В социальном обеспечении инвалидность как юридический факт имеет значение

Обновлено: 07.07.2024

12 декабря 1993 г. на всенародном референдуме была принята Конституция Российской Федерации[1], которая провозгласила человека, его права и свободы высшей ценностью.

Статья 7 Конституции РФ определяет Российскую Федерацию как социальное государство. В современном понятии строй правового государства является строем социального правового государства.

В каждом обществе имеются категории граждан, которые нуждаются в социальной защите. Одной из наиболее нуждающихся в социальной защите категорий являются инвалиды.

Современное демократическое государство должно иметь развитую систему социальной защиты нуждающихся в этом граждан. Данная система функционирует на основании системы нормативных актов, относящихся к отрасли права социального обеспечения.

Данная работа посвящена рассмотрению системы правового регулирования социальной защиты инвалидов.

Исходя из изложенного, данная тема работы в современных условиях, когда происходит укрепление российской государственности, представляется достаточно актуальной.

Данная работа состоит из двух глав. Первая глава посвящена рассмотрению инвалидности как юридической категории. Вторая глава посвящена вопросам правового регулирования порядка признания лица инвалидом.

Ввиду большой динамики развития законодательства о социальной защите, учебники по праву социального обеспечения быстро устаревают, поэтому при написании работы использовались, в основном тексты нормативных актов, регулирующих порядок осуществления социальной защиты инвалидов.

1 Инвалидность как юридическая категория

1.1 Понятие инвалидности

Инвалидность как юридическая категория вытекает из дефиниций статьи 1 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"[2], дающей определения понятия "инвалид" и основания определения группы инвалидности

Инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.

Ограничение жизнедеятельности - полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.

В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория "ребенок-инвалид".

Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Таким образом, инвалидность – это состояние лица, при котором оно имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.

Следовательно, инвалидность является основанием для возникновения правоотношений по социальной защите лица, являющегося инвалидом.

Вопросы правового регулирования порядка социальной защиты инвалидов будут рассмотрены ниже в данной работе.

1.2 Правовое регулирование социальной защиты инвалидов

Основополагающие положения о социальной защите инвалидов содержатся в Конституции Российской Федерации, которая является базисом всей российской системы права.

Социальное государство характеризует одно из основных направлений государственной деятельности и означает возложение на государство некоторых социальных задач, обусловленных экономическим и социальным развитием общества, является юридическим выражением ответственности и обязанностей государства перед обществом и личностью по осуществлению социальной программы, заложенной в экономических, социальных и культурных правах. Иначе говоря, принцип правового государства, означающий формальное равенство и господство права в так называемом материальном смысле, в Конституции Российской Федерации сопрягается с принципом социального государства, заключающемся в перераспределении национального дохода в пользу социально слабых, не способных своим трудом или иным законным способом обеспечить себе достойную жизнь и свободное развитие.

Провозглашение Российской Федерации социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, не означает закрепления государственного патернализма с присущим ему тотальным регулированием экономики и неприятием экономической свободы и активности личности, предпринимательства и иной хозяйственной деятельности. Социальное государство не упраздняет личную ответственность человека за собственное материальное благополучие при условии, что он своим трудом или иным законным способом в состоянии обеспечить материальный достаток для себя и своей семьи.

Конституционное закрепление социального государства означает возложение на государство общесоциальной функции. Государство - не "ночной сторож", а фактор общественного благополучия, основывающегося на принципах социального равенства, солидарности и взаимной ответственности членов общества. Взвешенная социальная политика государства, преследуя цель равномерного содействия благу всех граждан и распределения материальных тягот пропорционально их экономическому потенциалу, одновременно выступает условием социальной стабильности и, в конечном счете, прочности конституционного строя, ибо создает социальную базу его поддержки, формирует атмосферу общественного доверия к политическим и экономическим институтам государства.

Политика социального государства направлена на создание условий - юридических, организационных, экономических, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Под достойной жизнью обычно понимают достойный человека прожиточный минимум, материальную обеспеченность на уровне стандартов развитого общества, возможность обладать и пользоваться материальными и социальными благами современной цивилизации, включая жилище и медицинское обслуживание, личную безопасность и социальное обеспечение, доступ к ценностям культуры и т.п. Достойная жизнь предполагает и свободное развитие человека, его физическое, умственное и нравственное совершенствование.

Для составления адекватного представления о строе социального правового государства в Российской Федерации важное значение имеет анализ гарантий конституционных прав и свобод, которые содержатся в главе 2 Конституции Российской Федерации. Гарантирующая роль государства существенно различается в зависимости от того, о каких правах и свободах идет речь - гражданских и политических или экономических, социальных и культурных. Это обусловлено тем, что социально-экономические права и свободы в отличие от гражданских и политических содержат в себе достаточно обширную социальную программу, требующую для своей реализации положительных усилий государства в социально-экономической и культурной жизни общества в целом и отдельного индивида, тогда как гарантии гражданских и политических прав человека и гражданина очерчивают сферу индивидуальной автономии личности и содержат запреты на вмешательство в области, предоставленные свободному усмотрению индивида.

Иную структуру имеют гарантии социальных, экономических и культурных прав, закрепленных в Конституции Российской Федерации. Право на труд и отдых, защита семьи, материнства и детства, право на социальное обеспечение, на жилище, на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на благоприятную окружающую среду или на образование, закрепленные в Конституции, содержат в себе обширную социальную программу и требуют от государства не только признания, соблюдения и защиты как гражданские и политические права, но и положительной деятельности по реализации этой программы, основные направления которой отражены в общей конституционной формуле социального государства. Речь при этом идет не о привилегиях, подрывающих саму идею правового и социального государства, а о льготах социально слабым; поэтому принцип социального государства есть способ и форма конституционно-правового воплощения самой идеи справедливости.

Определяемые ч. 2 ст. 7 Конституции РФ основные направления государственной деятельности в социальной сфере - это, по существу, конституционные обязанности государства по социальной защите граждан. Они носят не разовый, а постоянный характер и требуют высокой степени активности государства в обеспечении материального производства и распределения, государственного программирования развития экономики и в установленных законом формах - управления ею для обеспечения индивидуальной и социальной жизни.

Конституционные обязанности в социальной сфере отличаются меньшей степенью формальной определенности, чем обязанности по обеспечению гражданских и политических прав и свобод. Здесь значительно более широк диапазон самостоятельного усмотрения законодателя и органов исполнительной власти, границы которого обусловлены состоянием экономики, уровнем безработицы, состоянием материальной базы медицинского обслуживания и прочих условий. Но эта самостоятельность также имеет юридические пределы, может и должна осуществляться в правовых формах, предусмотренных законом и с соблюдением установленных им границ. Иными словами, ст. 7 Конституции содержит в себе императивное требование, обращенное к законодателю. Но способы и направления реализации этого общего конституционного предписания не определены, а соответствующая задача возложена на законодателя и в значительной мере - на органы исполнительной власти.

Принцип социального государства, развиваемый в экономических, социальных и культурных правах человека и гражданина, закрепленных в Конституции, конкретизируется в федеральном законодательстве, регулирующем порядок осуществления социальной защиты инвалидов.

Вопросы социального обслуживания и социальной защиты инвалидов прописаны в трех Федеральных законах:

· 122-ФЗ от 2 августа 1995 "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов"[3].

· 181-ФЗ от 24 ноября 1995 года "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".

Так же в статье 154 Федерального закона 122-ФЗ от 22 августа 2004 года "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" определены размеры ежемесячных денежных выплат инвалидам войны и инвалидам, имеющим степень ограничения способности к трудовой деятельности и не имеющим степени ограничения.

Имеются так же несколько подзаконных нормативных правовых актов, регулирующие вопросы социальной защиты инвалидов, например:

· Постановление Правительства РФ от 25 ноября 1995 года № 1151 "О федеральном перечне гарантированных государством социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания"[5].

· Постановление Правительства РФ от 20 февраля 2006 года № 95 "О порядке и условиях признания лица инвалидом"[6].

· Постановление Правительства РФ от 17 апреля 2002 года № 244 "О плате за стационарное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов"[7].

Так же в законодательство Российской Федерации о социальном обслуживании и социальной защите инвалидов входят соответствующие положения законов и нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Таким образом, можно сделать вывод, что законодательство, регулирующее порядок социальной защиты инвалидов, состоит из системы нормативных актов различной юридической силы, изданных органами законодательной и исполнительной власти на федеральном уровне и на уровне субъектов федерации, т.к. вопросы социальной защиты относятся к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов федерации.

Инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.

Инвалидность - это состояние лица, при котором оно имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.

Условия признания гражданина инвалидом

Согласно статьи 1 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации.

"О порядке и условиях признания лица инвалидом" являются:

· нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами;

· ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью);

· необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию.

В зависимости от степени ограничения жизнедеятельности, обусловленного стойким расстройством функций организма, возникшего в результате заболеваний, последствий травм или дефектов, гражданину, признанному инвалидом, устанавливается I, II или III группа инвалидности, а гражданину в возрасте до 18 лет - категория "ребенок-инвалид".

Инвалидность I группы устанавливается на 2 года, II и III групп - на 1 год.

Степень ограничения способности к трудовой деятельности (отсутствие ограничения способности к трудовой деятельности) устанавливается на такой же срок, что и группа инвалидности.

Категория "ребенок-инвалид" устанавливается на 1 или 2 года либо до достижения гражданином возраста 18 лет.

В случае признания гражданина инвалидом датой установления инвалидности считается день поступления в бюро заявления гражданина о проведении медико-социальной экспертизы.

Инвалидность устанавливается до 1-го числа месяца, следующего за месяцем, на который назначено проведение очередной медико-социальной экспертизы гражданина (переосвидетельствования).

В случае признания гражданина инвалидом в качестве причины инвалидности указываются общее заболевание, трудовое увечье, профессиональное заболевание, инвалидность с детства, инвалидность с детства вследствие ранения (контузии, увечья), связанная с боевыми действиями в период Великой Отечественной войны, военная травма, заболевание, полученное в период военной службы, инвалидность, связанная с катастрофой на Чернобыльской АЭС, последствиями радиационных воздействий и непосредственным участием в деятельности подразделений особого риска, а также иные причины, установленные законодательством Российской Федерации.

При отсутствии документов, подтверждающих факт профессионального заболевания, трудового увечья, военной травмы или других предусмотренных законодательством Российской Федерации обстоятельств, являющихся причиной инвалидности, в качестве причины инвалидности указывается общее заболевание. В этом случае гражданину оказывается содействие в получении указанных документов. При представлении в бюро соответствующих документов причина инвалидности изменяется со дня представления этих документов без дополнительного освидетельствования инвалида.

Юридическое значение инвалидности

Согласно статье 9 Закона о социальной защите инвалидов они имеют право на реабилитацию.

Реабилитация инвалидов - система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной и профессиональной деятельности. Реабилитация инвалидов направлена на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма, в целях социальной адаптации инвалидов, достижения ими материальной независимости и их интеграции в общество.

Основные направления реабилитации инвалидов включают в себя:

· восстановительные медицинские мероприятия, реконструктивную хирургию, протезирование и ортезирование, санаторно-курортное лечение;

· профессиональную ориентацию, обучение и образование, содействие в трудоустройстве, производственную адаптацию;

· социально-средовую, социально-педагогическую, социально-психологическую и социокультурную реабилитацию, социально-бытовую адаптацию;

Инвалиды имеют право на:

· медицинскую помощь (ст. 13 Закона о социальной защите инвалидов);

· на обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к информации (ст. 14 Закона о социальной защите инвалидов);

· на обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры (ст. 15 Закона о социальной защите инвалидов);

· на обеспечение жилой площадью на условиях договора социального найма на льготных условиях (ст. 15 Закона о социальной защите инвалидов);

· на воспитание, обучение, образование (ст. ст. 18, 19 Закона о социальной защите инвалидов);

· на гарантии трудовой занятости (ст. ст. 20-24 Закона о социальной защите инвалидов);

· право инвалидов на создание общественных объединений (ст. ст. 33 Закона о социальной защите инвалидов).

Материальное обеспечение инвалидов включает в себя денежные выплаты по различным основаниям (пенсии, пособия, страховые выплаты при страховании риска нарушения здоровья, выплаты в счет возмещения вреда, причиненного здоровью, и другие выплаты), компенсации в случаях, установленных законодательством Российской Федерации.

Социально-бытовое обслуживание инвалидов осуществляется в порядке и на основаниях, определяемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации с участием общественных объединений инвалидов.

Инвалиды и дети-инвалиды имеют право на ежемесячную денежную выплату в размере:

· инвалидам, имеющим III степень ограничения способности к трудовой деятельности, - 1 913 рублей;

· инвалидам, имеющим II степень ограничения способности к трудовой деятельности, детям-инвалидам - 1 366 рублей;

· инвалидам, имеющим I степень ограничения способности к трудовой деятельности, - 1 093 рублей;

· инвалидам, не имеющим степени ограничения способности к трудовой деятельности, за исключением детей-инвалидов, - 683 рублей.

Если в ходе переосвидетельствования лица изменяется категория инвалидности, то и изменяется содержание правоотношения по социальной защите инвалидов. Так система социальных гарантий для лица в зависимости от степени инвалидности может быть расширена или сужена.

Если в ходе переосвидетельствования лица у него признается отсутствие инвалидности, то правоотношения по социальной защите лица как инвалида прекращаются.

Соответственно юридическое содержание инвалидности, как упоминалось выше состоит в том, что инвалидность - это состояние лица, при котором оно имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.

Инвалидность — состояние человека, при котором имеются препятствия или ограничения в деятельности человека с физическими, умственными, сенсорными или психическими отклонениями [2] .

Инвалид — человек, у которого возможности его личной и жизнедеятельности в обществе ограничены из-за его физических, умственных, сенсорных или психических отклонений [3] .

Содержание

Терминология

Принято различать следующие ключевые понятия [4] :

  • дефект или нарушение: любая утрата психической, физиологической или анатомической структуры или функции, или отклонение от неё;
  • инвалидность: ограниченность конкретного индивидуума, вытекающая из дефекта или инвалидности, которая препятствует или лишает его возможности выполнять роль, считающуюся для этого индивидуума нормальной в зависимости от возрастных, половых, социальных и культурных факторов;
  • нетрудоспособность: ограниченность конкретного индивидуума, которая вызвана дефектом или инвалидностью.

История понятия

Инвалид употреблялось в значении, соответствующем нынешнему ветеран. См. также Военные инвалиды.



Законодательство РФ, связанное с инвалидностью

Категории инвалидности и статистика

Принято условно разделять ограничения функций по следующим категориям [6] :

  • нарушения статодинамической функции (двигательной),
  • нарушения функций кровообращения, дыхания, пищеварения, выделения, обмена веществ и энергии, внутренней секреции,
  • сенсорные (зрения, слуха, обоняния, осязания),
  • психические (восприятия, внимания, памяти, мышления, речи, эмоций, воли).
Определение 1 группы инвалидности

Критерием для определения первой группы инвалидности является социальная недостаточность, требующая социальной защиты или помощи, вследствие нарушения здоровья со стойким значительно выраженным расстройством функций организма, обусловленным заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящими к резко выраженному ограничению одной из категории жизнедеятельности либо их сочетанию. Критерии установления 1 группы инвалидности:

  • неспособность к самообслуживанию или полная зависимость от других лиц;
  • неспособность к самостоятельному передвижению и полная зависимость от других лиц;
  • неспособность к ориентации (дезориентация);
  • неспособность к общению;
  • неспособность контролировать свое поведение.
Определение 2 группы инвалидности

Критерием для установления второй группы инвалидности является социальная недостаточность, требующая социальной защиты или помощи, вследствие нарушения здоровья со стойким выраженным расстройством функций организма, обусловленным заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящими к выраженному ограничению одной из категорий жизнедеятельности либо их сочетанию. Показания к установлению 2 группы инвалидности:

  • способность к самообслуживанию с использованием вспомогательных средств и (или) с помощью других лиц;
  • способность к самостоятельному передвижению с использованием вспомогательных средств и (или) с помощью других лиц;
  • неспособность к трудовой деятельности или способность к выполнению трудовой деятельности в специально созданных условиях с использованием вспомогательных средств и (или) специально оборудованного рабочего места, с помощью других лиц;
  • неспособность к обучению или способность к обучению только в специальных учебных заведениях, или по специальным программам в домашних условиях;
  • способность ориентации во времени и в пространстве, требующая помощи других лиц;
  • способность к общению с использованием вспомогательных средств и (или) с помощью других лиц;
  • способность частично или полностью контролировать свое поведение только при помощи посторонних лиц.
Определение 3 группы инвалидности

Критерием для определения третьей группы инвалидности является социальная недостаточность, требующая социальной защиты или помощи, вследствие нарушения здоровья со стойкими незначительно или умеренно выраженными расстройствами функций организма, обусловленными заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящими к не резко или умеренно выраженному ограничению одной из категорий жизнедеятельности или их сочетание.

Показания для установления 3 группы инвалидности:

  • способность к самообслуживанию с использованием вспомогательных средств;
  • способность к самостоятельному передвижению при более длительной затрате времени, дробности выполнения и сокращении расстояния;
  • способность к обучению в учебных заведениях общего типа при соблюдении специального режима учебного процесса и (или) с использованием вспомогательных средств, с помощью других лиц (кроме обучающего персонала);
  • способность к выполнению трудовой деятельности при условии снижения квалификации или уменьшения объема производственной деятельности, невозможности выполнения работы по своей профессии;
  • способность к ориентации во времени и в пространстве при условии использования вспомогательных средств;
  • способность к общению, характеризующаяся снижением скорости, уменьшением объема усвоения, получения и передачи информации
Дети-инвалиды

К категории детей-инвалидов относятся дети до 16 лет, имеющие значительные ограничения жизнедеятельности, приводящие к социальной дезадаптации вследствие нарушений развития и роста ребенка, способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контроля за своим поведением, обучения, общения, трудовой деятельности в будущем. Больницы различного уровня (республиканские, краевые, центральные, районные, в т.ч. детские); специализированные больницы и отделения (неврологические, психиатрические, туберкулезные и др.); консультативно-диагностические центры после обследования и лечения могут рекомендовать установление ребенку инвалидности. Рекомендация фиксируется в "Истории развития ребенка" (форма № 112/у) и в "Медицинской карте амбулаторного, стационарного больного". Эти рекомендации учитываются при установлении ребенку инвалидности. Медицинская карта направляется в лечебное учреждение по месту постоянного проживания ребенка. Врачи-специалисты врачебно-консультативной комиссии лечебного учреждения по месту постоянного проживания ребенка оформляют медико-социальное заключение на ребенка-инвалида. Медико-социальное заключение оформляется при наличии у ребенка нарушений в состоянии здоровья и возникающем в результате этого ограничении его жизнедеятельности. Медико-социальное заключение на ребенка-инвалида оформляется в 2-х экземплярах:

  • первый экземпляр Заключения остается в выдавшем его учреждении;
  • второй экземпляр в трехдневный срок направляется в районный (городской) отдел социальной защиты населения по месту постоянного проживания ребенка. Родители или опекун ребенка-инвалида уведомляются о направлении медико-социального заключения в органы социальной защиты населения с целью назначения ребенку социальной пенсии по инвалидности.

В медико-социальном заключении на ребенка-инвалида содержатся рекомендации для ребенка-инвалида:

Гражданам, ставшим инвалидами в возрасте до 20 лет, пенсия назначается независимо от стажа работы.

Дети-инвалиды имеют льготы:

В случае признания гражданина инвалидом в качестве причины инвалидности указываются:

  • общее заболевание,
  • трудовое увечье, профессиональное заболевание,
  • инвалидность с детства, инвалидность с детства вследствие ранения (контузии, увечья), связанная с боевыми действиями в период Великой Отечественной войны,
  • военная травма, заболевание, полученное в период военной службы,
  • инвалидность, связанная с катастрофой на Чернобыльской АЭС, последствиями радиационных воздействий и непосредственным участием в деятельности подразделений особого риска,
  • иные причины, установленные законодательством Российской Федерации.

При отсутствии документов, подтверждающих факт профессионального заболевания, трудового увечья, военной травмы или других предусмотренных законодательством Российской Федерации обстоятельств, являющихся причиной инвалидности, в качестве причины инвалидности указывается общее заболевание. При представлении в бюро соответствующих документов причина инвалидности изменяется со дня представления этих документов без дополнительного освидетельствования инвалида.

Права инвалидов и интеграция в общество

Инвалидность — не свойство человека, а препятствия, которые возникают у него в обществе. На причины этих препятствий существуют различные точки зрения, из которых две наиболее распространены [10] :

  • медицинская модель усматривает причины затруднений инвалидов в их уменьшенных возможностях.
  • Социальная модель предполагает, что трудности создаются обществом, не предусматривающим участия во всеобщей деятельности в том числе и людей с различными ограничениями.
  • МКФ (Международная классификация функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья) в качестве модели инвалидности

Сами по себе, эти модели недостаточны, хотя обе они частично обоснованны. Инвалидность — это сложный феномен, который является проблемой как на уровне организма человека, так и на социальном уровне. Инвалидность всегда представляет собой взаимодействие между свойствами человека и свойствами окружения, в котором этот человек проживает, но некоторые аспекты инвалидности являются полностью внутренними для человека, другие же, наоборот, только внешними. Другими словами, и медицинская и социальная концепции подходят для решения проблем, связанных с инвалидностью; мы не можем отказываться ни от того, ни от иного вмешательства. Наилучшая модель инвалидности, таким образом, будет представлять собой синтез всего лучшего из медицинской и социальной моделей, не совершая присущих им ошибок в преуменьшении целостного, комплексного понятия инвалидности к тому либо иному аспекту. Такая более выгодная модель инвалидности может называться биопсихосоциальной моделью. МКФ основывается на такой модели, совмещающей медицинский и социальный аспекты.

Реабилитация инвалидов

Международные документы о правах инвалидов

  • ООН:
    • Декларация о правах умственно отсталых лиц [13] , 1971.
    • Декларация о правах инвалидов [14] , 1975.
    • Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов [15] , 1993. [16] , 2006.
    • Всемирный доклад об инвалидности [7] , 2011.
    • Конвенция о профессиональной реабилитации и занятости инвалидов [17]
    • Рекомендация по правовой защите недобровольно госпитализированных лиц с психическими расстройствами [18] , 1983.
    • Другие рекомендации и резолюции СЕ [19]

    Социальная поддержка — государственная и частная

    ООН в 1983—1992 гг. проводила Десятилетие инвалидов, а в 1992-м году учредила ежегодный Международный день инвалидов.

    В России организована широкая законодательная и организационная поддержка людей с ограниченными возможностями. Человек, у которого диагностированы ограничения, может получить подтверждение статуса инвалида. Такой статус позволяет ему получать определенные социальные льготы: пособие, бесплатные лекарства, бесплатное техническое средство реабилитации (протезы, коляску или слуховой аппарат), скидки по оплате жилья, санаторные путевки. До монетизации льгот инвалиды также получали бесплатный билет для проезда в место отдыха, скидки на покупку автомобиля и др. Монетизация заменила часть льгот ежемесячными денежными дотациями.

    Получение статуса инвалида предполагает одновременную разработку для человека индивидуальной программы реабилитации — основного документа, согласно которому он получает технические средства реабилитации, рекомендации по трудоустройству, направления на лечение.

    Защиту прав инвалидов, обучающую работу оказывают многие организации [22] , созданные в стране, например:

    Поддержку и финансирование проектов также осуществляет ряд иностранных и международных фондов (USAID, Всемирная Организация Здравоохранения).

    Неоднократно отмечался низкий уровень социальной поддержки инвалидов в России [24]

    Создание доступной среды для маломобильных групп населения

    В последнее время происходит снижение ответственности городских властей в отношении к проблеме создания безбарьерной среды. Это, а также недостаточно активная работа самих инвалидов с представителями власти, законодательными органами, препятствует процессу приспособления городской среды к потребностям людей с различными ограничениями. [25]

    Во многих городах России предпринимаются меры для создания более доступной среды для инвалидов. Например, в Москве созданы маршруты городского транспорта с подъемными устройствами для колясок, [26] в Екатеринбурге, [27] Воронеже [28] и мн. др. городах — социальное такси.

    Требования нормативной документации, обязательные для выполнения при новом строительстве и реконструкции

    До вступления в силу соответствующих технических регламентов в области строительства подлежат обязательному исполнению требования действующих нормативных документов в строительстве, принятых до 1 июля 2003 года, направленные на достижение целей технического регулирования и обеспечивающие доступность среды жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения (МГН). [29] [30]

    В здании должен быть как минимум один вход, приспособленный для МГН, с поверхности земли и из каждого доступного для МГН подземного или надземного перехода, соединенного с этим зданием. [31]

    Раз в два года (в 2002, 2004 и 2006 гг.) в России был проведен кинофестиваль, посвященный проблемам инвалидов. На них были показаны более 170 документальных, художественных, анимационных и арт-фильмов, поднимающих различные проблемы инвалидов и способы их решения, раскрывающих разные грани жизни и творчества людей с различными видами инвалидности. [32]


    В статье рассматриваются конституционно-правовые основы прав инвалидов в России, автором раскрываются понятие, сущность, и основные элементы конституционно-правовой статуса инвалидов в России. Анализ основных положений теории общего правового статуса инвалидов, а также изучение социально-экономических и правовых особенностей исследуемой категории лиц с ограниченными возможностями, позволяет автору раскрыть содержание конституционно-правового статуса инвалидов в сфере материального обеспечения и обслуживания, социальной, трудовой и медицинской реабилитации, описывая механизмы реализации прав и свобод инвалидов в России, предлагая пути их совершенствования.

    Ключевые слова: инвалиды, инвалидность, законодательное обеспечение прав инвалидов, защита прав инвалидов, Конституция РФ, механизмы реализации конституционных прав инвалидов, правовой статус инвалидов, социальная защита.

    The article deals with the constitutional and legal basis of the rights of persons with disabilities in Russia, the author reveals the concept, essence, and basic elements of the constitutional and legal status of persons with disabilities in Russia. The analysis of the main provisions of the theory of the General legal status of persons with disabilities, as well as the study of socio-economic and legal features of the studied category of persons with disabilities, allows the author to reveal the content of the constitutional and legal status of persons with disabilities in the field of material security and services, social, labor and medical rehabilitation, describing the mechanisms of realization of the rights and freedoms of persons with disabilities in Russia, offering ways to improve them.

    Довольно длительный период проблемы инвалидов рассматривались только в контексте милосердия (благотворительности), и в результате эта более уязвимая категория граждан была исключена из жизни соответствующего общества. Однако с развитием правозащитного сегмента международного права человечество постепенно приходит к осознанию того, что проблемы лиц с ограниченными возможностями по сути своей являются проблемами прав человека, дискриминации, социальной изоляции. Действительно, эти проблемы нельзя игнорировать, когда число принадлежащих к этой уязвимой категории лиц в мире превышает 650 миллионов человек, а в России их число превышает 12,8 миллионов человек [15]. Несомненным остается и тот факт, что число лиц с ограниченными возможностями и инвалидов на планете будет увеличиваться в будущем по мере увеличения продолжительности жизни. Особенности правового положения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями закреплены в международных конвенциях и российских правовых актах.

    Несмотря на большое количество научных трудов по рассмотрению проблем связанных с реализацией механизмов социальной помощи инвалидам и реабилитации исследуемой категории лиц с ограниченными возможностями, рассмотрение правового положения инвалидов, его места в конституционно-правовой системе России, особенности реализации личных прав и социально-экономических свобод человека и гражданина в правовом статусе инвалидов, выходят за рамки отдельной проблемы инвалидности и представляют собой малоизученные или даже неизученные аспекты механизма реализации конституционно-правового статуса инвалидов в Российской Федерации.

    Изучая исторические аспекты развития цивилизации, мы видим, что на протяжении нескольких столетий общество сталкивается с проблемой инвалидов и инвалидности, при этом инвалиды занимали положение убогих и неполноценных людей, которых общество считало не способными приносить пользу стране и обществу.

    Масштабы и характер инвалидности меняются с течением времени и зависят от демографических, исторических, социальных, экономических и политических факторов. Старение населения приводит к увеличению риска инвалидности в пожилом возрасте, участие в войнах и военных конфликтах провоцирует увеличение количества травм, преимущественно в молодом возрасте, рост материального производства, как правило, сопровождается увеличением травм и так далее. Эти факторы сменяют друг друга, но часто действуют одновременно [7, с. 7].

    Положение лиц с ограниченными возможностями в современной России характеризуется наличием многих проблем материального, финансового, психологического, медицинского и бытового характера, в социальных отношениях преобладает практика социальной изоляции, ограничивающая доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями к ресурсам и жизненным шансам.

    Как известно, такая категория населения, как инвалиды, является самой незащищенной. Это обусловлено определенными ограничениями в сфере их активности. Россия в своей законодательной базе предоставляет защиту прав инвалидов во всех отраслях жизни.

    Концепция правового статуса инвалидов основывается на общем учении о правовом статусе личности в обществе. Это понятие в общетеоретических исследованиях появляется довольно часто, что обусловлено необходимостью раскрытия отношений между государством и индивидом, отраженных в праве.

    Конституционно-правовой статус — это статус человека в первую очередь как гражданина государства и члена общества. Правовой статус определяется, прежде всего, Конституцией Российской Федерации и не зависит от различных текущих обстоятельств (перемещения по службе, семейное положение, должность), является единым и одинаковым для всех граждан. Правовой статус характеризуется относительной статичностью, общностью. Содержание этого статуса составляют в основном те права и обязанности, которые предоставляются и гарантируются всем и каждому Основным законом страны. Изменение этого содержания зависит от воли законодателя, а не от каждого отдельного человека.

    Понимание правового статуса инвалидов является одним из вопросов, связанных с особым правовым статусом граждан. В данном случае можем отметить, речь идет об специальных правах и обязанностях, предусмотренных законодательством для определенных групп населения, объединенных общими-специфическими особенностями их положения в обществе и государстве. Эти группы, исходя из общего конституционного статуса гражданина, имеют свою специфику, дополнительные права и обязанности, льготы, предусмотренные действующим законодательством.

    Конституционно-правовой статус инвалидов − это система прав, свобод и обязанностей, основанная на принципах социального государства, закрепленных государством в Конституции и других нормативных правовых актах, нормы которых охватывают особый статус инвалидов, содержащий дополнительные специальные права в связи со степенью ограничения жизнедеятельности, признаваемые в установленном законом порядке.

    Российское законодательство направлено на достижение следующих целей: устранение или возможная более полная компенсация жизненных ограничений инвалидов, вызванных нарушениями здоровья при стойких нарушениях функций организма; восстановление социального статуса инвалидов; достижение их материальной независимости и социальной адаптации.

    Кроме того, существующие нормативные акты, регулирующие отношения в связи с инвалидностью, в одной части являются общим правовым источником для всех видов особого статуса инвалидов. К таким источникам относятся акты, регламентирующие порядок и основания установления инвалидности, определения степени ограничения жизнедеятельности и другие. Другая часть правовых источников, предусматривающих конкретные права, обычно состоит из различных актов, действующих в отношении лиц с различным правовым статусом.

    Следует отметить, что Конституция Российской Федерации не содержит специальных норм в отношении инвалидов, поскольку конституционные нормы распространяются в равной степени на всех граждан государства, проживающих на его территории. Конституция Российской Федерации исходит из того, что права каждого человека, независимо от его личных качеств, физических данных или социального статуса, равны.

    Рассмотрим основные законы, гарантирующие социальную защиту инвалидов в РФ.

    Кроме того, существует также множество подзаконных актов, регулирующих социальную защиту инвалидов и имеющих ведомственный характер. Меры поддержки инвалидов указаны и в региональных законодательных актах.

    Факт инвалидности, установленный в соответствии с требованиями закона, определяет характер и свойства соответствующего правового статуса инвалидов.

    Одной из важнейших характеристик правового статуса инвалида является степень ограничения жизнедеятельности, то есть полная или частичная утрата человеком способности или возможности к самообслуживанию, самостоятельному передвижению, ориентированию, общению, контролю своего поведения, обучению и работе. Установленные законом критерии ограничения жизнедеятельности служат основными признаками как самого понятия инвалидности, так и одновременно правового статуса инвалидов.

    В настоящее время Российское законодательство по обеспечению прав инвалидов в России разработано таким образом, чтобы создать для инвалидов условия, которые позволят им быть полноценными и полноправными членами гражданского общества и учитывает, что они нуждаются в защите принадлежащих им прав больше, нежели иные категории граждан, но, тем не менее, в некоторых нюансах требует изменений и совершенствования.

    Социальная политика по усилению прав инвалидов должна развиваться параллельно с разработкой научно обоснованной системы оценки инвалидности и постепенным ужесточением норм и правил назначения инвалидности, уточнением критериев предоставления права на пользование услугами, регулированием оказания услуг, включая установление стандартов и их обязательное применение.

    Государство должно активно вовлекать в процесс оказания социальных и реабилитационных услуг некоммерческие организации на региональном и местном уровнях.

    Сегодня в России существуют в основном единичные небольшие некоммерческие организации социальной поддержки инвалидов, работа которых, как правило, основана на энтузиазме отдельных представителей инвалидного сообщества. Нет таких сильных некоммерческих организаций, как общероссийские, имеющих опыт работы, материально-техническую и методическую базу, высококвалифицированных специалистов, оказывающих комплекс медицинских, социальных, психологических, юридических и других услуг инвалидам. Власти и общество постепенно приходят к пониманию необходимости развития таких форм помощи инвалидам, преимущества которых заключаются в том, что они, во-первых, расширяют спектр социальных услуг, тем самым увеличивая возможности реализации прав инвалидов, во-вторых, оказывают помощь, которая, будучи востребованной, не обеспечивается государственными мерами социальной поддержки инвалидов, и в-третьих, расширяют охват пользователей социальных услуг. В этих условиях необходима четкая программа развития социальной защиты инвалидов с привлечением некоммерческих организаций.

    В части обеспечения доступности инвалидам объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности должна проводится длительная и сложная комплексная (организационная, правовая, финансовая, информационная, методическая) работа, направленная на приведение сфер образования, труда, медицины, социального обслуживания в соответствие с потребностями и интересами инвалидов. Ключевой целью социальной политики должно быть обеспечение того, чтобы инвалиды не только имели права, но и могли в полной мере их осуществлять. К решению этой масштабной проблемы должно стремиться общество, в том числе государство, бизнес, общественные организации.

    Несмотря на большие изменения социально-экономической политики государства в лучшую сторону, поддержка незащищенных слоев населения, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями остается острейшей социальной проблемой. Конечно, необходимо изменять ситуацию в лучшую сторону, но для этого необходимо не только усилия государства, направленные на поддержание высокого уровня жизни инвалидов, но и усилия общества, повешение уровня образования, самообразования инвалидов, нацеленность к труду и улучшению уровня благополучия каждого [7, с.56].

    В заключении на основании вышесказанного автором предложены пути совершенствования механизмов реализации прав и свобод инвалидов в Российской Федерации, к ним можно отнести к ним следующие:

    − необходимость принятия единого кодифицированного документа, составляющего основу права социального обеспечения

    − установление размеров пенсий всем категориям инвалидов, позволяющих обеспечить достойный уровень жизни, то есть не менее размера прожиточного минимума, а также дополнение пенсионного законодательства Российской Федерации нормой об увеличении размера пенсии инвалида в зависимости от количества лиц, находящихся на его иждивении;

    − законодательное закрепление круга государственных органов, ответственных за реализацию элементов социальной защиты инвалидов, нормативное уточнение и закрепление их обязанностей.

    В целом современное законодательство РФ охватывает различные аспекты жизни инвалидов, определяет их правовой статус, их положение в обществе. В настоящее время осуществляется переход от медицинской модели инвалидности к социальной модели, что подтверждается тенденциями развития законодательства о социальном обеспечении и социальной защите инвалидов. Можно выделить несколько направлений государственной политики в области защиты прав инвалидов. Так, одни Законы и нормативно правовые акты определяют размер, условия и порядок назначения и выплат государственной социальной помощи инвалидам, вторые реализуют государственные и региональные программы оказания социальной помощи в виде набора социальных услуг, субсидий и пособий, третьи оказывают помощь в трудоустройстве граждан с ограниченными возможностями и улучшении социального статуса, четвертые регулируют назначение пенсий и пособий нетрудоспособной части населения, пятые оказывают поддержку детям-инвалидам и другие.

    Для того чтобы механизмы поддержки инвалидов стали эффективными и разработка программ, направленных на их поддержку действовали, правительству РФ нужны тщательно продуманные целевые программы государства, совершенствование действующего законодательства, направленного на улучшение социальной помощи инвалидам и лицам с ограниченными возможностями, которое специально адресовано этой категории граждан РФ.

    Реализация всех тех норм, которые закреплены в нормативных правовых актах, и пути совершенствования механизмов реализации прав и свобод инвалидов в Российской Федерации позволит людям с ограниченными возможностями вести достойную жизнь и не чувствовать себя изгоями в современном обществе.

    Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, инвалид, социальная защита инвалидов, Россия, ограничение жизнедеятельности, правовой статус инвалидов, возможность, общество, государственная социальная помощь, правовой статус.

    Ключевые слова

    социальная защита, Конституция РФ, инвалидность, инвалиды, законодательное обеспечение прав инвалидов, защита прав инвалидов, механизмы реализации конституционных прав инвалидов, правовой статус инвалидов

    инвалиды, инвалидность, законодательное обеспечение прав инвалидов, защита прав инвалидов, Конституция РФ, механизмы реализации конституционных прав инвалидов, правовой статус инвалидов, социальная защита

    Похожие статьи

    Социальная защита инвалидов, как обязанность государства

    Приоритеты в отношении инвалидов в Российской Федерации изменились радикально с принятия Федерального закона от 24 ноября 1995 г. №181 – ФЗ «О

    Глава IV Закона о социальной защите инвалидов посвящена обеспечению жизнедеятельности инвалидов.

    Социально-правовые гарантии инвалидов в Российской.

    Российская Федерация, правовая норма, социальная защита инвалидов, социальная защита, инвалид, Конституция РФ, ограничение жизнедеятельности, социальная работа, современное общество, возможность.

    Проблемы социальной защиты инвалидов в современном.

    Ключевые слова: инвалид, Российская Федерация, социальная защита, реабилитация, социальная защита инвалидов. Как всем известно, наше общество не может существовать без установления определенных прав, свобод и установок. Данные правила не могут.

    Оказание социальной помощи инвалидам | Статья в журнале.

    Российская Федерация является одним из тех государств, в котором социальная политика занимает одно из важнейших мест.

    В Федеральном законе от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в статье 1 определяет инвалида.

    Основы нормативно-правового регулирования прав детей.

    Ключевые слова: права детей-инвалидов, социальная адаптация, социальная помощь.

    Стеснение жизнедеятельности — частичная или полная потеря лицом возможности или способности осуществлять самостоятельное обслуживание себя самого: самостоятельно.

    Государственные гарантии социальной защиты инвалидов на.

    Согласно статье 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация провозглашена социальным государством [1], что создает особые условия и значение реализации мер по обеспечению безопасной жизнедеятельности социально незащищенных.

    Нормативно-правовые основы реализации прав инвалидов

    Основные термины (генерируются автоматически): инвалид, Российская Федерация, социальная защита, социальная защита

    В Российской Федерации насчитывается около 4 млн. трудоспособных инвалидов, из них, по данным Росстата за 2017 год, по всем группам.

    Право на социальное обслуживание как элемент.

    В учреждениях социального обслуживания клиентам социальной службы предоставляются консультации по вопросам социально-бытового и социально-медицинского обеспечения жизнедеятельности, психолого-педагогической помощи, социально-правовой защиты.

    Дополнительные гарантии трудоустройства инвалидов

    Инвалид — это лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.

    Читайте также: