Что относится к объемным наглядным пособиям

Обновлено: 30.06.2024

В методической литературе большое внимание уделяется вопросам использования наглядных средств при обучении младших школьников (работы М. А. Бантовой, Г. В. Бельтюковой, А. С. Пчелко, А. М. Пышкало, Л. Н. Скаткина и др.). Н. Л. Менчинская и М. И. Моро указывают на необходимость самостоятельного оперирования средствами наглядности учащимися начальной школы. В работах М.И. Земцовой, А. И. Зотова, Ю. А. Кулагина, А. Г. Литвака подчеркивается значение наглядных средств для формирования представлений учащихся.

Наглядное пособие - средство развития выступления, позволяющее воспринимать информацию не только на слух, но и зрительно. Наглядные пособия имеют различное значение. В одних случаях они носят иллюстративный характер. В других – облегчают процесс формирования абстракций.

Наглядные средства обучения являются необходимым компонентом учебно-методических комплексов, в которые чаще всего входит учебник, тетрадь с печатной основой и методические указания для учителя.

Наглядные средства в методической литературе принято делить на натуральные и изобразительные. К натуральным средствам относятся различные предметы окружающей действительности, для математики это все, что можно пересчитать. Особенно необходимы натуральные предметы на первых порах, когда у детей только еще формируется понятие о натуральном числе, раскрывается конкретный смысл арифметических действий. Широко используются в начальной школе и изобразительные средства: рисунки, аппликации предметов. Различные изображения предметов включаются по мере накопления у ребенка опыта в оперировании с натуральными объектами. Действия учащихся с предметными картинками способствуют формированию многих математических понятий.

Основные виды наглядных пособий, используемых при обучении в начальной школе [21, с.358]:

Палочки особенно широко используются при формировании понятий о числе и арифметических действиях.

Набор объемных пособий – кубиков и других игрушек.

Большие возможности в работе над математическими задачами открывает применение игрушек (утят, цыплят и других). Они позволяют каждому ученику представить наглядно ситуацию, данную в задаче. Учитель при этом, корригируя деятельность каждого ученика, формирует или уточняет пространственные представления учащихся.

Наборные полотна с картонными трафаретами фигур овощей, листьев, фруктов, животных, птиц и других.

Как показывает практика, при изучении многих тем и на каждом уроке успешно применяются наборные полотна, как демонстрационные, так и индивидуальные.

Трафареты могут быть выполнены из цветного картона, бархатной и другой плотной бумаги. Ко всем наборным полотнам, как демонстрационным, так и индивидуальным, обязательно иметь разрезанные цифры от 0 до 9, карточки со знаками действий сложения и вычитания, равенства и неравенства.

Индивидуальные наборные полотна дают возможность учащемуся оперировать с предметами, не терять на столе разрезные цифры, контролировать свои действия, не сдвигая прикосновением рук трафареты фигур.

Фланелеграф представляет собой доску такого же формата, как и наборное полотно, обтянутую черной фланелью. Трафареты с наклеенными на обратной стороне небольшими кусочками наждачной, бархатной или промокательной бумаги, очень хорошо держатся на начесанной ткани. Удобно в целях экономии времени на уроках применять сразу несколько фланелеграфов, приготовив заранее на каждое из них соответствующие материалу урока задания [33, с.317].

Разрезные цифры и знаки математических действий для наборных полотен.

Наборы разрезных цифр для демонстрационных и индивидуальных полотен дают возможность обучения самостоятельному пользованию средствами наглядности, Разрезные карточки с круглыми числами для изучения нумерации многозначных чисел, изготовлены с расчетом на наложение двух других карточек с круглыми двузначными и однозначными числами. С помощью разрезных цифр и знаков учащиеся могут составить примеры, равенства и неравенства, Большие возможности получают учитель и ученик в иллюстрации проcтых и составных задач, применив фланелеграф или наборные полотна и разрезные цифры.

Сюжетные картины с прорезями.

Для ознакомления с приемами устных вычислений и для решения задач используется, например, четкое изображение деревьев, тарелок, аквариумов, ваз и др. предметов. В прорези вставляются соответственно трафареты грибов, яблок, рыбок, цветов и др. предметов. Для демонстрации нужно брать только специально выполненные с четко выделенными контуром и силуэтом изображения предметов (деревьев), в некоторых случаях – с утрированной четкостью отдельных частей (ветвей), и прорезями для трафаретов (фруктов, птиц) [33, с.198]. Работа с сюжетными картинками позволяет учащимся лучше представить жизненную ситуацию арифметической задачи, дает возможность воспринимать действия учителя с предметами и самостоятельно практически выполнять различные операции над множествами. Выполнение различных упражнений с предметами способствует развитию зрительного восприятия, пространственных представлений, пространственной ориентировки учащихся с различными нарушениями зрения.

Например, поставив одну под другой две картинки с изображениями животных (различных деревьев) и справа числа, означающие продолжительность их жизни, учащимся предлагали составить задачи на разностное или кратное сравнение. Подобные задания позволят расширить тематику при обучении составлению арифметических задач, уточнить при этом предметные представления учащихся.

Специально изготовленные для восприятия учащимися плакаты с названиями компонентов арифметических действий, примерами, уравнениями, со словами: уехали, улетели, подъехали, купили, подарили, осталось, стало, было, на, больше, меньше. Плакаты должны быть изготовлены с расчетом на выставление их в наборных полотнах, Плакаты для индивидуального использования учащимися выполняются плоским и рельефно-точечным шрифтом.

Таблицы. По назначению таблицы делятся на познавательные, инструктивные, тренировочные и справочные. К познавательным таблицам относятся такие, которые содержат в себе новые сведения и чаще всего используются при объяснении нового материала, например, нумерационная таблица. Нумерационные таблицы следует применять для ознакомления с понятием класса, с названиями разрядов в каждом классе. Данная таблица может в дальнейшем использоваться и как тренировочная. Учащиеся упражняются в чтении и записи многозначных чисел, цифры которых занесены в определенную графу таблицы. Наличие названий разрядов и классов в таблице во многом помогает учащимся ориентироваться в больших числах, правильно их записывать.

Счеты необходимо иметь каждому ученику. Они применяются как при изучении нумерации чисел во всех концентрах, так и при выполнении арифметических действий. Кубики, бруски и доски арифметического ящика используются при обучении счету и изучении нумерации. Счетные приборы дают возможность активизировать деятельность учащихся на уроке, организовать самостоятельную работу. По заданию учителя ученик, к примеру, представляет с помощью счет, кубиков, брусков или абаков двузначное и трехзначное число, что способствует усвоению десятичного состава чисел.

Школьная практика подтверждает эффективность применения таких наглядных пособий, которые четко выражали бы наиболее существенные стороны изучаемого на данном уроке явления, были свободны от излишних деталей, мешающих ученикам сначала вычленить, а затем сгруппировать те же существенные признаки, обобщение которых лежит в основе данного представления или понятия [38, с.339].

Каждое средство наглядности отличается и той специфической функцией, которую оно может выполнять в учебном процессе, обеспечивающем его высокую эффективность. Важным элементом учебного оборудования должны стать комплекты средств вариативной наглядности. Они позволяют во время урока быстро создавать, изменять, разные ситуации с использованием наглядных пособий. Для этого используются наборы иллюстративных материалов или меловых рисунков, чертежей и записей. К числу таких средств относятся магнитная доска и фланелеграф, дидактические возможности которых во многом одинаковы.

В связи с различными дидактическими функциями и возможностями средств наглядности требуется их комплексное применение на уроке. Только в этом случае будет достигнута максимальная эффективность в решении каждой познавательной задачи урока. Комплексное применение различных средств наглядности объясняется тем, что оно обеспечивает совместную работу на уроках различных анализаторов.

Вместе с тем многообразие средств наглядности оправдано лишь в тех случаях, когда требуется раскрыть различные стороны изучаемого явления или предмета, а каждое из этих сторон более убедительно и полно может быть отражена лишь с помощью определенного вида наглядности. Нельзя не согласиться с Ю.К. Бабанским в том, что “чрезмерное увлечение наглядностью ведет к затормаживанию развития абстрактного мышления, без которого невозможно эффективное познание окружающей действительности. Обильное применение наглядности часто рассеивает внимание учащихся, отвлекает от познания главных идей темы, особенно когда речь идет об учащихся не с наглядно-образной, а со словесно-логической памятью” [26, с.110].

Таким образом, наглядные пособия – это средства развития выступления, позволяющее воспринимать информацию не только на слух, но и зрительно. Эффективность применения средств наглядности в учебном процессе зависит не только от педагогически оправданного сочетания на уроке разных его видов, но и от правильного соотношения наглядности и других источников знания, в частности слова учителя.

Наименее эффективным оказывается такое применение средств наглядности, когда оно не используется в качестве одного из источников новых знаний, а служит лишь иллюстрацией к слову учителя. Одна из задач совершенствования учебного процесса состоит в широком использовании на уроках наглядных пособий как самостоятельных источников информации. Это предполагает самостоятельную работу учащихся с различными видами индивидуальных пособий, дидактического материала, проведение предметных уроков, выполнение заданий, основанных на изучении демонстрационных наглядных пособий.

В следующем параграфе мы рассмотрим особенности восприятия наглядных пособий младшими школьниками.

Средства наглядности – это значимая составляющая системы средств обучения.

Наглядность – это универсальное средство обучения и воспитания, которое точно отражает разнообразие определенных явлений, а также предметов окружающего мира; организует восприятие и наблюдение учениками настоящей реальности; оказывает сильное влияние на сенсорную сферу учащегося, отлично развивает его наблюдательность, воображение, мышление; эффективно стимулирует познавательную и творческую активность, помогает развивать интерес к обучению; способствует обобщениям; улучшает качество усвоения и так далее.

Подходов к систематизации наглядных средств обучения существует довольно много. Рассмотрим следующие из существующих классификаций. Согласно первой, сформулированной Л.Ф. Меняевым, наглядные средства делятся на такие группы, как объемные пособия (то есть коллекции, модели, приборы, аппараты и прочее), печатные пособия (то есть плакаты, картины, графики, портреты, таблицы и так далее), проекционный материал (то есть видеофильмы, кинофильмы, слайды и прочее).

В.Ф. Шаталов создал методику интенсификации обучающего процесса, которая включает в себя новейшие приемы преподавания, подготовки наглядных пособий и их последующего использования. Важнейшая составляющая в ней – это опорные сигналы. По сравнению с классической наглядностью, это не некие изображения, а своеобразные коды вещей, процессов, явлений, событий, понятий, которые располагаются в определенной последовательности и пространстве, образуют какую-то картинку, плакат либо иллюстрацию, а также способствуют более скорому и прочному запоминанию. Психологической базой этой методики называют мнемотехнику.

Классификация наглядных средств по их точному содержанию считается одной из самых распространенных. Относительно данного критерия можно выделить следующие наглядности:

  • Естественная монументальная наглядность – это реальные монументальные памятники прошлых лет и некие памятные места (к примеру, пирамиды Древнего Египта, Колизей, новгородский Софийский собор, московская Красная площадь и прочее).
  • Настоящие предметы материальной культуры, то есть археологические находки, предметные остатки – орудия труда, зерно, кости, плоды, деньги, оружие, какие-то украшения и прочее.
  • Специально созданная предметная наглядность – это некие макеты, модели, реконструированные предметы обихода и труда.
  • Изобразительная наглядность – это учебные картины, а также репродукции.
  • Условно-графическая наглядность – это схематически изображенные рисунки, аппликации, карты, схемы, диаграммы, графики, печатно-раздаточные материалы и прочее.
  • Технические обучающие средства – это кинофильмы (либо некие кинофрагменты), диафильмы, аудиозаписи, диапозитивы, авторские видеозаписи, компакт-диски и т.д.

Подробнее рассмотрим создание видеосредства наглядности, называющегося авторская видеозапись, которая применяется в учебном процессе высшего учебного заведения. Это такая запись обучающего назначения, которая сделана не в профессиональной студии; она предполагает соединение деятельности и аудиовизуализации, и сделана не в профессиональной студии; она предполагает соединение деятельности и аудиовизуализации, из-за которого обеспечивается непроизвольное запоминание, а также включаются слуховой и зрительный анализаторы. Это дает студентам возможность в значительной мере усвоить нужный учебный материал. Авторская видеозапись создается, чтобы решать определенные обучающие задачи для конкретной группы студентов с учетом имеющихся у них интересов, психолого-педагогических особенностей, степени подготовки на конкретном отрезке времени. Организация деятельности по изготовлению авторских видеороликов и их дальнейшего использования в обучающем процессе высшего учебного заведения состоит из двух блоков: информационного и документального.

Информативный блок в изготовлении авторских видеороликов

Информативный блок создается на таких уровнях сложности: а) создание видеосредства учителем либо учительской группой, б) создание видеосредства учениками при ведущей организаторской роли педагога. В структуру информативного блока включают: непосредственное создание видеосредства (то есть определение учебной цели, последующее написание плана, разработка сценария, видеосъемка); использование видеосредства (нахождение уровня первоначальных знаний, навыков и умений, снятие языковых, а также технических трудностей, выполнение подготовительных упражнений, просмотр получившегося видеофильма, выполнение неких условно-коммуникативных упражнений, которые включают озвучивание, выполнение коммуникативных упражнений на базе данного видеофильма, выявление полученного уровня знаний, навыков и умений, а также сравнение получившихся результатов).

Документальный блок в изготовлении авторских видеороликов

Документальный блок тоже имеет два уровня сложности, такие как: а) документализация студенческих монологов, диалогов, полилогов, в которых основными действующими лицами выступают сами обучающиеся, б) документализация проектов, которые созданы самой студенческой группой. В структуру документального блока включены: создание видеосредства (нахождение учебной цели, разработка плана, написание сценария, разучивание определенных ролей, снятие психологических и технических сложностей, съемка пробного монолога, а также основная съемка: монолог, полилог, диалог, проект); использование видеосредства (нахождение степени сформированности первичных навыков и умений, просмотр первичной видеозаписи, анализ получившихся результатов согласно схеме: студент-группа-педагог, вторичная съемка, а также анализ ее результатов, нахождение достигнутого уровня сформированности умений и навыков, а также сравнение их с первоначальными результатами).

В качестве критериев результативности использования авторской видеозаписи выступают обученность и рефлексивность.

Информационная и познавательная функции наглядных средств

В учебном процессе наглядные средства имеют информационную и познавательную функции, то есть ознакомление с процессами и явлениями, которые не поддаются воспроизведению; с внешним обликом предмета в его нынешнем виде и в его историческом развитии; наглядное представление о сравнении либо изменении характеристик явления либо процесса; касательно устройства этого предмета и принципа его действия, его управления, технике безопасности и так далее. Группируясь вокруг речи учителя и взаимодействуя, наглядные средства должны обеспечить образование некого образного представления, полноценное раскрытие учебного материала, а также проиллюстрировать одну либо другую зависимость.

К наглядным средствам, которые применяются в процессе обучения, выдвигают следующие требования:


В соответствии с Концепцией модернизации Российского образования, одним из основных направлений и первоочередных задач образовательной политики является обновление содержания образования, улучшение качества обучения и совершенствование механизмов контроля за качеством образования. Современное качество образования должно удовлетворять государственным требованиям и конкретным интересам отдельной личности. Образовательная система, как зеркало, отражает облик общества, в котором мы живем. Давая оценку качества образования, мы описываем его положительные и отрицательные стороны, подводим итоги реформирования политической, экономической, социальной сфер жизни нашей страны на новом этапе ее исторического развития. Кроме того, образование определяет облик будущего, тот экономический, интеллектуальный, культурный, нравственный потенциал нового поколения граждан России, с которым она вступила в третье тысячелетие.

Исследования последних лет показали: люди усваивают 20 % услышанного, 30 % увиденного и более 50 % того, что одновременно видели и слышали. Использование наглядных средств при преподавании технологии представляется непременным условием эффективности учебно-воспитательного процесса, поскольку они включают все предметы и орудия деятельности, которыми, пользуются учитель и ученики для более эффективной реализации задач образования.

На каждом уроке необходимо наличие образца (схожих образцов), образца в разборе, отдельных узлов со скрытыми конструктивными особенностями, схем, чертежей, эскизов, инструкционных карт, технологических карт.

Это обеспечивает учащимся, с одной стороны, возможность восприятия образца (схожих образцов) со всеми их конструктивными особенностями, а с другой стороны — позволяет при предметном (образном) созерцании, обсудить эти конструктивные особенности и выявить конструкторско-технологические проблемы, организовать поиск возможных путей решения выявленных проблем.

Неполная информация о необходимых для каждой конкретной работы материалов, инструментов, приспособлений исключает непродуктивный подход, когда все данные известны, а стимулирует поиск необходимого, чем решает задачу формирования умений самоконтроля у учащихся.

При преподавании технологии особенно значимо использование наглядных средств обучения. Учитель застрахован от многих методологических ошибок, если перед учащимися стоит зрительно воспринимаемый объект. Тогда объяснение, используемые при этом термины не входят в противоречие со сложным образом, как это часто случается, если словесно пытаются передать объект, недоступный наблюдению. Самое важное в выработанной учителем привычке к показу то, что учащиеся получают реальные представления о неизвестном и сложном — это не может не оказать положительного влияния на процесс обучения. Ученые-педагоги подчеркивают, что, не оказывая решающего влияния на конечные результаты учебно-воспитательной работы, эти средства, обогащая используемые методы обучения, содействуют росту их эффективности.

Дидактические средства дают материал в форме впечатлений и наблюдений, на который опираются косвенное познание, мыслительная деятельность, а также разного вида учебно-практическая деятельность. Дидактическими средствами являются как все предметы реальной деятельности человека, так и их модельные, словесные, образные или символические заменители, которыми учитель воздействует на зрение, слух, осязание и т. д. учащихся.

Польский ученый И. Зборовский предложил классифицировать дидактические средства в соответствии с тем, какие функции выполняют они в процессе обучения: служат непосредственному познанию учениками определенных фрагментов действительности (познавательная функция); являются средством развития познавательных способностей, а также чувств и воли учащихся (формирующая функция); представляют собой важный источник знаний и умений, приобретаемых учащимися, облегчают закрепление проработанного материала, проверку степени овладения знаниями и т. п. (дидактическая функция) [3,9].

Перечисленные функции дидактических средств пересекаются между собой и дополняют друг друга. Вместе с тем значительное расширение обучающих средств за счет современных технических новшеств (использование компьютерной техники, цифровых видео средств и др.) вызвало, по мнению ряда ученых, и расширение функций. Дидактическим средствам нового поколения соответствуют такие функции: мотивационная (значительно повышается интерес к предмету); информационная (актуализируется передача информации); оптимизационная (становится возможным достижение лучших дидактических результатов с меньшей затратой сил и времени). Эти функции выступают вместе как слагаемые, образуют структуры; вместе с тем информационная функция в любом структурном сочетании почти всегда выполняет доминирующую роль [2,10].

Наглядные средства включают естественные предметы, различные изделия, машины, устройства, модели (неподвижные и подвижные), плакаты, схемы и таблицы черно-белые и цветные, символы и др. Важное достоинство визуальных средств состоит в том, что они позволяют учащимся приобретать представления о технике и ее применении, — важный фактор в формировании жизненных понятий. У учителя технологии есть возможность представлять объекты в увеличенном или уменьшенном видах, в разрезе или в составе сборной конструкции. Наглядные средства помогают уяснить ход производства, его стадии (технологические карты) и многое другое. Учителю технологии приходится (это обязательный элемент правильно организованного урока) показывать школьникам либо эталонное изделие (объект труда), либо технологическую карту последовательности его изготовления. С дидактической точки зрения лучше всего такие средства обучения воспринимаются не в общем (окончательном) виде, а в динамике, с последовательным отображением этапов обработки [4,7].

В частности, учитель должен стремиться при ознакомлении школьников с орудиями труда (а это часто делается на уроках технологии) одновременно демонстрировать их устройство и действие. Дидактический эффект при таком сочетании значительно повышается.

Виды наглядности по линии возрастания их абстрактности можно, согласно концепции Т. А. Ильиной, подразделить на: естественную наглядность (предметы объективной реальности); экспериментальную наглядность (опыты, эксперименты); объемную наглядность (макеты, фигуры и т. п.); изобразительную наглядность (картины, фотографии, рисунки); звуковую наглядность (магнитофон); символическую и графическую наглядность (карты, графики, схемы, формулы); внутреннюю наглядность (образы, создаваемые речью учителя). Однако использование наглядности должно быть в той мере, в какой она способствует формированию знаний и умений, развитию мышления. Демонстрация и работа с предметами должны вести к очередной ступени развития, стимулировать переход от конкретно-образного и наглядно-действенного мышления к абстрактному, словесно-логическому [1,6].

Учителю технологии приходится использовать различные виды наглядности: естественную и картинную, объемную и звуковую, символическую и графическую.

Преподавание технологии тесно связано с соблюдением двух важнейших дидактических правил, связанных с принципом наглядности.

Прямое изучение действительности, то есть изучение, основанное на наблюдении, измерении и различных практических видах деятельности, должно быть исходным пунктом учебной работы с учащимися в тех случаях, когда они еще не располагают таким запасом наблюдений и представлений, которые необходимы для понимания изучаемой на уроке темы.

Чтобы ученик смог приобрести верные, прочные и оперативные знания путем непосредственного изучения определенных предметов, явлений и процессов, его познавательной деятельностью следует умело руководить.

С психологической точки зрения различают предметную, изобразительную и словесную наглядности.

Предметная наглядность в технологии предполагает непосредственное восприятие производственных объектов (машин, деталей машин, образцов изделий, сырья и т. д.), приемов работы и т. п.

Изобразительная наглядность осуществляется с помощью учебно-наглядных пособий и средств наглядности: моделей и макетов, учебных таблиц, технологических карт, диапозитивов и диафильмов, телевидения, видео — и кинофильмов.

Под словесной наглядностью понимают яркую, образную, живую речь педагога, вызывающую у учащихся конкретные представления.

Таким образом, необходимо учесть, что даже рациональное использование принципа наглядности не приводит к исключению из процесса обучения слова (устного или письменного). В правильном сочетании слова, видов и средств наглядности заложен успех многих уроков технологии.

В практике учителя технологии одно из самых важных мест занимают демонстрационные (наглядные) методы обучения. Так в методике принято называть совокупность действий учителя, которая состоит в показе учащимся самих предметов или их моделей, а также в представлении им определенных явлений или процессов с объяснением их существенных признаков.

Демонстрация (показ) способна сформировать у учащихся точный и конкретный образец трудовых действий, которому они будут подражать, сверять с ним свои действия.

Эффективность демонстрации во многом зависит от правильной методики показа.

Вот несколько правил, которыми следует руководствоваться: информировать школьников о том, что они будут наблюдать и с какой целью; организовать наблюдение так, чтобы все учащиеся хорошо видели демонстрируемый предмет; позволить учащимся по возможности воспринимать предмет разными органами чувств, а не только посредством зрения; стараться, чтобы важнейшие особенности предметов производили на учащихся наиболее сильное впечатление; позволить учащимся увидеть предметы и процессы в присущих им движениях и изменениях [8,12].

Что же касается демонстрации трудовых приемов, то здесь применяют следующую примерную методику: показ трудового процесса в рабочем темпе; показ его в замедленном темпе; показ в замедленном темпе с остановками после каждого приема, при необходимости — изолированный показ отдельных сложных движений; заключительный показ трудового процесса в рабочем ритме; проверка (пробное выполнение) уяснения учащимися показанного трудового процесса.

Наглядные пособия выполняют следующие функции: ознакомление с явлениями и процессами, которые не могут быть воспроизведены в школе; ознакомление с внешним видом объекта в его современном виде и в историческом развитии; наглядное представление об устройстве объекта, принципе его действия, управлении им, технике безопасности; наглядное представление о сравнении или измерении характеристик явления или процесса; знаковое изображение этапов эксплуатации, изготовления или проектирования изделия; ознакомление с историей науки и перспективами ее развития.

Наглядные пособия обычно классифицируются на три группы: объемные пособия (модели, коллекции, приборы, аппараты и т. п.); печатные пособия (картины, плакаты, портреты, графики, таблицы; проекционный материал (кинофильмы, видеофильмы, слайды и т. п.) [5,11].

Значительную роль в обучении играют коллекции и модели. Под школьными коллекциями принято понимать наборы предметов или веществ, подобранных по определенным признакам или характеристикам и служащих, как для изучения нового материала, так и для повторения и самостоятельной работы. Широко известны коллекции по ботанике и зоологии, а также по физике, химии, рисованию, для труда в мастерских. Например, коллекции резисторов, конденсаторов, изоляторов, солей, пластмасс, красок, кистей, молотков, напильников, шурупов и т. п. Многие коллекции для учебных целей изготовляются учащимися совместно с преподавателями.

При объяснении нового материала часто используются демонстрационные коллекции, изготовленные на листе фанеры или картона и вывешенные на стационарных местах в кабинете или коридоре. Каждый предмет в коллекции должен быть укреплен в определенном месте согласно классификации, которая может быть изображена стрелками. Под предметом указывается его наименование и дается краткое пояснение. Коллекции для самостоятельной работы делаются небольшими, хранятся в коробках и используются в качестве раздаточного материала.

1. Актуальные вопросы трудового воспитания младших школьников на современном этапе. Программно-методическое пособие. — Славянск- н/К: ИЦ СФАГПИ, 2000.-32с.

2. Аверичев Ю. П. Нужна ли трудовая подготовка школьников? //Педагогика, 1991, № 12 с. 34–39

3. Батышев С. Я. Трудовая подготовка школьников: вопросы теории и методики. — М.: Педагогика, 1981 с. 68–78, с. 103–120.

4. Баранов С. П., Сластенин В. А. Педагогика. — М., 2004.

5. Гакаев Р. А., Иразова М. А. Образовательные технологии на уроках географии в условиях современной школы. Образование и воспитание. 2015. № 3(3).С.4–7.

6. Гакаев Р. А., Хадаев Т. Ш. Формирование географических и исторических знаний учащихся комбинированным использованием картографического материала. В сборнике: Педагогическое мастерство материалы VI Международной научной конференции. Москва, 2015. С. 5–8.

7. Гакаев Р. А., Чатаева М. Ж. Экологическое образование и культура как приоритетное направление гармонизации отношений общества и природы. В сборнике: Теория и практика образования в современном мире Материалы VII Международной научной конференции. Санкт-Петербург, 2015. С. 178–181.

8. Гакаев Р. А., Чатаева М. Ж. Элементы краеведения на уроках географии в современной школе. Школьная педагогика. 2015. № 2 (2). С. 22–25.

9. Гакаев Р. А., Чатаева М. Ж. Преподавание географии в школе и его значение как междисциплинарного учебного предмета. Научное мнение. -2014. -№ 4. С.156–159.

11. К вопросу о формировании мотивов трудовой деятельности младших школьников // Оценка эффективности образовательных технологий: Тез. докл. 2-й Всероссийской науч.- практ. конф. Ч. И — Славянск — н/К, 2000. — С. 95–96. Соавт.:Е. А. Мозговой, Т. С. Юрьева.

12. Перспективы профессионально-педагогической подготовки учителя к трудовому воспитанию младших школьников //Технология 2000: Теория и практика преподавания технологии в школе: Сб. тр. VI Международной конф. — Самара, 2000. — С. 200–202.

Основные термины (генерируются автоматически): учащийся, предмет, средство, учитель технологии, коллекция, преподавание технологии, изобразительная наглядность, самостоятельная работа, словесная наглядность, трудовой процесс.

Похожие статьи

Использование наглядности на начальном этапе обучения.

Средства наглядности могут выступать в роли источника знаний при организации самостоятельной работы творческого, исследовательского характера. В этом случае учитель определяет задание, направляет деятельность учащихся.

Роль и место средств обучения в учебном процессе

Вербальные средства обучения — учебная литература для учащихся предназначена для самостоятельной работы

Выбор средств обучения — процесс индивидуально творческий. Каждый преподаватель осуществляет его с учетом знания содержания своего предмета.

Значение и роль наглядных средств обучения.

Они создаются как при непосредственном показе, так и посредством использования средств наглядности.

Новые инновационные технологии в физическом воспитании. Одним из компонентов здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе в.

Использование технических средств обучения на уроках.

Визуальные средства обучения позволяют реализовать принцип наглядности в обучении.

Здесь на помощь учителю придётиспользование традиционных ТСО в сочетании с новыми информационными технологиями.

Наглядность как средство компенсации ограниченной языковой.

В принципиальном плане использование наглядности в процессе преподавания иностранного языка является своего рода

Имитационная наглядность относится к изобразительной, поскольку вместо реальных предметов и действий выступает их изображение / имитация.

Использование средств наглядного обучения на уроках.

Наглядные средства могут служить основой для самостоятельной работы учащихся.

Основные термины (генерируются автоматически): русский язык, средство наглядности, слово учителя, таблица, средство, учащийся, зрительная наглядность, наглядное пособие.

Современные формы условно-графической наглядности.

Методы использования наглядных пособий на уроках технологии. Изобразительная наглядность осуществляется с помощью учебно-наглядных пособий и. При объяснении нового материала часто используются демонстрационные коллекции.

Наглядные пособия на уроках русского языка в младшей школе.

Учитель должен всячески поощрять детей к использованию наглядных средств, к самостоятельной работе.

Занков Л. В. Наглядность и активизация учащихся в обучении. — М., 1982. Зельманова Л. М. Наглядность в преподавании русского языка.

Творческое развитие учащихся на уроках технологии

Практика показывает, что для учителя технологии задача развитие творческих способностей учащихся является наиболее сложной.

Эта работа требует художественных способностей, знаний и умений в области изобразительной грамоты, декоративного искусства, необходим.

Читайте также: