В каком из перечисленных государств президент не имеет права законодательной инициативы сша франция

Обновлено: 19.05.2024

Полномочия Президента — это важнейшая тема, которую необходимо понимать для того, чтобы успешно сдать школьные экзамены, ЕГЭ . При этом ограничиваться только Российской Федерацией (далее РФ ) тут нельзя. Ведь существуют разные формы государства, формы правления, а в них разные виды республик, и в каждой полномочия президента — разные.

В этой статье мы кратко и понятно, на примерах разберем эти полномочия.

Сразу оговорюсь, что эта статья написана на основании основных законов РФ и США . Я не ставил задачи делать анализ, насколько эти основные законы реализуются в реальной жизни. Прошу учесть это при оценке материала этой статьи.

Президент как всенародно избираемое лицо — глава государства, может быть только в такой форме власти, как республика. Республика — это такая форма правления, при которой все органы государственной власти — выборные.

В президентской республике президент имеет приоритетные полномочия в сфере управления государством. Как правило он является главнокомандующим, представляет страну на мировой арене, определяет направления внутренней и внешней политики, назначает на кандидатов на ключевые должности, как правило с согласия парламента.

В полу президентской республике президент как правило делит управленческие полномочия с парламентом. Например все без исключения руководящие должности назначаются только с согласия парламента, он отчитывается на заседаниях парламента о проделанной работе. Но при этом все же является главой вооруженных сил, назначает правительство, которое также ответственно перед парламентом.

В парламентской республике верховная власть принадлежит парламенту а не президенту. Так правительство уже формирует парламент на основе тех партий, которые одержали победу на выборах. Президент в такой форме власти тоже может избираться парламентом или коллегией выборщиков от него. Он не обладает реальными властными полномочиями, выполняет чисто представительские функции, подписывает важнейшие документы, ратифицированные парламентом.

Проще говоря президент здесь — как королева в Великобритании . Он есть, но ничего не решает. Но в тоже время является символом нации и государства.

Примеры

Все, что было сказано выше — это сухая политология, теория. В реальности все бывает по-разному. Примерами могут служить полномочия президента в РФ и США .

Полномочия президента в РФ

В Российской Федерации , согласно Конституции РФ от 1993 года с поправками 2020 года (статьи с 83 по 90), президентом может быть лицо не моложе 35 лет и проживающее на территории РФ не менее 25 лет.

Штандарт и Знак Президента Российской Федерации — символы президентской власти

Он имеет следующие полномочия.

Исполнительная и административная власть

В сфере исполнительной власти Президент РФ :

  • Назначает председателя Правительства РФ , кандидатура которого ранее была утверждена Госдумой . Назначает его заместителей и федеральных министров.
  • Распускает Правительство РФ . Принимает решение об его отставке.
  • Вносит изменения в структуру органов государственной власти РФ .
  • Формирует Администрацию президента.
  • Назначает и освобождает от должностей высшее командование вооруженными силами РФ .
  • Формирует Государственный совет РФ , формирует Совет Безопасности РФ .
  • Представляет Совету Федерации кандидатов на высшие судебные должности: Председателя Конституционного суда и судей. Председателя Верховного суда РФ и судей, Генерального прокурора, главы Счетной палаты РФ и пр.
  • Освобождает от должности судей.
  • Приостанавливает действие нормативно-правовых актов органов исполнительной власти РФ , если они противоречат конституции.
  • Является гарантом Конституции РФ и прав человека и гражданина.
  • В области защиты от ЧС, вводит режим чрезвычайного положения на территории РФ или в отдельных ее субъектах. Незамедлительно сообщает об этом Госдуме и Совету Федерации .
  • В области обороны, вводит военное положение на территории РФ .

Законодательная власть

  • Является инициатором законодательной инициативы: может направлять законопроекты в Государственную думу .
  • Объявляет выборы в Государственную думу .
  • Распускает Государственную думу .
  • Подписывает и обнародует федеральные законы.
  • Обращается с ежегодным посланием к Федеральному собранию РФ .
  • Назначает референдум.
  • Издает указы и распоряжения, что является видом нормативно-правовых актов.

Судебная власть

  • Назначение и освобождение от должности судей всех инстанций по согласованию с Советом Федерации .
  • Решает вопросы гражданства.
  • Осуществляет помилование.

Представительские функции

  • Руководит внешней политикой РФ .
  • Ведет переговоры и подписывает международные договоры.

В случает если. Президент не может исполнять свои обязанности по состоянию здоровья, его временно может замещать Председатель Правительства РФ .

На основании этой информации, вы и сами можете составить себе таблицу полномочий Президента РФ . Для этого достаточно сделать четыре столбца — законодательная власть, исполнительная власть, судебная, личные права; и заполнить их исходя из приведенной мной информации.

У Вас может сложиться впечатление, что Президент РФ соединяет в себе все три ветви власти, что противоречит принципу разделения властей и правового государства. Но на самом деле, он лишь координирует деятельность этих органов власти: исполнительной, законодательной и судебной. И если они не справляются со своими полномочиями, тогда он распускает эти органы власти или отстраняет от занимаемой должности лиц, которые плохо работают.

Но я все же сделал пример таблицы 🙂

Полномочия Президента в США

США , как и РФ , является президентской республикой. Но здесь полномочия президента значительно меньше. Президентом здесь может быть лицо, достигшее возраста 35 лет и проживающего в США 14 лет.

Полномочия у него вот такие:

Как видим, власть президента США ограничена не только Конституцией, но и реальных органами власти, в частности — законодательной. В такой ситуации у парламента есть реальная власть по объявлению импичмента главе государства, ведь он не может его (парламент — Конгресс, распустить!).

Это имеет немаловажное значение и устраняет угрозу захвата власти действующим президентом. Власть — в США — не имеет собственника, она дается в пользованию президенту на срок его президентства.

Как-то так! Делитесь этой статьей с друзьями в социальных сетях! Пишите комментарии, что обо всем этом думаете!

Содержание

1. Понятие, социальные функции парламента
2. Общая характеристика компетенции парламента
3. Структура парламента и организация его палат
4. Специальные парламентские процедуры
Заключение
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная конст.зар. моя.doc

Министерство образования и науки Российской федерации

Федеральное агенство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего

Кафедра конституционного и административного права

Контрольная работа

1. Понятие, социальные функции парламента

2. Общая характеристика компетенции парламента

3. Структура парламента и организация его палат

4. Специальные парламентские процедуры

1. Понятие, социальные функции парламента

Парламент – это высший орган народного представительства, выражающий суверенную волю народа, призванный регулировать важнейшие общественные отношения главным образом путем принятия законов, осуществляющий контроль за деятельностью органов исполнительной власти и высших должностных лиц. Значение парламента в современном обществе огромно. Он является выразителем интересов различных политических сил, ареной поиска компромисов2.

Парламент – это общенациональный, представительный выборный коллегиальный орган государства, работающий на профессиональной постоянной основе в системе разделения властей3.

Представительные учреждения возникли еще в феодальных государствах, но тогда они были лишь совещательными органами при монархе и имели лишь ограниченные финансовые права. Следовательно, можно считать, что парламенты в их современном значении возникли в буржуазном государстве. Расцвет парламента и парламентаризма связан с концом XVIII-началом XX вв. Кризис парламентаризма связан с началом XX века, в период, когда органы исполнительной власти усиливали свое влияние в различных областях общественной жизни за счет парламентских полномочий, использованием разнообразных методов воздействия на парламент. Крайним средством во многих государствах была ликвидация парламента. Ослабление роли парламентов характерно для периода кризисов в экономической и социально-политической жизни страны, в период войн (вторая и первая мировая война).

Занимая законодательную нишу в системе разделения властей парламент тесно взаимодействует с исполнительной властью, которая стремиться ограничить его полномочия. Теперь такую привилегию как законотворчество парламенту приходится делить с правительством. При этом парламент ущемляют в его законодательных правах следующими путями:

- увеличивающаяся монополизация правительством права законодательной инициативы;

- прямое наделение правительства правом издания нормативных актов имеющих силу закона (делегированное законодательство). Например в соответствии со ст. 38 конституции Франции правительство имеет право просить парламент о разрешении в течении ограниченного срока путем издания ордонансов осуществлять мероприятия, которые отнесены к сфере закона;

- фактическое ограничение круга вопросов по которым может законодательствовать парламент;

Важным средством воздействия на правительство, является способность парламента выразить ему недоверие, однако сам парламент становится под угрозой роспуска (а именно его нижняя палата).

Парламент играет важную роль в формировании правительства. В Германии (парламентская республика) федеральный Канцлер избирается Бундестагом без прений по предложению федерального президента, однако кабинет министров формируется федеральным Президентом по предложению федерального Канцлера (ст.63 конституции). В США (президентская республика) в соответствии со ст.2 разделом 2 конституции Президент назначает должностных лиц государства по совету и с согласия Сената. Во Франции (полупрезидентская республика) Президент формирует правительство без согласия парламента.

Необходимо также сказать о существенной тенденции к усилению воздействия на парламент различных групп давления, представляющие, как правило, интересы различных группировок внутри правящих классов. Эти группы преследуют цель принятия парламентом решений в свою пользу, в частности корпорации занимающиеся производством вооружений в США стремятся к проведению через парламент законопроектов предусматривающих выделение крупных ассигнований на национальную безопасность.

Таким образом парламент является не просто законодательным органом, а государственной структурой через которую выражается не только воля народа в целом, а также правящих классов и капитала.

2. Общая характеристика компетенции парламента

Важное значение для определения места парламента в системе государственных органов имеет его компетенция. Компетенция парламента зависит от формы правления, формы государственного устройства, исторических условий, степени демократичности страны, соотношения в ней политических сил. По характеру закрепленной в конституции законодательной компетенции парламенты принято делить на три группы: с абсолютно неограниченной, абсолютно ограниченной и относительно ограниченной законодательной компетенцией.

Сравнивая парламенты предложенных стран по законодательной компетенции можно их расположить в следующей последовательности: США – строго разграничены законодательные права Конгресса и штатов, а также для Конгресса установлен перечень вопросов по которым он не может принимать законы; Германия – законодательная компетенция федерации и ее земель подвижна; Франция – здесь прописаны законодательные права парламента, а также сферы жизни общества, где парламент устанавливает общие принципы;

Кроме законодательных полномочий парламенты обладаю рядом других, в частности полномочия: в финансовой сфере, сфере международных отношений, в сфере безопасности и обороны, сфере формирования государственных органов и учреждений, судебные, парламентского контроля, а также делегирование части своих полномочий, как правило, правительству.

В области финансовых полномочий парламенты рассматриваемых государств устанавливают налоги, акцизы и сборы. Во Франции и США финансовые законопроекты вносятся в нижнюю палату парламента. Правительство Франции может начать сбор налогов с разрешения парламента если финансовый закон не принят в срок. В ФРГ правительство имеет право в случае непредусмотренной и неотложной потребности производить сверхбюджетные и внеплановые расходы с одобрения не парламента а федерального министра финансов.

В области контрольных полномочий в США само по себе требование согласия сената при назначении должностных лиц государства президентом, является своеобразной формой контроля. В Германии члены правительства несут коллективную и индивидуальную ответственность пред бундестагом, бундестаг может сместить федерального канцлера путем выражения ему вотума недоверия, причем все правительство уходит в отставку. Во Франции парламентский контроль над деятельностью правительства осуществляется с использованием депутатских вопросов министрам, ответы на которые обязательны; посредством деятельности временных комиссий по контролю и расследованию, а также парламентского посредника. Таким образом, парламентский контроль за деятельностью органов исполнительной власти в рассматриваемых странах довольно сильный, что позволяет уравновесить исполнительную и законодательную власть.

В области внешней политики парламенты имеют право ратификации и денонсации международных договоров и соглашений. В США парламентом ратифицируются и денонсируются все договора и соглашения. Во Франции (ст.53 Конституции) и ФРГ только наиболее важные. Относительно обороны и национальной безопасности конгресс США имеет право объявления войны ст.1 раздел 8. В Германии в Бундестаге имеются комитет по иностранным делам и обороне, а также уполномоченный бундестага по обороне, также действия вооруженных сил следует прекратить, если этого требует Бундестаг. В Германии бундестаг с одобрения бундесрата констатирует состояние обороны ст.115а. Во Франции право объявления войны принадлежит парламенту ст.35 (сходство с США).

Президент США с согласия сената назначает послов, консулов, судей верховного суда и всех других должностных лиц ст.2 конституции США, что позволяет парламенту активно участвовать в формировании органов исполнительной власти. Во Франции парламент участвует в формировании Конституционного совета. Который состоит из девяти членов: три назначаются президентом, три – председателем Национального собрания, три -председателем Сената ст.56 конституции. Также парламент Франции участвует в формировании высокой палаты правосудия избираемой из представителей сената и национального собрания ст.67. В Германии федеральный президент избираются федеральным собранием без прений ст.54 конституции. Федеральный канцлер избирается бундестагом по предложению федерального президента ст.62. Таким образом, парламенты США и Германии участвуют активно в формировании ведущих органов исполнительной власти в отличие от Франции.

Главой государства является Президент, избираемый на основе всеобщих прямых выборов при тайном голосовании (ст. 6 Конституции). После внесенных в 2000 г. изменений в Конституцию срок полномочий Президента составляет пять лет. Никто не может занимать пост Президента Республики более двух сроков подряд.

Президентом страны может быть гражданин Франции, не лишенный избирательных прав и обладающий пассивным избирательным правом при выборах в центральные представительные органы власти. Кандидатом на пост Президента может быть гражданин Франции, достигший 35 лет, поскольку именно с этого возраста он обладает возможностью избираться во все центральные представительные органы власти. Для регистрации кандидатуры на пост Президента необходимо собрать подписи 500 государственных служащих (префектов, супрефектов и т.п.) в 30 департаментах. Кандидат должен внести избирательный залог, размер которого до введения евро составлял 10 тыс. франков.

Выборы Президента проводятся по смешанной мажоритарной системе в два тура. В первом туре используется мажоритарная система абсолютного большинства, во втором туре – относительного большинства, причем во втором туре участвуют два кандидата, получившие наибольшее число голосов. Второй тур проводится через неделю после первого.

Вновь избранный Президент вступает в должность через две недели после выборов.

Детально расписана процедура вступления Президента в должность. Вновь избранный Президент отправляется на церемонию с прежнего места работы. При подъезде к Елисейскому дворцу к его автомобилю и машине сопровождения присоединяется эскорт мотоциклистов. Затем избранник народа пешком пересекает двор и поднимается по лестнице парадного подъезда. Наверху его встречает прежний хозяин.

Председатель Конституционного совета оглашает результаты выборов. Президент приносит присягу и выступает с краткой речью, приветствует национальный флаг, проводит смотр почетного караула республиканской гвардии. Затем Великий канцлер Почетного легиона вручает ему Большой крест и Большую цепь и объявляет Президента “великим мэтром национального ордена Почетного легиона”.

После этого Президент встречается со своим предшественником наедине, происходит передача власти и секретов использования ядерных сил страны. Далее следует 21 залп артиллерийских орудий, обед с председателями палат парламента, и завершает процедуру проезд в сопровождении эскорта по Елисейским полям, где нового Президента приветствует народ.

По случаю вступления в должность Президента традиционно объявляется амнистия по всем нарушениям, связанным с использованием автотранспорта.

Николя Поль Стефан Саркози де Надь-Боска (или просто Сарко) стал 23-м Президентом за всю историю существования Франции и шестым Президентом Пятой республики.

Он, возможно, второй в истории Франции после Наполеона лидер нефранцузского происхождения. Родился Саркози в 1955 г. в Париже. Его отец Пал Саркози Надь-Боска происходил из дворянской семьи, которая в 1944 г. бежала на Запад из Венгрии после прихода туда Красной Армии. Мать – дочь француженки и принявшего католицизм еврея из Греции.

Согласно Конституции Президент Франции – гарант Конституции, обеспечивает своим арбитражем нормальное функционирование публичных властей (ст. 5). Он является также гарантом национальной независимости, территориальной целостности, соблюдения международных договоров.

Полномочия Президента Франции могут быть сведены в несколько групп.

1) Первую группу составляют полномочия в сфере законотворчества. Президент промульгирует законы, принимаемые парламентом (В литературных источниках нередко используется термин “промульгация”. Промульгация означает, что глава государства своим актом вводит в действие соответствующий акт парламента. Президенту Франции предоставляется 15 дней, чтобы подписать и обнародовать закон. В течение этого срока Президент может вернуть закон на повторное обсуждение. В случае повторного принятия данного закона парламентом простым большинством голосов закон считается принятым и подлежит подписанию и опубликованию. Тем самым Президент не то чтобы отклоняет закон, а просто увеличивает продолжительность его рассмотрения в парламенте. Вето Президента носит еще и выборочный характер, т.е. Президент может отклонить не весь закон, а только его часть – отдельные статьи, которые вновь рассматриваются парламентом.




Президент вправе выступать на совместных заседаниях палат с изложением своей программы. Кроме того, он вправе выступать на заседаниях парламента, созванного в качестве Конгресса (ст. 18 Конституции).

Кроме того, непосредственно в сфере нормотворчества президент обладает и такими полномочиями, как издание указов, декретов. Он также подписывает ордонансы – специфические акты, принимаемые в форме делегированного законодательства Правительством. Сам Президент формально не обладает правом законодательной инициативы. Это право реализуется им через Правительство или депутатов своей партии.

2) Вторую группу полномочий составляют полномочия в сфере государственного строительства, т.е. связанные с формированием органов власти или назначением должностных лиц.

Президент может распустить Национальное собрание – нижнюю палату парламента после согласования этого вопроса с председателями палат и с Премьер-министром (ст. 12 Конституции).

Президент самостоятельно назначает Премьер-министра. Для такого назначения не требуется согласия парламента (как, например, в России), но суть системы взаимоотношений законодательной и исполнительной власти во Франции состоит в том, что правительство должно пользоваться доверием парламента. Поэтому Президент назначает на пост Премьер-министра того человека, который пользуется поддержкой парламента, и проводит предварительные консультации с председателями палат и руководителями политических групп. После переговоров с ними Президент и назначает Премьер-министра.

Будучи назначенным на должность, Премьер-министр представляет Президенту кандидатуры министров для их назначения. Президент назначает на высшие гражданские и военные должности, аккредитует послов, выполняет иные полномочия в сфере исполнительной власти.

Помимо права формирования Правительства Президент обладает полномочием самостоятельного назначения ряда должностных лиц, включая государственных советников, послов, префектов и др. Однако в последнее время это полномочие Президента ограничено. Новая редакция Конституции предусматривает, что органический закон устанавливает, какие должностные лица с учетом значения для защиты основных свобод или экономических и социальных основ нации могут назначаться Президентом по совету членов соответствующих постоянных комитетов каждой из палат. Если не менее чем три пятых членов обоих комитетов возражают против назначения, оно не производится (абз. 5 ст. 13).

Президент Франции имеет также полномочия чрезвычайного характера. Как установлено Конституцией, “когда институты республики, независимость нации, целостность ее территории или выполнение ее международных обязательств оказывается под серьезной и непосредственной угрозой, а нормальное функционирование конституционных государственных властей прекращено, Президент Республики принимает меры, которые диктуются этими обстоятельствами, после официальной консультации с Премьер-министром, председателями палат, а также с Конституционным советом” (ст. 16). Следует отметить, что эта достаточно “размытая” формулировка позволяет Президенту принимать довольно жесткие меры, не всегда диктуемые обстоятельствами. В то же время положение о необходимости согласования действий Президента с Конституционным советом представляет собой определенную гарантию конституционности.

В соответствии с внесенными в 2007 г. в Конституцию поправками Президент обладает неприкосновенностью, т.е. он в период исполнения полномочий Президента и еще в течение одного месяца после прекращения этих полномочий не может быть подвергнут никаким мерам процессуального характера, за исключением юрисдикционных полномочий Международного уголовного суда (ст. 53-2 Конституции) и оснований, предусмотренных ст. 68 Конституции. Согласно этой статье Президент может быть отрешен от должности в случае совершения им правонарушения, явно несовместимого с осуществлением функций Президента. Решение об отрешении от должности принимает парламент, действующий как Высокая палата правосудия. Решение принимается большинством в две трети голосов.

Следует отметить, что уже нарабатывается практика судебного иммунитета Президента .

Для обеспечения исполнения конституционных полномочий Президента при нем создается аппарат, представляющий собой две самостоятельные структуры – это военный дом и гражданский дом. В гражданском доме сосредоточены советники по иностранным делам, вопросам внутренней политики, торговле, промышленному развитию, энергетике и т.д. В состав военного дома входят высшие должностные лица и советники по вопросам обороны и национальной безопасности.

Еще одно важное полномочие Президента – только он имеет право отдать приказ об использовании ядерной мощи Франции – таково положение декрета от 14 января 1964 г.

Президент Франции несет ответственность за действия, совершенные им при исполнении своих обязанностей, только в случае государственной измены. Обвинение выдвигается обеими палатами, принявшими открытым голосованием идентичное решение абсолютным большинством голосов своих членов. Дело по обвинению рассматривается Высокой палатой правосудия, которая состоит из членов, избираемых в равном количестве Национальным собранием и Сенатом из их состава после каждого полного или частичного обновления этих палат. Палата на своем заседании избирает председателя. Порядок деятельности Высокой палаты правосудия определяется органическим законом (ст. 67 Конституции).

Резиденцией французского Президента является Елисейский дворец.

В 2007 г. парламент Франции принял решение о повышении более чем в три раза должностного оклада Президента Республики. Теперь Президент получает 228 тыс. евро в год.

Эммануэль Макрон в июле 2017.jpg

В президент Франции, официально Президент Французской Республики (Французский: Président de la République française) это глава государства и глава исполнительной власти из Франция так же хорошо как Главнокомандующий из Французские вооруженные силы. Французское президентство - это высшая магистратура страны, а президент - обладатель самой высокой должности во Франции.

Полномочия, функции и обязанности предыдущих президентских должностей, а также их отношения с премьер-министр и Правительство Франции, с течением времени разошлись с различными конституционными документами, так как Французская Вторая республика. Президент Французской Республики также является ex officio соправитель Андорры, великий мастер Почетный легион и из Национальный орден за заслуги. Должностное лицо также является почетным протоканоном Архебазилика Святого Иоанна Латеранского в Риме (хотя в прошлом некоторые отвергали это название).

Действующий президент Французской Республики Эммануэль Макрон, кому удалось Франсуа Олланд 14 мая 2017 г. [3]

Содержание

История

Президентство Франции было впервые публично предложено во время Июльская революция 1830 г., когда он был предложен Маркиз де Лафайет. Он возражал в пользу принца Луи Филип, ставший королем французов. Восемнадцать лет спустя, на начальных этапах Вторая республика, титул был создан для всенародно избранного главы государства, первым из которых был Луи-Наполеон Бонапарт, племянник Императора Наполеон. Бонапарт служил в этой роли, пока не поставил автоматический переворот против республики, провозгласив себя Наполеоном III, Император французов.

Под Третья республика президент на первых порах довольно могущественен (главным образом потому, что партия роялистов была сильна, когда были установлены конституционные законы 1875 года, и была надежда, что член одной из двух ветвей королевской семьи сможет служить президентом и превратить Франция в конституционную монархию). Однако в следующем законодательном органе доминировали республиканцы, и после того, как президент Мак-Махон безуспешно пытался получить новое роялистское большинство, распустив Chambre des Députés, его преемник пообещал, что не будет использовать свою президентскую власть по роспуску, и, следовательно, потерял контроль над законодательной властью, фактически создав парламентскую систему, которая будет сохраняться в течение 80 лет. Действительно, когда Четвертая республика был создан после Второй мировой войны в парламентская система, при котором должность президента республики была в значительной степени церемониальной и бессильной. Конституция Пятая республикасменившая его в 1958 г. значительно расширила полномочия президента. А 1962 референдум изменил конституцию, чтобы президент избирался прямым всеобщим голосованием, а не коллегией выборщиков, созданной в 1958 году.

В 2000 г. референдум сократил президентский срок с семи до пяти лет. Максимум два срока подряд были назначены после Конституционная реформа 2008 года.

Выборы

После референдум 2000 года о сокращении мандата президента Французской Республики, срок был сокращен до пяти лет с предыдущих семи; первые выборы на более короткий срок были проведены в 2002 году. Президент Жак Ширак был впервые избран в 1995 году, а затем снова в 2002 году. В то время не было ограничений на количество сроков, поэтому Ширак мог баллотироваться снова, но предпочел не делать этого. Его сменил Николя Саркози 16 мая 2007 г.

После дальнейшего изменения конституционный закон 2008 г. о модернизации институтов Пятой республики, президент не может занимать более двух сроков подряд. Франсуа Миттеран и Жак Ширак являются единственными президентами на сегодняшний день, которые отбыли полные два срока (14 лет для первого, 12 лет для последнего).

Расходы и финансирование кампаний и политических партий строго регулируются. Существует ограничение на расходы (примерно 20 миллионов евро) и государственное государственное финансирование в размере 50% расходов, если кандидат набирает более 5%. Если кандидат получает менее 5% голосов, правительство выделяет партии 8 000 000 евро (4 000 000 евро выплачиваются авансом). [6] Реклама на телевидении запрещена, но официальное время предоставляется кандидатам на общественном телевидении. Независимое агентство регулирует финансирование выборов и партий.

Полномочия

В Французская Пятая Республика это полупрезидентская система. В отличие от многих других европейских президентов, президент Франции достаточно могущественен. Хотя премьер-министр Франциичерез свое правительство, а также через парламент контролирует большую часть текущих повседневных дел страны (особенно во внутренних вопросах), французский президент обладает значительным влиянием и властью, особенно в областях Национальная безопасность и внешняя политика.

Самая большая сила президента - это возможность выбрать премьер-министра. Однако поскольку Национальное собрание Франции имеет исключительное право распустить правительство премьер-министра, президент вынужден назначить премьер-министра, который может получить поддержку большинства в собрании (тем не менее, стоит отметить, что с 2002 года выборы в законодательные органы проводятся через несколько недель поэтому после президентских выборов будет получено большинство, поддерживающее партию президента). На них также возложена обязанность арбитража над функционированием государственных органов для обеспечения их эффективной службы в качестве главы государства Франции.

  • Когда большинство членов Ассамблеи придерживается политических взглядов, противоположных позиции президента, это ведет к политическим совместное проживание. В этом случае власть президента уменьшается, поскольку большая часть де-факто Власть полагается на поддерживающего его премьер-министра и Национальное собрание и напрямую не связана с постом президента.
  • Когда большинство членов Ассамблеи встает на их сторону, президент может играть более активную роль и, по сути, направлять политику правительства. Тогда премьер-министр является личным выбором президента, и его можно легко заменить, если администрация станет непопулярной. Это устройство использовалось в последние годы Франсуа Миттеран, Жак Ширак, и Франсуа Олланд.

С 2002 года срок полномочий президента и Ассамблеи составляет пять лет, и эти выборы близки друг к другу. Следовательно, вероятность совместное проживание ниже. Среди полномочий президента:

  • Президент провозглашает законы.
    • У президента подвеска вето: когда им представлен закон, они могут потребовать повторного чтения его парламентом, но только один раз для каждого закона.
    • Президент также может передать закон на рассмотрение в Конституционный Совет до обнародования.

    Все решения президента должны быть скреплены подписью премьер-министра, за исключением роспуска Национальное собрание Франции, выбор премьер-министра и другие распоряжения, указанные в статье 19.

    Подробные конституционные полномочия

    В конституционный Полномочия президента определены в Разделе II Закона Конституция Франции.

    Статья 5: Президент Республики следит за соблюдением Конституции. Он обеспечивает своим арбитражем надлежащее функционирование государственных органов и преемственность государства. Он является гарантом национальной независимости, территориальной целостности и соблюдения договоров.

    Статья 8.: Президент Республики назначает премьер-министра. Он прекращает назначение премьер-министра, когда последний подает заявление об отставке правительства. По предложению премьер-министра он назначает остальных членов правительства и прекращает их назначения.

    Статья 9.: Президент Республики председательствует в Совете министров.

    Статья 10: Президент Республики должен обнародовать акты парламента в течение пятнадцати дней после окончательного принятия закона и его передачи правительству. Он может до истечения этого срока просить Парламент пересмотреть Закон или разделы Закона. В повторном рассмотрении не может быть отказано. Хотя президент должен подписать все акты, принятые парламентом в качестве закона, он не может отказаться от этого и воспользоваться своего рода правом вето; его единственное право в этом вопросе - потребовать однократного пересмотра закона парламентом, и это право должно быть подписано премьер-министром.

    Статья 11: Президент мог представить законы народу на референдуме с советом и с согласия кабинета министров.

    Статья 12.: Президент Республики может после консультации с премьер-министром и председателями собраний объявить национальное собрание растворяется. Общие выборы проводятся не менее чем через двадцать дней и не более чем через сорок дней после роспуска. Национальное собрание собирается по праву во второй четверг после своего избрания. Если он созывается вне срока, установленного для очередной сессии, сессия созывается по праву на пятнадцатидневный срок. Дальнейший роспуск не состоится в течение года после этих выборов.

    Статья 13: Президент Республики подписывает таинства и указы обсуждается в Совете министров. Он назначает на гражданские и военные государственные должности. [. ]

    Статья 14.: Президент Республики аккредитует послы и чрезвычайные посланники при иностранных державах; иностранный послы при нем должны быть аккредитованы чрезвычайные посланники.

    Статья 15.: Президент Республики является главнокомандующим вооруженные силы. Он председательствует в высших советах и ​​комитетах национальной обороны.

    Статья 16., позволяя президенту ограниченную форму управлять по указу в течение ограниченного периода времени в исключительных обстоятельствах использовалась только один раз, Шарль де Голль вовремя Алжирская война, с 23 апреля по 29 сентября 1961 г.

    Статья 17.: Президент Республики имеет право предоставлять прощение.

    Статья 19.: Акты президента Республики, кроме тех, которые предусмотрены статьями 8 (первый параграф), 11, 12, 16, 18, 54, 56 и 61, должны быть скреплены подписью премьер-министра и, если требуется, соответствующие министры.

    Президентские амнистии

    До конституционной реформы 2008 года, запрещающей их, существовала традиция так называемых "президентских выборов". амнистии", что в некоторой степени неверно: после выборов президента и национальное собрание той же партии парламент традиционно голосовал бы за закон об амнистии за некоторые мелкие преступления (это также было способом уменьшить перенаселенность тюрем). Эта практика подвергалась все большей критике, особенно потому, что считалось, что она вдохновляла людей на нарушение правил дорожного движения в месяцы, предшествующие выборам. Такой закон об амнистии также уполномочил бы президента назначать лиц, совершивших определенные категории преступлений, к амнистии при соблюдении определенных условий. Такие индивидуальные меры подвергались критике за политическую покровительство что они позволяют.

    Разница между амнистией и президентским помилованием заключается в том, что первое устраняет все последующие последствия вынесения приговора, как если бы преступление не было совершено, а помилование просто освобождает осужденного от части или всей оставшейся части приговора.

    Уголовная ответственность и импичмент

    Статьи 67 и 68 устанавливают режим уголовной ответственности президента. Они были реформированы конституционным законом 2007 года. [9] с целью прояснения ситуации, которая ранее вызвала правовые разногласия. [10]

    Президент республики пользуется иммунитет в течение срока их полномочий: от них нельзя требовать дачи показаний перед какой-либо юрисдикцией, они не могут подвергаться судебному преследованию и т. д. Однако срок исковой давности приостанавливается в течение срока их полномочий, и расследования и судебное преследование могут быть возобновлены не позднее, чем через месяц после их ухода с должности.

    Президент не считается лично ответственным за их действия в своем официальном качестве, за исключением случаев, когда их действиям предъявлено обвинение до Международный уголовный суд (Франция является членом МУС, а президент является гражданином Франции в соответствии с правилами Суда) или где импичмент направлен против них. Импичмент могут быть объявлены Республиканским Высоким судом, специальным судом, созываемым из обеих палат парламента по предложению любой из палат, если президент не выполнил свои обязанности таким образом, который, очевидно, исключает продление срока их полномочий.

    Преемственность и недееспособность


    После смерти, смещения или отставки президента СенатПрезидент России становится исполняющим обязанности президента. [11] Ален Поэр является единственным человеком, который работал на этой временной должности, и сделал это дважды: впервые в 1969 году после Шарль де Голльотставки и второй раз в 1974 г. после Жорж Помпидусмерть. В этой ситуации председатель Сената становится исполняющим обязанности президента республики; они не становятся новым президентом республики в том виде, в каком он был избран, и, следовательно, им не нужно уходить с должности президента сената. Несмотря на свой титул исполняющего обязанности президента республики, Поэр внесен в президентскую галерею на официальный сайт президента. В этом отличие от действующих президентов Третьей республики.

    Первый тур новых президентских выборов должен быть организован не ранее, чем через двадцать дней и не позднее, чем через тридцать пять дней после освобождения поста президента. Пятнадцать дней могут разделить первый и второй тур президентских выборов; это означает, что председатель Сената может действовать в качестве президента республики не более пятидесяти дней. В течение этого промежуточного периода действующим президентам не разрешается распускать национальное собрание, а также им не разрешается призывать к референдуму или инициировать какие-либо конституционные изменения.

    При отсутствии председателя Сената полномочия президента республики осуществляются Gouvernement, имея в виду Кабинет министров. Это было истолковано некоторыми учеными-конституционалистами как означающее сначала премьер-министра и, если он сам не может действовать, членов кабинета в порядке списка указа, который их назначил. На самом деле это маловероятно, потому что, если председатель Сената не может действовать, Сенат обычно назначает нового председателя Сената, который будет действовать в качестве президента республики.

    Вовремя Третья французская республика президент Совета министров действовал как президент, когда должность была вакантной. [12] Согласно статье 7 Конституции, если пост президента становится вакантным по какой-либо причине или если президент становится недееспособным, по запросу Gouvernement, то Конституционный Совет может постановить большинством голосов, [13] что президентство временно принимает на себя председатель Сената. Если Совет постановит, что недееспособность является постоянной, применяется та же процедура, что и для отставки, как описано выше.

    Если президент не может присутствовать на заседаниях, в том числе заседаниях Совета министров, он может попросить премьер-министра присутствовать на нем вместо него (статья 21 Конституции). Это положение применяется к президентам, которые выезжают за границу, больны или подвергаются хирургическим операциям.

    Вовремя Вторая французская республика, был вице-президент. Единственным человеком, который когда-либо занимал эту должность, был Анри Жорж Буле де ла Мер.

    Смерть в офисе

    Четыре президента Франции скончались при исполнении служебных обязанностей:

      , который был убит Санте Джеронимо Казерио 25 июня 1894 года в возрасте 56 лет. , который умер 16 февраля 1899 года в возрасте 58 лет. , который был убит Павел Горгулов 7 мая 1932 года, в возрасте 75 лет, самый старший из умерших при исполнении служебных обязанностей. умер 2 апреля 1974 г. в возрасте 62 лет.

    Платные и официальные резиденции


    Президенту Республики выплачивается заработная плата в соответствии с уровнем оплаты труда, который определяется по сравнению с уровнями оплаты труда самых высокопоставленных членов Совета. Французская государственная служба ("вне шкалы", закуска, те, чьи должности обозначаются буквами, а не числовыми индексами). Кроме того, ему выплачивается стипендия в размере 3% и стипендия в размере 25% сверх заработной платы и компенсации за проживание. Эта брутто-зарплата и эти выплаты такие же, как и у премьер-министра, и на 50% выше, чем самые высокие выплаты другим членам правительства. [14] который сам по себе определяется как удвоенное среднее значение высшей (уровень оплаты труда G) и самой низкой (уровень оплаты труда A1) окладов вне шкалы оплаты труда. [15] Используя шкалу заработной платы за 2008 г., [16] он составляет 20 963 евро в месяц, что соответствует 19 000 евро, заявленным прессе в начале 2008 года. [17] Используя классы заработной платы с 1 июля 2009 г., [18] это составляет 21 131 евро в месяц брутто.

    Заработная плата и стипендия облагаются налогом на подоходный налог. [19]

    Официальная резиденция и офис президента - это Елисейский дворец в Париже. Другие президентские резиденции включают:

    Читайте также: