В отношении каких объектов из перечисленных составляется декларация пожарной безопасности тест

Обновлено: 25.06.2024

Впервые требование о наличии на каждое здание или сооружение такого документа, как декларация пожарной безопасности, появилось в августе 2008 году, с принятием Федерального закона Технический регламент о требованиях пожарной безопасности № 123-ФЗ.

Появилось много вопросов как у собственников, так и у сотрудников пожарного надзора, связанных как с оформлением, так и с содержанием. В феврале 2009 года МЧС России определило форму и порядок регистрации, но вопросов не стало меньше. В этой статье постараюсь дать некоторые пояснения по таким вопросам.

Важно: Пример заполнения декларации пожарной безопасности нового образца, утверждённой Приказом МЧС России от 16 марта 2020 года № 171 по кнопке скачать внизу страницы.

Зачем нужна и что это такое

Исходя из определения, следует, что декларация ПБ это официальное заявление собственника объекта о его действиях по обеспечению пожарной безопасности, в том числе по выполнению требований ПБ своего объекта, для обеспечения допустимого риска исходя из социально-экономических условий, который может привести к гибели человека в результате пожара.


Изначально планировалась как документ, содержащий перечень требований, которые собственник объекта должен соблюдать при эксплуатации здания или сооружения. Тем самым у собственника под рукой всегда была как бы “шпаргалка” по пожарной безопасности конкретного объекта. Мысль светлая, но на деле все обстоит совсем не так.

Начну с истории. С 2007 года в МЧС России исключена функция по осуществлению государственного пожарного надзора на объектах градостроительной деятельности. Это повлекло за собой сложности в учете вновь построенных объектов в органах государственного пожарного надзора, так как сведения для взятия на учет и дальнейшего планирования надзорной работы было просто не где взять.

Структурные подразделения органов строительного надзора и Росреестра не были обязаны передавать такие сведения в МЧС России. Так или иначе декларация пожарной безопасности являлась хорошим подспорьем в деле по учету вновь введенных в эксплуатацию зданий и сооружений. Немаловажно то, что декларация содержит полную информацию о самом объекте с указанием адреса, а также всю необходимую информацию о собственнике объекта, включая его контактные данные. Эта информация в первую очередь используется органами пожарного надзора для организации проведения проверок объектов.

Наказание за отсутствие

Проверка документов по пожарной безопасности

Проверка документов по пожарной безопасности

За отсутствие ввели административное наказание в виде предупреждения или штрафа, как и за другие нарушения требований ПБ а именно:

  • от 1 000 до 1 500 рублей – на граждан;
  • от 6 000 до 15 000 рублей – на должностных лиц и индивидуальных предпринимателей;
  • от 150 000 до 200 000 тысяч рублей на юридических лиц.

Суммы штрафов как за нарушение требований ПБ, хотя декларация не имеет отношения к обеспечению пожарной безопасности. Отсутствие этого документа правильнее было бы классифицировать как непредставление в государственный орган сведений, представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом его законной деятельности, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде.

Штрафы за такие нарушения на порядок ниже:

  • на граждан в размере от 100 до 300 рублей;
  • на должностных лиц – от 300 до 500 рублей;
  • на юридических лиц – от 3 000 до 5 000 рублей.

Но здесь есть сложность. Нигде не упоминается о том, что декларация ПБ нужна для осуществления органами государственного пожарного надзора его законной деятельности. Хотя как изложено выше, другой цели для регистрации декларации в органах пожарного надзора не наблюдается.

Разработка

Вопрос: В каких случаях необходимо разрабатывать?

Отмечу, что наличие требуется не для всех зданий и сооружений.

Не требуется разрабатывать для:

  • гаража на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, или строительства на земельном участке, предоставленном для ведения садоводства, дачного хозяйства;
  • объектов, не являющихся объектами капитального строительства (киосков, навесов и других);
  • строений и сооружений вспомогательного использования;
  • отдельно стоящих жилых домов с количеством этажей не более чем три, предназначенные для проживания одной семьи (объекты индивидуального жилищного строительства);
  • жилых домов с количеством этажей не более чем три, состоящие из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования (жилые дома блокированной застройки), в случае, если строительство или реконструкция таких жилых домов осуществляется без привлечения средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
  • многоквартирных домов с количеством этажей не более чем три, состоящие из одной или нескольких блок-секций, количество которых не превышает четыре, в каждой из которых находятся несколько квартир и помещения общего пользования и каждая из которых имеет отдельный подъезд с выходом на территорию общего пользования, в случае, если строительство или реконструкция таких многоквартирных домов осуществляется без привлечения средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
  • отдельно стоящих объектов капитального строительства с количеством этажей не более чем два, общая площадь которых составляет не более чем 1500 квадратных метров и которые не предназначены для проживания граждан и осуществления производственной деятельности, за исключением особо опасных объектов, а также технически сложных или уникальных объектов;
  • отдельно стоящих объектов капитального строительства с количеством этажей не более чем два, общая площадь которых составляет не более чем 1500 квадратных метров, которые предназначены для осуществления производственной деятельности и для которых не требуется установление санитарно-защитных зон или для которых в пределах границ земельных участков, на которых расположены такие объекты, установлены санитарно-защитные зоны или требуется установление таких зон, за исключением особо опасных объектов, а также технически сложных или уникальных объектов;
  • буровых скважин, предусмотренных подготовленными, согласованными и утвержденными в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах техническим проектом разработки месторождений полезных ископаемых или иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр.

При этом есть исключения. Декларация пожарной безопасности подготавливается в любом случае если:

  • проводится расчет для оценки пожарного риска;
  • проводится оценка возможного ущерба третьим лицам от воздействия пожара, например при добровольном страховании ответственности.

Стоит упомянуть о том, что может составляться как в целом на объект защиты, так и на отдельные, входящие в его состав здания, сооружения, строения, к которым установлены требования ПБ.

То есть, если вы являетесь собственником нескольких объектов, то имеете полное право подготовить одну декларацию на все свои объекты. Рекомендую выбрать другой вариант, так как объекты в большинстве случаев отличаются друг от друга и соответственно требования пожарной безопасности к ним предъявляются тоже разные.

Вопрос: Кто может разрабатывать?

Из официальных разъяснений МЧС России следует, что необходимо сначала определить, на какой объект необходимо разработать: проектируемый или существующий.

На проектируемый объект, в том числе при проведении расчетов по оценке пожарного риска, разработка производится застройщиком либо проектной организацией. Отмечу, что расчеты пожарных рисков, равно как и разработка декларации о ПБ с такими расчетами, могут проводить только аккредитованные в МЧС России организации.

На существующий объект – собственником, или лицом, владеющим объектом защиты на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному федеральным законом или договором.

Вот здесь стоит задуматься, о том является застройщик или собственник, которые к примеру являются физическими лицами, специалистами пожарной безопасности. В подавляющем большинстве случаев – нет. Следовательно, этим будут заниматься специализирующиеся в этой области люди и организации, но при этом ответственность за полноту и достоверность содержащихся в декларации сведений будут нести собственник объекта защиты или лицо, владеющее объектом защиты на праве хозяйственного ведения, оперативного управления либо ином законном основании, предусмотренном федеральным законом или договором.

Использование

Вопрос: Куда и кому нужно предоставлять декларацию пожарной безопасности?

Чтобы получить правильный ответ гораздо проще проконсультироваться по этому вопросу в ближайшем подразделении государственного пожарного надзора лично или про телефону, так как необходимо узнать адрес, время приема граждан или как это сделать используя сеть Интернет. Если такой возможности нет или вы хотите узнать больше о структуре органов государственного пожарного надзора МЧС России, а может по другой причине, попробуйте разобраться в следующем:

  • при расположении объектов на территории закрытого административно-территориального образования, особо важных и режимных организаций – в соответствующий орган ГПН специального и воинского подразделения;
  • при расположении объекта, на территории двух и более федеральных округов – в структурное подразделение центрального аппарата МЧС России;
  • при расположении объекта, на территориях двух и более субъектов Российской Федерации, находящихся в пределах одного федерального округа – в структурное подразделение соответствующего территориального органа ГПН регионального центра МЧС России;
  • при расположении объекта, на территории двух и более муниципальных образований, находящихся в пределах одного субъекта Российской Федерации, а также на объекты, критически важные для национальной безопасности страны, и особо важные пожароопасные объекты защиты – в структурное подразделение соответствующего территориального органа ГПН ГУ МЧС России по субъекту Российской Федерации;
  • при расположении объекта защиты, в пределах территории одного муниципального образования – в территориальный отдел (отделение, инспекцию) структурного подразделения соответствующего территориального органа ГПН ГУ МЧС России по субъекту Российской Федерации.

Представление декларации в органы ГПН

Вам предоставляется выбор из двух вариантов:

В любом случае лучше уточнить куда отправлять, чтобы избежать путаницы.

Сроки представления

Для объектов, эксплуатирующихся на 1 мая 2009 года, должна была быть представлена не позднее 1 мая 2010 года.

Для введенных в эксплуатацию зданий и сооружений после 1 мая 2009 года должна предоставляться в органы государственного пожарного надзора в течение одного года.

Для проектируемых объектов после 1 мая 2009 года представляется застройщиком или заказчиком до ввода их в эксплуатацию.

Изменение или обновление документа

Периодичность обновления не установлена, но есть ряд условий при которых документ придется переделывать, а именно:

  • В случае изменения содержащихся в ней сведений (например: смена собственника, изменения назначения здания или сооружения);
  • в случае изменения требований ПБ.

С первым как бы все ясно, но вот второе условие… Формально с каждым изменением нормативных документов по пожарной безопасности необходимо переделывать декларацию или вносить в нее изменения и заново ее направлять на регистрацию в органы государственного пожарного надзора. К примеру, в Правила противопожарного режима в Российской Федерации после 2012 года вносилось уже несколько изменений (17.02.2014, 23.06.2014, 06.03.2015, 10.11.2015, 06.04.2016). Специально умалчиваю о других документах, содержащих требования пожарной безопасности, в которые вносились изменения или принятых вновь (а их не мало). Искренне сомневаюсь, что кто-либо переделывал декларацию или вносил в нее изменения хотя бы пять раз. То есть нарушение за которое можно привлечь к ответственности есть у всех собственников и всегда.


Резюмируя изложенное можно сделать следующие выводы:

  1. Документ, который ни как не влияет на обеспечение пожарной безопасности здания или сооружения.
  2. Не нужна в практической деятельности и не интересна собственникам объекта.
  3. Нужна органам государственного пожарного надзора для учета объектов и планирования своей работы по их проверке, но при этом это ни как не афишируется.
  4. Документ который правильно может разработать не каждый, что дает постоянную возможность зарабатывать организациям, осуществляющем свою деятельность в области ПБ.
  5. Документ, наличие которого уже предусматривает административную ответственность, так как он чаще всего будет содержать требования пожарной безопасности, которые уже к моменту проверки изменились.

P.S. Не могу удержаться от комментариев относительно заявления отдельных должностных лиц государственного пожарного надзора относительно того, что декларации пожарной безопасности разработаны на 100% объектов. Тут ложь и правда “в одном флаконе”.

Огромные сомнения, что все собственники, в том числе проживающие за границей, подали декларации. Ложь заключается в том, что ряд деклараций пожарной безопасности были возвращены собственникам объектов без регистрации по причине того, что указаны не все (или не те) пункты нормативных документов, которые содержат требования пожарной безопасности. Но де-факто, декларации были составлены по установленной форме и направлены в органы государственного пожарного надзора в установленные сроки, а проверять должностным лицам государственного пожарного надзора полноту и достоверность сведений, содержащихся в декларации пожарной безопасности, разрешено только в период проверки самого объекта, но ни как не при регистрации декларации. Собственники этих объектов не стали направлять декларации повторно, а просто сохранили письменные отказы в регистрации деклараций, которые подтверждают, что требование закона они выполнили.

Правда же заключается в том, что на 100% объектов предоставлены декларации пожарной безопасности, так как учет этих объектов и велся по этим декларациям. Сколько объектов указано в декларациях пожарной безопасности, столько и соответственно объектов с декларациями деклараций. Очень даже все логично.

Только вот резонный вопрос возникает: – Те объекты на которые не подали декларации пожарной безопасности МЧС России проверять не будет?

Образцы

Рекомендации

О декларации пожарной безопасности в Интернете информации достаточно. Множество сайтов предлагает юридическим лицам помощь по составлению декларации и сопутствующим услугам - в обмен на немалые суммы. Причем цены зашкаливают не из-за сверхтрудности задачи, а из-за умения разработчика формировать у заказчика представление о ее сверхтрудности. Разберемся, так ли уж сложна эта задача. Может ли бюджетник составить и зарегистрировать пожарную декларацию самостоятельно?

Декларация пожарной безопасности (ДПБ, пожарная декларация) - это форма оценки соответствия, содержащая информацию о мерах пожарной безопасности, направленных на обеспечение нормативного значения пожарного риска на объекте защиты. То есть ДПБ является одной из форм оценки соответствия объектов защиты требованиям пожарной безопасности .
--------------------------------
Пункт 7 ст. 2, п. 4 ч. 1 ст. 144 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Регламент).

ДПБ представляется в течение года со дня ввода объекта защиты в эксплуатацию .
--------------------------------
Часть 6 ст. 64 Регламента.

На основании каких документов разрабатывается пожарная декларация?

ДПБ разрабатывается в соответствии с положениями ст. ст. 6, 64 Регламента. Форма и правила заполнения декларации определены положениями Приказа МЧС России от 24.02.2009 N 91 "Об утверждении формы и порядка регистрации декларации пожарной безопасности".

В каких целях разрабатывается пожарная декларация?

ДПБ разрабатывается для повышения уровня ответственности лиц, обеспечивающих пожарную безопасность на своем объекте.
Поэтому согласно п. 3 Приказа МЧС России N 91 пожарная декларация разрабатывается и представляется собственником объекта защиты или лицом, владеющим объектом на законном основании - на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо на ином законном основании (далее - владелец объекта). Владелец объекта должен уметь правильно выбрать способ защиты от возгорания, обеспечить безопасность людей.

Какие объекты должны иметь пожарную декларацию?

Наличие пожарной декларации - одно из обязательных условий обеспечения пожарной безопасности объекта защиты.
В соответствии с ч. 1 ст. 64 Регламента ДПБ составляется в отношении объектов защиты (зданий, сооружений, в том числе производственных объектов), для которых законодательством РФ о градостроительной деятельности предусмотрено проведение экспертизы проектной документации (за исключением многоквартирных жилых домов, одноквартирных жилых домов, в том числе блокированных). Такая экспертиза проводится в отношении объектов капитального строительства .
--------------------------------
Часть 1 ст. 49 ГрК РФ.

К объектам капитального строительства отнесены здания, строения, сооружения, объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек (п. 10 ст. 1 ГрК РФ).
ДПБ составляется в отношении зданий с классом функциональной пожарной опасности Ф1.1. К таким объектам согласно пп. "а" п. 1 ч. 1 ст. 32 Регламента отнесены:
- здания дошкольных образовательных организаций;
- здания специализированных домов престарелых и инвалидов (неквартирные);
- больницы;
- спальные корпуса образовательных организаций с наличием интерната и детских организаций.

Для каких объектов не требуется пожарная декларация?

Согласно ч. 2 ст. 49 ГрК РФ экспертиза не проводится в отношении проектной документации некоторых видов жилых домов, многоквартирных домов, а также отдельно стоящих объектов капитального строительства высотой не более 2 этажей, общая площадь которых составляет не более чем 1500 кв. м (за исключением особо опасных, технически сложных или уникальных объектов):
- которые не предназначены для проживания и осуществления производственной деятельности;
- которые предназначены для осуществления производственной деятельности и не требуют установления санитарно-защитных зон или для которых в пределах границ земельных участков, где они расположены, установлены санитарно-защитные зоны или требуется установление таких зон.
Следовательно, для таких объектов не требуется разрабатывать и утверждать пожарную декларацию.

Можно ли разработать ДПБ только для одного помещения (например, при сдаче его в аренду)?

В соответствии с п. 2 Приказа МЧС России N 91 пожарная декларация может составляться как в целом на объект защиты, так и на отдельные входящие в его состав здания, сооружения, строения и помещения, к которым установлены требования пожарной безопасности.

Кто имеет право составлять пожарную декларацию?

Владелец объекта может сам разобраться, что такое пожарная безопасность объекта, какие требования должны соблюдаться и соблюдаются ли они конкретно на его объекте. На основании полученных сведений он может самостоятельно оценить, насколько его объект и применяемые технологии безопасны для персонала, а также для третьих лиц. Указанные требования собственник и излагает в декларации. Установлена ли на объекте противопожарная сигнализация? Находится ли она в рабочем состоянии? Прошел ли персонал соответствующий инструктаж? И так далее. Вопросы довольно просты.
К тому же для на сайте МЧС www.mchs.gov.ru для пользователей организована консультационная поддержка, разработаны специальные формы заполнения ДПБ (Полезная информация/Юридическим лицам/Горячая линия по реализации "Технического регламента о требованиях пожарной безопасности").
В ходе селекторного совещания, проведенного МЧС 07.02.2010, было отмечено, что руководитель учреждения (объекта защиты) имеет право привлечь к составлению ДПБ любого технического работника (специалиста) или организацию. При этом наличие у исполнителей каких-либо лицензий, аккредитаций (в том числе территориальных органов МЧС и др.) и т.п. не требуется .
--------------------------------
Письмо Рособразования от 27.02.2010 N 16-486/07-03 "О декларациях пожарной безопасности" (далее - Письмо о ДПБ).

Декларация подписывается руководителем объекта защиты, заверяется печатью учреждения и может быть представлена в территориальные органы МЧС лично руководителем либо уполномоченным лицом, по почте, электронной почте и т.п.

Что должно быть указано в пожарной декларации?

Форма и Порядок регистрации ДПБ утверждены Приказом МЧС России N 91.
ДПБ включает в себя информацию об объекте защиты по трем разделам: "Оценка пожарного риска, обеспеченного на объекте защиты", "Оценка возможного ущерба имуществу третьих лиц от пожара", "Перечень федеральных законов о технических регламентах и нормативных документов по пожарной безопасности, выполнение которых обеспечивается на объекте защиты".

Как оценить пожарный риск?

Пожарный риск - это оценка возможности возникновения пожарной опасности объекта защиты и последствий для людей и материальных ценностей. Оценка пожарного риска, обеспеченного на объекте защиты, заполняется на основании расчета.
Расчет обязателен только для производственных объектов и объектов, на которых нарушаются нормативные документы по пожарной безопасности. Если производство на объекте отсутствует и нет предписаний о нарушении пожарной безопасности, расчет пожарного риска выполнять не нужно - на это указано в Письме о ДПБ. Поэтому руководитель учреждения, прежде чем отказаться от заполнения данного раздела, должен определить, выполняются ли обязательные требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон о техническом регулировании), и нормативными документами по пожарной безопасности.
Если расчет необходим, в ДПБ указываются расчетные и допустимые значения уровня пожарного риска, комплекс инженерно-технических и организационных мероприятий для обеспечения допустимого значения уровня пожарного риска. Расчеты в виде отчета прикладываются к декларации.
Расчетные величины пожарного риска сопоставляются с его нормативными значениями, установленными ст. 79 Регламента.
Правила проведения расчетов утверждены Постановлением Правительства РФ от 31.03.2009 N 272 "О порядке проведения расчетов по оценке пожарного риска" (далее - Правила расчетов).
Расчетные величины пожарного риска определяются по методикам, утверждаемым МЧС.

Как оценить возможный ущерб для имущества третьих лиц?

К третьим лицам могут относиться физические и юридические лица (арендаторы, посетители, соседи и т.п.), имущество которых может пострадать во время пожара на объекте защиты.
При заполнении раздела об ущербе собственник объекта исходит из своих расчетов по оценке возможного ущерба для чужого имущества (именно имущества, а не здоровья) либо использует реквизиты документов страхования (в этом случае к ДПБ прилагается копия страхового полиса, если оценка проведена в рамках добровольного страхования ответственности за ущерб третьим лицам от воздействия пожара).
В разделе могут быть указаны стоимостная и (или) количественная характеристики имущества третьих лиц, которому может быть нанесен ущерб от пожара.
Если нет нарушений обязательных требований пожарной безопасности, установленных Федеральными законами о технических регламентах, и требования нормативных документов по пожарной безопасности выполнены (например, противопожарные разрывы между зданиями соответствуют нормативным), если на объекте нет имущества посетителей, арендаторов, то в разделе можно указывать, что возможный ущерб для имущества третьих лиц от пожара практически исключен.

Что входит в перечень законов для пожарной декларации?

Кто проверяет пожарную декларацию?

Юридическое лицо, заполняющее ДПБ, несет полную ответственность за достоверность декларации. Выполнение указанных норм контролируется впоследствии при плановой проверке . Если пожарный инспектор обнаружит невыполнение задекларированных норм, на организацию будет наложен штраф.
--------------------------------
В соответствии с п. 12 Приказа МЧС России N 91.

Примечание. При плановой проверке инспектор может запросить ДПБ, даже если в распоряжении о проведении проверки требование о представлении этого документа отсутствует.

Примеры санкций за нарушение задекларированных требований пожарной безопасности - Постановления ФАС ЗСО от 23.01.2014 по делу N А75-3392/2013 (организация оштрафована на 160 тыс. руб.) и ФАС ВВО от 02.10.2013 по делу N А82-10015/2012 (детский сад оштрафован на 150 тыс. руб.). Объекты проверялись по нормам, на основании которых проектировались.

В каких случаях нужно вносить изменения в существующую ДПБ или разрабатывать новую?

Если условия на объекте защиты не меняются, то ДПБ бессрочна. Данный документ уточняется или разрабатывается вновь, если произошли изменения, затрагивающие содержащиеся в ДПБ сведения (например, смена собственника объекта защиты, изменение функционального назначения объекта либо сферы деятельности организации, проведение капремонта, реконструкции или технического перевооружения, появление новых нормативов) (ч. 6 ст. 64 Регламента). Поправки, вносимые в декларацию, регистрируются в порядке, установленном для регистрации ДПБ.

Нужно ли согласовывать пожарную декларацию?

Какова ответственность за отсутствие пожарной декларации?

Отсутствие ДПБ является административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 и 2 ст. 20.4 КоАП РФ.
Нарушение требований пожарной безопасности, в том числе отсутствие ДПБ, влечет предупреждение или наложение административного штрафа: на должностных лиц - от 6 до 15 тыс. руб., на юридических лиц - от 150 до 200 тыс. руб.
Если проверка, выявившая отсутствие пожарной декларации, проводится в условиях особого противопожарного режима, это грозит наложением административного штрафа на должностных лиц от 15 до 30 тыс. руб., на юридических лиц - от 400 до 500 тыс. руб.

К сведению. Особый противопожарный режим может устанавливаться в случае повышения пожарной опасности решением органов государственной власти или органов местного самоуправления на соответствующих территориях (ст. 30 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", далее - Закон о пожарной безопасности).

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:


Декларирование пожарной безопасности является важнейшей из форм оценки соответствия объектов защиты требованиям пожарной безопасности. Цель декларирования пожарной безопасности — повышение уровня знаний собственников и иных владельцев объектов защиты в области пожарной безопасности и их ответственности за ее обеспечение

Так, согласно ст. 6 Закона № 123-ФЗ пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий:


При этом в случае выполнения обязательных требований пожарной безопасности, установленных техническими регламентами, принятыми в соответствии с Законом № 184-ФЗ, и требований нормативных документов по пожарной безопасности, а также для объектов защиты, которые были введены в эксплуатацию или проектная документация на которые была направлена на экспертизу до дня вступления в силу Закона № 123-ФЗ, расчет пожарного риска не требуется.

Таким образом, законодатель исходил из того, что собственник (владелец) объекта защиты либо выполняет обязательные нормативные требования и тогда не обязан производить расчет уровня пожарного риска, либо защищает используемый им объект защиты на основе расчетных методов и обеспечивает приемлемый уровень пожарного риска.

Закон № 123-ФЗ устанавливает исчерпывающий перечень обязательных для выполнения требований пожарной безопасности, которые ранее содержались в более чем 2 тыс. различных документах. Сегодня все подлежащие исполнению требования пожарной безопасности компактно изложены в Законе № 123-ФЗ, наряду с которым эту сферу на рекомендательной основе регулируют свыше 10 сводов правил и около 90 государственных стандартов. При этом собственнику (владельцу) объекта защиты нет необходимости изучать все эти документы — достаточно ознакомиться лишь с теми требованиями, которые непосредственно касаются его объекта защиты

Принципиальное отличие Закона № 123-ФЗ от ранее действующих нормативных документов заключается в том, что он предоставляет собственнику (владельцу) объекта защиты право выбора варианта его противопожарной защиты. Тем самым реализуется конституционное право собственника (владельца) рисковать своим имуществом, но при этом не должен быть нанесен ущерб жизни, здоровью и имуществу третьих лиц.

До начала действия Закона № 123-ФЗ единственной формой оценки соответствия объектов защиты (продукции) требованиям пожарной безопасности являлся государственный пожарный надзор, осуществляемый в форме проведения плановых и внеплановых проверок.

С 2009 г. к ней добавилось еще восемь, а именно:

2) независимая оценка пожарного риска (аудит пожарной безопасности);

3) декларирование пожарной безопасности;

4) исследования (испытания);

5) подтверждение соответствия объектов защиты (продукции);

6) приемка и ввод в эксплуатацию объектов защиты (продукции), а также систем пожарной безопасности;

7) производственный контроль;

Важнейшей из перечисленных форм оценки соответствия объектов защиты (продукции) требованиям пожарной безопасности, предусмотренных ст. 144 Закона № 123-ФЗ, является декларирование пожарной безопасности, введенное для повышения уровня ответственности собственника (владельца) объекта защиты в целях обеспечения пожарной безопасности последнего, позволяющее такому собственнику (владельцу) правильно выбрать способ защиты принадлежащего ему объекта защиты от пожара и гарантировать безопасность людей.

Декларирование пожарной безопасности позволяет собственнику (владельцу) объекта защиты самостоятельно оценить, насколько его производство и применяемые технологии безопасны в плане риска возникновения пожара для персонала организации, а также третьих лиц

Институт декларирования пожарной безопасности прежде всего направлен на то, чтобы собственник (владелец) объекта защиты смог сам ответить себе на вопросы о том, что такое пожарная безопасность его объекта защиты и какие требования пожарной безопасности должны соблюдаться именно на нем.

Основной задачей при подаче декларации пожарной безопасности является индивидуальная работа собственника (владельца) объекта защиты по его приведению в надлежащее противопожарное состояние. Составляя декларацию пожарной безопасности, собственник (владелец) объекта защиты не только уведомляет надзорные органы МЧС России о том, что его объект защиты соответствует требованиям пожарной безопасности, но и вооружает себя необходимыми знаниями в данной области.

Сегодня, спустя несколько лет после вступления в силу Закона № 123-ФЗ, уже можно говорить о значительном повышении уровня самообразования руководителей организаций в вопросах пожарной безопасности.

ФОРМА И ПОРЯДОК ПОДАЧИ ДЕКЛАРАЦИИ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ


Согласно ч. 5 ст. 6 Закона № 123-ФЗ собственник (владелец) объекта защиты должен разработать и представить в уведомительном порядке в орган государственного пожарного надзора декларацию пожарной безопасности — документ, содержащий сведения о мерах пожарной безопасности, направленных на обеспечение на объекте защиты нормативного значения пожарного риска.

Пример
Декларацию пожарной безопасности на многоквартирный жилой дом со встроенными помещениями общественного назначения разрабатывает орган управления таким многоквартирным домом, на общественное или административное здание, принадлежащее нескольким собственникам, — орган управления соответствующим зданием.

Подавая в орган государственного пожарного надзора декларацию пожарной безопасности, собственник (владелец) объекта защиты принимает на себя ответственность за обеспечение пожарной безопасности последнего

Собственникам (владельцам) объектов защиты следует учитывать два принципиально важных момента:

1) декларирование пожарной безопасности носит обязательный характер;

2) подача декларации пожарной безопасности не является основанием для отмены надзорных мероприятий на соответствующем объекте защиты.

Следует отметить, что институт декларирования пожарной безопасности не является абсолютно новым изобретением и давно применяется в международной практике.

Подавая декларацию пожарной безопасности в уведомительном порядке, собственник (владелец) объекта защиты, минуя какие-либо согласования с государственными органами, самостоятельно определяет требования, которые ему необходимо выполнить на подведомственном объекте защиты для обеспечения его пожарной безопасности, т. е., иными словами, готовит своего рода инструкцию о мерах пожарной безопасности в отношении конкретной организации.

Декларации пожарной безопасности посвящена ст. 64 Закона № 123-ФЗ, согласно которой она составляется в отношении следующих объектов защиты:

здания (части зданий) класса функциональной пожарной опасности Ф1.1:
– дошкольные образовательные организации;
– специализированные дома престарелых и инвалидов (неквартирные);
– больницы;
– спальные корпуса образовательных организаций с наличием интерната и детских организаций 1;
здания, сооружения, в т. ч. производственные объекты, для которых законодательством РФ о градостроительной деятельности предусмотрено проведение экспертизы проектной документации (за исключением зданий классов функциональной пожарной опасности Ф1.3 (многоквартирные жилые дома), Ф1.4 (одноквартирные жилые дома, в т. ч. блокированные)).


При этом необходимо напомнить, что ст. 49 Градостроительного кодекса РФ (далее — ГрК РФ) предусматривает проведение государственной экспертизы проектной документации в отношении любых объектов капитального строительства ( т. е. зданий, строений, сооружений, объектов, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и т. п.), кроме нескольких особых категорий таких объектов, включая:

- отдельно стоящие объекты капитального строительства с количеством этажей не более чем два, общая площадь которых составляет не более чем 1500 м² и которые не предназначены для проживания граждан и осуществления производственной деятельности (за исключением объектов, которые в соответствии со ст. 48.1 ГрК РФ являются особо опасными, технически сложными или уникальными объектами);
- отдельно стоящие объекты капитального строительства с количеством этажей не более чем два, общая площадь которых составляет не более чем 1500 м², которые предназначены для осуществления производственной деятельности и для которых не требуется установление санитарно-защитных зон или для которых в пределах границ земельных участков, где расположены такие объекты, установлены санитарно-защитные зоны или требуется установление таких зон (за исключением объектов, которые в соответствии со ст. 48.1 ГрК РФ являются особо опасными, технически сложными или уникальными объектами).


Собственникам (владельцам) таких объектов защиты заполнять декларацию пожарной безопасности нет необходимости.

Декларация пожарной безопасности может составляться как в целом на объект защиты, так и на отдельные, входящие в его состав здания, сооружения, строения, к которым установлены требования пожарной безопасности

На практике также часто возникает вопрос о необходимости представления декларации пожарной безопасности в отношении объектов защиты, встроенно-пристроенных к многоквартирным жилым домам.

В свое время Департамент надзорной деятельности МЧС России рассмотрел соответствующее обращение, касавшееся аптек, встроенно-пристроенных к многоквартирным жилым домам, и пришел к выводу о том, что в соответствии с ч. 1 ст. 64 Закона № 123-ФЗ декларация пожарной безопасности на подобные объекты защиты не составляется.

В отношении сроков представления декларации пожарной безопасности необходимо отметить следующее.

Для объектов защиты, введенных в эксплуатацию после вступления в силу Закона № 123-ФЗ, декларация пожарной безопасности представляется в течение одного года со дня их ввода в эксплуатацию.

В отношении объектов защиты, уже находившихся в эксплуатации на дату вступления в силу Закона № 123-ФЗ, декларация пожарной безопасности должна быть представлена не позднее одного года после дня его вступления в силу.

Декларация пожарной безопасности составляется на объект защиты только один раз, однако в случае изменения содержащихся в ней сведений или требований пожарной безопасности декларация пожарной безопасности уточняется (путем внесения в нее изменений, которые прилагаются к декларации пожарной безопасности и регистрируются в порядке, установленном для ее регистрации) или разрабатывается вновь.

При этом на практике нередко возникает вопрос о том, при какого рода изменениях, произошедших с объектом защиты, его собственник (владелец) обязан разработать новую декларацию пожарной безопасности, а в каких случаях достаточно внести уточнения в действующую.

Пример
Ответ на этот вопрос зависит от степени имевших место изменений — если они незначительные, то достаточно уточнить существующую декларацию пожарной безопасности, а если, например, на месте парикмахерской открылся автосервис (понятно, что к указанным объектам защиты предъявляются совершенно разные требования), то необходимо оформить новую декларацию пожарной безопасности.

Декларация пожарной безопасности на строящийся объект защиты должна быть составлена и направлена в органы государственного пожарного надзора непосредственно перед его вводом в эксплуатацию. При этом декларация пожарной безопасности не представляется в орган строительного надзора при получении заключения о соответствии требованиям технических регламентов объектов, завершенных строительством или реконструкцией, и не является составной частью проектной документации. Отсутствие декларации пожарной безопасности не может быть основанием для отказа введения объекта защиты в эксплуатацию (письма Ростехнадзора от 23.12.2009 № 19- 2-3-7722 , МЧС России от 15.03.2010 № 43-814-19 )
Форма и порядок регистрации декларации пожарной безопасности установлены приказом МЧС России от 24.02.2009 № 91 (далее — Приказ № 91), в соответствии с которым она разрабатывается и представляется в орган государственного пожарного надзора собственником (владельцем) объекта защиты.

Декларация пожарной безопасности на проектируемый объект защиты составляется застройщиком либо лицом, осуществляющим подготовку проектной документации. При этом в последнем случае она должна быть подана до момента ввода соответствующего объекта защиты в эксплуатацию.

Приказ № 91 предусматривает несколько способов подачи декларации пожарной безопасности, учитывающих в т. ч. современные технические возможности, предоставляемые Интернетом.

Процесс состоит из восьми шагов, включающих, помимо прочего, последовательный выбор типа объекта защиты для подачи декларации пожарной безопасности, субъекта РФ, на территории которого тот расположен, принадлежности объекта защиты (индивидуальный предприниматель или юридическое лицо) и указание индивидуальных сведений об объекте защиты и его собственнике (владельце).

Пример
В случае если собственником (владельцем) объекта защиты является юридическое лицо, требуется указать:

• основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица;

• фирменное наименование объекта защиты;

• полное наименование объекта защиты;

• сокращенное наименование объекта защиты (при наличии);

• идентификационный номер налогоплательщика;

• функциональное назначение объекта защиты;

• контактные данные (электронный адрес, телефон, факс);

• сведения о лице, которому принадлежит объект защиты (адрес местонахождения);

• сведения о разработчике декларации пожарной безопасности (фамилия, инициалы и должность, а также дата разработки декларации пожарной безопасности).

При этом возможность представления декларации пожарной безопасности традиционным способом — на бумажном носителе (в этом случае необходимо оформление двух экземпляров) посредством ее передачи из рук в руки либо направления по почте также сохраняется.

С.А. Лысиков, полковник внутренней службы, зам. нач. Главного управления МЧС России по г. Москве – нач. Управления надзорной деятельности и профилактической работы

Декларация пожарной безопасности в 2022 году

Декларация пожарной безопасности подается в отношении определенных видов объектов. Сделать это должен собственник (законный владелец) объекта. Декларацию нужно составить по утвержденной форме и подать в подразделение МЧС России.

Декларация пожарной безопасности подается в отношении определенных видов объектов. Сделать это должен собственник (законный владелец) объекта.

Декларацию нужно составить по утвержденной форме и подать в подразделение МЧС России любым из трех способов: лично, почтовым отправлением, через портал госуслуг. Если изменились сведения, содержащиеся в декларации (например, при смене собственника), ее нужно уточнить.

За непредставление декларации (представление с неполными или недостоверными сведениями) могут привлечь к административной ответственности.

Кто и по каким объектам должен подавать декларацию пожарной безопасности

Порядок составления и представления декларации пожарной безопасности регламентирован, в частности, Техническим регламентом о пожарной безопасности, Административным регламентом МЧС России, Правилами проведения расчетов по оценке пожарного риска.

Разработать и подать декларацию в подразделение МЧС России должен собственник объекта или тот, кто владеет им на ином законном основании (например, на праве хозяйственного ведения) (ч. 5 ст. 6 Технического регламента о пожарной безопасности).

Декларацию нужно составлять в отношении следующих объектов (ч. 1 ст. 64 Технического регламента о пожарной безопасности):

1) зданий, сооружений, производственных объектов, для которых предусмотрено проведение экспертизы проектной документации (кроме зданий классов функциональной пожарной опасности Ф1.3 и Ф1.4);

2) зданий (их частей) класса функциональной пожарной опасности Ф1.1. К ним относятся, например, здания дошкольных образовательных организаций, больницы.

Добровольно составить декларацию вы можете в отношении объекта, имеющего не более двух этажей и общую площадь не более 1 500 кв. м (за исключением зданий классов функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф1.3, Ф1.4, Ф4.1, Ф4.2), для оценки его соответствия требованиям пожарной безопасности. Такая декларация должна предусматривать в том числе сведения о системе противопожарной защиты этого объекта (ч. 2 ст. 64 Технического регламента о пожарной безопасности).

Декларацию можно составить как на объект защиты в целом, так и на отдельные входящие в его состав здания, сооружения, строения, к которым установлены требования пожарной безопасности (п. 36 Административного регламента МЧС России).

Как заполнить декларацию пожарной безопасности

Форма декларации пожарной безопасности утверждена Приказом МЧС России от 16.03.2020 N 171.

В декларации укажите следующие данные:

• функциональное назначение, полное наименование объекта защиты;

• наименование собственника объекта защиты, в том числе организационно-правовую форму юрлица или Ф.И.О.
физлица (ИП) - собственника (законного владельца) объекта защиты;

• ОГРН юрлица, ИНН;

• адрес объекта защиты;

• контактную информацию лица, которому принадлежит объект защиты;

• сведения о вводе объекта защиты в эксплуатацию, проведении реконструкции, капитального ремонта, изменении класса функциональной пожарной опасности - для объектов защиты, введенных в эксплуатацию.

В разд. 1 заполните характеристику объекта защиты, в частности укажите класс функциональной пожарной опасности, высоту, объем здания, количество этажей.

В разд. 2 отразите расчетные значения пожарного риска.

Этот раздел нужно заполнить, если расчет пожарного риска проводился.

Расчет пожарного риска не требуется, если (ч. 3 ст. 6 Технического регламента о пожарной безопасности):

• выполняются обязательные требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Законом о техническом регулировании, и требования нормативных документов по пожарной безопасности;

• объекты были введены в эксплуатацию или проектная документация на них была направлена на экспертизу до вступления в силу Технического регламента о пожарной безопасности (то есть до 30.04.2009).

Расчеты по оценке пожарного риска производятся путем сопоставления расчетных величин пожарного риска с соответствующими нормативными значениями пожарных рисков (п. 2 Правил проведения расчетов по оценке пожарного риска).

Расчетные величины пожарного риска определяются, в частности, на основании (п. 3 Правил проведения расчетов по оценке пожарного риска):

• анализа пожарной опасности объекта защиты;

• определения частоты реализации пожароопасных ситуаций;

• наличия систем обеспечения пожарной безопасности зданий, сооружений и строений.

Расчетные величины пожарного риска определяются по методикам, утверждаемым МЧС России (п. 5 Правил проведения расчетов по оценке пожарного риска).

Приказ МЧС России от 30.06.2009 N 382 (ред. от 02.12.2015) "Об утверждении методики определения расчетных величин пожарного риска в зданиях, сооружениях и строениях различных классов функциональной пожарной опасности"

Приказ МЧС РФ от 10.07.2009 N 404 (ред. от 14.12.2010) "Об утверждении методики определения расчетных величин пожарного риска на производственных объектах"

Расчеты по оценке пожарного риска оформляются в виде отчета (п. 7 Правил проведения расчетов по оценке пожарного риска).

В разд. 3 укажите оценку возможного ущерба имуществу третьих лиц от пожара.

Данный раздел вы можете заполнить одним из двух способов:

• исходя из собственной оценки возможного ущерба имуществу третьих лиц от пожара. В таком случае сумму ущерба определите самостоятельно ( Письмо МЧС России от 07.04.2010);

• указав реквизиты документов страхования (страхового полиса, прилагаемого к декларации при его наличии).

В разд. 4 приведите сведения о мероприятиях по обеспечению пожарной безопасности, выполнение которых предусмотрено на объекте защиты.

В декларации укажите также Ф.И.О. разработавшего ее лица (оно должно подписать декларацию), дату, поставьте печать (при наличии).

Документы, которые прилагаются к пожарной декларации (п. 14 Административного регламента МЧС России):

1) расчеты по оценке пожарного риска (если они проводились). Они оформляются в виде отчета, в который включаются (ч. 6 ст. 6 Технического регламента о пожарной безопасности, п. 7 Правил проведения расчетов по оценке пожарного риска):

• наименование используемой методики;

• описание объекта защиты;

• результаты проведения расчетов по оценке пожарного риска;

• перечень исходных данных и справочных источников информации;

• вывод об условиях соответствия (несоответствия) объекта защиты требованиям пожарной безопасности;

2) копия страхового полиса (при наличии).

Как подать декларацию пожарной безопасности

Декларация представляется в уведомительном порядке. Согласовывать ее с органами государственного пожарного надзора не нужно (ч. 5 ст. 6 Технического регламента о пожарной безопасности, Письмо МЧС России от 15.03.2010 N 43-814-19).

Чтобы зарегистрировать декларацию, подайте в подразделение МЧС России заявление , декларацию в двух экземплярах, приложив необходимые документы (п. 14 Административного регламента МЧС России).

Орган, в который подается пожарная декларация, в большинстве случаев - территориальный отдел (отделение, инспекция) соответствующего территориального органа МЧС России (если объект защиты расположен на территории муниципального образования). Случаи, когда декларация подается в иные подразделения МЧС России, определены в п. 36 Административного регламента МЧС России.

Способы подачи декларации (п. 14 Административного регламента МЧС России):

• по почте с уведомлением о вручении;

Госпошлина или иная плата за регистрацию декларации не взимается (п. 23 Административного регламента МЧС России).

Декларацию пожарной безопасности зарегистрируют и вернут вам один экземпляр (лично, по почте или с использованием сети Интернет, если есть адрес вашей электронной почты) в течение восьми рабочих дней со дня поступления заявления о регистрации декларации. Второй экземпляр декларации останется в подразделении МЧС России (п. п. 12, 40 Административного регламента МЧС России).

В регистрации откажут, если вы не представили необходимые документы или не указали в декларации сведения, предусмотренные формой. В этом случае вам выдадут (направят) соответствующее уведомление (п. п. 21, 41 Административного регламента МЧС России).

Если изменились сведения, содержащиеся в декларации, ее необходимо уточнить. Это требуется, в частности, если (ч. 3 ст. 64 Технического регламента о пожарной безопасности, п. 15 Административного регламента МЧС России):

• сменился собственник или иной законный владелец объекта;

• изменилось функциональное назначение объекта;

• проведены капремонт, реконструкция или техническое перевооружение объекта.

Уточненную декларацию и копии подтверждающих изменения документов нужно подать в течение года с момента таких изменений (ч. 3 ст. 64 Технического регламента о пожарной безопасности, п. п. 37, 38 Административного регламента МЧС России).

Читайте также: