В каком словосочетании связь иная чем согласование симфоническая мощь

Обновлено: 16.06.2024

Словосочетание – это вторая единица синтаксиса (первой единицей считается слово), в которой по смыслу связываются два или несколько слов, имеющих общие грамматические признаки.

Более простыми словами – это группа слов, дающая единое понятие. Например: холодный чай, пробегать мимо, видеть вокруг себя и т. п.

Наиболее типичные словосочетания, обычно, образованы с использованием подчинительной связи . Стоит заметить что, связь между словами также может быть сочинительной или предикативной , но во многих учебниках такие сочетания слов в принципе не считают словосочетаниями. Однако, это уже темы для отдельных уроков.

Подчинительная связь – тип связи слов в словосочетании, при котором обязательно имеется главное слово и от него возможно задавать вопросы к зависимым.

Например: потолок (какой?) белый , идти (куда?) на север , смотреть (как?) пристально , хочется (что делать?) смотреть , играть (каким образом?) наблюдая .

Подчинительные словосочетания – словосочетания, состоящие из неравноправных слов, главного и зависимых, и имеющее подчинительный тип связи.

. Важно не путать: бежим (кто?) мы – предикативная связь (грамматическая основа предложения). Мы (что делаем?) бежим – слова в данном примере связаны равноправно.

Типы связи у подчинительных словосочетаний

Подчинительные словосочетания подразделяются на три вида по методу связи слов, название им – согласование, управление и примыкание.

Словосочетания со связью согласования

Согласование – это метод связи, при котором слова согласуются между собой как по смыслу, так и грамматически (в таких признаках как род, число и падеж). В классическом виде они представляют собой такие сочетания: имя существительное + имя прилагательное/числительное/местоимение.

Небо (какое?) голубое, поворот (какой?) второй, ключи (какие?) драгоценные, видимость (какая?) нулевая, сумка (какая?) моя.

Словосочетания со связью управления

Управление – это метод соединения слов в словосочетании, в котором главное слово задаёт грамматические формы зависимых. Такого рода связь образуют глагол + существительное , числительное + существительное , два имени существительных между собой или наречие + существительное .

Здесь будут подходить вопросы косвенных падежей.

Ругать ( кого?) ребёнка, пятнадцать (чего?) спичек, намылено (чем?) мочалкой, свет (чего?) луны, узнавать (о чём?) о том, внизу (чего ?) страницы.

Словосочетания со связью примыкания

Примыкание – это метод связи, в котором зависимое слово должно иметь неизменяемую форму и сочетаться с главным только по смыслу. Примыкание образуют такие части речи как глаголы, наречия, деепричастия, глаголы в инфинитиве, существительные и местоимения.

Инфинитивом называют начальную форму глагола, дающую ответы на вопросы: что делать? и что сделать? По некоторым источникам инфинитив является отдельной частью речи.

В словосочетаниях, связанных этим способом, подходят вопросы наречий или инфинитива.

Видеть (как?) ясно, желание (что сделать?) узнать, поговорить (когда?) завтра, разыгрывая (как?) смешно, рассматривающий (где?) внизу.

Сложно-определимые случаи в примерах

Очень важно не путать производные предлоги с частями речи, от которых они образованы. То же самое относится к наречиям. В таких случаях нужно смотреть на смысл.

Производный предлог – это предлог, который образован от другой самостоятельной части речи. Такие предлоги как в течение, навстречу, насчёт и прочие.

Приведём несколько примеров сложных случаев.

Первый пример

Навстречу как предлог; Отправился навстречу приключениям ( примыкание ).

На встречу как существительное; Пошёл на встречу к другу ( управление ).

Второй пример

После как наречие; Увидимся после ( примыкание ).

После как предлог; Узнаешь после урока ( управление ).

Третий пример

Вдали как наречие; Виднелся вдали ( примыкание ).

В дали как существительное; Светился в дали ущелья ( управление ).

Четвёртый пример

Вкрутую как наречие; Приготовить вкрутую ( примыкание ).

В крутую как прилагательное; Попасть в крутую историю ( согласование ).

Пятый пример

Вслепую как наречие; Передвигаться вслепую ( примыкание ).

В слепую как прилагательное; В слепую зону ( согласование ).

Сложности также подстерегают в словосочетаниях, состоящих из двух существительных. В подобных ситуациях следует менять форму главного слова и наблюдать за формой зависимого.

  • Парень (какой?) красавец – парня (какого?) красавца ;
  • Лист (чего?) клёна – о листе (чего?) клёна ;
  • Директора (чего?) колледжа – директором (чего?) колледжа ;
  • Ресторана (какого?) у дома – рестораном (у чего?) у дома .

Ну вот в общем-то и всё, что нужно знать о типах подчинительной связи в словосочетании . Мы старались разъяснить всё максимально доступно и понятно, надеемся у нас это получилось.

Помощь ученикам при выполнении задания В2. Алгоритм замены одного словосочетания на другое.

ВложениеРазмер
podgotovka_k_gia._tipy_slovosochetaniy._v_2.docx 28.02 КБ


Бесплатный марафон подготовки к ЕГЭ на зимних каникулах

Учи.Дома запускает бесплатный марафон в котором каждый день. В течении 5 дней утром ты будешь получать одно задание по выбранному предмету, а вечером его решение. Твоя задача, успеть выполнение задание до того как получишь ответ.

Бесплатно, онлайн, подготовка к ЕГЭ

Предварительный просмотр:

Алгоритм работы над заданием ГИА В2.

  1. Определи главное слово, задав вопрос от одного слова к другому.

Обрати внимание на вопрос, который ты задаешь к зависимому слову.

Определи тип связи.

Н: столик (какой?) деревянный – это согласование

  1. Задай от главного слова вопрос того типы словосочетания, который требуется в задании для замены синонимичным. Если это управление, то вопрос косвенного падежа:
  1. Подбери однокоренное слово к зависимому так, чтобы оно отвечало на новый заданный вопрос:

деревянный столик из дерева

Дерево и деревянный – однокоренные слова.

Проверь тип связи. Это управление.

Ответ: столик из дерева.

родительском в доме родителей

мамино возвращение мамы

для замены согласования на управление требуется Р.п. (кого? чего?) иногда с предлогом,

для замены управления на согласования – какой? чей?,

для замены примыкания на управление – В.п. с предлогом, Т.п. с предлогом,

Ученики должны выучить типы словосочетаний, уметь их отличать ( особенно по вопросам ). Для этого есть таблица:

Какой частью речи является зависимое слово

Вопрос к зависимому слову

Главное слово диктует зависимому род, число и падеж, поэтому зависимое слово стоит в том же роде, числе и падеже, что и главное.

чей? чья? чьё? чьи?

( и их формы при склонении)

Существительное (часто с предлогом).

Управление Вопросы косвенных падежей

Местоимение в функции существительного

Главное слово не способно диктовать зависимому свою форму, потому что зависимое не изменяется

Как? Где? Куда? Откуда? Сколько?

что делать? что сделать? что делая?

Неопределенная форма глагола.

Что сделать? (вопрос инфинитива)

Для сдачи ГИА в 9 классе этого материала достаточно, но учитель должен помнить , что типы словосочетаний значительно шире.

Эта таблица М.Ю.Федосюк пригодится уже для 11 класса на ЕГЭ при выполнении В12:

Типы синтаксических отношений

Виды синтаксической связи

Белый снег, красивый дом

Снег ослепительной белизны, дом необыкновенной красоты

- отношение к предмету

Кофе с молоком, территория завода

Кофе по-восточному, территория медресе

- принадлежность живому существу

Костюм сына, комната Саши

Костюм конферансье, комната портье

- отношение к знаниям адресата

- порядок следования при счете

- признак- уточненное наименование

Пить воду, вызов врача

Пить кофе, вызов такси

Приход мамы, прыжок акробата

Приход кюре, прыжок кенгуру

Идти на окраину, отказаться из-за болезни

Идти далеко, отказаться поневоле

Два человека, часть доклада

Два атташе, часть интервью

Как вы обратили внимание, к примыканию относятся и несклоняемые формы прилагательных и существительных ( это заимствованные слова). Но остается вопрос : как быть с несклоняемыми существительными русского происхождения ( артист-кенгуру, лётчик-камикадзе). Необходимо научить учеников быть осторожными с несклоняемыми словами.

Ещё вы должны обратить внимание на три притяжательных местоимения : её, его, их, которые в свою очередь хотя и отвечают на вопрос согласования чья?, чей?, чьи?, но вместе с главным словом ( в словосочетаниях типа: её шляпа, его машина, их дом) будут являться примыканием. Почему? Ответ таков же, как и на предыдущий вопрос о несклоняемых существительных. Для согласования и управления важна грамматическая связь между словами, которая выражается в окончании, когда при изменении главного слова изменяется и зависимое. Этого не происходит в рассмотренных примерах, поэтому мы и отнесем их к примыканию.

На мой взгляд, важной является следующая информация:

Согласование — подчинительная связь, при которой зависимое слово уподобляется главному в его морфологических признаках.

Зависимое слово при согласовании может быть выражено

1) прилагательным в любой форме (кроме простой сравнительной и построенной на его базе составной превосходной степеней сравнения), которое согласуется с главным словом в роде, числе, падеже: интересную книгу, краткое прилагательное в позиции определения — в роде и числе: Зол на друга, я перестал ему писать;

2) местоименным прилагательным (кроме его, ее, их), согласование то же: мою книгу;

3) порядковым числительным и числительным один, согласование то же: пятую / одну книгу;

4) причастием; согласование то же: прочитанную книгу;

5) существительным — согласованным приложением, которое согласуется с главным словом в падеже и числе (если согласуемое существительное изменяется по числам): мамой-учителем;

6) количественными числительными в косвенных падежах; согласование в падеже, а для слова оба и в роде: обеих девочек, обоих мальчиков.

Управление — подчинительная связь, при которой от главного слова зависит существительное или местоимение в форме определенного падежа с предлогом или без него.

Главное слово при управлении выражается

1) глаголом в любой форме: читать / читал / читающий / читая книгу;

2) существительным: чтение книги;

3) прилагательным: довольный успехом;

4) количественным числительным в именительном (винительном) падеже: три стула, пять стульев.

Зависимое слово при управлении — существительное, местоименное существительное или любая часть речи в функции существительного: посмотреть на друга / на него / на сидящего.

Примыкание — вид подчинительной связи, при которой к главному слову присоединяется неизменяемое зависимое слово или форма изменяемого зависимого слова, не обладающая способностью согласования (инфинитив глагола, деепричастная форма, простая сравнительная степень прилагательного или наречия). Связь между главным и зависимым словом осуществляется только по смыслу.

Главное слово при примыкании :

1) глагол: бежать быстро,

2) прилагательное: очень быстрый,

3) наречие: очень быстро,

4) существительное: яйцо всмятку, брюки клеш, дети постарше.

Зависимое слово при примыкании выражается

1) наречием, в том числе в форме степеней сравнения: идти пешком, пиши быстрее,

2) деепричастием: говорил заикаясь,

3) инфинитивом: просил написать,

4) сравнительной степенью прилагательного: дети постарше,

5) неизменяемым (аналитическим) прилагательным: цвет хаки,

6) местоименным прилагательным его, ее, их: его дом / книга / окно,

Удачи на ГИА и ЕГЭ!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты



Типы словосочетаний

Таблица краткая, поясняет виды СС.


Типы словосочетаний 8 класс

Проверочная работа составлена в форме теста.


Подготовка учащихся к выполнению заданий ГИА по новой форме для 9-х классов по русскому языку.


Словосочетания . Типы словосочетаний (8 класс)

Цель урока: обобщить, систематизировать, закрепить знания о способах связи слов в словосочетании.

1. вековые традиции — традиции (какие?) вековые – согласование
2. участвовать в походе — участвовать (в чём?) в походе – управление
3. второй из участников — второй (из кого?) из участников – управление
4. достойный уважения — достойный (чего?) уважения – управление
5. крайне застенчивый — застенчивый (в какой мере?) крайне — примыкание
6. очень темно — темно (в какой степени?) очень – примыкание
7. полезно для здоровья — полезный (для чего?) для здоровья – управление
8. блестящий успех — успех (какой?) блестящий – согласование
9. наши соотечественники — соотечественники (чьи?) наши – согласование
10. рано утром — утром (когда?) рано – примыкание
11. по-летнему жаркий — жаркий (как?) по-летнему – примыкание
12. объяснять не торопясь — объяснять (как?) не торопясь – примыкание
13. этим летом — летом (каким?) этим — согласование
14. поворот на площадь — поворот (на что?) на площадь – управление
15. уехать зимой — уехать (когда?) зимой — примыкание
16. лодка с мотором — лодка (с чем?) с мотором – управление
17. жить в деревне — жить (в чём?) в деревне – управление
18. красный от смущения — красный (от чего?) от смущения – управление
19. приказать вернуться — приказать (что сделать?) вернуться – примыкание
20. встретивший друга — встретивший (кого?) друга – управление
21. двадцать первый поезд — поезд (какой?) двадцать первый – согласование
22. их сумка, портфель, молоко — сумка (чья?), портфель (чей?), молоко (чьё?) их – примыкание
23. комната, проулок пошире — комната (какая?), проулок (какой?) пошире – примыкание

2. Заменить синонимичным словосочетанием с другим способом связи:

1. лесной запах – согласование — запах (чего?) леса — управление
2. мраморный памятник – согласование — памятник (из чего?) из мрамора – управление
3. бронзовая статуя – согласование — статуя (из чего?) из бронзы – управление
4. бассейн для плавания – управление — бассейн (какой?) плавательный – согласование
5. костюм для тренировки – управление — костюм (какой?) тренировочный – согласование
6. рассказывать с увлечением – управление — рассказывать (как?) увлечённо – примыкание
7. держаться с достоинством – управление — держаться (как?) достойно – примыкание
8. парк при море – управление — парк (какой?) приморский – согласование
9. гостиница при вокзале – управление — гостиница (какая?) привокзальная – согласование
10. шарф в клетку – управление — шарф (какой?) клетчатый – согласование
11. горный воздух – согласование — воздух (чего?) гор – управление
12. ветер с севера – управление — ветер (какой?) северный – согласование

3. Найти в предложении все словосочетания со способом связи согласование.

Их разноязыкие голоса, усиленные репродукторами, зазвенели в промытой буйной зелени, и к ним прислушивались пёстрые праздничные толпы людей и в самом Святогорском, около могилы поэта, и в Михайловском, на широком лугу у входа в усадьбу.

4. Найти в предложении все словосочетания со способом связи управление.

Я не в силах описать состояние души моей: когда я дошёл до стиха, где упоминаю имя Державина, голос мой отрочески зазвенел, а сердце забилось с упоительным восторгом.

5. Найти в предложении все словосочетания со способом связи примыкание.

Медленно, но с нарастающим ускорением рассеивается, тает ночная мгла, всё полнее раскрывается даль, отчётливее проступают окружающие предметы, постепенно обретая свои цвета и формы, осторожно меркнут звёзды, и небеса становятся ослепительно синими.

рассеивается (как?) медленно
раскрывается (как?) полнее
проступают (как?) отчётливее
обретая (как?) постепенно
меркнут (как?) осторожно
синими (в какой степени?) ослепительно

6. Выбрать из предложения все словосочетания (сочинительные и подчинительные), определить способ связи в подчинительных словосочетаниях.

Моя собака медленно приближалась к нему, как вдруг, сорвавшись с близкого дерева, старый черногрудый воробей камнем упал перед самой её мордой – и весь взъерошенный, искажённый, с отчаянием и жалким писком прыгнул раза два в направлении зубастой раскрытой пасти.

собака (чья?) моя — согласование
приближалась (как?) медленно — примыкание
приближалась (к кому?) к нему — управление
воробей (какой?) старый — согласование
воробей (какой?) черногрудый — согласование
упал (как?) вдруг — примыкание
упал (как?) сорвавшись — примыкание
сорвавшись (с чего?) с дерева — управление
с дерева (какого?) близкого — согласование
упал (как? чем?) камнем — управление
упал (перед чем?) перед мордой — управление
перед мордой (чьей?) её — согласование
перед мордой (какой?) самой — согласование
взъерошенный (в какой степени?) весь — согласование
искажённый (в какой степени?) весь — согласование
прыгнул (с чем?) с отчаянием — управление
прыгнул (с чем?) с писком — управление
с писком (каким?) жалким — согласование
прыгнул (сколько раз?) два раза — управление
прыгнул (в чём?) в направлении — управление
в направлении (чего?) пасти — управление
пасти (какой?) зубастой — согласование
пасти (какой?) раскрытой — согласование

1. Словосочетание, которое указывает на действие и его признак:
а) Самостоятельно изучал.+
б) Изучал на уроках.
в) Поэты Востока.
г) В мусульманском медресе.
д) След в сознании.

2. Словосочетание, которое указывает на действие и его признак.
а) В абаевском переводе.
б) Автор стихотворений.
в) Правдиво отражались.+
г) Нескольких поэм.
д) Современный ему.

3. Отметьте словосочетание со связью согласования.
а) Зимнее утро.+
б) Рано утром.
в) Наступило утро.
г) Дождаться утра.
д) Выглядеть прекрасно.

4. Выберите, где словосочетание указывает на действие и предмет, на который оно переходит.
а) Школа в ауле.
б) Жить в ауле.+
в) Жить дружно.
г) Блестящий дебют.
д) В небольшом ауле.

5. Выберите, где словосочетание указывает на действие и предмет, на который оно переходит.
а) В моей душе.
б) Вас не тревожит.+
в) Больше не тревожит.
г) Не хочу печалить.
д) Угасла не совсем.

6. Отметьте словосочетание со связью согласования
а) кран от умывальника.
б) Мой друг.+
в) Шёлк поярче.
г) Ветви дерева.
д) К дому слева.

7. Слова связаны способом согласования
а) Крыша дома.
б) Решительное действие.+
в) Остаться без денег.
г) Приказ начальника.
д) Строго наказать.

8. Слова связаны способом согласования.
а) Моя тетрадь.+
б) Смотреть в окно.
в) Прийти вдвоём.
г) внимательно читать.
д) Бежать за собакой.

9. Словосочетание, которое указывает на действие и его признак:
а) В философских изданиях.
б) У казахского народа.
в) Другие классики.
г) Писал восторженно.+
д) Познакомился со стихами.

10. Отметьте словосочетание со способом связи согласования.
а) Раздался голос.
б) голос издалека.
в) Слышать голос.
г) Красивый голос.+
д) Владеть собою.

11. Способ связи – согласование:
а) Прыжок с трамплина.
б) Поздно возвратясь.
в) Возвратиться поздно.
г) Совершить прыжок.
д) При позднем возвращении.+

12. Способ связи – согласование:
а) Прошептавший громко.
б) Прошептал громко.
в) Громко прошептав.
г) Громким шёпотом.+
д) Громко шептаться.

13. Словосочетание, которое указывает на предмет и его признак:
а) Очень темно.
б) Блестящий успех.+
в) Смотреть фильм.
г) Хорошо плавать.
д) Плавить металл.

14. Какой тип подчинительной связи в словосочетании С ПЫШНОЙ БОРОДОЙ?
а) согласование+
б) управление
в) примыкание

15. Какой тип подчинительной связи в словосочетании НАД СНЕЖНЫМ ПОЛЕМ?
а) согласование +
б) управление
в) примыкание

16. Способ связи – согласование:
а) Настойчивость в требовании
б) Настойчиво требуя
в) Настойчиво требовать
г) Настойчивый в требовании
д) В настойчивом требовании+

17. Способ связи слов в словосочетании согласование:
а) С любовью во взгляде
б) С любовью вглядываясь
в) Любящим взглядом.+
г) Очень хороший.
д) Очень любить.

18. Какой тип подчинительной связи в словосочетании СДЕЛАНО РУКАМИ?
а) согласование
б) управление +
в) примыкание

19. Отметьте словосочетание с главным словом, которое выражено причастием.
а) Болезненный ребёнок.
б) Громоздкий багаж.
в) Полы покрашены.
г) Попавший в ловушку.+
д) Павшие герои.

20. Что изучает синтаксис?
а) Устойчивое сочетание слов.
б) Правила написания слов.
в) Строение и значение словосочетаний и предложений.+
г) Части речи и их формы.
д) Словарный состав языка.

21. Отметьте словосочетание, которое образовано по способу согласования.
а) Пятый дом.+
б) Красящий стену.
в) Приехал к отдыхающим.
г) Красивый душой.
д) Перебои в работе.

22. Выберите словосочетание:
а) Думай и отвечай.
б) Звёздное небо.+
в) Ученики работают.
г) Согласно условиям.
д) Сыро, но тепло.

23. Отметьте словосочетание с главным словом, которое выражено причастием.
а) Распространённое мнение.
б) Единожды солгав.
в) Увлечённый работой.+
г) Понятие растяжимое.
д) В растущем организме.

24. Отметьте словосочетание с главным словом, которое выражено причастием.
а) Забывчивый юноша.
б) Бегущая строка.
в) Пробежав стометровку.
г) Коротковолновый диапазон.
д) Бегущая по волнам.+

25. Главное слово в словосочетаниях:
Плодородная земля, правдивость описания, познание мира
Выражено:
а) Причастием.
б) Глаголом.
в) Именем прилагательным.
г) Наречием.
д) Именем существительным.+

26. По способу согласования слова связаны в следующем словосочетании:
а) Первая в группе.
б) Первый в группе.
в) Первая группа.+
г) Первенство группы.
д) Впервые сгруппировать.

27. Выберите словосочетание, которое не является фразеологизмом.
а) Выметать сор из избы.
б) Сесть в калошу.
в) Вверх дном.
г) Нарисовать портрет.+
д) Во всю ивановскую.

28. Определите словосочетание по способу согласования.
а) Под косым дождём.+
б) Раскрыть ладони.
в) Присмотреться со стороны.
г) Лететь на крыльях.
д) Жались к огню.

29. Нельзя считать словосочетанием.
а) Скорый поезд.
б) Придёт поезд.+
в) Купейный вагон.
г) Поезд из Москвы.
д) Придёт скоро.

30. По способу согласования слова связаны в следующем словосочетании:
а) по-зимнему холодно
б) по зимнему холоду+
в) остаться зимовать
г) уехать зимой
д) начало зимовки

Читайте также: