В каком возрасте ребенок способен осуществлять речевой самоконтроль

Обновлено: 25.06.2024

В процессе обучения произношения большое внимание я уделяю формированию у них навыков самоконтроля.
Самоконтроль над произношением это свойство личности, заключающееся в умении проверять собственные действия, замечать недостатки и ошибки в своём произношении, исправлять их.

На начальном этапе работы контроль над произношением и коррекция осуществляются на основе сличения зрительных, тактильно-вибрационных, слуховых впечатлений , которые обусловлены работой речевых органов ребёнка, с впечатлениями связанными с восприятием образцов, которые ему предлагает учитель.

Ведущая роль в контроле над произношением на начальном этапе остаётся за педагогом. Его слух и реакция служит положительным подкреплением удачных и неудачных попыток при воспроизведении ребёнком требуемого элемента речи.

Далее от внешнего контроля со стороны учителя у ребёнка формируется внутренний, основанный на сложившихся образах, соответствующий различным элементам речи контроль.

Этот переход связан с перекодированием всего многообразия зрительных, тактильно-вибрационных и доступных глухому ребёнку слуховых сигналов в единую систему речевых кинестетических образов.

На основе компенсаторной функции использования всех сохранных анализаторов за счёт расширения сенсорной основы при условии использования технических средств обучения глухому ребёнку можно обеспечить широкую опору для восприятия и воспроизведения речевых элементов.

Для осуществления самостоятельных действий самоконтроля необходимо развитое, устойчивое внимание, раскрытие смысловой стороны контроля ребёнку, последовательное обучение контрольным действиям.

Формированию контрольных действий для глухих детей способствует специально организованная деятельность
1. Формирование различных видов контроля (внешнего и внутреннего) с целью формирования навыков самоконтроля, опирающихся на комплексное использование анализаторов: это контроль во внешнем двигательном плене, он предполагает освоение образцов предложенных ему для формирования произносительных навыков.
Для этого ребёнку предлагаются для освоения фотографии, таблицы, схемы, образец учителя. Это эталон, опираясь на который он должен осознанно контролировать своё произношение. Контроль во внешнем двигательном плане предполагает развитие и использование кинестетических ощущений, осмысление производимых действий. Для этого ребёнок постепенно овладевает специфическим словарём. Внешние и внутренние формы контроля являются базой для формирования навыков самоконтроля.

2. Подбор речевых единиц для развития самоконтроля, должен отвечать следующим требованиям:
- в слогах;
- в словах;
- фразах.

Речевой материал должен быть знаком детям, актуален для общения, соответствовать возрасту детей, отвечать фонетической теме занятия.

3. Для формирования необходимого навыка должны использоваться все структурные этапы занятия.

4. Включение обучению приёмов самоконтроля в различные виды деятельности.

Самоконтроль формируется последовательно.
На первом этапе создаются в речедвигательном и речеслуховом анализаторах следы артикуляции.

На втором этапе происходит закрепление приобретённых умений, развитие кинестетической и слуховой чувствительности, формирование специфического словаря, автоматизируются приёмы самоконтроля над различными сторонами произношения, используется система заданий.

На третьем этапе создаются прочные и устойчивые следы речедвигательных стереотипов. На этом этапе включается система заданий по формированию навыков самоконтроля.

В содержание заданий включаю различные виды воспроизведения речи: сопряжённое и отражённое проговаривание, самостоятельную речь. Даю воспроизводящие задания:
- Скажи звук (т) (с) (в) и т.д., проверь себя так (даётся образец для самоконтроля;

Выполняем разнообразные виды работ необходимых для усвоения новых знаний и формирования умений:
- Найди общее и отличие звуков (в) и (ф) , (д) и (т);
- Где язык при звуке (л) (ж) (с)?;
- Есть голос при звуке (с), (ш), (з), (ж)?;
- Какой воздух при звуке (ш), (с) ?;
- Придумай и скажи слово с этим звуком, ты сказал правильно?

Овладение знаниями включает две стороны: это-усвоение знаний и применение их. Поэтому включаю задания, обеспечивающие прочное усвоение знаний:
- Покажи как произносится звук (ш).
- Расскажи, что ты знаешь о звуке (ш)?
(Язык вверху, голоса нет, воздух тёплый, губы округлые)

Примеры заданий , направленных на применение полученных знаний:
1) Говори правильно звук (н). Перед зеркалом посмотри где у тебя язык, проверь голос, откуда идёт воздушная струя? Научись говорить звук (н) в словах нос,кино, слон. В предложении:
- Лена надела носки.

При выполнении заданий дети должны уметь воспринимать, наблюдать, различать звуки речи, выделять их существенные признаки в произношении.

В ходе целенаправленной работы по развитию самоконтроля дети должны соединить образ слухозрительный, двигательный, тактильно-вибрационный, кинестетический с обозначением в словесном плане.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Преодоление нарушений звукопроизношения у дошкольников имеет огромное значение в овладении навыками чтения и письма. Важно помнить, что нарушения звукопроизношения могут способствовать формированию комплекса неполноценности, возникновению трудностей в общении.

Коррекционная работа над звукопроизношением делится на три этапа:

  • развитие моторики речевого аппарата;
  • отработка правильного произношения звуков;

• автоматизация и дифференциация звуков речи до степени автоматизма в спонтанном речевом потоке.

Цель автоматизации — достижение правильного произношения поставленных звуков во фразовой речи.

К автоматизации изолированных звуков нужно приступать тогда, когда ребенок продолжительно произносит звуки правильно и четко.

Наиболее результативно сочинение чистоговорок детьми.

    1. Автоматизация звука в загадках и стихотворениях — развитие просодических компонентов речи и формиро­вание правильного дыхания. При заучивании стихотворе­ний желательно присутствие диалогов.

    Можно совмещать эту рабо­ту с заданиями на звукослоговой анализ и синтез, выделение слов с заданным звуком, подбор рифм, самостоятельное придумывание стихов, отгадывание ребусов и кроссвордов.

      1. Автоматизация звука в самостоятельной речи —обучение пересказу рассказа и рассказыванию, способствующих развитию воображения и творческих способностей дошкольника.

      Нередко дефекты звукопроизношения у детей по тем или иным причинам имеют весьма стойкий характер. Порой проходят месяцы упорных кропотливых занятий, прежде чем ребенок привыкает к новым звукам с правильной артикуляцией. Поэтому необходим квалифицированный и творческий подход в процессе коррекционной работы.

      В силу того что вновь выработанные нервные связи еще слабы, ребенок пользуется приобретенным звуком крайне нерегулярно, зачастую только на занятиях с логопе­дом. Поэтому так необходим навык самоконтроля за собственной речью с целью скорейшего избавления от речевого нарушения. Появление самоконтроля и его развитие определяются требованиями общества к поведению человека. Формирование произвольной саморегуляции предполагает возможность человека осознавать и контролировать ситуацию, процесс.

      Самоконтроль предполагает наличие эталона и возможности получения сведений о контролируемых действиях и состояниях. Волевая регуляция основана на самоконтроле как компоненте саморегу­ляции.

      Саморегуляция психическая — один из уровней регуляции активности, выражающих специфику реализующих психических средств отражения и моделирования действительности, в том числе рефлексии. При всем многообразии проявлений саморегуляция имеет следующую структуру:

      • принятая субъектом цель его произвольной активности;
      • модель значимых условий деятельности;
      • программа собственно исполнительских действий;
      • система критериев успешности деятельности;
      • информация о достигнутых результатах;
      • оценка соответствия реальных результатов критериям успеха;
      • решения о необходимости и характере коррекций деятельности.

      Самоконтроль и саморегуляция не появляются сами по себе. Как отмечает Н.В. Нижегородцева [2], формирование навыков самоконтроля и психической саморегуляции происходит только в процессе обучения, так как отличительная особенность учебной деятельности заключается в фор­мировании произвольного уровня регуляции действий в соответствии с заданными нормами. Поэтому в логопедическом процессе на этапе ав­томатизации звуков также происходит формирование навыков самоконтроля и психической саморегуляции.

      Как пишет М.Е. Хватцев [6], логопедическая работа осуществляется преимущественно в виде специальных групповых и индивидуальных игр, активизирующих ребенка к разговору и служащих, таким образом, прекрасным средством совершенствования его речи.

      Игра — одна из форм практического мышления, деятельность, носящая познавательный характер. В игре ребенок опе­рирует своими знаниями, опы­том, впечатлениями, отображенными в общественной форме игровых способов действия, игровых знаков, приобретающих значение в смысловом поле игры. Практический опыт работы с детьми показывает, что применение игрового принципа обучения, учитывающего основной вид деятельности ребенка, опосредованный характер обучения и создание про­блемной ситуации с опорой на жизненный опыт дошкольника, позволяет наиболее эффективно учитывать возрастные возможности детей. В игре дети охотно, легко и быстро, часто незаметно для себя усваивают правильное произношение звуков, на что вне игры понадобилось бы много времени и усилий. Такая легкость образования речевых рефлексов в игре обусловлена эмоциональностью ребенка. Перед каждой игрой в старшей группе полезно указывать на ее цель.

      Как установлено психологом З.М. Истоминой, в игре, как и в самостоятельной деятельности, дети в 1,5—2 раза успешнее запоминают предложенное слово, чем по прямому заданию повторить его. Игра занимает большое место при автоматизации звуков, требующей много повторений, утомляющих детей. Во избежание этого игры следует раз­нообразить.

      При проведении дидактических игр необходимо учитывать индивидуальные особенности детей, элементы занимательности, интерес к ее содержанию и ясность цели. Игры полезны лишь тогда, когда доставляют радость, удовольствие.

      Системное формирование способности ребенка к саморегуляции и самоконтролю посредством развития конкретных контролируемых умений и широкого использования игровой мотивации в процессе логопедической работы (в частности в процессе автоматизации звуков) способствует скорейшему исправлению речевого дефекта и развитию навыков самоконтроля как важного компонента учебной деятельности.

      Нами были разработаны и опробованы для индивидуальных и подгрупповых занятий игровые комплексы по автоматизации и постановке свистящих, шипящих, соноров и аффрикат:

      Каждый комплекс построен с учетом основных этапов автоматизации звука (сначала в слогах, потом в словах, словосочетаниях, предложениях и в речи).

      Игровые комплексы макси­мально насыщены изучаемым звуком. Материал для закрепления правильного произношения звука подобран таким образом, чтобы он одновремен­но способствовал расширению и уточнению словаря, грамматически правильной речи, умению правильно строить предложение и связную речь, развивал кругозор, фонематический слух, чувство ритма и рифмы.

      Занимательно-игровой ха­рактер речевых упражнений в игровых комплексах повышает речевую мотивацию де­тей, позволяет в процессе автоматизации звуков развивать навык фонематического ана­лиза и синтеза, укрепляет психологическую базу речи (память, восприятие, внимание, мышление), воспитывает интерес, уважение и любовь к русскому языку.

      В игровых комплексах ис­пользуется большое разнообразие речевых упражнений: сло­говые цепочки; ряды слов, близких по звучанию; чистоговорки; словосочетания и предложения, максимально насыщенные звуком; звучалки; считалки; рифмованные миниатюры; скороговорки; потешки; рассказы; дидактические речевые игры; коррекционно-развивающие упражнения.

      Использование специальных игр и игровых упражнений в развитии произвольности у де­тей, применение игровых ком­плексов по автоматизации зву­ков с использованием игровой мотивации у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР способствует внесению в образовательный процесс следующих изменений:

      • интеграции содержания основной образовательной и коррекционной программы, коррекционно-образовательной деятельности учителя-логопеда, воспитателей, педагога-психолога в части развития у детей навыков произвольно­го поведения, что обеспечивает формирование компонентов готовности каждого ребенка к школьному обучению;
      • повышение эффективности коррекционного обучения;
      • обеспечение качественной индивидуализации и дифференциации процесса обучения и прогноза развития дошкольников с учетом особенностей их личностных качеств и запросов родителей.

      Автоматизация в слогах

      Эту игру можно сопрово­дить рисованием домика.

      Теперь звук [с] в безопасности, и в благодарность за свое спасение этот звук всегда будет жить в нашем ротике и играть с нами в разные игры.

      Автоматизация в словах

      Игры с указанием страницы в скобках даны по пособию Л.И. Лебедевой [1].

      Автоматизация в словосочетаниях

      Автоматизация в предложениях

      Автоматизация в речи

      включаем игры, разработанные нами.

      Автоматизация в словах

      В предложении потерялись слова. Я буду начинать предложение, а ты закончи, только твое слово должно быть со звуком [с].

      Например: Мама купила. (самовар, санки, сосну и т.д.).

      Грузовик привез. (посуду, постели, косынки и т.д.).

      Перед ребенком лежат картинки со звуками [с], [з], [с'], [з']. Ребенок должен собрать друзей, причем дружить могут:

      совпадает число слогов;

      Автоматизация в словосочетаниях

      Назвать по картинке, что с чем.

      Например: стул со спинкой, стол со скатертью, сосна со стволом.

      На столе разложены 16 картинок (4x4) со звуками [с], [з]. Назовите, кто с кем вместе (например, сок вместе с самоваром, снег вместе с сапогом и т.д.). Если ребенок произносит звук [р], образец ответа будет следующий: сок дружит с самоваром, снег дружит с сапогом и т.д. Отвечать можно по вертикали, горизонтали или диагонали.

      Автоматизация в предложениях

      Перед ребенком лежат кар­тинки. Каждый выбирает лю­бую картинку и называет ее, затем придумывает с ней предложение, в котором объясняет, без чего не бывает слова на этой картинке, но в слове должен быть звук [с].

      Например: Не бывает самолета без хвоста;

      Не бывает сосны без ствола.

      Детям предлагаются картинки, которые разложены на две половины. Нужно взять любую картинку из первой стопки, выбрать подходящую ей из второй стопки и составить предложение.

      ВЕБИНАР: Нарушение привязанности в детском возрасте: методы диагностики и психологической коррекции

      Формы и методы психологической работы по формированию основ ЗОЖ* и профилактике употребления ПАВ**

      Скоро

      Условия для развития речевой деятельности ребёнка

      Автор

      /module/item/name

      Психолого-педагогические условия успешного развития речевой деятельности ребёнка в целом (формирования речевого умения)

      К семи годам ребенок овладевает речью как полноценным средством общения (при условии сохранности речевого аппарата, если нет отклонений в психическом и интеллектуальном развитии, если ребенок воспитывается в условиях нормальной речевой и социальной среды).

      О.С. Ушакова указывает, что успешное овладение речью зависит от многих условий:

      • речевой среды,
      • социального окружения,
      • семейного благополучия,
      • индивидуальных особенностей,
      • познавательной активности ребенка.

      Ушакова утверждает, что данные условия необходимо учитывать в процессе целенаправленного речевого воспитания [1].

      Речевая среда и образец речевой деятельности взрослого

      Важным в ранние периоды развития речи является общение ребенка со взрослым. Но при этом к речи взрослого предъявляются особые требования.

      Речь взрослого для ребенка является образцом для подражания, поэтому она должна быть:

      • грамматически правильной,
      • интонационно выразительной. Установлено, что раньше всего дошкольник начинает понимать и соответственно реагировать именно на речевую интонацию. Бедность интонации отрицательно влияет на развитие понимания значений слов и усвоение активного словаря.
      • негромкой,
      • не быстрой,
      • четкой и немногословной.

      Многословие затрудняет понимание высказываний взрослого и поэтому тормозит формирование активных реакций у ребенка в ответ на обращенную к нему речь [2].

      Мотивированная речевая активность ребёнка

      Эффективность педагогического воздействия зависит от активности ребенка в условиях речевой деятельности. О.Н. Сомкова подчеркивает, что исследования последних лет (Г.И. Вергелес, О.В. Солнцева) свидетельствуют о том, что интенсивность развития ребенка в деятельности (в данном случае речевой) прямо зависит от степени освоения им позиции субъекта этой деятельности: чем активнее ребенок, чем больше он вовлечен в интересную для себя деятельность, тем лучше результат.

      Педагогу важно побуждать детей к речевой деятельности, стимулировать речевую активность не только в процессе ежедневного общения, но и в процессе специально организованного обучения.

      Успешное развитие связной речи невозможно, если ребенок отвечает лишь из необходимости выполнить задание педагога (воспитатель спрашивает – надо отвечать).

      Психолого-педагогические условия успешного развития отдельных фаз речевой деятельности

      Опираясь на представления о фазовой организации речевой деятельности, сделаю обзор психолого-педагогических условий для формирования успешного развития различных фаз речевой деятельности.

      Побудительно-мотивационная фаза речевой деятельности

      Первой фазой речи, согласно классификации Зимней, является побудительно-мотивационная (речь возникает из потребности высказаться, а высказывания порождаются отдельными побуждениями – мотивами).

      Поэтому, наличие мотивации речи означает, что у ребенка:

      • есть мысли и чувства, которые могут быть выражены;
      • хочется ими поделиться (имеется внутреннее побуждение к тому, чтобы высказать свои мысли и чувства).

      Целью общения является коммуникация. Именно формирование коммуникативных функций речи побуждает ребенка к овладению языком, его фонетикой, лексикой, грамматическим строем, к освоению диалогической речи. Функции речи отражают ступени реального процесса развития речи в онтогенезе [2].

      Ориентировочно-исследовательская фаза речевой деятельности

      Первым компонентом этой фазы является ориентация ребенка в ситуации: “где, с кем, о чем я говорю”. Ребенок избирательно относится к взрослым, постепенно начиная осознавать свои отношения с ними: как они к нему относятся и что от него ждут, как он к ним относится и что от них ожидает. Поэтому, качество отношений ребенка со значимыми взрослыми и социальным окружением будет влиять на успешность развития его речевой деятельности.

      Вторым компонентом данной фазы является планирование речи. Чтобы хорошо, связно рассказывать о чем-нибудь, нужно ясно представлять себе:

      • объект рассказа,
      • уметь анализировать, отбирать основные свойства и качества,
      • устанавливать причинно-следственные, временные и другие отношения между предметами и явлениями.
      • уметь использовать интонацию,
      • логическое (фразовое) ударение,
      • выделение наиболее важных, ключевых слов,
      • подбирать точно подходящие для выражения данной мысли слова,
      • уметь строить сложные предложения и перехода от одного предложения к другому.

      Связная речь постепенно вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, в освоении его звуковой стороны, словарного состава, грамматического строя.

      Это не значит, что развивать связную речь ребенка можно только тогда, когда он очень хорошо усвоил звуковую, лексическую и грамматическую стороны языка, так как формирование связной речи начинается, раньше. Педагогические наблюдения показывают, что дети не сразу овладевают правильным воспроизведением знаков языка: одни явления языка усваиваются раньше, другие позже.

      Чем проще по звучанию и структуре слово, тем легче оно запоминается ребенком.

      Особенно важную роль для развития данной фазы играет совокупность следующих факторов:

      а) имитация (воспроизведение) речи окружающих;
      б) сформированность сложной системы функциональных (психофизиологических) механизмов, обеспечивающих осуществление речи;
      в) условия, в которых воспитывается ребенок (психологическая обстановка в семье, внимательное отношение к ребенку, полноценное речевое окружение, достаточное общение со взрослыми).

      Исполнительская (регулирующая) фаза речевой деятельности:

      Данная фаза определяет реализацию речевого высказывания или его восприятие и понимание. Также она включает операции контроля за осуществлением деятельности и ее результатами. Самоконтроль – это не только возможность выполнять какие-то действия, с помощью усилия воли, но и возможность найти ошибки в своей речи, опираясь на помощь взрослого или, сравнив работу с образцом. Первый шаг к произвольному владению речью и самоконтролю над ней - это подражание. Сначала, это речь взрослого, обращенная к ребенку, затем самостоятельная речь ребенка.

      В дошкольный период наблюдается достаточно активное становление фонетической стороны речи, дети овладевают умением воспроизводить слова различной слоговой структуры и звуконаполняемости. Если и отмечаются при этом отдельные ошибки, то встречаются они, как правило, в наиболее трудных для воспроизведения, малоупотребительных или незнакомых детям словах.

      Сноски:

      1. Ушакова О.С, Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. Учеб.-метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004.

      3. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. - 2-е изд., испр.. и доп. - М.: АРКТИ, 2004. - 168 с. - (Библиотека практикующего логопеда)

      4. Глухов В.П. “Психолнгвистика”, учебник и практикум для академического бакалавриата /. В. П. Глухов. — М. : Издательство Юрайт, 2016


      РАЗВИТИЕ НАВЫКА САМОКОНТРОЛЯ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

      Текст работы размещён без изображений и формул.
      Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

      В последние годы проблема самоконтроля все больше становится предметом психологических и педагогических исследований. Это связанно с тем, что самоконтроль является одним из наиважнейших факторов, который обеспечивает самостоятельную деятельность детей. Задача самоконтроля заключается в своевременном устранении или нахождении ранее совершённых ошибок. С помощью самоконтроля человек каждый раз осознает правильность собственных действий, в том числе в игре, учебе, труде.

      Проблема подготовки детей к школе с каждым годом обретает особую актуальность и значимость. Содержанием данной работы является развитие предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста. В качестве этих предпосылок выступают следующие: способность ребенка выделять, усваивать и применять общие способы действий, нацеленные на решение познавательных и практических задач; осуществлять контроль за способами выполнения данных действий; оценивать собственные действия и полученные результаты; уметь действовать во внутреннем плане, прогнозировать результаты собственных действий; реализовывать составление плана своей работы.

      В области физиологии основой иcследования самоконтроля являются фундаментальные исследования И.П. Павлова, где отражено множество экспериментальных моделей, на которых исследовалось, как организм приобретает новейшие формы поведения, перестраивая уже имеющиеся.

      И.М. Сеченов, изучая контроль движений и управление ими (в основе которых находится чувствование), считал движение процессом сознания. По его мнению, даже в элементарном акте движения, чувствительность выступает его регулятором, при этом регуляция осуществляется по типу обратной связи

      В психолого-педагогической литературе предоставлены различные подходы к определению сущности самоконтроля. Одни авторы определяют самоконтроль как свойство личности в широком значении данного слова. Другие полагают, что самоконтроль акт умственной деятельности человека (формой проявления и развития самосознания, мышления, качеством ума, признаком его критичности и дисциплины).

      Самоконтроль является составляющей частью абсолютно всех видов учебной деятельности и выполняется на всех этапах её проведения. Он содержит в себе чувственные, умственные, двигательные элементы деятельности, которые позволяют ребенку на основе поставленной цели, наблюдать за собственными действиями, результатами этих действий и координировать их.

      К концу старшего дошкольного самоконтроль проявляется значительно дифференцированнее и разнообразнее. У детей в этом возрасте самоконтроль обнаруживается в процессе разнообразных игр, в замысле и в развертывании сюжетов сложных коллективных игр, в умении самостоятельно выполнять трудное и ответственное дело, порученное группе. Возрастающий самоконтроль детей, также сказывается в их умении оценивать работу и поведение других ребят. Отличительной особенностью самоконтроля детей старшего дошкольного возраста является его организованность. В целом ребенок выходит из периода дошкольного детства в определенной мере самостоятельным, обладающий активной речью, ему легкодоступны элементы логического мышления и основные формы произвольного поведения, ребенок подчиняется правилам.

      Ведущим видом деятельности дошкольника считается игра. Сложно переоценить её роль с целью общего психического развития ребенка. Играя, ребенок начинает обучаться. Игра скрывает в себе благоприятные и необходимые предпосылки с целью обучения детей навыкам контроля за свои действия и поступки. В ходе игры дошкольники овладевают начальными этическими нормами, т.е. теми условиями, к которым они придерживаются.

      Наиболее эффективными с точки зрения усвоения детьми правил, норм поведения, требуемых конкретной ситуацией являются игры с элементарными правилами и сюжетно-ролевые игры.

      Существенное значение в развитии волевых проявлений и навыков произвольного поведения могут иметь подвижные игры. Данные виды игр выделены не случайно, поскольку именно они, по нашему мнению, способны создать оптимальные условия для развития саморегуляции.

      Анализ игровой деятельности позволил выделить ее особенности, влияющие на развитие самоконтроля: наличие системы правил, которым необходимо подчиняться; поэтапность игровых действий; наличие определенной роли (наличие подражательного эффекта); наличие выигрыша и поражения (это способствует тому, что ребенок может научиться достойно принимать проигрыш, а в случае выигрыша – эмоционально сопереживать проигравшим); наличие оценочных действий (итоги сравниваются с образцом, тем самым обусловливается процесс исправления ошибок).

      Развитие навыков самоконтроля будет эффективным, если первые игры для детей будут содержать минимальное количество правил (одно-два правила, которые требуют поочередных, сменяющих друг друга действий, например, игра «Надуй пузырь. Также уместными будут игры на выполнение определенных движений (прыжки, бег, приседания и т.д.), в которых ребенок сможет с легкостью сравнить результаты своих действий с образцом при условии правильного выполнения игры до конца.

      Читайте также: