В каком случае финансовое обязательство подлежит списанию с баланса

Обновлено: 30.06.2024

По стандарту "Основные средства" с баланса нужно списать объекты, которые перестали соответствовать критериям актива. Применение этого правила на практике вызывает вопросы. Какие решения можно найти и что необходимо изменить в учете, поможет разобраться наш обзор.

Возникла обязанность отражать тот факт, что для объекта больше нет применения

Основными средствами признаются только активы.

Важный критерий актива — используется ли объект в тех целях, ради которых учреждение создано. Таким образом, чтобы объект числился в составе основных средств, важно не только иметь права на него, но и найти для него применение.

Например, объект будет признаваться активом, если учреждение может использовать его в своей деятельности, продать, обменять на иные активы или передать для использования другому учреждению того же собственника.

Если учреждение не может найти применение объекту, он перестает признаваться активом и, как следствие, основным средством. В этом случае учреждение принимает решение о прекращении использования объекта. В бухучете такое решение стало новым основанием для списания объекта с баланса.

Минфин разъяснил: решение о прекращении использования объекта принимает либо комиссия по поступлению и выбытию активов, либо инвентаризационная комиссия. Комиссия оформляет решение в акте о списании или акте о результатах инвентаризации.

Комиссия принимает решение в тот момент, когда больше нет уверенности, что применение для объекта будет найдено. Комиссия может обоснованно полагать, что актив простаивает временно и в дальнейшем его можно будет использовать в запланированных целях, продать или передать другому учреждению. В этом случае принимать решение о прекращении использования объекта и списывать его с баланса не нужно.

Для бухгалтера изменился лишь перечень отражаемых операций

Прежде решение о прекращении использования имущества отдельно не отражалось. С переходом на стандарт "Основные средства" это решение стало признаваться объектом бухучета.

Важно, что бухгалтер не может решать сам, когда и какое имущество списать с баланса. Он лишь отражает в учете документально подтвержденные факты хозяйственной жизни — решения комиссий о прекращении использования объектов.

Минфин разъяснил, что федеральные стандарты изменяют порядок учета по отраженным до их вступления в силу объектам, только если это предусмотрено переходными положениями соответствующих стандартов. В стандарте "Основные средства" переходные положения для неиспользуемых объектов не предусмотрены.

Это можно объяснить только тем, что правила отражения уже принятых на учет основных средств стандартом не изменяются. При этом правила отражения новой операции с объектом — решения прекратить его использование — предусмотрены стандартом впервые. Соответственно, изменений таких правил не происходит и переходные положения не требуются.

Получается, что по правилам учета бухгалтер отражает прекращение использования только тогда, когда получит решение инвентаризационной комиссии или комиссии по поступлению и выбытию активов. Выяснять информацию об использовании объекта у других сотрудников учреждения, чтобы обеспечить отражение такой информации в учете, бухгалтер не должен.

После прекращения использования объект еще не выбывает из состава имущества учреждения

На основании решения о прекращении использования объект только переносят с балансовых счетов на забалансовые.

Выбывает объект из состава имущества учреждения после проведения следующих процедур:

  • согласования с собственником в случаях, установленных законом;
  • реализации мероприятий, предусмотренных актом о списании (например, демонтаж, разборка, передача отходов).

Минфин подтвердил, что правила списания основных средств с баланса применяют все учреждения. Собственники имущества регламентируют только процедуры по согласованию выбытия объекта из состава имущества учреждения.

Также Минфин разъяснил, что при переносе особо ценного имущества на забалансовые счета не нужно исключать его из перечня ОЦДИ. Сделайте это при выбытии объекта.

Забалансовый счет в инструкциях предусмотрен только для сохранившихся объектов

Основные средства, которые решено больше не использовать, отражаются на забалансовом счете 02 "Материальные ценности на хранении".

Однако бывают случаи, когда на момент списания с баланса объекта уже нет в наличии, например его украли или он утрачен по независящим от учреждения причинам. Его выбытие с учета в установленных законом случаях также придется согласовать с собственником.

Принимать решение о прекращении использования отсутствующего объекта не нужно. Как разъяснил Минфин, такой объект выбывает из владения, пользования и распоряжения помимо воли учреждения. Списать его с баланса нужно по основаниям, предусматривающим принятие решения о выбытии имущества или прекращение права оперативного управления. Выбытие нужно согласовать с собственником до списания объекта с баланса.

Возможны случаи, когда учреждение продолжает использовать объект вплоть до момента его выбытия. Списывайте такой объект с баланса при выбытии и на забалансовых счетах не отражайте. Исключение: если актом о списании предусмотрены технические мероприятия по ликвидации, объект учитывается на забалансовом счете 02 на время их проведения.

В период забалансового учета может появиться другой способ использования объекта

Если появилась возможность использовать объект, восстановите его на балансовом учете.

Минфин также пояснил, что объекты, которые могут быть задействованы в других учреждениях того же собственника, признаются активами, если принято решение об их передаче. Например, при согласовании выбытия объекта из состава имущества учреждения собственник решил передать его другому подведомственному учреждению. Если объект уже списан на забалансовый счет, его нужно перенести обратно на баланс. Он списывается с балансовых счетов при передаче другому учреждению.

Нет КонсультантПлюс?

Оформите заявку на доставку полной версии документа или самостоятельно подберите комплект, с учетом особенностей именно Вашей организации

СПИСАНИЕ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ. БУХГАЛТЕРСКИЙ И НАЛОГОВЫЙ УЧЕТ

Порядок списания дебиторской и кредиторской задолженности всегда вызывает множество вопросов даже у бухгалтеров с отличным послужным стажем, так как в деятельности почти каждой организации всегда возникают ситуации, когда контрагент отказывается платить или просто, не погасив обязательства, ликвидировался. В данной статье мы рассмотрим основные вопросы отражения, списания кредиторской и дебиторской задолженности, то есть как, куда, когда и на основании каких документов списать данную задолженность как в бухгалтерском, так и в налоговом учете.

Инвентаризация расчетов - это сверка сумм дебиторской и кредиторской задолженности по данным вашей организации и данным ее контрагентов.

Согласно Федеральному закону N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", а именно части 1 статьи 11, организации обязаны проводить инвентаризацию своих активов и обязательств. В соответствии с частью 3 статьи 11 Закона N 402-ФЗ экономические субъекты сами устанавливают случаи, сроки и порядок проведения инвентаризации, а также перечень объектов, подлежащих инвентаризации. Но есть одно исключение: некоторые активы и обязательства подпадают под проведение обязательной инвентаризации, которая устанавливается законодательством РФ, федеральными и отраслевыми стандартами.

Процесс проведения инвентаризации устанавливает правильность и обоснованность отражения сумм дебиторской и кредиторской задолженности путем документальной проверки. Основные принципы проведения инвентаризации установлены Приказом Минфина России от 13.06.1995 N 49 "Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств".

Количество инвентаризаций в отчетном году, а также дата их проведения, перечень проверяемых имущества и финансовых обязательств устанавливаются руководителем организации (пункт 2.1 Методических указаний), за исключением случаев, предусмотренных в пунктах 1.5 и 1.6 Методических указаний по инвентаризации.

В соответствии с пунктом 4 Положения по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" (ПБУ 1/2008), утвержденного Приказом Минфина России от 06.10.2008 N 106н, формируя учетную политику, организация утверждает порядок проведения инвентаризации своих активов и обязательств.

Согласно пунктам 27, 77, 78 Положения по бухучету N 34н инвентаризация расчетов обязательно проводится (Письмо Минфина России от 14.01.2015 N 07-01-06/188):

- при списании дебиторской и кредиторской задолженности;

- перед составлением годовой бухгалтерской отчетности;

- при создании резерва по сомнительным долгам.

Порядок проведения инвентаризации таков. Бухгалтеру необходимо составить справку о задолженности (дебиторской или кредиторской). В справке указываются сведения, отраженные в бухгалтерском учете о задолженности. Также справка должна содержать информацию о наименовании дебиторов и кредиторов организации, основаниях возникновения задолженности, периоде возникновения задолженности и реквизиты подтверждающих ее документов. Для удобства суммы задолженности в справке группируются в разрезе бухгалтерских счетов.

На основании справки о задолженности (дебиторской или кредиторской), а также актов сверок с контрагентами или иных документов, в которых дебиторы и кредиторы подтверждают наличие и размер задолженности, составляется акт (пункты 73, 74 Положения по бухучету N 34н, Указания, утв. Постановлением Госкомстата N 88).

Акт составляется на основании унифицированной формы N ИНВ-17. Организация вправе разработать и свой собственный документ для учета результатов инвентаризации. Но необходимо помнить, что такой документ должен содержать все реквизиты, установленные в статье 9 Закона N 402-ФЗ, и его форма должна быть утверждена руководителем. Это можно сделать в приложении к учетной политике по бухгалтерскому учету.

Если акт сверки организация решит не создавать, то подтвердить согласование суммы задолженности можно письмом контрагента о признании им своего долга. Суммы задолженности, признанные и не признанные дебиторами и кредиторами, а также суммы нереальных к взысканию долгов с истекшим сроком исковой давности или по ликвидированным контрагентам отражаются в акте отдельно.

По выявленной в ходе инвентаризации безнадежной дебиторской или кредиторской задолженности необходимо подготовить приказ руководителя о списании безнадежных долгов.

Примечание. По итогам проведенной инвентаризации организация может выявить безнадежные дебиторские и кредиторские задолженности, которые подлежат списанию. Сроки и периодичность проведения инвентаризаций устанавливаются экономическим субъектом самостоятельно и закрепляются в учетной политике.

Дебиторская задолженность

Дебиторская задолженность - это имущественное требование организации к его должникам, возникшее в силу действия заключенного договора или правовой нормы. Возникновение дебиторской задолженности обусловлено невыполнением договорных обязательств.

Просроченной дебиторской задолженностью признается задолженность, которая не погашена в установленный срок. Задолженность числится на балансе организации до тех пор, пока не будет погашена дебитором или признана нереальной к взысканию.

Взыскать просроченную дебиторскую задолженность организация вправе в пределах срока исковой давности. Согласно статье 195 ГК РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.

Дебиторская задолженность признается безнадежной и подлежащей списанию с баланса в полной сумме, в том числе с НДС, если наступило одно из следующих обстоятельств:

- истек срок исковой давности;

- должник исключен из ЕГРЮЛ как недействующее юридическое лицо;

- судебный пристав-исполнитель вынес постановление об окончании исполнительного производства и возвращении исполнительного листа взыскателю в связи с невозможностью взыскания.

В соответствии с пунктом 77 Положения N 34н на основании проведенной инвентаризации дебиторская задолженность с истекшим сроком исковой давности, а также задолженность, нереальная к взысканию по иным основаниям, списывается в расходы по каждому обязательству, а также в соответствии с письменным обоснованием и приказом руководителя организации.

Дебиторская задолженность списывается за счет средств созданного резерва по сомнительным долгам либо на финансовые результаты, если резерв не создавался в порядке, предусмотренном пунктом 70 Положения N 34н.

Списание дебиторской задолженности в убыток при непогашении задолженности и истечении срока исковой давности не является основанием для аннулирования задолженности. Задолженность должна отражаться за бухгалтерским балансом в течение пяти лет с момента списания. Это необходимо для наблюдения за возможностью ее взыскания.

Согласно пунктам 4 и 11 Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99 сумму списываемой дебиторской задолженности включают в состав прочих расходов.

Прочие расходы отражаются на счете 91 "Прочие доходы и расходы" (План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению, утв. Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н).

Порядок списания дебиторской задолженности

Порядок списания дебиторской задолженности в бухгалтерском учете следующий. На дату признания дебиторской задолженности, нереальной к взысканию, то есть на дату истечения срока исковой давности, делается запись на сумму созданного резерва:

Дебет 63 "Резервы по сомнительным долгам"

Кредит 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" (60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", 76 "Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами" и др.) - нереальный для взыскания долг списан за счет резерва.

Если созданного резерва недостаточно, оформляются проводки:

Дебет 91 "Прочие доходы и расходы"

Кредит 62 (60, 76 и др.) - списан нереальный для взыскания долг;

Дебет 007 "Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов" - учтена нереальная к взысканию задолженность для наблюдения за возможностью ее взыскания в случае изменения имущественного положения должника.

Если должник в дальнейшем все-таки уплатит долг, в учете будут сделаны записи:

Дебет 51 "Расчетные счета"

Кредит 62 (60, 76 и др.) - поступили денежные средства от должника;

Дебет 62 (60, 76 и др.) Кредит 91 - полученный долг включен в состав прочих доходов;

Кредит 007 - списан безнадежный долг, погашенный должником.

В налоговом учете в соответствии с пунктом 2 статьи 266 НК РФ безнадежными долгами (долгами, нереальными к взысканию) признаются те долги перед налогоплательщиком, по которым истек установленный срок исковой давности (3 года со дня возникновения задолженности, статья 196 ГК РФ), а также те долги, по которым в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения, на основании акта государственного органа или ликвидации организации.

Долгами, нереальными к взысканию, также признаются долги, невозможность взыскания которых подтверждена постановлением судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства, вынесенным в порядке, установленном Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", в случае возврата взыскателю исполнительного документа.

Долги прекратившей деятельность фирмы являются безнадежными с даты ее исключения из ЕГРЮЛ (Письма Минфина России от 25.03.2016 N 03-03-06/1/16721, от 05.10.2015 N 03-03-06/2/56751, от 11.09.2015 N 03-03-06/2/52390, от 24.07.2015 N 03-01-10/42792, Постановления Арбитражного суда МО от 24.02.2015 N Ф05-413/2015, Арбитражного суда ЦО от 18.06.2015 N Ф10-1693/2015).

При списании задолженности по причине ликвидации организации-должника необходимо также иметь документ, подтверждающий ликвидацию организации-должника, - выписку из ЕГРЮЛ (Письмо Минфина России от 14.03.2014 N 03-03-06/1/11063).

Таким образом, основанием для списания задолженности может быть истечение трех лет с даты возникновения задолженности, или задолженность может быть списана на основании постановления судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства (в связи с тем, что у должника отсутствует имущество, на которое может быть обращено взыскание, невозможно установить место нахождения должника, его имущества и т.д.), либо ликвидации организации либо исключение организации из ЕГРЮЛ.

Согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 265 НК РФ дебиторская задолженность с истекшим сроком исковой давности списывается в состав внереализационных расходов.

Общий срок исковой давности составляет 3 года. Правильно отсчитать эти 3 года проще по таблице:

С какого момента отсчитывать срок исковой давности

Срок исполнения обязательства определен

По окончании срока исполнения обязательства

Срок исполнения обязательства не определен

Со дня, когда кредитор предъявил требования исполнить обязательства (например, прислал письмо)

Срок исполнения определен моментом востребования

На исполнение обязательства кредитор дал должнику какое-то время

По окончании последнего дня срока исполнения обязательства

Документы, подтверждающие образование
дебиторской задолженности

Необходимо помнить, что одним из обязательных условий включения безнадежного долга в состав налоговых расходов является наличие первичных документов, подтверждающих образование дебиторской задолженности с истекшим сроком исковой давности (см. Письмо Минфина России от 08.04.2013 N 03-03-06/1/11347).

Хозяйствующему субъекту необходимо иметь документы, подтверждающие факт возникновения задолженности, документы, свидетельствующие о течении срока исковой давности. Образование безнадежных долгов, а также суммы и сроки могут быть подтверждены:

- договором, в котором указана дата срока платежа;

- накладными на передачу ценностей, актами приемки оказанных услуг (при их оформлении в соответствии с условиями договора);

- платежными поручениями, а также актом инвентаризации дебиторской задолженности на конец отчетного (налогового) периода, свидетельствующим о том, что на момент списания указанная задолженность не погашена;

- приказом руководителя о списании дебиторской задолженности в качестве безнадежных долгов (см. Письмо УФНС России по г. Москве от 13.04.2011 N 16-15/035618.1@).

Также документами, подтверждающими факт возникновения дебиторской задолженности, могут быть любые соответствующие требованиям Закона N 402-ФЗ первичные документы о совершении хозяйственной операции, в результате которой образовался долг контрагента перед налогоплательщиком (накладные на передачу ценностей, акты приемки-сдачи работ (услуг), платежные документы и др.) (см. Письмо ФНС России от 06.12.2010 N ШС-37-3/16955).

В соответствии с пунктом 7 статьи 272 НК РФ дата признания внереализационных расходов для целей налогообложения прибыли установлена. Согласно данной статье Налогового кодекса РФ расходы в виде безнадежной задолженности, по которой истек срок исковой давности, учитываются в составе внереализационных расходов в последний день того отчетного периода, в котором истекает названный срок (см. Письмо Минфина России от 06.02.2015 N 03-03-06/1/4995).

Нормы Налогового кодекса РФ не предоставляют налогоплательщику права на произвольный выбор налогового периода (по своему усмотрению), в котором в состав расходов включается безнадежная к взысканию дебиторская задолженность.

Хозяйствующий субъект, проводя инвентаризацию по состоянию на последнюю дату отчетного (налогового) периода, должен по итогам проведения инвентаризации определить сумму дебиторской задолженности, нереальную к взысканию дебиторскую задолженность (например, по которой срок исковой давности истек) и произвести списание данной задолженности. Такой алгоритм действий приведен Президиумом ВАС РФ в Постановлении от 15.06.2010 N 1574/10 по делу N А56-4354/2009. При этом содержащееся в нем толкование правовых норм является общеобязательным и подлежит применению при рассмотрении арбитражными судами аналогичных дел.

Соответственно, безнадежную дебиторскую задолженность, возникшую в марте 2015 года, налогоплательщик может учесть в качестве безнадежного долга для целей налогообложения прибыли по состоянию на 31 марта 2018 года. Просроченная задолженность будет включена в состав внереализационных расходов в марте 2018 года.

Во избежание споров с проверяющими списание дебиторской задолженности, безнадежной к взысканию, необходимо отражать именно в том периоде, в котором она стала безнадежной (пункт 2 статьи 266 НК РФ). Переносить безнадежную признание дебиторской задолженности в расходы на следующий налоговый или отчетный период очень рискованно (см. Письмо Минфина России от 06.04.2016 N 03-03-06/2/19410).

В налоговом учете порядок списания безнадежной задолженности зависит от наличия резерва по сомнительным долгам. Если его нет - спишите весь безнадежный долг в расходы. Если резерв создавался - спишите долг за счет резерва, то есть уменьшите резерв на безнадежную задолженность. Если же резерва не хватит, остаток долга включите в расходы (подпункт 2 пункта 2 статьи 265 НК РФ, Письмо Минфина России от 16.01.2018 N 03-03-06/2/1551).

Списание основных средств — это процедура, при которой имущественный объект не может использоваться в работе и подлежит снятию с учета. Разберем ключевые правила списания основных средств в бюджетных учреждениях 2020 года.

Значение процедуры списания

Любой объект НФА организации может прийти в негодность в силу материального или физического износа, поломок и прочих факторов. Продолжать учитывать непригодные для эксплуатации основные средства на балансе не имеет смысла. Объекты, которые невозможно эксплуатировать в дальнейшем, необходимо списать.

Ключевые задачи бухгалтерии в отношении учета нефинансовых активов:

  1. Контроль над имущественными активами с момента поступления их в распоряжение предприятия, например с момента покупки до момента их полного выбытия (списания) с бухгалтерского учета. Задача реализуется путем проведения систематической инвентаризации.
  2. Своевременное исчисление материального износа в денежном выражении. Достоверное отражение операций в бухучете.
  3. Получать достоверную информацию об имущественном положении экономического субъекта для составления достоверной финансовой и налоговой отчетностей.
  4. Исчисление и уплата фискальных платежей в государственный бюджет в части налогообложения имущества организации.
  5. Контроль над эффективным использованием средств, направленных на реконструкцию, модернизацию и ремонт ОС компании.
  6. Надзор за эффективной эксплуатацией объектов в производственном цикле или основных видах деятельности.

Стандартный порядок списания основных средств не позволяет снять с бухучета все нефинансовые активы буджетного учреждения. На некоторые виды объектов придется получить особое разрешение собственника или учредителя.

Виды бюджетного имущества

Собственником нефинансовых активов учреждений бюджетной сферы является государство. По п. 9 ст. 9.2 закона № 7-ФЗ от 12.01.1996, основные фонды бюджетных учреждений закрепляются за ними на праве оперативного управления. Различают следующие виды бюджетного имущества:

Любые здания, сооружения, помещения и прочее

Операции по данному виду ОС без официального согласия собственника недопустимы

Особо ценное имущество, переданное или закрепленное учредителем за бюджетным учреждением, а также купленное за счет субсидий

Для осуществления операций по данным ОЦИ требуется согласие собственника

Особо ценное имущество, приобретенное бюджетным учреждением за счет собственных доходов от оказания предпринимательской и иной деятельности

БУ вправе самостоятельно распоряжаться данным ОЦИ

Исключения, в которых требуется согласие учредителя:

  • передача ОС в счет вклада в уставный капитал НКО;
  • крупные сделки (п. 13, ст. 9.2 закона № 7-ФЗ)

Исчерпывающий перечень ОЦИ, а также порядок определения ОС как ОЦИ определяет собственник — учредитель бюджетного учреждения. ОЦИ — объекты, без которых осуществление основных видов деятельности госучреждения становится невозможным или затруднительным.

Правила распоряжения имуществом

Законодатели определили ключевые правила по распоряжению имущественными активами госучреждений. Объем прав зависит от типа организации:

  • казенные учреждения полностью лишены прав распоряжаться каким-либо имуществом без соответствующего разрешения от собственника (учредителя, вышестоящего распорядителя, органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя);
  • бюджетное и(или) автономное учреждение не вправе распоряжаться недвижимостью, а также особо ценным имуществом, приобретенным за счет бюджетных средств либо закрепленным за организацией распоряжением собственника.

Бюджетные организации вправе самостоятельно распоряжаться только движимым имуществом, приобретенным за счет собственных средств. Автономная организация, помимо движимых ОС, купленных за счет предпринимательской деятельности, может распоряжаться и недвижимостью, приобретенной за счет собственных активов.

Казенные не имеют такого права, так как все средства, полученные от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, должны быть направлены в государственный бюджет.

Основания для списания

Порядок действий, как списать основные средства с баланса, подразумевает в первую очередь выявление причин, по которым имущество должно быть снято с бухучета учреждения. Ситуации, в которых требуется списание с бухгалтерского учета:

  • полная или частичная утрата полезных свойств объекта, при котором ОС не может функционировать должным образом;
  • физическая утрата или повреждение объекта, к таковым относят: поломки, разрушения, повреждения, потеря, ликвидация;
  • моральное или техническое устаревание ОС, при котором модернизация имущества экономически необоснованна;
  • утрата имущественных активов в силу аварийных ситуаций или стихийных бедствий.

Списывайте активы, которые морально устарели при строительстве, реконструкции, модернизации и техническом перевооружении предприятия в целом либо его отдельных структурных подразделений.

Списание проводится и в тех случаях, когда провести восстановление актива невозможно либо это требует внушительных финансовых затрат, что будет расценено как нецелесообразное, нерациональное и нецелевое использование бюджетных средств.

Какие еще есть основания для списания ОС с бухгалтерского учета:

  • если учреждение принимает решение реализовать нефинансовый актив сторонней компании или физическому лицу, то объект подлежит списанию с учета;
  • если имущество передается в собственность третьих лиц по договору мены или же на безвозмездной основе;
  • если НФА передают сторонней организации в качестве вклада в уставный капитал, то актив подвергается списанию;
  • если объект решено сдать в аренду или в лизинг при условии, что имущество будет учитываться у арендатора (лизингополучателя).

Списанию не подлежат объекты, находящиеся во временной консервации, например, те, что в настоящий момент не используются в производственном цикле. Также не списываются НФА, находящиеся на реконструкции и модернизации, и эксплуатация которых временно приостановлена.

Если имущество передается из одного структурного подразделения в другое, движение отражается внутренним перемещением. Заполняется акт приемки-передачи НФА. Если же объект передается от одного обособленного подразделения в другое или в головной офис при условии, что подразделения выделены на отдельный баланс, то соблюдается порядок безвозмездной передачи ОС.

Завершение срока полезного использования ОС не является основанием для его списания с бухгалтерского учета.

Специальная комиссия по списанию

В организации должна быть создана постоянная комиссия, которая уполномочена на принятие решений по аналогичным вопросам. Состав специальной комиссии закрепите отдельным распоряжением руководителя госучреждения или определите в учетной политике.

Кого включать в комиссионный состав:

  • главный бухгалтер либо его заместитель;
  • бухгалтер, ответственный за ведение учета НФА;
  • лица, ответственные за сохранность ОС на предприятии;
  • начальники структурных подразделений, цехов, отделов;
  • заместитель руководителя или сам руководитель (обычно это председатель комиссии);
  • иные работники предприятия, на усмотрение руководства.

Включайте в состав специальной комиссии работников, деятельность которых непосредственно связана с учетом, контролем и экспертизой ОС. При рассмотрении претендента на списание необходимо оценивать не только внешний вид и технические характеристики ОС, но и документацию, например технический паспорт, поэтажный план, схемы и прочее. Это необходимо для сравнения фактических показателей заявленным техническим характеристикам.

Комиссия должна обозначить следующее:

  1. Определить, по какой причине конкретный объект имущества может быть снят с бухгалтерского учета учреждения.
  2. Решить, могут ли отдельные части списываемого ОС использоваться в деятельности в качестве материалов, запчастей.
  3. Обозначить наличие драгоценных металлов или иных дорогостоящих узлов и деталей, которые могут быть реализованы предприятием.
  4. Проконтролировать изъятие деталей, частей и узлов, которые могут быть использованы или реализованы.
  5. Составление результативного протокола, в котором отражены обозначенные позиции.

Протокол заседания может быть составлен в произвольном виде. Специального бланка для документации нет. Учреждение вправе разработать и утвердить самостоятельный бланк для использования в работе.

Образец формы


Как оформляется процедура

Документальное оформление списания основных средств выглядит так:

  1. Утверждается протокол заседания постоянной комиссии, в котором определяются ключевые моменты выбытия основных фондов с учета.
  2. На основании протокола руководитель создает отдельное распоряжение — приказ об операции с основными средствами.
  3. Оформляется результативный акт о списании ОС с бухгалтерского учета.

Форма акта определяется в индивидуальном порядке, в зависимости от категории списываемого ОС.

Узнайте как работаем и отдыхаем из нашего производственного календаря на 2022 год .

Инвентаризация обязательств – такая же необходимая для качественного, объективного учета процедура, как и инвентаризация имущества. Смысл ее заключается в определении истинного состояния расчетов, выявлении задолженности с целью принятия мер к ее погашению, а если это невозможно – к списанию.

Общие правила проведения инвентаризации

Расчеты инвентаризируются по общим правилам, содержащимся в ряде нормативных документов:

Из контекста ст. 30 ч. 1 ФЗ-402 следует, что ПБУ по ведению бухучета в РФ (пр. 34н) должны применяться в полной мере. Пунктом 27 указанного ПБУ устанавливается необходимость проведения инвентаризации обязательств перед составлением бухгалтерской отчетности.

Пунктом 74 этого же документа особо подчеркивается, что расчеты с банками, бюджетом должны быть отрегулированы, сверены, идентичны. Неурегулированные суммы в балансе отражать нельзя.

Из сказанного следует, что инвентаризировать обязательства необходимо ежегодно за период с 1 января по 31 декабря соответствующего года. Законодательство содержит еще ряд случаев, когда инвентаризация обязательна, например, при реорганизации или ликвидации фирмы (п. 27 ПБУ). Практические рекомендации по инвентаризации обязательств даются в Методических указаниях Минфина (пр. № 49).

Что подлежит проверке

В ходе проведения указанной процедуры должны проверяться расчеты (по тексту приказа № 49 от 13/06/95):

  • с банком, иными кредитными учреждениями;
  • с бюджетом;
  • с деловыми партнерами – покупателями и поставщиками;
  • по суммам в подотчете;
  • с персоналом по трудовым и иным выплатам;
  • по прочим расчетам с дебиторами и кредиторами.

Перед началом инвентаризации обычно проводят сверку расчетов с контрагентами, бюджетом, фондами. Составляются двусторонние акты сверок по унифицированной форме, принятой в организации, или по специальной форме (например, при сверке с ИФНС). В ходе инвентаризации данные актов сверяются с ее результатами.

Как проверяют

Законодатель отмечает в числе первоочередных целей инвентаризации урегулированиерасчетов с банком по кредитам: краткосрочным и долгосрочным (сч. 66, 67 бухгалтерского учета). Инвентаризируют обязательства в разрезе каждого заключенного кредитного договора, по видам займов, по заимодавцам (банкам и иным учреждениям). Проверяется правомерность отнесения кредитов и займов на соответствующий счет по срокам погашения: более года либо менее года. Сверяются расчеты по начисленным организации процентам. Такие расчеты должны быть учтены отдельно от сумм основного кредита, займа. Отдельно должны отражаться в учете и просроченные, неоплаченные в установленные сроки кредиты и займы.

Инвентаризация расчетов с бюджетом по налогам (сч. 68) и по страховым суммам (сч. 69) означает прежде всего сверку сумм по соответствующим субсчетам и данных, декларируемых организацией при сдаче отчетности: по каждому виду налога, страхового взноса. Члены инвентаризационной комиссии обязаны обратить внимание на своевременность сдачи отчетности (т.е. декларирования задолженности) и перечисления средств. При обнаружении задолженности по указанным счетам также обращается внимание на дату, когда она образовалась.

При работе с расчетами, обязательствами покупателей и заказчиков (сч. 62) активно применяются акты сверок с ними. Аналитический учет ведется по контрагентам – отражается задолженность, как правило, выделяются полученные от них авансы.

Указанные данные должны в ходе инвентаризации выявить:

  • задолженность, с которой деловые партнеры согласны;
  • несогласованную задолженность;
  • безнадежную задолженность, по которой срок исковой давности истек (3 года с момента образования), либо должник неплатежеспособен.

Обращают внимание на соблюдение всех законных процедур, документирование при списании безнадежной задолженности: наличие письменного обоснования, приказа руководителя на списание.

Важно! Долг неплатежеспособного партнера еще 5 лет учитывают за балансом на счете 007, чтобы истребовать его, если финансовое положение должника улучшится.

Инвентаризация расчетов с поставщиками, подрядчиками (сч. 60) в основном делается по тем же принципам – в разрезе контрагентов, выделяются выданные им авансы, анализируется целесообразность их выдачи. Проверяется соответствие сверенных данных по двусторонним актам с поставщиками и данных бухгалтерского учета.

В результате инвентаризации определяется:

  • задолженность, согласованная с кредиторами;
  • суммы задолженности, с которыми кредиторы не согласны;
  • суммы, по которым срок взыскания истек.

Инвентаризируя средства, выданные под отчет (сч. 71), обращают внимание на:

  • соблюдение сотрудниками порядка возврата выданных сумм, сдачи авансовых отчетов;
  • соблюдение порядка выдачи – деньги должны выдаваться только сотрудникам, внесенным в соответствующий приказ;
  • соблюдение порядка использования выданных средств – не передавались ли они после выдачи под отчет другому лицу.

Подотчетные суммы выдаются по распоряжению руководителя или по заявлению подотчетного лица на каждую сумму. Эти документы подлежат обязательной проверке.

По расчетам с персоналом (сч. 70, 73) в первую очередь инвентаризируется оплата труда – сверкой первичных ведомостей с данными бухгалтерских регистров; устанавливается правильность набора и переноса данных. При обнаружении переплат анализируются причины таких нетипичных явлений. Выявляются депонированные суммы и принимаются решения об их перечислении либо устранении задолженности иным способом.

Прочие расчеты с работниками, не связанные с подотчетом и зарплатой, тоже проверяются. Это могут быть расчеты по займам работникам, по добровольному возмещению материального ущерба, иные расчеты организации с персоналом. Инвентаризируются эти обязательства по видам, проверяются документы, подтверждающие правомерность расчетов, например: акты о браке, приказы, договоры займа.

Инвентаризация расчетов с разными дебиторами и кредиторами (сч. 76) состоит в сличении данных бухгалтерского учета с данными двусторонних актов сверок; с разными контрагентами, расчеты с которыми не отразились на других счетах. Это могут быть расчеты по страхованию, по претензиям, суммы, удержанные в судебном порядке в пользу фирмы, обязательства по договорам аренды и др.

Для оформления результатов инвентаризации обязательств чаще всего используют Акт инвентаризации унифицированной формы № ИНВ-17. В нем указывается каждый контрагент, отдельно дебиторская и кредиторская задолженность.

Приложением к нему служит справка о расчетах, где указана подробная информация по дебитору, кредитору, характер задолженности, подтверждающий сумму документ. Сведения, отраженные в справке, составляют основу акта инвентаризации. Вместо унифицированных форм в организации могут применять собственные, разработанные и утвержденные ЛНА, формы.

Некоторые виды обязательств представляют собой отдельные, нетипичные случаи. Однако инвентаризировать их необходимо на общих основаниях.

Расчеты со структурными подразделениями организации, выделенными на отдельные балансы (сч. 79), проверяются по каждому филиалу, представительству, иному обособленному подразделению организации, при условии составления ими отдельного баланса. Счет 79 обобщает все расчеты с подразделением, поэтому инвентаризация проводится комплексная: по выделенному имуществу, по движению ТМЦ между головной структурой и подразделением, реализации, заработной плате персонала, управленческим расходам. Расчеты по доверительному управлению имуществом анализируются в разрезе каждого договора.

Задолженность по недостачам и хищениям, потерям от порчи ценностей (сч. 94), отраженная на этом счете, достаточно часто оспаривается виновной стороной. В ходе инвентаризации должны учитываться все нюансы ситуации, приведшей к образованию задолженности.

  • документы, обосновывающие возникновение недостачи или потери: акты, письменные объяснения и пр.;
  • расчет стоимости похищенного, утраченного имущества (по ТМЦ – фактическая, по ОС – остаточная и т.д., с учетом восстановленного НДС);
  • направления списания задолженности и их правомерность (на виновника, на себестоимость в пределах естественной убыли, на прочие доходы и расходы, если виновник не выявлен законным путем, на убытки вследствие стихийного бедствия).

В инвентаризации обязательств могут также участвовать суммы целевого финансирования (сч. 86), расчетов с учредителями (сч. 75), доходов будущих периодов (сч. 98).

Читайте также: