Нотариус нужен ли паспорт

Обновлено: 28.06.2024

Оформление наследства или совершение других нотариальных действий всегда связано с предоставлением определенных документов. Их перечень зависит от многих факторов. Сюда входит вид юридически значимого действия, количество участников сделки, перечень отчуждаемого или наследуемого имущества. В результате возникает вполне закономерный вопрос – вправе ли нотариус изымать оригиналы предоставленных документов или он должен снимать с них копии.

Нотариальные действия

Нотариусы совершают следующие юридически значимые действия:

  1. Удостоверение сделок.
  2. Выдача свидетельств и их дубликатов.
  3. Наложение/снятие запретов на отчуждение собственности.
  4. Удостоверение подписи граждан.
  5. Принятие в депозит акций или денежных средств.
  6. Совершение исполнительной надписи.
  7. Совершение морских протестов.
  8. Принятие документов на хранение.
  9. Подача документов о регистрации права собственности.
  10. Принятие мер по охране наследства.
  11. Подтверждение факта нахождения физического лица в живых.
  12. Удостоверение времени принятия документов.
  13. Предъявление чеков к оплате.

Представленный перечень нотариальных действий далеко не полный. В своей деятельности нотариусы руководствуются ст. 35 Закона о нотариате.

Вне зависимости от вида нотариального действия, заявитель обязан представить нотариусу оригиналы документов. Нотариус не имеет права опираться в своей деятельности на копии документации.

Оформление наследства

Одним из нотариальных действий является оформление наследства. Юридически значимое действие обычно совершается в течение полугода со дня смерти собственника имущества.

Перечень информации при обращении к нотариусу для оформления наследства

№ п/пНаименование документаКомментарий
1Заявление о принятии наследстваДокумент пишется в простой письменной форме. Шаблон есть у каждого нотариуса.
2Свидетельство о смерти наследодателяЕго выдает орган актовой записи по месту прописки умершего субъекта. Основанием для выдачи свидетельства является справка из морга или судебное постановление.
3Удостоверение личности правопреемникаОбычно используется паспорт гражданина РФ или иной страны.
4Подтверждение родства с усопшим субъектом• свидетельство о регистрации брака;
• если правопреемником является ребенок, то нужно подготовить свидетельство о рождении.
5ЗавещаниеЕсли наследодатель оставил после себя распоряжение, то его нужно приложить к заявлению. Документ дает претенденту очевидное преимущество при оформлении наследства.
6Правоустанавливающие и технические бумаги на движимое/недвижимое имуществоНаследник должен подтвердить наличие имущества у наследодателя, на которое он претендует (дом, квартира, авто, депозит)
7Справка с последнего места жительства покойного гражданинаДокумент требуется для определения территориальной принадлежности. Потому как наследники могут обратиться далеко не к каждому нотариусу. Если такой документ отсутствует, то потребуется выписка из ЕГРН. Она поможет определить местонахождение недвижимого имущества, которое принадлежит наследодателю. При наличии квартиры или дома, наследственное дело заводится по месту его расположения.
8Отчет о стоимости собственностиНа его основании делается расчет суммы государственной пошлины, которая удерживается с наследников при выдаче свидетельства
9Бумаги, подтверждающие право на налоговую льготуУдостоверение инвалида, свидетельство о рождении
10Подтверждение уплаты госпошлиныБез банковской квитанции нотариус не выдаст свидетельство на наследство

Пакет документов далеко не полный. При оформлении наследства встречается множество нестандартных ситуаций, которые могут существенно расширить перечень бумаг.

Одной из них является фактическое принятие наследства. Правопреемнику предстоит подтвердить совершение юридически значимых действий в течение 6 месяцев после смерти наследодателя и представить письменные доказательства данного факта. Перечень документов зависит от того, какие именно действия выполнил наследник.

Если в процессе оформления документов один из наследников скончается, то право наследования переходит к его родственникам. Правопреемнику покойного гражданина нужно будет подтвердить родство с ним. Например, представить свидетельство о рождении или регистрации брака.

Если в качестве наследника выступает иждивенец наследодателя, то ему нужно подтвердить следующие факты:

  1. Статус нетрудоспособного лица. Утрата трудоспособности наступает в результате выхода на пенсию или присвоения инвалидности.
  2. Нахождение на содержании усопшего субъекта. Обычно используются платежные документы о переводе средств или показания свидетелей.
  3. Совместное проживание с наследодателем до его смерти. В качестве доказательства подойдет выписка из домовой книги.

Какие документы нотариус изымает

При обращении к нотариусу наследники должны подготовить пакет документов. Одни бумаги подлежат изъятию, с других делаются копии.

Нотариус вправе изъять:

  1. Заявление о принятии/отказе от наследства.
  2. Правоустанавливающие документы на имя наследодателя. При условии, что они не затрагивают права иных граждан. Вместо них правопреемнику выдается свидетельство на наследство.
  3. Справку с последнего места регистрации наследодателя.
  4. Квитанцию об уплате госпошлины.

Также нотариус изымает свидетельство на наследство в случае его отмены. Например, если наследники договорились между собой о включении нового участника в их состав или имеется решение суда о признании права собственности на имущество (ст. 1155 ГК РФ).


Пример. Наследодатель скончался на 65 году своей жизни. Единственной наследницей была его дочь. После смерти отца ей осталась 2-комнатная квартира. При оформлении наследства нотариус потребовал оригинал договора купли-продажи квартиры. Документ был подшит в материалы дела. Наследнице разъяснили, что договор купли-продажи ей не потребуется при обращении в Росреестр. Основополагающим документом будет свидетельство на наследство.

Оригиналы документов принимаются нотариусом под расписку:

  • 1 экземпляр расписки выдается на руки заявителю,
  • 2 – хранится у нотариуса. Полученные документы подшиваются в материалы наследственного дела (п. 15 Методических рекомендаций).

Некоторые документы подлежат регистрации. Они обязательно отображаются в журнале входящей корреспонденции (п. 23 Приказа Минюста от 16.04.2014 №78). Исключением являются бумаги, подтверждающие определенный юридический факт. Например, свидетельство о смерти/рождении.

Если какой-либо документ необходим наследнику, то нотариус снимает с него копию, а подлинник возвращает его владельцу. При возврате документов снова оформляется расписка. Обычно она выражается в записи на копии возвращаемого документа.

При возврате оригиналов правоустанавливающих документов нотариус делает на них соответствующую отметку. Она включает дату нотариального действия, регистрационный номер, сведения о нотариусе, его подпись и печать.

Какие документы не подлежат изъятию

При совершении юридически значимых действий нотариус обязан придерживаться требований закона и других нормативных актов. Одним из них является приказ Минюста от 15.03.2000 №91.

Согласно ему, нотариус не вправе изымать:

  1. Удостоверение личности гражданина.
  2. Учредительные документы предприятия.
  3. Свидетельство о смерти гражданина.
  4. Свидетельство о рождении/усыновлении ребенка.
  5. Свидетельство о регистрации брака.
  6. Доверенность на имя представителя. Исключение – документ выдан на заключение конкретного соглашения.
  7. Правоустанавливающие бумаги, которые требуются для государственной регистрации права собственности. В частности, если наследуемый объект недвижимости находится в собственности у нескольких лиц.
  8. Паспорт на транспортное средство.
  9. Бумаги, подтверждающие регистрацию прав на имущество.


Пример. После гибели наследодателя открылось наследство. Состав претендентов – жена и двое детей. Объектом наследования являлась квартира, в которой проживала семья. Однако жилье находилось в совместной собственности 3 человек. В приватизации квартиры участвовали – муж, жена и старший сын. Младшего ребенка тогда не было. Наследованию подлежала только часть главы семьи. При оформлении документов нотариус вернул совладельцам правоустанавливающие бумаги на объект недвижимости. В материалы наследственного дела были прикреплены их копии.

Нотариус отказывается выдавать расписку

Далеко не все представители нотариата добросовестно исполняют свои обязанности. Иногда нотариусы отказываются исполнять прямые требования закона. Например, не выдают расписку при изъятии оригиналов документов или подшивают в материалы дела подлинники вместо копий.

Наследник может настоять на предоставлении необходимого документа или отказаться от совершения нотариального действия. Если же нотариус отказывается выдавать документ, необходимо потребовать письменное подтверждение такого решения.

Впоследствии можно будет обжаловать неправомерные действия нотариуса в суде. Однако судебное разбирательство займет не менее 2 месяцев.


Права и обязанности нотариуса определяются законом. Представитель нотариата вправе изымать некоторые документы и подшивать их в материалы наследственного дела. Все бумаги принимаются под расписку. Один экземпляр расписки выдается заявителю. При необходимости наследник может затребовать оригинал изъятого документа. Он также возвращается заявителю под расписку. Какие документы нужны при оформлении наследства, можно узнать у наших юристов. Профильные специалисты изучат ситуацию и подскажут их перечень. А также озвучат список документов, которые не подлежат изъятию. При необходимости можно договориться об обжаловании неправомерных действий нотариуса в суде. Заявка на обратный звонок подается через специальную форму на сайте.


  • В связи с постоянным изменением законодательства, подзаконных актов и судебной практики, порой мы не успеваем обновлять информацию на сайте
  • Ваша юридическая проблема в 90% случаев индивидуальна, поэтому самостоятельная защита прав и базовые варианты решения ситуации зачастую могут не подходить и приведут лишь к усложнению процесса!

Поэтому обратитесь к нашему юристу за БЕСПЛАТНОЙ консультацией прямо сейчас и избавьтесь от проблем в дальнейшем!


Задайте вопрос эксперту-юристу бесплатно!


Задайте юридический вопрос и получите бесплатную
консультацию. Мы подготовим ответ в течение 5 минут!

Планируете семейное путешествие за границу и нужно получить визы? Подумываете о трудоустройстве в другой стране? Тогда вам могут понадобиться нотариально заверенные копии документов. Например, свидетельства о рождении, свидетельства о браке, диплома. Чтобы заверить у нотариуса копию документа, рекомендуем выполнить следующие действия.

Шаг 1. Убедитесь, что копию вашего документа можно заверять

Нотариус не заверит копию документа, в котором в том числе :

— есть подчистки, приписки, зачеркнутые слова, неоговоренные исправления. Под неоговоренными обычно понимают исправления, не заверенные подписью лица, которое их внесло, и печатью соответствующего органа (организации).

Обратите внимание!
Копии некоторых документов нотариус не заверит, если оригиналы содержат даже оговоренные исправления. К ним относят документы, выданные :
органами ЗАГС и их архивами;
управлениями юстиции облисполкомов и Мингорисполкома;

— содержатся сведения, которые порочат честь, достоинство и деловую репутацию других лиц;

— отсутствуют все обязательные для данного документа реквизиты. Например, регистрационный номер документа, дата его выдачи, срок действия.

На заметку
Нотариус вправе заверить копию документа, срок действия которого закончился ;

— изложено содержание сделки с участием физлица. Это может быть договор между гражданами или организацией и гражданином, например, купли-продажи, подряда и др.

На заметку
Заверить копию документа, который выдан гражданином, можно, если его подпись предварительно засвидетельствована, в частности, нотариусом ;

Обратите внимание!
Нотариус не заверит копию брошюры, газеты или другого печатного издания .

Шаг 2. Подготовьте необходимые документы

Чтобы заверить копию документа, вам понадобятся :

1) оригинал документа.

Обратите внимание!
В некоторых случаях вы сможете обойтись без оригинала. Нотариус вправе заверить и копию с копии, если первоначальная копия соответствует одному из условий :
— заверена нотариусом;
— выдана организацией, от которой исходил подлинный документ, с указанием, что оригинал хранится в этой организации. Такая копия должна быть выполнена на фирменном бланке, заверена подписью руководителя и печатью организации;

2) копия документа, которую вы хотите заверить. Ее может изготовить нотариус. За это придется дополнительно заплатить. Вы можете сделать копию документа и самостоятельно, например отснять его на ксероксе.

Обратите внимание!
Делать копию на факсимильном аппарате (факсе) нельзя. Такую копию нотариус не заверит .

Допустимо также переписать документ от руки. Это нужно делать четко и разборчиво на стандартных листах, без многочисленных вставок, ссылок и исправлений. При этом нельзя использовать карандаш, ручку с красными или зелеными чернилами, писать очень мелким почерком. Текст копии должен полностью соответствовать оригиналу, без сокращений и искажений .

Обратите внимание!
Копия, которая состоит из двух и больше листов, должна быть прошита (прошнурована), а листы в ней — пронумерованы. Прошивать (прошнуровывать) копию можно только белыми или красными нитками (лентой) . Вы можете сделать это сами либо оплатить оформление копии нотариусом;

3) документ, удостоверяющий личность, например паспорт или вид на жительство;

4) документ, подтверждающий льготы по оплате нотариального тарифа. В частности, пенсионное удостоверение, удостоверение инвалида.

Шаг 3. Уплатите нотариальный тариф

Пенсионеры и инвалиды I и II группы оплачивают заверение копии в размере 50% установленного тарифа. Льгота действует, только если заверяется копия документа, который выдан на имя пенсионера (инвалида) .

Платежи, которые может понадобиться уплатить при заверении копии документа, приведены в таблице .

Уплачивать нужно не все перечисленные платежи, а только необходимые в конкретной ситуации. Например, если вы самостоятельно сделали копию документа и вам не нужен выезд нотариуса на дом, то вы не будете за это платить.

Шаг 4. Обратитесь к нотариусу (в нотариальную контору)

Прийти к нотариусу может любое лицо, даже если документ ему не принадлежит . Например, вы вправе обратиться для заверения копии свидетельства о рождении племянника. Заверить копию вы можете у любого нотариуса в любой нотариальной конторе по своему выбору. Чтобы сократить время ожидания, целесообразно записаться на прием заранее. Это можно сделать, в том числе, на сайте Белорусской нотариальной палаты.

Нотариус изготовит копию документа (если вы не сделали это самостоятельно), проверит ее соответствие оригиналу и поставит отметку о верности копии. Заверенную копию нотариус отдаст вам на руки.

1.1. Нотариус свидетельствует верность копий документов и выписок из них в соответствии с положениями ст. 77 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате (далее - Основы).

Нотариальное действие представляет собой свидетельствование верности копии документа с представленным нотариусу его оригиналом.

Для свидетельствования верности копии нотариусу может быть представлен документ любого содержания, назначения, независимо от его юридической и практической значимости, за исключением случаев, установленных законом.

Положения, установленные настоящими методическими рекомендациями для свидетельствования верности копий документов, применяются для свидетельствования верности выписок из документов, а также копий с копии документов, если иное не установлено законом и настоящими методическими рекомендациями и не противоречит существу нотариального действия.

См. пункт 11 статьи 2 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" от 27.07.2006 N 149-ФЗ.

См. статью 2 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" от 27.07.2006 N 149-ФЗ.

Утвержден Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 17.10.2013 N 1185-ст., введен в действие с 01.03.2014.

ГОСТом Р 7.0.8.-2013, в частности, определены понятия:

- "документ" - зафиксированная на носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать;

- "официальный документ" - документ, созданный организацией, должностным лицом или гражданином, оформленный в установленном порядке;

- "подлинный документ" - документ, сведения об авторе, времени и месте создания которого, содержащиеся в самом документе или выявленные иным путем, подтверждают достоверность его происхождения;

- "подлинник документа" - первый или единственный экземпляр документа .

С учетом содержания этих понятий нотариальному свидетельствованию подлежит верность копий документов на бумажном носителе, содержащих текстовую и/или изобразительную информацию, выданных органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, гражданами.

Нотариальное свидетельствование верности копий электронных документов, видео-, кино- и фонодокументов законодательством не предусмотрено .

В соответствии со статьями 103.8 и 103.9 Основ нотариус удостоверяет равнозначность электронного документа документу на бумажном носителе и равнозначность документа на бумажном носителе электронному документу. В соответствии со статьями 102 и 103 Основ нотариус обеспечивает доказательства, необходимые в случае возникновения споров в судебных и административных органах.

1.3. Основные требования к документам, представляемым для совершения нотариального действия, предусмотрены статьей 45 Основ.

Документы, представленные для свидетельствования верности копии, не должны иметь подчисток или приписок, зачеркнутых слов либо иных неоговоренных исправлений и не могут быть исполнены карандашом или с помощью легко удаляемых с бумажного носителя красителей. Текст документа должен быть легко читаемым. Целостность документа, состоящего из нескольких листов, должна быть обеспечена путем его скрепления или иным исключающим сомнения в его целостности способом. К таким способам, например, могут относиться использование последовательной нумерации листов с указанием их общего числа и идентифицирующих реквизитов документа, подписание каждого листа автором с нумерацией листов, проставление печатей или штампов на пересечении листов документа, простановка сплошной рельефной (давленой) печати сквозь все листы документа и др.

Нотариус не вправе свидетельствовать верность копий документов, имеющих исправления, в том числе оговоренные, в которых они недопустимы .

Приказ Минздравсоцразвития России от 29.06.2011 N 624н "Об утверждении Порядка выдачи листков нетрудоспособности" (п. 56, за искл., п. 65);

Постановление Правительства РФ от 17.04.1999 N 432 "Об утверждении Правил заполнения бланков записей актов гражданского состояния и бланков свидетельств о государственной регистрации актов гражданского состояния" (п. 49); Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (ст. 147 п. 27);

Приказ Минобрнауки России от 14.02.2014 N 115 "Об утверждении Порядка заполнения, учета и выдачи аттестатов об основном общем и среднем общем образовании и их дубликатов" (п. 9);

Письмо Минобразования РФ от 16.04.2001 N 14-52-235ин/13 "Об аттестатах о среднем (полном) общем образовании" (п. 2);

Приказ Минобрнауки России от 25.10.2013 N 1186 "Об утверждении Порядка заполнения, учета и выдачи дипломов о среднем профессиональном образовании и их дубликатов" (п. 11);

Приказ Минобрнауки России от 13.02.2014 N 112 "Об утверждении Порядка заполнения, учета и выдачи документов о высшем образовании и о квалификации и их дубликатов" (п. 15);

Указ Президиума ВС СССР от 04.08.1983 N 9779-X (ред. от 08.12.2003) "О порядке выдачи и свидетельствования предприятиями, учреждениями и организациями копий документов, касающихся прав граждан" (п. 3).

Если имеющиеся в документе неоговоренные исправления или иные недостатки являются несущественными для целей свидетельствования верности копии, нотариус вправе совершить данное нотариальное действие.

Существенными недостатками признаются, в том числе:

- подчистки, дописки, зачеркнутые слова, иные неоговоренные исправления, влияющие на содержание и искажающие смысл документа;

- нечитаемые фрагменты текста, реквизитов или печати, скрепляющей подпись должностного лица, или иные особенности, которые могут привести к неверному толкованию содержания документа в целом или к сомнению в его подлинности;

- повреждения документа, влекущие сомнения в его целостности;

- иные недостатки, не позволяющие сделать однозначного вывода об отсутствии признаков подделки документа.

1.4. Нотариус, свидетельствуя верность копий документов, выданных органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, гражданами, не подтверждает законность содержания документа, соответствие изложенных в нем фактов действительности, личность, дееспособность и полномочия подписавших его лиц, правоспособность юридического лица, от которого исходит документ.

Обязанности нотариуса по проверке документа, представленного для свидетельствования верности его копии, ограничиваются проверкой наличия в нем информации и реквизитов, позволяющих идентифицировать его автора.

В случае невозможности идентифицировать автора документа нотариус отказывает в свидетельствовании верности копии документа.

1.5. Верность копии документа, исходящего от физического лица, подлежит нотариальному свидетельствованию на общих основаниях - в документе должны содержаться реквизиты, позволяющие его идентифицировать. Например, из положений Гражданского кодекса Российской Федерации (статьи 19, 20) следует, что к идентифицирующим признакам гражданина отнесены его фамилия, имя, отчество (при наличии) и место жительства.

1.6. В случаях, когда документ наряду с информацией на бумажном носителе содержит электронный носитель информации (например, биометрический паспорт), нотариус может свидетельствовать верность копии текстовой и изобразительной информации, содержащейся на бумажном носителе.

1.7. Свидетельствование верности копий документов, удостоверяющих личность гражданина (в том числе служебные удостоверения), документов, содержащих медицинскую или иную охраняемую законом тайну либо персональные данные, производится на общих основаниях, в том числе по просьбе третьих лиц, представивших эти документы нотариусу. При этом предполагается (если нотариусу не известно иное), что лицо, представившее документ нотариусу, владеет документом добросовестно.

1.8. Засвидетельствованная нотариусом копия документа должна отвечать требованиям, предъявляемым статьей 45.1 Основ к нотариально оформляемому на бумажном носителе документу. Она может быть изготовлена с помощью технических средств или написана от руки и быть легко читаема, должна соответствовать оригиналу: содержать весь текст и реквизиты документа без сокращений и искажений. Удостоверительная надпись на копии должна соответствовать формам, утверждаемым Министерством юстиции Российской Федерации совместно с Федеральной нотариальной палатой.

Если свидетельствуется верность копии оригинала или выписки из оригинала документа, состоящих из нескольких листов, часть которых представляет собой копию иного документа, об этом делается отметка в удостоверительной надписи. Например, "Листы N ___ N ___ представленного документа являются копиями".

1.9. Свидетельствование верности копии документа, содержащего государственную тайну, имеющего указание (гриф) на недопустимость его копирования, а также гриф "Секретно" и "Совершенно секретно" не допускается .

См. статью 5 Закона РФ от 21.07.1993 N 5485-1 "О государственной тайне", Указ Президента РФ от 30.11.1995 N 1203 "Об утверждении Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне".

2. Лицо, обращающееся за совершением нотариального действия

2.1. За свидетельствованием верности копии документа может обратиться лицо, достигшее 14-летнего возраста, в том числе не являющееся владельцем документа.

По общим правилам совершения нотариальных действий устанавливается личность гражданина, обратившегося за совершением нотариального действия.

3. Свидетельствование верности копии с копии документа. Свидетельствование верности выписки из документа

3.1. Верность копии с копии документа свидетельствуется нотариусом при условии, что верность копии документа засвидетельствована нотариально или в ином установленном законодательством Российской Федерации порядке.

По смыслу статьи 77 Основ нотариально засвидетельствованная копия документа тождественна понятию "документ". Поэтому не может быть ограничено количество последовательных свидетельствований верности копии с нотариально засвидетельствованной копии или копии, выданной в ином установленном законодательством Российской Федерацией порядке.

Нотариальное свидетельствование верности копий с копий документов, выданных органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, гражданами, в пределах своей компетенции, производится на общих основаниях. В частности, нотариальному свидетельствованию подлежит верность копий с копий документов, исходящих от судов, органов внутренних дел, прокуратуры, следственных органов, органов, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, органов, осуществляющих государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. При этом нотариусу следует иметь в виду установленный законодательством Российской Федерации порядок оформления копий документов, выданных указанными органами. Например, порядок оформления копий судебных актов предусмотрен приказом Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 29.04.2003 N 36 "Об утверждении Инструкции по судебному делопроизводству в районном суде", порядок оформления копий документов органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, установлен приказом Минэкономразвития России от 14.05.2010 N 180 "Об установлении порядка предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним", приказом Росреестра от 07.09.2010 N П/491 "Об утверждении Инструкции по делопроизводству в Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии". Нотариальное свидетельствование верности копий с копий документов, выданных иными юридическими лицами (корпоративными и иными), допускается, если копия документа оформлена в установленном законом порядке. Законодательными актами о корпоративных юридических лицах предусмотрено право и обязанность этих юридических лиц свидетельствовать верность копий документов, образующихся в процессе их деятельности. Например, соответствующими полномочиями обладают общества с ограниченной ответственностью , акционерные общества .

См, пункт 3 статьи 12, пункт 3 статьи 36, пункт 6 статьи 37, пункт 4 статьи 50 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью.

В соответствии с действующими в настоящее время нормами Указа Президиума Верховного совета СССР от 04.08.1983 N 9779-X государственные и общественные предприятия, учреждения и организации свидетельствуют по заявлениям граждан верность копий документов, исходящих от этих предприятий, учреждений и организаций, если такие копии необходимы для решения вопросов, касающихся прав и законных интересов обратившихся к ним граждан.

См. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 04.08.1983 N 9779-X "О порядке выдачи и свидетельствования предприятиями, учреждениями и организациями копий документов, касающихся прав граждан" с изменениями, внесенными Федеральным законом от 08.12.2003 N 169-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу законодательных актов РСФСР".

В таком же порядке предприятия, учреждения и организации могут свидетельствовать верность копий имеющихся у них документов, исходящих от других предприятий, учреждений и организаций, от которых получить непосредственно копии этих документов затруднительно или невозможно. В случаях, когда документы были исполнены на бланках, при изготовлении копий воспроизводятся реквизиты бланков.

Предприятия, учреждения и организации свидетельствуют также верность копий имеющихся у них документов по запросам других предприятий, учреждений и организаций, если копии таких документов необходимы для решения вопросов, касающихся прав и законных интересов обратившихся к ним граждан.

Верность копии документа свидетельствуется подписью руководителя или уполномоченного на то должностного лица и печатью. На копии указывается дата ее выдачи и делается отметка о том, что подлинный документ находится в данном предприятии, учреждении, организации.

3.2. Верность выписки может быть засвидетельствована только тогда, когда в документе, из которого делается выписка, содержатся решения нескольких отдельных, не связанных между собой вопросов. Выписка должна содержать необходимые реквизиты данного документа и воспроизводить полный текст части документа по определенному вопросу.

3.3. Нотариус вправе свидетельствовать верность выписки из трудовой книжки, когда имеется необходимость у гражданина представить только одну или несколько записей о стаже его работы на конкретной занимаемой должности.

3.4. Нотариус вправе свидетельствовать верность выписки из паспорта гражданина Российской Федерации, поскольку в паспорте гражданина содержатся не связанные между собой сведения: информация о регистрации брака (о расторжении брака), о наличии несовершеннолетних детей, регистрации по месту жительства. Для свидетельствования верности выписки нотариусу следует включить в ее текст полное содержание второй и третьей страницы паспорта с указанием названия документа, фамилии, имени и отчества его владельца, даты и места его рождения, даты и места выдачи паспорта, его реквизитов.

4. Свидетельствование верности копий документов, составленных за границей

4.1. Свидетельствование верности копий документов, составленных за границей с участием должностных лиц компетентных органов других государств или от них исходящие, принимаются нотариусом при условии их легализации (консульской или осуществленной путем проставления апостиля). Без легализации такие документы принимаются нотариусом в тех случаях, когда это предусмотрено законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.

4.2. Учитывая, что в соответствии со статьей 10 Основ нотариальное делопроизводство ведется на языке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, республик в составе Российской Федерации, автономной области и автономных округов, для свидетельствования копии документа, составленного за границей, он должен быть переведен на русский язык или язык республики в составе Российской Федерации, автономной области и автономных округов.

Для свидетельствования верности копии документа, составленного за границей и имеющего перевод на соответствующий язык нотариального делопроизводства, нотариусу может быть представлен перевод такого документа как помещенный на одной странице с иностранным текстом и их вертикальным разделением, так и на отдельном листе, сшитом с документом. Следует учитывать, что переведенным должен быть весь текст документа, составленного за границей, в том числе имена и должности лиц, подписавших документ, оттиск печати при их наличии. Если перевод совершается переводчиком, его подпись помещается под переводом и должна быть засвидетельствована в установленном порядке. Удостоверительная надпись о свидетельствовании верности копии или одновременном свидетельствовании верности копии и подлинности подписи переводчика (верности перевода нотариусом, знающим соответствующий язык иностранного государства) излагается под текстами документа и перевода с него.

Для пенсионного обеспечения могут приниматься только те иностранные документы, которые выданы компетентными органами (должностными лицами) иностранного государства и надлежащим образом легализованы или удостоверены апостилем.

Кроме того, документ должен иметь перевод на русский язык, заверенный нотариусом или консульским учреждением Российской Федерации. Если перевод документа на русский язык удостоверен иностранным нотариусом, то к нему также применяется требование о легализации или апостилировании, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.

Консульская легализация или апостилирование – подтверждение соответствия документов законодательству государства их происхождения.

Консульской легализацией иностранных официальных документов является процедура, предусматривающая удостоверение подлинности подписи, полномочий лица, подписавшего документ, подлинности печати или штампа, которыми скреплен представленный на легализацию документ, и соответствия данного документа законодательству государства пребывания. Легализация не требуется, если договоренности между двумя или несколькими государствами отменяют или упрощают данную процедуру.

Если у России есть с государством договор о правовой помощи, который предусматривает отказ от легализации официальных иностранных документов.

Договор определяет порядок, в соответствии с которым документы, выданные официальными властями одного государства-участника договора (конвенции), рассматриваются как официальные документы и пользуются на территориях других стран-участников договора доказательной силой официальных документов без какого-либо специального удостоверения.

Таким образом, если представлен иностранный документ любого государства, с которым Россия имеет договор о правовой помощи, то такой документ может быть принят для пенсионного обеспечения без какого-либо дополнительного подтверждения его подлинности. Исключения: документы, свидетельствующие о каком-либо льготном статусе гражданина.

Если документ (удостоверение его копии, перевод на русский язык) выдал компетентный орган (учреждение) или должностное лицо иностранного государства-участника Гаагской конвенции.

В соответствии с Гаагской конвенцией единственной формальностью, которая может быть потребована для удостоверения подлинности подписи, печати или штампа, которым скреплен этот документ, является проставление апостиля компетентным органом государства, в котором этот документ был составлен. Такой документ может быть принят для це лей пенсионного обеспечения без какого-либо дополнительного подтверждения его подлинности.

Апостиль проставляет компетентный орган иностранного государства на самом документе или на отдельном листе, скрепляемом с документом. Апостиль может быть составлен как на одном из официальных языков Конвенции (французский либо английский), так и на национальном языке государства, проставившего апостиль. На практике надписи на апостиле часто дублируются на двух языках (одном из языков Конвенции и национальном).

Если документ (удостоверение его копии, перевод на русский язык) выдал компетентный орган (учреждение) или должностное лицо иностранного государства, у которого нет договора о правовой помощи с Российской Федерацией и которое не является участником Гаагской конвенции.

В отношении соответствующих стран действует Административный регламент исполнения государственной функции по консульской легализации документов, утвержденный приказом МИД России от 26 мая 2008 года № 6093.

В настоящее время функции по консульской легализации за границей выполняют российские загранучреждения (посольства и консульства). Российские загранучреждения принимают к легализации предназначенные для использования в России документы, выданные официальными органами и легализованные компетентным органом страны пребывания.

Представление документа, удостоверенного апостилем, не отменяет необходимость перевода документа. Если при этом перевод документа на русский язык удостоверен иностранным нотариусом, то к нему также применяется требование об апостилировании, если иное не предусмотрено международным договором (соглашением) Российской Федерации. При этом удостоверительная надпись нотариуса должна быть составлена на русском языке (переведена на русский язык).

ВАЖНО! Независимо от того, какая страна (имеющая договор о правовой помощи с Россией, являющаяся участником Гаагской конвенции или нет) выдала документ, предъявляется следующее дополнительное требование: если документ составлен на иностранном языке, он должен иметь перевод на русский язык. Верность перевода (подлинность подписи переводчика) свидетельствуется нотариусом, занимающимся частной практикой, нотариусом, работающим в государственных нотариальных конторах, либо консульскими учреждениями РФ.


Для получения ряда услуг или совершения сделок может потребоваться нотариально заверенная копия паспорта. Манипуляция подтверждает, что сведения в документе соответствуют действительности. Однако процедура заверения потребует дополнительных затрат. Столкнувшись с потребностью в получении нотариальной копии, нужно учесть ряд нюансов.

Когда нужно заверять копию паспорта?

Важно! Следует иметь ввиду, что:

  • Каждый случай уникален и индивидуален.
  • Тщательное изучение вопроса не всегда гарантирует положительный исход дела. Он зависит от множества факторов.

Чтобы получить максимально подробную консультацию по своему вопросу, вам достаточно выбрать любой из предложенных вариантов:

Список случаев, в которых может потребоваться копия, обширен. Обычно её необходимо предоставить:

  • при выполнении постановки на учёт по месту жительства;
  • в процессе регистрации фирмы или при создании ИП;
  • при получении денег в долг в банке;
  • в процессе приватизации квартиры, земли, дома;
  • во время регистрации прав собственности на имущество;
  • при совершении ряда иных действий, носящих правовой характер.

Как выглядит нотартиально заверенная копия паспорта гражданина РФ

В некоторых случаях представители уполномоченного органа берут одновременно оригинал документа и копию в формате А4. При этом потребность в нотариальном заверении присутствует не всегда. Когда процедура выполнена, это гарантирует, что паспорт не является поддельным.

Стоит знать! Потребовать заверение могут сотрудники инстанций, в которые необходимо предоставить документы. Ранее нотариусы не выполняли процедуру. Однако ФЗ №69 снял запрет. Сегодня уполномоченные органы не могут отказать заявителю в просьбе осуществления действия.

Порядок проведения процедуры

Когда нужно заверить копию паспорта нотариально, необходимо действовать по следующей схеме:

  1. Воспользоваться специализированным оборудованием и получить копию страниц паспорта. Копия должна соответствовать установленным требованиям. На ней запрещено наличие приписок, зачеркивание, корректировок, нечитаемых участков или нечетких букв. В целях безопасности многостраничную копию нужно скрепить и пронумеровать. Однако нотариальная контора примет и сделает ксерокопию без выполнения вышеуказанных действий.
  2. Посетить ближайший отдел нотариата. При себе нужно иметь оригинал документа. Другие бумаги не требуется.
  3. Оплатить услугу по тарифу нотариуса. Стоимость может различаться в зависимости от региона.
  4. Дождаться, пока будет выполнена процедура по подлинности документа. Её смысл состоит в проверке сведений, представленных на оригинале и копиях.
  5. Получить заверенные листы.

В законодательстве отсутствует запрет на использование услуг нотариуса через представителя. Если гражданин не может лично посетить уполномоченный орган, допустима передача полномочий третьему лицу. Однако в этом случае предстоит оформить доверенность.

Заверению подлежат все страницы паспорта. Если лицо хочет заверить лишь листы с персональными данными и сведениями о регистрации, заявку отклонят. Большинство учреждений для качественной идентификации гражданина требует подтверждать подлинность всех страниц.

Важно! Выполнить процедуру проверки удастся только в нотариальной конторе. Если гражданин находится за рубежом, оказание подобной услуги могут осуществить консульские учреждения.

Потребность в нотариальном заверении скан-копии отсутствует. Специалист удостоверяет лишь бумажную версию документа. Обычно электронная копия необходима во время подачи предварительной заявки. Ее юридическая сила меньше, чем у стандартного документа. Рекомендуется проявлять повышенную бдительность, делая электронную копию паспорта. Документ может попасть в руки к мошенникам, после чего они смогут воспользоваться чужими паспортными данными и изготовить дубликат, в последующем применяя его для наживы. Поэтому отправлять такие копии нужно лишь проверенным адресатам.

Сколько стоит заверить копию у нотариуса?

Обратившись к представителю уполномоченного органа, нужно поинтересоваться, сколько стоит нотариально заверенная копия паспорта. Услуга оказывается на возмездной основе. Цена зависит от региона. На периферии предстоит заплатить 100 руб. за один отснятый лист. Если выполняется обращение к нотариусу в городах федерального значения, цена повышается до 150- 200 руб.

В среднем за осуществление процедуры предстоит отдать порядка 2000 — 3000 руб. В законодательстве отсутствуют положения, регламентирующие срок действия нотариально заверенной копии. Если сведения совпадают с оригиналом, она считается действительной. Однако если копия не была использована, но сведения в паспорте гражданина были изменены хотя бы на одной странице, потребуется выполнить процедуру повторно.

Города федерального значения Регионы
150-200 руб. 1 лист 100 руб. 1 лист

Можно ли заверить копию паспорта самому?

Закон не наделяет граждан подобным правом. Исключение составляет лишь ситуация, когда индивидуальный предприниматель обращается в налоговую или во внебюджетные фонды. В этом случае допустимо самостоятельное проведение процедуры. Однако её может выполнить лишь сам владелец документов. Суть метода состоит в ксерокопии всех страниц удостоверения личности и нанесение на них надписи копия верна. Дополнительно проставляется подпись и расшифровка с указанием должности лица и даты выполнения процедуры.

Заменяет ли заверенная копия оригинал?

Документы не обладают одинаковой юридической силой. Перечень ситуаций, когда удастся применить нотариально заверенную копию, существенно ограничен. С его помощью нельзя купить билет на поезд или, получить пенсию или взять кредит в банке. Копия не заменяет оригинал паспорта. Она лишь выступает альтернативой в ряде случаев.

На практике гражданин, по каким-либо причинам не имеющий паспорт на руках, может столкнуться с проверкой правоохранительных органов. В этом случае лицо имеет право предоставить нотариально заверенную копию. Если документ надлежащим образом засвидетельствован, представитель уполномоченного органа может удовлетворить его изучение.

Заключение

Потребность в подготовке нотариально заверенной копии может возникнуть при осуществлении ряда процедур. Чтобы выполнить действие, необходимо сделать копии всех страниц паспорта и обратиться в уполномоченный орган. Процедура осуществляется на возмездной основе. Стоимость может различаться в зависимости от места обращения. Самостоятельно заверить копию паспорта нельзя. Исключение составляют случаи, когда предприниматель должен обратиться в налоговую или во внебюджетные фонды. В этой ситуации процедуру может выполнить лишь сам владелец документов.

Юрист коллегии правовой защиты. Специализируется на ведении административных и гражданских дел, возмещением ущерба страховыми компаниями, защитой прав потребителя, а также дел, связанных с незаконным сносом ракушек и гаражей.

Миграционное право 1296 1 Андреева Татьяна Владимировна 08.03.19

331 0 Lawyer 15.11.19

Основные способы проверки СНИЛС по номеру

641 0 Андреева Татьяна Владимировна 23.03.19

Какие нужны документы для СНИЛСа

642 0 Андреева Татьяна Владимировна 23.03.19

1023 0 Андреева Татьяна Владимировна 23.03.19

Смена СНИЛС при замужестве и смене фамилии

391 0 Андреева Татьяна Владимировна 23.03.19

274 0 Андреева Татьяна Владимировна 23.03.19

Natalia 19:40 | 21 Апр. 2021

Читайте также: