Важные и многосложные компоненты общества такие как государство и право

Обновлено: 15.06.2024

Предмет теории государства и права неоднократно при­влекал к себе внимание ученых-юристов. Он освещен в работах многих исследователей, однако понимается неоднозначно.

Каждая наука имеет свой объект и предмет исследования, которые тесно соотносятся, но полностью не совпадают. Поня­тие объекта шире — им охватываются явления внешнего мира, на которые распространяются познание и практическое воздей­ствие субъектов (людей).

Предмет — это часть, сторона, тот или иной конкретный аспект объекта, исследуемого данной наукой; это круг основ­ных, наиболее существенных вопросов, которые она изучает.

Если объект выступает, как правило, общим для ряда наук, то предмет одной науки не может совпадать с предметом дру­гой. Любая наука имеет свойственный только ей одной предмет, которым и определяются самостоятельность, своеобразие и осо­бенности той или иной науки, ее отличие от других систем зна­ний.

ТГП относится к гуманитарным нау­кам. Объектом ее изучения являются такие важные и много­сложные компоненты общества, как государство и право, госу­дарственно-правовые явления социальной жизни. Однако они представляют собой объект изучения и других юридических дисциплин, всей юридической науки (правоведения, юриспру­денции) в целом как науки о государстве и праве. В этом общее для всех отраслей юридической науки.

В то же время различные самостоятельные юридические науки, в том числе и ТГП, отличаются друг от друга своим предметом, обусловливающим их содер­жание, назначение, специфику подхода каждой из них к изуче­нию одного и того же объекта. Поэтому рассмотрение вопроса о предмете теории государства и права неразрывно связано с вы­яснением ее характерных черт, особенностей и места в системе юриспруденции.

Можно выделить сле­дующие особенности предмета теории государства и права:

1) общие специфические закономерности- изучает государство и право в целом, в их наиболее общем виде;

2) основные коренные вопросы; Круг вопросов, относящихся к предмету ТГП, не ограничивается их закономерностями. В дейст­вительности она изучает еще целый ряд важных, имеющих об­щее значение для всех юр. наук проблем, которые, бу­дучи тесно связаны с закономерностями гос-ва и права, тем не менее не могут быть с ними отождествлены.

3) общая теория-разрабатывает и формулирует основные теоре­тические понятия или категории юриспруденции, которыми ру­ководствуются и пользуются все без исключения науки о госу­дарстве и праве;

4) единство науки (изучения гос-ва и права в их единстве).

Метод ТГП включает способы, приемы, средства изуче­ния. Метод есть теория, обращенная к практике исследования.

Методы подразделяются на общие, распространяемые на множество наук и все разделы данной науки, и частные, ис­пользуемые для изучения отдельных наук или некоторых разде­лов науки.

Ведущее место в ряду общих методов изучения теории го­сударства и права, как и других гуманитарных наук, принадле­жит историческому материализму- распространение диалектического материализма на исследова­ние явлений общественной жизни. Согласно данному методу все государственно-правовые явления рассматриваются во вза­имной связи между собой, а также с общественной жизнью, в их обусловленности. Они изучаются не в статике, а в динамике.

Среди общих методов теории государства и права важное место занимают исторический и логический методы. До по­следнего времени их необоснованно рассматривали только в качестве составных частей исторического материализма. Однако исторический и логический методы имеют и самостоятельное значение. Они нередко применялись также представителями других философских направлений, в частности Г. Гегелем, ко­торый зачастую принимал историю как она есть.

В качестве общих методов ТГП ис­пользуются также анализ и синтез, - процессы мысленного или фактического разложения целого на составные части и воссоединение целого из частей.

К частнонаучным методам ТГП от­носятся следующие: системно-структурный анализ, функцио­нальный, статистический, моделирования, конкретно-социоло­гических исследований, сравнительный и др.

Формально-юридический метод позволяет определять юр. понятия (напр, существенный вред, ЮЛ, тяжкие телесные повреждения, смягчающие вину обстоятельства и т.д.), выявлять их признаки, проводить классификацию, толковать содержание правовых предписаний и т.п. Его специфической чертой является отвлечение от сущностных сторон права. Задача, которая при этом ставится, заключается в уяснении и объяснении действующего зак-ва, в его систематическом изложении и истолковании для целей правотворческой и правоприменительной практики.

Поэтому в содержание формально-юридического метода включены законодательная техника и приемы толкования норм права, равно как и изучение тех факторов и условий, в которых действуют данные нормы и которые оказывают влияние на их природу.

Сравнительно-правовой метод позволяет сопоставить различные правовые системы либо их отдельные элементы - законы, юр.практику и т.д. - в целях выявления их общих и особенных свойств. Сравнивая, например, правовые системы Германии и России, мы узнаем, что между ними есть немало тождественного, но есть и определенные различия, присущие им исторически.

Данный метод используется в исследовании различных правовых систем (макросравнение) или отдельных элементов правовых систем (микросравнение). К эмпирическому сравнению относится главным образом микросравнение - сопоставление и анализ правовых актов по линии их сходства и различия, а также практики их применения. В правовой науке сравнительно-правовой метод используется прежде всего при изучении законодательства двух или более государств.

Для целей теории государства и права — науки, изучающей наиболее общие закономерности возникновения, функционирования и развития государства и права — эти термины употребляются в значениях: государство — организация политической власти; право — система правовых норм (подробнее см. разделы 1.1.2 и 1.1.3).

Для уяснения содержания понятий государства и права надо рассмотреть их соотношение с более общими понятиями: общество и правила поведения.

1.1.2. Общество и государство. Признаки государства

Общество — это совокупность людей, их взаимоотношений, способов их организации (на данной территории, в данное время, данного типа и пр. — в зависимости от контекста).

В современных странах, помимо государственных форм организации общества, существуют многочисленные внегосударственные формы организации (или институты) общества, например: семья, общественные организации, церковь, предприятия.

Важнейшим общественным явлением, которое существовало и в догосударственных обществах, но особенно существенно для государства, является власть — возможность одних людей подчинять своей воле поведение других людей.

Власть может носить очень личный характер — например, власть родителей над детьми. Власть может иметь более широкий характер — например, власть вождя племени над соплеменниками.

Государственная власть имеет наиболее отвлеченный от личности, как говорят юристы — публичный характер. Например, Президент России может издать указ, обязывающий всех граждан России, достигших 18 лет, служить в армии. При этом никакие личные отношения Президента с этими гражданами не возникают — в указе нет никаких конкретных фамилий призывников; любой другой человек, занимающий должность Президента России, издал бы точно такой же указ.

Другой важнейшей особенностью государства является специальный аппарат управления, отделенный от общества.

Вышеприведенные примеры иллюстрируют некоторые из признаков государства, то есть черт, отличающих государство от других институтов общества.

Примерный список традиционно выделяемых в научной и учебной литературе наиболее существенных признаков государства выглядит следующим образом:

  • Публичный характер власти.
  • Наличие специального аппарата управления, отделенного от общества.
  • Издание общеобязательных правил поведения — правовых норм (подробнее см. раздел 1.1.3).
  • Осуществление власти в рамках определенной территории.
  • Суверенитет, т.е. полновластие внутри страны и независимость от всякой иной власти внутри страны и на международной арене.
  • Общеобязательные материальные поборы для выполнения своих задач, например: дань, пошлины, налоги.

Отметим, что в конкретном государстве (в смысле — конкретной стране) в конкретный период времени некоторые из вышеприведенных признаков государства могут фактически отсутствовать; либо, наоборот, присутствовать у негосударственных структур.

Например, у Сербии в 1999 году не было фактического суверенитета на территории Косово; в СССР фактически общеобязательные правила поведения могла определять КПСС, формально являвшаяся общественной организацией.

Исходя из существенных признаков государства, можно дать, например, такое определение государства:

Государство — это организация публичной власти на определенной территории, обладающая специальным аппаратом и регулирующая общественные отношения путем издания правовых норм.

1.1.3. Правила поведения и правовые нормы. Признаки права

Правило поведения — это способ возможных или необходимых действий в определенной ситуации.

По критерию универсальности применения все правила поведения можно разделить на индивидуальные и общие.

Пример индивидуального правила поведения: родителей Пети Иванова вызвали в школу в связи с плохим поведением Пети. Необходимое действие родителей состоит в том, чтобы явиться в школу.

Пример общего правила поведения: все обязаны платить налоги.

Норма — это общее правило поведения, которое действует в отношении неопределенного круга лиц и неограниченного количества случаев.

Не всякая норма является правовой.

Существовали доправовые нормы, например: биологические, религиозные. В частности, биологические нормы определяют поведение не только людей, но и животных — например, инстинкты самосохранения или размножения.

В современном обществе, помимо правовых норм, люди руководствуются и внеправовыми, например: этическими, корпоративными, партийными. Ни в каком законе не сказано, что беременным женщинам надо уступать место в общественном транспорте, однако такое поведение безусловно признается обществом необходимым.

Важнейшей особенностью правовых норм является то, что их устанавливает и обеспечивает их исполнение именно государство (в лице своих органов), а не другие институты общества.

Например, в России правовые нормы содержатся в принимаемых Государственной Думой федеральных законах, в издаваемых Президентом России указах, в других актах государственных органов. Попытка нарушить правовые нормы может привести к преследованиям нарушителя со стороны правоохранительных органов государства — в частности, прокуратуры, милиции, суда.

Разумеется, правила поведения могут устанавливаться и другими институтами общества — например, Православная Церковь может определить детали соблюдения Великого поста; однако эти правила не будут правовыми нормами, и нарушителей поста не будут преследовать государственные правоохранительные органы.

Другой особенностью правовых норм является их общеобязательный характер. Под действие правовых норм попадают все лица, находящиеся под юрисдикцией данного государства, вне зависимости от их пола, возраста, места жительства, отношения к религии, места работы и других признаков. Разумеется, есть правовые нормы, адресованные не всем лицам, а только конкретным категориям лиц; но это всегда специально оговаривается в самой правовой норме, либо очевидно из ее содержания.

Например, обязанность уплатить земельный налог возникает у каждого, кто имеет в собственности земельный участок. Избежать уплаты налога, например, договорившись с налоговым инспектором, нельзя — при попытке это сделать государство накажет и налогоплательщика, и инспектора.

Напротив, обязанность платить партийные взносы возникает только у членов данной партии. При этом член партии может не платить членские взносы или даже вообще выйти из партии — государство это не интересует (разумеется, в этом примере речь идет не о тоталитарном государстве, где партия может играть особую роль — см. раздел 1.2.7).

Вышеприведенные примеры иллюстрируют некоторые из признаков права, то есть черт, отличающих правовые нормы от других правил поведения.

Примерный список традиционно выделяемых в научной и учебной литературе наиболее существенных признаков права выглядит следующим образом.

Общеобязательность для всех лиц.

Особый, установленный государством порядок создания правовых норм.

Право охраняется принудительной силой государства.

Право носит формально-определенный и структурированный характер. Исходя из существенных признаков права, можно дать, например, такое определение права (в объективном смысле):

Право — это система общеобязательных правил поведения, установленных и охраняемых государством.

В то же время государство и право можно рассматривать в рамках других подходов, с другими целями. В частности, государство и право рассматривали философы, историки, политики, психологи, религиозные деятели.

Понятно, что их в меньшей степени интересует чисто юридическая проблематика, а в большей — та, которая им близка в силу их научных, политических или религиозных интересов.

Чтобы проиллюстрировать отличие подходов, приведем несколько других определений государства и права из трудов некоторых философов и политиков:

Совершенно очевидно, что при одном объекте исследований — государстве и праве — у вышеуказанных деятелей был совершенно разный предмет исследований — одних интересовала политическая сторона, других — этическая, третьих — общефилософская.

В то же время, в силу специфики государства и права, политические и философские воззрения так или иначе влияют на позицию практически любого автора, который берется рассуждать о государстве и праве, отражаясь даже на таких, казалось бы, сугубо технических вопросах, как формальные определения, структура изложения материала, соотношение объема изложения различных вопросов.

§ 2.1. Особенности предмета науки теории государства и права

Объект науки (от лат. objectum - предмет, философская категория, выражающая то, что противостоит субъекту в его предметно-практической и познавательной деятельности) - это "первое приближение" к исследуемой действительности, которая предстает перед субъектом познания в нерасчлененном, абстрактном виде.

Предмет науки в отличие от объекта - это всегда сторона последнего, которая выделяется субъектом познания.

Предмет любой науки историчен, изменчив, во многом зависит от субъективных, случайных факторов и неизбежно пересекается с предметами других дисциплин. Это же положение находит отражение и во взаимодействии, взаимовлиянии и даже заимствовании между различными научными дисциплинами (см. подробнее об этом главу 4 § 4.1).

Пересечение предметов научных дисциплин связано с тем, что все юридические феномены (так же как и политические, экономические и т.п.) по сути это социальные явления, различаемые лишь аналитически. Поэтому в предмет теории государства и права входят и неюридические явления, а неюридические дисциплины зачастую изучают право. Но в отличие от последних теория государства и права исследует правовую действительность во всей её полноте, видя именно в этом свою цель. Другие дисциплины (неюридические) изучают право лишь как средство более полного прояснения своего непосредственного предмета (например, общества для социологии или политики для политологии и т.п.).

Объектом теории государства и права являются такие важные и многосложные компоненты общества как государство и право, государственноправовые явления социальной жизни. Однако они представляют собой объект изучения не только теории государства и права, но и других юридических дисциплин. В то же время различные самостоятельные юридические науки, в том числе и теория государства и права, отличаются друг от друга своим предметом, обуславливающим их содержание, назначение, специфику подхода каждой из них к изучению одного и того же объекта. Поэтому рассмотрение вопроса о предмете теории государства и права является очень важным.

В научной литературе этот вопрос решается неодинаково. В современной юриспруденции продолжают господствовать три основных типа правопонимания, в соответствии с которыми конструируется три относительно различных предмета теории права. Для юридического позитивизма (догматизма) право - это "приказ суверена, снабженный санкцией" (Д. Остин) и выраженный в логически непротиворечивой системе нормативных актов (Г. Кельзен). Поэтому предмет теории государства и права в данном случае - это, прежде всего, законодательство. Для сторонников концепции естественного права к таковому относятся субъективные права человека. Это уже антропологический срез юридической действительности. Социологи права, например Е. Эрлих, справедливо утверждают, что большинство людей законов не знают, но чем-то руководствуются в своей повседневной жизни. Чем? "Живым правом", т.е. сложившимися в этой местности обычаями и традициями. Это уже третий вариант предмета теории права.

Предметом теории государства и права в отечественной литературе традиционно является система закономерностей возникновения, развития и функционирования государства и права.

Закономерности возникновения государства и права раскрывают, почему и на какой стадии развития человеческого общества появляются государство и право. Закономерности функционирования показывают, как и каким образом действуют составные элементы государственно-правового механизма, как они воздействуют на иные социальные явления. Наконец, закономерности развития государства и права должны выявить, почему и в каком направлении изменяются эти явления.

Различаются общие и специфические закономерности возникновения, функционирования и развития государства и права. Общие закономерности присущи государству и праву как общественным явлениям и изучаются философией, социологией, экономической теорией и другими общественными науками. Это означает, что теория государства и права опирается в своих выводах на данные этих наук, конкретизирует выработанные ими понятия применительно к исследованию государственно-правовой сферы. Вместе с тем, поскольку государство и право - это специфические общественные явления, то для них характерны закономерности, свойственные только им.

Особенности предмета теории государства и права как науки выражаются в следующем:

1) теория государства и права изучает государственную и правовую надстройку в целом. Она обобщает опыт государственного и правового строительства в обществе на всех этапах его развития;

2) содержание предмета теории государства и права составляют основные общие закономерности возникновения государства и права, в которых проявляются их сущность и социальное значение для всей общественной жизни;

3) государство и право взаимообусловлены и взаимосвязаны между собой, существовать изолированно они не могут. С одной стороны, государство издает и охраняет нормы права, без его правотворческой и властной деятельности они не могут приобрести официальную форму регулятора общественных отношений. С другой - в нормах права государство получает свое юридическое оформление, его деятельность осуществляется только на основе правовых норм, законов, которые определяют форму государственного правления, структуру государства, систему его органов, их задачи, компетенцию, формы и методы государственной деятельности.

4) предмет теории государства и права отличается сложным взаимодействием объективных и субъективных характеристик. Он объективен с точки зрения отражаемого (изучаемого) - объективной юридической действительности. Но предмет любой науки - и теории государства и права в частности - это теория этой действительности, описывающая и объясняющая ее всегда неполно. Для этого используются идеализации - категории, не имеющие непосредственного аналога в юридической действительности, а являющиеся "идеальными типами", усредняющими многообразие правовых явлений.

Читайте также: