В российской федерации выборы являются всеобщими это значит что все взрослые граждане

Обновлено: 12.05.2024

Всеобщим является такое избирательное право, при котором все взрослые граждане имеют право участвовать в выборах. Гражданин РФ, достигший 18 лет, вправе избирать, участвовать в предусмотренных законом и проводимых законными методами иных избирательных действиях, а по достижении возраста, установленного Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, конституциями, уставами, законами субъектов РФ, - быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Гражданин Российской Федерации может избирать и быть избранным независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, и граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

1) возрастной ценз означает необходимость наступления определенного возраста для возможности регистрации кандидатом на выборах. Так, депутатом ГД может стать гражданин, достигший 21 года. Президентом РФ - 35 лет. Законы некоторых субъектов РФ содержат и ограничения максимального возраста - пассивного избирательного права лишаются лица, достигшие определенного возраста (обычно 60-65 лет);

2) ценз оседлости предполагает требование проживания на определенной территории в течение определенного срока. Так, Президентом РФ мажет стать гражданин, постоянно проживающий в РФ не менее 10 лет (ст. 81 Конституции РФ). В региональном избирательном законодательстве содержатся различные модификации ценза оседлости, связанные с различным требуемым сроком проживания, а также с требованиями к самому проживанию (преимущественное, постоянное, непризывное проживание);

4) языковый ценз заключается в требовании знания государственных языков субъекта РФ, где наряду с русским государственным является и язык титульной национальности республики в составе РФ. Такие цензы установлены в Адыгее, Башкортостане, Марий Эл и других республиках;

5) образовательный ценз предусматривает наличие у кандидата на выборную должность высшего образования (установлен в Хабаровском крае, Самарской области);

6) ценз судимости установлен в законодательстве Республики Саха (Якутия) - народными депутатами Государственного Собрания не могут быть избраны граждане, имеющие судимость, если она не снята или не погашена в установленном порядке;

7) ценз предыдущего издания означает, что не может быть избрано лицо, которое непосредственно перед выборами занимало выборную должность в течение нескольких сроков полномочий. Так, п. 3 ст. 81 Конституции РФ закрепляет, что одно и то же лицо не может занимать должность Президента РФ более двух сроков подряд.

Конституцией 1918 года всеобщее избирательное право было закреплено юридически. Основной закон закрепил принцип всеобщего для трудящихся избирательного права. Статья 64 подчеркивает отсутствие для трудящихся таких цензов как вероисповедание, национальность, оседлость и социального происхождения, имущественного положения и прошлой деятельности. Устанавливается для них лишь один, естественный ценз — возрастной, притом очень низкий, 18 лет. Больше того, закон разрешает понижать и эту возрастную норму. Очень широко трактуется и отсутствие национального ценза. В развитие ст. 20 специально подчеркивается, что избирательными правами пользуются не только граждане РСФСР, но и трудящиеся иностранцы.

Принцип равного избирательного права означает, что все граждане участвуют в выборах на равных основаниях и каждый избиратель имеет при голосовании один голос. Таким образом, только при наличии двух названных элементов выборы могут считаться равными.

Первый элемент равного избирательного права – участие в выборах на равных основаниях – обеспечивается тем, что ни один избиратель не имеет каких-либо преимуществ перед другим избирателем, а избирательные права всех российских граждан в равной мере охраняются законом. Это достигается образованием равных по численности избирателей избирательных округов при выборах депутатов законодательных (представительных) органов власти.

Второй элемент равного избирательного права – наличие у каждого избирателя только одного голоса – обеспечивается только тем, что избиратель не может быть включен более чем в один список избирателей; он голосует лично, и для получения избирательного бюллетеня требуется предъявление документа, удостоверяющего личность избирателя, а в списке избирателей делается отметка о выдаче избирательного бюллетеня.

Законодательством предусмотрены специальные гарантии, обеспечивающие равенство граждан при проведении выборов и референдума. Гражданин, обладающий активным избирательным правом, может быть включен в списки избирателей только по одному избирательному участку и участвовать в голосовании, проводимым по соответствующим выборам или референдуме, только один раз. Для выборов создаются однотипные избирательные округа, в которых устанавливаются общие нормы представительства. Эти округа равны по количеству проживающих в них избирателей и по количеству распределяемых в них мандатов. Каждому избирателю, участнику референдума выдается равное количество бюллетеней, установленных для соответствующих видов голосования. Законодательно установлены гарантии участия в выборах и референдуме граждан, по каким-либо причинам не имеющим возможности участвовать в голосовании в день проведения выборов и референдума на своем избирательном участке.

Конституция 1918г. Принцип неравенства избирательных прав для городского и сельского населения был зафиксирован в Конституции, правда, не в общей форме, а применительно к выборам отдельных звеньев государственного механизма. Закон применяет разные единицы измерения: в городах счет идет по избирателям, на селе — по жителям, более широкому понятию. Поэтому на практике преимущество рабочих перед крестьянами выражалось примерно в соотношении 3:1. До Конституции такое преимущество было даже больше.

Принципы избирательного права РФ являются основополагающими идеями-условиями его признания и реабилитации, соблюдение которых во время выборов обеспечивает народный характер волеизъявления.

Принципами избирательного права в РФ также являются всеобщее избирательное право, равное избирательное право, прямое избирательное право, тайное голосование, добровольность участия в выборах, свобода выборов для граждан, обязательность и периодичность выборов в качестве обязанности государства.

Всеобщее избирательное право

Всеобщим избирательным правом является конституционный принцип избирательной системы, который обозначает то, что предоставляется:

  • активное избирательное право для всех граждан РФ, которые достигли совершеннолетия, исключая тех лиц, которые были лишены данного права на основании закона;
  • пассивное избирательное право для всех граждан, которые удовлетворяют дополнительные, устанавливаемые на основании Конституции законы и избирательные цензы (ограничения).

На основании рассматриваемого принципа предполагается, что избирательное права может использоваться широким кругом граждан. В процессе реализации данного права можно допустить исключительно естественные разумные ограничения, признаваемые любым демократическом государстве и не рассматриваемые в качестве дискриминационных или ущемляющих представительный характер выборного органа власти.

Под всеобщим избирательным правом граждан РФ понимается то, что граждане РФ, которые достигли совершеннолетия, имеют право на избрание, участие в предусмотренных законом и проводимых законными методами других избирательных действиях, а по достижении возраста, который установлен на основании Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, конституций, уставов, законов субъектов Российской Федерации – иметь возможность избираться в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Реализация указанных прав не может зависеть от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места проживания, религии, политического убеждения, принадлежности общественным объединениям.

Особое значение для того, чтобы обеспечить всеобщность избирательного права граждан, а также пределов реализации, гарантируемых на основании законодательства, – это вопрос избирательных цензов, которые являются установленными законодательством ограничениями активного и пассивного избирательных прав и обуславливаются в соответствии с теми или иными обстоятельствами.

Избирательные цензы

Смысл основных составляющих возрастного избирательного ценза граждан Российской Федерации заключается в следующем:

  1. дополнительные возрастные ограничения для граждан РФ для того, чтобы принимать участие в выборах могут быть установлены исключительно по отношению к пассивному избирательному праву;
  2. установленным минимальным возрастом кандидатов на выборах является 21 год, как указано в законодательстве представительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, 30 лет – для выборов главы исполнительной власти субъектов Российской Федерациии и 21 год – для выборов в органы муниципалитета;
  3. устанавливается максимальный возраст кандидатов, после достижения которого у него больше нет права избираться в гос.органы субъектов Российской Федерации или в муниципальные органы не может быть допущено. В данном случае не может быть исключена возможность применительно к федеральным органам;
  4. закрепляется возрастной ценз на выборах в органы местного самоуправления, которая допускается только на основании законов субъектов Российской Федерации на основании условий, которые предусмотрены в федеральном законе.

Устанавливаются дополнительные условия реализации пассивного избирательного права, которые связаны с достижением определенного возраста – это право, а не обязанность представительного или законодательного органа субъекта Российской Федерации.

Избирательное законодательство по отношению как к пассивному, так и к активному избирательному праву закрепляет ценз оседлости. На основании норм 4 статьи Закона об основных гарантиях избирательного права федеральным конституционным законом или федеральным законом устанавливаются дополнительные условия того, как граждане приобретают избирательное право, связанные с тем, постоянно или преимущественно они проживают на определенной территории. Несмотря на это, в условиях не могут содержаться требования по отношению к продолжительности или срокам проживания, а законами субъектов Российской Федерации должно предусматриваться то, предоставляется ли активное избирательное право на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и в органы местного самоуправления для всех граждан, на постоянной или преимущественной основе проживающий на территории соответствующих субъектов Российской Федерации или муниципальных образований.

Исходя из этого, действительное законодательство по отношению к вопросам того, обладает ли гражданин активным избирательным правом исходит из факта, постоянно или преимущественно он проживает на определенной территории, без указания особых условий.

Характерным является то, что с вопросом всеобщего избирательного права граждан РФ связан вопрос относительно предоставления возможности на участие в муниципальных выборах для иностранных граждан. В 17 статье Закона об основных гарантиях избирательных прав предусматривается тот факт, в списки избирателей на выборах в органы местного самоуправления на основании международных договоров РФ и соответствующих федеральных законов, включая законы субъектов Российской Федерации, могут быть включены иностранные граждане, которые достигли совершеннолетия и на постоянной или преимущественной основе проживающие на территории муниципального образования, в котором и проводят указанные выборы. Факт признания за иностранными гражданами права на голосование на муниципальных выборах согласуется с провозглашением во 2 статье Конституции Российской Федерации человека, его прав и свобод в качестве высшей ценности, что отвечает негосударственной природе муниципальной деятельности и учитывает опыт большого количества иностранных государств, в которых самоуправления – это не прерогатива граждан и может распространяться на тех, кто проживает на территории муниципального образования иностранцев и лиц, не имеющих гражданства.

Основные принципы избирательного права

Принцип равного избирательного права существует на основании 19 статьи Конституции Российской Федерации и общепризнанных норм международного права. Закреплен в 1 пункте 3 статьи и в 5 статье Закона об основных гарантиях избирательных прав, а в 39 статье отмечается факт равенства прав и обязанностей кандидатов.

Равное избирательное право как и его принцип включает в себя одинаковое число голосов, которые предоставляются избирателям; равный вес голосов избирателей, равенство прав кандидатов в процессе предвыборной конкуренции.

Равное избирательное право означает, что граждане принимают участие в выборах на равных правах и обеспечивается на основании того, что у всех избирателей имеются одинаковые с точки зрения возможностями для выдвижения кандидатов, а также равные условия для того, чтобы отдавать свой голос, на основании одних и тех же правовых условий принимать участие в предвыборных агитациях.

Равенство на выборах достигается в первую очередь тем, что избирателя могут включить в список исключительно на одном избирательном участке и принимать участие в голосовании он может единожды. Каждый гражданин Российской Федерации получает одинаковое количество бюллетеней, а его волеизъявление имеет то же значение, что и волеизъявление иных граждан РФ.

Существенное значение для того, чтобы обеспечивалось равенство избирательных прав граждан имеет и указание закона на то, что избирательные округи, которые образовываются для того, чтобы проводить выборы должны быть приблизительно одинаковыми по числу избирателей.

Под принципом прямого избирательного права подразумевается, что граждане РФ могут голосовать на выборах в органы гос. власти и муниципалитета за или против кандидатов.

Любые другие формы косвенных выборов являются противоречащими федеральным законам и не могут осуществляться во время формирования представительной основы гос. и местной власти. Не может быть допущено также проведение многостепенных выборов, при которых гражданами избирается только нижняя ступень органов местного самоуправления, а членов вышестоящего государственного или муниципального органа избирают нижестоящие органы власти.

Каждый избиратель должен отдавать свой голос лично, голосовать за других избирателей запрещено.

Тайным голосованием исключается возможность того, что может присутствовать контроль со стороны иных органов или должностного лица, включая общественные объединения и граждан за волеизъявлением избирателей, и по этой причине законодательством рассматривается соблюдение тайны голосования в качестве одной из важнейших обязанностей избирательной комиссии, включая досрочное голосование и голосование вне помещения избирательного участка. Данным целям отвечает ряд организованных правил и гарантий того, как они обеспечиваются, содержащиеся в Законе об основных гарантиях избирательных прав, иных федеральных и региональных законах.

Добровольностью участия в выборах предполагается право избирателей на решение вопроса относительно того, целесообразно и необходимо ли голосовать, исключается обязательность избирательных действий. На основании 3 статьи Закона об основных гарантиях избирательных прав участие граждан в выборах – свободное и добровольное. Значение данного принципа для того, как организуются и проводятся различные избирательные кампании имеет большое значение. В 3 статье Конституции Российской Федерации основополагающим универсальным принципом реализации избирательного права граждан является свобода выборов.

Свободой выборов подразумевается, что во время организации и проведения выборов полностью исключается любое воздействие на граждан с целью принуждения к принятию или не принятию участия в выборах, включая оказание давления на результаты волеизъявления. Свободное избирательное право и добровольность участия в выборах на сегодняшний день – один из краеугольных камней избирательной политики и практики в Российской Федерации.

Под принципом свободных выборов подразумевается то, что избиратель самостоятельно решает, в какой мере он должен принимать участие в избирательном процессе.

Реализация принципа, который подразумевает добровольность и свободу выборов является тесно связанной с проблемой абсентеизма – того, что избиратели не принимают участие в выборах, уклоняются от голосования. На то, какой уровень абсентеизма в стране, влияние также оказывают политическая и экономическая обстановка. Высокий уровень абсентеизма приводит к тому, что орган власти или самоуправления избирается в лице небольшой части избирательного корпуса, на основании чего возникают сомнения в легитимности органа, или это также может привести к отсутствию результата избирательного процесса, если законом устанавливается обязательный минимум участия в выборах. На основании этого в некоторых страна предусматривается обязательный вотум – юридическая обязанность избирателей на принятие участия в голосовании.

Под принципом обязательности и периодичности выборов в качестве обязанности государства подразумевается, что государственные органы четко следуют установленным на основании конституции Российской Федерации и законами системе порядка выборов. Государством на законодательном уровне устанавливается периодичность выборов органов власти, которые непосредственно осуществляют функции представительства органов населения, гарантируется проведение выборов при особых условиях. Общая гарантия обязательности проведение выборов закрепляется в 9 статье Закона о гарантиях избирательного права, где указано, что выборы федеральных органов государственной власти, органов гос. власти субъектов Российской Федерации, органов муниципалитета – обязательные, периодические и должны проводиться в сроки, которые обеспечивают соблюдение сроков полномочий данных органов и их депутатов.

Обязательность проведения выборов обеспечивается на основании совокупности гарантий, которые есть наделение определенных лиц полномочиями по назначению выборов (к примеру, Президент Российской Федерации обладает правом назначения выборов Государственной Думы; Центральный избирательный комитет Российской Федерации обладает правом назначения выборов, если Президентом Российской Федерации данные выборы не назначит в установленные сроки); по определению сроков голосования на выборах; по определению сроков, когда назначаются и проводятся выборы.

Как было отмечено Конституционным судом Российской Федерации в постановлении от 11.06.2003 под номером 10-П, периодичность выборов является необходимым условием демократического развития страны, которая при помощи регулярного обновления составов органов публичной власти обеспечивает их демократический и правовой характер.

1. Гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования возраста 18 лет, имеет право избирать, быть избранным депутатом представительного органа муниципального образования, голосовать на референдуме, а по достижении возраста, установленного Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, - быть избранным депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти, выборным должностным лицом. Гражданин Российской Федерации, который достигнет на день голосования возраста 18 лет, вправе участвовать в предусмотренных законом и проводимых законными методами других избирательных действиях, других действиях по подготовке и проведению назначенного референдума. До назначения референдума в действиях по подготовке и проведению референдума имеет право принимать участие гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет.

2. Гражданин Российской Федерации имеет право избирать, быть избранным, участвовать в референдуме независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

3. Не имеют права избирать, быть избранными, осуществлять другие избирательные действия, участвовать в референдуме граждане, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

3.1. Не имеют права быть избранными граждане Российской Федерации, имеющие гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства. Указанные граждане вправе быть избранными в органы местного самоуправления, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации.

3.2. Не имеют права быть избранными граждане Российской Федерации:

а) осужденные к лишению свободы за совершение тяжких и (или) особо тяжких преступлений и имеющие на день голосования на выборах неснятую и непогашенную судимость за указанные преступления;

а.1) осужденные к лишению свободы за совершение тяжких преступлений, судимость которых снята или погашена, - до истечения десяти лет со дня снятия или погашения судимости;

а.2) осужденные к лишению свободы за совершение особо тяжких преступлений, судимость которых снята или погашена, - до истечения пятнадцати лет со дня снятия или погашения судимости;

б) осужденные за совершение преступлений экстремистской направленности, предусмотренных Уголовным кодексом Российской Федерации, и имеющие на день голосования на выборах неснятую и непогашенную судимость за указанные преступления, если на таких лиц не распространяется действие подпунктов "а.1" и "а.2" настоящего пункта;

б.1) осужденные к лишению свободы за совершение преступлений, предусмотренных статьей 106, частью второй статьи 107, частью третьей статьи 110.1, частью второй статьи 112, частью второй статьи 119, частью первой статьи 126, частью второй статьи 127, частью первой статьи 127.2, статьей 136, частями второй и третьей статьи 141, частью первой статьи 142, статьей 142.1, частями первой и третьей статьи 142.2, частью первой статьи 150, частью второй статьи 158, частями второй и пятой статьи 159, частью второй статьи 159.1, частью второй статьи 159.2, частью второй статьи 159.3, частью второй статьи 159.5, частью второй статьи 159.6, частью второй статьи 160, частью первой статьи 161, частью второй статьи 167, частью третьей статьи 174, частью третьей статьи 174.1, частью второй статьи 189, частью первой статьи 200.2, частью второй статьи 200.3, частью первой статьи 205.2, частью второй статьи 207.2, статьей 212.1, частью первой статьи 228.4, частью первой статьи 230, частью первой статьи 232, частью первой статьи 239, частью второй статьи 243.4, частью второй статьи 244, частью первой.1 статьи 258.1, частями первой и второй статьи 273, частью первой статьи 274.1, частью второй статьи 280, частью второй статьи 280.1, частью первой статьи 282, частью третьей статьи 296, частью третьей статьи 309, частями первой и второй статьи 313, частью первой статьи 318, частью второй статьи 354, частью второй статьи 354.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, и имеющие на день голосования на выборах неснятую и непогашенную судимость за указанные преступления, - до истечения пяти лет со дня снятия или погашения судимости;

в) подвергнутые административному наказанию за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьями 20.3 и 20.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, если голосование на выборах состоится до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию;

г) в отношении которых вступившим в силу решением суда установлен факт нарушения ограничений, предусмотренных пунктом 1 статьи 56 настоящего Федерального закона, либо совершения действий, предусмотренных подпунктом "ж" пункта 7 и подпунктом "ж" пункта 8 статьи 76 настоящего Федерального закона, если указанные нарушения либо действия совершены до дня голосования на выборах в течение установленного законом срока полномочий органа государственной власти или органа местного самоуправления, в которые назначены выборы, либо должностного лица, для избрания которого назначены выборы.

3.3. Если срок действия ограничений пассивного избирательного права, предусмотренных подпунктами "а.1", "а.2" и "б.1" пункта 3.2 настоящей статьи, истекает в период избирательной кампании до дня голосования на выборах, гражданин, пассивное избирательное право которого было ограничено, вправе в установленном законом порядке быть выдвинутым кандидатом на этих выборах.

3.4. Если деяние, за совершение которого был осужден гражданин, в соответствии с новым уголовным законом не признается тяжким или особо тяжким преступлением, действие ограничений пассивного избирательного права, предусмотренных подпунктами "а", "а.1" и "а.2" пункта 3.2 настоящей статьи, прекращается со дня вступления в силу этого уголовного закона.

3.5. Если тяжкое преступление, за совершение которого был осужден гражданин, в соответствии с новым уголовным законом признается особо тяжким преступлением или если особо тяжкое преступление, за совершение которого был осужден гражданин, в соответствии с новым уголовным законом признается тяжким преступлением, ограничения пассивного избирательного права, предусмотренные подпунктами "а.1" и "а.2" пункта 3.2 настоящей статьи, действуют до истечения десяти лет со дня снятия или погашения судимости.

3.6. Не имеют права быть избранными граждане Российской Федерации, причастные к деятельности общественного или религиозного объединения, иной организации, в отношении которых вступило в законную силу решение суда о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" либо Федеральным законом от 6 марта 2006 года N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" (далее - решение суда о ликвидации или запрете деятельности экстремистской или террористической организации).

Данное ограничение распространяется на лиц, являвшихся учредителем, членом коллегиального руководящего органа, руководителем, заместителем руководителя, руководителем регионального или другого структурного подразделения, заместителем руководителя регионального или другого структурного подразделения, участником, членом, работником экстремистской или террористической организации или иным лицом, причастным к деятельности экстремистской или террористической организации, в срок, начинающийся за три года до дня вступления в законную силу решения суда о ликвидации или запрете деятельности экстремистской или террористической организации - для учредителя, члена коллегиального руководящего органа, руководителя, заместителя руководителя, руководителя регионального или другого структурного подразделения, заместителя руководителя регионального или другого структурного подразделения, за один год до дня вступления в законную силу решения суда о ликвидации или запрете деятельности экстремистской или террористической организации - для участника, члена, работника экстремистской или террористической организации и иного лица, причастного к деятельности экстремистской или террористической организации, а также после вступления в законную силу указанного решения суда.

Положения настоящего пункта распространяются на участников, членов, работников экстремистской или террористической организации и иных лиц, в действиях которых вступившим в законную силу решением суда установлена причастность к деятельности экстремистской или террористической организации: непосредственная реализация целей и (или) форм деятельности (в том числе отдельных мероприятий), в связи с которыми соответствующая организация была признана экстремистской или террористической, и (или) выражение поддержки высказываниями, включая высказывания в сети "Интернет", либо иными действиями (предоставление денежных средств, имущественной, организационно-методической, консультативной или иной помощи) тем целям и (или) формам деятельности (в том числе отдельным мероприятиям) соответствующей организации, в связи с которыми она была признана экстремистской или террористической.

Лица, являвшиеся учредителем, членом коллегиального руководящего органа, руководителем, заместителем руководителя, руководителем регионального или другого структурного подразделения, заместителем руководителя регионального или другого структурного подразделения экстремистской или террористической организации, не могут быть избраны до истечения пяти лет со дня вступления в законную силу решения суда о ликвидации или запрете деятельности экстремистской или террористической организации.

Лица, являвшиеся участником, членом, работником экстремистской или террористической организации или иным лицом, причастным к деятельности экстремистской или террористической организации, не могут быть избраны до истечения трех лет со дня вступления в законную силу решения суда о ликвидации или запрете деятельности экстремистской или террористической организации.

4. Активным избирательным правом обладает гражданин, место жительства которого расположено в пределах избирательного округа. Пребывание гражданина Российской Федерации вне его места жительства во время проведения в округе, в котором расположено данное место жительства, выборов не может служить основанием для лишения его права на участие в выборах в органы государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления. Законом активное избирательное право может быть предоставлено гражданину, место жительства которого расположено за пределами избирательного округа.

5. Ограничения пассивного избирательного права, связанные с нахождением места жительства гражданина Российской Федерации на определенной территории Российской Федерации, включая требования к продолжительности и сроку проживания гражданина Российской Федерации на данной территории, устанавливаются только Конституцией Российской Федерации.

6. Федеральным законом, конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные условия реализации гражданином Российской Федерации пассивного избирательного права, не позволяющие одному и тому же лицу занимать одну и ту же выборную должность более установленного количества сроков подряд. Уставом муниципального образования могут устанавливаться дополнительные условия реализации гражданином Российской Федерации пассивного избирательного права, не позволяющие одному и тому же лицу занимать должность главы муниципального образования более установленного количества сроков подряд.

8. Кандидатом на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) может быть выдвинут гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования возраста 30 лет. Конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные условия реализации гражданином Российской Федерации пассивного избирательного права, связанные с достижением гражданином определенного возраста. Устанавливаемый минимальный возраст кандидата не может превышать 21 год на день голосования на выборах депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации и выборного должностного лица местного самоуправления. Установление максимального возраста кандидата не допускается.

9. Депутаты, выборные должностные лица, работающие на постоянной основе, не вправе заниматься предпринимательской деятельностью, а также иной оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной и иной творческой деятельности. При этом преподавательская, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации. Депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутаты законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации не могут замещать иные государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, должности государственной гражданской службы и должности муниципальной службы, быть депутатами иных законодательных (представительных) органов государственной власти или представительных органов муниципальных образований, выборными должностными лицами местного самоуправления. Выборные должностные лица местного самоуправления не могут быть сенаторами Российской Федерации и депутатами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, замещать иные государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации (далее также - государственные должности), должности государственной гражданской службы и должности муниципальной службы. Депутаты представительных органов муниципальных образований не могут замещать должности муниципальной службы, быть депутатами законодательных (представительных) органов государственной власти. Иные ограничения, связанные со статусом депутата, выборного должностного лица, могут устанавливаться федеральным законом.

10. На основании международных договоров Российской Федерации и в порядке, установленном законом, иностранные граждане, постоянно проживающие на территории соответствующего муниципального образования, имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, участвовать в иных избирательных действиях на указанных выборах, а также участвовать в местном референдуме на тех же условиях, что и граждане Российской Федерации.

11. В случае принятия комиссией решений, предусмотренных пунктом 1 или 2 статьи 63.1 настоящего Федерального закона, установленные настоящим Федеральным законом условия реализации гражданами Российской Федерации активного избирательного права, права на участие в предусмотренных законом избирательных действиях, права на участие в референдуме Российской Федерации, других действиях по подготовке и проведению референдума, связанные с достижением возраста 18 лет, определяются исходя из последнего возможного дня голосования на соответствующих выборах, референдумах.

12. В случае принятия комиссией решений, предусмотренных пунктом 1 или 2 статьи 63.1 настоящего Федерального закона, установленные настоящим Федеральным законом условия реализации гражданами Российской Федерации права быть избранными определяются исходя из первого возможного дня голосования на соответствующих выборах, референдумах.


Из урока можно узнать о том, что одним из политических прав гражданина Российской Федерации, закреплённым в Конституции нашей страны, является право избирать и быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления или принять участие в референдуме. Все эти права можно объединить одним термином – избирательное право.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Избирательное право"

Вы уже знаете о том, что одним из политических прав гражданина Российской Федерации, закреплённым в Конституции нашей страны является право избирать и быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления или принять участие в референдуме.

Все эти права можно объединить одним термином – избирательное право. Сегодня мы познакомимся с данным правом более подробно.

В объективном смысле избирательное право – это система законодательных норм и правил, которая регулирует общественные отношения, связанные с выборами.

В субъективном смысле – это гарантированная государством возможность для граждан участвовать в выборах. То есть конкретный комплекс прав граждан, среди которых нужно выделить активное и пассивное избирательные права.

Активное избирательное право – это право граждан участвовать в выборах в качестве избирателей, то есть непосредственно выбирать главу государства, депутатов парламента или органы местного самоуправления, а пассивное избирательное право – это право уже самих граждан быть избранными в представительные органы государственной власти.

Как правило, круг граждан, за которыми признают активное или пассивное избирательное право, ограничивается избирательными цензами.


Избирательный ценз – это установленные законом специальные условия, ограничивающие допуск лица к осуществлению своих избирательных прав.

Давайте рассмотрим основные из этих ограничений.

Возрастной ценз.

Обусловлен признанием за гражданином избирательных прав по достижению им определённого возраста. Как правило, по достижению совершеннолетия.

Например, в нашей стране активным избирательным правом обладают все граждане, достигшие восемнадцати лет, кроме признанных судом недееспособными или находящихся по приговору суда в местах лишения свободы.

Так же, как и у нас в стране, восемнадцатилетний порог для голосования установлен ещё в ста девяти странах мира, например в США и Великобритании.


В остальных странах мира этот возраст варьируется. Например, если бы вы жили в Японии, то принять участие в голосовании вы смогли бы только в двадцать лет. А будучи гражданами Бразилии, смогли бы отдать свой голос, начиная с шестнадцати лет.

В отличие от активного избирательного права, пассивное избирательное право может быть ограничено более высоким возрастным цензом.

Например, в нашей стране, Депутатом Государственной думы или местных дум (на областном, краевом, окружном и городском уровнях), а также главою города, может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший двадцати одного года, а президентом нашей страны может быть избран гражданин не моложе тридцати пяти лет.


Интересно, что верхний возрастной предел для избрания в государственные органы или для пребывания в их составе, как правило, в не устанавливается. То есть гражданин, например, может быть кандидатом в депутаты или президенты и в восемьдесят или даже сто лет.

Ценз оседлости.

Данный ценз предполагает, что за гражданином признаются избирательные права лишь после того, как он проживёт в данной стране или определённой местности установленное законом время.

Например, во Франции для голосования на любых выборах установлен ценз оседлости равный шести месяцам, а в Новой Зеландии этот ценз равен трём месяцам, которые нужно прожить на территории избирательного округа.

Следовало бы сказать о том, что для участия в выборах в качестве избирателя в нашей стране нет необходимости соответствовать цензу оседлости.

В России ценз оседлости, применяется только к кандидату на должность Президента Российской Федерации, который должен прожить в нашей стране не менее десяти лет.

Ценз гражданства.

Этот ценз означает, что к выборам допускаются лишь лица, состоящие в гражданстве государства не менее установленного законом срока. Например, согласно законодательству США членом палаты представителей Конгресса может быть избран человек, являющийся гражданином США не менее семи лет, а сенатором – не менее девяти лет.

В нашей стране ценз гражданства, прежде всего, заключается, в том, что кандидат на выборную должность должен быть гражданином Российской Федерации.

Образовательный ценз

Данные ценз предполагает допуск к выборам только тех граждан, которые обладают соответствующим уровнем образования. Например, такой ценз присутствует в законодательстве Кувейта.


Также образовательный ценз может заключаться в умении читать или писать. Например, согласно Конституции Бразилии неграмотные граждане страны не могут быть избраны.

Имущественный ценз.

Данный ценз заключается в требовании, чтобы избирателю принадлежало имущество не ниже, чем на определённую сумму или чтобы он уплачивал налоги определённого размера. Стоить отметить, что на сегодняшний день этот ценз практически нигде не применяется.

Моральный ценз

Данный ценз предполагает выдвижение определённых нравственных требований к избирателю со стороны общества и государства. Например, в Мексике не принимают участие в голосование лица, которые злоупотребляют наркотиками, а в Нидерландах лишённые родительских прав. Но интереснее всех сформулировали исландцы, так в этой стране для того чтобы пользоваться избирательными правами, от гражданина требуется, чтобы он вёл пристойный образ жизни и обладал добрым нравом.

В нашей стране к такого рода моральному цензу со стороны общества и государства можно отнести запрет на участие в голосовании гражданам, которые находятся по приговору суда в местах лишения свободы.

Граждане Российской Федерации также не имеют права быть избранными: за совершение: тяжких и особо тяжких преступлений и преступлений экстремистской направленности.

Наиболее редкими, но до сих пор применяемыми некоторыми государствами мира избирательными цензами являются религиозный и половой цензы.

Религиозный ценз предполагает принадлежность избирателя к определённой религии. Например, в парламент Ирана могут быть избраны только мусульмане.

Половой ценз прежде всего предполагает недопущение к выборам женщин. Например, гражданкам Саудовской Аравии разрешили голосовать и выставлять свои кандидатуры на муниципальных выборах только в 2015 году.


Интересной особенностью данных выборов является и то, что треть из всех избирательных участков в Саудовской Аравии были исключительно женскими.

Вам, наверное будет интересно узнать о том, что существует государство в котором половой ценз ни будет отменен никогда. Как вы думаете, что это за страна?

Это – Ватикан. Дело в том, что его главой является Папа Римский, который избирается кардиналами на пожизненный срок. И поскольку кардиналом может быть только мужчина, женщины не обладают избирательным правом.

Как вы уже догадались для законодательства нашей страны характерны: возрастной ценз, ценз оседлости, моральный ценз и ценз гражданства.

Осуществление избирательного права, прежде всего, связано с участием граждан страны в различные рода выборах.

Выборы – это публичное мероприятие, в ходе которого граждане осуществляют процедуру избрания кого-либо путём голосования.

Участие в выборах считается проявлением социальной ответственности, совести, политической и правовой зрелости и культуры каждого гражданина.

Демократичность выборов в России обеспечивается Конституцией страны и федеральными законами, такими как:

Для того чтобы выборы прошли в соответствие с законом и международными нормами и правилами, при их проведении необходимо руководствоваться целым рядом принципов избирательного права.

К основным принципам избирательного права можно отнести:

Принцип всеобщего избирательного права.

В соответствии с ним принципом все граждане страны независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, достигшие определённого возраста, вправе избирать органы государственной власти и местного самоуправления.

Первой страной в мире, предоставившей всем совершеннолетним гражданам право голоса без каких-либо различий, стала в 1893 году Новая Зеландия. Сегодня принцип всеобщности закреплён в законодательстве большинства стран мира.

Принципы прямого и косвенного избирательного права.

Применение принципов прямого или косвенного избирательного права или их определённое сочетание зависят от порядка формирования выборного органа.

Так, прямое избирательное право – это принцип, согласно которому кандидатов на выборные должности граждане выбирают прямо, то есть сами.

Этот принцип действует в подавляющем большинстве случаев на выборах нижних палат парламентов, например, как в нашей стране при выборах в Государственную Думу.

В некоторых странах он распространяется на выборы верхних палат парламента, например в США, Италии, Польше, или президентов, как это происходит у нас в стране, а также в Мексике или Болгарии, а также прямое избирательное право практически повсеместно применяется при выборах органов местного самоуправления.

Косвенное избирательное право означает, что избиратель выбирает определённое количество посредников (иногда их ещё называют выборщиками). Именно данные посредники в итоге и избирают кандидата на должность. Например, в США данный принцип используется при выборах президента, а в нашей стране данный принцип косвенного избирательного права не применяется.

Принцип равного избирательного права.

Согласно данному принципу все избиратели участвуют в выборах на равных условиях.

Это значит, что каждый избиратель имеет только один голос; голоса избирателей равны; избиратель не может быть включён более, чем в один список избирателей; все граждане обладают равными возможностями в реализации своих избирательных прав и так далее.

Принцип тайного голосования.

Согласно этому принципу не допускается какой-либо контроль за изъявлением воли избирателей. Тайное голосование гарантируется целым рядом законодательных процедур, например, каждый избиратель голосует только лично, голосование за других лиц не допускается; бюллетени для голосования должны быть анонимны, они не нумеруются и не должны содержать никаких пометок или граф, с помощью которых можно установить личность проголосовавшего; бюллетени заполняются только в специально оборудованном месте, где не допускается присутствие кого бы то ни было, включая членов избирательных комиссий.

Кстати в нашей стране был довольно интересный случай неличного голосования, который был признан законным. И связан он с космонавтом Михаилом Тюриным, который, находясь на орбите, смог принять участие в голосовании.


Технически это было организовано таким способом: космонавт сообщил о своём волеизъявлении по закрытому каналу связи в Центре управления полётами. В момент волеизъявления Тюрина все, находившиеся в комнате, где проходил сеанс связи, вышли из помещения, и космонавт конфиденциально сообщил доверенному лицу своё решение. Тот внёс его в избирательный бюллетень, который был опущен в урну для голосования.

Справедливости ради отметим, что в некоторых странах мира возможно голосование за других лиц. Например, в Китае разрешается голосование за других по доверенности, но одному и тому же гражданину реализацию своего права на голосование могут доверить не более трёх человек.

Принципы свободного участия в выборах.

Данный принцип означает, что избиратель свободен решать вопрос не только о том, участвовать ли ему в выборах, но и за кого он будет голосовать.

Но стоит заметить, что в некоторых странах мира, например в Австралии, Австрии, Бельгии, Греции, Италии, Люксембурге и других, участие гражданина в выборах в качестве избирателя, является его обязанностью. В этом случае за уклонение от исполнения данной обязанности гражданин может быть привлечён к ответственности в виде морального осуждения, штрафа и даже тюремного заключения.


Итак, что же определяют, регулируют и устанавливают избирательные цензы и принципы?

· базовые принципы избирательной системы государства;

· условия предоставления гражданам избирательных прав;

- проведение предвыборной агитации,

- финансирование избирательных кампаний,

- порядок определения результатов голосования.

· нормы представительства, то есть число жителей или избирателей, представляемых одним депутатом;

· статус и полномочия избирательных комиссий и так далее.

Давайте подведём итоги нашего урока и ответим на следующие вопросы.

1. С какого возраста и при каких условиях гражданин обретает статус избирателя?

Читайте также: