Какие возможности предоставляет глобальная сеть интернет для современного образования

Обновлено: 02.07.2024

ВОЗМОЖНОСТИ СЕТИ ИНТЕРНЕТ ДЛЯ ПЕДАГОГА.

Современный этап развития сферы образования характеризуется массовым внедрением информационных и телекоммуникационных технологий в деятельность всех участников образовательного процесса. Информатизация является одним из основных факторов, заставляющих образование совершенствоваться. Развиваются содержание и методы обучения, меняется роль педагога, который постепенно превращается из транслятора знаний в организатора деятельности обучаемых по приобретению новых знаний, умений и навыков. Чтобы учить других – учитель должен не только знать свой предмет и владеть методикой его преподавания, но и ориентироваться в различных сферах общественной жизни, быть культурным человеком в широком смысле этого слова. Основным инструментом профессионального роста педагога и совершенствования его мастерства все чаще выступает самообразование. Способность к самообразованию не формируется у педагога одновременно с получением диплома педагогического вуза, а развивается в процессе работы с источниками информации, анализа и самоанализа деятельности. Однако это не означает, что самообразованием должен и может заниматься только педагог со стажем. Потребность в самообразовании может возникнуть на любом этапе профессионального роста педагога, т. к. это одно из условий удовлетворения потребности утвердить себя в роли учителя, занять достойное место в обществе через профессию. Современный этап развития образования связан с широким использованием современных информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и возможностей, предоставляемых глобальной сетью Интернет.

Сетевые педагогические сообщества – новая форма организации самообразования учителей.

Сетевое сообщество открывает перед педагогами следующие возможности :

использование открытых, бесплатных и свободных электронных ресурсов;

самостоятельное создание сетевого учебного содержания;

освоение информационных концепций, знаний и навыков;

наблюдение за деятельностью участников сообщества.

Главные преимущества этой формы самообразования:

обмен опытом осуществляется между учителями-практиками;

методическая помощь является персональной и адресной;

попросить и получить консультацию можно в удобное для педагога время.

В настоящее время успешно действуют различные виртуальные объединения и сетевые сообщества педагогов.

Сеть творческих учителей.

Портал создан при поддержке корпорации Microsoft для того, чтобы дать возможность учителям внутри своей страны (и за ее пределами) общаться и обмениваться информацией и материалами по использованию информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в образовании. На портале активно проводятся дистанционные конкурсы и обучающие мастер-классы, собрана одна из крупнейших в Интернете библиотек авторских методических разработок (свыше 25 тыс.).

На этом сайте доступны:

библиотека готовых учебных проектов с применением ИКТ;

библиотека методик проведения уроков с использованием разнообразных электронных ресурсов;

подборка ссылок на интересные статьи для педагогов;

регистрация и общение с коллегами.

ΙΙ открытый Турнир по решению задач

Ι открытый Турнир по решению качественных задач

Известна истина, что получение вузовского диплома – лишь старт, а не финиш. На каком бы этапе жизненного и профессионального пути ни находился учитель, он никогда не сможет считать свое образование завершенным, а свой профессиональный уровень окончательно сформированным. Стать авторитетным – значит быть компетентным в вопросах, интересующих не только современного школьника, но и педагогическое сообщество.

Что представляет собой профессиональная деятельность учителей в сети? Это деятельность, направленная на развитие роста интереса учащихся к предмету, на развитие их мышления, творчества, коллективизма.

Участвуя в таких конкурсах, тем самым учащиеся привлекаются к разным видам учебной деятельности. Для сбора материала по краеведческому исследованию мы организовали экскурсию в г. Нижний Новгород, где посетили общеобразовательную школу имени М. В. Ломоносова. Эта поездка вызвала много положительных эмоций у ребят. В условиях нашей школьной химической лаборатории учащиеся получили легкоплавкие цветные стекла. С практической работой они справились, результаты у них были отличные.

Участвуя в таких конкурсах, мы понимали, что оформление интернет-ресурсов должно быть выполнено с учетом того, что при обучении такие ресурсы используются как учителем, так и школьниками. Старались, чтобы оформление интернет- ресурсов обеспечивало максимально эффективное восприятие информации, являющейся основным содержанием данного электронного издания.

Нижегородский Институт Развития Образования уделяет большое внимание дистанционному обучению педагогов. Основные направления деятельности центра дистанционного обучения ГОУ ДПО НИРО:

развитие современных методов обучения посредством более эффективного использования информационных компьютерных технологий в учебном процессе;

развитие систем и средств дистанционного образования,обеспечивающих повышение доступности и качестваобразования в сельских районах Нижегородской области;

разработка и внедрение программ дистанционногоповышения квалификации педагогических работников.

Внедрение дистанционных образовательных технологий в практику дополнительного профессионального образования способствует повышению профессиональной компетентности педагогов и формированию педагогических кадров, адекватных современной социокультурной ситуации. Виртуальная среда обучения Moodle имеет большие возможности для самообразования педагогов.

Информационные и коммуникационные технологии влияют на профессиональную деятельность учителя, значительно расширяя сферу его деятельности. Именно ИКТ становятся основой модернизации системы образования в XXI веке. Профессиональная деятельность учителя направлена, с одной стороны на ученика, с другой стороны — на самого себя. Участвуя в деятельности профессионального сетевого сообщества, учитель расширяет свои знания в педагогике, методике, повышая тем самым уровень своей профессиональной компетенции.

О.В. Волкова, Самообразование педагога.- Журнал "Справочник заместителя директора школы" № 2, 2011 года

Нажмите, чтобы узнать подробности

Информационно-коммуникационная среда – совокупность условий, обеспечивающих осуществление деятельности пользователя с информационным ресурсом (в том числе распределенным информационным ресурсом), с помощью интерактивных средств ИКТ и взаимодействующих с ним как с субъектом информационного общения и личностью. Информационно-коммуникационная среда включает: множество информационных объектов и связей между ними; средства и технологии сбора, накопления, передачи (транслирования), обработки, продуцирования и распространения информации, собственно знания, средства воспроизведения аудиовизуальной информации; организационные и юридические структуры, поддерживающие информационные процессы.

Общество, создавая информационно-коммуникационную среду, функционирует в ней, видоизменяет и совершенствует ее. В свою очередь, информационно-коммуникационная среда современного общества постоянно обуславливается достижениями научно-технического прогресса, совершенствование которых происходит в наши дни буквально в показательном темпе. Научные исследования в различных областях убеждают в том, что совершенствование информационно-коммуникационной среды общества инициирует формирование прогрессивных тенденций развития производительных сил, изменение структуры общественных взаимоотношений, взаимосвязей и, прежде всего, интеллектуализацию деятельности всех членов общества во всех его сферах и, естественно, в сфере образования.

Работники образования, работающие в современных условиях осваивают работу в информационной среде, овладевают общетехнологическими навыками, осваивают новую педагогику с применением ИКТ, проходят предметную подготовку в области ИК, ведут образовательный процесс в информационной среде, размещают в ней образовательные ресурсы.

Обучение с использованием интернет-технологий становится неотъемлемой частью образования человека. Сегодня, практически все образовательные учреждения подключены к сети интернет по высокоскоростному каналу связи, однако не все преподаватели по своему уровню владения компьютерными технологиями готовы к использованию ресурсов сети.

Интернет вызывает бурный интерес у обучающихся. Однако молодежь рассматривает его, в первую очередь, как средство развлечения, общения, получения информации, самовыражения и лишь потом — образования. Исключение для них составляют лишь веб-сайты с готовыми рефератами, которые являются одними из самых посещаемых ресурсов в интернете. Одна из причин такого отношения молодежи заключается, по-видимому, в том, что в сети ещё недостаточно интересных и качественных образовательных ресурсов, которые могли бы привлечь интересной, полезной обучающей информацией на родном языке.

Интернет — это не только мощная образовательная среда, это еще и прекрасное средство для самовыражения. Подросткам совсем нетрудно создать персональную страничку, на которой он сможет рассказать о себе. Для молодого человека немаловажно почувствовать себя полноценным членом общества, найти в нем своё место. Для этого ученикам понадобятся специальные знания о форматах данных, о правилах размещения информации в сети. У них возникнет множество мелких вопросов, и вот тут то первыми их помощниками в освоении интернета должны стать именно преподаватели, а не просто знакомые или друзья.

Уроки и конспекты лекций нетрудно оформить в виде презентаций с богатыми иллюстрациями, видео- и аудио- вставками. Незаменимыми вспомогательными средствами для быстрого ответа на сложные вопросы являются энциклопедии, справочники, словари, персоналии и тому подобная объёмная, но хорошо структурированная информация. Например, универсальные и специализированные словари сегодня можно без труда найти в сети интернет и воспользоваться ими в любой момент совершенно бесплатно.

Сайты музеев, галерей, выставочных залов и других организаций сферы культуры можно использовать для проведения такого интересного вида занятий, как виртуальная экскурсия. Также можно организовать виртуальное посещение заводов, предприятий и лабораторий. На уроках по многим дисциплинам можно использовать разнообразные обучающие программы: конструкторы, тренажеры, развивающие игры. Интернет -технологии предоставляют новые возможности для организации интерактивного взаимодействия ученика с программой.

Информационно-образовательная среда образовательного учреждения должна обеспечивать возможность осуществлять в электронной (цифровой) форме следующие виды деятельности:

- планирование образовательного процесса;

- размещение и сохранение материалов образовательного процесса, в том числе – работ обучающихся, преподавателей и мастеров производственного обучения и, используемых участниками образовательного процесса информационных ресурсов;

- фиксацию хода образовательного процесса и результатов освоения программы образования;

- взаимодействие между участниками образовательного процесса, возможность использования данных, формируемых в ходе образовательного процесса для решения задач управления образовательной деятельностью.

Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса должно включать

параметры комплектности оснащения и параметры качества обеспечения образовательного процесса с учетом достижения целей и планируемых результатов освоения образовательной программы образования;

Образовательное учреждение должно быть обеспечено учебниками и (или) учебниками с электронными приложениями, являющимися их составной частью, учебно-методической литературой и материалами по всем учебным предметам основной образовательной программы образования.

На уроках производственного обучения при использовании интерактивной доски есть свои преимущества:

- возможность анимации: просмотра сделанных рисунков, записи лекции в реальном времени;

- великолепное средство для мозгового штурма;

- преподаватель, мастер производственного обучения всегда находится в центре внимания, обращен к обучающимся лицом и поддерживает постоянный контакт с группой;

- преподаватель, мастер производственного обучения получает возможность полностью управлять любой компьютерной демонстрацией;

- всю проведенную в ходе урока работу, со всеми сделанными на доске записями и пометками, можно сохранить в компьютере для последующего просмотра и анализа, в том числе и виде видеозаписи;

- повышается уровень компьютерной компетенции преподавателя, мастера производственного обучения.

Проверка знаний — один из самых важных (и сложных) этапов в образовательном процессе. Тестирование с использованием компьютера любят и преподаватели, которых компьютер освобождает от утомительной процедуры проверки, и обучающиеся, всегда готовые поработать за компьютером вместо того, чтобы стоять у доски или сидеть за партой.

Тестирование в сети интернет проводится по-разному. Это могут быть тесты для самопроверки, размещённые на страницах электронного учебника. Можно организовать обучающее тестирование, когда выполнение тестовых заданий чередуется с изучением информационных материалов.

Современный период развития общества характеризуется сильным влиянием на него компьютерных технологий, которые проникают во все сферы человеческой деятельности, обеспечивают распространение информационных потоков в обществе, образуя глобальное информационное пространство. Неотъемлемой и важной частью этих процессов является компьютеризация образования. В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое информационно-образовательное пространство.

Содержание

Введение
1. Информационные технологии
2. Компьютеризация школьного образования
3. Глобальная компьютерная сеть Интернет и ее использование в образовательных целях
Заключение
Библиографический список

Вложенные файлы: 1 файл

Информационные технологии в образовании.doc

1. Информационные технологии

2. Компьютеризация школьного образования

3. Глобальная компьютерная сеть Интернет и ее использование в образовательных целях

За последние 5 лет число детей, умеющих пользоваться компьютером, увеличилось примерно в 10 раз. Как отмечает большинство исследователей, эти тенденции будут ускоряться независимо от школьного образования. Однако, как выявлено во многих исследованиях, дети знакомы в основном с игровыми компьютерными программами, используют компьютерную технику для развлечении. При этом познавательные, в частности образовательные, мотивы работы с компьютером стоят примерно на двадцатом месте. Таким образом, для решения познавательных и учебных задач компьютер используется недостаточно.

Одна из причин такого положения связана с тем, что компьютерные технологии в школе не нашли еще своего должного применения. В школах же, где ведется обучение детей на компьютере, не все его возможности реализуются в полной мере. Большинство учителей начальных классов даже не знакомы с компьютерными технологиями и не имеют представления о способах их использования в обучении. Уроки с применением компьютера в большинстве случаев ведут учителя информатики, в силу специфики своей подготовки слабо представляющие условия, которые необходимо соблюдать при использовании компьютерных технологий при обучении конкретным предметам.

Проблема широкого применения компьютерных технологий в сфере образования в последнее десятилетие вызывает повышенный интерес в отечественной педагогической науке.

1. Информационные технологии

Под информационной технологией понимается процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления (информационного продукта).

Если в качестве признака информационных технологий выбрать инструменты, с помощью которых проводится обработка информации (инструментарий технологии), то можно выделить следующие этапы ее развития:

По мнению специалистов управления экономикой и образованием для реализации современных информационных технологий требуется:

-создать технологические условия, аппаратные и программные средства, телекоммуникационные системы, обеспечивающие нормальное функционирование сферы производства;

-обеспечить индустриально-технологическую базу для производства в рамках международного разделения труда в национальных конкурентоспособных информационных технологий и ресурсов;

-обеспечить первоочередное развитие опережающего производства информации и знаний;

-подготовить квалифицированные кадры;

-реализовать комплексное внедрение информационных технологий в сферу производства, управления, образования, науки, культуры, транспорта, энергетики и др.

Международные образовательные учреждения разрабатывают новые направления деятельности для создания условий перехода на современные информационные технологии. По их мнению, наиболее быстрый способ включения нашей страны в мировую образовательную систему - создание учебным заведениям России условий для использования глобальной сети Интернет, считающейся моделью коммуникации в условиях глобального информационного общества. Министерство образования РФ видит следующие пути вхождения отечественной системы образования в мировую информационно–образовательную среду:

-совершенствование базовой подготовки учащихся школ и студентов высших и средних учебных заведений по информатике и современным информационным технологиям;

-переподготовка преподавателей в области современных информационных технологий;

-информатизация процесса обучения и воспитания;

-оснащение системы образования техническими средствами информатизации;

-создание современной национальной информационной среды и интеграция в нее учреждений образования;

-создание на базе современных информационных технологий единой системы дистанционного образования в России;

-участие России в международных программах, связанных с внедрением современных информационных технологий в образование.

2. Компьютеризация школьного образования

Компьютеризация школьного образования относится к числу крупномасштабных инноваций, пришедших в российскую школу в последние десятилетия. В настоящее время принято выделять следующие основные направления внедрения компьютерной техники в образовании:

-использование компьютерной техники в качестве средства обучения, совершенствующего процесс преподавания, повышающего его качество и эффективность;

-использование компьютерных технологий в качестве инструментов обучения, познания себя и действительности;

-рассмотрение компьютера и других современных средств информацио нных технологий в качестве объектов изучения;

-использование средств новых информационных технологий в качестве средства творческого развития обучаемого;

-использование компьютерной техники в качестве средств автоматизации процессов контроля, коррекции, тестирования и психодиагностики;

-организация коммуникаций на основе использования средств информационных технологий с целью передачи и приобретения педагогического опыта, методической и учебной литературы;

-использование средств современных информационных технологий для организации интеллектуального досуга;

-интенсификация и совершенствование управления учебным заведением и учебным процессом на основе использования системы современных информационных технологий

Возможности современной вычислительной техники в значительной степени адекватны организационно-педагогическим и методическим потребностям школьного образования:

-вычислительные - быстрое и точное преобразование любых видов информации (числовой, текстовой, графической, звуковой и др.);

-трансдьюсерные - способность компьютера к приему и выдаче информации в самой различной форме (при наличии соответствующих устройств);

-комбинаторные - возможность запоминать, сохранять, структурировать, сортировать большие объемы информации, быстро находить необходимую информацию;

-графические - представление результатов своей работы в четкой наглядной форме (текстовой, звуковой, в виде рисунков и пр.);

-моделирующие - построение информационных моделей (в том числе и динамических) реальных объектов и явлений.

Перечисленные возможности компьютера могут способствовать не только обеспечению первоначального становления личности ребенка, но и выявлению, развитию у него способностей, формированию умений и желания учиться, созданию условий для усвоения в полном объеме знаний и умений.

На этапах урока, когда основное обучающее воздействие и управление передается компьютеру, учитель получает возможность наблюдать, фиксировать проявление таких качеств у учащихся, как осознание цели поиска, активное воспроизведение ранее изученных знаний, интерес к пополнению недостающих знаний из готовых источников, самостоятельный поиск. Это позволит учителю проектировать собственную деятельность по управлению и постепенному развитию творческого отношения учащихся к учению.


Современные педагогические технологии – это информационные технологии, так как основу технологического процесса обучения составляет информация и ее движение и преобразование. Модернизация образования невозможна без внедрения в учебно-воспитательный процесс информационно-коммуникационных и компьютерных технологий.

Содержимое разработки

ГЛОБАЛЬНАЯ КОМПЬЮТЕРНАЯ СЕТЬ INTERNET КАК СРЕДСТВО СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ И ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Наливайко Светлана Александровна

Современные педагогические технологии – это информационные технологии, так как основу технологического процесса обучения составляет информация и ее движение и преобразование. Модернизация образования невозможна без внедрения в учебно-воспитательный процесс информационно-коммуникационных и компьютерных технологий.

Согласно требований новых образовательных стандартов, выпускник технического ВУЗа должен уметь без труда и в кратчайшие сроки получить необходимую и актуальную информацию, пополнить знания и повысить свой профессиональный уровень, свою профессиональную компетентность. В связи с чем, особую актуальность в современной системе технического профессионального образования приобретает формирование информационной культуры личности будущего специалиста [1, с.496], компетентного в области взаимодействия с информацией, а так же современными источниками её получения.

Наиболее распространенным источником информации на современном уровне развития техники является Интернет (англ.Internet, от лат. inter - между и англ. net - сеть) - это глобальная ком­пьютерная сеть, которая объединяет в единое целое множество компьютерных сетей и от­дельных компьютеров, предоставляющих обширную информацию в общее пользование и не является коммерческой организацией.

Использование ресурсов Сети позволяет не на словах, а на деле обеспечить жителям нашей страны равный доступ к знаниям и передовым образовательным технологиям, создать единую образовательную информационную среду, сделать нашу систему образования более открытой и эффективной.

В Internet имеется огромное количество самых разнообразных ресурсов, но полный официальный их перечень отсутствует по следующим причинам: во-первых, они огромны и практически неисчерпаемы; во-вторых, каждый желающий может в любой момент создать свой новый ресурс, следовательно, ресурсы быстро обновляются и изменяются. За год в любом указателе сетевых ресурсов устаревает приблизительно четвертая часть сведений.

Описать ресурсы Internet в области педагогики также является крайне сложной задачей. Это педагогические и учебные базы данных, мультимедийные учебные сервера, виртуальные образовательные учебники, различного рода научная литература, дискуссионные группы, электронные версии журналов и газет, описания научно-исследовательских проектов, педагогическое программное обеспечение различного назначения и многое другое.

Остроактуальной становится проблема разработки и внедрения в систему образования принципиально новых дидактических средств, в том числе персонального веб-сайта преподавателя, как средства интерактивного дистанционного взаимодействия между участниками образовательного процесса или использование возможностей социальных сетей по накоплению и передаче информации[3, с.66].

Физически структуру Интернета составляют компьютеры самых разных типов. Те из них, которые подключены постоянно и участвуют в передаче данных между другими участниками сети, обеспечивая пользователей определенными услугами, на­зывают серверами. Несмотря на то, что многие из серверов не совместимы программно, вся система функционирует надежно благодаря тому, что каждый сервер использует стандарт­ный протокол передачи данных TCP/IP(протокол это совокупность правил и соглашений, позволяющих связываться между собой компьютерам разных типов, работающих в разных операционных системах).

По содержанию веб-сайты преподавателей могут быть представлены несколькими типами.

Персональные веб-сайты преподавателей обладают не только потенциалом осуществления образовательного диалога за пределами учебного заведения в режиме дистанционного обучения. Они являются интерактивным дидактическим средством, благодаря которому становится возможной организация взаимодействия между всеми участниками педагогического процесса – преподавателями, студентами и их родителями, потенциальными абитуриентами ВУЗа или работодателями для его выпускников и т.п.

Интернет – это огромный банк ресурсов, охватывающих все области человеческих потребностей, в котором легко можно заблудиться. Необходимо уметь искать, получать, обрабатывать информацию, встраивать ее в педагогическую деятельность для решения практических задач, то есть овладевать информационной компетентностью.

Оптимизации работы педагогов в сети Интернет служит знакомство с Интернет-ресурсами, полезными в профессиональной деятельности:

в подготовке к урокам, в воспитательной работе,

в обмене опытом – создании сайта или странички Интернет-портала, размещении разработанных материалов,

в ,участии педагогов в Интернет-конкурсах, отборе предметных олимпиад и конкурсов для учащихся,

в дистанционном повышении квалификации (дистанционные курсы для педагогов, мастер-классы; дистанционные конференции (семинары, вебинары).

Итак, давайте подведем итог. Использование Интернет-ресурсов и персональных веб-сайтов в работе преподавателя позволяет:

знакомиться с нормативно- правовыми документами, новостями науки и образования;

находить в Интернете электронные учебники, книги, статьи по необходимой тематике;

обмениваться с коллегами информацией;

участвовать в работе сетевых профессиональных сообществ, чатов, on-line конференций, семинаров;

участвовать в конкурсах, олимпиадах, мастер-классах;

обучаться на дистанционных курсах повышения квалификации,

обеспечивать доступность образования для студентов разного социального уровня.

Только саморазвитие может позволить каждому преподавателю и его студентам оставаться актуальным в современных условиях.

Список использованной литературы:


-80%

Читайте также: