В каком стилевом направлении в основу художественных произведений положены образы

Обновлено: 02.07.2024

Термины возникали в литературоведении XIX–XX вв. для обозначения совершенно разных явлений. Все они имеют отношение к писателям и их произведениям (то есть к истории литературы и литературному процессу).

Художники разных эпох могут быть близки друг другу по миропониманию, идейной направленности творчества и принципам изображения жизни. Идейно-эстетическая общность, свойственная ряду писателей и выражающаяся в их творчестве, называется художественным (творческим) методом.Метод определяет и содержание, и форму в искусстве. Он получает воплощение в идее произведения, в принципах построения образов, в сюжете, в композиции, в языке. Метод – это понимание и воспроизведение художником действительности в соответствии с особенностями его мышления.

Художественный метод — это система принципов отбора, оценки и воспроизведения действительности. В его основе лежат определенная концепция мира, человека и искусства (то есть логически осмысленная и сформулированная позиция писателя, заявленная им в произведении) и нравственно-эстетический идеал (то есть образ той жизни, которая должна быть, с точки зрения писателя). О художественных методах начинают говорить с литературы периода 17-18 веков, когда они потеснили жанровый способ развития литературного процесса и начали оказывать большое, все более и более определяющее влияние на становление жанров и жанровых систем.

Метод определяется тремя факторами:

2. .мировоззрением писателя,

3. художественным мышлением писателя.

Творческий метод имеет четыре грани:

1. познание жизни,

3. преображение жизни в образную ткань искусства,

Творческий метод выступает как система принципов, которые формируют определенные направления или течения в искусстве и литературе.

Художественные методы: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм и постмодернизм.Это традиционная классификация.

Направление— наиболее общее типологическое объединение писателей определенной эпохи на основе общности художественного метода. Направления называются так же, как и методы (смотри выше).

Понятие направление характеризуют следующие признаки:

-общие духовно-эстетические принципы,

-однотипность миропонимания писателей и стоящих перед ними жизненных проблем,

- сходство эпохи, в которой они живут.

При этом, все художники, писатели – разные, их отношение к поставленным проблемам, пути их решения и прочее могут не совпадать, хотя они относятся к одному направлению. Например, Л.Н. Толстой – реалист, Ф.М. Достоевский – тоже реалист. Но их взгляды, точки зрения на многие проблемы современности – совершенно разные.

Внутри направления возможно существование течений.

В борьбе и смене направлений и течений происходит литературный процесс.

Стиль - термин, в равной степени относящийся к поэтике (система художественных приемов, по которым определяется авторство, индивидуальность писателя), и к истории литературы (тогда говорят о литературном процессе как о смене стилей эпохи).

Стиль — это характеристика формы, того, что непосредственно представлено глазам читателя (композиция, язык, способы создания характера и т. д.), а также аспект единичного и особенного, в отличие от аспекта общего, что представлено в содержании понятия художественного метода.




Вопросы для самостоятельной работы:

1. Выучить и хорошо разобраться в терминах: метод, направление, течение, школа, стиль.

2. К следующему занятию выписать из учебника (любого), определение классицизма, сентиментализма и романтизма.

3. Написать и выучить: а) каковы принципы художественного изображения классицизма, сентиментализма и романтизма; б) что нового вносит каждое направление; в) основные черты; г) представители.

Ко 02.06. 2020 , прислать ВК ответы. Файлы называем своей фамилией и именем. Отвечаем емко, сжато и по существу. Мне нужно понять, сумели ли вы запомнить и понять самое основное и важное в этом материале.

Например: Классицизм.

Историческая основа. К. возник в 17 веке во Франции как идейное и художественное обоснование становящегося в Европе абсолютизма. Весь 17 век в Европе был веком классицизма.

Идейная основа. Философия Рене Декарта. Разум объявляется более высоким и значимым, чем чувство.

Конфликтклассицистических текстов – это конфликт между страстью и долгом. Долг всегда побеждает. Все это проследите в комедии Фонвизина.

Высокие (норма) и низкие(отступление от нормы):

Эпопея, ода, трагедия. Сатира, басня, комедия.

1. Единство места (действие происходит в одном месте)

2. Единство времени (24 часа, не больше)

3. Единство действия (одна сюжетная линия).

Это общие принципы, характерные для классицизма как метода. Перечислить основных представителей русского классицизма. Это - пример. Вам нужно в учебнике все прочитать и добавить к этому конспекту то, что посчитаете нужным и то, что я упустила. Понятно? И так работаем над сентиментализмом и романтизмом.

Художественный образ — одно из ключевых понятий в тех направлениях литературоведения, которые исходят из эстетической природы искусства. Между тем в определении и применении понятия немало неясного, дискуссионного. Литературное произведение предстает перед читателем как текст, в линейной последовательности языковых знаков, но за словами, предложениями встают образы — почему? всегда ли? каковы критерии их выделения? Этот круг вопросов рассматривается в данной статье. Но сначала напомним о положениях, которые, по-видимому, можно считать общепринятыми в теории образа.

Выделенные положения эстетики Гегеля оказались долговечнее своего методологического контекста, и они входят — в трансформированном виде — в современное литературоведение, где образ трактуется как неразложимое единство общего, особенного, единичного, как воспроизведение предметов в их целостности, каковой они обладают в первичной реальности. Иллюзия отражения целостности достигается, несмотря на неизбежную в словесном тексте фрагментарность описаний, обычно путем отбора характерных, выразительных деталей (по принципу синекдохи: pars pro toto). К общим свойствам художественного образа можно уверенно отнести заключенное в нем обобщение (для его обозначения обычно используются термины: характерное, типическое, типизация), экспрессивность (т. е. выражение в самой структуре образа идейно-эмоционального отношения автора к предмету) и многозначность 4.

Упрочение в литературоведении в последней трети XX в. диалогической концепции искусства способствует возрождению интереса к традиционной проблеме художественного образа.

О создании образов как цели творчества часто говорят сами писатели. Об этом, в частности, стихи В.Н. Соколова:

Как я хочу, чтоб строки эти

Забыли, что они слова,

А стали: небо, крыши, ветер,

Сырых бульваров дерева! (1948)

Снег идет, густой-густой.

В ногу с ним, стопами теми,

В том же темпе, с ленью той,

Или с той же быстротой,

Может быть, проходит время?

Может быть, за годом год

Следуют, как снег идет

Или как слова в поэме?

Наряду с произведением как художественным целым или его частью выделяют другие контексты: жанровой традиции, творчества писателя, литературного направления и т.д. 10 Они выводят за границы произведения, и их знание также важно для понимания семантики слова (например, есть свой устойчивый словарь у романтической элегии, классицистической оды). Названные контексты объединяет одно: все они суть варианты художественного высказывания, обращенного к эстетическому чувству читателя (хотя и не только к нему).

Образы-представления, образы-персонажи, первичные субъекты речи

Художественные тексты, действительно, с разной степенью активности вызывают в сознании читателя быструю смену представлений. Не у всех художников слова возникает такой каскад образов, как, например, у Бунина или Набокова, Олеши или Бабеля, Есенина или Пастернака.

«Но есть ли необходимость выделять из повествования такую деталь, которая сама по себе… произведение искусства и, конечно, задерживает внимание помимо рассказа? — размышлял Ю. Олеша. — Мы стоим перед вопросом, как вообще писать. В конце концов, рассказ не… развертывание серии эпитетов и красок… Есть удивительные рассказы, ничуть не наполненные красками и деталями « 24.

Но есть образы и образы; к словесной пластике поэтическая образность не сводится. Человек, дом, море, цветок и т.д. имеют свои несчетные отражения, наименования в художественной литературе. Значит ли это, что образы этих предметов, одушевленных и неодушевленных, здесь существуют на равных?

Алмазна сыплется гора

С высот четыремя скалами,

Жемчугу бездна и сребра

Кипит внизу, бьет вверх буграми;

От брызгов синий холм стоит,

Опосредованно, через слово, литература передает богатство и разнообразие внешнего мира, остроту его чувственного восприятия человеком.

Лес пахнет дубом и сосной,

За лето высох он от солнца,

И Осень тихою вдовой

Вступает в пестрый терем свой.

Иносказательность словесная и образная

Лес стянут по горлу петлею пернатых

Гортаней, как буйвол арканом,

И стонет в сетях, как стенает в сонатах

Стальной гладиатор органа.

Характерен метонимический перифраз: птицы — пернатые гортани. Пение птиц оказывается в одном ряду со стальным гладиатором органа: в этом перифразе важно опять-таки слуховое (не зрительное) представление. Вносит единство в фейерверк ассоциаций изображаемый предмет — весенний лес.

Нередко символическое значение образа раскрывается лишь при повторном чтении и интерпретируется читателями, критиками по-разному. И символы, и аллегории могут создаваться без помощи тропов, они используются не только в литературе, но и в других, несловесных, искусствах (живопись, скульптура) 47. Иносказательный смысл здесь имеют сами образы.

Подведем некоторые итоги. В теории образа бытуют положения, которые нуждаются в уточнении, конкретизации, согласовании с результатами изучения художественного восприятия.

В предметном же мире произведения можно выделить различные виды образа: образ-представление, персонаж (образ-персонаж), голос (первичный субъект речи). Эти виды образа имеют разную структуру и выполняют разные функции. Будучи тесно связаны друг с другом, все они необходимы в построении художественного целого.

 Каноны Древней Греции

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ — способ и форма освоения действительности в искусстве, всеобщая категория художественного творчества. Именно художественная образность отличает искусство от всех других форм отражения и познания действительности: науки , религии, политики и т. д. Среди других эстетических категорий художественный образ получил разви тие значительно позже. В античной и средневековой эстетике, не выделявшей художественное в особое направление, искусство характеризовалось преимущественно каноном —набором технологических рекомендаций, обеспечивающих подражание (мимесис) художественному началу самого бытия. Эстетике эпохи Возрождения, во времена которой человек считался центром и высшей целью мироздания,принадлежит категория стиля, связанная с представлением о деятельной стороне искусства, о праве художника формировать произведение в соответствии со своей творческой инициативой и законами присущими природе того или иного вида искусства или жанра.

Аспекты художественного образа показывают причастность этого понятия сразу ко многим сферам познания и бытия.

Онтологический( понимание закономерностей бытия) аспект.

Семиотический (знаковый)аспект. В художественном образе средством смыслового общения в рамках определенного искусства выступает знак с его возможностями представлять, фиксировать определённые свойства и характеристики объекта, определяющие область приложения. Звуки музыки, движения тела в танце, геометрические формы в архитектуре, мазки красок в живописи и т.д. играют роль знаков и символов в языке искусства, с их помощью формируется целостный художественный образ.С подобной точки зрения образ оказывается фактом воображаемого бытия, он всякий раз заново реализуется в воображении человека, который владеет информацией, своеобразным ключем, для расшифровки знаков, понимания искусства, которое он наблюдает.Так, для того чтобы вполне понять смысл традиционного японского или китайского театрального представления, нужно знакомство с особым языком жестов и поз.

Японский театр

Эстетический аспект( чувственное восприятие прекрасного).Художественный образ представляется целесообразным жизнеподобным организмом, в котором нет лишнего, случайного, механически служебного и который производит впечатление красоты именно в силу совершенного единства и конечной осмысленности своих частей,гармонии содержания и формы, целостности и способности воздействовать на реципиента. Человеку необходимо чувство прекрасного.Все что производит человек,создается по законам красоты.

Художественный образ — это и категория, обозначающая, творчество по законам красоты и структура сознания, в которой образ предстает способом освоения мира и передачи художественной информации.

В широком общефилософском плане образ — субъективная копия объективной
реальности,созданная в процессе особой идеальной деятельности по специфическим законам субъектом искусства — художником.

Это какая-то другая форма жизни, связанная с реальностью, но с ней не совпадающая. В этом мире образами является все: человек и животное, солнце и луна, море и небо,цветы и деревья. В этом вымышленном мире смутно узнается реальность, но в то же время это не обычная жизнь, и ее нельзя мерить рамками обычной жизни.

Виды художественных образов

Все многообразие образов можно сгруппировать по определенным принципам:

Предметное содержание образа ; предполагает следующие типы образов:

  • образы – люди, создают систему персонажей;
  • образы природы,пейзаж;в рамках пейзажа выделяют городской пейзаж – образы второй природы, созданные человеком.
  • образы – вещи (предметные), формируют интерьер;
  • образные гиперсистемы; сложные образные системы, как правило, выходящих за пределы одного произведения. Наиболее сложной образной гиперсистемой является образ мира.

Предметные группы могут быть источником различных деталей; переносясь из одной группы в другую, формируя образную метафористику (ассоциативное сопряжение разных объектов)

По механизму восприятия :

  • зрительные образы лежат в основе живописи, графики, фотографии ;
  • слуховые (эмоциональные) образы -в основе музыки, пения;
  • зрительно-слуховые — в основе театра, кино, танца;
  • обонятельные-дают понятие об аромате, запахе;
  • тактильные-то что можно почувствовать прикосновением руки,кожей.

По мнению некоторых авторов, литература занимает особенное место, это и слуховая и зрительная форма образного восприятия. Материальным носителем образности в художественной литературе является слово, речь.

Также следует назвать такие вспомогательные формы образного восприятия, как моторная форма(в архитектуре, танце) и моторно-осязательная (в скульптуре, декоративно-прикладном искусстве).

Структура художественного образа. В понимании структуры произведения ключевую роль играют понятия формы и содержания.

Основные элементы содержания :

Предмет – элемент бытия, на который обратил внимание автор произведения. Источник конкретен – природа, в некоторых жанрах предмет универсален, в остальном –проявление таланта творца, темперамент.

В произведении может быть одна большая тема, или несколько тем при одной главной, или ряд относительно равноправных тем.

Идея художественного произведения – то, что передает автор, (его настроение, тоску, печаль),главный смысл.Идеи опираются на позицию автора и его мировоззрение. Идея входит в содержание художественного процесса вместе с темой и неотрывно от нее. Она пронизывает всё художественное произведение , его конкретную тематическую ткань.

 А.Майоль .Мысль

Чюрленис. Мысль

Форма в искусстве есть способ выражения и существования содержания, его внутренняя организация. В эстетике – содержание не существует без формы, как и форма не может быть без содержания.Форма и содержание, их компоненты так переплетены и взаимосвязаны, что трудно разделить содержательные и формальные составляющие произведения даже при анализе искусства. В самом же произведении они образуют единое и нераздельное целое, собственно и составляющее феномен произведения искусства.

Форма и ее структура

Подобно содержанию, она имеет свою структуру и упорядоченность. Различают внутреннюю и внешнюю форму.

Сюжет — это последовательность и связь описания событий в литературном или сценическом произведении; в произведении изобразительного искусства — предмет изображения( словарь Ожегова); одно из основных средств раскрытия темы. Событие, которое взволновало художника, со временем ляжет в основу сюжета, но в общем плане приобретет качества темы.

К. Брюлов.Последний день Помпеи

Композиция — важнейший организационный элемент , состоящий из приемов и закономерностей, служащих для создания художественного произведения и придающих ему выразительность и гармоничность. Композиция отвечает за соотношение и соразмерность отдельных частей и элементов, за их расположение в пространстве и согласованность, созвучие таким образом, чтобы придать всему произведению единство и целостность восприятия. Построение- в каждом виде искусства специфично. Иногда (в джазе) выражает отсутствие правил, импровизацию.

В. Суриков. Утро стрелецкой казни

Внешняя форма – материальные изобразительные средства , определённым образом организованные для воплощения содержания , внутренней формы.

В искусстве образное , художественное восприятие действительности , вместе с отношением художника к этой действительности сохраняется , более того , формируется в вещественном материале , получающем специфическую обработку. Благодаря этому материал входит в форму художественного образа и воздействуя на органы чувств , дает непосредственное знание самого отражения действительности , как оно существует в голове художника.

Язык искусства подвержен влиянию социально-исторического климата эпохи, господствующих настроений и идеалов. Все, что искусство черпает в природе, в общественной жизни, технике, повседневном человеческом опыте для пополнения своих формальных средств, перерабатывается в специфическую худ. систему. Например, ритмическая организация стихотворной речи, прямая и обратная перспектива в живописи, мелодия в музыке и т.д.

Жанр компонент художественной формы, р од произведений в пределах какого — нибудь искусства , отличающийся особыми , только ему свойственными сюжетными , стилистическими признаками. Назовем некоторые жанры живописи: пейзаж, натюрморт , портрет , историческая живопись .Театральные жанры: водевиль, драма, комедия, мелодрама и т.д.

Свойства художественных образов

Самым важным, фундаментальным свойством художественного образа является его внутренняя противоречивость, парадоксальность. Советский психолог. Л. С. Выготский не случайно замечал, что подлинное произведение искусства построено на принципе невозможности. Принцип парадокса заложен в самой структуре художественного образа; она представляет собой диалектическое единство целого комплекса противоположных начал:

Джоконда. Леонардо да Винчи

Сикстинская Мадонна.Рафаэль

С единством общего и конкретного тесно связана проблема типического. Под типическим обычно понимают отражение в индивидуальном наиболее значимых черт общего.Если в самой действительности единичное может затемнять общее, то художественные образы призваны быть яркими воплощениями общего, существенного в индивидуальном. Умение в бурном потоке жизни увидеть существенное, отделить характерное от второстепенного,случайного-драгоценное качество талантливого художника.

2. Единство эмоционального и рационального (чувства и разума). То, что художественный образ рожден и чувством, и разумом, кажется достаточно понятным. Однако в ряде случаев может показаться, что рациональная, разумная составляющая художественного образа практически не выявляется, что в произведении искусства (например, в музыке и поэзии) безраздельно господствует чувство.

В реальности же рациональная составляющая заложена в знаковой природе искусства. Вспомним, что художественный образ – это особый знак, обретающий добавочное значение для данной системы. А если так, то любой художник работает со знаковой системой, которая изначально является продуктом рациональной деятельности.

Поэт пользуется словами, но ведь слова – это уже результат разумного отношения к миру. Марина Цветаева как-то заметила, что вечная проблема поэта заключается в том, что он вынужден словами, то есть смыслами, изображать стон. Это очень точное замечание, и оно хорошо демонстрирует сложность и внутреннее напряжение отношений чувства и разума в художественном образе.

Дали.Предчувствие гражданской войны.

3. Единство субъективного и объективного.В художественный образ входят не только факты действительности, переработанные фантазией художника, но и его личностное отношение к изображаемому,все богатство его натуры.Субъектом художественного произведения будет сам художник, объектом -факты действительности. Если, например, художник рисует портрет женщины, то он окажется субъектом творческого отражения, а его модель – объектом.

Получается, если мы говорим о единстве субъективного и объективного, мы имеем в виду, что в художественном образе запечатлены, с одной стороны, черты автора, с другой – черты реального (объективного) мира. Например.Несколько художников будут рисовать портрет одного и того же человека, значит на всех этих портретах модель будет узнаваема (проявился объект), но у каждого художника будет свой портрет (проявился субъект).

Можно сказать, что любое художественное произведение, с одной стороны, принадлежит автору и хранит черты его личности, с другой – как бы ему и не принадлежит, сохраняя черты независимого от автора объективного мира.В высокохудожественном образе всегда сохранена художественная мера соотношения субъективного и объективного.

Нарочитую условность стиля, элементы фантастики, аллегорию, символику, гротеск можно рассматривать как формы присутствия автора в произведении, способствующие обнаружению сущности явления.

Право на вымысел, на отход от жизненных фактов дорого художнику: оно дает ему свободу самовыражения, мысленного пересоздания действительности.

Триада парных понятий: абстрактное и конкретное, логическое и эмоциональное, объективное и субъективное составляют полноту художественного образа.

Литература

1.Гегель. Эстетика. М., 1968. Т. 1. С. 45.

2.Бычков В.В. Эстетика : Учебник. М. : Гардарики, 2002.

4.Эстетика: Курс лекций (Аганесова И.Г.)

5.Николаев А. И. Основы литературоведения: учебное пособие для студентов филологических специальностей. – Иваново: ЛИСТОС, 2011

6.Аганесова И.Г. Эстетика: Курс лекций

7.Абросимова Н. В. Понятие фотографии и факторы создания художественного фотобраза

8.Галиев И. Х. МОБУ Гимназия №2 Изучение художественного образа в условиях взаимодействия литературы и живописи.

Завершая размышления о путях анализа художественных произведений, обратим внимание еще на два понятия, обозначающие определенные качества литературных произведений.

В данном пособии нецелесообразно специально поднимать вопрос о литературном направлении, ибо это требует ориентации и опоры на европейскую литературу, начиная с XVII века, что пока не известно ученикам школы. Но о методе как одном из признаков литературного произведения подумать необходимо.

Как уже говорилось выше, любой человек, будучи неповторимым и индивидуальным в своей конкретной судьбе, живет и формируется в определенных условиях, большей частью в определенной среде, которая может быть и уже, и шире. Ближайшее социальное окружение человека называют микросредой, более широкое – социальной средой. Через микросреду и среду индивид связан с обществом, которое представляет собой социум в целом.

Объективное воспроизведение человеческих характеров в художественном произведении требует, во-первых, глубокого знания человеческой сущности, как природно заданной, так и социально обусловленной, во-вторых, умения увидеть и воссоздать облик героя и его поведение как порождение его характера и соответствующих обстоятельств.

Следовательно, если при рассмотрении произведения в жанровом Плане важнейшим ориентиром была проблематика, то есть трактовка характеров и ситуаций, акцентирующая внимание на судьбе общества (героический эпос), на судьбе личности (романный эпос), на характеристике среды (нравоописание), то при анализе произведения с тонки зрения метода следует иметь в виду степень достоверности в изображении характеров и ситуаций и их соответствие реальным обстоятельствам того времени, когда формировались эти характеры. В том случае, когда в произведении наблюдается соответствие характеров обстоятельствам и герои оказываются такими, какими они могли стать в определенных условиях пространства и времени, произведения могут быть названы реалистическими.

Свой слог на важный лад настроя,

Бывало, пламенный творен

Являл нам своего героя

Как совершенства образец.

Он одарял предмет любимый,

Всегда неправедно гонимый,

Душой чувствительной, умом

И привлекательным лицом.

Питая жар чистейшей страсти,

Всегда восторженный герой

Готов был жертвовать собой,

И при конце последней части

Всегда наказан был порок,

Добру достойный был венок.

Она влюблялася в обманы

И Ричардсона и Руссо.

Герои романтических поэм Байрона и других писателей, чьи произведения были в библиотеке Онегина, отличаются от персонажей сентиментальных романов. Они горды, полны скорби, разочарования и таинственности. По поводу таких героев Пушкин писал:

А нынче все умы в тумане,

Мораль на нас наводит сон,

Порок любезен, и в романе,

И там уж торжествует он.

Эти герои тоже мало походили на реальных людей своего времени, в связи с чем поэт не без доброй иронии замечал:

Британской музы небылицы

Тревожат сон отроковицы.

Там люди в кучах, за оградой,

Не дышат утренней прохладой,

Ни вешним запахом лугов,

Любви стыдятся, мысли гонят,

Торгуют волею своей.

Главы пред идолами клонят

И просят денег да цепей.

Из этих примеров можно сделать вывод, что в романтических произведениях разного жанра реальное восприятие характеров заменяется подчеркиванием всякого рода исключительности и необычности.

Однако художественное своеобразие литературного произведения, как было показано выше, определяется не только особенностями речи, но и многими другими компонентами, входящими в состав художественного произведения, в том числе предметной детализацией, сюжетикой, композицией и т. п. Поэтому изучение стиля художественного произведения подразумевает исследование не только речи, или языка (и автора, и персонажей), но и всех других компонентов художественной формы. При этом анализ стиля заключается не просто в описании всех элементов художественной формы (как это чаше всего и получается). В действительности постижение стиля (насколько возможно) предполагает установление взаимодействия, соотнесенности, взаимообусловленности между собой различных компонентов формы, ибо именно единство, взаимосвязь и гармония этих компонентов создает у читателей впечатление целостности и совершенства художественного произведения.

Наличие же гармонии и единства предопределяется соответствием отдельных компонентов и всей системы в целом смысловой сущности художественного произведения, то есть его содержательной направленности. Содержательные моменты, обусловливающие стилевые особенности произведения, называют стилеобразующими факторами. К ним относятся: тематика, проблематика, эмоциональная тональность, родовая принадлежность, жанровая специфика, своеобразие метода и некоторые другие. Вследствие этого стиль лирического стихотворения отличается от стиля прозаического рассказа, эпического произведения от драматического, сатирического от романтического – словом, вариаций туг может быть очень много.

В заключение напомним еще раз, что изучение литературы подразумевает анализ и понимание сущности отдельного произведения, определенного периода в развитии национальной литературы и историко-литературного процесса в целом. Поскольку все эти явления связаны между собой (произведение принадлежит тому или иному периоду в развитии национальной литературы, а период представляет какое-то звено литературного процесса) и составляют как бы единое целое, понятия, используемые в ходе анализа, образуют систему, то есть совокупность взаимосвязанных и соподчиненных элементов. Изложению и обоснованию такой системы и посвящено предлагаемое пособие. В тексте его основные понятия введены и разъяснены по ходу размышлений о специфике произведения и литературного процесса. В конце пособия эти понятия вынесены в словарь, где они расположены по алфавиту. Такой словарь поможет в работе над отдельными темами, но знакомиться с тем или иным понятием-термином целесообразно, читая текст, начиная с первых страниц и постепенно усваивая систему предложенных понятий.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Жизнь и творческий путь Крылова.

Жизнь и творческий путь Крылова. Иван Андреевич Крылов родился 2 (13) февраля 1769 года в Москве и происходил из обер-офицерских детей, отцы которых ценой тяжелой полевой службы добивались иногда дворянского звания. Андрей Прохорович Крылов, бедный армейский офицер, по

Творческий кризис

Творческий кризис Мало что вызывает столько уныния и тревоги, как пресловутый творческий кризис — фаза бесплодия и омертвения, когда перед вами лежит пустая страница, а вы смотрите на нее как зомби и чувствуете: мозг застывает, словно желе, а весь талант вытекает из тела

О том, что такое творческий метод, художественная система и литературное направление

О том, что такое творческий метод, художественная система и литературное направление Вопрос о законах создания художественного мира литературного произведения – один из самых сложных в искусстве слова. Вы уже хорошо знаете, что художественная реальность условна и не

МОЙ ТВОРЧЕСКИЙ ПЛАН НА 19. -Й ГОД

УНИВЕРСАЛИЗМ ТВОРЧЕСКИЙ

УНИВЕРСАЛИЗМ ТВОРЧЕСКИЙ Среди авторов есть, разумеется, мономаны, хранящие верность раз и навсегда избранному роду литературной деятельности. Таковы, например, Федор Тютчев (помимо стихов писавший, впрочем, политические трактаты), Афанасий Фет или Игорь Северянин, а в

Глава пятая МЕТОД И СТИЛЬ

Глава пятая МЕТОД И СТИЛЬ 1. Специфика дневникового метода Представление о дневнике как системе подневных записей, отражающих частную жизнь автора и общественные события, лишь частично раскрывает сущность жанра. Для полного представления о нем необходимо ответить на

Творческий процесс. Ахматова и Винокуров

Виктор Гюго. Творческий путь писателя*

Виктор Гюго. Творческий путь писателя* IЛиберализм. Это слово окружено было когда-то самым светлым ореолом. Либерализм — это порыв лучших человеческих умов и сердец, порыв все более массовый из тьмы к свету, к свободе от рабства, к подвижности от косности, к науке из

Жизненный и творческий путь

Жизненный и творческий путь Великий немецкий писатель XX в. Томас Манн родился 6 июня 1875 г. в Любеке, в семье состоятельных коммерсантов. Многие члены семьи Т. Манна были литературно одарены: его старший брат Генрих (1871-1950) – широко известный романист, эссеист и драматург,

Творческий облик Пушкина-лицеиста

ГЛАВА I ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ КАК УЧЕБНЫЙ И ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС

ГЛАВА I ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ КАК УЧЕБНЫЙ И ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС В последнее время проблемы преподавания литературы в педагогических вузах привлекают к себе все большее внимание. Преподаватели разных вузов обмениваются опытом, обдумывают пути работы со студентами,

Читайте также: