоопределения в период оптации т.п. ( Е.А. Климов, М.В. Гомез, В.С. Герасимова, Г.Г. Горелова, Л.М. Орлова , Д.И. Фельдштейн, А.А. Сорокоумова, Е.Ф. Зеер, И.С. Кон, В.С. Лукина, А.Н. Разумникова, А.А. Бирюкова, А.А. Калюжный, А.А. Кононенко, Н.А. Мазоренко, Т.В. Скрипаченко, Н.М. Шкурко), педагогики – в исследованиях формирования необходимых черт и соответствующего видения своей профессии в процессе получения профессионального образования (Л. Ковальчук, А.А. Межерицкий, Н.А. Гайдук, М.А. Сперанская-Скарга, В. Борисов и Я. Бобылева, В.А. Гладуш и А.Л. Лобойко, К.Е. Гусарова, Ю.В. Дзядевич, Т.Я. Долгая, Н.В. Курбет, А.А. Сердюкова, В.М. Тимошенко, Н. Чипиленко и др.), социологии – в контексте становления социологии образования и социологии труда как отдельных отраслей науки, при изучении процесса социализации личности ( Д.Л. Любенко, О.Л. Яковлева, Н.Г. Янова и др.), и, конечно, социальных коммуникаций (реклама, паблик рилейшнз, журналистика) – в разработках политического имиджа (А. Шинкарук, В. Кривошеин, Г. Почепцов и др.), имиджа сотрудника СМК (А. Кияшко, В. Костюк, Т. Захарс, В. Маргалик и др.), рекламного имиджа (Г.И. Коханенко).

Цель исследования: выявить и проанализировать различные подходы к определению структуры профессионального имиджа и на ее основе разработать его онтологическую модель. Предметом является профессиональный имидж как целостный образ-стереотип, сформированный в индивидуальном и групповом сознании, отражающий основные характеристики определенной профессии; объект – структурные элементы профессионального имиджа, составляющие его целостную модель.

Главным при проведении исследования было применение междисциплинарного подхода, что позволило расширить понимание категории профессионального имиджа; использованы методы анализа документов и обобщения полученных данных, формально-логические, системный и компаративный методы, элементы моделирования.

Профессиональный имидж – понятие синтетическое. Исследователи подходят к рассмотрению его структурных элементов на нескольких уровнях, которые детерминируются выбором предмета и цели исследования, а также особенностями применения полученных результатов.

В подтверждение этого суждения может выступить рассмотрение структуры профессионального имиджа, которую составляют различные характеристики личности-профессионала, вместе формирующие обобщенный образ-имидж. Так, Е.Н. Русская выделяет три основных компонента в структуре имиджа человека-профессионала:

- визуальный образ (костюм, прическа, пластика, мимика, голос),

- внутренний образ (темперамент, настроение, личные качества),

- менталитет (духовная практика, интеллект) (Русская Е.Н.).

Другие компоненты в структуре имиджа выделяет В. Бойко:

1) аудиовизуальную культуру личности (речь, манера держаться, одежда, прическа, соответствующие ожидания большинства или соответствующей группы людей),

2) стиль поведения (профессиональный, интеллектуальный, моральный, эмоциональный, коммуникативный, эстетический, этический),

3) внутреннюю философию, систему ценностей человека (жизненные установки, нравственное кредо, систему отношений), что накладывает отпечаток на внешность и манеру поведения,

4) атрибуты, подчеркивающие статус и привычки личности (обстановка офиса, автомобиль),

М. Удальцова включает в структуру имиджа обычные и специально созданные качества личности: профессионализм, компетентность, надежность, гуманитарную грамотность, компетентность в области психотехнологий (Бойко В.). Л.И. Попова в структуре имиджа выделяет как визуальный, то есть зрительный, так и образ мышления, действий, поступков. По ее мнению, в структуре имиджа важную роль играет пространство жизнедеятельности и образ жизни, что влияет на имидж в целом. Имидж образа жизни – это то, как окружающие воспринимают поведение и характер личности, ее моральное убеждение и принципы (Попова Л.И.).

Интересна точка зрения В. Шепеля, который выделяет три группы качеств, которые определяют индивидуальный имидж (Шепель В.М.):

2) характеристика личности как следствие ее образования и воспитания. Это моральные ценности, психическое здоровье, владение набором человеческих технологий, таких как межличностное общение, предупреждения и разрешения конфликтов,

3) характеристики личности, которые определяются ее жизненным и профессиональным опытом. Такой взгляд на структуру профессионального имиджа свидетельствует о том, что он, представляя собой систему взаимосвязанных характеристик специалиста, становится средством решения личных и профессиональных проблем.

Мы попытались, обобщив существующие подходы к структуре профессионального имиджа, подробно изучив все его структурные элементы, обнаруженные в литературе и добавив собственные наблюдения, разработать его онтологическую модель, которая представлена на рисунке 1.


Рис. 1. Онтологическая модель профессионального имиджа.

6. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. – М.: Академия, 2004. – 304 с.

7. Колосок С.В. Формування іміджу установи в системі державного управління / С.В. Колосок // Актуальні проблеми державного управління: наук. зб. – Вип. ІІІ: наук. вид. – Одеса: АстроПринт, 2000. – С. 84-90.

10. Попова Л.И. Имидж современного педагога / Л.И Попова // Народное образование. – 2003. – №2.– С. 234-237.

12. Русская Е.Н. Имидж современного педагога / Е.Н. Руссакая // Мир образования. – 1995. – №10. – С. 90-91.

Поступила в редакцию 17.02.2014 г.

2006-2019 © Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов.
Все материалы, размещенные на данном сайте, охраняются авторским правом. При использовании материалов сайта активная ссылка на первоисточник обязательна.

Имидж делового человека: составляющие и формирование

В современном мире для того чтобы быть успешным, вне зависимости от конкретной сферы деятельности, нужно обладать не только профессиональными навыками и умениями, иметь соответствующее образование, но и располагать хорошей репутацией, деловым имиджем.

Что это такое, как создать деловой имидж, каких ошибок следует избегать – эти и некоторые другие вопросы рассмотрим в статье.


Что это такое?

Деловой имидж играет большую роль в процессе восприятия каждого специалиста. В том случае, если профессионал имеет хорошую репутацию, он чувствует себя увереннее, пользуется популярностью среди коллег.

По своей сути, имидж делового человека – этот тот образ, который каждый профессионал создает вокруг себя, то, как он хочет, чтобы его воспринимали окружающие люди (начальник, клиенты, коллеги).

Можно сделать вывод о том, что подобный образ имеет большое значение в продвижении человека по карьерной лестнице. Это проявляется уже при приеме на работу.

Так, грамотно составленное резюме, сопроводительное письмо, наличие рекомендательных писем составляют огромное преимущество.


В связи с этим на сегодняшний день все специалисты озабочены созданием своего делового имиджа, причем это касается как молодых, так и опытных профессионалов своего дела. При формировании своего образа как делового человека очень важно обращать внимание на все детали (даже на те, что на первый взгляд могут показаться незначительными).

Составляющие имиджа

Вообще говоря, имидж делового человека – это его целостный образ. Однако он состоит из ряда составляющих компонентов. Рассмотрим их подробнее.


Внешнее восприятие

Не секрет, что внешний облик специалиста играет важную роль. Несоответствие внешнего вида может стать причиной отказа в приеме на работу или повышении по службе даже в том случае, если профессиональные навыки и компетенции находятся на уровне. Именно поэтому большое количество людей свое внимание в первую очередь уделяют именно этой составляющей.

Разумеется, для создания подходящего внешнего облика нужно подобрать хорошую одежду и подходящую прическу. Универсальный вариант – деловой костюм. Однако в некоторых ситуациях подобное облачение может быть неуместным. В этих случаях нужно одеваться более свободно, в то же время соблюдая дресс-код.

Например, подойдут брюки свободного кроя и рубашка, для женщин – блузка и юбка ниже колен.



Что же касается прически, то в деловом мире традиционно принято, чтобы мужчины были коротко подстрижены. Волосы у женщин должны быть аккуратно собраны или тщательно уложены.

Внимание следует также уделять состоянию кожи и ногтей. Ногти должны быть чистыми и ухоженными, то же касается кожи. Женщинам разрешен нейтральный маникюр (например, французский). Не следует делать слишком яркий макияж, он должен быть выдержан в пастельных тонах. В корпоративной среде негативно воспринимается наличие таких атрибутов, как пирсинг или татуировки.

А также стоит уделить внимание выбору качественного и легкого парфюма.


Мимический


Вербальное восприятие

В процессе формирования делового имиджа особое внимание следует уделить своему речевому аппарату и его развитию. Все дело в том, что голос, тон и манера разговора в значительной степени влияют на целостное восприятие специалиста. Кроме того, сама по себе речь должна быть правильно построена.

Особое внимание следует уделять употребляемым словам и оборотам, способу построения предложений. А также негативную роль могут играть различные дефекты речи.

Многие бизнесмены обращаются за специализированной помощью к тренерам, которые помогают им поставить голос и развить речевой аппарат. Кроме того, полезным является чтение книг.


Кинетический

Кинетическая составляющая образа делового человека и его имиджа заключается в осанке, походке и движениях. В этом отношении нужно придерживаться определенной умеренности. Например, неприлично сидеть, развалившись в кресле. В то же время не рекомендуется сутулиться.

Ментальный

Под ментальной составляющей образа делового человека понимается по большей части его мировоззрение, которое включает моральные принципы и этические установки. Вообще говоря, нет определенных ограничений по поводу того, как человек должен думать и как себя чувствовать. Однако следует иметь в виду, что, будучи частью социума, нужно придерживаться делового этикета и общепринятых правил поведения.


Вещественное восприятие

Восприятие делового человека формируется также и в соответствии с его материальным благополучием и зависит от того, какими благами он располагает (личный автомобиль, загородный дом, антикварная мебель, дизайнерские аксессуары и многое другое). В этом отношении рекомендуется придерживаться золотой середины: с одной стороны, ваши вещи должны подчеркивать ваш статус, а с другой – не создавать атмосферу бахвальства.


Фоновый

Казалось бы, напрямую от вас не зависят фоновые элементы делового имиджа. Однако фон формируется на основе и с учетом информации о вас, которая может распространяться по самым разным каналам (СМИ, социальные сети, отзывы клиентов). Именно поэтому наработанный вами имидж следует проявлять во всех жизненных ситуациях: не только на деловой встрече, но и на семейном ужине или в магазине.

Можно сделать вывод, что имидж делового человека – это комплексное понятие, которое формируется из большого количества разнообразных составляющих.

Поэтому так важно уделять внимание каждой из них.


Как создать?

Формирование имиджа следует начинать с самоанализа. Для этого вам нужно постараться объективно оценить собственную личность, ее достоинства и недостатки, те черты, которые могут навредить имиджу и те, что его хорошо поддерживают. Подобную работу провести самостоятельно довольно трудно, поэтому на данном этапе бизнесмены и юристы часто прибегают к помощи сторонних специалистов (например, психологов), а также друзей и родственников.

После того как этот подготовительный этап пройден, можно приступать к непосредственному формированию образа.


Мужчине

В настоящее время большинство бизнесменов и влиятельных людей – это мужчины. Именно поэтому процесс формирования делового имиджа представителя сильной половины человечества проходит быстрее и легче. .

Важно уделить внимание всем вышеописанным составляющим и поэтапно совершенствовать каждый из элементов


Женщине

Современные бизнес-леди настаивают на том, что женщинам в бизнесе гораздо сложнее, чем мужчинам. Отчасти этот факт является верным. Так, чтобы завоевать уважение в корпоративном сообществе, женщине необходимо доказывать, что карьера в ее жизни имеет, действительно, большое значение, так как в современном обществе представительницы прекрасной половины человечества воспринимаются, как хранительницы домашнего очага и уюта.


Что недопустимо?

При построении своего делового имиджа очень важно избежать ошибок, которые могут стать роковыми.

  • Игнорирование культурных особенностей и менталитета. Очень часто отечественные бизнесмены ориентируются на западный рынок, пытаются повторить поведение известных фигур (например, Стива Джобса). Однако при этом совершенно не происходит анализа рынка нашей страны и особенностей менталитета отечественных граждан. Если допустить такую ошибку, то можно сформировать негативный образ.
  • Самостоятельность. Зачастую деловые люди, которые привыкли добиваться всего своими силами, не готовы обращаться за помощью. Однако в процессе формирования имиджа подобные действия являются обязательными. Так, дизайнеры и стилисты помогут вам выбрать гардероб, сделать стрижку и макияж, бизнес-коучи расскажут о том, как правильно вести себя на переговорах и объяснят секреты публичных выступлений, агенты по связям с общественностью помогут сформировать положительный образ в СМИ.
  • Нежелание. Многие бизнесмены считают, что формирование имиджа – это ненужное занятие и пустая трата времени. Главное, по их мнению, обладать профессионализмом в своей сфере, а также добиваться поставленных целей. Однако это не так. Разумеется, основой вашего дела должны стать ваши компетенции, но в то же время восприятие вас общественностью играет не менее важную роль.


Рекомендации

Для того чтобы удачно сформировать деловой имидж, следует придерживаться нескольких простых советов.

Читайте также: