В каком органе может быть обжаловано решение тфомс

Обновлено: 02.07.2024

ФАС России — государственная структура, которая занимается надзором за деятельностью монополий, проведением госзакупок, следит за соблюдением норм права о защите конкуренции и рекламе. Правомочна обращаться в судебные органы, рассматривать дела о нарушении антимонопольных законов, принимать решения и проч.

Внесудебный и судебный порядок обжалования

Акт Федеральной антимонопольной службы можно оспаривать в ведомственном или судебном порядке.

В первом случае заявление рассматривается самим ведомством, во втором – арбитражным судом.

Выбирая орган для обжалования решения ФАС, следует учитывать:

  1. Досудебный порядок обжалования не обязателен.
  2. Ведомственный способ обжалования подходит не для всех актов.
  3. Само ведомство не часто склоняется к необходимости отменять решения сотрудников, поэтому получив отрицательный результат, скорее всего, нужно будет обращаться в суд.
  4. Только судебное обжалование приостанавливает действие предписания.
  5. Контролирующий орган, в отличие от судебного, не может восстановить пропущенный срок.

Срок для обжалования решений ФАС России

При несогласии с постановлением особое внимание следует обращать на сроки. Подать жалобу на решения УФАС следует в течение трёх месяцев.

Жалоба в федеральный антимонопольный орган на решение, нарушающее единообразие в применении норм антимонопольного законодательства, должна быть подана в федеральный орган в течение месяца. Акт, принятый коллегиальным органом антимонопольной службы по жалобе, может быть обжалован в судебный орган в месячный срок с момента вступления в силу.

Пропущенный срок не будет основанием для отказа принять заявление. Если есть доказательства уважительности причин, из-за которых обжалование не состоялось в срок, можно ходатайствовать перед судом о восстановлении срока.

Досудебный (ведомственный) порядок обжалования

К достоинствам этого способа защиты прав можно отнести упрощенный порядок и экономию времени. Однако по эффективности он уступает судебному.

Если выбран ведомственный порядок защиты интересов организации, жалоба подается в территориальный орган ФАС. При этом исполнение требований предписания не приостанавливается.

В ведомственном порядке можно оспаривать:

  1. Несоблюдение срока публикации в ЕИС данных о принятой жалобе, или дате и месте её разрешения.
  2. Несоблюдение сроков, установленных для регистрации и рассмотрения жалоб.
  3. Нарушающий контрактное законодательство отказ в разрешении жалобы.

Не получится оспорить в административном порядке:

  1. Нарушения по уже заключённым сторонами контрактам.
  2. Нарушение комиссией порядка оценки и сопоставления заявок.
  3. Нарушения, которые уже были предметом рассмотрения судом с вынесением решения.
  4. Случаи, когда жалоба уже рассматривалась контролирующим органом и по ней было принято постановление.

Как обращаться

Письменное заявление следует подать в территориальный орган, который принял решение.

Установлены разные способы, чтобы передать обращение:

  • через приемную ведомства;
  • почтовой связью;
  • МФЦ;
  • на сайте ФАС (через электронную приемную);
  • Госуслуги.

В жалобе следует написать:

  • наименование органа ФАС либо фамилию и должность лица, принявшего решение;
  • наименование заявителя;
  • его адрес, контактные данные (телефон, имейл);
  • причины обжалования;
  • поставить подпись и дату.

Непременно следует указать на нарушения Регламента, которые помогут признать обращение обоснованным.

Если заявление подписывает представитель организации, необходимо приложить копию доверенности. Приобщение остальных документов остается на усмотрение заявителя.

Антимонопольный орган должен разрешить дело и принять решение в тридцатидневный срок. Если потребуется проверка, руководитель вправе продлить рассмотрение оспариваемого акта до тридцати дней, уведомив заявителя об увеличении срока.

Если обжаловалось решение госслужащего территориального органа, решение принимает руководитель соответствующего органа.

Копия решения в течение трёх рабочих дней должна быть отправлена заявителю.

Ведомственная апелляция

Ненормативный акт, составленный комиссией, может быть обжалован в месячный срок в коллегиальный орган ФАС России. Правда, обжаловаться в апелляционную инстанцию могут исключительно решения, которые нарушают единообразное применение норм о конкуренции.

Не рассматриваются в вышестоящем коллегиальном органе жалобы на решения, принятые по законодательству о рекламе, о конкуренции, о контрактной системе.

Нельзя применять досудебный порядок для обжалования решений и предписаний ФАС России и её коллегиальных органов. Для такого обжалования следует обращаться с заявлением в суд.

Как обжаловать решение ФАС в арбитражный суд

Что может обжаловаться

В судебном порядке можно оспаривать не только действия и бездействие должностных лиц, решения и предписания комиссий, но и коллегиальных органов антимонопольной службы.

Правила обращения в суд

Заявление о несоответствии решения контролирующего органа нормативному правовому акту придется оплатить пошлиной: 300 рублей для физических лиц и 3 000 рублей – для организаций.

Обжалование решений ФАС в суде приостанавливает его действие, пока постановление суда не вступит в законную силу.

Заявление направляется в арбитражный суд по месту нахождения ответчика.

Какие требования надо учесть

Заявление должно быть грамотным, понятным, обоснованным нормами права и оформлено письменно. Его структура включает следующие части:

  1. Вводную, в которой указывается наименование суда, сторон, их реквизиты (наименование лица, подающего заявление, ИНН, адреса, контакты).
  2. Описательную. В ней раскрываются обстоятельства дела.
  3. Мотивировочную. Содержит описание незаконных решений и действий их юридическую оценку со ссылкой на нормы закона, доказательства.
  4. Просительную, в которой указываются требования.

Чтобы заявление, направляемое в арбитражный суд, было принято, его следует писать с учетом условий, изложенных в части 1 и 2 статьи 125 АПК РФ.

Несоблюдение требований может привести к оставлению заявления без движения, или, что хуже, к отказу в удовлетворении требований. Избежать проблем можно, поручив составление заявления нашим юристам, которые знают, как всё сделать правильно.

Необходимые документы:

  • квитанция оплаты госпошлины;
  • почтовая квитанция, доказывающая направление копии заявления госоргану;
  • выписка из ЕГРЮЛ (ЕГРИП);
  • подтверждающие полномочия лица, которое заявление подписало;
  • доверенность;
  • копия обжалуемого решения;
  • доказательства.

Как рассматриваются жалобы

Дела по обжалованию неправомерных решений ФАС в суде рассматриваются по правилам искового производства, с некоторыми особенностями. В частности, бремя доказывания законности принятого решения лежит на органе власти. Рассмотрение дела из публичных правоотношений не должно длиться более трёх месяцев.

Однако на практике надеяться на этот принцип не стоит: без активной позиции заявителя дело можно проиграть.

Решение может быть обжаловано в апелляционный арбитражный суд в течение месяца со дня принятия.

Теперь до обращения в суд юрлицам и ИП обязательно нужно будет пожаловаться на решение контрольного органа или действия чиновника в вышестоящий орган власти или руководителю должностного лица. Но ведомственная солидарность может добавить проблем

Обжаловать решения чиновников станет сложнее

1 июля 2021 г. вступит в силу Закон о государственном и муниципальном контроле 1 , который изменит порядок обжалования решений контрольных органов и действий или бездействия должностных лиц. Их обжалование в суде будет возможно только после досудебного обжалования.

Что такое досудебное обжалование?

Сегодня при несогласии с решением органа власти или действиями должностного лица в большинстве случаев можно сразу обратиться в суд с жалобой и потребовать отменить решение как незаконное или признать действия чиновника противоправными. Лишь по некоторым категориям дел до обращения в суд необходимо подать жалобу в вышестоящий орган власти. Так, если межрайонная налоговая инспекция неправильно посчитала размер транспортного налога, требуется обратиться в управление налоговой инспекции по региону, и только после отказа в удовлетворении жалобы можно идти в суд. Обязательное досудебное обжалование применяется по спорам с Росреестром, например в случае отказа в совершении регистрационных действий.

Когда начнут действовать новые правила и кому их придется соблюдать?

Новый порядок распространяется только на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Рядовые граждане по-прежнему смогут обжаловать решения органов власти и действия чиновников сразу в суд. Кроме того, нововведения коснутся только контрольно-надзорной деятельности, в других сферах споры с властными инстанциями будут решаться по-старому.

Хотя Закон о государственном и муниципальном контроле вступает в силу в июле текущего года, полностью порядок обжалования решений чиновников изменится только 1 января 2023 г. С этой даты по всем без исключения спорам с органами власти, в том числе с местными, перед обращением в суд необходимо будет подать жалобу в вышестоящий орган. Лишь после вынесения им решения об отказе в удовлетворении требований можно идти в суд.

Однако по некоторым делам досудебный порядок станет обязательным уже с 1 июля 2021 г., например в области государственного пожарного надзора. Все виды контроля, для которых досудебный порядок должен применяться уже в этом году, Правительство РФ определило в Постановлении от 28 апреля 2021 г. № 663. В перечень включены 62 вида федерального госконтроля (надзора), который осуществляют 19 ведомств, в том числе ФНС, ФССП, МЧС, Ростехнадзор, Ростуризм, Роструд, Росреестр, Роспотребнадзор, Росздравнадзор, Минпромторг, Рособрнадзор и др.

Как теперь подавать жалобы?

Жалобы вышестоящему должностному лицу отныне должны подаваться только в электронном виде – еще одно существенное нововведение. Это можно сделать через федеральный или региональный портал госуслуг. Жалобу обязательно нужно подписать электронной подписью, причем юридические лица должны использовать усиленную квалифицированную электронную подпись. Сейчас почти у всех коммерческих организаций такая подпись оформлена. У индивидуальных предпринимателей проблем также не возникнет, поскольку они могут обращаться с жалобами на решения контролирующих органов со своих аккаунтов физических лиц на портале госуслуг.

Жалоба всегда подается в адрес вышестоящего органа или должностного лица. Например, при оспаривании действий пожарного инспектора жалоба будет рассматриваться руководителем территориального органа МЧС России, в котором этот инспектор работает.

Чтобы жалоба была принята, в ней необходимо указать:

  • наименование органа власти или должностного лица, чьи действия обжалуются;
  • Ф.И.О. или наименование заявителя, его место жительства или юридический адрес;
  • если жалоба подается представителем – сведения о нем и доверенности;
  • какие именно решения или действия обжалуются;
  • доводы заявителя;
  • его требования.

Заявитель не должен доказывать незаконность обжалуемых решений или действий. Бремя доказывания возлагается на орган или должностное лицо, на которых жалуется заявитель.

К жалобе можно прикладывать документы. Во время ее рассмотрения у заявителя могут запросить дополнительные материалы. При этом установлен запрет на истребование у заявителей документов, которые имеются в распоряжении органов власти.

Правила рассмотрения жалобы могут различаться в зависимости от сферы контроля, так как они должны предусматриваться в положениях о порядке контрольной деятельности уполномоченных органов, а в каждой сфере имеется свое такое положение. Именно в этих положениях будут установлены сроки рассмотрения жалоб – они не могут быть больше 20 рабочих дней.

Очевидным достоинством преобразований является приведение к единству досудебного порядка обжалования решений государственных органов и действий их должностных лиц. Теперь процедура подачи всех жалоб руководству чиновников и порядок их рассмотрения регулируются одним законом. Это очень удобно: не нужно перечитывать многочисленные разрозненные законы и постановления, чтобы понять, как и куда обращаться с жалобой. И все же необходимость оперирования несколькими нормативными документами отчасти сохранится. В любом случае потребуется обращаться к положениям о конкретных видах государственного контроля – в основном в них будут содержаться правовые нормы о досудебном оспаривании.

Добавит комфорта электронное взаимодействие с государственными органами. Однако ощутимым недостатком могут стать последствия ведомственной солидарности. Как показывает практика, руководство редко отменяет решения своих подчиненных. В таких случаях для восстановления нарушенных прав все равно придется обращаться в суд. И тут досудебное обжалование лишь задержит решение проблем, приведет к затруднениям при судебном рассмотрении дела из-за давности событий и меньшей эффективности защиты прав.

В заключение рекомендуем всем, на кого распространяются изменения, уже сейчас задуматься о создании и настройке личного кабинета гражданина или юридического лица на портале госуслуг. При частом взаимодействии с региональными и местными контролирующими органами следует организовать работу с региональным порталом государственных и муниципальных услуг.

Как известно, на территории РФ действует система обязательного медицинского страхования. Центральными участниками данных правоотношений являются страховые компании и медицинские организации, которые строят свою работу на основе договора. Так, согласно ч. 2 ст. 39 Федерального закона N 326-ФЗ по договору на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС медицинская организация обязуется оказать медицинскую помощь застрахованному лицу в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования (далее - ТПОМС), а страховая медицинская организация - оплатить медицинскую помощь, оказанную в соответствии с ТПОМС.

Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации".

На практике возникают различные споры между вышеуказанными сторонами договора, анализу которых посвящена настоящая статья.

Обжалование результатов контроля за использованием средств ОМС

В силу п. 1 ст. 40 Федерального закона N 326-ФЗ контроль объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи медицинскими организациями в объеме и на условиях, которые установлены ТПОМС и договором на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС, проводится в соответствии с Порядком, утвержденным Приказом ФФОМС N 230 .

Приказ ФФОМС от 01.12.2010 N 230 "Об утверждении Порядка организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию".

По результатам контроля медицинская организация может быть подвергнута санкциям, предусмотренным ст. 41 Федерального закона N 326-ФЗ, а также договором на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС (п. 10 ст. 40 названного Закона).

Медицинской организации предоставлено право в течение 15 рабочих дней со дня получения актов страховой компании обжаловать ее заключение при наличии разногласий по результатам медико-экономического контроля, медико-экономической экспертизы и экспертизы качества медицинской помощи путем направления претензии в ТФОМС (п. 1 ст. 42 Федерального закона N 326-ФЗ).

Если медицинская организация обратится в ТФОМС за пределами указанного срока, то претензия будет отклонена.

В Постановлении АС СЗО от 24.03.2016 по делу N А21-1036/2015 суд указал, что медицинская организация обратилась в ТФОМС спустя 56 дней, то есть за пределами установленного 15-дневного срока, и без представления необходимых документов. Указанные обстоятельства послужили основанием для отклонения претензий. При этом доводы медицинской организации о невозможности представить документы, поскольку они были изъяты в ходе проверки, не приняты, так как она имела возможность своевременно обратиться в ТФОМС с обоснованием причин непредставления соответствующих документов, чтобы ТФОМС мог принять решение по существу заявленных претензий.

В силу п. 3 ст. 42 Федерального закона N 326-ФЗ ТФОМС обязан в течение 30 рабочих дней со дня поступления претензии рассмотреть ее и организовать проведение повторных медико-экономического контроля, медико-экономической экспертизы и экспертизы качества медицинской помощи.

Если данную обязанность ТФОМС не выполнил, то медицинская организация может признать такое бездействие незаконным.

В Постановлении Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.06.2016 N 18АП-6134/2016 по делу N А47-11449/2015 было установлено: ТФОМС в ответе на претензию медицинской организации указал, что факты нарушений, выявленных страховой компанией, полностью подтверждены специалистами ТФОМС, при этом ТФОМС был обязан в порядке контроля за деятельностью страховой компании провести реэкспертизу с учетом замечаний медицинской организации либо отказать в проведении реэкспертизы, но с обоснованием причин такого отказа. Однако подобных действий ТФОМС не совершил.

Таким образом, ТФОМС допущено бездействие, выразившееся в непроведении повторной медико-экономической экспертизы на основании поданной претензии медицинской организации, вопреки требованиям п. 3 и 4 ст. 42 Федерального закона N 326-ФЗ. Поскольку решение ТФОМС не принято, медицинская организация лишена возможности его обжаловать и защищать свои интересы путем обращения в суд.

Для справки. Следует также помнить о том, что в судебном порядке предусмотрено обжалование решения ТФОМС (п. 5 ст. 42 Федерального закона N 326-ФЗ), сам акт медико-экономической экспертизы обжалуется только в ТФОМС.

В Постановлении АС ДВО от 22.08.2016 N Ф03-3066/2016 по делу N А73-12194/2015 указано, что акт медико-экономической экспертизы является документом, фиксирующим результаты проверки, не содержит предписаний властно-распорядительного характера государственного органа, адресованных медицинской организации, влекущих возникновение, изменение или прекращение ее прав и обязанностей, то есть признается актом ненормативного характера, и не может быть обжалован в порядке ч. 1 ст. 198 АПК РФ (как ненормативный правовой акт), а обжалуется только во внесудебном порядке.

На обжалование решений страховой организации о восстановлении денежных средств не распространяется общий срок исковой давности.

Довод о том, что отношения между ТФОМС и медицинской организацией построены на договоре, в связи с чем регулируются гражданским законодательством, был отклонен судом как основанный на неверном толковании норм закона.

Поэтому решение ТФОМС должно быть обжаловано в течение трех месяцев со дня, когда медицинской организации стало известно о нарушении ее прав и законных интересов (п. 4 ст. 198 АПК РФ).

В силу ст. 198, 200, 201 АПК РФ и п. 6 Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ N 6/8 для признания решения ТФОМС незаконным необходимо наличие одновременно двух условий:

  • несоответствие решения закону или иному нормативному правовому акту;
  • нарушение прав и законных интересов медицинской организации.

Так, в Постановлении Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.11.2014 по делу N А05-6444/2014 арбитры пришли к выводу, что отсутствие в журнале очередности госпитализации в дневной стационар информации о причинах неявки пациентов в назначенные дни для такой госпитализации не может служить основанием для признания поликлиники виновной в нарушении этих сроков. А поскольку оспариваемые пункты решения ТФОМС незаконно возлагают на поликлинику обязанность по уплате страховой компании и ТФОМС сумм штрафов посредством взаиморасчета за неисполнение договорного обязательства, решение ТФОМС является недействительным.

Неоплата или уменьшение оплаты медицинской помощи

Первым неблагоприятным последствием, которому подвергается медицинская организация по результатам медико-экономического контроля (экспертизы), экспертизы качества медицинской помощи, является неоплата или уменьшение оплаты медицинской помощи.

Перечень оснований для отказа в оплате или уменьшении оплаты медицинской помощи предусмотрен в Приложении 8 к Приказу ФФОМС N 230.

В соответствии с п. 1 ст. 41 Федерального закона N 326-ФЗ неоплата или уменьшение оплаты медпомощи предполагают:

  • удержание из объема средств, предусмотренных для оплаты медицинской помощи, оказанной медицинскими организациями;
  • возврат сумм, не подлежащих оплате, страховой медицинской организации;
  • уменьшение оплаты медицинской помощи.

Обратите внимание! Согласно Письму ФФОМС N 3539/30/2169 в составе Правил ОМС утверждена единая Методика исчисления размеров неполной оплаты затрат на оказание медицинской помощи, штрафов за неоказание, несвоевременное оказание либо оказание медицинской помощи ненадлежащего качества (Приказ Минздрава России N 536н ), вступившая в силу 01.01.2016 и применяемая к правоотношениям, возникшим с указанной даты.

Письмо ФФОМС от 25.05.2016 N 3539/30/2169 "Об организации контроля".
Приказ Минздравсоцразвития России от 28.02.2011 N 158н "Об утверждении Правил обязательного медицинского страхования".
Приказ Минздрава России от 06.08.2015 N 536н "О внесении изменений в Правила обязательного медицинского страхования, утвержденные Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 28 февраля 2011 г. N 158н".

Страховая компания может не только требовать уменьшения суммы оплаты медицинской помощи, но и обязать медицинскую организацию возместить пациенту стоимость приобретенных медицинских изделий, которые должны были быть предоставлены ему бесплатно.

В связи с поступлением претензии ТФОМС провел повторную целевую медико-экономическую экспертизу, по результатам которой признал обоснованными суммы финансовых санкций и денежных средств для возмещения застрахованному лицу (пациенту). В ходе судебного разбирательства было установлено, что изделие медицинского назначения ("скотч-кастовый сапожок") приобретено пациентом за свой счет.

Согласно акту медико-экономической экспертизы указанное изделие медицинского назначения должно было быть предоставлено пациенту бесплатно за счет средств обязательного медицинского страхования.

Довод медицинской организации об отсутствии стандарта оказания специализированной медицинской помощи при травмах, отравлениях и некоторых других последствиях воздействия внешних причин правомерно отклонен судами, поскольку отсутствие указанного стандарта не является правовым основанием для возложения на пациента обязанности по приобретению изделий медицинского назначения за свой счет.

Примечание. Если в ходе контроля будет установлено, что предоставленная медпомощь не входит в ТПОМС, то в ее оплате будет отказано.

Доказательств, подтверждающих информирование пациента о наличии медицинского изделия ("скотч-кастового сапожка"), также представлено не было.

Медицинской организации следует помнить о том, что согласно п. 1 ст. 39 Федерального закона N 326-ФЗ по договору на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС оплачивается медицинская помощь, оказанная в соответствии с ТПОМС.

В Постановлении АС ВСО от 05.03.2015 N Ф02-342/2015 по делу N А19-5063/2014 судьи признали правомерным отказ страховой компании в оплате услуг невролога, эндокринолога, ультразвукового сканирования, так как данные услуги не были предусмотрены ТПОМС.

В некоторых случаях страховая компания отказывает в оплате медицинской помощи (уменьшает ее оплату), ссылаясь на непредставление медицинской организацией первичной медицинской документации. При этом важна квалификация совершенного нарушения, так как от данного обстоятельства зависит размер санкции.

Так, в Постановлении АС ДВО от 20.10.2015 N Ф03-4037/2015 по делу N А04-2440/2014 суд пришел к выводу об отсутствии оснований для квалификации дефектов в оформлении первичной медицинской документации (отсутствие карт вызова скорой медицинской помощи) как непредставление первичной медицинской документации, подтверждающей факт оказания застрахованному лицу медицинской помощи в медицинской организации без объективных причин (п. 4.1 Приложения 8 к Приказу ФФОМС N 230).

Судом установлено, что медицинской организацией представлены иные документы, подтверждающие факт оказания услуг скорой медицинской помощи: журналы вызовов скорой медицинской помощи; амбулаторные карты пациентов, в которые вклеены сигнальные листы; медицинские карты стационарного больного, в которых отражена госпитализация больного бригадой скорой медицинской помощи.

Вместе с тем отсутствие заполнения учетной формы "Карта вызова скорой медицинской помощи" суд квалифицировал как дефекты оформления первичной медицинской документации, препятствующие проведению экспертизы качества медицинской помощи, в силу которых невозможно оценить динамику состояния здоровья застрахованного лица, объем, характер и условия предоставления медицинской помощи (п. 4.2 Приложения 8 к Приказу ФФОМС N 230). При этом сумма санкции была уменьшена с 20% до 2%.

Есть случаи, когда страховая компания отказывала в оплате медицинской помощи на том основании, что она выплатила денежные средства в пределах объемов, выделенных для медицинской организации.

Однако тут следует помнить о том, что согласно п. 112.2 Правил ОМС при недостатке целевых средств, полученных по заявкам, для оплаты медицинской помощи средства предоставляются из нормированного страхового запаса территориального фонда в соответствии с порядком использования средств нормированного страхового запаса территориального фонда.

Уплата медицинской организацией штрафов

Вторым неблагоприятным последствием является взыскание штрафа. Так, в силу п. 69 Приказа ФФОМС N 230 за неоказание, несвоевременное оказание либо оказание медицинской помощи ненадлежащего качества медорганизация уплачивает штраф в соответствии с перечнем оснований для отказа (уменьшения) оплаты медицинской помощи (Приложение 8 к Приказу ФФОМС N 230) на основании предписания.

Отсутствие в договоре между страховой компанией и медицинской организацией конкретного перечня нарушений и размеров экономических санкций не освобождает стороны от обязанности соблюдать правила, установленные законом и иными правовыми актами (императивные нормы). Как правило, применяются нормы Порядка организационного и финансового взаимодействия субъектов и участников обязательного медицинского страхования при реализации программы государственных гарантий бесплатного оказания населению помощи (Постановление АС СЗО от 05.08.2015 N Ф07-5075/2015 по делу N А21-7563/2014).

Обратите внимание! Если акты медико-экономической экспертизы страхового случая, помесячные акты сверки, а также сводные акты подписаны медицинской организацией без каких-либо замечаний и скреплены печатью, то оспорить наложение штрафа практически невозможно (Постановление АС МО от 06.06.2016 N Ф05-6582/2016 по делу N А41-22757/2015).

Однако не стоит забывать о ст. 333 ГК РФ, в соответствии с которой если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, то суд вправе уменьшить неустойку. Если обязательство нарушено лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность, суд вправе уменьшить неустойку при условии заявления должника о таком уменьшении.

Так, в Постановлении АС МО от 19.08.2015 N Ф05-10631/2015 по делу N А40-134195/14 суд отменил решения нижестоящих судов, указав: в ходе рассмотрения дела медицинской организацией заявлено о применении ст. 333 ГК РФ, что также отражено в протоколе судебного заседания (аудиозапись). Вместе с тем ходатайство ответчика о снижении неустойки суды не рассмотрели, мотивы и выводы об отклонении данного ходатайства в судебных актах отсутствуют, доводы заявителя во внимание не приняты.

В конечном счете суд (Решение Арбитражного суда г. Москвы от 11.01.2016 по делу N А40-134185/14-170-1146), рассмотрев повторное ходатайство медицинской организации о применении ст. 333 ГК РФ, принял решение о взыскании штрафа путем применения двукратной ставки Банка России.

За несвоевременную уплату штрафа могут быть взысканы проценты за пользование чужими денежными средствами по ст. 395 ГК РФ (Решение Арбитражного суда Калининградской области от 20.11.2015 по делу N А21-7563/2014).

Однако есть и противоположная практика. Так, в Постановлении Первого арбитражного апелляционного суда от 06.12.2016 по делу N А43-8972/2016 отмечено: неустойка (штраф, пени) является не только мерой ответственности за ненадлежащее исполнение/неисполнение обязательств, но и в силу ст. 329 ГК РФ способом обеспечения исполнения основного обязательства, поэтому на ее сумму не могут начисляться проценты за пользование чужими денежными средствами, предусмотренные ст. 395 ГК РФ (Постановление Президиума ВАС РФ от 06.06.2000 N 6919/99).

В соответствии с разъяснениями, данными арбитражным судам в Постановлении Пленума ВС РФ N 7 , начисление предусмотренных ст. 395 ГК РФ процентов на сумму судебной неустойки не допускается.

Постановление Пленума ВС РФ от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств".

С учетом изложенного суд отказал в удовлетворении требования о взыскании с медицинской организации процентов за пользование чужими денежными средствами, начисленных на суммы штрафа.

В заключение сформулируем выводы.

  1. Медицинская организация вправе в течение 15 рабочих дней со дня получения актов страховой компании обжаловать ее заключение путем направления претензии в ТФОМС.
  2. Законодательством предусмотрено право судебного обжалования только решения ТФОМС, принятого по результатам рассмотрения претензии медицинской организации, сам акт страховой компании в судебном порядке не обжалуется.
  3. В качестве мер ответственности за нарушение требований ОМС являются неоплата или уменьшение оплаты медицинской помощи, а также уплата медицинской организацией штрафов.
  4. Если оказанная медицинская помощь не входит в ТПОМС, то в ее оплате будет отказано.
  5. При недостатке целевых средств, полученных по заявкам, для оплаты медицинской помощи по ОМС страховая компания обязана обратиться в ТФОМС с требованием о предоставлении средств из нормированного страхового запаса территориального фонда.
  6. Размер штрафа, налагаемого на медицинскую организацию, может быть снижен по ст. 333 ГК РФ на основании соответствующего заявления.

бухгалтерский учет и налогообложение"

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности. --> Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

Решение может быть обжаловано в вышестоящий орган Пенсионного фонда Российской Федерации, который принимает решение по существу вопроса, обязательное для исполнения соответствующим территориальным органом.

Пенсионного фонда Российской Федерации может быть обжаловано в установленном порядке в суд. Что это значит?

Ответы на вопрос:

Это значит что вы можете оспорить решение органа пенсионного фонда.

Похожие вопросы

Обжаловали решение суда, о рассрочки исполнения решения суда в вышестоящий, было вынесено решение - Определение отменено полностью с разрешением вопроса по существу

Что это значит? Всем спасибо.

Постановление адмнистративного органа было обжаловано в районном суде успешно для жалобщика. Имеет ли право административный орган обжаловать решение районного суда в вышестоящий суд для отмены решения районного суда об отмене постановления о наложении штрафа нарушителю?

Я Индивидуальный предприниматель. Сегодня был в Пенсионном фонде на отчете и мне дали бумажку с суммами сколько я должен платить. И там процентные ставки:

на финансирования страховой части трудовой пенсии - 20%

На финансирование накопительной части трудовой пенсии - 6%

Федеральный фонд обязательного мед страхования - 3.1%

Территориальный фонд обязательного мед страхования - 2.0%

Пенсионный фонд Российской Федерации - 18,0 процента

Фонд социального страхования Российской Федерации 2,9 процента

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования 3,1 процента

Территориальные фонды обязательного медицинского страхования 2,0 процента

И кому верить? Данному закону или сотрудникам пенсионного фонда и той бумажке которую мне дали. Заранее благодарен!

Какие процентный ставки для страховых взносов в 2011 году.

Межрайонное УПФР отказало в срочной выплате пенсионных накоплений по причине НЕТ СРЕДСТВ ДЛЯ ВЫПЛАТЫ, как обжаловать это решение в вышестоящий фонд?

А также по акту проверки № 05-03-06/1342 от 28.05.2015 г. периода работы с 18.08.1982 г. по 18.11.1999 г. в СШ № 1 поселка Чегем-1, указанного в трудовой книжке, имеются приказы о принятии и об увольнении на Черкесову Зухру Борисовну.

Решение может быть обжаловано в вышестоящий орган Пенсионного фонда Российской Федерации, который принимает решение по существу вопроса, обязательное для исполнения соответствующим территориальным органом.

Решение как территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации, так и вышестоящего органа Пенсионного фонда Российской Федерации (по отношению к органу, вынесшему соответствующее решение) может быть обжаловано гражданином в суде.

Посоветуйте, пожалуйста, что ей делать? И вправе ли они были ей отказывать в назначении страховой части пенсии? Они назначили ей пенсию минимальную - 6000 руб, как будто мама и не работала никогда. Но пенсию пока не дали.

Согласно закону граждане Российской Федерации, не имеющие подтвержденного регистрацией места жительства на территории Российской Федерации, подают заявление о назначении пенсии в территориальный орган ПФР по своему месту пребывания.

Граждане Российской Федерации, не имеющие подтвержденного регистрацией места жительства и места пребывания, подают заявление о назначении пенсии в территориальный орган ПФР по месту своего фактического проживания. Подскажие, пожалуйста, достаточно ли просто явиться в Пенсионный фонд для назначения пенсии или нужно как-то подтверждать свое фактическое пребывание в данном городе?

При обращении в суд с иском к Пенсионному фонду РФ о перерасчёте пенсии (претензии сроку давности не подлежат) мной была допущена ошибка, несмотря на указание суда, что исковые требования должны были быть обращены к ГУ-УПФР в Вяземском районе Смоленской области, так как (дословное цитирование Первого заместителя Председателя Правления ПФ РФ Л.И.Чижик в Замоскворецком районном суде г. Москвы и Московском городском суде в Возражениях на исковое заявление, соответственно): Пенсионный фонд РФ в правоотношения по назначению и перерасчёту трудовых пенсий с пенсионерами не вступает и следовательно Пенсионный фонд РФ является ненадлежащим ответчиком (04.10.2012 № АИ-25-18/14388), Пенсионный фонд Российской Федерации не является уполномоченным органом по назначению, доставке и выплате пенсий (таким органом является территориальный орган ПФР по месту жительства пенсионера Удалого И.В., а именно Государственное учреждение - Управление ПФР в Вяземском районе Смоленской области) и, следовательно, на него не может быть возложена обязанность произвести перерасчёт пенсии истцу (17.01.2013 № ЛЧ-25-19/391).

Вопрос: Имеет ли правовое обоснование обращение в суд с иском вновь, но уже к надлежащему ответчику, как было указано в отказном Решении суда 08.10.2012, а именно и в частности: Довод представителя истца о том, что Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы являются единой централизованной системой, не противоречит закону. Однако, суд отмечает, что по смыслу ст. 5 ФЗ от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации в рамках централизованной системы существует разграничение полномочий и способность юридических лиц отвечать по своим правам и обязанностям в рамках компетенции, тогда как, в целом, СУД РЕШИЛ: В удовлетворении исковых требований Удалого Ивана Васильевича к Пенсионному фонду Российской Федерации о восстановлении пенсионных прав, взыскании материального ущерба, компенсации морального вреда отказать.

Спасибо за внимание. Прошу со всей ответственностью изложить ответ в силу того, что так или иначе о работе спустя рукава Председателя ПФ РФ Дроздова Антона Викторовича будет поставлен в известность Президент РФ, назначивший его на должность в ранге министра.

Читайте также: