В первобытном обществе запреты как способы регулирования права выражались в следующем запрещалось

Обновлено: 28.06.2024

В структуре социальных норм первобытного общества можно выделить следующие элементы.

1. Содержание социальных норм первобытного общества, как отмечалось, было направлено на обеспечение присваивающей экономики, существование и воспроизводство членов рода и общины в природной среде. В этих нормах закреплялась и тотемная система, содержащая обязанности сохранять определенные виды животных, растений, иных предметов природы и характеризующаяся верой в сверхъестественную связь и кровную близость данной родовой группы с каким-либо тотемом, который считался родоначальником и покровителем рода.

2. Способы регулирования в основном сводились в зачаточной форме к трем формам: запреты, дозволения и обязывание.

Запрет – способ регулирования отношений в первобытном обществе, который сводился к установлению табу на совершение определенных действий под страхом наказаний. Запреты существовали главным образом в виде различного рода табу, подкрепленные религиозным страхом перед непреодолимым возмездием за нарушения принятых правил определенного поведения (например, запрет кровосмешения как угроза жизнеспособности рода).

Дозволения (или разрешения) – способ регулирования отношений в первобытном обществе, который заключался в разрешении человеку выбирать для себя определенное поведение или заниматься определенной деятельностью в соответствии с интересами его рода. То есть своего рода рекомендации определенного поведения первобытного человека, соответствующего интересам его рода и племени или их объединений в условиях присваивающего хозяйства.

Обязывание – способ регулирования отношений в первобытном обществе, который заключался в обеспечении выполнения членами рода определенных общественных дел. Позитивное обязывание имело своей целью организационное обеспечение каких-то общественных дел: охоты, сбора плодов и кореньев, приготовления пищи и ее распределения, изготовления орудий труда и другие.

Важно подчеркнуть, что все эти способы регулирования не имели своей целью изменение окружавших человека природных условий и его выделение из природы, а были направлены на эффективное обеспечение присвоения первобытной общиной готовых предметов природы и их приспособление для удовлетворения нужд человека.

3. Формы выражения социальных норм эпохи присваивающей экономики не знали письменного закрепления. Отличительным свойством социальных норм догосударственного периода является устная форма их передачи из поколения в поколение. Поэтому эти нормы находили свое выражение в мифах, традициях, обычаях, ритуалах, всякого рода обрядах и других, обращенных к “священному” опыту предков формах. Вот почему такие общества именуют традиционными, когда, говоря словами родоначальника немецкой классической философии И. Канта (1724–1804), “мертвые управляют живыми”.

Вместе с тем, наряду со стихийными процессами формирования традиций, обычаев и обрядов во времена присваивающей экономики знали и сознательное, творческое создание норм, хотя и без оформления в нормативных актах. Сюда следует отнести устанавливаемые регламенты и определенные процедуры регулирования отдельных хозяйственных, брачно-семейных и иных отношений между сородичами, рассмотрения и разрешения споров, назначения наказания провинившимся и другие.

4. Санкции имели место по отношению к нарушителям социальных норм, хотя в основном эти нормы исполнялись добровольно. Поскольку обычаи и другие нормы не отделялись от религиозных требований, то и санкции (общественное порицание, телесное наказание или телесное повреждение, изгнание из общины или предание смерти и др.), как правило, приобретали религиозную окраску воздействия на человека каких-то сверхъестественных сил [3].

Специфика социальных норм первобытного общества выражалась и в том, что, во-первых, в них еще не делалось определенного различия между правами (одних) и обязанностями (других) членов рода, поскольку в первобытной родовой общине господствовало социальное равенство; и, во-вторых, в обычаях родового строя не было еще видового различия традиционных, нравственных, религиозных и правовых норм, как это имеет место в более развитых цивилизованных обществах. Обычаи носили синкретический (слитный, нерасчлененный) характер первоначальных императивов. Вот почему в современной исторической науке и этнографии нормы первобытного общества получили название мононорм (от греч. monos – один, единый), основной формой существования которых являлись обычаи. Соответственно все отношения между людьми в первобытном обществе регулировались мононормами. Мононорма – обычай (норма) первобытного общества, который носит синкретический (слитный, нерасчлененный) характер первоначальных императивов.

Содержимое работы - 1 файл

РЕФЕРАТ роль инициации и табу в первобытном обществе.docx

Глава II. Роль табу в первобытном обществе

Табу выступает в первобытном обществе как система запретов на совершение определенных действий. Табу регламентировали важнейшие стороны жизни человека. Обеспечивали соблюдение брачных норм.

Огромное количество запрещений и обрядов, созданы этой системой. Суть запрещений кроется в суеверном стремлении первобытного человека оградить всякое религиозное правило или запрет целым рядом параллельных запретов, руководствуясь либо аналогией с основным запретом, либо желанием оградить основной запрет даже от самой отдалённой возможности нарушения. В свою очередь каждое новое запрещение становилось предметом дальнейших расширительных запрещений. Санкцией и охраной подобных запрещений служило фетишистское преклонение первобытного человека перед всем, что старо, традиционно, завещано отошедшими поколениями, и в особенности перед тем, что закреплено традиционным атрибутом табу — священностью.

Прежде всего, табу применялось ко всему тому, что имело непосредственное отношение к божеству. Даже иногда имена их были табу: запрещалось их произносить. Некоторая пища была строжайшим табу. Отведавший её навлекал на себя неизбежную смерть. Дни и сезоны, посвящённые религиозным целям, обставлены были строжайшими табу. В обыкновенные дни табу требовалось только воздерживаться от обычных занятий, но во время чрезвычайных табу запрещалось даже разводить огонь, производить шум. Такие табу устанавливались во время приготовления к войне, перед большими религиозными церемониями, во время болезни вождей. Табу продолжались иногда годы, иногда несколько дней. Обычная их продолжительность составляла 40 дней, но бывали табу, продолжавшиеся по 30 лет, в течение которых запрещалось, например, стричь волосы.

Можно выделить следующие табу как основные способы регулирования, существовавшие в первобытном обществе:

  • запреты;
  • дозволения или разрешения;
  • позитивное обязывание, которые в первобытном обществе находились ещё в зачаточной форме. Далее рассмотрим способы регулирования подробней.

Запреты существовали главным образом в виде табу, в виде подкрепленной религиозными верованиями недопустимости определенного поведения, например, браков между кровными родственниками. Люди догадались о биологическом, следовательно, и социальном вреде кровнородственных связей и запрещали их под страхом тягчайших наказаний уже на самых древних этапах своего существования.

Дозволения также определяли поведение человека или объединений людей, указывая на виды животных и время охоты на них, на виды растений и сроки сбора их плодов, выкапывания корней, на пользование той или иной территорией, источниками воды, на допустимость добрачных половых связей. Дозволялось также охотиться и собирать пищу на отведенных участках; отдавать для распределения среди членов общины и для подарков членам других общин туши животных; участвовать в мщении за вред, причиненный члену общины. Запрещалось нарушать разделение функций между мужчинами и женщинами, взрослыми и детьми; запрещались убийство, телесные повреждения, каннибализм, кровосмешение; запрещались похищение женщин и детей, применение оружия на стоянках, воровство, нарушение правил супружеского союза между общинами, также систематическая ложь, нарушение супружеской верности, соблазнение чужих жен и т.п.

Позитивное обязывание предусматривало организованность поведения в процессах приготовления пищи, строительства жилищ, разжигания костров и поддержания огня, изготовления орудий. Однако все эти способы регулирования не были направлены на изменение природных условий и выделение человека из природы, а обеспечивали лишь наиболее эффективные формы присвоения предметов природы и их переработки, их приспособления для удовлетворения потребностей человека.

Возникновение табу Фрейд объясняет следующим образом: после того как сыновья убили своего отца, их охватили чувства вины и раскаяния. И чтобы искупить свой грех и предотвратить жестокую борьбу за женщин в своей среде, сыновья создали законы – табу.

Обобщая полученные данные, можно сделать вывод, что обряд инициации и форма табу в первобытном обществе существовали для контроля идеологии и социальных установлений, написанных правил племён.

От мужчины всегда требовалось больше выдержи и смелости, поэтому именно мужским инициациям придавалось первостепенное значение. Можно выделить следующие отличия женских инициаций от мужских:

1) посвящения, связанные с взрослением девушек, менее распространены, чем аналогичные обряды для мальчиков, хотя также относятся к очень древним культурам;

2) ритуалы значительно меньше разработаны, чем у мальчиков;

3) посвящение молодых девушек проходит индивидуально.

  • обрезание крайней плоти в исламе и иудаизме;
  • крещение и миропомазание (конфирмация) в христианстве;
  • возложение священного шнура у индуистов.

Заключаем, что инициация – обряд перехода, после которого испытуемый перестает быть собой и становится другим человеком. Ритуалы инициации в первобытном обществе часто различаются, но у всех есть одно общее – боль. Возможно, эти ритуалы проводятся для того, чтобы удостоверится, что человек, принятый в группу будет её надёжным членом, который должен вынести боль, унижение и при этом не покинуть группу. Обряды инициации во всех первобытных племенах показывают, как человек дорожит своей принадлежностью к племени или статусу, или взрослой жизни. Ведь этой потребностью отмечены все люди.

Юноши при прохождении инициации, изучали и усваивали социальные нормы общества, знакомясь при этом с мифами и с сопровождающими их обрядами. В настоящее время в этнографической литературе отмечается, что не физические испытания юношей составляют главную цель инициации. Во время инициации, а также в процессе подготовки к ним идет обучение подростков социальным нормам, а различные, сопровождающие обряды инициации, направлены на то, чтобы наилучшим способом закрепить в памяти подростков эти нормы, опыт, знания своего общества. Таким образом, инициации – это также неотъемлемый элемент нормативной системы, воплощенной в мифах. Здесь инициация пересекается с принципами табу, которые должен усвоить в процессе обряда каждый испытуемый. Ведь система табу охватывала все сферы жизни и являлась единственной формой регламентации, заменявшей всё то, что сегодня называется официальной религией, законом, юридической моралью и правом.

Табу послужили основой многих позднейших социальных и религиозных норм, часто являются основанием для принятия различных законов в государствах. А табу в первобытном обществе в течение длительного времени был единственной формой общественного регулирования.

Онлайн калькуляторы

Ключевые слова: правовое воздействие, правовое регулирование, механизм правового регулирования, правовые средства, способы правового регулирования, дозволение, обязывание, запрет.

Объектом исследовательской работы определены способы правового регулирования, воздействие на общественные отношения.

Предметом исследовательской работы является запрет как один из методов правового регулирования.

Цель исследовательской работы – рассмотреть запрет в виде регулятора на общественные отношения.

Задачи исследовательской работы:

  • Рассмотреть понятие и способы правового регулирования
  • Раскрыть основополагающие запреты правового регулирования
  • Выделить функциональное назначение запретов
  • Определить роль запретов в обществе

Введение

Историография

Не случайно, что правые средства регулирования сегодня являются предметом изучения исследователей различных специальностей. Основные характеристики методов правового регулирования получили свое научное осмысление в контексте историко-правовых теорий эволюционного развития общества (И. С. Хохлова, А. В. Малько, Н. И. Дивеева), в концепциях

механизма правового воздействия на общественные отношения (С. С. Алексеев, А. И. Бобылев, А. А. Абрамова).

Правовое регулирование имеет значимое место в развитии государства и общества. Оно представляет собой процесс воздействия государства на общественные отношения с помощью юридических норм.

Большинство теоретиков права сходятся во мнении, что существует всего три исходных способа правового регулирования: дозволение, запрет и обязывание.

Дозволение содержит возможность совершения определенных действий, обязывание заключает необходимость совершения активных действий, а запрет предполагает необходимость воздерживаться от конкретных действий.

Запреты сформировались первыми в истории управления человеческими отношениями. Выраженные в виде табу они порождались самими социальными условиями коллективной жизни и труда и были призваны избавить первобытное общество от вредной и опасной в те времена инициативы и самостоятельности людей.

Запрет как один из способов регулирования общественных отношений появляется одновременно с человеческим обществом и представляет собой социальную норму, необходимость выполнения которой обосновывается "законом природы". Становление запрета как собственно юридического средства регулирования общественных отношений предполагает официальное признание, законодательное закрепление и гарантированность со стороны государства соответствующих социальных норм.

Первобытные запреты отличались однозначностью и жесткостью, их предписания были предметными, максимально определенными, казуистичными, лишенные пока еще каких-либо обобщающих идей или принципов. Такие веления были непререкаемы и не подлежали сомнению либо критике. После дифференциации мононорм, запреты были восприняты моралью, а потом и религией, и оттуда уже заимствованы правом. Поэтому большое количество запретов в праве и морали совпадают.

По мере разложения первобытнообщинного строя и формирования классового общества происходят преобразования запретов по содержанию и социальной направленности, из средства обеспечения сплоченности и единства первобытного коллектива они превращаются в средство фиксации, сохранения и упрочения привилегий господствующих классов8. В современных условиях использование запретов становится все более и более дифференцированным, их основным назначением становится установление и поддержание стабильного порядка в обществе и обеспечение безопасности жизнедеятельности граждан.

Н. С. Малеин говорил: "Объективно запрет может казаться недемократической формой регулирования, в действительности является правовым средством осуществления свободы поведения, поскольку представляет полную и равную для всех свободу за пределами запрета"9. (Несмотря на разнообразные преобразования в обществе правовые запреты не потеряют своей актуальности никогда).

Правовой запрет - это предписание воздерживаться от определенного социально вредного и опасного поведения под угрозой наступления ответственности для нарушителя.

Запрещенный вид деятельности фактически возможен и осуществим, но запрещен правом в силу того, что вреден и опасен для общества, может причинить ущерб интересам личности или государства10.

Вводя правовой запрет, законодатель выражает свою отрицательное отношение к определенным поступкам, осуждает их и устанавливает вид и меру наказания за совершение запрещенных действий.

Главная цель запрета - предупреждение возможной нежелательной деятельности, которая может причинить ущерб общественным интересам11. В связи с чем основное назначение правовых запретов заключается в охране общих интересов и благ, в защите жизни, здоровья, чести и достоинства личности. В механизме правового регулирования запреты устанавливают границы осуществления дозволений, и вместе с тем являются гарантией их реализации.

Запреты воздействуют на сознание и волю индивида таким образом, что блокируют его нежелательные для общества, вредные для других людей и государства интересы12.

Защищая права и свободы отдельной личности, запреты тем самым охраняют общество в целом. Следовательно, можно сделать вывод, что запреты исполняются не просто в чужих интересах конкретного лица, а в интересах всего общества, человечества, их благополучия и процветания.

Реализация запретов обеспечивается возможностью применения государственного принуждения к субъекту, не подчинившемуся требованию правовой нормы.

Запреты выполняют специфическую охранительную функцию, направленную на вытеснение противоправных и вредоносных общественных отношений.

Основными целями правовых запретов являются охрана и защита существующей системы отношений, а также гарантирование дальнейшего ее развития.

Главная задача запретов заключается не в упорядочивании общественных отношений, а скорее в недопущении возникновения их негативных проявлений, предупреждении совершения социально вредных действий, образующих общественное отношение13.

В масштабах всей правовой системы они выступают инструментов поддержания законности и стабильности общественной жизни.

Можно утверждать, что в современном обществе вес запретов в механизме правового регулирования общественных отношений меньше, чем дозволений и обязываний. Это объясняется тем, что существование и функционирование запретов вызывается экстремальными ситуациями, ненормальными, отклоняющимися от всеобщего порядка.

Тенденция к сокращению запретительных норм в правовой системе свидетельствует о развитии и совершенствовании общества.

Об установлении запрета может свидетельствовать описание в НПА правонарушения и определение санкции за его совершение. (Особенная часть Уголовный Кодекс Российской Федерации, содержащая сведения о наказаниях за определенные действия, и тем самым вводящая запреты на эти деяния). Нормы права, содержащие в себе информацию о недопустимом поведении, называются запрещающими или охранительными14.

Выводы

Таким образом, большое значение имеет правильное определение целей и задач правового регулирования, выбор правовых средств регулирования. Дозволения, запреты и обязывания есть наиболее глубокий слой механизма правового регулирования. В ходе реализации права они как бы проникают во все его звенья — юридические нормы, правоотношения, акты реализации, во многом определяя их черты и особенности. Запреты определяются нами как система способов конституционно-правового регулирования общественных отношений, закрепленных в нормах Конституции Российской Федерации и направленных на упорядочивание наиболее важных общественных отношений.

Источники и использованная литература

Абрамова А. А. Эффективность механизма правового регулирования: дисс. … канд. юрид. наук. Красноярск, 2006. – 202 с.

Алексеев С. С. Механизм правового регулирования в социалистическом государстве. М., 1966. – 114 с.

Бобылев А. И. Механизм правового воздействия на общественные отношения // Государство и право. 1999. №5. С. 104-109.

Дивеева Н. И. Общеправовые средства в механизме правового регулирования трудовых отношений // Правоведение. 2002. №3. С. 56-62.

Исаков В. Б. Правовое регулирование и юридические факты // Правоведение. 1980. №5. С. 34-37.

Малеин Н. С. Современные проблемы юридической ответственности // Государство и право. 1994. № 6. С. 23.

Малько А. В. Правовые средства как общетеоретическая проблема // Правоведение. 1999. №2. С. 4-16.

Малько А. В. Эффективность правового регулирования // Правоведение. 1990. №6. С. 61-67.

Тамм Л. Приказание и запрет, поощрение и наказание: Таллин, 1971. – 36 с.

Хохлова И. С. Способ правового регулирования: дисс. … канд. юрид. наук. Саратов, 2009. – 197 с.

Автором трактата “Об общественном договоре, или Принципы политического права” (1762 г.) и одним из идеологов школы естественного права является
Аналогия человеческого общества, государства с развивающимся биологическим организмом лежит в основе такой теории происхождения государства и права, как
Аристотель, Р. Фильмер, Н. Михайловский были сторонниками такой теории происхождения государства и права, как
В логической структуре правовой нормы, характерной для раннего права, по формуле “если - то - иначе” санкцией является элемент
В основу работы Ф. Энгельса “Происхождение семьи, частной собственности и государства” положено исследование трудов
В рамках договорной теории происхождения государства и права такие этапы, как - 1) естественное состояние людей; 2) заключение общественного договора; 3) возникновение государства - в логической последовательности выглядят следующим образом:
В современной науке выделяют следующие пути возникновения государственности
В установлении позитивных правил поведения членов раннеклассового общества, в регулировании общественных отношений проявляется такая функция права, как
Видным представителем органической теории происхождения государства и права был
Воззрение о том, что государство возникает в ходе “естественного отбора” (борьбы, войны), вследствие завоевания сильными племенами слабых, подчинения одного класса людей другому, характерно для такой теории происхождения государства и права, как
Возникновение и развитие права и государства как продукта закономерного и непрерывного процесса, аналогичного развитию самого народа, обычаев, языка и т.п. - это представление свойственно такой теории происхождения государства и права, как
Высказывание о том, что человек есть существо общественное по своей природе, принадлежит
Высказывание о том, что “государство есть продукт общества на известной ступени развития” принадлежит
Высокий уровень способа производства и организации государственно-правового механизма, отсутствие пережитков первобытнообщинного строя - эти черты характерны для такого пути развития раннеклассовых государств, как
Гуманитарные науки фактически можно назвать
Денежные взносы населения, собираемые специально уполномоченными органами государства для содержания государственно-властного аппарата, - это
Денежный штраф, взыскиваемый в качестве наказания в раннеклассовом государстве, обращался в пользу
Для анализа сходства, различия и классификации правовых явлений и правовых систем в теории государства и права используется метод
Для государственной власти, в отличие от общественной власти при родовом строе, характерной чертой является
Для присваивающей экономики характерным видом деятельности является
Для регулирования общественных отношений в первобытном обществе характерно
Е. Дюринг, Л. Гумплович, К. Каутский были сторонниками такой теории происхождения государства и права, как
Естественные права и свободы человека в Конституции РФ
Естественным правам человека свойственна
Идеологическая функция теории государства и права заключается в
Идея о том, что государство происходит из семьи как первоначальной ячейки общества, является результатом разрастания семьи, лежит в основе такой теории происхождения государства и права, как
Из перечисленных методов изучения - 1) анализ; 2) статистический; 3) компьютерной обработки; 4) дедукция - теория государства и права использует
Из перечисленных признаков - 1) социальная дифференциация (расслоение) общества; 2) укрепление поселения и превращение его в административно-хозяйственный центр; 3) развитие производительных сил, рост прибавочного продукта - для раннеклассовых городов-государств являлись характерными
Из перечисленных признаков - 1) территориальная организация населения; 2) сохранение кровнородственных связей; 3) выделение из общества особого слоя управленцев - для раннеклассовых городов-государств являлись характерными
Из перечисленных признаков - 1) территориальная организация общества; 2) наличие аппарата государственной власти; 3) налоги; 4) наличие органов, осуществляющих государственное принуждение, - к признакам государства относятся
Из перечисленных субъектов - 1) общее собрание; 2) старейшины; 3) военачальники и жрецы; 4) специально созданный аппарат принуждения - власть в первобытном обществе осуществляли
Из перечисленных теорий происхождения государства и права - 1) договорная; 2) органическая; 3) историческая; 4) патриархальная - основанными на нематериалистическом мировоззрении - являются
Из перечисленных теорий происхождения государства и права - 1) классовая; 2) теория насилия; 3) теологическая; 4) естественно-правовая - материалистическими являются
Из перечисленных утверждений - 1) государство и право возникают в связи с делением общества на классы, в результате классовой борьбы и общественного разделения труда; 2) возникновение государства и права связано с заключением общественного договора; 3) с исчезновением классов государство и право отмирают - для марксистской теории происхождения государства и права характерно
Из перечисленных утверждений - 1) государство и право существуют только в классовом обществе; 2) развитие государства и права обусловлено производственными отношениями; 3) государство и право - орудия классового господства - для марксистской теории происхождения государства и права характерно
Из перечисленных функций - 1) теоретическая; 2) методологическая; 3) идеологическая; 4) воспитательная; 5) прогностическая - теория государства и права выполняет
Из перечисленных функций права - 1) регулятивная; 2) охранительная; 3) гуманистическая; 4) идеологическая; 5) воспитательная - в раннеклассовых государствах право осуществляет такие функции, как
Из перечисленных элементов - 1) органы государственного управления; 2) органы по сбору налогов; 3) судебные органы - в структуру органов государственной власти входят
Из перечисленных элементов - 1) совместный коллективный труд; 2) общая собственность на продукты производства; 3) объединение членов общины по территориальному признаку; 4) производящая экономика, наличие прибавочного продукта - для первобытной родовой общины характерно:
Из следующих признаков - 1) общеобязательность; 2) обеспеченность государственным принуждением; 3) персонифицированность; 4) системность - к признакам права относятся
Из следующих элементов - 1) правовые идеи и переживания; 2) нормы права; 3) социальные нормы; 4) общественные отношения, регулируемые нормами права (правоотношения), - право в широком смысле слова включает в себя
К числу отраслевых юридических наук относятся
К. Маркс, Ф. Энгельс, В. Ленин являлись основоположниками такой теории происхождения государства и права, как
Концепция о “гидравлическом” происхождении и развитии государственности в некоторых странах Древнего Востока лежит в основе такой теории происхождения государства и права, как
Мононормы регулируют общественные отношения в обществе
На вере в Бога, божественный разум основана такая теория происхождения государства и права, как
На естественных, неотъемлемых правах человека базируется такая теория происхождения государства и права, как
Необходимость изучения государственно-правовых явлений и процессов в их развитии и взаимосвязи отражает принцип
Неолитическая революция, в соответствии с концепцией А.Б. Венгерова, произошла в результате
Общественное порицание нарушителя, телесное наказание, изгнание из общины в первобытном обществе - это разновидности
Общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права как явлений общественной жизни, их взаимосвязь и взаимовлияние характеризуют
Один из признаков государства, выражающийся в верховенстве и независимости данного государства по отношению к любым другим видам власти, а также другим государствам - это
Одним из основных представителей исторической школы права был
Одним из памятников права раннеклассового общества является
Одной из закономерностей возникновения государства является
Определение “Общее правило поведения людей, представляющее собой образец, которым они должны руководствоваться” относится к понятию
Определение “Общепринятое исторически сложившееся традиционное правило поведения, закрепленное многократным повторением в ходе длительной общественной практики” относится к понятию
Определение “Организация политической власти, необходимая как для выполнения классовых задач, так и для решения организационных вопросов любого общества на определенном этапе его развития, призванная обеспечивать внутренний порядок и внешнюю безопасность” относится к понятию
Определение “Превращение решения суда по конкретному делу в общую норму, подлежащую применению при аналогичных обстоятельствах” относится к понятию
Определение “Система методов, приемов, способов и принципов исследовательской деятельности, получения знаний об изучаемом явлении” относится к понятию
Определение “Система объективных знаний об общих закономерностях возникновения, развития и функционирования государства и права, государственно-правовых явлениях и процессах” относится к понятию
Определение “Система правил (норм) поведения, установленных или санкционированных государством” относится к понятию
Основные направления деятельности государства, которые меняются в связи с его развитием, - это его
Основным разработчиком ирригационной теории происхождения государства является
Основными сторонниками и идеологами историко-материалистической (классовой) теории происхождения государства и права были
Первые государства, которые пришли на смену первобытной организации общества, были
Первые излишки продуктов жизнеобеспечения появились в связи с
Перечисленные этапы - 1) появление мононорм; 2) возникновение обычаев; 3) возникновение раннеклассовых государств - можно перечислить в логической последовательности следующим образом:
Позитивное право - это
Познание и осмысление сущности, содержания и форм государства и права, а также других государственно-правовых явлений и процессов - в этом проявляется такая функция теории государства и права, как
Право в качестве средства защиты государственного строя, собственности и т.д. в раннеклассовом обществе, осуществляет такую функцию, как
Право в раннеклассовом обществе, закрепляя представления о необходимых принципах и правилах поведения, духовных и моральных ценностях, выполняет тем самым такую свою функцию, как
Право в раннеклассовом обществе, смягчая социальное напряжение, противоречия и остроту классовой борьбы путем закрепления компромиссов, выполняет тем самым такую свою функцию, как
Право на жизнь, свободу, собственность и прочее, принадлежащее человеку от рождения и заложенное в самой его сущности - это право
Правовые обычаи, по сравнению с обычаями, существовавшими при родовом строе, - это обычаи,
Представителями договорной теории происхождения государства и права являлись
Представителями психологической теории происхождения государства и права являлись
Представление о делении права на интуитивное (присущие человеку правовые взгляды, убеждения, переживания) и позитивное (совокупность официальных правовых норм) свойственно такой теории происхождения права, как
Прогностическая функция теории государства и права заключается в
Санкции, свойственные праву в раннеклассовом государстве, классифицируются на
Санкция в первобытном обществе - это
Соединение в раннеклассовом государстве в одних руках светской и верховной религиозной власти носит название
Сосредоточение в раннеклассовых государствах в руках господствующего класса власти, основанной на праве распоряжения и управления общественной собственностью, характерно для такого типа возникновения государств, как
Сосредоточение в раннеклассовых государствах в руках господствующего класса власти, основанной на частной собственности на средства производства, характерно для такого типа возникновения государств, как
Социальные нормы первобытного общества, имеющие слитный, единый характер и включающие в себя элементы традиций, морали, религиозных норм называются
Способ регулирования отношений в первобытном обществе, который заключался в обеспечении выполнения членами рода определенных общественных дел, называется
Способ регулирования отношений в первобытном обществе, который заключался в разрешении человеку выбирать для себя определенное поведение или заниматься определенной деятельностью в соответствии с интересами его рода, называется
Способ регулирования отношений в первобытном обществе, который сводился к установлению табу на совершение определенных действий под страхом наказания, называется
Способы регулирования отношений, применяемые в первобытном обществе
Среди способов регулирования - 1) запреты; 2) дозволения; 3) обязывания - для социальных норм первобытного общества характерны
Сторонниками теологической теории происхождения государства и права были
Структура системы юридических наук состоит из наук
Такие юридические науки, как криминология, криминалистика, судебная медицина, судебная психиатрия относятся к числу
Такой метод, применяемый в теории государства и права, как метод сравнительного правоведения, является
Теорий происхождения государства и права существует всего
Теория государства и права именуется общей потому, что
Теория государства и права относится к числу юридических наук
Томизм - учение богослова Фомы Аквинского - возникло из такой теории происхождения государства и права, как
Школа естественного права возникла и сформировалась в
Юриспруденция - это
“Неолитическая революция” - это
Три крупных общественных разделения труда - 1) отделение ремесла от земледелия и скотоводства; 2) отделение земледелия от скотоводства; 3) появление торговцев и рынка - хронологически можно расположить следующим образом:

Социальные нормы (право) первобытного общества – это совокупность правил поведения, устанавливаемых и обеспечиваемых родовыми общинами или племенами, посредством которых регулировались общественные отношения в этих социальных группах.

Характеристика социальных норм первобытного общества:

1) знания первобытных людей о нормах, правилах поведения – правах и обязанностях отражали религиозные представления об окружающем мире;

2) правила поведения основывались на биологической, физиологической и половозрастной специфики человеческого организма;

3) информация о нормах, правилах поведения в первобытном обществе (родовых общинах, племенах) содержалась в ритуалах, обрядах, мифах, обычаях;

4) в правилах поведения устанавливались три способа регулирования общественных отношений: запрет, дозволение, обязывание, но эти способы не разграничивались между собой и потому назывались мононормами;

5) за нарушения запретов применялись меры наказания, которые были примитивны и жестоки (изгнание из рода или племени, кровная месть, талион 1 , забивание камнями);

6) правила поведения в первобытном обществе не закреплялись на каких-либо материальных носителях информации, а запоминались людьми, передавались вербально 2 от поколения к поколению и выражались в действиях членов рода, племени (жесты, звуки, знаки, устная речь).

2 Вербальный – лат. – устный, словесный. Современный словарь иностранных слов. М. 1992. С. 121.

Источниками социальных норм первобытного общества были:

1) церемонии, ритуалы, обряды;

Церемонии, ритуалы, обряды – это

правила поведения, которые проявлялись в совершении определенного порядка символических действий людей, отражающих уровень развития культуры социальных групп первобытного общества.

Примеры церемоний, ритуалов и обрядов первобытного общества:

а) церемония вступления в брачные отношения;

б) ритуал проводов соплеменников на охоту;

в) ритуал вступления в должность вождя;

д) ритуал посева зерен у славянских народов;

е) обряд преподношений;

ж) обряд инициации (посвящения);

з) обряд захоронения умершего (в саване, в гробу, сидя, лежа);

и) обряд хождения по земле применялся при спорах о межах, границах земельного участка.

2. Мифы –

образные примеры (сказки, былины), которые учили людей тому, что следует делать и чего делать нельзя. 2

С его помощью в наглядно-образной форме объяснялись явления природы и общественной жизни.

3 Миф – (греч. – предание, сказание), повествования о богах, духах, обожествленных героях и первопредках, возникшие в первобытном обществе. В первобытном обществе миф – основной способ познания мира, опирающийся на своеобразную логику (нерасчлененность, тождественность субъекта и объекта, предмета и знака, существа и его имени. Новый энциклопедический словарь. М. 2004. С. 736.

В мифах интегрировались и подлинные знания, и художественные образы, и нравственные предписания, и религиозные представления.

Главное в мифах – аккумуляция (интеграция, обобщение) опыта жизни людей и доведение этой информации до сведения каждого члена первобытного общества.

Мифология представляла совокупность хороших и плохих примеров, способы поведения, которым должны следовать люди в своих взаимоотношениях с природой и с друг с другом.

Былина о трех богатырях

• Эти персонажи олицетворяли:

• - силу власти племени,

• - охрану его территориальных границ,

• - разделение управленческих функций.

• а) даже самое трудное дело можно выполнить, если действовать сообща;

• б) нельзя пренебрегать даже самыми малыми усилиями, поскольку они могут оказаться решающими в достижении цели.

Обычаи – это

правила поведения, сложившееся исторически, на протяжении жизни нескольких поколений, ставшее всеобщим в результате многократного повторения. 5

а) почитание старших;

б) соблюдение поста;

в) распределение повседневной работы между взрослыми, между взрослыми и детьми;

На Руси обычаи в ряде случаев были облечены в форму поговорок, пословиц, песен, сказаний, из которых некоторые позднее стали формой закона, а другие остались в обыденном общении.

"Молодой на битву, а старый - на думу";

"Молодой князь, молода и дума";

"На одном вече, да не одни речи", т.е. требование единогласия;

"Чей хлеб кушаешь, того и слушаешь", т.е. ограничение правоспособности договором личного найма;

"Братчина судит, как судья";

"Что старее, то правее";

"Что город, то норов; что деревня, то обычай".

Лучший сборник русских пословиц, в том числе и юридических, составлен В.И. Далем.

Религиозные обычаи – это

правила поведения, регулирующие отношения между людьми на основе религиозных текстов, заповедей, представлений о Боге.

Примеры религиозных обычаев:

Религиозные заповеди – это

морально-нравственные предписания к совершению определенных деяний.

К ним, в частности, в православной религии можно отнести заповеди Божии:

• возлюби Господа Бога всем сердцем и всею душою;

• возлюби ближнего твоего, как самого себя;

• не сотвори себе кумира;

• не поминай имени Господа Бога в суете;

• чти отца твоего и матерь твою;

Богоугодные обычаи:

• миропомазание при крещении;

• причащение (вкушение хлеба – тела и вина – крови Иисуса Христа);

Религиозные запреты:

Молитвы – это

обращения священнослужителя или верующего к Богу, составная часть богослужения.

• Отче наш, сущий на небесах!

• Да святится имя Твоё;

• Да придет Царствие Твоё;

• Да будет воля Твоя и на земле, как на небе;

• Хлеб наш насущный дай нам на сей день;

• И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим;

• И не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого;

• Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки.

Агрокалендари – это

• правила поведения регламентирующие отношения между людьми в процессе проведения сельскохозяйственных работ.

• Агрокалендари формировались на основе многолетних наблюдений людьми за погодой и определяли сроки выполнения тех либо иных сельскохозяйственных работ.

• Для получения хороших результатов в земледелии людям необходимо было знать – когда надо было пахать, сеять, полоть, убирать и хранить урожай.

Право древнего государства

- это совокупность норм права, устанавливаемых и обеспечиваемых органами публичной власти, посредством которых регулировались общественные отношения в городах, землях, княжествах, волостях, округах, селах.

Характеристика права древнего государства:

1. Представление о нормах права, правилах поведения, правах и обязанностях претерпевают изменения в пользу лиц, обладающих публичной властью.

2. Правовое регулирование общественных отношений осуществлялось на основе норм права, которые разрабатывались лицами, стоящими у власти, органами публичной власти.

3. Правила поведения устанавливаются вождем, князем в своих интересах и без учета общественного мнения.

4. Процесс правового регулирования отношений приобрел осознанную и целенаправленную форму и осуществлялся органами публичной власти.

5. Нормы права древнего государства также закрепляли три способа правового регулирования: запрет, дозволение, обязывание, но в отличие от социальных норм первобытного общества в них более четко проводилась грань различий между правами, обязанностями и запретами.

6. Осуществлялось правовое закрепление социального положения (прежде всего имущественного неравенства) людей в древних источниках права.

7. Нормы права носили казуистический характер, т.е. основой норм были конкретные жизненные ситуации, решения по которым являлись образцами для последующих рассмотрений аналогичных дел.

8. В нормах права древнего государства устанавливалось не только физические (телесные), но и в большей степени имущественные наказания с привилегией по отношению к лицам, стоящим у власти.

9. Оформление принятых правил поведения осуществлялось, закреплялось на различных материальных носителях информации (деревянные или каменные таблички, столбы, береста), как правило, в письменном виде.

Способы формирования источников права древнего государства:

1. Санкционирование обычаев - государство признавало, закрепляло и разрешало в своих правовых документах только те исторически сформировавшиеся правила поведения людей в первобытном обществе, которые отражали интересы лиц, обладающих политической властью.

2. Формирование и развитие юридической практики (прежде всего судебной) - при разрешении конкретных конфликтов и споров судебные органы выносили решения, основываясь на обычаях, собственных представлениях о справедливости.

Эти решения являлись ориентирами при рассмотрении в дальнейшем аналогичных конфликтов и споров между людьми.

В результате создавались правовые прецеденты и формировалось прецедентное право.

3. Правотворчество государства – разработка и принятие нормативных документов (договоров, уставов, законов), обязательные для исполнения всеми субъектами и поддерживаемые силой государственного принуждения.

В результате правотворчества государства формируется такой источник права как нормативно-правовой акт.

Читайте также: