В каком слове произносится тэ тембр бухгалтерия патент термин

Обновлено: 30.06.2024

Упражнение 1.

Прочитайте правильно следующие слова. Проверьте себя по орфоэпическому словарю.

Свекла, яичница, депо, порядочный, диспансер, отель, горчичники, музей, патент, термос, компьютер, детектив, прачечная, термин, свитер, теннис, кофе, одноименный, никчемный, лотерея, тембр, тезис, опека, фанера, двоечник, афера, претензия, дареный, термодинамика, Одесса, брюнет, нарочно, шатен, тент, кларнет, штемпель.


Упражнение 2.

Проанализируйте текст с точки зрения правил орфоэпии, т. е. найдите слова, которые надо произносить не так, как они написаны. Укажите соответствующее правило. После этого прочитайте текст вслух.


I. Надо всю жизнь учиться, учиться и учиться у жизни, у науки, думать и анализировать. Не успокаивайтесь на достигнутом, идите смело вперед. Помните, что жизнь и наука все время идут вперед и отставать нельзя.


Нужно организовать свой труд, создать систему в работе. Каждый человек должен избрать ту профессию, ту жизненную работу, которая наиболее соответствует его природным способностям и наклонностям. Тогда он будет работать, как говорится, не за страх, а за совесть.


Но молодой специалист не может быть односторонним в своем развитии и не видеть ничего, кроме своей специальности. Это глубокая ошибка. Советский молодой специалист должен быть культурным и разносторонне образованным человеком, знающим и любящим свое дело, науку, искусство, музыку, театр, спорт.


Мне хочется пожелать молодежи, чтобы она была хорошо подготовлена к работе и не только в научном, но и в физическом отношении. Каждый должен быть закален, уметь хорошо плавать, бегать, стрелять, знать основы радиотехники.
(Акад. В. А. Обручев)


II. Да здравствует солнце, да здравствует разум! (П.) Я хочу, чтоб к штыку приравняли перо (М.). К счастью, Печорин был погружен в задумчивость и, кажется, вовсе не торопился в дорогу (Л.).


Упражнение 3.

По образцу образуйте формы глагола. Поставьте ударение. Сформулируйте закономерность постановки ударения в этих формах в виде правила.


Образец: брать — брали, брал, брало, брала.
Взять, занять, начать, понять.

1. В каком слове буква, обозначающая ударный гласный, выделена ВЕРНО?

1) Эксперт;
2) кухОнный;
3) ходатАйство;
4) закУпорить.

2. В каком слове буква, обозначающая ударный гласный, выделена ВЕРНО?

1) Посадить ирИс;
2) знамЕние;
3) балОванный;
4) звОнит.

3. В каком слове буква, обозначающая ударный гласный, выделена ВЕРНО?

1) КвАртал;
2) катАлог;
3) укрАинский;
4) премировАть.

4. В каком слове буква, обозначающая ударный гласный, выделена ВЕРНО?

1) ОблЕгчить;
2) кухОнный;
3) икОнопись;
4) кладовАя.

5. В каком слове буква, обозначающая ударный гласный, выделена ВЕРНО?

1) ХристианИн;
2) апОстроф;
3) генЕзис;
4) танцовщИк.

6. Выберите правильный вариант произношения слова:

1) Конечно [чн];
2) скучно [чн];
3) девичник [чн];
4) ничто [шт].

7. Выберите правильный вариант произношения слова:

1) Шинель [н’];
2) бизнес [н’];
3) энергия [н’];
4) бутерброд [т’].

8. Выберите правильный вариант произношения слова:

1) Фонетика [н’];
2) кортеж [тэ];
3) рандеву [д’];
4) интервью [т’].

9. Выберите правильный вариант произношения слова:

1) Дезинфекция [дэ];
2) свитер [т’];
3) кашне [н’];
4) патент [т’].

10. Выберите правильный вариант произношения слова:

1) Сервиз [сэ];
2) компресс [р’];
3) зефир [зэ];
4) реквием [р’].

11. Подберите существительное к прилагательному подвижнОй:

1) Состав;
2) человек;
3) ребенок;
4) танец.

12. Подберите существительное к прилагательному развИтые:

1) Страны;
2) локоны;
3) дети;
4) игры.

13. Подберите существительное к прилагательному языковАя:

1) Колбаса;
2) система;
3) начинка;
4) нарезка.

14. Подберите существительное к прилагательному переноснОй:

Фонетика - раздел языкознания, который изучает звуковую сторону языка, т. е. способы образования и изменения звуков в речи, а также их акустические свойства.

Орфоэпия - раздел языкознания, который занимается изучением нормативного литературного произношения звуков и звукосочетаний. Правила литературного произношения называются орфоэпическими нормами и фиксируются в орфоэпических словарях

Несмотря на кажущуюся простоту, задания, относящиеся к названным разделам, предполагают знание как звуков и букв (их соотношения) , так и знание тех фонетических процессов, которые происходят со звуками в потоке связной речи.

Процент ошибок в этом задании обычно бывает велик. Чтобы избежать их, необходимо обратить внимание на следующие моменты.

Звук - это минимальная , нечленимая единица речи, которая является результатом артикуляционной деятельности человека.

Гласные звуки - это звуки речи, при образовании которых воздушная струя свободно проходит через голосовые связки. Они состоят в основном из голосового тона при полном отсутствии шума.

В русском языке основных, т. е. находящихся под ударением, гласных звуков шесть:

[ а ] , [ о] , [ у] , [ э] , [ и] , [ ы] . .

Чередование звуков - это мена звуков в одной и той же части слова. Позиционное чередование происходит каждый раз, когда один и тот же звук попадает в разные позиции. У звуков различают сильные и слабые позиции. В сильной позиции звук слышится отчетливо, а в слабой видоизменяется. У гласных сильная позиция находится под ударением: д[ о] м, д[ э] нь, слабая без ударения: м[ а] ря, п[ а] ля.

Звуки (основные) Буквы этих звуков Примеры слов
[ а] а

Процесс ослабления четкости звучания гласных называется редукция.

В зависимости от того, падает на гласную в слове ударение или нет, все гласные звуки делятся на ударные (характеризуются полным произношением) и безударные

Различают позицию безударных гласных в первом предударном слоге и позицию безударных гласных в остальных (втором, третьем и т. д. ) предударных и во всех заударных слогах. Во второй позиции редукция сильнее, чем в первой. Так, в слове голова в первом предударном слоге на месте буквы о произносится звук [а] , а во втором предударном слоге на месте буквы о произносится краткий звук, средний между [ы] и [а]; его условно обозначают знаком [ъ] . Получается такая фонетическая передача [ гълава]

Нормы произнесения гласных звуков

1. Для современной произносительной системы русского языка характерно “иканье”

В безударном положении все гласные, кроме у, в первом предударном слоге после мягких согласных реализуются звуком [и] . Лес [э] - лесник [ и] ; грязь [ а] - в грязи[ и] ;

2. После согласных ж и ш буквы о, э в первом предударном реализуются звуком [ы], этот же звук произносится на месте буквы а в словах: жалеть, лошадей, жакет.

В других безударных слогах после твердых согласных, обозначаемых буквами о и а, произносится звук, средний между [ы] и [а] , близкий к [ы] . Такой звук, например, произносится на месте выделенных согласных в словах водовоз, пароход, выход

3. В безударном положении не произносится звук о. После твердых согласных в первом предударном слоге, а также в начале слова на месте буквы о произносится [а]: к [а] за, [а] писание.

Полного соответствия букв и звуков в русском письме нет. Одни буквы имеют одно звуковое звучание, т. е. Обозначают один звук, другие - два звуковых значения, т. е. обозначают два звука.

В русском алфавите есть буквы, которые могут обозначать один или два звука, - это буквы е, е, ю, я. Один звук они обозначают, если стоят после мягких согласных, например: пять [п’ат’] , лес [л’эс] , а два звука- во всех остальных позициях

1. в начале слова

2. после гласных

3. после разделительных мягкого и твердого знаков.

Например: ель [й э л’] , армия [арм’ийа] , лью [л’йу]

Согласные звуки (37 штук) - это звуки речи, при произнесении которых воздушная струя встречает различные преграды. Они состоят из шума или из голоса и шума.

От того, как участвуют в образовании согласные звуков голос и шум, согласные звуки делятся на звонкие и глухие.

Согласные звуки могут составлять между собой пары по глухости - звонкости.

Парные Непарные
Звонкие [г] , [б] , [в] , [з] , [д] , [ж] , [г’] , [б’] , [в’] , [з’] , [д’] . [л] , [м] , [н] , [р] , [л’] , [м’] , [ н’] , [ р’] , [ й’] .
Глухие [к] , [п] , [ф] , [с] , [т] , [ш] , [к’] , [п’] , [ф’] , [с’] , [т’] [ х] , [ х’] , [ ц] , [ ч’] , [ щ’]

Звонкий согласный на конце слова и перед глухим согласным заменяется парным ему глухим. Эта замена называется оглушением.

Глухой согласный перед звонким согласным (кроме [л, м, н, р, й] и[в]) заменяется парным ему звонким согласным. Эта замена называется озвончением.

А) мягкое или твердое произношение согласного перед Е : террор, декада, академия, патент, термин.

Б) Е или Ё : маневры, безнадежный, опека, крестный ход.

В) Ч или Ш : яичница, скворечник.



Распределите слова по произношению?

Распределите слова по произношению.

Твердый согласный перед Е Мягкий согласный пере Е Произношение ЧН И ШН Вариантное произношение Интерактивный, гротеск, бактерия, калачный, копеечный, булавочный, булочник, горчичники, вундеркинд, экспресс, тестировать, крем, фанера, дивиденды, сессия.


Выпишите слова, в которых буква обозначает мягкий согласный?

Выпишите слова, в которых буква обозначает мягкий согласный.

Укажите слова, в которых современной литературной нормой допускается двоякое произношение – с твердым и мягким согласным перед Е.

Детектив, кабаре, фонема, декан, термин, рейтинг, артерия, тенденция, крем, академия, тенор, индекс, экспресс, бартер, коттедж, сессия, шинель, декольте, бизнес, компьютер, темп, кофе.


Чем отличается произношение звонкого согласного от глухого?

Чем отличается произношение звонкого согласного от глухого?

Назови правильно твердые и мягкие звуки.


Распределите слова по трём группам : а) согласный перед Е произносится твердо ; б) согласный перед Е произносится мягко ; в) возможно вариативное произношение : Академия, дезодорант, демократический, ?

Распределите слова по трём группам : а) согласный перед Е произносится твердо ; б) согласный перед Е произносится мягко ; в) возможно вариативное произношение : Академия, дезодорант, демократический, рейтинг, компьютер, бутерброд, менеджер, деградировать, темп, патент, пионер, пресса, фанера, резюме, энергия, федеральный, шинель, , термин, бизнесмен, термометр, тест, термос.


Задание 4?

По каким признакам можно распределить слова в два столбика?

А) умело проведенный маневр, маневренный автомобиль, плыть саженками, волжские плесы, переплеск волн, опасный перекресток, крестный отец, перекрестный допрос, крестный ход, непрочная сметка швов, понадобилась решительность и сметка, нести околесицу, трехведерный бак ; б) булочная, конечно, конечный, нарочно, Мария Никитична, пустячный, прачечная, скворечник, скучно, что, чтобы, яичница.


Впиши слова написание которых не совпадает с их произношением : огурец, срочный, конечно, варежка, чайный, иней, яичница?

Впиши слова написание которых не совпадает с их произношением : огурец, срочный, конечно, варежка, чайный, иней, яичница.


Махонь правильное произношение?

Махонь правильное произношение.


Распределите слова в три столбика,первый столбик согласные перед е смягчаются, во вторую - если произносится твёрдо, а в третью выпишите те, слова в которых допускается двоякое произношение?

Распределите слова в три столбика,

первый столбик согласные перед е смягчаются, во вторую - если произносится твёрдо, а в третью выпишите те, слова в которых допускается двоякое произношение.

Абрек, академия, бандероль, бассейн, бизнес, бизнесмен, бухгалтер, газель, декада, декан, демобилизация, детектив, дефис, диспансер , кларнет, компьютер, крем, лазер, лорнет, музей, неоклассицизм, нетто, одеколон, патент, паштет, пресса, претензия, свитер, сессия, тезис, темп, тент, терапевт, термин, термос, террор, шинель, экспресс.


Правильное произношение звуков, слов и ударение в словах изучает?

Правильное произношение звуков, слов и ударение в словах изучает.


)))пожаааулуйста, помогите?

Найдите случаи вариативного произношения.

Свекла, яичница, депо, порядочный, диспансер, отель, горчичники, музей, патент, термос, компьютер, детектив, прачечная, термин, свитер, теннис, кофе, одноименный, никчемный, лотерея, тембр, тезис, опека, фанера, двоечник, афера, претензия, дареный, термодинамика, Одесса, брюнет, нарочно, шатен, тент, кларнет, штемпель, шинель.


Помогите пожалуйста?

Найдите случаи вариативного произношения.

Свекла, яичница, депо, порядочный, диспансер, отель, горчичники, музей, патент, термос, компьютер, детектив, прачечная, термин, свитер, теннис, кофе, одноименный, никчемный, лотерея, тембр, тезис, опека, фанера, двоечник, афера, претензия, дареный, термодинамика, Одесса, брюнет, нарочно, шатен, тент, кларнет, штемпель, шинель.


Материал позволит учащимся повторить сложные вопросы фонетики и орфоэпии, углубить знания по темам, разобрать задания теста ЕГЭ.

Описание разработки

Цель урока:

повторить сложные вопросы фонетики и орфоэпии;

углублять знания по темам;

разобрать задания теста ЕГЭ.

Методические приемы: предварительная работа учащихся, работа группами, проведение словарного диктанта, самостоятельное выполнение работы на карточках (задания теста ЕГЭ), рефлексия, оценка собственной деятельности.

Оборудование: задания тестов ЕГЭ (карточки), памятки.

Ход урока.

I. Орг. момент.

II. Работа по группам.

Разбор подготовленных вопросов по фонетике, орфоэпии.

III. Словарный диктант.

Аккомпанировать скрипачу, произвести эффект, привезти бетон на комбинат, идеологические противники, прервать трансляцию, пессимистическое мировоззрение, превысить рекорд, пригласить в гостиную, привести к общему знаменателю, комментарий специалиста, воинский эшелон, привилегированное общество, прогрессивные взгляды, колоссальный успех, под аккомпанемент гитары, смотришь в будущее с оптимизмом.

Вступительное слово учителя.

- Что такое фонетика? (Наука, изучающая звуковой строй языка)

- Как называется минимальная единица языка? (Фонема)

Давайте попробуем выполнить задания ЕГЭ по фонетике.

Самостоятельное выполнение заданий. Комментированная проверка выполненного задания учителем.

В каком слове произносится звук [з]?

2. В каком слове произносится гласный [а]?

Весь материал - в документе.

Содержимое разработки

Министерство образования Саратовской области



Цель урока: повторить сложные вопросы фонетики и орфоэпии; углублять знания по темам; разобрать задания теста ЕГЭ.

Методические приемы: предварительная работа учащихся, работа группами, проведение словарного диктанта, самостоятельное выполнение работы на карточках (задания теста ЕГЭ), рефлексия, оценка собственной деятельности.

Оборудование: задания тестов ЕГЭ (карточки), памятки.

Работа по группам

Разбор подготовленных вопросов по фонетике, орфоэпии.

Словарный диктант

Аккомпанировать скрипачу, произвести эффект, привезти бетон на комбинат, идеологические противники, прервать трансляцию, пессимистическое мировоззрение, превысить рекорд, пригласить в гостиную, привести к общему знаменателю, комментарий специалиста, воинский эшелон, привилегированное общество, прогрессивные взгляды, колоссальный успех, под аккомпанемент гитары, смотришь в будущее с оптимизмом.

Вступительное слово учителя.

- Что такое фонетика? (Наука, изучающая звуковой строй языка)

- Как называется минимальная единица языка? (Фонема)

Давайте попробуем выполнить задания ЕГЭ по фонетике.

Самостоятельное выполнение заданий. Комментированная проверка выполненного задания учителем.

В каком слове произносится звук [з]?

сдача; 2) позже; 3) мороз; 4) резкий.

В каком слове произносится гласный [а]?

впечатление; 2) приятель; 3) выяснить; 4) обычай.

Комментарии учителя

В фонетике много тонкостей, поэтому главное при выполнении этого задания – забыть о правописании и слушать, как звучит слово.

Для 1-го задания:

В ряду слов сдача, позже, мороз, резкий звук [з] произносится только в первом случае, он обозначен буквой с, то есть правильный ответ – 1.

В данном случае происходит озвончение согласного глухого звука [с] перед звонким согласным [д], т.е. происходит ассимиляция по звонкости.

В двух последних случаях звук [з] находится в слабой позиции и оглушается.

Для 2- го задания:

В ряду слов впечатление, приятель, выяснить, обычай гласный [а] произносится только во втором слове, он обозначен буквой я. Правильный ответ – 2.

- Давайте вспомним, в каких случаях гласные могут дать два звука?

Произношение гласных звуков в слове зависит, в первую очередь, главным образом от ударения. В случае если гласная под ударением – позиция сильная, безударная гласная находится в слабой позиции, то есть редуцированная.

В нашем случае все остальные слова ряда на месте букв а и я имеют звук, близкий к [и].

Напомню, что парные по мягкости – твердости звуки – это разные звуки: мел [л] – мель [л ' ]; вол [в] – вел [в ' ].

Всем известно, что буквы ь и ъ не обозначают звуков. Забывается, что некоторые гласные могут быть непроизносимыми, то есть также не обозначать звуков. В данном случае происходит упрощение групп согласных. например: лестница [сн], солнце [н], чувство [ст].

Выполните самостоятельно задания 3, 4.

В каком слове букв больше, чем звуков?

язык; 2) маячить; 3) вьюга; 4) меньше.

В каком слове все согласные звуки мягкие?

семьдесят; 2) чутье; 3) повесть; 4) шесть.

Комментарии учителя

Для 3-го задания:

В слове язык букв меньше, чем звуков [йазык], а в словах маячить и вьюга количество букв равно количеству звуков [май ' ачит ' ], [в ' йуга] (ь не обозначает звука, зато буквы я и ю обозначают сразу два звука). В слове меньше букв больше, чем звуков [мен ' ше]. Правильный ответ – 4.

Для 4-го задания:

В слове семьдесят последний звук твердый, в словах повесть и шесть первые согласные звуки твердые. Все согласные звуки мягкие только в слове чутье, их три: всегда мягкий [ч ' ], [т ' ], чью мягкость обозначает ь, и всегда мягкий [й ' ], который обозначен буквой ё (она обозначает еще и гласный ударный [о]). Правильный ответ – 2.

Еще раз подчеркну, как важно слышать слово, чтобы правильно различить звуки, из которых оно состоит. В качестве примера приведем омофоны, в которых количество букв и звуков значительно различается. Например, [лица] – лица и литься.

Слово учителя.

-Что такое орфоэпия? (Совокупность правил литературного произношения и звукосочетаний. Также изучает правила постановки ударения)

Проверим, правильно ли мы говорим.

Выполнение задания и комментарии учителя.

В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

звОнит; 2) нАчата; 3) прИбывший; 4) тОрты.

В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

намерЕние; 2) переклЮчит; 3) исключЕнный; 4) кашлянУть.

Комментарии учителя

Задания на ударение обычно включают общеупотребительные слова, которыми мы постоянно пользуемся в речи. В произношении всех слов, приведенных в заданиях, очень часто делают ошибки.

Правильный ответ 1 – го задания – 4: тОрты (тОртов, тОртами); 2-го задания – 3: исключЁнный.

Остальные слова произносятся так: звонИт, начатА, прибЫвший, намЕрение, переключИт, кАшлянуть.

Для лучшего запоминания к некоторым словам можно применять так называемые мнемонические, то есть неформальные, правила. Например, подбирать ритмичные слова: Ель – щавЕль; вИдно – завИдно; диалОг-каталОг; кОрты – тОрты; малЯр - столЯр и т.п.

Правильное произношение некоторых слов можно объяснить, а значит и запомнить. Например, фенОмен происходит от греческого phainomenon – являющееся. Поэтому английское men – человек, мужчина (часто делают ударение на этот слог) – здесь лишь кажущееся.

Часто произношение сочетаний де, те, зе, се, не, ре, фе и другие в иноязычных слова представляют особую трудность. Поэтому самые распространенные примеры таких слов предложены вам в виде памятки (приложение).

Остановимся на ударениях в кратких прилагательных. В большинстве прилагательных ударение в краткой форме такое же, как и в полной.

По-другому во многих одно- или двусложных основах и словах с сочетаниями –оро-, -оло- . В односложной основе ударение переходит: бЕлый – белА, глУпый – глупА, нОвый – новА, дорогОй – дорогА, дОрог, молодОй – мОлод.

На первый слог ударение падает во многих кратких прилагательных стоящих в форме множественного числа: бледны, близки, бойки, бурны и другие.

Выполните задания 3, 4.

Задания

3. В каком слове букве е не обозначает мягкости предшествующего согласного?

1) партер; 2) крем; 3) термин; 4) шинель

4. В каком слове поизносится [чн]?

1) конечно; 2) скучно; 3) точно; 4) скворечник.

Комментарий учителя.

Для 3-го задания:

Правильный ответ – 1 (в слове партер все согласные звуки твердые, в остальных буква е обозначает мягкость предшествующего согласного)

Для 4-го задания:

Правильный ответ – 3 (в слове точно произносится [чн]). Отметим, что есть слово тошно, в котором произносится [шн], но оно имеет совсем другое значение. Произношение слова конечно зависит от контекста. Если это вводное слово, произносится [шн], если это краткое прилагательное - [чн]: Вы, конечно [шн], знаете правила. Существование живого организма конечно [чн], но: жизнь бесконечна.

Итак, подведем итоги.

VI . Оценка собственной деятельности.

-Какие трудности могут у вас возникнуть при выполнении задания из этих разделов?

- Какой материал из этих разделов вы хотели бы закрепить еще раз?

VII. Домашнее задание.

Индивидуальные карточки

Выполни следующие задания

В каком слове произносится звук [з]?

сдача; 2) позже; 3) мороз; 4) резкий.

В каком слове произносится гласный [а]?

впечатление; 2) приятель; 3) выяснить; 4) обычай.

3. В каком слове букве е не обозначает мягкости предшествующего согласного?

1) партер; 2) крем; 3) термин; 4) шинель

4. В каком слове поизносится [чн]?

1) конечно; 2) скучно; 3) точно; 4) скворечник.

В каком из утверждений допущена ошибка?

Непарными по твердости – мягкости являются только звуки [й ' ], [ч ' ], [ц], [ж].

В сочетаниях согласных букв могут встретиться непроизносимые согласные.

некоторые сочетания букв обозначают один согласный звук: сч [щ ' ], тс [ц], зж [ж] и др.

Буквы Ъ и Ь звуков не обозначают.

В каком слове произносится звук [с]?

бессчетный 2) влюбиться 3) свой 4) сидеть

В каком слове все согласные звуки мягкие?

1) жизнь 2) перенять 3) точки 4) учиться

4. В каком слове все согласные звуки твердые?

1) батальон 2) дрожать 3) станица 4) цирк

5. В каком слове звуков больше, чем букв?

1) алюминиевый 2) интерьер 3) областные 4) пропасть

6. В каком слове букв больше, чем звуков?

1) взъерошить 2) въедливый 3) прищемит 4) создаешь

7. В каком слове звуков меньше, чем букв?

1) взахлеб 2) разобьется 3) съемки 4) яд

8. В каком слове происходит оглушение согласного звука?

1) дебют 2) кладь 3) колодец 4) чемпионат

9. В каком слове происходит озвончение согласного звука?

1) без вызова 2) без спроса 3) свекла 4) экзамен

* Рекомендуется сначала выполнить задание самостоятельно, а затем проверить себя по словарю.

1. В каком слове ударение падает на первый слог?

1) кварталы 20 звоним 3) дефис 4) клала

2. В каком слове ударный слог определен неверно?

1) пОнявший 2) непрАвы 3) обеспЕчение 4) алкогОль

3. В каком слове есть звук [х]?

1) снег 2) мягкий 3) доктор 4) ногти

4. В каком слове на месте выделенной буквы поизносится твердый согласный?

1) восеМь 2) сеМьдесят 3) пяТьсто 4) сеМьюстами

5. В каком слове последний слог мягкий?

1) кашне 2) пюре 3) кофе 4) резюме

6. В каком слове ударение может быть разным в зависимости от значения?

Читайте также: