Морфофункциональное обеспечение двигательной активности детей что это значит

Обновлено: 17.05.2024

Двигательная активность, физическая культура и спорт — эффективные средства сохранения и укрепления здоровья, гармоничного развития личности, профилактики заболеваний, обязательные условия здорового образа жизни.

Особенно большое количество движений требуется растущему организму. Неподвижность для маленьких детей утомительна, она приводит к замедлению роста, задержке умственного развития и снижению сопротивляемости инфекционным заболеваниям. В огромном количестве движений ребенка проявляется естественное стремление к физическому и психическому совершенствованию. Разнообразная мышечная деятельность благотворно сказывается на физиологических функциях всего Двигательная активность, физическая культура и спорт — эффективные средства сохранения и укрепления здоровья, гармоничного развития личности, профилактики заболеваний, обязательные условия здорового образа жизни.

Среди многообразных факторов, влияющих на состояние здоровья и работоспособность растущего организма, двигательная активность (ДА) – это естественная потребность в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием всестороннего развития и воспитания ребенка. Исследования последних лет показывают, что функциональные возможности организма ребенка не реализуются на должном уровне в процессе разных видов занятий по физической культуре. Кроме того, двигательная активность дошкольников за время пребывания их в детском саду составляет менее 50% периода бодрствования, что не позволяет полностью обеспечить биологическую потребность ребенка в движении. Двигательная активность дошкольников является важным показателем физической готовности детей к обучению в школе.

Характеристика двигательной активности

детей дошкольного возраста

В детском возрасте двигательную активность можно условно разделить на 3 составные части: активность в процессе физического воспитания; физическая активность, осуществляемая во время обучения, общественно полезной и трудовой деятельности; спонтанная физическая активность в свободное время. Эти составляющие тесно связаны между собой.

Выделяют три уровня двигательной активности:

- Высокий уровень. Для детей характерны высокая подвижность, высокий уровень развития основных видов движений, достаточно богатый двигательный опыт, позволяющий обогащать свою самостоятельную деятельность. Некоторые дети этой группы отличаются повышенной психомоторной возбудимостью, гиперактивностью.

- Дети со средним уровнем двигательной активности имеют средние и высокие показатели физической подготовленности и высокий уровень развития двигательных качеств. Для них характерно разнообразие самостоятельной двигательной деятельности

- Низкий уровень двигательной активности - малоподвижные дети. У них наблюдается отставание показателей развития основных видов движений и физических качеств от возрастных нормативов, общая пассивность, застенчивость, обидчивость.

Лазарев выделяет следующие двигательные типы ребенка:

- Взрывной. Дети с этим типом двигательной активности предпочитают быстрое, непродолжительное по времени движение;

- Циклический. Дети циклическим типом двигательной активности склонны к длительным, монотонным движениям (лыжи, бег на длительной дистанции);

- Пластический. Дети с пластическим типом движений предпочитают мягкие, плавные движения;

- Силовой. Дети с силовым типом предпочитают силовые нагрузки.

В настоящее время общепринятыми критериями оценки суточной двигательной активности являются: ее продолжительность, объем и интенсивность. Индивидуальные различия в этих показателях настолько велики, что специалисты рекомендуют условно делить детей на группы большой, средней и малой подвижности. Это дает определенные ориентиры для руководства двигательной деятельностью детей.

Таким образом, оптимальная двигательная активность должна считаться важнейшим показателем двигательного развития дошкольника.

Средства, методы и приемы руководства двигательной активностью дошкольников

Для развития двигательной активности детей дошкольного возраста используются различные средства. Основным средством являются физические упражнения, вспомогательными - естественные силы природы и гигиенические факторы.

Кроме того, на физическое воспитание детей влияют движения, входящие в различные виды деятельности (труд, лепка, рисование, конструирование, игра на музыкальных инструментах, процессы одевания, умывания и др.).

Методы, используемые при обучении детей движениям, собираются в соответствии с определяющими их источниками. К ним относятся объекты окружающей действительности, слово и практическая деятельность.

Осуществляя руководство двигательной активностью дошкольников используются: наглядные, словесные и практические, игровые, соревновательные методы обучения.

Каждый отдельный метод представляет собой определенную систему специфических приемов. В свою очередь система выражается в совокупности таких именно приемов, которые объединяются общностью задачи и единым подходом к ее решению.

1.Наглядные методические приемы. При обучении детей движениям используются различные приемы наглядности.

2. Словесные приемы. Слово, применяемое при обучении, направляет всю деятельность детей, придает ей осмысленность, облегчает понимание задачи и усвоение нового, вызывает умственное напряжение и активность мысли, содействует самостоятельности и произвольности выполнения детьми упражнений.

-накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями);

-формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании;

-развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации).

Правильная организация двигательной активности детей в повседневной жизни обеспечивает выполнение двигательного режима, необходимого для здорового физического состояния ребёнка и его психики в течение дня.

Двигательный режим - одно из основных слагаемых здоровья. В него входят не только учебно-тренировочные занятия. Двигательный режим по ФГТ - это рациональное сочетание различных видов, форм и содержания двигательной активности ребенка. В него включаются все виды организованной и самостоятельной деятельности.

Продолжительность двигательной активности должна составлять не менее 50-60% периода бодрствования, что равняется 6-7 часам в сутки. Самые высокие двигательно-физические нагрузки приходятся на время первой прогулки (с 10 до 12 часов). Двигательная активность здесь должна составлять 65-75% времени пребывания на воздухе. Кроме того, в распорядке дня обязательны и другие периоды умеренной и целесообразной двигательной деятельности детей - это время до завтрака и перед занятием, особенно если оно умственное.

Формы работы по физическому воспитанию с дошкольниками представляют собой комплекс оздоровительно-образовательных мероприятий, основу которых составляет двигательная деятельность. В этот комплекс входят самостоятельная двигательная деятельность и организованные физкультурные мероприятия. Процентное соотношение их разное в группах раннего, младшего и старшего дошкольного возраста, однако самостоятельные движения детей всех возрастов должны составлять не менее 2/3 объема их общей двигательной активности. Это можно объяснить тем, что потребность детей в движении наиболее полно реализуется в самостоятельной деятельности. Она наименее утомительна из всех форм двигательной активности и содействует индивидуализации двигательного режима. Кроме того, именно в самостоятельной деятельности ребенок в наибольшей степени проявляет свое двигательное творчество, а также уровень владения двигательными умениями. Содержание этой деятельности определяется самими детьми, однако это не значит, что взрослые могут не обращать на нее внимания.

МОДЕЛЬ ДВИГАТЕЛЬНОГО РЕЖИМА

В младшем дошкольном возрасте двигательная активность является неотъемлемым условием познавательного и личностного развития, так как она выступает основой для полноценного функционирования психических процессов и естественной основой накопления резервов здоровья человека. Возрастные изменения регуляции движений дают возможность формировать и развивать целенаправленную и продуктивную активность детей 3-4 лет. Однако двигательный опыт детей младшего дошкольного возраста весьма мал он сложно вписывается в современные стандартизированные тестовые методики, кроме того отсутствуют модели соответствующие новым федеральным требованиям к структуре и содержанию основной общеобразовательной программы ДОУ, обеспечивающие реализацию задач современных программ на каждом этапе развития ребенка. Сущность педагогического обеспечения двигательной активности детей 3—4 лет заключается в создании условий, на основе комплекса средств физической культуры, способствующих установлению взаимосвязи между содержанием двигательных задач, лежащих в основе современных программ и типологическим особенностями детей, в которых двигательные возможности ребенка младшего дошкольного возраста раскроются полностью.

Оптимизация двигательной активности детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольного учреждения позволила представить модель двигательного режима, где представлен перечень разных видов занятий по физической культуре, а также отражены особенности их организации.

Рациональное сочетание разных видов занятий по физической культуре представляет целый комплекс оздоровительно-образовательных и воспитательных мероприятий.

Утренняя гимнастика, гимнастика после дневного сна, прогулки - походы в лес, подвижные игры и физические упражнения на прогулке выполняют организационно-оздоровительные задачи.

Физкультминутка, двигательная разминка снимают утомление у детей и повышают их умственную работоспособность.

На учебных занятиях дети учатся, приобретают необходимые навыки, умение, знания.

Недели здоровья, физкультурный досуг, спортивные праздники - это активный отдых.

Кружки по интересам развивают двигательные способности и творчество детей.

Индивидуальная и дифференцированная работа предназначена для коррекции физического и двигательного развития.

Корригирующая гимнастика (назначается врачом) решает лечебно-профилактические задачи и предназначена для детей с ослабленным здоровьем.

Логоритмичная гимнастика необходима для профилактики нарушения речи у детей и развития моторики.

В зависимости от назначения все вышеперечисленные виды занятий, их характер могут меняться и повторяться с разной периодичностью в течении дня, недели, месяца, года, составляя так называемый оздоровительный двигательный режим старших дошкольников.

Данная модель двигательного режима вариативна, содержание может корректироваться в зависимости от условий, направленности образовательного учреждения.


В статье раскрывается значимость учета уровня двигательной активности старших дошкольников в обеспечении оптимизации двигательного режима в условиях дошкольного учреждения.

Ключевые слова: двигательная активность , дети старшего дошкольного возраста, дифференцированный подход.

Основу охраны и укрепления здоровья в дошкольном возрасте составляют физическое развитие и физическая подготовленность ребенка.

Показателями физического развития выступают антропометрические данные (рост, вес, окружность грудной клетки и др.), а характер освоенных навыков основных видов движений, состояние физических качеств свидетельствуют о физической подготовленности ребенка. В зависимости от овладения основными видами движений, физических и волевых качеств дошкольников можно разделить на три группы — дети, имеющие высокие, средние и низкие показатели физической подготовленности. Этим группам свойственен и разный уровень двигательной активности, под которой понимается объём, продолжительность, интенсивность и содержание движений.

По данным специалистов активность по своей природе — чисто биологическое явление. Это проявление энергии, присущей здоровому организму и выступающей в виде потребностей действия.

У ребенка в первые годы жизни имеет место врожденная мотивация двигательной активности, так называемая кинезофилия. Именно она обеспечивает естественную организацию его двигательной активности. Кинезофилия определяется врожденными биологическими механизмами претерпевает изменения на протяжении индивидуальной жизни человека. Изучая мотивы двигательной активности дошкольников, ученые установили: большей частью дети действуют под влиянием возникающих в данный момент ситуативных чувств и желаний; выбор физического упражнения часто обусловлен случайными внешними обстоятельствами. Иногда поведение дошкольника определяется потребностью совместно выполнять движения со сверстниками, подражать окружающим, общаться с ними.

Одним из важнейших факторов целенаправленного развития двигательной активности дошкольников является физическая культура, которая рассматривается как культура здоровья, телосложения и как культура двигательная, обеспечивающая развитие потребностей ребёнка в здоровой двигательной активности, проявление возможностей преодолевать безболезненно жизненные проблемы и находиться в эмоционально положительном тонусе в течение длительного времени.

Физическая культура выступает результатом созидания самого себя посредствам движений и основой самостоятельной двигательной активности ребёнка. Самостоятельная двигательная активность предполагает способность ребёнка к самореализации собственных физических возможностей в окружающем мире посредствам комплекса самостоятельно осознанных двигательных действий. Поэтому в двигательном режиме дошкольного учреждения следует отвести место как, организованным формами двигательной активности, так и самостоятельной двигательной активности детей.

По мнению Л. Д. Глазыриной, В. А. Овсянкиной М. И. Руновой, В. Н. Шебеко и других исследователей, оптимизация режима двигательной активности детей в дошкольном учреждении с учетом индивидуального уровня развития — незаменимый фактор жизнедеятельности человека [2, 3, 4, 5, 6].

Вопросы организации двигательной активности детей представлены в работах М. Ю. Кистяковской, Т. И. Осокиной, Э. С. Вильчковского, М. А. Руновой, В. Н. Шебеко и других. Авторы отмечают влияние двигательной активности на повышение обмена веществ, рост и развитие таких физиологических систем ребёнка, как сердечно-сосудистая, дыхательная и другие. Отмечается, что раннее стимулирование двигательной активности младенцев оказывает положительное влияние на становление и развитие психических качеств ребёнка.

В дошкольном возрасте с помощью двигательной активности ребёнок приспосабливается к окружающей жизни, познаёт мир. Двигательная активность детей дошкольного возраста — естественная потребность в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием для формирования основных структур и функций организма, одного из способов познания мира и ориентировки в нём, а также как условие всестороннего развития и воспитания детей

К старшему дошкольному возрасту дети овладевают основными движениями; они стремятся самостоятельно выполнять достаточно сложные упражнения. Развивающееся двигательное воображение становится одним стимулов увеличения двигательной активности за счет освоенных способов действий с разными предметами и пособиями. Движения детей этого возраста носят произвольный и целеустремленный характер. Они самостоятельно различают основные виды движений, частично умеют выделять их элементы, пытаются оценивать результаты своих действий, сопоставляя с образцом.

Удовлетворение природной потребности старших дошкольников в движении в дошкольном учреждении может быть достигнуто благодаря рациональному сочетанию различных форм двигательной активности, таких как: утренняя гимнастика и гимнастика после сна, подвижные игры на прогулке, физкультминутки, различные типы занятий по физкультуре, самостоятельная двигательная деятельность детей.

Наиболее рационально планировать двигательный режим по этапам.

Этапы — это условное деление физкультурно-оздоровительной работы в режиме дня, они имеют свои задачи, в соответствии с которыми необходимо подбирать средства, методы и формы двигательной активности дошкольников.

Желательно планировать игры знакомые детям, лучше малой или средней подвижности. При планировании игр необходимо учитывать, какие занятия будут после завтрака. Если занятия связаны с длительной статической позой (математика, развитие речи), то лучше утром запланировать игры средней и даже большой подвижности; если предстоит физкультурное занятие, то в зависимости от его типа целесообразно планировать двигательную активность утром (например, если предстоит занятие игрового характера, утром планируют более спокойную двигательную деятельность; если намечена тренировка, утром хорошо организовать подготовительные упражнения для разогрева определённых групп мышц). Утром обязательно необходимо проводить индивидуальную работу с детьми, независимо от уровня их физического развития, а также индивидуальную работу с детьми, которые имеют различные отклонения в осанке, зрении, нарушении слуха, нервной системы, ожирение.

В течение дня прогулка организуется дважды: утром и вечером. Прогулка благоприятное время для проведения индивидуальной работы с детьми, организации их самостоятельной двигательной активности.

Необходимо учитывать, какие занятия предшествовали прогулке: если они носили подвижный характер (физкультурное, музыкальное), то прогулку лучше начать с наблюдения, но если на занятиях дети были ограничены в движениях, то прогулку лучше начать с подвижных, спортивных игр.

Во вторую половину дня кроме гимнастики после сна и закаливающих мероприятий предлагаем планировать активный отдых детей. Физкультурные праздники, физкультурный досуг, дни здоровья являются важными компонентами активного отдыха детей. Многообразная деятельность, насыщенная эмоциональными играми, упражнениями, проводимыми на свежем воздухе в виде развлечений, способствует физической рекреации детей, расслаблению организма, после умственной нагрузки, укреплению их здоровья.

Во вторую половину дня также необходимо запланировать самостоятельную двигательную деятельность, используя различное физкультурное оборудование, тренажеры, дидактический материал — картинки для самостоятельной двигательной активности. Вечером, перед уходом детей, лучше планировать спокойную двигательную деятельность — малоподвижные игры, дыхательные упражнения, упражнения на подвижность, оздоровительные упражнения с шарами.

Задачи дифференцированного руководства двигательной активностью старших дошкольников должны решаться как в процессе физкультурных занятий, так и при организации других форм с помощью дифференцированных двигательных заданий (игр и упражнений с разной степенью подвижности), направленных на регулирование двигательной активности каждого и отличающихся по содержанию и приемам обучения.

Для каждой подгруппы старших дошкольников с высоким и низким уровнями двигательной активности целесообразно предлагать для выполнения разный комплекс игр и упражнений в основных видах движений. Так, детям с высоким уровнем — двигательные задания на развитие внимания, координации движений, ловкости, требующие точности выполнения действий, развивающих глазомер, силу н точность броска (перебрасывание мяча через сетку, метание в цель и вдаль и т. д.). Старшим дошкольникам с низким уровнем воспитатели могут предложить, например, игры и упражнения на развитие быстроты и скорости движений, выносливости, на быстрое переключение с одного движения на другое, пробежки со средней скоростью.

С детьми со средним уровнем развития двигательной активности задания специально не разрабатываются. При проведении основной работы с ними педагоги уделяют большое внимание качеству выполнения движений.

Педагогам следует учитывать, что уравновешенные дети с высоким уровнем двигательной активности быстрее усваивают правила игры, содержание игровых упражнений. Им достаточно объяснения и одного-двух показов воспитателя. В работе с детьми с низким уровнем двигательной активности используется замедленный показ отдельных элементов движений с четким, подробным и многократным объяснением. Им необходима спокойная обстановка.

Таким образом, организуя работу по развитию двигательной активности детей дошкольного возраста, педагог должен опираться на знание психофизиологических особенностей развития детского организма в дошкольном возрасте и осуществлять свою работу применяя дифференцированный подход, который предполагает форму организации обучения, где дети делятся на сравнительно одинаковые группы, основанные на сходных, типичных проявлениях. Деление на группы необходимо осуществлять с учётом состояния здоровья, физической подготовленности и степени их подвижности.

Основные термины (генерируются автоматически): двигательная активность, ребенок, самостоятельная двигательная активность, дошкольный возраст, двигательная активность детей, дошкольное учреждение, основной вид движений, педагогический процесс, двигательный режим, индивидуальная работа.

Ожидайте

Специалист свяжется с Вами сразу в рабочее время с
Пн - Пт с 10:00 - 19:00 МСК

Перезвоните мне


Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая! 😊

Статья

В последние годы медики констатируют тенденцию увеличения в нашей стране детей, страдающих недостатками в физическом развитии, особенно нарушениями в опорно-двигательном аппарате.

Бесплатные занятия с логопедом

В последние годы медики констатируют тенденцию увеличения в нашей стране детей, страдающих недостатками в физическом развитии, особенно нарушениями в опорно-двигательном аппарате.

Правильная осанка имеет не только эстетическое, но и физиологическое значение – она способствует нормальной деятельности внутренних органов, так как отклонения в осанке отражаются на их функциях. Важно как можно раньше начать профилактику дефектов осанки или коррекцию имеющегося ее нарушения, чтобы в школе у ребенка не возникли проблемы с повышенной утомляемостью, головными болями и болями в мышцах туловища.

Стопа – фундамент, опора нашего тела, и любое нарушение развития может отражаться на осанке ребенка. В дошкольном возрасте стопа находится в стадии интенсивного развития, ее формирование еще не завершено, поэтому любые неблагоприятные внешние воздействия могут приводить к возникновению тех или иных функциональных отклонений. Главной причиной его возникновения является слабость мышечно-связочного аппарата стопы. Врожденное плоскостопие встречается редко. Оно чаще развивается у детей ослабленных, плохо развитых физически, перенесших рахит.

Профилактика и коррекция нарушений опорно-двигательного аппарата, особенно начальных степеней, проходит на фоне хорошо организованного не только двигательного, но и профилактического режима, составленного с учетом характера заболевания ребенка.

Контингент воспитанников групп для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата (ОДА) – это дети, имеющие нарушения функций опорно-двигательного аппарата, который формируется из числа детей, прошедших городскую психолого–медико-педагогическую комиссию и получивших рекомендации продолжить дальнейшее обучение в ДОУ IV вида. Данный контингент детей нуждается в коррекционно-развивающем образовании, отвечающим их особым образовательным потребностям.

Основные виды нарушений опорно-двигательного аппарата у детей дошкольного возраста:

Дисплазия тазобедренных суставов

Вальгусная деформация коленных суставов

Плоско-вальгусная деформация стоп

Деформация грудной клетки

Дети, имеющие нарушения функций ОДА разной степени выраженности и не имеющие достаточно развитого уровня сенсомоторного опыта, испытывают определенные трудности в процессе овладения программным материалом. Эти особенности часто сопряжены с недостаточным развитием мышления, восприятия, внимания, памяти и несформированностью всех компонентов речевой функциональной системы.

У детей с нарушением функций ОДА снижена умственная работоспособность, повышена утомляемость, что затрудняет формирование познавательного опыта, проводит к искажению мыслительной деятельности. У дошкольников замедленна артикуляционная моторика, расстроена динамическая координация и соразмерность как тонких, так и общих движений движений. Указанные трудности затрудняют усвоение учебной программы и формируют особые образовательные потребности у наших воспитанников.

Особенности детей младшего и среднего дошкольного возраста с нарушением ОДА:
• двигательная нескоординированность;
• нарушения в соблюдении темпа движений;
• низкая работоспособность;
• повышенная утомляемость;
• отставание в физическом развитии;
• ограниченность определенных видов движений (в зависимости от диагноза);
• затруднения в освоении отдельных или основных двигательных умений и навыков (ходьба, бег, прыжки, подскоки);
• затруднения в фиксации положения на определенное время;
• заторможенность.
У детей старшего дошкольного возраста:
• затруднения в соблюдении точности движений;
• низкий уровень развития некоторых физических качеств (ловкости, быстроты, выносливости);
• затруднения в освоении определенных двигательных умений и навыков (ходьба, бег, прыжки, подскоки);
• затруднения в принятии правильной осанки и фиксации положения туловища на определенное время;
• недостаточное развитие моторных функций пальцев рук;
• ограничение определенных видов движений (в зависимости от диагноза).

Вопрос физической реабилитации дошкольника в стенах дошкольного, а не лечебного учреждения очень актуален. Дошкольники с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата нуждаются в работе коррекционно-развивающего характера, в целенаправленном воздействии на коррекцию недостатков, которые могут привести к нарушению умственной работоспособности, вызвать трудности во взаимодействии с окружающим миром, изменению способов коммуникации и средств общения, в дальнейшем овладении познавательным опытом на этапе школьной ступени обучения.

Процесс коррекционно-развивающего обучения и воспитания в дошкольном учреждении для детей с ОДА строится с учетом психологических особенностей и закономерностей развития психики данной категории детей.

Процесс коррекционного обучения и воспитания условно можно разделить на два этапа:
1 этап – формирование предпосылок для развития высших психических функций, что предполагает:
• профилактику и коррекцию двигательной сферы;
• стимуляцию познавательной активности и совершенствование ориентировочно-исследовательской деятельности;
• развитие общей и ручной моторики;
• развитие и коррекцию психомоторных функций и межсенсорных связей;
• обогащение сенсорного опыта ребенка и развитие всех видов восприятия;
• развитие и коррекцию простых модально-специфических функций, таких как, выносливость к непрерывному сосредоточению на задании (работоспособность), скорость актуализации временных связей и прочность запечатления следов памяти на уровне элементарных мнемических процессов, способность к концентрации и к распределению внимания;
• готовность к сотрудничеству со взрослым;
• стимуляцию речевого развития ребенка.
2 этап – формирование предпосылок к школьному обучению. На данном этапе коррекционно-педагогическая работа направлена на реализацию следующих задач:
• формирование чувства самоконтроля за правильным положением тела;
• развитие и коррекция недостатков эмоционально-волевой сферы и формирующейся личности;
• укрепление здоровья, создание условий для полноценного физического развития и совершенствование двигательной сферы;
• развитие познавательной деятельности и формирование определенного запаса представлений об окружающем;
• целенаправленное формирование высших психических функций и предпосылок к школьному обучению;
• развитие речи и коммуникативной деятельности;
• формирование ведущих видов деятельности, их мотивационных, ориентировочно-операционных и регуляционных компонентов.

Коррекционно-развивающая работа осуществляется под руководством врача-ортопеда в тесной взаимосвязи с инструктором по физической культуре и плаванию, воспитателем, учителем-логопедом, музыкальным руководителем, родителями воспитанников. Практически во всех видах образовательной деятельности в комплексе решаются как коррекционно-развивающие, так и воспитательно-образовательные задачи. Они определяются с учетом специфики различных видов деятельности, возрастных и индивидуально-типологических особенностей детей с нарушением ОДА. Соотношение этих задач, преобладание коррекционно-развивающего или воспитательно-образовательного компонента изменяется в зависимости от выраженности недостатков в развитии.

Педагоги в коррекционно-развивающей деятельности с детьми дошкольного возраста, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата, решает следующие группы задач:

1. Реабилитационные
 разгрузка позвоночника – создание благоприятных физиологических условий для роста тел позвонков и восстановление правильного положения тела;
 укрепление мышечного корсета;
 формирование правильной осанки;
 коррекция плоскостопия.
2. Коррекционно – развивающие
 укрепление здоровья и повышение работоспособности детей с нарушением функций ОДА;
 развитие динамической координации и соразмерности движений;
 развитие статического равновесия;
 развитие пространственной ориентировки;
 развитие двигательного воображения и творчества, музыкального слуха и чувства ритма ребенка;
 формирование умений и навыков выразительных, грациозных движений и осознанного отношения к ним.
3. Образовательные
 формирование навыков выполнения основных движений, важных элементов сложных движений;
 развитие умения переключаться от выполнения одних движений к другим;
 развитие самоконтроля при выполнении физических упражнений;
 увеличение силовой выносливости мышц;
4. Оздоровительные
 снятие психологической напряженности и создание оптимистического настроения
 выработка привычек здорового образа жизни;
 повышение приспособляемости и работоспособности органов и систем растущего организма;
 закаливание организма, профилактика простудных заболеваний;
 обеспечение пропорционального развития всех мышечных групп;
 формирование опорно-двигательного аппарата и воспитание правильной осанки
5. Нравственно – воспитательные
 воспитание гигиенических привычек и телесной рефлексии;
 воспитание воли, сознательной дисциплины, организованности;
 поддержание интереса к двигательной деятельности;
 воспитание желания участвовать в организованных формах работы по физической культуре, совместно с другими детьми: подчинять свое поведение правилам в подвижных играх.

Движение – одна из основных физиологических потребностей растущего организма. Ограничение его чревато задержкой развития, снижением иммунитета и замедлением роста в целом. Разнообразие активности способствует совершенствованию механизмов адаптации и комплексному развитию всех систем. Рациональный двигательный режим – это необходимое условие для нормального формирования и развития детского организма.

Автор: Дмитриева Валентина Владимировна

Консультация для воспитателей.

Руководитель ФВ Дмитриева В.В.

Движение – одна из основных физиологических потребностей растущего организма. Ограничение его чревато задержкой развития, снижением иммунитета и замедлением роста в целом. Разнообразие активности способствует совершенствованию механизмов адаптации и комплексному развитию всех систем. Рациональный двигательный режим – это необходимое условие для нормального формирования и развития детского организма.

В настоящее время, в период обновления системы дошкольного образования, вопросам охраны и укрепления физического и психического здоровья детей , полноценного развития личности ребёнка уделяется особое внимание. Так ФГОС ДО направлен на охрану и укрепление физического и психического здоровья детей , в т. ч. их эмоционального благополучия, формирование общей культуры личности детей , в т. ч. ценностей здорового образа жизни, развития их физических качеств.

Физкультурно – оздоровительная работа в ДОУ направлена на удовлетворение природной потребности детей в двигательной активности .

Мы знаем, что для растущего организма решающее значение имеет двигательная активность (ДА) . Согласно данным, современные дети двигаются в два раза меньше , чем это предусмотрено возрастной нормой. Недостаточная двигательная активность - гиподинамия отмечается не только у детей старшего дошкольного возраста, но и у малышей. Поэтому организация двигательного режима дошкольников является актуальной и занимает важное место в системе дошкольного образования.

Для педагогов детского сада не секрет, что основными причинами ухудшения здоровья детей является дефицит двигательной активности. Дошкольный возраст – это ответственный период жизни, когда закладываются основы физического, психического и личностного развития.

Движение – главное условие нормального роста и развития организма.

Потребность в движении, в двигательной активности учёные называют кинезофилией – врожденной биологической потребностью человеческого организма. Недостаточная двигательная активность отрицательно сказывается на здоровье, психофизическом благополучии детей, негативно влияет на двигательное и социальное развитие ребёнка. Движение является обязательным компонентом любого вида деятельности дошкольника, в том числе и игры, выступая в качестве её операционального состава. Низкий уровень двигательных умений, однообразие движений приводят к обеднению содержания игровой деятельности ребёнка и, наряду с другими причинами, ограничивают его возможности реализовать себя в игре со сверстниками. Игра и движения, объединяясь, становятся необходимым условием и средством разностороннего развития и воспитания дошкольника.

Целью формирования двигательной активности является не только удовлетворение биологической потребности, но и полноценное развитие способностей детей.

Двигательная активность влияет на физиологические функции всего организма. Активный ребенок лучше спит, чаще пребывает в хорошем настроении и обладает большей работоспособностью. Усиливается кровоснабжение скелетных мышц и внутренних органов, улучшается обмен веществ, совершенствуется нервная система.

• Повышению устойчивости организма к различным заболеваниям

• Росту физической работоспособности

• Нормализации деятельности отдельных органов и функциональных систем

• Формированию личностных качеств

• Улучшению психолого – эмоционального состояния

• Укреплению психического здоровья.

Таким образом, дети, регулярно занимающиеся физкультурой, имеют преимущества перед , малоподвижными : они лучше выглядят, здоровее психически, менее подвержены стрессу и напряжению, лучше спят, у них меньше проблем со здоровьем. Следует рационально организовывать двигательный режим с учетом дошкольного возраста, интересов, функциональных возможностей организма, индивидуальных особенностей ребенка.

Специалистами доказано, что основными причинами нервно – психических и соматических заболеваний детей дошкольного возраста, являются – интеллектуальные перегрузки и снижение двигательной активности как по объему , так и по интенсивности. Одна из важных проблем современного общества - это малоподвижный образ жизни.

ФГОС ДО определены целевые ориентиры по физическому развитию на этапе завершения ДО у ребенка . Развита мелкая и общая моторика, он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими. ЦО являются ориентирами для : - построения воспитательно – образовательной работы в ДОУ. Следовательно, задача педагогов ДОУ – создание всех необходимых условий для достижения ребенком дошкольного возраста ЦО.

Двигательная активность дошкольника должна соответствовать :

его опыту, интересам, желаниям, функциональным возможностям организма. Поэтому педагогам необходимо позаботиться об организации детской двигательной деятельности , ее разнообразии, а также выполнении основных задач и требований к ее содержанию.

Двигательный режим в ДОУ состоит из трех блоков :

1. Специально организованное обучение.

2. Совместная деятельность взрослых и детей в режимных моментах .

3. Свободная, самостоятельная деятельность детей .

Формы организации двигательной ДА в ДОУ в том числе нашем

Первое место в двигательном режиме детей принадлежит физкультурно – оздоровительным занятиям. К ним относятся общеизвестные виды двигательной деятельности: утренняя гимнастика, подвижные игры и физические упражнения во время прогулок, подвижные игры и физические упражнения во время прогулок, физкультминутки на занятиях с умственной нагрузкой.

1. Физкультурно-оздоровительные занятия в ходе режимных моментов, это :

- динамические паузы м/ у занятиями

- П/и и физ. упражнения на прогулке

- гимнастика после сна

- гимнастика для глаз

- пальчиковая гимнастика - индивидуальная работа по физ. Воспитанию

Второе место в двигательном режиме детей занимают учебные занятия по физической культуре – как основная форма обучения двигательным навыкам и развития оптимальной ДА детей. Предлагаем проводить занятия по физической культуре не менее трёх раз в неделю в первой половине дня (одно на воздухе) по подгруппам. Формирование подгрупп должно осуществляться с учётом трёх основных критериев : состояния здоровья, уровня ДА и физической подготовленности.

2. Организованная двигательная деятельность , включает в себя :

Третье место отводится самостоятельной двигательной деятельности, возникающей по инициативе детей. Она даёт широкий простор для проявления их индивидуальных двигательных возможностей. Самостоятельная деятельность является важным источником активности и саморазвития ребёнка. Продолжительность её зависит от индивидуальных проявлений детей в двигательной деятельности, и поэтому педагогическое руководство самостоятельной деятельностью детей должно быть построено с учётом уровня ДА.

3. Самостоятельная двигательная деятельность : организуется в зависимости от инд. особенностей детей , проводится ежедневно в помещении и на открытом воздухе.

Самостоятельная двигательная деятельность — это деятельность, которая возникает по инициативе ребенка. Содержанием самостоятельной двигательной деятельности являются разнообразные движения. Преимущество ее заключается в том, что ребенок сам выбирает движения, двигается в своем темпе, делает паузы, чередует их. По данным физиологов (И. А. Аршавского, С. М. Громбах ), дети в этом виде деятельности в большей степени удовлетворяют свою потребность в движении, чем в организованной деятельности. В дошкольном возрасте самостоятельная двигательная деятельность имеет свою специфику.

В чем она заключается?

Двигательная деятельность малышей тесно связана с игрой, следовательно, с предметами, игрушками, пособиями.

Взрослые должны позаботиться о том, чтобы в распоряжении ребят были игрушки, пособия, стимулирующие двигательную активность, повышающие интерес к движениям. Задача взрослых — научить детей правильно и разнообразно их использовать. Постепенно, по мере овладения детьми действием с оборудованием, воспитатель приучает малышей действовать совместно с одним предметом, например, покатать мяч друг другу или прокатить его по очереди по дорожке.

Как мы отмечали выше, двигательный опыт у малышей еще невелик, поэтому самостоятельная двигательная деятельность должна проходить под наблюдением взрослого при непосредственном его участии. Наблюдая за детьми, играя с ними, родители, воспитатели видят, как формируются интересы малышей, к чему они больше склонны. Личное участие взрослого в играх детей активизирует малышей, создает у них радостное настроение. Взрослый помогает ребенку своевременно сменить вид деятельности, чтобы не допустить утомления.

Большие возможности для развития самостоятельной двигательной деятельности открываются на прогулке. Важно, чтобы на участке, помимо стационарных пособий, были и выносные пособия: мячи, ведерки, метелки, лопатки, санки, ледянки. Зимой самостоятельная двигательная деятельность будет более содержательной, если на участке есть снежные постройки: горки, снежные валы, тропинки из снега, ледяные дорожки, разноцветные льдинки, снеговик с обручем, в который дети могут бросить льдинки, снежки, легкие пластмассовые шайбы и т. п. В разное время года взрослые продумывают различные двигательные задания. Зимой можно пройти по снежному валу, перелезть через него, пройти по тропинке из снега, пройти след в след, перебросить снежок или льдинку через снежный вал, съехать с горки, подняться на горку (для детей первой младшей группы, т.к. она не заливается).

В самостоятельной двигательной активности детей обязательно должны учитываться индивидуальные особенности.

Так, детям с высоким уровнем ДА ( гиперактивные дети , как правило, присуща однообразная деятельность с большим количеством бесцельного бега. Эти дети отличаются неумением выполнять движения в умеренном темпе и нежеланием заниматься спокойными видами деятельности, чередовать активные действия с пассивными.

У детей с низким уровнем ДА (малоподвижные дети) преобладают игры низкой степени интенсивности. Эти дети, как правило, предпочитают играть в одиночку или вдвоем. Малоподвижные дети не желают участвовать в коллективных играх спортивного характера, так как постоянно испытывают неуверенность в своих действиях.

Для детей со средним уровнем ДА характерна разнообразная деятельность, насыщенная играми и спортивными упражнениями разной степени интенсивности.

Педагог должен влиять на выбор детьми соответствующих упражнений и игр, предоставляя в их распоряжение необходимый инвентарь, пособия, поясняя способы движений. Он учит детей играть сообща , побуждает более ловких детей , хорошо владеющих движениями, помогать своим сверстникам.

Наряду с перечисленными видами занятий по физической культуре немаловажное значение отводится активному отдыху, физкультурно-массовым мероприятиям, в которых могут принимать участие родители и дети соседнего ДОУ. К таким занятиям относятся неделя здоровья, физкультурный досуг, физкультурно-спортивные праздники на воздухе и воде, игры – соревнования, спартакиады.

4. Физкультурно – оздоровительная дея- ть : это

- неделя здоровья (2 раза в год)

- дни здоровья (раз в квартал)

- физкультурный досуг (раз в месяц)

- физкультурный спортивный праздник (2 раза в год)

5. Совместная физкультурно – оздоровительная работа ДОУ с семьями, подразумевает участие родителей (законных представителей) в физкультурно – оздоровительных массовых мероприятиях ДОУ

Все эти виды занятий по физической культуре, догоняя и обогащая друг друга, в совокупности обеспечивают необходимую двигательную активность каждого ребёнка в течение всего времени пребывания его в дошкольном учреждении. При этом следует помнить, что двигательная активность оптимальна в том случае, когда её основные параметры (объём, продолжительность, интенсивность) соответствуют индивидуальным данным физического развития и двигательной подготовленности детей, а также когда обеспечивается её соответствие условиям среды (природной, предметной, социальной, правилам чередования напряжений и отдыха, постепенного увеличения физических нагрузок.

ДА детей имеет ярко выраженные индивидуальные проявления, что в основном определяется индивидуально-типологическими особенностями нервной системы и физического развития, степенью самостоятельности, устойчивостью интересов к определенным играм, педагогическими воздействиями и прочее. Разброс индивидуальных показателей ДА детей в течение одного дня пребывания их в дошкольном учреждении составляет у четырехлетних детей - 8200-10800, у пятилеток - 10800-13600 движений, у шестилеток- 12500-15200 движений, у семилеток - от 13000 до 15500 движений.

В зависимости от степени подвижности детей необходимо распределить их на три основные подгруппы (высокая, средняя и низкая подвижность). С помощью разных педагогических приемов добиватся постепенного вовлечения малоподвижных детей в активную деятельность, а также переключения детей с высокой интенсивностью ДА с активной на более спокойную деятельность. Индивидуальную работу с детьми, отстающими в отдельных видах движений, можно проводить во время прогулки и в вечерние часы, когда спортивный зал свободен.

Содержание такой работы должно включать разнообразные двигательные задания, направленные на развитие и совершенствование недостаточно выраженных двигательных навыков и физических качеств детей. Двигательные задания предлагаются детям в виде игровых упражнений, которые подбираются с учетом уровня ДА детей. Так, детям с высоким уровням ДА предлагаются задания на развитие внимания, координации движений, ловкости, требующей точности выполнения действий. Детям с низким уровнем ДА - на развитие быстроты и скорости движений, на быстрое переключение с одного движения на другое. К детям со средним уровнем ДА предъявляются более высокие требования к качеству выполнения задания.

Морфофункциональное состояние и двигательная активность учащихся в период адаптации к обучению в вузе

Марьинских, Светлана Георгиевна. Морфофункциональное состояние и двигательная активность учащихся в период адаптации к обучению в вузе : диссертация . кандидата биологических наук : 03.03.01 / Марьинских Светлана Георгиевна; [Место защиты: Поволж. гос. акад. физ. культ., спорта и туризма].- Набережные Челны, 2011.- 200 с.: ил. РГБ ОД, 61 11-3/1002

Содержание к диссертации

ГЛАВА I Физическое развитие и функциональное состояние кардиореспираторнои системы человека на современном этапе 12

1.1 Состояние физического развития человека в юношеском возрасте 12

1.2 Состояние сердечно-сосудистой системы человека в юношеском возрасте 15

1.3 Состояние дыхательной системы в юношеском возрасте 27

1.4 Общие закономерности адаптации 29

1.4.1 Адаптация организма к физическим нагрузкам 31

1.4.2 Адаптация учащихся к условиям обучения в школе 35

1.4.3 Сердечно-сосудистая система как индикатор адаптационных реакций целостного организма студентов 38

ГЛАВА II Организация и методы исследования 43

2.1 Организация исследования 43

2.2 Методы исследования 44

2.2.1 Определение двигательного режима 44

2.2.2 Педагогические методы исследования (анкетирование) 44

2.2.3 Антропометрические методы исследования 45

2.2.4 Функциональные методы исследования 45

2.2.5 Методы математической статистики 51

ГЛАВА III Собственные исследования 54

3.1 Оценка распределения учебной нагрузки в режиме дня учащихся 11-х классов МОУ СОШ№44 и гимназии при ТюмГУ 54

3.2 Оценка физического развития учащихся 11-х классов гимназии при ТюмГУ и МОУ СОШ № 44 г. Тюмени 56

3.2.1 Антропометрические показатели учащихся 11-х классов гимназии при ТюмГУ и МОУ СОШ № 44 г. Тюмени 56

3.2.2 Показатели индекса Кетле 58

3.2.3 Кистевая и становая динамометрия 58

3.2.4 Показатели динамометрического индекса 59

3.2.5 Показатели окружности грудной клетки 60

3.3 Оценка функциональных показателей дыхательной системы учащихся 11-х классов МОУ СОШ № 44 г. Тюмени и гимназии при ТюмГУ 61

3.3.1 Устойчивость к гипоксии 61

3;3.2 Показатели жизненной емкости легких 62

3.3.3 Показатели жизненного индекса учащихся 11-х классов МОУ СОШ № 44 г. Тюмени и гимназии при ТюмГУ 63

3.4 Оценка основных показателей системы кровообращения учащихся 11-х классов МОУ СОШ № 44 г. Тюмени и гимназии при ТюмГУ .64,

3.5 Физическое развитие учащихся г. Тюмени при переходе из общеобразовательных учреждений различного типа в вуз 71

3.6 Состояние дыхательной системы учащихся г. Тюмени при переходе из общеобразовательных учреждений различного типа в вуз 75

3.7 Состояние сердечно-сосудистой системы учащихся г. Тюмени при переходе из общеобразовательных учреждений различного типа в вуз 76

3.8 Сравнительный анализ двух альтернативных статистических методов обработки результатов исследования 82

3.9 Физическое развитие студентов различных вузов г. Тюмени на протяжении первого года обучения в вузе 84

3.9.1 Динамика показателей массы тела студентов 84

3.9.2 Динамика показателей длины тела студентов 85

3.9.3 Показатели индекса Кетле студентов 87

3.9.4 Динамика становой и кистевой динамометрии студентов 87

3.9.5 Показатели динамометрического индекса студентов. 92

3.9.6 Динамика значений окружности грудной клетки студентов 94

3.10 Функциональные показатели дыхательной системы студентов разных вузов г. Тюмени на протяжении первого года обучения 96

3.10.1 Устойчивость к гипоксии 96

3.10.2 Показатели жизненной емкости легких 99

3.10.3 Динамика показателей жизненного индекса студентов 102

3.11 Показатели функционального состояния сердечно-сосудистой системы студентов г. Тюмени на протяжении первого года обучения 104

3.11.1 Гемодинамические показатели студентов на протяжении первого семестра обучения 104

3 11.2 Гемодинамические показатели студентов на протяжении второго семестра обучения 111

3.12 Оценка морфофункционального состояния учащихся г. Тюмени в периоды окончания средней школы и первого курса вузов 120

Практические рекомендации 140

Библиографический список 142

Введение к работе

Актуальность проблемы. Среди приоритетных задач, стоящих перед государством, является задача сохранения здоровья подрастающего поколения (Кужугет А.А., Рубанович В.Б., Айзман Р.И., 2009). Однако, начиная с 90-х годов прошлого века и по настоящее время многие авторы указывают на ухудшение морфофункционального состояния детей (Исаев А.П., 2000; Кучма В.Р. с соавт., 2002,2003; Сонькин В.Д., 2002; Антропова М.В. с соавт., 2002; Шибкова Д.З., 1996-2006; Якубовская И.А., 2008; Драгич О.А., 2011).

Изучение этой проблемы приобретает особую значимость на фоне прогрессирующего ухудшения состояния здоровья молодежи. Уровень здоровья выпускников школ в последние годы является очень низким (Богатырев B.C. с соавт., 2000; Баранов А.А., Сухарева Л.М., 2006). Состояние здоровья студенческой молодежи также вызывает тревогу. В среднем 20-40% студентов имеются признаки различных хронических заболеваний, в основном нервно-психических, сердечно-сосудистых, органов дыхания, а 40% выпускников вузов заканчивают обучение с ослабленным здоровьем (Гребнева Н.Н. с соавт., 2001; Варич Л.А., 2004; Быков Е.В. с соавт., 2005).

Воздействие инновационных образовательных нагрузок с высоким уровнем психоэмоционального и интеллектуального напряжения, восприятие и переработка разнообразной информации в условиях дефицита времени, повышенные требования к объему и качеству знаний, интенсивное использование компьютерной техники в учебном процессе отрицательно отражаются на функциональных возможностях организма (Айзман Р.И., 1999; Ивакина Е.А., 2006; Виноградова М.В., 2007). Это обусловлено недостаточной двигательной активностью (Быков Е.В., 2002; Кобяков Ю.П., 2004; Койносов А.П., 2006; Назмут-динова В.И., 2006; Олонцев В.В., 2004; Owen N. et all, 2000), нерациональным питанием и режимом дня, вредными привычками (Круглякова И.П., 2005).

Вопросы, касающиеся состояния здоровья, а в частности функционального состояния кардиореспираторнои системы учащихся с разным уровнем двигательной активности в период адаптации к вузу, изучены недостаточно (Кирю-шин В.А., 2003; Кудаев Э.А., Линник М.А., 2005; Овгаров И.А., 2004; Шарен-коваЛ.А.,2001).

Цель исследования: выявить особенности морфофункциональных показателей и двигательной активности студентов в период адаптации к обучению в вузе.

Задачи исследования:

Изучить основные показатели физического развития, функционального состояния дыхательной и сердечно-сосудистой систем учащихся в период окончания средней школы и студентов на протяжении первого года обучения в вузе в зависимости от пола и уровня двигательной активности.

Провести сравнительный анализ морфофункциональных показателей студентов с различным уровнем двигательной активности на протяжении первого курса.

Оценить адаптационные возможности организма студентов в условиях изменяющегося типа учебного заведения и уровень их двигательной активности.

Научная новизна исследования. Впервые для сбора и анализа результатов исследования в качестве инструмента использовался комплекс специально разработанных компьютерных программ.

Установлено, что в начале первого семестра ССС девушек с различным уровнем двигательной активности подвержена большим изменениям, чем ССС юношей. Доказано, что у девушек изменяются (р , ПД, ПСС, KB, АЛ, у юношей изменяется ЧСС, АДД, ПД (р ), KB, АП, ВИК. У юношей начало обучения в вузе сопровождается достоверными изменениями физического развития и функционального состояния кардиореспираторнои системы только при адаптации к ТюмГУ.

Теоретическая и практическая значимость работы. Установленные возрастно-половые особенности организма учащихся расширяют представления о закономерностях физического развития и функционального состояния кардиореспираторнои системы учащихся в период адаптации к обучению в высшей школе и на протяжении первого года обучения в вузе, указывают на необходимость создания коррекционных программ, направленных на учет есте-

ственной потребности организма в определенном уровне двигательной активности.

Основные положения, выносимые на защиту.

Показатели физического развития девушек 17 лет в период адаптации к обучению в вузе претерпевают достоверные изменения. Показатели физического развития юношей определяются типом учебного заведения и уровнем двигательной активности.

Функциональное состояние кардиореспираторной системы учащихся в период адаптации к обучению в высшей школе и на протяжении первого года обучения в вузе обусловливается спецификой и этапностью процесса обучения, уровнем двигательной активности, физической работоспособностью, половой принадлежностью.

Публикации. По теме диссертационного исследования опубликовано 33 научные работы, из них 3 в изданиях, рекомендованных ВАК РФ. Получено 5 Свидетельств об официальной регистрации программы для ЭВМ.

Объем и структура диссертации. Диссертация изложена на 183 страницах машинописного текста и состоит из введения, четырех глав, заключения, выводов, практических рекомендаций и списка использованной литературы, включающего в себя 292 работы отечественных и 46 иностранных авторов. Диссертация иллюстрирована 41 таблицей и 16 рисунками.

Состояние сердечно-сосудистой системы человека в юношеском возрасте

В процессе обучения особое внимание уделяется сохранению здоровья учащихся - детей, подростков, девушек и юношей [7, 104, 128, 212, 235, 260]. Многочисленные данные свидетельствуют о том, что за последние сорок лет резко снизился уровень здоровья выпускников школ, которые ежегодно пополняют ряды студенческой молодежи. По мнению В.Ф. Красавиной (2008), на первый курс приходят студенты с низкими показателями физической и функциональной подготовленности. Н.А. Агаджанян и другие (1995) в своих работах указывают на низкую физическую активность почти у 76% студентов и избыточную массу тела у 15-20 % студентов. За время обучения в вузе число здоровых лиц снижается в 3-4 раза и не превышает 20-25 % от общего числа студентов [216]. В среднем у 20%, а по данным Ф.Ю. Лутонина с соавт. (2002) - у 63,50% студентов имеются признаки различных хронических заболеваний, уровень которых выше на 1-2 курсах, т.к. адаптация к условиям обучения в вузе связана с перегрузками нервной системы; сердечно-сосудистой системы (22j70%), органов дыхания (7,00%); костно-мышечной системы и соединительной ткани (4,90%), у 25%-53,50% наблюдается снижение остроты зрения [30, 131]. В настоящее время установлено, что эмоциональный стресс - причина многих заболеваний. Гипертоническая болезнь, инсульты, инфаркт миокарда, ишемическая болезнь и др. могут иметь в своей основе в качестве патогенетического механизма эмоционально-стрессовые факторы [64]. Участились заболевания ССС у молодых людей, в том числе и у занимающихся спортом [166, 338]. Для высшей школы проблема уровня здоровья актуальна в связи с тем, что вчерашние выпускники школ становятся студентами. До настоящего времени отсутствуют надежные критерии определяющие состояние здоровья [130].

Выбор юношеского возраста и вузов для исследования связан с уменьшением ДА студентов естественнонаучных специальностей из-за роста учебной нагрузки и снижения нагрузок в быту и увеличением ДА у студентов ИФК [94, 148, 158]. У здоровых людей поведенческие реакции сопровождаются. координированными соматовегетативными реакциями, тонко адаптированными к психологическим процессам. Наиболее реактивной оказывается сердечнососудистая система, состояние которой поэтому является самым надежным показателем, отражающим психическое состояние людей [74, 83]. Функция ССС определяется объемом циркулирующей крови, состоит в доставке крови к тканям и органам и поддержании АД. Реологические свойства крови позволяют создавать гемодинамические условия в соответствии с функциональными потребностями организма. Возможность прогнозирования деятельности сердца и всего организма обеспечивается центральной и вегетативной нервными системами [150, 196, 200, 323]. Для анализа деятельности функциональных систем, обеспечивающих гомеостаз, используются такие показатели, как АД, ЧСС, СОК, МОК [10]. У человека при горизонтальном положении тела в условиях покоя СОК составляет 70-100 мл, МОК 4,5-5л, СОК коррелирует с антропометрическими и физиологическими показателями. Анализ, проведенный В.Р. Горст (2009), выявил прямую корреляционную связь между систолическим (г = 0,34, р 0,01) и диастолическим (г = 0,26, р 0,01) артериальным давлением, с одной стороны, и длиной тела, с другой. При адаптационных реакциях аппарата кровообращения с помощью механизмов саморегуляции под влиянием экстракардиальных нервных-механизмов достигаются изменения СОК. При уменьшении мощности сердечного сокращения СОК падает [104]. Тренированное сердце в условиях относительного физиологического покоя имеет сниженный МОК, работает на 15-20% экономичнее, чем нетренированное [265]. Наряду с ПСС величину МОК определяют СОК, ЧСС и венозный возврат крови к сердцу. На протяжении периода от 10 до 17 лет значения МОК увеличиваются за счет увеличения СОК от 46 до 60-70 мл [237]. Гемодинамический функциональный резерв сердца у здоровых людей составляет 300-400%. Это означает, что МОК покоя может быть увеличен в 3-4 раза. У физически тренированных лиц функциональный резерв выше - он достигает 500-700 %. При увеличении СТ МОК повышается, при парасимпатическом снижается. При мышечной деятельности СОК может возрастать до 100-200 мл, а МОК - до 30-35 литров. При адаптации к

Педагогические методы исследования (анкетирование)

Антропометрические показатели учащихся 11-х классов гимназии при ТюмГУ и МОУ СОШ № 44 г. Тюмени

Тендерные различия по силе правой руки в абсолютных значениях составили 21,57 кг, по левой — 23,61 кг. У учащихся гимназии также были выявлены тендерные различия. Сила рук девушек достоверно ниже, чем у юношей, что в абсолютных значениях составило: 20,92 кг по правой руке и 21,76 кг по левой руке. Сравнительный анализ силы рук учащихся показал, что сила левой руки юношей (43,82±0,95 кг), обучающихся в школе № 44 больше силы левой руки юношей, обучающихся в гимназии при ТюмГУ (41,89 ± 1,40 кг), на 1,93 кг. По силе правой руки юношей обеих групп достоверных различий выявлено не было. У девушек обеих групп значения кистевой динамометрии не отличались. Большие значения динамометрии правой руки связаны с её ведущей ролью в повседневной деятельности. Различия в показателях кистевой динамометрии статистически не достоверны. Значения становой динамометрии у учащихся школы выше, чем у гимназистов. При этом у девушек разница составила 0,94 кг, у юношей — 3,06 кг. Тендерные отличия по изучаемому показателю между гимназистами составили 70,59 кг, между школьниками - 72,71 кг (табл. 4). Исследование выявило, что у юношей, обучающихся в школе, становая сила и сила рук выше, чем у юношей, обучающихся в гимназии. Выявленные отличия мы связываем с большей ДА школьников. У девушек обеих групп достоверных отличий по изучаемым показателям не выявлено. Анализ значений ДИ учащихся показал, что значения данного параметра находятся в пределах возрастно-половой нормы (табл. 5). Тендерные различия между школьниками в абсолютных значениях составили - 25,14 % по правой руке и 29,50 % по левой руке. Обнаруженные отличия достоверны.

Физическое развитие учащихся г. Тюмени при переходе из общеобразовательных учреждений различного типа в вуз

В ходе исследования было установлено, что при поступлении в вуз с низкой ДА у школьниц показатели ЧСС снижаются незначительно (на 2,97 уд/мин) в отличие от гимназисток, у которых показатели по данному параметру возросли (р 0,05). У студенток ТюмГУ в начале первого семестра обучения значения изучаемого параметра оказались минимальными. У юношей при поступлении, в ТюмГМА значения- ЧСС снижаются;, причем у школьников наиболее значительно (на 11,56 уд/мин). Выявленная разница достоверна. В сравнении со студентами ИФК отличия (р 0,001) также были отмечены (табл. 15, 16). Проведенные исследования показали, что у выпускников школы при поступлении в вуз значения ЧСС имели тенденцию к урежению.. При: этом АДС одиннадцатиклассниц школы № 44 достоверно ниже (р 0,05), чем у гимназисток. При поступлении в вуз показатели возрастают (р 0,01). У юношей изучаемых групп достоверных отличий не выявлено. У выпускниц 11-х классов значения АДД ниже (р 0,01), чем у студенток обоих вузов. При этом АДД гимназисток достоверно выше, чем у школьниц. У юношей-выпускников значения АДД ниже, чем у студентов вузов, причем разница между гимназистами и студентами достоверна. При поступлении в вуз показатели ПД выпускниц 11-х классов возросли (р 0,05), а у юношей понизились (табл. 15, 17). У учащихся гимназии при ТюмГУ (как юношей, так и девушек) достоверных изменений в значениях СОК при поступлении в ТюмГМА нет. Незначительное снижение изучаемого параметра отмечается у школьниц при поступлении в ТюмГМА. Показатели СОК юношей, обучающихся в ИФК выше (р 0,001), чем у учащихся остальных исследуемых групп. МОК юношей и девушек школы № 44 выше, чем у юношей и девушек гимназии, на 438,60 мл/мин и 811,88 мл/мин соответственно. При поступлении в ТюмГМА отмечается уменьшение показателей МОК, что связано с повышением напряжения регуляторных механизмов; лишь у выпускниц гимназии наблюдается увеличение данного параметра. Минимальные значения МОК среди девушек были у выпускниц гимназии (4992,20±105,17 мл/мин), среди юношей - у студентов ТюмГМА (4847,72±126,58 мл/мин). У выпускников школы достоверных отличий от студентов ТюмГУ по данному параметру нет. Оценивая-уровень здоровья учащихся, мы обратили внимание на то,, что адаптация находилась на удовлетворительном уровне (значения АП были в пределах до 2,10 у.е.). Это свидетельствует о том, что со статистической точки зрения исследование проведено корректно и поступление в вуз не является критическим фактором для учащихся.

Читайте также: