В каком регламенте описан процесс исследования потерь рабочего времени

Обновлено: 04.07.2024

В среднем 11 часов из жизни человека уходит на сон, еду, личную гигиену. Из оставшихся 13 в сутках 8 (при стандартном графике работы) должны быть посвящены работе. Но любопытное исследование компании FinExpertiza говорит о другом: ежедневно время уходит на быт, культуру и досуг, социальную жизнь и уход за членами семьи, оставляя работе:

  • у женщин – 4,5 часа;
  • у мужчин – 6,5 часов.

Даже взяв среднее арифметическое, получается, что непосредственно трудовым обязанностям уделяют 5,5 часов. Куда теряется рабочее время – будем разбираться.

Нерациональное использование рабочего времени

Рабочее время по определению принадлежит работодателю. Сотрудник обязан тратить его исключительно на выполнение своих обязанностей. Но на деле 8 стандартных часов условно делятся на две объемные части:

  • рациональная – когда работник выполняет поставленные задачи;
  • нерациональная – когда свои обязанности откладывают на потом, занимаются делами, с работой не связанными, в ущерб рабочему времени.

К нерациональному использованию рабочего времени чаще всего относятся:

  • нарушения трудовой дисциплины – опоздания и преждевременный уход с рабочего места, несанкционированные трудовым распорядком перерывы и перекуры, самовольные отлучки и прогулы;
  • отвлечения, не отходя от рабочего места – долгие разговоры и обсуждения непроизводственных вопросов, залипания в соцсетях и других интернет-ресурсах без привязки к профилю деятельности.

Последние исследования показывают, что почти в 100% случаев нерационального использования рабочего времени сотрудник находился за компьютером. Шопинг, соцсети, интернет-серфинг – главные “убийцы” времени:

  • на покупки в Интернете тратят в среднем 2 часа в день;
  • на чтение новостных лент – в среднем 1,5 часа;
  • на общение в соцсетях – в среднем 2 часа.

Анализ причин потерь рабочего времени

Единственно верный путь к сокращению временных издержек в любой компании – это анализ. Прежде, чем действовать, важно понять. Для определения размера потерь рабочего времени применяют вполне стандартные формулы, полученные коэффициенты сравнивают с нормативными и делают выводы.

Чаще всего применяют такие меры в срочном порядке, в критических ситуациях. Но идеальный вариант – внести анализ в повседневный уклад жизни предприятия. Тогда легче оценивать ресурсы компании, вести кадровую политику, принимать управленческие решения.

Сами причины потерь рабочего времени можно разделить на три группы:

  • законодательно закрепленные – это сокращение рабочего времени в рамках закона. Например, для инвалидов, беременных Трудовой кодекс России предусматривает оправданные поблажки;
  • административно-организационные – это нерациональное использование времени не по вине самого сотрудника, а в связи с обстоятельствами внутри компании. Например, вовремя непоставленные детали на производстве или непредвиденные обстоятельства в офисе;
  • личностные – это уже простои по вине самого сотрудника. Например, его неорганизованности или забывчивости.

В зависимости от причин управленцам нужно разработать план мероприятий по сокращению временных потерь. Только после анализа станет понятно, начинать ли “латать дыры” в организации самих процессов компании (налаживать постоянные поставки сырья, например) или стоит применять меры воздействия на конкретных работников или отделы, которые показывают провальные показатели.

Мероприятия по сокращению потерь рабочего времени

Управлять потерями рабочего времени – значит получать ожидаемые результаты. Чтобы наладить процесс, нужно уделить внимание и организационно-техническому аспекту, и вопросу дисциплины сотрудников. Поэтому в список мероприятий по сокращению потерь рабочего времени входят:

  • поддержание работоспособности оборудования. На производстве “вставший” не вовремя станок способен нанести значительный урон предприятию. Это очевидно. Но и в офисе: зависающий компьютер способен отрицательно отразиться на имидже компании, если клиент вовремя не получит ответ на электронное письмо, а незаправленный картридж принтера отложит печать документов, заодно отсрочив, например, оплату счетов;
  • определение четкого графика работы. Станок должен начать работу в такой-то час, а компьютер включиться в определенную минуту. Все, что за гранью – повлияет на производительность;
  • автоматизация операций. По статистике, больше половины сотрудников считают, что тратят порядка 30% времени на работе впустую: на долгие совещания “ни о чем” или “в сотый раз по кругу”, на бессмысленное заполнение документации или перекладывание бумаг с места на место. И люди честно об этом говорят. Не повод ли задуматься?
  • улучшение условий труда. Удобное кресло, корпоративная связь для контактов с клиентами, выделенное время для коротких перерывов, чтобы у сотрудников не возникало желания саморегулировать трудовой распорядок. Когда человека устраивают условия труда, у него нет желания пополнять ряды нарушителей. Это психология;
  • продуманная система мотивации. Как показывает практика, это не только материальные вознаграждения. Хотя, безусловно, и они важны. Поддерживать позитивные начинания работников, стимулировать повышение знаний и умений, помогать в развитии – зачастую это играет немаловажную роль в отдаче сотрудников компании;
  • контроль использования рабочего времени. Знать, на что именно уходят рабочие минуты, – право работодателя. Ведь даже будучи на своем месте с 8:00 до 17:00, сотрудники могут тратить свое время по-разному.
  • обратная связь. Отслеживать, кто и чем занят на своем рабочем месте важно и нужно. Анализировать поведение подчиненных и делать выводы – залог успеха любого предприятия. Но не стоит забывать уделять внимание причинам того или иного положения дел. Вдруг у работника сложная семейная ситуация, непредвиденные материальные проблемы, профессиональное или моральное выгорание. А это напрямую влияет на результативность работы.

Методы контроля использования рабочего времени

В общей массе методы контроля использования рабочего времени можно разделить на две большие группы: те, что контролируют дисциплину, не вдаваясь в подробности содержательности рабочего времени, и те, что детально фиксируют, чем именно были наполнены трудочасы.

К первой группе относятся:

  • пропускные системы. Могут быть автоматическими – работать по пропускным картам или считывать биометрические данные на входе/выходе. А могут быть организованы по старинке, когда вахтер отмечает время появления на работе, а в конце дня со скрупулезной точностью фиксирует уход сотрудника;
  • видеонаблюдение. Устанавливают и на входе в компанию (для фиксации прихода/ухода) или в коридорах и кабинета (для отслеживания перемещений и с целью увидеть, присутствует ли сотрудник на своем рабочем месте);
  • табели. Существуют две унифицированные формы – Т-12 и Т-13, в которых учитывают общее отработанное (или неотработанное) время, прогулы, отпуска, отгулы и т.д.

Ко второй группе относятся:

  • программы-шпионы. Они проверяют электронную почту, зачастую и личную, делают с заданной периодичностью снимки экрана монитора, записывают телефонные разговоры. Главный их минус – они нарушают право на конфиденциальность и личную переписку, а значит, могут привести работодателя в суд;
  • планерки. Это действенный метод, когда сотруднику ежедневно намечают “фронт работ”, а на следующем собрании требуют отчета о проделанной в заданном направлении работе. Главное здесь – не перегнуть палку, увлекшись планированием настолько, что на само выполнение задач остается критически мало времени;
  • хронометраж. Этот метод наглядно отражает занятость человека в течение рабочего времени. Сотрудник самостоятельно отмечает, что конкретно делал в определенные промежутки. Звонил клиентам, делал договор, писал отчет, проводил исследование и т.д. Метод хронометража применяют в ручном (на бумаге) или цифровом (в специальном трекере) формате. Сама по себе такая форма контроля неплоха, но здесь остается поправка на честность и объективность. Плюс в обязанностях появляется еще один пункт – заполнить таймлайн и сдать вовремя;
  • системы учета рабочего времени. Это программное обеспечение, которое без участия человека собирает все данные о рабочем процессе, моделирует отчеты и выдает готовый анализ.

Автоматизированная система учета рабочего времени

Автоматизированные системы учета рабочего времени – современное решение вопроса контроля. Это комплексный подход, который закрывает основные потребности руководителя любой компании: берет на себя функции пропускных терминалов, отмечая пунктуальность сотрудников, и детально фиксирует наполнение рабочего дня задачами. Например, система CrocoTime:

  • отмечает начало и окончание рабочего дня в зависимости от времени включения персонального ПК;
  • выявляет нерациональное использование рабочего времени. Эта функция реализуется за счет точного разделения используемых приложений и интернет-ресурсов на профильные и непрофильные. Если для маркетолога изучение соцсетей будет предметом работы, то для бухгалтера – отвлечением;
  • помогает расставлять приоритеты, видеть особо перегруженных специалистов;
  • нивелирует необходимость ручного заполнения табелей – интеграция с кадровыми системами решает этот вопрос;
  • освобождает сотрудников от излишней отчетности и отвлечений. Встроенная функция “фотография рабочего дня” отразит каждую минуту времени, данные собираются в автоматическом режиме, а на выходе – непредвзятая картина;
  • дает почву для мотивации. Программа не “заточена” на поиск одних только провалов. Выдающиеся успехи участников коллектива тоже не останутся в тени.

Мониторинг эффективности сотрудников

Продолжительность рабочего дня для многих профессий одинакова, но даже сотрудники на одинаковых должностях при условии одновременного прихода на работу, как правило, тратят свое рабочее время по-разному.

Точная статистика ПО CrocoTime покажет уровень эффективности сотрудников без дополнительных затрат:

  • помогает оценить временные затраты конкретного специалиста или отдела на выполнение операции, сравнить показатели с аналогичными сотрудниками;
  • дает понимание общей занятости коллектива – показывает, кто перегружен, а у кого есть резервное время;
  • отмечает время отвлечений от непосредственных обязанностей;
  • дает возможность отслеживать успехи не только руководителям, но и самим сотрудникам.

При этом программа учитывает эмоциональный фактор, который важен в вопросе эффективности не меньше, чем трудоспособность. В числе функций CrocoTime нет классического “шпионского” набора. А значит, сотрудники работают на своих компьютерах, не отвлекаясь на мысли о собственной информационной безопасности. Лояльная система, которая идет на пользу общему делу – и руководству, и сотрудникам – минимизирует потери рабочего времени, не привлекая внимания и не отвлекая от рабочего процесса.

Прочитайте другие статьи в нашем блоге

Продуктивность удаленных сотрудников. Как измерить?

Переход офиса на удаленный режим работы – настоящий вызов для трудовой дисциплины. Очередная вынужденная необходимость переводить хотя бы часть персонала на удаленку заставляет руководителей задуматься, как контролировать рабочий процесс, как не потерять в эффективности и сохранить командный настрой. В этом и будем.

Причины неэффективного использования рабочего времени

Персонал выполняет свои обязанности, не отвлекаясь на личное, работодатель оплачивает исключительно трудовые часы – идеальная картина рабочего процесса, которая, к сожалению, чаще всего далека от реальности. Если заглянуть в любой офис, увидим совершенного другое: затянувшееся утреннее чаепитие и обсуждение последних новостей. Или.

В среднем 11 часов из жизни человека уходит на сон, еду, личную гигиену. Из оставшихся 13 в сутках 8 (при стандартном графике работы) должны быть посвящены работе. Но любопытное исследование компании FinExpertiza говорит о другом: ежедневно время уходит на быт, культуру и досуг, социальную жизнь и уход за членами семьи, оставляя работе:

  • у женщин – 4,5 часа;
  • у мужчин – 6,5 часов.

Даже взяв среднее арифметическое, получается, что непосредственно трудовым обязанностям уделяют 5,5 часов. Куда теряется рабочее время – будем разбираться.

Нерациональное использование рабочего времени

Рабочее время по определению принадлежит работодателю. Сотрудник обязан тратить его исключительно на выполнение своих обязанностей. Но на деле 8 стандартных часов условно делятся на две объемные части:

  • рациональная – когда работник выполняет поставленные задачи;
  • нерациональная – когда свои обязанности откладывают на потом, занимаются делами, с работой не связанными, в ущерб рабочему времени.

К нерациональному использованию рабочего времени чаще всего относятся:

  • нарушения трудовой дисциплины – опоздания и преждевременный уход с рабочего места, несанкционированные трудовым распорядком перерывы и перекуры, самовольные отлучки и прогулы;
  • отвлечения, не отходя от рабочего места – долгие разговоры и обсуждения непроизводственных вопросов, залипания в соцсетях и других интернет-ресурсах без привязки к профилю деятельности.

Последние исследования показывают, что почти в 100% случаев нерационального использования рабочего времени сотрудник находился за компьютером. Шопинг, соцсети, интернет-серфинг – главные “убийцы” времени:

  • на покупки в Интернете тратят в среднем 2 часа в день;
  • на чтение новостных лент – в среднем 1,5 часа;
  • на общение в соцсетях – в среднем 2 часа.

Анализ причин потерь рабочего времени

Единственно верный путь к сокращению временных издержек в любой компании – это анализ. Прежде, чем действовать, важно понять. Для определения размера потерь рабочего времени применяют вполне стандартные формулы, полученные коэффициенты сравнивают с нормативными и делают выводы.

Чаще всего применяют такие меры в срочном порядке, в критических ситуациях. Но идеальный вариант – внести анализ в повседневный уклад жизни предприятия. Тогда легче оценивать ресурсы компании, вести кадровую политику, принимать управленческие решения.

Сами причины потерь рабочего времени можно разделить на три группы:

  • законодательно закрепленные – это сокращение рабочего времени в рамках закона. Например, для инвалидов, беременных Трудовой кодекс России предусматривает оправданные поблажки;
  • административно-организационные – это нерациональное использование времени не по вине самого сотрудника, а в связи с обстоятельствами внутри компании. Например, вовремя непоставленные детали на производстве или непредвиденные обстоятельства в офисе;
  • личностные – это уже простои по вине самого сотрудника. Например, его неорганизованности или забывчивости.

В зависимости от причин управленцам нужно разработать план мероприятий по сокращению временных потерь. Только после анализа станет понятно, начинать ли “латать дыры” в организации самих процессов компании (налаживать постоянные поставки сырья, например) или стоит применять меры воздействия на конкретных работников или отделы, которые показывают провальные показатели.

Мероприятия по сокращению потерь рабочего времени

Управлять потерями рабочего времени – значит получать ожидаемые результаты. Чтобы наладить процесс, нужно уделить внимание и организационно-техническому аспекту, и вопросу дисциплины сотрудников. Поэтому в список мероприятий по сокращению потерь рабочего времени входят:

  • поддержание работоспособности оборудования. На производстве “вставший” не вовремя станок способен нанести значительный урон предприятию. Это очевидно. Но и в офисе: зависающий компьютер способен отрицательно отразиться на имидже компании, если клиент вовремя не получит ответ на электронное письмо, а незаправленный картридж принтера отложит печать документов, заодно отсрочив, например, оплату счетов;
  • определение четкого графика работы. Станок должен начать работу в такой-то час, а компьютер включиться в определенную минуту. Все, что за гранью – повлияет на производительность;
  • автоматизация операций. По статистике, больше половины сотрудников считают, что тратят порядка 30% времени на работе впустую: на долгие совещания “ни о чем” или “в сотый раз по кругу”, на бессмысленное заполнение документации или перекладывание бумаг с места на место. И люди честно об этом говорят. Не повод ли задуматься?
  • улучшение условий труда. Удобное кресло, корпоративная связь для контактов с клиентами, выделенное время для коротких перерывов, чтобы у сотрудников не возникало желания саморегулировать трудовой распорядок. Когда человека устраивают условия труда, у него нет желания пополнять ряды нарушителей. Это психология;
  • продуманная система мотивации. Как показывает практика, это не только материальные вознаграждения. Хотя, безусловно, и они важны. Поддерживать позитивные начинания работников, стимулировать повышение знаний и умений, помогать в развитии – зачастую это играет немаловажную роль в отдаче сотрудников компании;
  • контроль использования рабочего времени. Знать, на что именно уходят рабочие минуты, – право работодателя. Ведь даже будучи на своем месте с 8:00 до 17:00, сотрудники могут тратить свое время по-разному.
  • обратная связь. Отслеживать, кто и чем занят на своем рабочем месте важно и нужно. Анализировать поведение подчиненных и делать выводы – залог успеха любого предприятия. Но не стоит забывать уделять внимание причинам того или иного положения дел. Вдруг у работника сложная семейная ситуация, непредвиденные материальные проблемы, профессиональное или моральное выгорание. А это напрямую влияет на результативность работы.

Методы контроля использования рабочего времени

В общей массе методы контроля использования рабочего времени можно разделить на две большие группы: те, что контролируют дисциплину, не вдаваясь в подробности содержательности рабочего времени, и те, что детально фиксируют, чем именно были наполнены трудочасы.

К первой группе относятся:

  • пропускные системы. Могут быть автоматическими – работать по пропускным картам или считывать биометрические данные на входе/выходе. А могут быть организованы по старинке, когда вахтер отмечает время появления на работе, а в конце дня со скрупулезной точностью фиксирует уход сотрудника;
  • видеонаблюдение. Устанавливают и на входе в компанию (для фиксации прихода/ухода) или в коридорах и кабинета (для отслеживания перемещений и с целью увидеть, присутствует ли сотрудник на своем рабочем месте);
  • табели. Существуют две унифицированные формы – Т-12 и Т-13, в которых учитывают общее отработанное (или неотработанное) время, прогулы, отпуска, отгулы и т.д.

Ко второй группе относятся:

  • программы-шпионы. Они проверяют электронную почту, зачастую и личную, делают с заданной периодичностью снимки экрана монитора, записывают телефонные разговоры. Главный их минус – они нарушают право на конфиденциальность и личную переписку, а значит, могут привести работодателя в суд;
  • планерки. Это действенный метод, когда сотруднику ежедневно намечают “фронт работ”, а на следующем собрании требуют отчета о проделанной в заданном направлении работе. Главное здесь – не перегнуть палку, увлекшись планированием настолько, что на само выполнение задач остается критически мало времени;
  • хронометраж. Этот метод наглядно отражает занятость человека в течение рабочего времени. Сотрудник самостоятельно отмечает, что конкретно делал в определенные промежутки. Звонил клиентам, делал договор, писал отчет, проводил исследование и т.д. Метод хронометража применяют в ручном (на бумаге) или цифровом (в специальном трекере) формате. Сама по себе такая форма контроля неплоха, но здесь остается поправка на честность и объективность. Плюс в обязанностях появляется еще один пункт – заполнить таймлайн и сдать вовремя;
  • системы учета рабочего времени. Это программное обеспечение, которое без участия человека собирает все данные о рабочем процессе, моделирует отчеты и выдает готовый анализ.

Автоматизированная система учета рабочего времени

Автоматизированные системы учета рабочего времени – современное решение вопроса контроля. Это комплексный подход, который закрывает основные потребности руководителя любой компании: берет на себя функции пропускных терминалов, отмечая пунктуальность сотрудников, и детально фиксирует наполнение рабочего дня задачами. Например, система CrocoTime:

  • отмечает начало и окончание рабочего дня в зависимости от времени включения персонального ПК;
  • выявляет нерациональное использование рабочего времени. Эта функция реализуется за счет точного разделения используемых приложений и интернет-ресурсов на профильные и непрофильные. Если для маркетолога изучение соцсетей будет предметом работы, то для бухгалтера – отвлечением;
  • помогает расставлять приоритеты, видеть особо перегруженных специалистов;
  • нивелирует необходимость ручного заполнения табелей – интеграция с кадровыми системами решает этот вопрос;
  • освобождает сотрудников от излишней отчетности и отвлечений. Встроенная функция “фотография рабочего дня” отразит каждую минуту времени, данные собираются в автоматическом режиме, а на выходе – непредвзятая картина;
  • дает почву для мотивации. Программа не “заточена” на поиск одних только провалов. Выдающиеся успехи участников коллектива тоже не останутся в тени.

Мониторинг эффективности сотрудников

Продолжительность рабочего дня для многих профессий одинакова, но даже сотрудники на одинаковых должностях при условии одновременного прихода на работу, как правило, тратят свое рабочее время по-разному.

Точная статистика ПО CrocoTime покажет уровень эффективности сотрудников без дополнительных затрат:

  • помогает оценить временные затраты конкретного специалиста или отдела на выполнение операции, сравнить показатели с аналогичными сотрудниками;
  • дает понимание общей занятости коллектива – показывает, кто перегружен, а у кого есть резервное время;
  • отмечает время отвлечений от непосредственных обязанностей;
  • дает возможность отслеживать успехи не только руководителям, но и самим сотрудникам.

При этом программа учитывает эмоциональный фактор, который важен в вопросе эффективности не меньше, чем трудоспособность. В числе функций CrocoTime нет классического “шпионского” набора. А значит, сотрудники работают на своих компьютерах, не отвлекаясь на мысли о собственной информационной безопасности. Лояльная система, которая идет на пользу общему делу – и руководству, и сотрудникам – минимизирует потери рабочего времени, не привлекая внимания и не отвлекая от рабочего процесса.

Прочитайте другие статьи в нашем блоге

Продуктивность удаленных сотрудников. Как измерить?

Переход офиса на удаленный режим работы – настоящий вызов для трудовой дисциплины. Очередная вынужденная необходимость переводить хотя бы часть персонала на удаленку заставляет руководителей задуматься, как контролировать рабочий процесс, как не потерять в эффективности и сохранить командный настрой. В этом и будем.

Причины неэффективного использования рабочего времени

Персонал выполняет свои обязанности, не отвлекаясь на личное, работодатель оплачивает исключительно трудовые часы – идеальная картина рабочего процесса, которая, к сожалению, чаще всего далека от реальности. Если заглянуть в любой офис, увидим совершенного другое: затянувшееся утреннее чаепитие и обсуждение последних новостей. Или.

Нормирование труда — одна из основных функций управления производством, которая включает установление затрат времени на выполнение работ конкретными работниками и установление норм труда, то есть норм времени, выработки, нормативов численности и др., устанавливаемых в соответствии с достигнутым уровнем техники, технологии, организации производства и труда.

Важнейшими задачами нормирования труда являются:

  • улучшение организации и производительности труда;
  • снижение трудоемкости продукции;
  • увеличение объемов производства;
  • эффективное использование трудового потенциала работников и пр.

Нормирование труда также позволяет определять размеры индивидуальной оплаты труда каждого работника с учетом качества выполняемой им работы и оценивать потери рабочего времени и их влияние на выполнение основных задач работника.

Прежде чем перейти к изучению методики расчета норм времени на выполнение той или иной работы, необходимо разобраться в структуре рабочего времени.

Рабочее время — это время, в течение которого работник должен выполнять свои трудовые обязанности в соответствии с трудовым распорядком и своей должностной инструкцией (структура рабочего времени представлена на рисунке).


Структура рабочего времени

Рабочее время состоит из времени работы и времени перерывов.

Время работы — это часть рабочего времени, в течение которого работник выполняет определенную работу в соответствии с распоряжением руководства или согласно должностной инструкции.

3 составляющие времени работы:

1) подготовительно-заключительное время;

2) оперативное время;

3) время обслуживания рабочего места.

Подготовительно-заключительное время — это время, затрачиваемое рабочим на подготовку к выполнению заданной работы и действия, связанные с ее окончанием. Особенность подготовительно-заключительного времени — то, что его величина не зависит от объема работы, поэтому, когда длительное время выполняется одна и та же работа, подготовительно-заключительное время в расчете на единицу работы будет незначительным.

Оперативное время — это время, затрачиваемое непосредственно на выполнение заданной работы. Оно подразделяется на основное и вспомогательное время.

Основное время — это время, затрачиваемое рабочим на выполнение своей основной работы. Причем этот процесс может выполняться непосредственно рабочим или под его наблюдением (например, время на подъем, перемещение и опускание груза; время на активное наблюдение за ходом аппаратурного процесса и на его регулировку).

Вспомогательное время — это время, затрачиваемое рабочим на действия, обеспечивающие выполнение основной работы. Оно повторяется с определенным объемом работ. Вспомогательными являются также затраты времени на передвижения рабочего, необходимые для выполнения операций и другие аналогичные работы.

Время обслуживания рабочего места — это время, затрачиваемое рабочим на уход за рабочим местом и поддержание его в состоянии, обеспечивающем производительную работу в течение смены.

Время перерывов — время, включающее в себя регламентированные (время на отдых и личные надобности) и нерегламентированные перерывы (нарушения трудовой дисциплины, нарушения последовательности производственного процесса и пр.).

Организовать учет рабочего времени можно с помощью методики, которая предназначена для расчета трудоемкости выполняемых работ на предприятиях, основана на изучении затрат рабочего времени путем наблюдений и включает в себя хронометражные наблюдения и фотонаблюдения (фотография рабочего времени).

К сведению

Обеденный перерыв не включается в состав рабочего времени.

Хронометражные наблюдения — это изучение операции путем наблюдения и изучения затрат рабочего времени на выполнение отдельных составляющих элементов операции, которые многократно повторяются при проведении работы.

Обратите внимание!

Цель хронометража — получить исходные данные для разработки нормативов времени, установления норм времени на отдельные операции.

Фотонаблюдение (фотография рабочего времени) — наблюдение и замеры всех без исключений затрат рабочего времени в течение смены в порядке фактической последовательности этих затрат. Фотография рабочего времени позволяет накопить необходимый материал для нормирования подготовительно-заключительного времени, времени обслуживания рабочего места, времени отдыха.

Учет рабочего времени: методы и этапы

Учет рабочего времени с помощью фотографии рабочего дня

Рассмотрим особенности использования фотографии рабочего дня для нормирования труда основных производственных рабочих промышленных предприятий.

Этап 1. Определяем цель проведения фотонаблюдения

Цель фотонаблюдения — установить нормы подготовительно-заключительного времени, времени обслуживания рабочего места и времени на отдых и личные надобности.

К сведению

Фотография рабочего времени не применяется для нормирования оперативного времени — для этого используются хронометражные наблюдения.

Этап 2. Выбираем объект наблюдений

Важно правильно выбрать сотрудников при проведении наблюдений, на основе которых будут устанавливаться нормы, разрабатываться нормативы. Интенсивность труда у разных сотрудников в силу психофизических особенностей разная, а норма должна предусматривать среднюю интенсивность труда.

Мы рекомендуем

Наблюдения следует проводить за сотрудниками, квалификация которых соответствует разряду работы и которые имеют стаж работы от 2-х лет.

Этап 3. Определяем количество наблюдений

Чтобы обеспечить достаточную точность результатов, в зависимости от типа производства рекомендуется проводить от 5 (для единичного и мелкосерийного) до 20 (для массового) фотонаблюдений, обобщая полученные результаты.

Этап 4. Проводим фотонаблюдения

Проведение фотонаблюдений заключается в подробном и последовательном декларировании всех операций, выполняемых работником на рабочем месте. Фотографирование проводится с момента начала рабочей смены, при этом фиксируется время начала и время окончания наблюдаемых операций. Запись может производиться в том числе с применением системы видеонаблюдения.

Мы рекомендуем

Чтобы получить результаты с высокой степенью достоверности, наблюдения рекомендуется проводить за разными исполнителями.

Этап 5. Обрабатываем результаты фотографии рабочего времени

Обработка результатов фотографии рабочего времени предполагает анализ материала, а также занесение результатов проведенного наблюдения в наблюдательный лист (табл. 1).


Аннотация
Статья содержит определение рабочего времени, описание его видов. Рассмотрены основные виды потерь, изучены способы их контроля и устранения.

Рабочее время.

Для начала необходимо разобраться, что же такое рабочее время. Далеко не все имеют правильное представление об этом понятии. Итак, если обращаться к Трудовому Кодексу Российской Федерации, то, рабочее время – время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации относятся к рабочему времени. Иными словами, рабочее время — это время работы, пассивного и активного труда. Рабочее время исчисляется точно так же, как и обычное: в минутах, часах, днях и т.д.

Виды рабочего времени.

Выделяют три вида рабочего времени:

  1. Нормальное.
  2. Сокращённое.
  3. Неполное.

Если речь идёт о нормальном рабочем времени, то недельная продолжительность рабочего времени не должна превышать 40 часов. Работодателю необходимо вести учёт отработанных часов каждого работника, и следить за тем, чтобы эта цифра не превышала норму. При переработке работника необходимо производить соответствующие доплаты, которые, разумеется, закреплены в Трудовом Кодексе и оговорены в договоре.

Сокращённое рабочее время применимо для следующих категорий работников: граждане, не достигшие возраста 18 лет; для работников с опасными и вредными для здоровья условиями деятельности; для инвалидов и пр.

Рабочее время называется неполным, если график работы носит индивидуальный характер. К таким видам относится неполная занятость рабочего дня, недели. Различные подработки в совмещении с основной работой.

Потери рабочего времени.

Так как рабочее время является таким же ресурсом любой организации, как денежные средства или кадры, то оно также подвержено различным потерям. Потери рабочего времени, разумеется, ведут к потерям в производстве. Борьбу с данным явлением необходимо начать с выявления причин.

Причины возникновения потерь рабочего времени.

Выявить причину возникновения потерь рабочего времени – значит решить половину проблемы. Выделяют четыре источника возникновения потерь:

  1. Причины, связанные со структурой организации, её управлением.
  2. Причины, связанные с индивидуальными психологическими особенностями персонала.
  3. Причины, связанные с особенностью организации деятельности организации.
  4. Причины, связанные с техническими проблемами.

Примером первой группы причин могут быть: отсутствие четкого плана работ сотрудников; плохая иерархия; неправильно сформулированные поручения и т.д.

Вторую группу могут представлять такие причины, как: излишнее общительность с коллегами на посторонние темы; неподготовку рабочего места к необходимой деятельности; конфликты в коллективе.

К причинам, связанным с особенностью организации деятельности организации следует отнести: большой неструктурированный поток заданий; параллельное выполнение нескольких заданий; коммуникативные помехи; работа с внеплановыми заданиями.

Последнюю группу причин возникновения потерь рабочего времени представляют собой такие причины, как: появление неисправностей различной техники; перебои в работе интернета, телефона.

Нахождение потерь рабочего времени.

Существует множество способов нахождения потерь рабочего времени. Мы будем рассматривать лишь некоторые распространённые. К ним следует отнести:

  1. Хронометраж
  2. Фотография рабочего дня
  3. Фотохронометраж
  4. Метод моментных наблюдений

Хронометраж рабочего времени. Понятие хронометраж многим должно быть знакомо. Оно подразумевает под собой проведение некоторого количества наблюдений, при которых необходимо замерять количество времени, отводимого на одни и те же операции. По окончанию наблюдений, необходимо все полученные данные обобщить, структурировать и проанализировать.

Фотография рабочего дня представляет собой наблюдение в течение всего дня за деятельностью работников и выявление возможных потерь рабочего времени. Фотография рабочего дня называется групповой, если наблюдение ведётся за тремя и более сотрудниками.

Фотохронометраж, как понятно из названия, сочетает в себе фотографию рабочего дня и хронометраж. Во время наблюдений время на выполнение каждой операции измеряется по отдельным ее элементам путем хронометража, время на все остальные действия – с помощью фотографии рабочего дня.

Метод моментных наблюдений. Метод используется так: фиксируется порученные виды заданий через определённые промежутки времени.

Таким образом, мы изучили понятие рабочего времени, его виды. Научились находить причины потерь рабочего времени.


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Читайте также: