В каком пособии представлены диагностические методики обследования всех сторон детской речи

Обновлено: 25.06.2024

Возраст от 5 до 7 лет — это старший дошкольный возраст. Детей активно готовят к поступлению в первый класс. Большое внимание уделяют и развитию речи. Чем лучше сформированы речевые навыки, тем быстрее первоклассник научится писать и читать. А вот нарушения речевого развития будут усложнять учебный процесс. Поэтому в детских коллективах логопеды проводят диагностику развития речи детей старшего дошкольного возраста.

Нормы развития речи в дошкольном возрасте

Развитие речи в 5 лет

Речевые навыки совершенствуются. Ребята говорят более последовательно, логично и развернуто, речь становится связной. Они могут вести диалог и монолог. Фонематический слух выходит на более высокий уровень, малыши правильно выговаривают все звуки. Если ребенок искажает звуки, говорит неразборчиво, то его показывают логопеду для диагностики развития речи и коррекции.

Используют разные формы — восклицательную, вопросительную. Находят позицию звука в слове — в начале, середине или конце, называют их по порядку. Активно расширяется их лексический запас — запоминают слова молниеносно. Говорят грамотнее, хотя могут встречаться негрубые ошибки (например, один карандаш — много карандашов).

Развитие речи в 6 – 7 лет

Выговаривают и различают на слух все звуки, узнают их в потоке слов. Поэтому в отношении этой возрастной группы специалисты больше обращают внимание на постановку и улучшение дикции.

Словарный запас большой, но у всех детей отличается. Кто-то оперирует понятиями из разных областей, а у кого-то словарь ограничивается бытовой тематикой. При диагностике развития речи видно: с кем занимались родители (общались, читали книги, объясняли), а с кем — недостаточно. Говорят грамотно, могут ошибаться в употреблении глаголов (хочу — хочут, ехать — ехают). Говорят связно, простыми и сложными фразами, могут пересказать увиденный фильм, фантазировать, сочинять истории.

Оценка развития речи детей дошкольного возраста

Речевые навыки оценивают по нескольким критериям: словарный запас, звукопроизношение, грамматический строй, связность. При диагностике развития речи у детей используют тематические картинки, карточки, короткие рассказы.

Шаг 1. Активный словарь

Оценку развития речи детей дошкольного возраста начинают со словарного запаса. Анализ проводят по 3 критериям:

  1. Как малыш использует слова в общении;
  2. Умеет ли подбирать синонимы, антонимы;
  3. Использует ли прилагательные, глаголы.

Комплекс состоит из 5 блоков заданий.

В результате первого шага в диагностике развития речи детей старшего

дошкольного возраста выделяют 3 уровня: высокий, средний и низкий.

Шаг 2. Произношение звуков

Сначала оценивают произношение звуков (малыш говорит правильно или заменяет один звук другим, смягчает твердые звуки), артикуляцию.

Вот варианты заданий для оценки развития речи детей дошкольного возраста:

  • многократное повторение одного и того же звука;
  • подключают еще один звук и просят детей говорить их поочередно;
  • просят поочередно повторять два слога. При этом смотрят на четкость артикуляции.

Сначала предлагают звуки, которые сильно отличаются друг от друга по звучанию, затем — похожие.

Следующий шаг в диагностике развития речи — оценить, как дошкольник пользуется звуками в общении: искажает, заменяет, пропускает их или говорит правильно и четко. Для проверки предлагают задание: дают набор картинок, которые включают слова из оцениваемых звуков, а также просят повторить слова с разной слоговой структурой. Затем усложняют задание — просят повторить предложения из слов, которые состоят из проверяемых звуков.

Шаг 3. Грамматический строй

При оценке развития речи детей дошкольного возраста смотрят на грамматическое оформление фраз.

Комплекс состоит из нескольких блоков:

Первый — оценка уровня грамматического строя. Упражнения:

  1. Составь предложения. Предлагают 2 – 3 слова, из которых следует составить предложение, преобразуя их в нужную грамматическую форму;
  2. Восстанови предложение. Дают предложение, в котором слова разбросаны в хаотичном порядке. Дети должны восстановить правильную последовательность слов.

Сначала предлагают простые задания (на оценку умения составлять простые нераспространенные и распространенные предложения из 3 – 4 слов). Затем задачу усложняют — дают задания на оценку умения строить предложения из 6 – 7 слов.

Второй блок — выявляют способность составлять сложные предложения. При диагностике развития речи детям старшего дошкольного возраста дают такие задания:

При диагностике развития речи у детей старшего дошкольного возраста изучают и такие умение использовать:

Для диагностики развития речи деткам старшего дошкольного возраста предлагают задания для определения таких умений:

Для диагностики развития речи у деток старшего дошкольного возраста используют карточки и книжки с иллюстрациями, игрушки, окружающие предметы, сборники рассказов.

Шаг 4: Связность речи

Связность, последовательность и логичность — признаки правильного развития речи. В норме старшие дошкольники владеют фразовой развернутой речью, составляют рассказ по картинке или серии иллюстраций, последовательно пересказывают сюжет сказки, рассказа, увиденного фильма. Они вычленяют главную сюжетную линию и опускают второстепенные моменты.

У деток дошкольного возраста оценивают разные умения.

Во-первых, могут ли они закончить высказывание по иллюстрации, на которой изображено действие. Спрашивают, что нарисовано на картинке. Ожидается развернутый ответ на вопрос.

Во-вторых, могут ли устанавливать лексико-смысловые отношения между предметами и вербально их озвучивать. Для этого предлагают три картинки, например с изображением девочки, леса и корзинки. И просят составить рассказ с использованием всех трех изображений.

В-третьих, умеют ли составлять последовательный рассказ по серии иллюстраций. Для этого предлагают серию картинок, на каждой из которых нарисован эпизод истории. Задача — составить рассказ, опираясь на каждую картинку.

В-четвертых, могут ли детки вести монолог. Просят рассказать о каком-нибудь событии (поездке на море или в гости к бабушке с дедушкой, о проведенном Дне рождения или Новом годе). В этом же упражнении можно проверить и способность вести диалог, задавая вопросы.

В-пятых, умеют ли дети описывать, владеют ли понятием признаков предметов. Предлагают игрушки или картинки, на которых видны их свойства и детали (цвет, размер, текстура, форма). Просят описать увиденное как можно полнее в форме рассказа.

Еще одно задание — пересказ рассказа. Дошкольнику рассказывают сказку. Задача — запомнить ее название и содержание и пересказать. Чем больше деталей запомнит малыш и чем последовательнее будет его повествование, тем лучше.

В 6 – 7 лет ребята умеют фантазировать. Поэтому их просят придумать историю (по картинкам или без них). Оценивают грамматическое оформление, логичность, предложения (простые или сложные).

Ведущая деятельность дошкольников — игровая. Поэтому все задания организуют в форме игры. Чтобы снизить стресс, диагностику проводит знакомый им человек (например, логопед детского сада, которого они хорошо знают).

При нормальном развитии речи будущие школьники говорят связно и последовательно, отвечают на вопросы развернуто, ведут диалог и монолог.

Важность диагностики развития речи

Дошкольный возраст — важный период в подготовке ребенка к школе. Успешная учеба в некоторой степени зависит от речевого развития. Чем оно лучше, тем легче будет первокласснику учиться, осваивать грамоту. Если же имеются нарушения, это чревато трудностями для ученика: ему будет сложно овладеть навыками чтения и письма, а в дальнейшем и осваивать школьную программу.

Вот почему так важна своевременная диагностика развития речи. Пока до поступления в первый класс в запасе есть несколько лет, нужно откорректировать любые нарушения и довести речь малыша до нормы.

Логопедическое обследование ребенка крайне необходимо для определения уровня его речевого развития.

В последнее время отмечается рост числа детей с минимальными мозговыми дисфункциями, которые приводят к нарушению развития высших психических функций, в том числе и речи. Диагностическое исследование таких детей представляет определённые трудности, т.к. у данного контингента детей имеются не только речевые, но коммуникативные и эмоционально-волевые расстройства различной степени выраженности.

  • Устной и письменной речи
  • Особенностей процессов восприятия
  • Внимания
  • Памяти
  • Мышления
  • Пространственного воображения.
  • “Общая диагностика” (память, внимание, счёт, мышление, эмоции).
  • “Речевая диагностика” (устная речь, чтение, письмо, слухоречевая память).

Комплексное обследование, охватывающее как речевые, так и неречевые возможности ребёнка, позволяет провести качественную функциональную диагностику и разработать стратегию эффективной направленности коррекции.

  • произносительная сторона
  • фонематические процессы (слух и восприятие, звуковой анализ и синтез)
  • словарь
  • грамматический строй речи
  • связная речь
  • артикуляционная моторика (подвижность органов речи)
  • мелкая моторика рук

Перед проведением диагностики предлагается заполнить анамнез – анкету, в которой родители описывают основные моменты развития ребенка, начиная от рождения, условия его жизни. Все полученные данные помогают понять причину нарушения и спланировать свою работу так, чтобы максимально помочь ребенку.
После проведения диагностики, ребёнку рекомендуется необходимая программа развития. Которая учитывает его речевые, возрастные и индивидуальные психофизиологические особенности.

ПРИМЕРНЫЕ ВИДЫ ЗАДАНИЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ

  • на каком уровне находятся знания основных цветов, геометрических форм, величины предметов (Например, показать от самого высокого до самого низкого и т.п.)
  • умение ориентироваться в пространстве (спереди, сзади, вверху, внизу, сбоку); во времени (времена года, части суток)
  • состояние конструктивной деятельности (сложить разрезную картинку из двух-четырех частей);
  • знание элементарных математических понятий (один, много, ни одного);
  • умение классифицировать предметы (обобщающие понятия, выделение четвертого лишнего)
  • понимает ли ребёнок обращённую к нему речь;
  • какими речевыми средствами пользуется он в общении;
  • подражает ли речи взрослого;
  • как отвечает на вопросы (односложно или развёрнутыми фразами);
  • использует ли мимику, жесты.
  • покажи и назови предметы (куклу, машину, часы, книгу, зеркало);
  • покажи и назови части тела (руку, нос, колено, локоть, лоб, пальцы, шею);
  • покажи и назови части предметов (дома, машины, самолета, куклы, часов);
  • покажи и назови животных (кошку, собаку, зайца, волка, лису, лошадь, козу).
  • покажи и назови, что делает конкретный человек (едет, идет, ест, сидит, плывет);
  • покажи и назови, что делает человек на картинке (шьет, вяжет, гладит, готовит)
  • назови предметы одним словом (овощи, фрукты, игрушки, животные, птицы, посуда, мебель, транспорт, инструменты);
  • узнай предметы по характерным признакам (что состоит из кабины, кузова, колес, фар, руля, сиденья – машина).

Составление предложений по картинкам.

Составление предложений по опорным словам.

СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗА ПО СЮЖЕТНОЙ КАРТИНКЕ, ИЛИ СЕРИИ КАРТИНОК.

СОСТАВЛЕНИЕ рассказа по описанию игрушки.

По результатам диагностики делается заключение о состоянии речи ребёнка. В ходе консультации знакомлю родителей с результатами обследования, отвечаю на вопросы и информирую о необходимости логопедической помощи. По показаниям предлагаю сопровождение ребёнка по индивидуальной программе, учитывающей его речевые, возрастные и индивидуальные психофизиологические особенности и составленной на основе разработанных логопедических программ.

Читайте также: