В каком случае руководитель или иное уполномоченное лицо организации эксплуатирующей опасный обязан

Обновлено: 15.06.2024

Актуальные вопросы прокурорского надзора за исполнением законов о промышленной безопасности

Необходимость защиты населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера обусловила повышенное внимание органов прокуратуры к вопросам обеспечения промышленной безопасности. В составе Главного управления по надзору за исполнением федерального законодательства Генеральной прокуратуры Российской Федерации образован отдел, одна из основных задач которого – надзор за исполнением законов в сфере промышленной безопасности. Прокуроры регулярно проводят проверки исполнения законодательства о промышленной безопасности в сфере деятельности предприятий химической, нефтегазовой, металлургической, горнодобывающей и иных отраслей, в ходе которых выявляются многочисленные нарушения закона.

Вызывает тревогу недопустимый уровень износа основных производственных фондов. В корне проблемы – желание собственников предприятий получить максимальную прибыль от оборудования, технических сооружений без вложения дополнительных средств на их модернизацию. Эксплуатация оборудования за пределами срока их службы является одной из наиболее распространенных причин аварий и инцидентов.

Помимо этого, аварии происходят по причинам некачественного или несвоевременного выполнения работ по обслуживанию и ремонту объектов, принятия непродуманных проектных и технических решений, пренебрежения требованиями правил промышленной безопасности, низкой технологической и трудовой дисциплины.

Зачастую организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты, не разрабатывают декларации промышленной безопасности, не имеют заключения экспертиз промышленной безопасности на используемые здания, строения, сооружения, технические устройства, не проводят своевременно их диагностику и освидетельствование, не оформляют лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных производственных объектов, не обеспечивают укомплектованность штата квалифицированными работниками и т.д.

Принципиальная новизна и важность этих изменений требует от прокуроров корректировки организации прокурорского надзора за исполнением законов о промышленной безопасности.

Одной из наиболее существенных новелл является введение классификации опасных производственных объектов в зависимости от уровня потенциальной опасности аварии. Законом определены четыре класса опасности: чрезвычайно высокая (I), высокая (II), средняя (III) и низкая (IV). Дифференциация мер обеспечения промышленной безопасности в зависимости от класса позволяет исключить избыточные и дублирующие требования промышленной безопасности, с одной стороны, и снизить риск техногенных аварий на опасных производственных объектах – с другой.

Законодателем установлен предельный срок – 1 января 2014 г. –перерегистрации таких объектов в государственном реестре с присвоением соответствующего класса опасности. Ответственность за полноту и достоверность сведений, представленных для регистрации в государственном реестре, несет руководитель организации, эксплуатирующей опасные производственные объекты.

Поскольку наиболее жесткие требования промышленной безопасности установлены к объектам, относящимся к I и II классу опасности, возможны случаи умышленного занижения организациями их класса опасности, что должно своевременно пресекаться уполномоченными органами.

Исходя из этого прокуроры должны уделять пристальное внимание объектам I и II, а также III классов опасности. Масштабы возможной угрозы для здоровья и жизни человека, ущерба окружающей среде в случае аварии на них требуют от прокуроров особого подхода при оценке необходимости проведения контролирующими органами проверок предприятий, владеющих такими объектами или эксплуатирующих их.

Как правило, подобные объекты попадают в поле зрения уполномоченного органа госнадзора в области промышленной безопасности только с момента регистрации в государственном реестре. Однако на практике прокурорами нередко выявляются случаи, когда такие объекты по тем или иным причинам в нарушение закона в государственном реестре не регистрируются. Указанные нарушения должны незамедлительно пресекаться мерами прокурорского реагирования.

В случае дальнейшего уклонения нарушителя от исполнения закона прокурору необходимо обратиться в суд с требованием о понуждении его зарегистрировать опасный производственный объект в государственном реестре.

Составляя сводный план, прокурорам следует учитывать периодичность проверок, установленную Законом № 22-ФЗ: в отношении опасных производственных объектов I или II класса опасности проведение плановых проверок допускается один раз в течение одного года, III класса – в течение трех лет. Помимо этого, на производственных объектах I класса опасности устанавливается режим постоянного государственного надзора. В отношении опасных производственных объектов IV класса опасности плановые проверки не проводятся.

Важным источником информации о состоянии законности в сфере промышленной безопасности являются данные органов Ростехнадзора и Роструда о несчастных случаях, инцидентах и авариях на опасных производственных объектах. Предметом проверки должно стать как исполнение требований промышленной безопасности предприятием, так и действия (бездействие) контролирующих органов при осуществлении контрольно-надзорных полномочий.

Обеспечение надлежащего уровня промышленной безопасности зависит от всех участников производственного процесса – начиная от собственника и первого руководителя производства до непосредственного исполнителя работ. Все они должны нести самую строгую ответственность за несоблюдение требований промышленной безопасности. Вместе с тем должностные лица, осуществляющие федеральный государственный надзор в области промышленной безопасности, в обязанности которых входит предупреждение, выявление и пресечение нарушений, зачастую не проявляют должной принципиальности в оценке выявленных нарушений закона и пытаются оправдывать бездействие владельцев объекта, повторяя их голословные заявления об отсутствии финансовых и (или) технических возможностей для модернизации и ремонта производства. Проявляя необоснованную лояльность, государственные инспекторы тем самым создают почву для повторных и систематических нарушений закона, приводящих в конечном итоге к авариям.

Отсутствие надлежащего производственного контроля на технологических участках и рабочих местах входит в число основных причин аварий и несчастных случаев на промышленных объектах. О распространенности данного вида нарушений свидетельствует и практика прокурорского надзора.

Прокурорами выявляется значительное количество нарушений при проверках готовности предприятий к локализации и ликвидации аварий. Организации, эксплуатирующие потенциально опасные объекты, не разрабатывают планы предупреждения и ликвидации аварийных ситуаций, не создают резервы финансовых средств и материальных ресурсов на эти цели, не заключают договоры на обслуживание с профессиональными аварийно-спасательными службами. На объектах нет (либо не поддерживаются в работоспособном состоянии) систем наблюдения, оповещения, связи и поддержки действий в случае аварии.

В связи с этим Закон № 22-ФЗ для организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты I и II классов опасности, с начала 2014 г. вводит обязанность по созданию систем управления промышленной безопасностью и охраной труда. Эта система должна обеспечить в том числе идентификацию, анализ и прогнозирование риска аварий на опасных производственных объектах, планирование и реализацию мер по снижению риска аварий на этих объектах, координацию работ по предупреждению аварий и инцидентов.

Формальный подход в управляющих компаниях и на предприятиях к созданию интегрированной системы управления промышленной безопасностью, неэффективный производственный контроль, сокращение численности специалистов на профилактических, технологических, ремонтно-восстановительных участках опасных производственных объектов ухудшают общее состояние промышленной безопасности.

Распространенности нарушений в сфере промышленной безопасности способствует ненадлежащее отношение некоторых госинспекторов к проведению проверок. Выявление только очевидных нарушений, без глубокого анализа причин и принятия мер, направленных на их устранение, приводит к тому, что однотипные нарушения выявляются из года в год.

К примеру, нередко причиной инцидентов на нефте - и газопроводах является их физический износ. Тем не менее, расследуя конкретное происшествие, территориальные органы Ростехнадзора не всегда принимают меры, направленные на понуждение предприятия к проведению диагностики, ремонта или замены трубопроводов. В результате непринятия профилактических мер на многих трубопроводах ежегодно происходят случаи отказов, разгерметизации трубопроводов, приводящих к авариям и инцидентам, сопровождающимся разливами нефти, взрывами и разрушениями.

С учетом этого прокуроры при осуществлении надзора за исполнением контролирующими органами законов должны обращать внимание как на эффективность проведенных проверок, достаточность принятых мер в связи с выявленными нарушениями, так и на полноту мер профилактической направленности. При внесении в контролирующие органы представлений об устранении нарушений закона прокурор должен ставить вопрос о привлечении к ответственности конкретных виновных лиц. Подобный подход позволит повысить личную ответственность каждого государственного инспектора, который поверхностно проводит проверки и не контролирует устранение выявленных нарушений закона.

Кроме того, должностные лица территориальных органов Ростехнадзора не всегда направляют в уполномоченные органы материалы, связанные с нарушениями обязательных требований промышленной безопасности, для решения вопросов о возбуждении уголовных дел. Как правило, процессуальные проверки организуются по фактам аварий, повлекших тяжкие последствия. В иных случаях госинспекторы ограничиваются привлечением виновных лиц к административной ответственности. Между тем контролирующими органами материалы, содержащие признаки уголовно наказуемого деяния, предусмотренного ч. 1 ст. 217 УК (нарушение правил безопасности на взрывоопасных объектах), в следственные органы не направляются, лица, виновные в совершении преступлений, избегают установленной уголовным законодательством ответственности.

Органы контроля не уделяют должного внимания проблеме неконтролируемой застройки территории охранных зон нефте- и газопроводов, которая может быть как самовольной, так и незаконно санкционированной органами местного самоуправления. Строения, создающие реальную угрозу безопасности объектов трубопроводного транспорта и жизни людей, должны подлежать сносу по решению суда.

Существующие проблемы в области обеспечения промышленной безопасности требуют от прокуроров глубокого анализа и принятия адекватных правовых решений в рамках предоставленных полномочий, укрепления делового сотрудничества с правоохранительными и контролирующими органами, профсоюзами и иными общественными объединениями.

С учетом серьезности возможных последствий несоблюдения требований промышленной безопасности прокурорский надзор в этой сфере должен иметь упреждающий характер. Каждое выявленное нарушение закона следует оставлять на контроле прокурора до полного его устранения. Выявление аналогичных нарушений при повторных проверках государственных органов или предприятий надлежит рассматривать как повод для самого тщательного выяснения причин и условий, способствующих их совершению, и принятия исчерпывающих мер, направленных на недопущение подобных фактов в будущем.

Жесткий прокурорский надзор должен стимулировать контролирующие органы и нацеливать их на полное выполнение своих полномочий. В случае выявления серьезных нарушений законодательства о промышленной безопасности необходимо в установленном законом порядке приостанавливать деятельность опасных промышленных объектов до полного устранения допущенных нарушений закона.

Защита прав граждан от противозаконной деятельности на особо опасных промышленных объектах, а также пресечение бездеятельности контролирующих органов в этой сфере – важные задачи прокурорского надзора за исполнением законов о промышленной безопасности.

После выполнения каких мероприятий экспертная организация приступает к проведению экспертизы промышленной безопасности? Укажите все правильные ответы?

  • Предоставления образцов технических устройств либо обеспечения доступа экспертов к техническим устройствам, применяемым на опасном производственном объекте.
  • После проведения расчетных и аналитических процедур оценки и прогнозирования технического состояния технических устройств.
  • Предоставления заказчиком необходимых для проведения экспертизы документов.
  • После проведения технического диагностирования технических устройств.

Какие сведения содержит заключение экспертизы промышленной безопасности? Укажите все правильные ответы?

  • Сведения о рассмотренных в процессе экспертизы документах с указанием объема материалов, имеющих шифр, номер, марку или другую индикацию, необходимую для идентификации.
  • Расчет вероятного вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц. имуществу Физических и юридических лиц в результате аварий.
  • Сведения об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности.
  • Наименование объекта экспертизы, на которые распространяется действие заключения экспертизы.

В какой документации определяются обязанности и права работников, на которых возложены функции лиц, ответственных за организацию и осуществление производственного контроля? Укажите все правильные ответы?

Кем устанавливается перечень сведений, содержащихся в декларации и информационном листе (приложении к декларации), и порядок их оформления?

  • Организацией, эксплуатирующей ОПО.
  • Органами местного самоуправления по месту нахождения ОПО.
  • Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору.
  • Правительством Российской Федерации.
  • Все ответы неверны.

В целях решения каких задач разработаны Правила представления декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов?

  • В целях создания условий для организации и осуществления государственного надзора в области промышленной безопасности.
  • В целях повышения эффективности взаимодействия органов государственной власти, органов местного самоуправления и общественных объединений по проблемам обеспечения промышленной безопасности опасных производственных объектов.
  • В целях обеспечения деятельности в области охраны окружающей среды и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
  • Всех перечисленных задач.

В каком случае руководитель или иное уполномоченное лицо организации, эксплуатирующей опасный производственный объект, обязан представлять утвержденный экземпляр декларации в Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору?

  • Не обязан ни в коем случае.
  • Только в случае, если обяжет суд.
  • Правилами не регламентируется.
  • Обязан в любом случае.
  • В МЧС.
  • В Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору.
  • В органах местного самоуправления.
  • В организациях, эксплуатирующих опасные производственные объекты.
  • Все ответы неверны.

Разработка каких документов в рамках организации документационного обеспечения систем управления промышленной безопасностью не предусмотрена в нормативном правовом акте?

  • План мероприятий по снижению риска аварий на опасном производственном объекте на срок более 1 календарного года.
  • План мероприятий по обеспечению промышленной безопасности на календарный год.
  • План работ по модернизации опасного производственного объекта.
  • Разработка всех перечисленных документов обязательна.

С какой периодичностью проводится документальное оформление результатов анализа функционирования системы управления промышленной безопасностью эксплуатирующей организацией?

  • Не реже одного раза в течение календарного года.
  • На усмотрение эксплуатирующей организации.
  • Не реже одного раза в течение квартала.
  • Не реже двух раз в течение календарного года.
  • Все ответы неверны.
  • Комиссией по техническому расследованию аварии.
  • Организацией, на объекте которой произошла авария.
  • Специализированной сторонней организацией.
  • Территориальным органом Ростехнадзора.

В какой срок материалы технического расследования аварии направляются территориальным органом Ростехнадзора в центральный аппарат Ростехнадзора?

  • В месячный срок.
  • В десятидневный срок.
  • В недельный срок
  • В двухнедельный срок.

Какой срок проведения экспертизы промышленной безопасности установлен Федеральными норами и правилами «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности?

  • Определяется экспертной организацией, но не должен превышать пяти месяцев со дня получения экспертной организацией от заказчика экспертизы комплекта необходимых материалов и документов.
  • Срок проведения экспертизы определяется сложностью объекта экспертизы, но не должен превышать трех месяцев со дня получения экспертной организацией от заказчика экспертизы комплекта необходимых материалов и документов.
  • Определяется заказчиком экспертизы, но не должен превышать двух месяцев со дня получения экспертной организацией от заказчика экспертизы комплекта необходимых материалов и документов.
  • Определяется по соглашению сторон, но не должен превышать одного месяца со дня получения экспертной организацией от заказчика экспертизы комплекта необходимых материалов и документов.

В каких комиссиях проходят аттестацию члены аттестационных комиссий организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты (за исключением организаций, работники которых подлежат аттестации в ведомственных аттестационных комиссиях)?

  • Только в территориальных аттестационных комиссиях.
  • В аттестационных комиссиях организации.
  • Только в центральной аттестационной комиссии.
  • В ведомственных аттестационных комиссиях.

Куда организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, представляет информацию об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности?

  • Только в Ростехнадзор.
  • В Ростехнадзор или его территориальные органы.
  • Только в территориальные органы Ростехнадзора.
  • В Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации и территориальные органы Ростехнадзора.

В какие сроки эксплуатирующая организация представляет в Ростехнадзор или его территориальные органы сведения об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности?

  • Ежегодно до 1 февраля соответствующего календарного года.
  • Ежегодно до 1 марта соответствующего календарного года.
  • Ежегодно до 1 апреля соответствующего календарного года.
  • Ежегодно до 1 мая соответствующего календарного года.

В какой срок осуществляется внесение в государственный реестр изменений сведений, связанных с изменением адреса места нахождения опасного производственного объекта?

  • В срок, не превышающий 10 (десяти) рабочих дней с даты регистрации заявления о внесении изменений.
  • В срок, не превышающий 20 (двадцати) рабочих дней с даты регистрации заявления о внесении изменений.
  • В срок, не превышающий 30 (тридцати) рабочих дней со дня наступления указанных изменений.
  • В срок, не превышающий 5 (пяти) рабочих дней со дня наступления указанных изменений.

В какой срок осуществляется внесение в государственный реестр изменений сведений, связанных с исключением опасного производственного объекта в связи со сменой эксплуатирующей организации?

  • В срок, не превышающий 10 (десяти) рабочих дней с даты регистрации заявления о внесении изменений.
  • В срок, не превышающий 20 (двадцати) рабочих дней с даты регистрации заявления о внесении изменений.
  • В срок, не превышающий 30 (тридцати) рабочих дней со дня наступления указанных изменений.
  • В срок, не превышающий 5 (пяти) рабочих дней со дня наступления указанных изменений.
  • Изменение состава опасного производственного объекта, в том числе при изменении количественного и качественного состава технического устройства; технологического процесса; признаков или класса опасности опасного производственного объекта).
  • Изменение адреса места нахождения опасного производственного объекта.
  • Изменение сведений об эксплуатирующей организации, собственнике опасного производственного объекта и/или сведений, указанных эксплуатирующей организацией в заявлении о регистрации опасного производственного объекта в государственном реестре.
  • Изменение сведений, связанных с исключением опасного производственного объекта в связи со сменой эксплуатирующей организации.
  • Только в случае изменения адреса места нахождения опасного производственного объекта.
  • Только в случае изменения сведений об эксплуатирующей организации, собственнике опасного производственного объекта.
  • Только в случае изменения сведений, связанных с исключением опасного производственного объекта в связи со сменой эксплуатирующей организации.
  • Во всех перечисленных случаях.

В каком из перечисленных случаев при внесении изменений в государственный реестр объекту присваивается иной регистрационный номер?

Читайте также: