В каком году в россии благотворительность была признана законодательной

Обновлено: 02.07.2024

В честь своего бракосочетания с сестрой византийского императора Анной князь Владимир повелел возвести в Киеве церковь Пресвятой Богородицы, где из средств казны кормили нищих, сирот и вдов. В ознаменование победы над печенегами Владимир выделил 300 гривен серебра для раздачи бедным, для не способных к передвижению людей еду развозили на повозках.

Великий князь Ярослав Владимирович, вступивший на престол в 1016 году, внес в Церковный и Земский уставы специальные разделы, связанные с благотворительностью. На личные средства он основал училище для сирот, в котором обучались и проживали 300 воспитанников. При Ярославе получило распространение бесплатное оказание медицинской помощи при монастырях. Благотворительные традиции Ярослава продолжили его сыновья Изяслав и Всеволод.

Сестра Владимира Мономаха Анна Всеволодовна открыла в Киеве и содержала на собственные средства женское училище для всех сословий, сама обучала учениц грамоте и ремеслам. Сын Владимира Мономаха Мстислав, а также князь Ростислав отличались особой любовью к бедным: так, Ростислав отдал им все имущество, полученное в наследство.

Выдающийся полководец князь Александр Невский из своей казны выкупал русичей из плена.

Дмитрий Донской продолжил традиции благотворительности предков: князь помогал строиться погорельцам, раздавал нищим милостыню.

Смоленский князь Роман Ростиславич пожертвовал бедным все свое имущество, не оставив себе средств даже на погребение.

Однако, в годы монголо-татарского ига, которое продолжалось на Руси более 200 лет, благотворительности был нанесен тяжелый удар, и когда Русь от него освободилась, стало ясно, что достичь высокого нравственного уровня, свойственного Киевской Руси, уже невозможно. Насилие, несправедливость и жестокость стали скорее правилом, нежели исключением.

Но даже в этот период монголо-татарского ига благотворительность не исчезла, а нашла приют в монастырях. Из житий святых явствует, что сохранилась и личная благотворительность. Юродивые своей жизнью показали относительность земных богатств и мудрости, добровольно отказавшись от них. Принимая милостыню от сострадательных, они никогда не брали у богачей, "нажившихся неправдою". Вдова одного из русских князей после смерти мужа раздала имущество бедным, приняла иноческий сан и, зарабатывая на жизнь рукоделием, продолжала помогать нищим.




Неотъемлемой частью своей деятельности считала благотворительность и Православная церковь. При всех монастырях нищим раздавали еду и милостыню, устраивали особые помещения для больных, престарелых, неспособных содержать себя.

Отличительной чертой благотворительности в допетровской Руси было то, что она состояла главным образом в раздаче еды и одежды (деньги раздавались реже), строительстве жилья и оказании бесплатной медицинской помощи. Часто накануне больших праздников цари, переодевшись, тайно посёщали тюрьмы, больницы, приюты, где раздавали милостыню. Благотворительность, не рассчитанная на общественное признание, воспринималась как выражение христианской любви к ближнему. Такая форма благотворительности связанная с личной инициативой князей, царей, была характерна для России вплоть до середины ХVI века, когда с чередой непрекращающихся малых и больших войн число нуждающихся постоянно росло и, Накануне Рождества и Пасхи, в ознаменование военных побед или рождения наследников, царь со свитой посещал тюрьмы и богадельни, где раздавал милостыню. Примеру царя следовали приближенные, духовенство, знатные горожане. Алексей Михайлович занимался благотворительностью не от случая к случаю: в царском дворце на полном обеспечении постоянно жили богомольцы, юродивые, странники.

В 1682 году, в царствование Федора Алексеевича, был издан указ об открытии домов для беспризорных детей, где обучали грамоте, ремеслу, наукам. В том же году в Москве открылись две богадельни, а к концу века их в столице стало уже 10.

Большой импульс получила благотворительность в царствование Петра I. Личные впечатления, полученные государем во время его поездок в Западную Европу, легли в основу его деяний в России. На воевод была возложена обязанность «приступить к устроению больниц, богаделен, сиротских домов, домов смирительных и домов прядильных для людей праздношатающихся и им подобных.

В 1706 году митрополит Иов неподалеку от Великого Новгорода учредил приют для незаконно рожденных детей. Петр одобрил это начинание и выделил на содержание приюта доходы с нескольких монастырских вотчин. Вскоре и в других городах России были открыты приюты для незаконнорожденных.

Основным источником финансирования всех этих учреждений при Петре были частные пожертвования: царь для примера сам жертвовал на эти цели до трети своего жалования. Монахинь в монастырях обучали ремеслам. Доходы от продаж отчислялись на благотворительность, на эти же цели шли штрафы, которым подвергались раскольники.

В 1764 году в России было создано первое благотворительное общество - Воспитательное общество благородных девиц.

В 1775 году императрица учредила Приказы общественного призрения - прообразы органов социальной защиты.

Частные лица поощрялись за устройство благотворительных заведений. При Екатерине были созданы дома призрения для бедных в Гатчине, богадельни для подопечных Воспитательного дома, повивальный институт с родильным отделением для бедных женщин.

ХIХ век стал переломным в развитии благотворительности: именно в пореформенной России были изданы многочислен ные законы и установлены неписаные правила, благодаря кото рым социальная политика государства, общественная и частная благотворительность приобрели очертания системы и получили мощный импульс к развитию.

При Александре 1 благотворительность в сфере образования стала координироваться Министерством народного просвещения, учрежденным в 1802 году. Примерно в это же время граф Шереметев построил дом с больницей для нуждающихся (сегодня Институт скорой помощи им. Склифосовского в Москве).

В царствование Александра 1 в Петербург из Франции переехал доктор Гаюи. При его участии в столице был основан первый в России Институт для слепых.

Во время Крымской, русско-турецкой и русско-японской войн в стране повсеместно стали возникать общества сестер милосердия. Великая княгиня Елена Павловна и известный хирург Пирогов создали самое знаменитое из подобных обществ - Крестовоэдвиженское.

Радикальные общественные реформы 60-х годов, осуществленные во время правления Александра II. стали благоприятной почвой для развития меценатства и благотворительности. Едва ли не ежедневно в России возникали новые благотворительные общества и фонды, появились организации, объединявшие людей по профессиональным признакам, уровню образования, месту проживания, склонностям. Широкое распространение получили бесплатные учебные заведения для мало обеспеченных, где педагоги работали безвозмездно - например, воскресные школы.

Государство в условиях реформ стремилось усилить свое присутствие на всех уровнях общественно-политической жизни, одной из важных составляющих которой стала благотворительность. В 1862 году право утверждения уставов вновь создаваемых благотворительных обществ было передано в Министерство внутренних дел.

К концу ХIХ века благотворительность в России стала настолько масштабным общественным явлением, что в 1892 году была создана специальная комиссия, в ведении которой были законодательные, финансовые и даже сословные аспекты благотворительности. Важнейшим итогом работы комиссии можно считать обеспечение прозрачности благотворительной деятельности в России, открытости и доступности всей информации (включая финансовую) для всех слоев общества. С конца ХIХ века в стране устанавливается общественный контроль над благотворительностью, результатом чего явился рост доверия в обществе к деятельности благотворителей и, как следствие, новый небывалый рост числа жертвователей.

В конце века в среде состоятельных промышленников и богатых купцов становится модным вкладывать деньги в развитие культуры и искусства. Музеи, библиотеки, школы, картинные галереи, выставки - вот спектр благотворительной деятельности русских меценатов, фамилии которых навсегда вошли в историю России: Третьяковы, Мамонтовы, Бахрушины, Морозовы, Прохоровы, Щукины, Найденовы, Боткины и многие другие.

В марте 1910 года Всероссийский съезд деятелей по призрению констатировал, что 75% средств на благотворительные цели формировались из частных добровольных пожертвований и лишь 25% поступали от государства. По самым приблизительным подсчетам, в стране ежегодно раздавалось в виде милостыни не менее 27 миллионов рублей.

В 1913 году поступления по всем благотворительным учреждениям одного только Санкт-Петербурга составили около 8 миллионов рублей.

Однако, в целом сферу благотворительности в дореволюци­онной России нельзя назвать стройной системой. Не были установлены категории лиц, которые подлежат об­щественному призрению, не разграничены обязанности ор­ганов государственной власти и местного самоуправления. Помощь оказывалась через множество не скоординирован­ных между собой организаций: земских, ведомственных, го­родских учреждений, благотворительных обществ, церковно-приходских попечительств, приказов общественного призрения.

После Октябрьской революции изменение политических и социальных условий привело к прекращению деятельности созданных в царское время благотворительных организаций, хотя существование острейших социальных проблем, например, массовой детской безнадзорности, вынуждало общество и на этом этапе к организованным формам проявления милосердия и благотворительности (Детский фонд им. В. И.Ленина).

В годы Великой Отечественной войны произошло возрождение обычая добровольных пожертвований (на нужды обороны граждане отдавали свои деньги, драгоценности), однако, эти пожертвования поступали на государственные банковские счета.

Между тем, во всех странах с экономикой рыночного типа, где имеет место имущественное неравенство, благотворительность и, главным образом, через благотворительные организации, стала одним из заметных путей решения многих социальных проблем населения, Таким образом, естественная эволюция благотворитель­ности была насильственно прервана более чем на 70 лет, то есть на время существования советского государства.

В годы перестройки, руководство нашего государства признало необходимость предоставления возможности гражданам инициативно участвовать в социальной взаимопомощи, видя в этом не только путь к частичному освобождению государственного бюджета от расходов на социальные нужды, но и одно из средств формирования гражданского общества. Было провозглашено создание нескольких фондов, которые должны были охватывать своей деятельностью всю территорию государства: Фонд культуры, Детский фонд и, наконец. Фонд милосердия и здоровья. По смыслу уставов, принятых их учредительными конференциями, это былиблаготворительные организации.

В настоящее время создан Союз Благотворительных Организаций России. объединяющий около 3 тыс. благотворительных организаций и фондов. Кроме этого, в России действуют около 70-ти крупных иностранных благотворительных фондов (более трети из них - американские). Объём благотворительных вложений, сделанных российскими компаниями, в 2001 г. составил около 500 млн. дол. И пока совсем незначительны вложения частных лиц

Сегодня, как и 100 лет назад, благотворительность стоит очень дорого. Чтобы начать ею заниматься, нужно крепко встать на ноги. Богатых людей в России пока немного. Да и сосредоточены они в мегаполисах и крупных сырьевых регионах. Тем не менее, некоторые процессы, идущие в бизнесе, несколько схожи с ситуацией конца XIX в. Например, тенденция омоложения российского бизнеса вселяет надежду на возрождение традиций российской благотворительности новым поколением предпринимателей.

Одним из первых филантропов современности стал Мстислав Растропович. Его вложения только в детскую медицину составили более $ 8 млн.

Здесь же следует назвать имена Галины Вишневской, Владимира Спивакова, Владимира Крайнева. Эти люди являются создателями и деятельнейшими участниками благотворительных фондов, поддерживающих российскую национальную культуру. Около 25% средств, на которые она сегодня существует, дают наши современные меценаты. На эти средства организуются многочисленные выставки, гастроли, конкурсы, существуют культурные центры, театры и музеи.

10 лет поддерживает своими средствами Яснополянский детский дом народный артист СССР Иосиф Кобзон. Становится нормой для выпускников делать подарки своей школе. В 2003 г. в школе № 72 г. Оренбурга на средства выпускников 1993 г. открыт новый кабинет для занятий, который обошелся им в70 000 руб.

Именитые выпускники имеют возможность подарить целый компьютерный класс, как это сделал Павел Крашенинников в школе № 62 г. Магнитогорска. Такой же подарок сделал родной школе в Саратове Народный артист СССР Олег Табаков.

Люди среднего достатка делают вклады поскромнее. Главное, что они не забывают своих школьных лет и учителей, которые их воспитывали. Часто благотворительность посвящается любимым педагогам. Таких свидетельств сегодня множество, но нужно, чтобы их стало еще больше.

Налоговые органы осуществляют контроль за источниками доходов благотворительных организаций, размерами получаемых ими средств и уплатой налогов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах.

Кто относится к благотворительным организациям?

1. Благотворительной организацией является неправительственная (негосударственная и немуниципальная) некоммерческая организация, созданная для реализации предусмотренных настоящим Федеральным законом целей путем осуществления благотворительной деятельности в интересах общества в целом или отдельных категорий лиц.

Чем занимаются благотворительные фонды?

Задачей организаций является осуществление целевых программ социальной поддержки категорий населения, содействия науке и образованию, поддержки культуры и искусства, охраны здоровья и пропаганды здорового образа жизни, охраны окружающей среды.

Что понимается под благотворительной деятельностью?

Под благотворительной деятельностью понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки.

В каком году в России благотворительность была признана законодательной?

Федеральный закон от 11.08.1995 N 135-ФЗ (ред. от 08.12.2020) "О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)"

Какие организации относятся к международным благотворительным организациям?

  • Адвентистское агентство помощи и развития
  • Американская еврейская всемирная служба
  • Американский комитет помощи Ближнему Востоку
  • Армия спасения

Какие виды благотворительности существуют?

  • Частная благотворительность (передача фонду имущества, дома, квартиры, машины, дачи, земельного участка и другое недвижимое имущество).
  • Корпоративная благотворительность.
  • Филантропия.
  • Спонсорская помощь.
  • Меценатство (искусство, науку и культуру).
  • Спонсорство

На чем зарабатывает благотворительный фонд?

Как правило, заработок НКО — это пожертвования, массовый фандрайзинг, гранты, собственные мероприятия, реже наследства. Однако это не исключает того, что благотворительные организации также могут продавать продукцию или услуги за деньги и последние могут стать существенной частью их дохода.

Какой процент берут благотворительные фонды?

Частные пожертвования — 48% Юридические лица — 27% Фонды — 8% Краудфандинг — 6%

Что делают фонды?

Фонд существует на деньги, которые привлекает из разных источников. . Это значит, что фонд может предоставлять какие-либо услуги на коммерческой основе. Все средства, которые поступают от этих услуг, должны быть израсходованы в соответствии с назначением и целями фонда.

Почему так важно заниматься благотворительностью?

Благотворительность помогает культивировать в массы лучшие качества. Она даёт шанс на нормальную жизнь тем, кто практически утратил надежду. Кроме того, важно понимать, что каждый рано или поздно может нуждаться в помощи. Для человека очень важно дарить и давать.

Как называются лица осуществляющие благотворительные пожертвования?

Благополучатели - лица, получающие благотворительные пожертвования от благотворителей, помощь добровольцев (волонтеров).

Что означает благотворитель?

БЛАГОТВОРИТЕЛЬ — лицо, осуществляющее благотворительные пожертвования в формах: бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передачи в собственность имущества, в том числе денежных средств и (или) объектов интеллектуальной собственности; бескорыстного… … . филантропия БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЙ, книжн.

Когда возник Фандрайзинг?

Что значит сбор средств на ютубе?

Сервис "YouTube Благотворительность" позволяет авторам собирать средства в пользу некоммерческих организаций. Чтобы создать такой сбор, нужно добавить на страницы просмотра видео и в чаты прямых трансляций специальную кнопку, нажав которую, зрители смогут внести пожертвование.

Кто не имеет права осуществлять сбор благотворительных пожертвований?

Физическое лицо, являющееся государственным служащим, не имеет права осуществлять сбор благотворительных пожертвований. 1.

Как зарождалась благотворительность? – ответ на этот вопрос, уходит корнями во времена античной Греции. Что же касается России, то документальные сведения о ее возникновении отсутствуют. Сейчас конечно же ситуация изменилась и благотворительность является достаточно распространенным явлением. Возможно, в нашей стране она развита не так хорошо, как за рубежом, но тем не менее сегодня существует множество различных отечественных объединений, оказывающих помощь нуждающимся, а также организаций, реализующих донорские программы. Но с чего же все началось?

Как зарождалась благотворительность в России? И что положило начало развитию подобных альтруистических тенденций и послужило ключом к открытию людских сердец? - В нашей статье мы собрали и готовы поделиться с вами всей доступной информацией об истории благотворительности в России, начиная с 1 века н.э. и до перестройки.

Истоки благотворительности на Руси в дохристианскую эпоху

Истоки благотворительности на Руси традиционно принято связывать с принятием христианства (988 год). Но на самом деле православные традиции помогли лишь организовать и систематизировать ту благую деятельность, которая велась нашими предками — восточными славянами еще задолго до прихода православной веры.

*Западные путешественники, посещавшие в то время русские земли, не раз отмечали в своих записях, что славянам были свойственны такие качества, как человеколюбие, отзывчивость, способность к состраданию и сопереживанию. Проявлялось это в языческую эпоху в основном в том, как были организованы родственные связи наших предков.

Истоки благотворительности в России, как отмечают историки, следует искать в поведении наших предков восточных славян, которые всегда заботились о старшем поколении, присматривали за детьми, по какой-либо причине оставшимися без родителей, ухаживали за больными и помогали нуждающимся.

Восточные славяне заботились о старшем поколении, присматривали за детьми, по какой-либо причине оставшимися без родителей, ухаживали за больными и помогали нуждающимся

История благотворительности в России с принятием христианства

История благотворительности в России началась еще в эпоху язычества, но с принятием христианства значительно изменился ее характер. Первым русским правителем, стремившимся сделать добрые дела более организованными, стал князь Владимир Святославович (960–1015 гг.), при котором, собственно, и произошло крещение Руси. При нем были построены первые больницы и богадельни, а также возведены церкви и монастыри. На содержание этих заведений Владимир жертвовал десятую часть своих доходов.

Князь Владимир Святославович был признан истинным отцом бедных

Развитие истории благотворительности при становлении Российского государства

История благотворительности в Российском государстве приобрела более организованный характер во времена царствования Владимира Святославовича и становления Киевской Руси. Но, не смотря на это, она тогда по-прежнему являлось делом лишь отдельных персон, небезучастных к судьбам страждущих. Прежде всего, нищих и юродивых, которые, согласно христианской традиции, считались образцами святости.

В дальнейшем дело князя Владимира продолжили и другие великие русские правители. Но затем, в годы монголо-татарского нашествия, все благотворительные функции взяла на себя церковь. Впоследствии она надолго закрепила за собой эту позицию и во времена войн и стихийных бедствий всегда оказывала помощь пострадавшим и давала приют нуждающимся. Именно при монастырях организовывались приюты, госпитали и сиротские дома.

История благотворительности в нашей стране претерпела множество изменений, прежде чем прийти к своему современному состоянию. Было несколько важных этапов, в которые кардинально менялся подход к ее осуществлению.

Частная благотворительность-люди помогают едой нуждающимся

Благотворительность - когда появилась Российская империя

Благотворительность - когда появилась Российская империя, претерпела ряд метаморфоз и реформ, связано это было, прежде всего, с именами Петра I, Екатерины II и Марии Федоровны, а также императора Александра I. Несмотря на то, что деятельность этих правителей отличалась по своей направленности, все же в ней имелись и некоторые общие тенденции.

Они выражались в следующем:

  • Государство стремилось полностью взять под собственный контроль заботу о нуждающихся, постепенно забирая эту привилегию у церкви. Значительные шаги в этом направлении были сделаны еще Петром I, а в дальнейшем его деятельность продолжила Екатерина II.
  • Во времена правления Петра I, а позже и Екатерины II было построено множество заведений для сирот, лечебных учреждений и домов призрения, дающих приют престарелым людям и калекам. В воспитательные дома при императрице принимали незаконнорожденных младенцев, что для России было своеобразным ноу-хау в сфере благотворительности.
  • Появились специальные государственные организации, ставшие ответственными за исполнение благотворительных целей. Марией Федоровной было основано Ведомство специальных учреждений, занимающихся помощью нуждающимся (1797). Что важно, сословие при поступлении в одно из таких заведений не имело значения, иначе говоря, помогали всем. Чуть позже, в 1802 году, Александр I объявил об основании Императорского Человеколюбивого общества, ведущего схожую с фондом Марии Федоровны деятельность.

Истории благотворительности времен русских императоров и императриц послужили положительным примером для многих других представителей русского общества, имеющих средства для ведения подобной деятельности. Поэтому в нашей стране в то время активно функционировали сословные и частные благотворительные заведения. Но с приходом революции 1917 года всему этому пришел конец.

Сословные и частные благотворительные заведения во времена правления Петра I, а позже и Екатерины II

Благотворительность в постреволюционный период

Благотворительность в России в постреволюционный период подверглась национализации, все частные и общественные средства и имущество переданы государству, а сами организации были упразднены соответствующими декретами.

  • Детский фонд имени В. И. Ленина, занимающийся проблемами сиротства.
  • Общество Красного Креста, готовившее медицинских сестер, способных в случае необходимости оказать первую помощь нуждающимся.

Период перестройки также был ознаменован созданием Фонда культуры, Фонда здоровья и милосердия, Детского фонда и многих других благотворительных организаций.

Благотворительность в постреволюционный период-Общество Красного Креста, готовившее медицинских сестер

Особенности истории благотворительности в постсоветский период

История благотворительности после распада СССР вновь стала возрождаться в нашей стране. Изначально этому способствовали зарубежные организации, которые оказывали помощь преимущественно российским деятелям культуры, науки и искусства.

К числу таких обществ можно отнести:

В дальнейшем эти организации расширили свою деятельность, и у них появились филиалы на территории нашей страны. Чуть позже в России стали создаваться и собственные благотворительные общества, ведущие свою деятельность в различных сферах.

Первыми из них были такие фонды, как:

Чаще всего современные фонды оказывают помощь именно подрастающему поколению

Благотворительность в России сегодня

Как зарождалась благотворительность в России после кризиса 90х и с какими сложностями приходилось сталкиваться общественным фондам? – Вопросы требующие отдельной статьи. Но с уверенностью можно утверждать, что мы сделали огромный шаг вперед, за последние пятнадцать лет в нашей стране было создано большое количество новых благотворительных организаций. Их деятельность направлена на поддержку различных групп населения, но, по статистике, чаще всего современные фонды оказывают помощь именно подрастающему поколению.

С момента, когда зародились истоки благотворительности в России, прошло уже более десяти столетий. За этот период было сделано, действительно, многое, и наметившаяся в последнее время в обществе стремление оказать помощь нуждающимся не может не радовать.

*Однако нам еще есть куда стремиться, и есть чему поучиться у западных коллег. Будем надеяться, что, следуя их опыту, в ближайшие десятилетия нам удастся решить хотя бы некоторые из множества существующих в нашей стране на сегодняшний день социальных проблем.

Изучение феномена благотворительности — его истоков, путей и причинно–следственных связей, побуждающих к осуществлению этой деятельности, реализуемой исключительно на добровольной и безвозмездной основе, — заслуживает отдельного исследования. Очевидно одно — основным мотивом филантропии выступает осознание ценностей милосердия, солидарности, щедрости и благородства.

Притом стоит отметить, что с точки зрения содержания благодеяния традиционно совершаются в двух основных формах: благотворительность — помощь нуждающимся, и меценатство — покровительство искусствам.

На роду написано

Благотворительность, целью которой является оказание бескорыстной поддержки обездоленным, имущественное, финансовое и сердечное участие, в той или иной форме существовала в России всегда, с древних времен. Ещё в дохристианский период член общины мог получить от неё помощь в случае какого–либо бедствия. В современном же понимании история благотворительности начинается с принятия христианства. Идея милосердия, составляющая основу православного мировоззрения, стала неотъемлемой частью сознания народа, среди которого всегда было принято помогать друг другу.

Меценатство как деятельность, направленная на поддержку и развитие области культуры и искусства, в России получило распространение примерно в XVIII веке. Само же понятие "меценат" пришло к нам из Древнего Рима. В I веке до нашей эры современник императора Октавиана Августа по имени Меценат покровительствовал опальным поэтам и писателям, в трудные минуты поддерживал их материально, благодаря чему имя покровителя вошло в историю и стало нарицательным.

В России первый значительный подъём меценатской деятельности приходится на вторую половину XVIII столетия и обусловлен в первую очередь правлением Екатерины II, а также расцветом дворянского просветительства. Меценатство этого периода неразрывно связано с именами Ивана Шувалова, Шереметевых, Строгановых, Демидовых, Николая Румянцева, Алексея Мусина–Пушкина, Александра Уварова и других покровителей науки, литературы и искусства. Однако покровительство дворян носило скорее элитарный характер. Предметы искусства и коллекции сосредотачивались, как правило, в семейных усадьбах и были недоступны широкой публике.

Временем истинного расцвета меценатской деятельности в России стал конец XIX века. Одни покровители выделяли средства деятелям культуры и искусства, творческим коллективам, а порой и сами становились основателями учреждений культуры. Другие видели свою задачу в поиске и приобретении произведений искусства, не всегда пользующихся спросом на современном рынке. Созданные коллекции впоследствии передавались государству. Так, в 1892 году Павел Третьяков преподнёс в дар Москве великолепное собрание картин вместе с построенным для них зданием.

На рубеже XIX – XX веков в стране действовала целая плеяда русских меценатов, самые видные из которых внесли значительный вклад в отечественную культуру. Благодаря крупнейшим купцам России Солодовникову, Алексеевым, Бахрушиным, Морозовым, Рукавишниковым, Копейкиным–Серебряковым, Лепёшкиным, Ляминым, Третьяковым и другим, выделявшим огромные суммы на поддержку самобытных национальных форм творчества, лучшие произведения представителей русского искусства получили мировую известность.

После 1917 года ситуация резко меняется: заниматься благотворительностью становится невозможно, и брать на себя функции мецената — некому. Первые шаги по возрождению традиций благотворительности и меценатства в России относятся к постперестроечному периоду.

Третий сектор сегодня

В конце ХХ столетия были приняты Федеральный закон "О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтёрстве)" и Федеральный закон "О некоммерческих организациях". В 2014 году был принят Федеральный закон "О меценатской деятельности", регулирующий отношения в соответствующей сфере. Одним из самых дискуссионных оказалось положение документа, указывающее на то, что получателями меценатской поддержки могут быть только организации, реализующие программы в области культуры и искусства. Физические же лица — художники, писатели, музыканты — прямыми получателями подобной помощи быть не могут.

Тем не менее сегодня в России, несмотря на ряд противоречий, сложилась законодательная база для деятельности так называемого третьего сектора. Появляются новые некоммерческие организации, действуют различные благотворительные, социокультурные и просветительские программы.

Основные цели организации — укрепление международных культурных связей, обмен творческим опытом, содействие развитию просвещения, науки, образования, искусства и духовности. Фонд Заренкова реализует свои программы с помощью целого ряда разнонаправленных мероприятий.

В соответствии с Федеральным законом "О меценатской деятельности" в 2020 году большинство депутатов Законодательного собрания города на Неве проголосовали за присвоение Вячеславу Заренкову звания "Почётный меценат Санкт–Петербурга" с выдачей нагрудного знака и диплома за первым номером.

В ходе торжественной церемонии вручения знаков отличия, которая состоялась 9 июня 2021 года в Ротонде Мариинского дворца, председатель Законодательного собрания Санкт–Петербурга Вячеслав Макаров отметил: "Ваш путь — путь выдающегося строителя, человека со щедрой душой, который создал себя сам и теперь без остатка дарит себя другим. Настоящего патриота, который всю жизнь служит родине и соотечественникам".

Особую признательность спикер петербургского парламента выразил Вячеславу Заренкову за строительство и воссоздание православных храмов. В Петербурге во многом благодаря его усилиям восстановлены здания Иоанновского монастыря на Карповке, построен храм Святого Георгия Победоносца в Купчино, открыли двери для прихожан долгожданные храм в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня и храм Святой Блаженной Ксении Петербургской на Лахтинской улице. По чудом сохранившимся старинным чертежам и фотографиям полностью воссоздан храм Рождества Христова на Песках. Воздвигнутый на своём месте храм снова стал центром притяжения. Ведь до своего разрушения в 1934 году он в течение полутора столетий являлся архитектурной доминантой и духовным центром Рождественской части города. Более того, храм дал название десяти Рождественским улицам, известным сегодня как Советские.

Под руководством благотворителя православные церкви также возводятся в Ленинградской и Архангельской областях, Белоруссии, Сербии, Болгарии, Израиле и на Кипре.

Таким образом, сегодня есть все основания для уверенности, что институт благотворительности и меценатства будет активно развиваться и ещё многие россияне откроют для себя источник силы и радости от бескорыстной помощи.

Читайте также: