Вел активную борьбу с коррупцией чиновников какой император

Обновлено: 02.07.2024

К признакам коррупции относится:

Ø непосредственное нанесение ущерба авторитету или иным охраняемым законом интересам государственной (муниципальной) власти (службы);

Ø незаконный характер получаемых должностным лицом благ (материальных и нематериальных);

Ø использование должностным лицом своего статуса вопреки интересам государственной (муниципальной) службы;

Ø наличие у должностного лица умысла на совершение действий (бездействия), объективно причиняющим ущерб охраняемым законом интересам власти или службы;

Ø наличие у должностного лица корыстной или иной личной заинтересованности.

Своими корнями коррупция как социальное явление уходит корнями в глубокое прошлое.

Мздоимство впервые упоминается в русских летописях XIII века. Можно говорить о том, что корыстные злоупотребления по службе возникли с появлением управляющих (вождей, князей) и судей как средство воздействия на их объективность и добросовестность при решении различных вопросов.

Толкование мздоимства и взяточничества даны в толковом словаре В.И. Даля.

Судебник 1550 года и Судная грамота 1561 года. Первое законодательное ограничение коррупционных действий принадлежит Ивану III. Его внук Иван IV Васильевич Грозный ввёл Судебник 1550 года и Судную грамоту 1561 года, которыми мздоимство признавалось уголовным преступлением. В качестве мер ответственности предусматривалось наказание в виде временного и бессрочного тюремного заключения, а также смертной казни.

После восстаний 30–40-х годов XVII века уголовное законодательство приняло более карательный характер. Это получило своё воплощение в Уложении 1649 года. Уложение впервые даёт определённую классификацию преступлений. Были выделены специальные подгруппы преступлений: государственные (политические) и против порядка управления. Собственно уголовные преступления можно подразделить на две подгруппы: должностные и против прав и жизни частных лиц.

Первую группу составляли преимущественно преступления должностных лиц судебных органов. Основной вид преступлений здесь составлял неправый суд за взятку или в результате пристрастного отношения к подсудимому по мотивам дружбы или вражды. Мотив о посуле как служебном преступлении является одним из доминирующих в Уложении в части приказного и воеводского управления и судопроизводства, свидетельствуя о процветании коррупции и произволе среди феодальной администрации. При неправом суде истцов иск обращался против судей любого звания, повинных в этом, причём в тройном размере. С них же взыскивались судебные пошлины, пересуд и правый десяток, которые шли в пользу казны. Судьи снимались с должностей, думные чины лишались чести, а недумные подвергались торговой казни. Аналогичная кара за те же преступления предусматривалась и в отношении судей патриаршего двора, а также городовых воевод и дьяков.

Примечание: Торговая казнь – публичное телесное наказание в России, введённое Судебником 1497 года при великом князе Иване III. Название происходит от места проведения — на торговых площадях. Отменена в 1845 году.

Определяя строгие меры для судий за посул и неправое решение дела, Уложение предусматривало возможные обходные пути таких нарушений закона – получение посула не самим судьей, а его родственниками. Если посул взят родственником судьи без его ведома, то судья не нёс ответственности.

Закон предусматривал возможность окончательного оформления дела подьячим по велению дьяка, получившего посул, не в том виде, как было при судоговорении. За это назначалось суровое наказание: дьяку – торговая казнь и лишение должности, а подьячему – отсечение руки. Наказывалось кнутом и неисправное ведение записи судебных дел и сбора судебных пошлин. При рецидиве виновным грозила торговая казнь и лишение должности.

За должностные преступления определялись наказания и для низового аппарата – приставов, недельщиков, губных целовальников. Запрещались поборы, повторные проступки наказывались кнутом и лишением должности.

Примечание. Недельщиками в допетровской Руси назывались судебные приставы, исполняющие обязанности по неделям. Обязанность недельщиков состояла в оповещении сторон о вызове в суд и доставлении их к суду, а также в поимке татей (воров) и разбойников.

Губной целовальник — должность в Московском государстве. В его основные полномочия входило контролирование действий губного старосты и розыск разбойников.
По сведениям Н. М. Карамзина, слово губа в древнем немецком праве означало усадьбу,
а в российском — волость или ведомство.

В целях предупреждения взяточничества и других корыстных злоупотреблений по службе Пётр I ввёл новый порядок прохождения государственной службы для воевод, которые не могли находиться на этой должности более двух лет. Срок службы для них мог быть продлён только в том случае, если имелась письменная просьба жителей города о том, чтобы указанное должностное лицо продолжало исполнять свои обязанности.

Воинские артикулы 1715 года. В Воинских артикулах 1715 года описаны должностные преступления: злоупотребление властью в корыстных целях
(артикул 194), взяточничество (артикул 184). Среди преступлений против порядка управления и суда в Артикуле особо выделены подделка денег (артикул 199), печатей и документов (артикул 201), срывание указов (артикул 203), принесение лжеприсяги (артикул 196), лжесвидетельство (артикул 198). Все эти преступления наказывались чрезвычайно жестоко – смертной казнью, телесными наказаниями, тюрьмой. Очень чётко формулируются составы растраты, присвоения
и использования в своих интересах денег государственных с совершением подлога в отчётности.

При Петре I впервые стали бороться с коррупцией системно. Так, не только были усилены уголовно-репрессивные меры, созданы специальные контролирующие органы, но и была предпринята попытка искоренить эту проблему путём установления стабильного жалованья всем чиновникам и созданием чёткой и определённой структуры, численности и компетенции органов государственного управления.

Позднее политика Петра I была продолжена в законодательных актах правительства Екатерины II, Александра I, Александра III и других государей. Так, при Екатерине II имена взяточников и лихоимцев, наказанных по суду, публиковались для всеобщего сведения, причём этой каре подвергались многие лица из высшей губернской администрации.

В Уложении 1845 года была установлена ответственность как для взяткополучателей, так и для взяткодателей. Однако уже в редакции 1866 года на основании утверждённого императором мнения Государственного совета от 27 декабря 1865 года постановления о лиходателях в статьях 411 и 412 были исключены. Так, в Уложении закреплялись следующие виды коррупционных правонарушений:

Ø неприведение в исполнение именных или объявляемых
в установленном порядке высочайших указов и повелений;

Ø неприведение в исполнение указов Правительствующего сената, других присутственных мест;

Ø необъявление поступавших к чиновникам или рассылаемых
для обнародования указов и постановлений;

Ø превышение власти;

Ø бездействие власти;

Система наказаний включала как уголовные, так и исправительные виды и колебалась от строгого выговора до ссылки в каторжные работы в зависимости от тяжести совершённого преступления и тяжести наступавших последствий. Также были предусмотрены меры материального возмещения причинённого вреда.

В названном Декрете были закреплены положения относительно равной уголовной ответственности всех участников коррупционных отношений. Так, равному наказанию с лицами, состоящими на государственной или общественной службе в РСФСР, виновными в принятии взятки, подвергались не только взяткодатели, но и подстрекатели, пособники и все имеющие отношения к подкупу служащих.

В.И. Ленин лично редактировал и вносил существенные поправки в первый законодательный акт Советского государства, направленный на борьбу
с коррупцией в государственном аппарате.

– особые полномочия служащего;

– нарушение служащим своих обязанностей;

– вымогательство взятки и другие.

Однако, как показала практика, применение только уголовно-правовых средств предупреждения и пресечения коррупции в системе государственной службы оказывалось недостаточно действенным. Росту коррупции в системе государственной службы способствовало низкое денежное содержание государственных служащих, а также порядок отбора на государственную службу.


Народный комиссариат рабоче-крестьянской инспекции в своём циркуляре от 09 октября 1922 года распространил понятие взяточничества на такие случаи, как:

Ø получение сотрудниками рабоче-крестьянской инспекции
от подопечных учреждений или их контрагентов особого вознаграждения
за консультацию, составление смет, проектов, планов или исполнение других работ или заданий;

Ø использование сотрудниками рабоче-крестьянской инспекции своего служебного положения в целях перехода на службу в подотчётное учреждение.

Примечание. Опта́ция (от лат. optatio — желание, выбор) — в международном и конституционном праве выбор гражданства лицами, имеющими двойное гражданство, либо проживающими на территории, изменившей государственную принадлежность. В широком смысле оптация означает право выбора гражданства по любой причине и является исключением из общего порядка приобретения гражданства

Речь шла не просто о противодействии взяточничеству, а о предупреждении и пресечении коррупции в системе государственной службы.

Развитие рыночной экономики в конце 80-х годов XX века, появление разнообразных форм собственности, появление хозяйствующих субъектов различных организационных форм, при сохранении в руках государства основных инструментов административно-правового регулирования предпринимательской деятельности, объективно вызвало всплеск коррупции.

В настоящее время создана и совершенствуется система противодействия коррупции, в которой в пределах их полномочий участвуют федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, ИНСТИТУТЫ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА, ОРГАНИЗАЦИИ И ФИЗИЧЕСКИЕ ЛИЦА.

ГЛАВНАЯ ЗАДАЧА СТРУКТУР ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В ПРОТИВОДЕЙСТВИИ КОРРУПЦИИ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ в осуществлении общественного участия в процессе подготовки, обсуждения, принятия и контроля исполнения решений органов власти всех уровней.


Сергей Тихонов
12 ноября 2013, 16:57

Непобедимое зло?

Полностью победить коррупцию не удалось никому, но двум лидерам все же удалось локализовать это явление – это Иван IV и Иосиф Сталин

Киевская Русь

Любой человек, который служил у князя на военной или гражданской службе, т.е. фактически чиновник, имел полное право зайти в любой дом и потребовать еды, денег и другого имущества. Кроме местных князей, сидевших в своих уделах, на места посылались представители центральной власти - наместники и волостели. Жалованья от казны они за свою службу тоже не получали, а "кормились" также за счет местного населения, с которого собирали дань в пользу князя. Так на Руси сложилась система кормления, пережившая Древнерусское государство.

Церковь всегда была против взяток и пыталась воздействовать на князей, чтобы убрать из русской жизни коррупционную составляющую. В 1243 году митрополит Кирилл выступил перед народом со специальной речью, в которой осудил мздоимство наряду с пьянством и колдовством. Он предлагал карать за это смертной казнью. А попытки хотя бы ограничить произвол чиновничьего аппарата предпринимались всеми великими князьями киевскими. Упоминания о правовых или административных мерах против коррупции я нашел у всех правителей, начиная от Святополка и заканчивая Александром Невским. Но каждый раз антикоррупционная кампания сдувалась, едва начавшись (как, например, у Всеволода Большое гнездо), либо приводила к росту взяток (как при Ярославе Мудром).

Иван Грозный

После Ивана IV все вернулось на круги своя. Дошло до того, что в 1648 г. в Москве случился народный антикоррупционный бунт, который закончился пожарами и гибелью мирных жителей. Для усмирения волнений царем Алексеем Михайловичем были казнены два высокопоставленных коррупционера - глава Земского приказа Плещеев и глава Пушкарского приказа Траханиотов.

Петр I

Одним из самых непримиримых борцов с коррупцией считается Петр I. Однако его кампания была показательной и непоследовательной. Взяточников царь называл просто - ворами. Показателен пример: по доносу Алексея Нестерова князь Матвей Гагарин получал взятки за отдачу на откуп винной и пивной продажи. Сенат приговорил князя к смертной казни - Гагарин был повешен в присутствии двора и всех своих родственников. А уже в январе 1724 года казнили самого Алексея Нестерова. Сам царь наблюдал за действием из окна Ревизион-коллегии. Сначала были отрублены головы трех фискалов - подчиненных Нестерова, а затем самому Алексею Нестерову поочередно раздробили конечности и поволокли по помосту к тому месту, где были отрублены головы его помощников. Обер-фискала бросили лицом в их кровь и палач отсек ему голову. Затем головы всех четырех казненных водрузили на четыре высоких шеста.

XVIII век

XIX век

При Павле I ситуация только ухудшилась, потому что бумажные деньги (ассигнации), которыми выплачивалась зарплата чиновникам, стали обесцениваться. Однако и этот государь прослыл непримиримым борцом с мздоимством и казнокрадством. Павел Петрович за очень короткое время подтянул дисциплину и выгнал с государственной службы многих фаворитов Екатерины, замеченных ранее в нечистоплотном ведении государственных дел. Увольнениям по подозрению в коррупции подверглись почти 20 тыс. чиновников и офицеров. Для дворян вновь были введены палочные наказания.

Интересный факт: при Павле I у ворот дворца по его приказу установили ящик, куда каждый подданный мог опустить письмо лично для него, причем многое из поступавшей народной корреспонденции он читал лично. Мечтая о наведении железного порядка в стране, император нагнал страху на многих нуворишей и вельмож, ранее привыкших к безнаказанности, к екатерининскому, спокойному, золотому во всех отношениях, для них веку. Воровать много стало опасно, но все же покончить полностью с казнокрадством ему не удалось. Всеобщее воровство, лень и отсутствие дисциплины устраивали весь правящий класс того времени. Многие историки считают, что именно из-за чересчур рьяной борьбы с коррупцией он нажил себе огромное количество влиятельных врагов среди дворянства и, в конце концов, был убит, не удержавшись на посту и 5 лет.

XX век

По мере нарастания гражданской войны и угрозы внешней интервенции, наказания за взятки еще больше ужесточались. Уголовный кодекс 1922 года уже предусматривал за это преступление расстрел. Но все равно система госуправления оставалась коррумпированной.

Сталин

Кроме того, был личный пример – глава государства жил скромно, на своей небольшой даче, не пользовался дорогими предметами, одевался просто, по-военному, а, когда была необходимость, спал на обычной деревянной лавке. После него не осталось ни счетов в банках, ни вилл. Даже часы у него были за 3 рубля. Нельзя не отметить и мощную социальную и идеологическую пропаганду среди населения. Да, Сталин не победил коррупцию, но он смог ее локализовать до минимально приемлемых для общества размеров, когда подавляющее большинство чиновников работают честно и люди могут рассчитывать на государственные услуги и защиту всего лишь потому, что они – граждане Советского Союза.

После Сталина

Борис Ельцин не ставил борьбу с коррупцией в приоритет своей политики, но периодически и он проводил локальные показательные кампании против взяточников и воров. Как мы все знаем, особых заслуг в этой области он не добился, впрочем, как и подавляющее большинство его предшественников. Нынешний же глава России Владимир Путин проводит антикоррупционные кампании практически нон-стоп, в этом году уже восьмая по счету пошла. Так или иначе от антикоррупционной кампании пострадало 26 губернаторов, под суд шли замы министров и высокопоставленные кремлевские начальники. Однако приходится признать, что несмотря на большой шум в СМИ масштаб кампании не идет ни в какое сравнение даже с теми мерами, которые принимал Павел I.

Борьба с коррупцией от Петра I до наших дней: сколько лет дают за взятку и что делать, чтобы самому не сесть

Давать и брать взятки нельзя – это запрещено законом и нечестно по отношению к обществу. Но многих это не останавливает: для них государство подготовило разные виды наказания – от увольнения с работы до многомиллионных штрафов и 12 лет тюрьмы. Рассказываем, как боролись с коррупцией в России и что происходит сейчас.

Взяточничество и коррупционные правонарушения

Что можно называть коррупцией

Мы привыкли называть взяточников коррупционерами, и наоборот. Хотя в действительности между взяточничеством и коррупцией нельзя поставить знак равенства. Чтобы понимать, за что посадили (или не посадили) того или иного чиновника, важно понимать, что такое коррупция и что еще она включает.

Коррупция – это общее название ситуаций, когда должностное лицо получает какую-то противоправную выгоду, пользуясь своим служебным положением. И неважно, занимает это лицо государственную должность или занимается закупками в частной компании – использование служебного положения для личной выгоды есть коррупция.

Взяточничество является формой коррупции. Это предоставление или получение выгоды, в обмен на действие, которого взяточник не имел права совершать в силу своих полномочий.

Вообще, взяточничество достаточно интересное явление – в нем обе стороны (тот, кто дает и тот, кто берет взятку) получают какую-то выгоду: например, чиновник получает деньги, предприниматель получает государственный контракт.

Страдают в этой ситуации лишь общественные отношения (например, бюджет тратит на закупку больше денег).

Но взяточничество не ограничивается дачей и получением взяток. Согласно Уголовному кодексу РФ есть 4 вида таких преступлений:

  • получение взятки (ст. 290 УК РФ);
  • дача взятки (ст. 291 УК РФ);
  • посредничество (ст. 291.1 УК РФ) – передача взятки от одной стороны другой, или другое содействие процессу;
  • мелкое взяточничество (ст. 291.2 УК РФ) – при суммах до 10 тысяч рублей.
  • наличие неурегулированного конфликта интересов (например, чиновник заключает контракт со своим родственником-предпринимателем);
  • непредоставление информации о доходах и имуществе – своих и членов семьи;
  • получение оплаты за участие в управлении коммерческой организации;
  • ведение предпринимательской деятельности;
  • участие в управлении иностранными НКО.

За такие нарушения чиновника вряд ли привлекут к уголовной ответственности, но он будет уволен с государственной службы из-за утраты доверия.

Что за это грозит

Коррупция в России существует на разных уровнях и в разных сферах деятельности. С одной стороны, преподаватель заставляет студентов покупать его учебники, а с другой – топ-чиновник катается на яхте, принадлежащей олигарху. Чаще всего коррупция в России проявляется на таможне, в налоговых органах (хоть переход на новое ПО и лишил инспекторов возможности вмешиваться в работу системы), в правоохранительных органах и в образовании.

Регулярно становится известно о задержаниях чиновников с крупными суммами денег, но почему-то кажется, что масштабы коррупции не меняются. Может ли быть причиной недостаточно строгое наказание за такие преступления?

Самое жесткое наказание предполагается за непосредственно получение взятки:

  • за ее получение должностным лицом – штраф от 20- до 50-кратной суммы взятки, лишение права занимать должность до 3 лет, лишение свободы до 3 лет;
  • если сумма больше 25 тысяч рублей – штраф до 1,5 миллионов рублей или до 60-кратной суммы взятки, лишение свободы на срок до 6 лет;
  • если взятка получена за незаконные действия – штраф до 2 миллионов рублей или до 70-кратной суммы взятки, лишение свободы на срок от 3 до 8 лет;
  • если все это сделал чиновник (государственный служащий) – штраф до 3 миллионов рублей или до 80-кратной суммы взятки, лишение свободы на срок от 5 до 10 лет;
  • если это все совершила группа лиц, или было вымогательство взятки, или ее сумма более 150 тысяч рублей – штраф до 4 миллионов рублей или до 90-кратной величины взятки, лишение свободы на срок от 7 до 12 лет;
  • если сумма взятки превысила 1 миллион рублей – штраф до 5 миллионов рублей или до 100-кратной величины взятки, лишение свободы на срок от 8 до 15 лет.

По всем статьям предусматривается также лишение права занимать определенные должности, срок этого лишения доходит до 15 лет по самым серьезным обвинениям.

А если у гражданина вымогали взятку, и он добровольно рассказал об этом правоохранителям, его могут освободить от ответственности (но ровно до тех пор, пока об этом факте в правоохранительных органах не узнают самостоятельно).

Примерно похожие санкции ожидают тех, кто был посредником при передаче взятки, или занимался коммерческим подкупом.

Однако наказание грозит не только по УК РФ, коррупционные правонарушения наказываются и согласно КоАП РФ, причем наказание по ним могут нести и юридические лица. Так, согласно КоАП РФ, наказать могут за такое:

  • подкуп избирателей – штраф от 12 до 25 тысяч рублей на граждан и до 500 тысяч на юридических лиц;
  • невыполнение требований законодательства о закупках – штраф для должностных лиц от 30 до 100 тысяч рублей;
  • ограничение конкуренции органами власти – штраф от 15 до 50 тысяч рублей, дисквалификация до 3 лет.

Также есть достаточно обширный перечень оснований для увольнения чиновника за утерю доверия.

Борьба с коррупцией в России

От Петра и дальше – история борьбы с коррупцией в России

Первый документ, который был создан для борьбы с коррупцией в России – это указ Петра I от 1714 года, который ужесточил наказание за корыстные злоупотребления на службе государству. Одной из мер по борьбе с мздоимством тогда стало ограничение нахождения в должности воевод – не более 2 лет. Указ вводил уголовную ответственность тем, кто был пособником в совершении корыстных злоупотреблений по службе.

Тогда же были введены понятия:

  • лихоимство – принятие взятки должностным лицом за действия или бездействие по службе, если это нарушало обязанности должностного лица;
  • мздоимство – если должностное лицо брало деньги за те действия, которые входили в его обязанности.

Борьба с коррупцией продолжалась (хоть и не так активно) и в период правления Екатерины II. Историки говорят, что ее политика была направлена на обеспечение принципа неотвратимости за совершенные корыстные злоупотребления.

Несмотря на все принимаемые меры, коррупцию побороть так и не удавалось – она и в период царствования Романовых была источником процветания мелких государственных служащих.

  • лишение свободы на срок от 1 до 3 лет;
  • сечение розгами от 70 до 80 ударов;
  • отдача в арестантские роты на срок от 2 до 5 лет.

Уголовный кодекс от 1922 года был еще более жестким – взяточничество считалось контрреволюционной деятельностью и за него полагался расстрел. Однако с первых дней существования советской власти коррупция продолжала свое существование.

Естественно, что коррупция существовала и в 1930-1950-е годы, хоть о ней и не было широко известно. Кроме того, уже тогда формируется шикарный образ жизни партийной элиты – что тоже, в некотором роде, считается злоупотреблением властью.

Злоупотребления были везде – и в системе НКВД, и в судебной системе. В 1948 году оказалось, что суды насквозь пронизаны коррупцией.

После распада СССР проблема коррупции в России становилась все более актуальной. К началу 2000-х зарубежные журналисты писали, что в стране такие коррупция и бандитизм, которым нет аналогов в истории.

Тем не менее, говорить о победе над коррупцией еще совсем рано – только за первые 8 месяцев текущего года она принесла ущерб экономике на сумму более 100 миллиардов рублей.

Кто и как борется с коррупцией в России сейчас

В России нет единого органа, который занимался бы всеми делами в сфере коррупции. Так, выявляют такие преступления и привлекают виновных к ответственности органы прокуратуры, государственной безопасности, внутренних дел, таможенной службы. Координирует эту работу генеральный прокурор и подчиненные ему прокуроры.

Полномочия в этой сфере есть у самих органов государственной власти – например, если государственного служащего склоняют к получению взятки, он должен сообщить об этом своему работодателю, который сообщит об этом в соответствующий орган.

Оперативную работу по экономическим преступлениям, в том числе по коррупции, ведет Главное управление экономической безопасности и противодействия коррупции МВД (ГУЭБиПК). Считается, что это управление имеет преемственность от ОБХСС.

Что касается непосредственно борьбы с коррупцией, на уровне государства считается, что более эффективным мероприятием является ее профилактика.

Вообще же работает целый комплекс мер по антикоррупционной политике:

Например, в России 9 декабря каждого года отмечается Международный день борьбы с коррупцией.

Законодательство России предполагает 4 вида ответственности за коррупционные правонарушения:

  • уголовная ответственность – применяется к тем, кто виноват в совершении преступления;
  • административная ответственность – применяется в отдельных случаях, прописанных в законе (есть около 20 составов таких правонарушений);
  • гражданско-правовая ответственность – когда с нарушителя требуют возместить убытки или ущерб в другой форме. А еще это случай, когда государственный служащий обязан передать государству подарки дороже определенной суммы;
  • дисциплинарная ответственность – включает замечание, выговор, предупреждение о неполном должностном соответствии, увольнение в связи с утратой доверия.

На первый взгляд, закон достаточно объемный, и должен работать на уменьшение уровня коррупции в стране. А что же происходит на самом деле?

Насколько успешно получается бороться с коррупцией

Коррупция – не зарплата и не ВВП, цифрами ее измерить очень сложно. Чтобы понять, насколько успешно страна борется с коррупцией, используют оценочные показатели. Самый известный из них – Индекс восприятия коррупции (The Corruption Perceptions Index), который каждый год рассчитывается международной неправительственной организацией Transparency International.

В 2018 году Россия заняла 138 место из 180 стран мира, что показывает не очень эффективную борьбу с коррупцией. При этом выше 60 места Россия вообще не поднималась:

blank

Кстати, не стоит считать, что в 2000 году ситуация была лучше – просто тогда Transparency International оценивала Индекс восприятия коррупции по 90 странам – и 82 место означает не очень хорошее положение.

Россия по ИВК в 2018 году получила 28 баллов из 100 возможных – столько же, сколько Нигерия, Мавритания, Кения, Коморы, Бангладеш и Уганда. Некоторые страны СНГ разместились выше – больше всего баллов получила Армения – 35, у Молдавии 33 балла, у Украины – 32, у Казахстана – 31 балл. Среди лидеров рейтинга – Эстония, у нее 20 место.

Но Transparency International вряд ли серьезно будет восприниматься чиновниками – российское подразделение организации объявлено иностранным агентом.

Что касается статистики от правоохранительных органов, то они оперируют количеством выявленных случаев. Так, в прошлом году за 10 месяцев было выявлено 27 143 преступления коррупционной направленности – и только 3 171 из них связано с получением взятки. Еще 2 251 случай – это дача взятки.

А сколько Россия теряет из-за коррупции? Мнения разделились:

В любом случае, официально даже самые низкие оценки показывают, что Россия теряет минимум 10% от федерального бюджета из-за коррупции. А это говорит, что до полной победы над ней еще очень далеко.

Куда жаловаться, если требуют взятку

Поскольку дача взятки – такое же преступление, как и ее получение, молчать об этом не стоит. Итак, если кто-то прямо или косвенно намекает на взятку, нужно:

  1. попытаться записать разговор . Желательно самому не провоцировать собеседника на взятку – он сам должен сказать, чего хочет. Также желательно зафиксировать, какие гарантии решения проблемы он дает;
  2. тянуть время . Сразу давать деньги нежелательно, лучше всего договориться на передачу оговоренной суммы в другое время и в другом месте;
  3. если взятку требует чиновник или преподаватель – дальше нужно обратиться в полицию. В заявлении о факте вымогательства нужно указать данные этого лица, что он требует и за какие действия, где должна пройти передача денег;
  4. если вымогатель – полицейский или сотрудник ГИБДД – желательно обратиться в управление собственной безопасности МВД, в Следственный комитет или даже в ФСБ.

Передача денег без обращения в полицию впоследствии будет расценена как преступление.

Дальше будет расследование дела о взяточничестве. Нужно будет подробно рассказать об обстоятельствах вымогательства взятки, предоставить все доказательства этого, и по возможности предоставить контактные данные тех, кто еще присутствовал при этом.

К признакам коррупции относится:

Ø непосредственное нанесение ущерба авторитету или иным охраняемым законом интересам государственной (муниципальной) власти (службы);

Ø незаконный характер получаемых должностным лицом благ (материальных и нематериальных);

Ø использование должностным лицом своего статуса вопреки интересам государственной (муниципальной) службы;

Ø наличие у должностного лица умысла на совершение действий (бездействия), объективно причиняющим ущерб охраняемым законом интересам власти или службы;

Ø наличие у должностного лица корыстной или иной личной заинтересованности.

Своими корнями коррупция как социальное явление уходит корнями в глубокое прошлое.

Мздоимство впервые упоминается в русских летописях XIII века. Можно говорить о том, что корыстные злоупотребления по службе возникли с появлением управляющих (вождей, князей) и судей как средство воздействия на их объективность и добросовестность при решении различных вопросов.

Толкование мздоимства и взяточничества даны в толковом словаре В.И. Даля.

Судебник 1550 года и Судная грамота 1561 года. Первое законодательное ограничение коррупционных действий принадлежит Ивану III. Его внук Иван IV Васильевич Грозный ввёл Судебник 1550 года и Судную грамоту 1561 года, которыми мздоимство признавалось уголовным преступлением. В качестве мер ответственности предусматривалось наказание в виде временного и бессрочного тюремного заключения, а также смертной казни.

После восстаний 30–40-х годов XVII века уголовное законодательство приняло более карательный характер. Это получило своё воплощение в Уложении 1649 года. Уложение впервые даёт определённую классификацию преступлений. Были выделены специальные подгруппы преступлений: государственные (политические) и против порядка управления. Собственно уголовные преступления можно подразделить на две подгруппы: должностные и против прав и жизни частных лиц.

Первую группу составляли преимущественно преступления должностных лиц судебных органов. Основной вид преступлений здесь составлял неправый суд за взятку или в результате пристрастного отношения к подсудимому по мотивам дружбы или вражды. Мотив о посуле как служебном преступлении является одним из доминирующих в Уложении в части приказного и воеводского управления и судопроизводства, свидетельствуя о процветании коррупции и произволе среди феодальной администрации. При неправом суде истцов иск обращался против судей любого звания, повинных в этом, причём в тройном размере. С них же взыскивались судебные пошлины, пересуд и правый десяток, которые шли в пользу казны. Судьи снимались с должностей, думные чины лишались чести, а недумные подвергались торговой казни. Аналогичная кара за те же преступления предусматривалась и в отношении судей патриаршего двора, а также городовых воевод и дьяков.

Примечание: Торговая казнь – публичное телесное наказание в России, введённое Судебником 1497 года при великом князе Иване III. Название происходит от места проведения — на торговых площадях. Отменена в 1845 году.

Определяя строгие меры для судий за посул и неправое решение дела, Уложение предусматривало возможные обходные пути таких нарушений закона – получение посула не самим судьей, а его родственниками. Если посул взят родственником судьи без его ведома, то судья не нёс ответственности.

Закон предусматривал возможность окончательного оформления дела подьячим по велению дьяка, получившего посул, не в том виде, как было при судоговорении. За это назначалось суровое наказание: дьяку – торговая казнь и лишение должности, а подьячему – отсечение руки. Наказывалось кнутом и неисправное ведение записи судебных дел и сбора судебных пошлин. При рецидиве виновным грозила торговая казнь и лишение должности.

За должностные преступления определялись наказания и для низового аппарата – приставов, недельщиков, губных целовальников. Запрещались поборы, повторные проступки наказывались кнутом и лишением должности.

Примечание. Недельщиками в допетровской Руси назывались судебные приставы, исполняющие обязанности по неделям. Обязанность недельщиков состояла в оповещении сторон о вызове в суд и доставлении их к суду, а также в поимке татей (воров) и разбойников.

Губной целовальник — должность в Московском государстве. В его основные полномочия входило контролирование действий губного старосты и розыск разбойников.
По сведениям Н. М. Карамзина, слово губа в древнем немецком праве означало усадьбу,
а в российском — волость или ведомство.

В целях предупреждения взяточничества и других корыстных злоупотреблений по службе Пётр I ввёл новый порядок прохождения государственной службы для воевод, которые не могли находиться на этой должности более двух лет. Срок службы для них мог быть продлён только в том случае, если имелась письменная просьба жителей города о том, чтобы указанное должностное лицо продолжало исполнять свои обязанности.

Воинские артикулы 1715 года. В Воинских артикулах 1715 года описаны должностные преступления: злоупотребление властью в корыстных целях
(артикул 194), взяточничество (артикул 184). Среди преступлений против порядка управления и суда в Артикуле особо выделены подделка денег (артикул 199), печатей и документов (артикул 201), срывание указов (артикул 203), принесение лжеприсяги (артикул 196), лжесвидетельство (артикул 198). Все эти преступления наказывались чрезвычайно жестоко – смертной казнью, телесными наказаниями, тюрьмой. Очень чётко формулируются составы растраты, присвоения
и использования в своих интересах денег государственных с совершением подлога в отчётности.

При Петре I впервые стали бороться с коррупцией системно. Так, не только были усилены уголовно-репрессивные меры, созданы специальные контролирующие органы, но и была предпринята попытка искоренить эту проблему путём установления стабильного жалованья всем чиновникам и созданием чёткой и определённой структуры, численности и компетенции органов государственного управления.

Позднее политика Петра I была продолжена в законодательных актах правительства Екатерины II, Александра I, Александра III и других государей. Так, при Екатерине II имена взяточников и лихоимцев, наказанных по суду, публиковались для всеобщего сведения, причём этой каре подвергались многие лица из высшей губернской администрации.

В Уложении 1845 года была установлена ответственность как для взяткополучателей, так и для взяткодателей. Однако уже в редакции 1866 года на основании утверждённого императором мнения Государственного совета от 27 декабря 1865 года постановления о лиходателях в статьях 411 и 412 были исключены. Так, в Уложении закреплялись следующие виды коррупционных правонарушений:

Ø неприведение в исполнение именных или объявляемых
в установленном порядке высочайших указов и повелений;

Ø неприведение в исполнение указов Правительствующего сената, других присутственных мест;

Ø необъявление поступавших к чиновникам или рассылаемых
для обнародования указов и постановлений;

Ø превышение власти;

Ø бездействие власти;

Система наказаний включала как уголовные, так и исправительные виды и колебалась от строгого выговора до ссылки в каторжные работы в зависимости от тяжести совершённого преступления и тяжести наступавших последствий. Также были предусмотрены меры материального возмещения причинённого вреда.

В названном Декрете были закреплены положения относительно равной уголовной ответственности всех участников коррупционных отношений. Так, равному наказанию с лицами, состоящими на государственной или общественной службе в РСФСР, виновными в принятии взятки, подвергались не только взяткодатели, но и подстрекатели, пособники и все имеющие отношения к подкупу служащих.

В.И. Ленин лично редактировал и вносил существенные поправки в первый законодательный акт Советского государства, направленный на борьбу
с коррупцией в государственном аппарате.

– особые полномочия служащего;

– нарушение служащим своих обязанностей;

– вымогательство взятки и другие.

Однако, как показала практика, применение только уголовно-правовых средств предупреждения и пресечения коррупции в системе государственной службы оказывалось недостаточно действенным. Росту коррупции в системе государственной службы способствовало низкое денежное содержание государственных служащих, а также порядок отбора на государственную службу.


Народный комиссариат рабоче-крестьянской инспекции в своём циркуляре от 09 октября 1922 года распространил понятие взяточничества на такие случаи, как:

Ø получение сотрудниками рабоче-крестьянской инспекции
от подопечных учреждений или их контрагентов особого вознаграждения
за консультацию, составление смет, проектов, планов или исполнение других работ или заданий;

Ø использование сотрудниками рабоче-крестьянской инспекции своего служебного положения в целях перехода на службу в подотчётное учреждение.

Примечание. Опта́ция (от лат. optatio — желание, выбор) — в международном и конституционном праве выбор гражданства лицами, имеющими двойное гражданство, либо проживающими на территории, изменившей государственную принадлежность. В широком смысле оптация означает право выбора гражданства по любой причине и является исключением из общего порядка приобретения гражданства

Речь шла не просто о противодействии взяточничеству, а о предупреждении и пресечении коррупции в системе государственной службы.

Развитие рыночной экономики в конце 80-х годов XX века, появление разнообразных форм собственности, появление хозяйствующих субъектов различных организационных форм, при сохранении в руках государства основных инструментов административно-правового регулирования предпринимательской деятельности, объективно вызвало всплеск коррупции.

В настоящее время создана и совершенствуется система противодействия коррупции, в которой в пределах их полномочий участвуют федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, ИНСТИТУТЫ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА, ОРГАНИЗАЦИИ И ФИЗИЧЕСКИЕ ЛИЦА.

ГЛАВНАЯ ЗАДАЧА СТРУКТУР ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В ПРОТИВОДЕЙСТВИИ КОРРУПЦИИ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ в осуществлении общественного участия в процессе подготовки, обсуждения, принятия и контроля исполнения решений органов власти всех уровней.


Сергей Тихонов
12 ноября 2013, 16:57

Непобедимое зло?

Полностью победить коррупцию не удалось никому, но двум лидерам все же удалось локализовать это явление – это Иван IV и Иосиф Сталин

Киевская Русь

Любой человек, который служил у князя на военной или гражданской службе, т.е. фактически чиновник, имел полное право зайти в любой дом и потребовать еды, денег и другого имущества. Кроме местных князей, сидевших в своих уделах, на места посылались представители центральной власти - наместники и волостели. Жалованья от казны они за свою службу тоже не получали, а "кормились" также за счет местного населения, с которого собирали дань в пользу князя. Так на Руси сложилась система кормления, пережившая Древнерусское государство.

Церковь всегда была против взяток и пыталась воздействовать на князей, чтобы убрать из русской жизни коррупционную составляющую. В 1243 году митрополит Кирилл выступил перед народом со специальной речью, в которой осудил мздоимство наряду с пьянством и колдовством. Он предлагал карать за это смертной казнью. А попытки хотя бы ограничить произвол чиновничьего аппарата предпринимались всеми великими князьями киевскими. Упоминания о правовых или административных мерах против коррупции я нашел у всех правителей, начиная от Святополка и заканчивая Александром Невским. Но каждый раз антикоррупционная кампания сдувалась, едва начавшись (как, например, у Всеволода Большое гнездо), либо приводила к росту взяток (как при Ярославе Мудром).

Иван Грозный

После Ивана IV все вернулось на круги своя. Дошло до того, что в 1648 г. в Москве случился народный антикоррупционный бунт, который закончился пожарами и гибелью мирных жителей. Для усмирения волнений царем Алексеем Михайловичем были казнены два высокопоставленных коррупционера - глава Земского приказа Плещеев и глава Пушкарского приказа Траханиотов.

Петр I

Одним из самых непримиримых борцов с коррупцией считается Петр I. Однако его кампания была показательной и непоследовательной. Взяточников царь называл просто - ворами. Показателен пример: по доносу Алексея Нестерова князь Матвей Гагарин получал взятки за отдачу на откуп винной и пивной продажи. Сенат приговорил князя к смертной казни - Гагарин был повешен в присутствии двора и всех своих родственников. А уже в январе 1724 года казнили самого Алексея Нестерова. Сам царь наблюдал за действием из окна Ревизион-коллегии. Сначала были отрублены головы трех фискалов - подчиненных Нестерова, а затем самому Алексею Нестерову поочередно раздробили конечности и поволокли по помосту к тому месту, где были отрублены головы его помощников. Обер-фискала бросили лицом в их кровь и палач отсек ему голову. Затем головы всех четырех казненных водрузили на четыре высоких шеста.

XVIII век

XIX век

При Павле I ситуация только ухудшилась, потому что бумажные деньги (ассигнации), которыми выплачивалась зарплата чиновникам, стали обесцениваться. Однако и этот государь прослыл непримиримым борцом с мздоимством и казнокрадством. Павел Петрович за очень короткое время подтянул дисциплину и выгнал с государственной службы многих фаворитов Екатерины, замеченных ранее в нечистоплотном ведении государственных дел. Увольнениям по подозрению в коррупции подверглись почти 20 тыс. чиновников и офицеров. Для дворян вновь были введены палочные наказания.

Интересный факт: при Павле I у ворот дворца по его приказу установили ящик, куда каждый подданный мог опустить письмо лично для него, причем многое из поступавшей народной корреспонденции он читал лично. Мечтая о наведении железного порядка в стране, император нагнал страху на многих нуворишей и вельмож, ранее привыкших к безнаказанности, к екатерининскому, спокойному, золотому во всех отношениях, для них веку. Воровать много стало опасно, но все же покончить полностью с казнокрадством ему не удалось. Всеобщее воровство, лень и отсутствие дисциплины устраивали весь правящий класс того времени. Многие историки считают, что именно из-за чересчур рьяной борьбы с коррупцией он нажил себе огромное количество влиятельных врагов среди дворянства и, в конце концов, был убит, не удержавшись на посту и 5 лет.

XX век

По мере нарастания гражданской войны и угрозы внешней интервенции, наказания за взятки еще больше ужесточались. Уголовный кодекс 1922 года уже предусматривал за это преступление расстрел. Но все равно система госуправления оставалась коррумпированной.

Сталин

Кроме того, был личный пример – глава государства жил скромно, на своей небольшой даче, не пользовался дорогими предметами, одевался просто, по-военному, а, когда была необходимость, спал на обычной деревянной лавке. После него не осталось ни счетов в банках, ни вилл. Даже часы у него были за 3 рубля. Нельзя не отметить и мощную социальную и идеологическую пропаганду среди населения. Да, Сталин не победил коррупцию, но он смог ее локализовать до минимально приемлемых для общества размеров, когда подавляющее большинство чиновников работают честно и люди могут рассчитывать на государственные услуги и защиту всего лишь потому, что они – граждане Советского Союза.

После Сталина

Борис Ельцин не ставил борьбу с коррупцией в приоритет своей политики, но периодически и он проводил локальные показательные кампании против взяточников и воров. Как мы все знаем, особых заслуг в этой области он не добился, впрочем, как и подавляющее большинство его предшественников. Нынешний же глава России Владимир Путин проводит антикоррупционные кампании практически нон-стоп, в этом году уже восьмая по счету пошла. Так или иначе от антикоррупционной кампании пострадало 26 губернаторов, под суд шли замы министров и высокопоставленные кремлевские начальники. Однако приходится признать, что несмотря на большой шум в СМИ масштаб кампании не идет ни в какое сравнение даже с теми мерами, которые принимал Павел I.

Читайте также: