В каком из перечисленных культовых сооружений мужчины обязаны быть с покрытой головой

Обновлено: 30.06.2024

Прежде чем приступить к рассмотрению столь интересного и таинственного вопроса покрытия головы для женщины, хочется поблагодарить Господа за Его щедрую милость, что Он через Своего верного слугу пастора Лосникова А.В. приоткрыл нам завесу в понимании этого, как оказалось, очень важного вопроса. Великое счастье—знать суть Божьей заповеди! И если в других церквах думают так или иначе, для нас вопрос покрытия головы ясен и понятен, у нас нет колебаний. Мы одеваем платки, мы покрываем головы, зная не только заповедь, но—для чего она. В этом номере мы делимся с вами пониманием этого вопроса, чтобы и вы имели твердое обоснование учения о покрытии головы.

Тайна ритуала, совершаемого по заповеди.

Бог издревле полагал определенные знаки, выраженные в различных действиях, которые содержали в себе тайну. В Израильском народе, во времена Ветхого Завета, израильтянин полагал руки на им приносимое жертвенное животное, и смерть его очищала душу израильтянина от греха, и в Вечности происходило освобождение от греха. Все жертвы левитского служения в тайне отображали Иисуса Христа, они авансировали благодать от Его жертвы на Голгофе.

Исходя из этого, есть резон обратить внимание, что в Божьем предопределении, покрытие головы - не как одежда, закрывающая от холода или традиция, но, как действие, приказанное Богом, почему и несет в себе определенную тайну. Пренебрегать этим повелением равнозначно тому, что пренебречь крещением, молитвой, причастием… Есть мнение, что проповедник должен ориентироваться на традицию человеческую. Слово Божье – истина, и она предписана для исполнения, и ни в коем случае не подлежит обсуждению уместности её применимости.

Итак, головной убор Ветхозаветнего священника—это часть его одеяния, необходимого для священнодействия. Одежды священнослужителя—это олицетворение славы и величия Бога, Которому он служил. Свое особое место здесь занял головной убор, он олицетворяет собой Закон Божий, который был во главе Израиля.

Почему мужчины Израиля покрывают голову?

Покрывало в Новом Завете.

Исходя из этого, следует иметь ввиду, что Бог предусматривает для женщин богатство благословенного женского счастья, если женщина в страхе пред Богом признает над собою власть Иисуса Христа. Мы имеем изменившиеся условия священства, где есть место для женщин, но при определенных правилах, о которых скажем ниже.

Почему в Новом Завете муж без покрывала?

Слава законности для людей является их подзаконностью. Мы—на земле, и человек не имеет свободы, он или под влиянием благодати Божьей, или под влиянием диавольщины. Когда человек имеет силу Духа Святого, тогда он водим Духом Божьим, чтобы ему разуметь, как ему обретаться свято. Пока человек не может ходить по Слову, то он под Законом. Если человек не оставил злобы, зависти и прочих гадостей, как он может считать себя свободным? Тогда ему Христос не глава, а глава - данный грех. Свобода—это, когда он свободно обретается под благодатью. И когда в Церкви кто-то возрос до такого положения, что он может самостоятельно воспринимать Божий глагол, то это видно, что это человек Божий (Илия, Амос…). Они воспринимали глагол непосредственно от Бога, и к такой практике приглашены мужи.

Итак, для женщин остается покрытие головы, потому что женщины – под законом замужества и покрывало для них является знаком их подчиненности мужьям. Это принципиальное условие.

Мы читаем Библию, что Бог как мужчину, так и женщину сотворил по Своему образу и подобию, личностями, способными мыслить и поступать свято. Бог сотворил Адаму помощника, соответственного ему, и Ева была в силах как разуметь, так и оценивать все поступки начальника (Адама). В третьей главе книги Бытие, мы видим, что Ева, осознанно прельстившись словами змея, вышла из-под определённого ей Богом, законного положения быть помощником мужу. Она не стала советоваться с Адамом, без его ведома, самостоятельно приняла решение послушаться змея. Змею не так просто было напрямую искусить Адама. И, скорее всего, это было сделать невозможно. И он действует через Еву. Она скушала отраву сама и каким-то методом ей удалось накормить ею и Адама. Женщины от Едема имеют свойство слушаться змея, он имеет доступ к их естеству. (Именно среди женщин много бабок-шептух, экстрасенсов, гадалок, ворожей, к которым безрассудно обращаются даже верующие сестры). И, в силу специфики характера женщин, змею очень часто удаётся искушать их, используя для осуществления своих коварных разрушительных целей, как в Едеме.

Покрывало – печать, которым она заявляет в мир духов об осведомленности касательно змея, которого она послушалась в Едеме и сломила Адама. Теперь перед всем миром духов она поставляет, что она это знает и пред небом не располагает больше слушать змея, но слушать мужа и Бога.

Почему именно Коринфской церкви апостол пишет о покрывале на голову для женщин?

Бог поставил заповедь крещения, причастия, заповедь пророчества мужчин и женщин, также и покрывало для молящейся и пророчествующей сестры. Все они имеют в себе тайну . Если должного подхода нет к заповеди, как к заповеди, то в истории Израиля приходили Ассирия или Вавилон. История Церкви имела множество скорбей не потому, что мир притеснял, а потому, что не исполнялись Божьи веления, за это приходил бич.

1. Покрывало – ритуал, знак подзаконности. Берет начало в Ветхом Завете. Израиль – жена, родившая Христа, находившаяся под Законом замужества. Все священники должны были приходить пред Бога с покрытой головой. Кидар—священническая одежда, которая олицетворяет собой Закон.

2. В Новом Завете другие условия: Церковь – это невеста, обрученная Христу. Мужчина не покрывает головы, т.к. ему глава—Христос. В Новом Завете женщина введена в священство, но при условии покрытой головы, т.к. для нее остается закон подчинения мужу.

3. Подобно тому, как крещением человек заявляет пред миром духов о принадлежности к народу Божьему и Богу, так и здесь, женщина, покрывшая свою голову, заявляет в мир духов, что, вопреки Еве, послушавшей змея, она не располагает его слушать, а располагает быть под властью мужа и Бога. Покрывало – защита от посягательства дьявола.

Покрывало - знак на голове для пресвитеров, что женщина под властью мужа и препятствие для феминистски настроенных женщин.

Дорогие сестры, прочитавшие эту статью! Не злоупотребляйте вопросом покрытия головы, слепо одевая всех женщин в платки. Если женщина не видит в исполнении этой заповеди благословения для себя, если она не признает над собой власти мужа, ни Самого Господа Бога, ей покрытая голова ничего не даст. Сестры, не игнорируйте заповедь покрытия головы , ибо осознанное и добровольное исполнение ее есть своеобразная пища для наших душ. Это уважение Слова Бога. Это священническая одежда сестры-служителя. Да будет растворено верой слово это. Аминь.

Сравнение переводов, параллельные ссылки, текст с номерами Стронга.
Толкование отцов церкви.

Толкование на 1 Коринфянам 11:4 / 1Кор 11:4

Феофан Затворник (1815−1894)

Ст. 4−5 Всяк муж молитву дея или пророчествуяй покрытою главою, срамляет главу свою. И всяка жена молитву деющая, или пророчествующая откровенною главою, срамляет главу свою: едино бо есть и тожде остриженней

В какой связи состоят сии слова с предыдущими, не видно. Они будто составляют особое положение, от тех независимое. Точно можно допустить, что между ними опущена связующая мысль, и именно такая: если жена и в благодатном порядке остается в подчиненном положении относительно к мужу, то она должна являть это и всем своим внешним видом, равно как и муж внешним видом должен являть власть свою и преимущество пред женою. В числе этих знаков подчинения жены мужу и власти мужа над женою есть и то, чтобы первая всегда покрывала главу свою, а второй не покрывал ее в известных случаях. Из этого прямо и выходит, что если первая открывает главу свою, а второй если покрывает ее, то выступают из своего чина, и тем срамят себя.

Впрочем, поелику во всей этой речи о покровении главы внимание обращается преимущественно на жену, то с достоверностию можно полагать, что о посрамлении мужа покровением главы говорится здесь лишь для округления слова и для выяснения дела противоположением. И относительно жены иные толковники допускают догадку, что покрывающая голову дает знать всем, что имеет мужа и живет с ним честно, а открывающая дает знать, что у нее нет мужа и что она не тверда в правилах. Тем и срамит себя пред всеми честными. Говорят еще, будто в той местности, для которой писано послание, жены язычницы в капища свои ходили открыто с нечистыми целями. Изгоняя из христианского храма этот обычай, Апостол и пишет так, не поминая о срамных целях язычниц, а выводя запрещение из других источников, чтобы тем напоминанием не осквернить целомудренных душ, а этим выводом повеления из высшего источника освятить его и самое дело, которого оно касалось, общими христианскими созерцаниями, чтобы во всем виделся Христос Господь с Своими законоположениями.

Что значит: жена молитву деющая и пророчествующая? — В первое время, в собраниях верующих, Дух Божий являл на иных особенное Свое воздействие, и одному внушал молитву, другому слово назидания. И молитва и слово назидания могли и могут рождаться от собственного размышления и углубления в христианские истины. Но они умели различать, что от Духа, и что свое. Восчувствовавший это возбуждение вставал и произносил пред собранием что внушал ему Дух Божий: молитву или слово назидания. Дара бывать в таком состоянии не лишены были и жены, и тоже вставали и произносили молитвы или слова назидания. Но Апостолы нашли, что женщинам в церкви и молитвы произносить и читать наставления непристойно, почему запретили это, как ниже запретил и святой Павел (в гл. 14). Здесь же он говорит только о неприличии делать это откровенной главою, чтобы не вдруг отяготить их своим законоположением. Слово назидания названо здесь пророчеством, потому что воодушевление это походило на пророческое состояние. Впрочем, и в молитву, и в слово нередко входили прямые пророчества, то есть предсказания о будущем.

Источник: Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.

Ефрем Сирин (~306−373)

Всякий муж, молящийся или пророчествующий с покрытою головою, постыжает свою голову

Итак, всякий муж, молящийся или пророчествующий с покрытою головою, постыжает голову свою.

Источник: Толкование на послания божественного Павла.

Феофилакт Болгарский (~1078−~1107)

Всякий муж, молящийся или пророчествующий с покрытою головою, постыжает свою голову

Мужу воспрещает иметь покрытую голову не всегда, но только во время молитвы и пророчества. Не сказал также просто: с покрытой головой, но: имеющий на голове (κατά κεφαλής έχων), дабы уничтожить покрытие головы не только одеждой, но и волосами. Ибо и тот, кто отрастил волосы, имеет на голове, именно, эти волосы, почему же он бесчестит голову свою? Потому, что поставлен начальником и властителем, а между тем сам делает себя подвластным. Ибо покрытие головы означает наложение власти на голову, покрывало на голове занимает место властителя, и служит знаком подчинения. Или так: постыжает свою главу — Христа, унижая себя и теряя свободу. Ибо как малое тело постыжает голову, так и тот, кто от Бога создан свободным и самовластным, но сам унижает себя как подчиненного, постыжает Христа, который есть глава его, как тела. Достойно исследования, почему апостол выставляет это как грех. Мужу и жене, одному признаком власти, а другой — подчинения, дано многое и иное, между прочим и то, чтобы один имел голову непокрытую, а другая — покрытую. Как же не грех переступать пределы природы, и мужу украшаться волосами, а жене не покрываться? Искореняет это явление, как признак своеволия, которое весьма губительно в делах церковных. Ибо и ереси отсюда, от того, что каждый выходит из пределов узаконенного.

Источник: Толкование на первое послание к Коринфянам святого апостола Павла.

Тертуллиан (155/60−220/40)

Ст. 4−5 Всяк муж молитву дея или пророчествуяй покрытою главою, срамляет главу свою. И всяка жена молитву деющая, или пророчествующая откровенною главою, срамляет главу свою: едино бо есть и тожде остриженней

Что значит всякая жена, если не женщина любого возраста, любого положения, в любых условиях? Любая женщина без исключения.

Источник: О молитве.

Севериан Габальский (?—~408)

Ст. 4−5 Всяк муж молитву дея или пророчествуяй покрытою главою, срамляет главу свою. И всяка жена молитву деющая, или пророчествующая откровенною главою, срамляет главу свою: едино бо есть и тожде остриженней

Различие между древними пророками и новыми состоит в том, что древние пророчествовали вообще о падении иудеев, о призвании язычников и о пришествии Христа во плоти, а новые в частности, как Петр об Анании.

Дидим Слепец (~312−398)

Ст. 4−5 Всяк муж молитву дея или пророчествуяй покрытою главою, срамляет главу свою. И всяка жена молитву деющая, или пророчествующая откровенною главою, срамляет главу свою: едино бо есть и тожде остриженней

Неужели святая Богородица Мария не могла написать книги от своего имени? Но она не сделала этого, дабы не осрамить голову, властвуя над мужами.

Источник: Спор монтаниста и православного.

Лопухин А.П. (1852−1904)

Ст. 4−6 Всякий муж, молящийся или пророчествующий с покрытою головою, постыжает свою голову. И всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову, ибо это то же, как если бы она была обритая. Ибо если жена не хочет покрываться, то пусть и стрижется; а если жене стыдно быть остриженной или обритой, пусть покрывается.

ВНИМАНИЕ! Это вторая часть статьи. Первая часть находится в предыдущем постинге.

4. Что такое знак власти?

Апостол обращается к порядку творения. Не мужчина произошёл от женщины, но женщина от мужчины и для него создана. Поэтому мужчине должно принадлежать главенство.

5. Кто такие ангелы?

Посему жена и должна иметь на голове своей [знак] власти [над] [нею], для Ангелов (1 Кор. 11:10).

При ответе на этот вопрос обычно пользуются двумя значениями слова ἄ γγελος (ангелос).

а) Ангелы — это духовные существа, созданные Богом.

Новый Завет. Культурно-исторический комментарий.

Джон Макартур пишет:

Эти посланцы — Божьи хранители Его церкви, над которой они стоят, как вечные стражи. Женщина должна покрывать свою голову в знак покорности для Ангелов, чтобы эти самые покорные из всех созданий, не были оскорблены непокорностью. Кроме того, ангелы присутствовали при сотворении мира (Иов. 38:7), они были очевидцами уникального Божьего замысла о мужчине и женщине, и любое нарушение этого порядка было бы оскорбительно для них. Представление о том, что надо заботиться о реакции ангелов на наше поведение и об их чувствах, можно обнаружить также в Еф. 3:9-10 и у Мф. 18:10. Мидрэш учил, что ангелы — это хранители порядка творения.

Другие толкователи могут объяснять этот текст так:

• Злые ангелы проникались похотливыми чувствами к простоволосым женщинам из Коринфа (подобно инциденту из Быт. 6:2).

• Добрые ангелы посмотрят на послушных женщин и тоже научатся послушанию.

• Добрые ангелы сами являют собой пример покорности, и из-за этого женщины также должны проявить покорность.

• Своей непокорностью женщины искушали добрых ангелов проявить непокорность.

б) Ангелы — это люди, вестники (пресвитеры) церквей.

Это толкование исходит из того факта, что слово ἄ γγελος (ангелос) в Новом Завете несколько раз явно употреблено по отношению к людям:

Подобно и Раав блудница не делами ли оправдалась, приняв соглядатаев (ангелов) и отпустив их другим путем? (Иак. 2:25)

Ангелу Ефесской церкви напиши… (Откр. 2:1)

Такое толкование, на наш взгляд, слишком надумано и лишено логики.

Нам представляется более логичным третий подход:

Однако в Новом Завете слово женского рода ἀ γγελ ί α (ангелия) используется лишь дважды: в 1 Ин. 1:5 и 1 Ин. 3:11.

Павла заботило то, как выглядит церковь в глазах внешних. Подчинение жены мужу можно выразить сотней разных способов, но важно, чтобы знак такого подчинения был понятен всем окружающим. В древнегреческой культуре таким знаком было покрывало на голове у женщины.

6. Нет ли тут мужского шовинизма?

Впрочем ни муж без жены, ни жена без мужа, в Господе. Ибо как жена от мужа, так и муж через жену; всё же — от Бога (1 Кор. 11:11,12).

Павел открещивается от обвинений в мужском шовинизме. Он специально упоминает, что различие перед Богом у мужчины и женщины не онтологическое, не статусное, а функциональное.

Жена появилась на свет из ребра мужчины, но с тех пор каждый мужчина приходит в мир благодаря женщине.

И муж, и жена — от Бога. И муж, и жена в Господе равны. У них одинаковый статус перед Богом.

Но функции различны: муж руководит, жена подчиняется.

Рассудите сами, прилично ли жене молиться Богу с непокрытою [головою]? Не сама ли природа учит вас, что если муж растит волосы, то это бесчестье для него (1 Кор. 11:13,14).

Здесь Павел явно уходит из сферы моральных рассуждений в сферу эстетики.

Павел обращается к природе — φ ύ σις — естеству.

Апостол просто иллюстрирует вечный принцип о подчинении жены мужу при помощи эстетических предпочтений, свойственных большинству культур. В большинстве культур у женщин волосы более длинные, чем у мужчин. В соответствии с естественным строением мужского и женского организмов, у женщин реже выпадают волосы, и отрастить волосы женщине легче.

Хотя конечно, существуют и культурные исключения.

Мы уже упоминали, что в иудейской религиозной культуре мужчины молились и молятся сейчас с покрытой головой. И это не считалось и не считается бесчестием. Также мужчины-назореи носили длинные волосы, и это не считалось бесчестием.

Бесчестие тут скорее именно эстетическое, а не моральное… то есть это некрасиво, недостойно мужчины, зазорно для него.

Но если жена растит волосы, для неё это честь, так как волосы даны ей вместо покрывала? (1 Кор. 11:15)

С точки зрения эстетики того времени, растить волосы для женщины — значило быть красивой. Вот и всё, что в стихе 15 хочет сказать Павел.

9. С чем не принято спорить в церкви?

А если бы кто захотел спорить, то мы не имеем такого обычая, ни церкви Божии (1 Кор. 11:16).

Павла явно больше заботит исполнение Божьей заповеди о повиновении жены мужу. Он доказывает этот принцип:

• Культурными реалиями древнегреческого общества (ст. 5-6);

• первоначальным Божьим замыслом (ст. 7);

• порядком творения (ст. 8);

• назначением женщины (ст. 9);

• необходимостью доброго свидетельства перед внешними (ст. 10);

• особенностями биологического устройства и эстетических предпочтений (ст. 13-15).

Поэтому мы можем сделать вывод: мы не должны спорить о том, что муж глава жены.

II. Каково современное специфическое применение универсального принципа подчинения женщины мужчине?

В главе 13 Евангелия от Иоанна содержится универсальный принцип, заповедующий нам, по примеру Христа, любить смиряться и служить друг другу. Специфическое применение этого принципа в тот момент состояло в омовении ног.

Нужно ли в XXI веке мыть друг другу ноги? Отражает ли этот обряд любовь, смирение и необходимое служение. Смирение безусловно отражает, но вот любовь и служение — нет. В России XXI века гораздо актуальнее будет почистить гостю обувь.

А вот, например, внешняя форма евхаристии вполне актуальна и в XXI веке. За двадцать столетий мы не разучились есть хлеб и пить напитки из винограда. Символизм тут по-прежнему отражает универсальный принцип воспоминания и причастия жертвы Христа.

А что же можно сказать о покрывале?

Сложность специфического применения в том, что современна русская светская культура и русская евангельская церковная культура весьма разнятся меж собой.

Забавно, что современная культура в вопросе покрывала довольно снисходительна к женщине, но вполне консервативна по отношению к мужчине… Женщина без покрывала в современной церкви — явление более-менее привычное, а вот молящийся в шапке мужчина — явление явно свидетельствующее о бескультурии.

Впрочем, некоторые молодёжные субкультуры вполне допускают молитву мужчин в головных уборах (Видел я благочестивых христианских рэперов в бейсболках на богослужениях).

Да и на открытом воздухе в лютые морозы не многие братья обнажают голову во время молитвы, особенно, если молятся, идя по улице.

Так что же с этим многообразием делать?

Думаю, что исходить нужно из следующих предпосылок:

• Павла гораздо больше занимал вопрос универсального принципа, чем специфического применения.

• При доказательствах универсального принципа, Павел явно ориентируется на внешних, на мирскую культуру. Павла заботит доброе свидетельство перед неверующими.

• Нигде в других текстах Нового Завета мы не находим повеления о покрытии головы, хотя повелений о подчинении жены мужу говорится немало.

Следовательно, для актуального и адекватного специфического применения вечного, универсального принципа, нам необходимо найти в современной мирской, нецерковной культуре такой знак, который явно читался бы неверующими как указание на замужество женщины и недвусмысленно свидетельствовал бы о её подчинении мужу.

К сожалению, мы должны констатировать, что в современной нехристианской культуре такого знака нет.

Обручальное кольцо свидетельствует о замужестве, но не свидетельствует о подчинении (ведь кольцо носят и мужчины). Кольцо — символ верности, а не покорности.

Головной убор — тоже слабо читаемый знак. В современной культуре покрытая голова — не признак замужней женщины, и уж тем более не признак подчинения мужу. Изящные шляпки могут носить и ярые феминистки.

То есть, если нет в нашей культуре видимого знака, недвусмысленно говорящего о подчинении жены мужу, то жена должна подчиняться мужу в любой жизненной ситуации, стараясь сделать так, чтобы это было заметно всем окружающим.

К примеру, не спорить с мужем прилюдно, не сплетничать о его решениях с подругами, предоставить ему право принимать финансовые решения в магазине или на рынке и т. д.

А если кто-то хочет при этом ещё и косынки носить, то это также не возбраняется. Нет греха в том, чтобы покрывать голову. Особенно если ваша церковная культура это предписывает.

Но тут есть ещё несколько нюансов:

• Нельзя говорить, что ношение покрывала — это Божья заповедь для всех времён и народов. Мы выяснили в процессе толкования, что греческий мирской обычай носить покрывала использован Павлом лишь в качестве иллюстрации Божьего принципа.

• Нельзя говорить, что отсутствие покрывала на голове — это Божья заповедь, так как это явное преувеличение. Писание просто ничего по этому поводу не говорит.

• Необходимо чётко соблюдать вечный принцип: жена должна подчиняться мужу. С этим никто не должен спорить.

• В вопросе: покрывать или не покрывать голову во время молитвы, надо предоставить свободу каждому верующему.

Нам представляется, что подобный подход убережёт нас от крайностей и разделений по этому вопросу и послужит к миру и радости детей Божьих.



Ношение головного платка – старинная традиция у многих народов. Это, по мнению психолога Анны Кирьяновой, своего рода защита от негатива. Она некоторое время выходила на улицу только с покрытой головой и описывает свои ощущения, утверждая, что от этого меняется внутреннее состояние. А вслед за этим наступают и внешние перемены.


Женская история

С древних времен так повелось, что люди ходят с покрытой головой, вне зависимости от места проживания. Будь то Север или жаркая Азия. Это не зависит от вероисповедания. Головные уборы носят христиане, мусульмане, иудеи. У каждого народа в культуре одежды присутствует такая традиция – ходить с покрытой головой.

Чем это вызвано? По мнению Анны Кирьяновой, покрытая голова – символ небесной защиты, когда сознание человека защищено от вредного воздействия, а мысли скрыты от других людей. Платок или шапка могут выполнять многие функции – защищать голову от холода и нестерпимого зноя, служить украшением, они обязательны при посещении храма.

По мнению Анны Кирьяновой, которое она составила из личного опыта, постоянное ношение платка наделяет человека энергией и силой, дает сосредоточенность и покой души, улучшает сон. Благодаря тому что пришло успокоение и появилась энергия, в ее жизни стали происходить маленькие чудеса.


Независимо от Анны улучшилось финансовое положение. Нет, она не нашла клад и не выиграла в лотерею, но вдруг ей выплатили задолженность по гонорарам, и совершенно пропало желание делать необдуманные покупки. Появилось ощущение защиты. Иногда ей казалось, что словно кто-то держал на ее голове ладонь.

Анне стало легче сосредоточиваться, мыслить. Появились новые удачные идеи, на которые она раньше не обращала внимания. Конечно, это не кардинальные изменения, но именно они дают душевный комфорт и веру в будущее, желание жить и делать добро людям.

Как утверждает Анна Кирьянова, платок помогает в трудный жизненный период, когда мучают тревоги и не хватает физических и духовных сил. Попробуйте походить с покрытой головой. И не важно, что это будет – косынка, модная шапочка, бейсболка, а лучше всего белый или светлый платок, который подарит умиротворение и душевный покой. От него меняются мысли, а потом и поступки.


Покрытая голова – традиция многих народов и религий

Согласно мусульманским законам, женщина не может покинуть пределов своего дома без хиджаба, полностью закрывающего голову, шею, большую часть лица. Дома замужние женщины носят светлый платок, а девочки - расшитые тюбетейки. Такая традиция была у более древних народов задолго до появления ислама.

Практика ходить с покрытой головой была принята в иудаизме, куда пришла из древних культур и религий. Иудейские женщины носят головные уборы, чтобы подчеркнуть семейное положение и не только. Покрытая голова говорит прежде всего о скромности. Даже сегодня ортодоксальные еврейки покрывают голову тичелями и снудами.

Ношение платков – традиция христиан

Она пришла в христианство от святого апостола Павла, писавшего о том, что при обращении к Богу с молитвой голова женщины должна быть покрытой. Непокрытая голова считалась позором. Традиция носить женщинам платок появилась у христиан более 2000 лет назад.


Христос проповедовал в Иудее. Первыми христианами стали ее жители, принесшие в новую веру свои традиции, в том числе и ношение женщинами платков. Они прочно вошли в повседневную жизнь последователей Иисуса и стали традицией христиан.

Монахини стали носить специальные платки с вырезом для лица, называющиеся в русском православии "апостольники". Прихожанки носили платки как символ чистоты и веры. И до сегодняшнего дня нахождение женщин в храме возможно только с покрытой головой.


Православные женщины по подобию Пречистой Богородицы всегда должны были носить платок как символ замужней женщины. Но с течением времени для удобства стали носить небольшие косынки, чепчики, шляпки с вуальками, в которых дамы посещали церковь. Выходить на улицу с непокрытой головой было не принято.


Устарела ли традиция носить платок в церкви

С середины XIX века важным условием нахождения в церкви была покрытая голова. Сюда приходили и в платках, и в шляпках. В последнее время ведутся разговоры о том, что традиция приходить в храм с покрытой головой уже не соответствует времени.

Некоторые священники говорят о том, что нужно отменить традицию и будет больше прихожан. Дело дошло до того, что тех, кто приходит в храм с непокрытой головой, стали обвинять в грехе, на это последовал ответ митрополита Волоколамского Иллариона, как всегда простой и ясный:

Отсутствие платка на голове грехом не является. Но традиция эта очень давняя. Она восходит еще к апостолу Павлу, который говорил о том, что женщина в храме должна покрывать голову. Необязательно носить именно платок. Можно надевать элегантную женскую шляпку. Но такая традиция существует, она соблюдается. И я думаю, что если вы придете в храм без платка, то вы сами будете себя чувствовать некомфортно, может быть, почувствуете на себе чьи-то косые взгляды. Господь же смотрит на сердце человека, а не на то, во что человек одет. Не на платок на его голове. Однако существующие традиции следует уважать.

Если вы являетесь христианином, нужно уважать традиции православной церкви, которым более 2000 лет, это совсем не трудно. В любой церкви предложат платки и косынки, чтобы не чувствовать себя белой вороной.

Читайте также: