В каком случае ситуационный центр передает информацию с микрофонов в службы правопорядка

Обновлено: 02.07.2024

ЦОДД — то есть Центр организации дорожного движения — в 1999 году начинался как контора из пяти человек, которые должны были думать об эффективности дорожного движения и предлагать варианты решения заторов. Большинство москвичей об их существовании узнали с введением платной парковки в 2013 году, когда в почтовые ящики стали сыпаться штрафы, помеченные этой аббревиатурой. Со временем служба стала заниматься не только исследованиями, оперативным управлением движением и нарушениями правил стоянки, но также начала следить за состоянием инфраструктуры, обеспечивать безопасность движения и программировать работы светофоров.

Сегодня в ЦОДДе трудится почти две тысячи человек; 80 из них — в созданном в 2013 году Ситуационном центре, откуда в оперативном режиме контролируют всю дорожную ситуацию в городе. Так что, если вас как-нибудь попросят сказать, где находится пульт управления дорогами Москвы, то это наверное здесь — в Ситуационном центре во 2-м Лесной переулке.

Что находится в здании

Основной зал в здании: на большой экран сводятся вся big data о движении машин в городе

Зал совещаний расположен здесь же, на втором этаже

В часы пик, утром и вечером, дежурных в зале больше всего. Ночью достаточно трех человек, и оттенок их волос на качество работы не влияет

Руководство смены распределяет задачи по дежурным — прежде всего, раскидывает их на проблемные участки

Что делают в Ситуационном центре ЦОДД

Управляемые отсюда камеры в автоматическом режиме фиксируют (но фиксация происходит не в Ситуационном центре), когда машина выезжает на полосу общественного транспорта или движется по обочине, грузовик проезжает зоны, по которым не должен ехать, а автомобилист не пропускает пешехода или паркуется на островке безопасности. Сейчас разрабатывается программа, которая позволит камерам фиксировать машины, выехавшие на дорогу без страхового полиса. Фотографии и записи камер ЦОДД передают в гаишникам и прочим организациям с аббревиатурами в названиях — там уже решают, какие назначить штрафы.

Как работают в главном зале

Наведите курсор на красные точки


Огромный экран

По факту — это монитор многопроцессорного компьютера из ста блоков. Когда один из них ломается, его меняют. Информация распределена по всем компьютерам, что дает повышенный уровень устойчивости. Данные хранятся на серверах в отдельном пространстве; общий объем их хранилища — 930 терабайт. Каждый день добавляется по 200–300 млн новых записей от систем фиксации.

Шкаф с подарками от делегаций

В шкафу расположены подарки делегаций. Японские коллеги, интересующиеся московским опытом, часто приходят не с пустыми руками, — пока в витрине стоит золотая пагода, но со временем сюда должны перебраться все сувениры, пылящиеся в кабинетах руководителей.

44 сотрудника в дежурной смене

Они не все в этом зале. Вообще работа в Ситуационном центре максимально автоматизирована и напоминает тихую жизнь в офисе — все спокойно и размеренно, почти как на заводе с роботами. У каждого человека в зале свой сектор контроля. В разное время в зале можно застать разное количество людей: максимально — в часы пик, ночью достаточно трех человек.

Данные 1943 комплексов фотовидеофиксации

На большой экран собираются данные всех камер: 1424 стационарных, 34 передвижных комплекса фотовидеофиксации, 375 мобильных (машины-парконы) и 110 аппаратов, установленных на наземном городском транспорте. Эту информацию используют также правоохранительные органы и правительство Москвы. В распоряжении ЦОДД есть карта всех камер, и к любой из них можно получить доступ, чтобы ее, например, развернуть.

3,6 миллиона машин

Столько за сутки проезжает мимо камер, а всего они делают 45 млн фиксаций. Получается, что каждая машина попадает под камеру где-то 12 раз за день.

Прежде всего, дежурная смена должна круглосуточно следить за дорогами Москвы и, если что-то случится, постараться нормализовать ситуацию. Вот пример: камеры заметили, что скорость машин на какой-либо магистрали резко упала и стала намного ниже, чем обычно в это время. Далее поступает сигнал сотруднику, который изучает показания камеры и определяет причину. Если он видит аварию, то выходит на связь с ГИБДД или отправляет на точку собственный дорожный патруль ЦОДД. Если на шоссе или улице возникает штатная пробка — например, из-за того, что идет ремонт, — сотрудник может перевести работу светофора в ручной режим.

Что показывают на большом экране

На этой карте можно увидеть все результаты системы фотофиксации нарушений. По данным фотофиксации автоматически определяется количество машин и длина заторов

ЦОДД может получить доступ к любой камере системы — и поворачивать ее, чтобы лучше отслеживать развитие проблемной ситуации

Одна из задач ЦОДД — информировать горожан о состоянии дел на дорогах и предлагать обходные маршруты в случае ремонта

Данные о нарушениях поступают в ГИБДД, ЦОДД же на основании скоростей движения может рассчитывать длину заторов на дорогах

Все данные система накапливает и хранит, так что при желании можно сравнить состояние пробок с прошлогодней ситуацией, сопоставить с погодными условиями или важными городскими событиями

Каждому изменению на московских дорогах — от введения одностороннего движения до установки новых светофоров — предшествуют исследования. Если на каком-то участке регулярно образуются пробки или случаются аварии, в ЦОДД должны разработать решение проблемы. На этой неделе, например, закрыты съезды на Садовое кольцо у Большого Дровяного переулка и на Таганскую площадь перед тоннелем: здесь было много пробок из-за того, что машины неправильно перестраивались на дороге. В ЦОДД рассчитали разные варианты решения и остановились именно на этом: на движение общественного транспорта закрытие не повлияет, но поможет перераспределить потоки. Или другой пример: на благоустроенных улицах дорожные знаки стали сильнее бросаться в глаза, и ЦОДД предложили их заменить на уменьшенные, которые уже можно встретить в центре, и постепенно они должны появиться на всех маленьких улицах города.


О дорогах Москвы, которыми управляют роботы

«Раньше мы компьютер, который находится в нашем распоряжении, назвали бы искусственным интеллектом. Хотя я, как бывший программист, определяю искусственный интеллект в терминах Айзека Азимова: как систему, способную к самостоятельному принятию решений. В любом случае сейчас требования к технологиям повысились, и инструменты в нашем распоряжении скорее следует определять как инновационные технологии с возможностью обработки больших данных, за счет анализа которых мы можем производить глубокие выводы. Например, предсказать, в частности, как изменит транспортную ситуацию в городе перекрытие той или иной дороги.

Спецпроекты


Обзор: ИТ в органах государственной власти 2013

Ситуационные центры в России сегодня – это оснащенные современным оборудованием сложные комплексы, предназначенные для анализа различных ситуаций и помогающие принятию управленческих решений. Среди актуальных направлений развития ситуационных центров – инструментарий для разноплановой аналитики, мобильные решения, 3D-визуализация.

Развитие ситуационных центров в России началось около 20 лет, когда государственные органы ощутили необходимость в оперативном управлении информацией в связи с интенсификацией экономических процессов, развитием глобализации, ростом техногенных аварий, повышением уровня угроз безопасности, необходимостью комплексного контроля и мониторинга различных объектов и т.д.

Вертикаль центров

Прообразом современных отечественных ситуационных центров стал оперативный штаб по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, созданный в СССР в 1986 г. Этот опыт лег в основу создания ситуационного центра Министерства по чрезвычайным ситуациям РФ. В 1994 г. был создан ситуационный центр Совета безопасности при Президенте. Этот комплекс был призван анализировать и моделировать различные ситуации, происходящие в экономике, социальной сфере, в области национальной безопасности, помогая тем самым принимать решения на самом высоком уровне власти. Среди первых центров также стоит отметить ситуационный центр, созданный в резиденции Президента в начале 1996 г.

Сегодня в нашей стране работают сотни различных ситуационных центров для обеспечения работы федеральных и региональных органов власти, силовых структур, муниципальных образований, крупных предприятий, образовательных учреждений и т.д.

Технологическая основа

Поскольку основное назначением ситуационных центров - это организация коллективной работы по информационно-аналитической поддержке системы управления, то при создании современного центра требуется сложный комплекс информационно-технологических решений, в котором концентрируются практически все имеющиеся технологии работы с информацией.

Для получения, доставки, хранения, обработки, визуализации и защиты информации служат мультисервисные сети, системы хранения данных, базы данных и знаний, инструменты извлечения сведений и анализа.

В качестве технологий организации и поддержки совместной работы выделяются мобильные автоматизированные рабочие места (АРМ), системы видеоконференцсвязи (ВКС), решения для согласования различных документов и т.д. Все многообразие систем ситуационных центров, естественно, требует поддержки широкого спектра инженерного оборудования.

Необходимые условия

Сферы применения ситуационных центров


sts.jpg

Источник: Polymedia, 2013

Вместе и сообща

Есть немало примеров успешного взаимодействия различных ведомств в рамках ситуационного центра. Елена Новикова отмечает, что при создании ситуационных центров губернаторов всегда закладывается возможность работы этих центров в интересах министерств, входящих в состав Правительства региона, а также интеграция с территориальными представителями федеральных органов госвласти. На практике такая интеграция используется в периоды чрезвычайных ситуаций или в случае организации встреч на высшем уровне.

Устремленность в будущее

В отечественной практике создания ситуационных центров очевидными векторами развития служат переход к аналитике с возможностью анализа геоданных и построение систем принятия решений. Как правило, финансирование подобных центров идет из региональных бюджетов с предоставлением ИТ-инфраструктуры в пользование местным службам и ведомствам.

Среди ключевых тенденций в работе ситуационных центров специалисты считают 3D-визуализацию, интеграцию с информационными системами, помогающими принимать управленческие решения, а также вовлечение большего количества экспертов в принятие решений.

Генеральный директор Polymedia Елена Новикова выделяет значительный прогресс в технологиях обработки неструктурированной информации. Проявляется интерес к использованию новых способов изучения общественного мнения посредством социальных сетей, организации массовых опросов через интернет. Растет запрос на непрерывную доступность функционала ситуационных центров, включая разработку и внедрение мобильных АРМ руководителей, выносных кабинетов и вплоть до создания мобильных многофункциональных центров.

Стоит отметить, что ряд ранее созданных ситуационных центров к настоящему времени выходят на новый уровень своего жизненного цикла, в связи с чем востребована модернизация существующих площадок, связанная с обновлением оборудования, развитием функциональности имеющихся и внедрением новых систем. Кроме того, важная задача для менеджмента любого ситуационного центра - переподготовка и обучение сотрудников.

Читайте также: