Беседа что такое коррупция для 5 7 кл

Обновлено: 30.06.2024

Классный час может быть рассмотрен как определенный разговор классного руководителя с учащимися. Цель, связанная с изменением собеседников (их индивидуально-личностных качеств, жизненной позиции, поведения), является воспитательной и превращает разговор в воспитательную беседу. Одной из возможных целей воспитания в современных условиях является формирование осознанного отказа, а затем ценностного неприятия учащимися коррупции. Решение этой проблемы невозможно в рамках отдельного классного часа, но технологически грамотно организованная беседа является важным элементом в системе антикоррупционного воспитания. Воспитательная беседа как способ решения педагогической задачи в процессе общения имеет четко определенную структуру и включает ряд обязательных этапов, превращающих просто разговор в законченное воспитательное мероприятие.

  • Рассказы педагога, гостей, учащихся.
  • Кино, видео.
  • Организация дискуссии.
  • Чтение.
  • Групповое выступление.

Это основной и обычно самый продолжительный этап беседы. Основное его назначение – организация коммуникации (информационного обмена). Один и тот же факт можно преподнести в различном словесном оформлении, что окажет различное влияние на воспитанников.

Для проверки понимания важно обеспечить обратную связь с участниками беседы. Специалисты по коммуникации выделяют следующие способы установки обратной связи:

  • Расспрашивание.
  • Перефразирование или вербализация.
  • Отражение чувств.
  • Резюмирование.

Важным элементом этого этапа являются вопросы, которые могут задавать участники беседы. Вопросы побуждают к размышлению. С помощью вопросов обеспечивается включение учащихся в контекст беседы. Выделяют открытые, закрытые и наводящие вопросы.

Предложим несколько вариантов проведения классного часа в рамках антикоррупционного воспитания.

1. Классный час-убеждение (предъявление требований) строится как демонстрация правильного (не нарушающего нормы) поведения, формирование потребности соблюдать нормы и правила, изложение последствий нарушения закона. Ведущий выступает в роли человека, обеспечивающего соблюдение порядка (это соответствует статусу работников прокуратуры). Проявление экстремизма рассматривается как действия, направленные на разрушение существующего порядка по причине недовольства этим порядком.

Для учащихся можно провести классные часы следующей тематики:

  • Коррупционное поведение: возможные последствия.
  • Российское законодательство против коррупции.
  • Быть честным.
  • Поступить по справедливости.
  • Четкое изложение причин проведения беседы (рост проявлений коррупции, изменения законодательства в данном направлении).
  • Объяснение необходимости беседы на данную тему с этой категорией слушателей (без понимания проблемы невозможно остановить волну коррупции).
  • Обоснование тематики беседы (коррупция разрушает государство).

Успешность проведения классного часа-убеждения обеспечивается даром воспитателя убеждать, красноречием, уверенностью в себе, знанием психологических особенностей воспитанников и грамотной аргументацией.

2. Классный час-увлечение строится на основе влияния на эмоции и чувства слушателей. Основной задачей такого выступления становится отторжение участников беседы от коррупционного поведения, ориентация на другие жизненные ценности. Возможны различные варианты названия классного часа: внушение (внушаем отвращение к проявлениям коррупции), призыв (призываем задуматься и изменить образ жизни), потрясение (показать всю неприглядность коррупции, заставить слушателей испытать эмоциональное потрясение и сформировать негативное отношение к коррупции). В художественной литературе и публицистике такое выступление называют пламенной речью, заставившей слушателей изменить свое поведение. В религии существует еще одно название подобного выступления: проповедь. Оратор для достижения цели превращает свое выступление в маленький спектакль. К сожалению, не любое яркое выступление заставляет изменить жизненные взгляды, зато всегда остается в памяти.

Тема классного часа-увлечения обычно задается ярким лозунгом–призывом.

Иной при месте так вздыхает,
Как будто рубль последний доживает:
И подлинно, весь город знает,
Что у него ни за собой,
Ни за женой,—
А смотришь, помаленьку,
То домик выстроит, то купит деревеньку.
Теперь, как у него приход с расходом свесть,
Хоть по суду и не докажешь,
Но как не согрешишь, не скажешь:
Что у него пушок на рыльце есть.

Выступление-увлечение для учащихся может быть организовано по следующим темам:

  • Коррупция – порождение зла.
  • Коррупционеры разрушают страну.
  • Жить по совести и чести.
  • Путь к справедливости.

Эффективности данного классного часа способствует наличие у педагога артистических способностей, гипнотическое воздействие на слушателей, владение психотехниками словесного воздействия на людей.

Важным становится не только смысл слов, а интонация, эмоции и чувства, с какими эти слова произносятся, какие яркие образные слова и выражения используются при этом.

Успешность проведения классного часа-увлечения обеспечивается даром внушения воспитателя, уверенностью в себе, знанием психологических особенностей воспитанников, владением навыками эмоционально-чувственного воздействия и грамотной аргументацией.

Тема обычно определяется проблемой, анализу которой будет посвящен классный час. Возможная тематика классных часов:

  • Возможно ли преодолеть коррупцию?
  • Способна ли борьба с коррупцией изменить мир в лучшую сторону?
  • Причины коррупции их преодоление.
  • Борьба с проявлениями коррупции.

Успешность проведения обеспечивается интеллектом воспитателя, компетентностью в содержании беседы, уверенностью в себе, знанием психологических особенностей воспитанников, грамотной аргументацией.

4. Классный час коррекция точки зрения представляет собой способ коррекции жизненных устремлений учащихся в процессе дискуссии. Проявление коррупции рассматривается как заблуждение человека в процессе самоопределения, связанное с желанием самореализоваться в процессе государственной службы и демонстрировать свою власть. Каждый человек в силу своих индивидуально-личностных особенностей по-своему понимает коррупцию. Понять и повлиять на подобные взгляды проще всего в ходе индивидуальной беседы. Существует необходимость в организации индивидуального консультирования по данной проблеме. В ходе массовой беседы на основе использования социологических данных ведущий анализирует наиболее распространенные точки зрения на проблему молодежного экстремизма. В ходе беседы рассматриваются возможные варианты поведения и их последствия.

Выбор названия обусловлен воздействием на индивидуальность воспитанника посредством преобразования его жизненных взглядов, выраженных в наличии собственного мнения по определенной жизненной проблеме. Воспитательная задача беседы заключается в коррекции индивидуального миропонимания. Даже при большом педагогическом мастерстве и желании невозможно всех воспитанников привести к одному мнению. Зато можно заставить задуматься, соотнести свое мнение с мнением других, искать аргументы в защиту своей позиции. Очень часто в подобных беседах используются приемы манипуляции. Организатор выступления не навязывает общего мнения, а помогает становлению критически осмысленного индивидуального мнения.

Тема классного часа – коррекции точки зрения обычно задается как ситуация, требующая самостоятельного выбора действий. Выступление – коррекция точки зрения для учащихся по проблемам коррупции может быть организовано по следующим темам:

  • Негативные последствия коррупции.
  • Сказать коррупции: нет.
  • Коррупция: иллюзии и реальность.
  • Мое отношение к коррупции.

Успешность проведения занятия обеспечивается аналитическими способностями воспитателя, умением понять и выслушать любое мнение, знанием психологических особенностей воспитанников, мастерством ведения спора. Возможные риски связаны с неумением слушателей излагать свою точку зрения в культурной форме.

Выбор варианта проведения классного часа зависит от поставленной цели, особенностей учащихся и уровня компетентности классного руководителя.

Тип урока: изучения нового материала.

Форма проведения: урок-практикум.

Цель: формирование у учащихся антикоррупционного мировоззрения и воспитание негативного отношения к коррупции.

Задачи:

Межпредметные связи: история.

Ход урока

I. Организационный момент

Приветствие, подготовка класса к уроку, проверка списочного состава, организация рабочего места.

II. Переход к формированию новых знаний. Определение темы и цели урока

- Прочитайте пословицы, крылатые выражения, высказывания и попытайтесь определить явление, о котором говорится в них.

«Взятка – это административный восторг" (Ф.М.Достоевский)

Исходя из поставленных вопросов, учащимся предлагается самостоятельно сформулировать и записать цель урока. Например:

Итак, мы с вами узнаем, что такое коррупция, познакомимся с видами коррупции, а также способами борьбы с ней.

III. Работа над новой темой

Понятие коррупции.

Как у всякого сложного социального явления, у коррупции не существует единого канонического определения. Имеется множество определений коррупции.

По Российскому законодательству коррупция – это злоупотребление служебным положением, дача и получение взятки, коммерческий подкуп, или иное незаконное использование своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера.

2. Виды коррупции.

Работа с документом в группах.

1. К преступлениям, обладающим признаками коррупции, в соответствии с настоящим Федеральным законом относятся следующие умышленные деяния, совершенные как в пределах, так и за пределами юрисдикции Российской Федерации:

1) подкуп должностного лица – обещание, предложение, предоставление должностному лицу, принятие должностным лицом лично или через посредников, какого-либо неправомерного преимущества для самого должностного лица, иного физического или юридического лица, с тем, чтобы это должностное лицо совершило какое-либо действие или бездействие при выполнении своих должностных обязанностей;

2) хищение – неправомерное присвоение или иное нецелевое использование должностным лицом в целях извлечения выгоды для себя самого или другого физического или юридического лица какого-либо государственного, общественного, частного имущества, находящегося в ведении этого должностного лица в силу его полномочий;

3) злоупотребление влиянием в корыстных целях – обещание, предложение, предоставление должностному лицу или любому другому лицу, принятие должностным лицом или любым другим лицом лично или через посредников, какого-либо неправомерного преимущества, с тем чтобы это должностное лицо или другое лицо злоупотребило своим действительным или предполагаемым влиянием с целью получения какого-либо неправомерного преимущества;

4) злоупотребление служебным положением – совершение какого-либо действия или бездействия должностным лицом при выполнении своих функций с целью получения какого-либо неправомерного преимущества для себя самого или иного физического или юридического лица;

5) незаконное обогащение – значительное увеличение активов должностного лица, превышающее его законные доходы, которое оно не может разумным образом обосновать;

6) воспрепятствование осуществлению правосудия – применение физической силы, угроз, запугивания; обещание, предложение, предоставление неправомерного преимущества с целью склонения к даче ложных показаний, вмешательства в процесс дачи показаний или представления доказательств, а также с целью вмешательства в выполнение должностных обязанностей должностным лицом судебных или правоохранительных органов в ходе производства в связи с совершением преступлений;

7) отмывание коррупционных доходов – перевод, утаивание или приобретение имущества в целях оказания помощи любому лицу, участвующему в совершении коррупционного правонарушения;

8) сокрытие коррупционных доходов – умышленное непрерывное удержание имущества, полученного в результате коррупционного правонарушения.

(Разбор ситуаций – установление форм коррупции - фронтальная работа)

Коррупция в современной России.

Современные СМИ пестрят сводками:

  • мошенничество;
  • взяточничество;
  • незаконная продажа муниципального имущества;
  • клановость и семейственность в органах власти;
  • злоупотребление служебными полномочиями;
  • малообоснованные премии и бонусы;
  • чёрные риэлторы;
  • пострадавшие дольщики;
  • земельное рейдерство, махинации с землёй;
  • оборотни в погонах.

Последствия, порождаемые коррупцией

Социальные

Политические

Расширение теневой экономики;нарушение рыночной конкуренции; неэффективное использование бюджетных средств; потеря доверия к власти.

Уменьшение возможностей для решения социальных проблем; рост бедности; увеличение имущественного неравенства; укрепление организован-ной преступности.

Уменьшение доверия к власти; падение престижа страны на международной арене; возникновение угрозы разложения демократических институтов.

Коррупция угрожает национальным интересам России, подрывает доверие граждан к государственной власти, разрушает легитимность государственных институтов, препятствует проведению необходимых России преобразований, повышает социальную напряжённость, усиливает угрозу терроризма и экстремизма, способствует падению престижа страны в мировом сообществе.

  • Безработица, малый доход, низкий уровень жизни.
  • Незнание законов.
  • Желание легкой наживы.
  • Нестабильность в стране.
  • Слабая развитость государственных институтов.
  • Неразвитость институтов гражданского общества.

В современной экономической науке принято отмечать множественность причин коррупции, выделяя экономические, институциональные и социально-культурные факторы.

Экономические причины коррупции – это, прежде всего, низкие заработные платы государственных служащих, а также их высокие полномочия влиять на деятельность фирм и граждан. Коррупция расцветает всюду, где у чиновников есть широкие полномочия распоряжаться какими-либо дефицитными благами.

Институциональными причинами коррупции считаются высокий уровень закрытости в работе государственных ведомств, громоздкая система отчетности, отсутствие прозрачности в системе законотворчества, слабая кадровая политика государства, допускающая распространение возможности продвижения по службе вне зависимости от действительных результатов работы служащих.

3. Борьба с коррупцией.

право употреблять ее по своему усмотрению. Она утверждала, что народ содержит правительство, которое должно неукоснительно соблюдать и защищать права граждан. В европейских государствах по требованию населения в XVIII–XIX вв. были осуществлены либеральные реформы, закреплявшие положение о том, что государственная власть должна существовать для блага подданных, и чиновники должны неукоснительно соблюдать законы, а, следовательно, и не брать взяток. По мере дальнейшей демократизации политических систем европейских государств, благодаря существованию реальной многопартийной системы, целой сети различных общественных организаций, занимающихся защитой прав населения, уровень коррупции в развитых странах в течение XIX–XXI веков заметно уменьшился по сравнению с другими странами в различных частях мира. Вместе с тем, следует констатировать, что окончательно победить коррупцию развитым странам не удалось.

Существуют разные подходы к решению вопроса о методах борьбы с коррупцией:

Какой из них, по вашему мнению, наиболее приемлем, приведите аргументы в защиту своей точки зрения.

В результате выступлений учитель подводит учащихся к выводу: без массового осознания гражданами колоссального вреда коррупции не может произойти серьезных позитивных перемен. Применение только карательных мер борьбы не позволяет обеспечить действенный контроль над коррупцией и ее негативными проявлениями, о чем свидетельствуют, например, события последних лет в Китае (введение расстрела). Исторический опыт, в том числе и нашей страны, свидетельствует о том, что именно умелое использование общественного контроля оказывалось эффективным средством любой национальной антикоррупционной стратегии.

Учащимся предлагается назвать формы работы с учащимися, которые можно использовать в школах для формирования антикоррупционного мировоззрения.

Возможные предложения: встречи со специалистами, участие в проектной деятельности, проведение социологических опросов и акций, участие в конкурсах и т.п.

IV. Подведение итогов урока

Решение проблемы коррупции.

Все вы знаете, что лучший способ лечения болезни – это ее предупреждение, то есть профилактика. Это относится и к коррупции, ее легче предупредить, чем лечить. Прежде всего, нужно начать с самого себя и требовать устранения коррупционных проявлений от окружающих. Эффективность борьбы зависит от взаимодействия всех ветвей власти, их ответственности за процесс оздоровления общества. Необходимо быстро реагировать на все виды проявлений коррупционных правонарушений, справедливо давать наказания. Тогда в глазах окружающих возрастёт авторитет, вера и уважение к структурам власти, общество осознает потребность в борьбе с коррупцией.

В конце урока можно дать ребятам небольшую анкету, которая позволяет осуществить самоанализ, дать качественную и количественную оценку уроку. Можно попросить учащихся аргументировать свой ответ.

1. На уроке я работал
2. Своей работой на уроке я
3. Урок для меня показался
4. За урок я
5. Мое настроение
6. Материал урока мне был

активно / пассивно
доволен / не доволен
коротким / длинным
не устал / устал
стало лучше / стало хуже
понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен

Афоризмы о коррупции на доске:

Подготовительная работа с воспитанниками – создание трех творческих групп.

Используемое оборудование: план-конспект, раздаточный материал, компьютер, проектор, экран

2. Расширять кругозор учащихся, развивать основы поисковой деятельности, формировать собственное мировоззрение на проблемы современного общества, способствовать становлению устойчивой позиции по предупреждению коррупционных проявлений в стране, на эмоциональном уровне формировать неприятие коррупционного поведения.

3. Формировать умения работать в группах, высказывать свое мнение.

4. Воспитывать ответственность за собственные действия и поступки, сознательность и социальную активность у подростков.

О чем притча? (ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ) В ней говорится о том, что человек всегда должен осмысливать свои поступки, предвидеть их последствия, знать, что получится в результате – добро или зло. Сегодня на уроке мы с вами поговорим как такое зло, творимое людьми, ведет к деградации нашего общества. Имя этому злу – коррупция.

Задание № 1. Подберите слова, которые у вас вызывают ассоциацию со словом коррупция.

Ответы детей: вымогательство, продажность, правонарушение, взяточничество, подкуп, корысть.

Учитель: Ребята, на ваших столах лежат толковые словари русского языка. С помощью словаря, сформулируйте, что такое коррупция? Свой ответ запишите, а потом вы должны будете его зачитать. (1 ответ от каждой группы, зачитывает один представитель) Заслушиваются ответы учащихся. Учитель при необходимости поправляет, уточняет, еще раз проговаривает, что такое коррупция.

Коррупция – моральное разложение должностных лиц и политиков, выражающееся в незаконном обогащении, взяточничестве, хищении и срастании с мафиозными структурами.

Коррупция – прямое использование должностным лицом своего служебного положения в целях личного обогащения; ка правило, сопровождается нарушением законности.

Задание №4 Ребята, перед вами на столах лежат конверты № 2 . Раскройте их. Вам необходимо расшифровать ребусы.

1. тяжШан, пиярупКор

2. ротиякраБю, каВтзя

3. ствотельгамоВы, кетРэ

-Что такое взятка?

Денежные средства, полученные незаконно за какую-либо услугу, с использованием служебного положения.

-Чем отличается взятка от подарка?

Взятка, в отличии от подарка дается за услугу, с использованием служебного положения. Подарок дарится от чистого сердца, не прося ничего взамен.

Подарок может быть завуалирован под взятку

-Как вы думаете, каковы причины коррупции?

– Низкая заработная плата государственных служащих

– Желание легкой наживы

– Частая сменяемость лиц на различных должностях

– Нестабильность в стране

– Коррупция как привычка

– Низкий уровень жизни населения

– Слабая развитость государственных институтов

– Неразвитость институтов гражданского общества

В зависимости от сферы деятельности коррупция проявляется в следующих формах:

Бытовая коррупция порождается взаимодействием рядовых граждан и чиновников. В нее входят различные подарки от граждан и услуги должностному лицу и членам его семьи.

Деловая коррупция возникает при взаимодействии власти и бизнеса. Например, в случае хозяйственного спора стороны могут стремиться заручиться поддержкой судьи с целью вынесения решения в свою пользу.

Коррупция верховной власти относится к политическому руководству и верховным судам в демократических системах. Она касается стоящих у власти групп, недобросовестное поведение которых состоит в осуществлении политики в своих интересах и в ущерб интересам избирателей.

Несмотря на предпринимаемые меры, коррупция является неизбежным следствием избыточного администрирования со стороны государства и по-прежнему серьёзно затрудняет нормальное функционирование всех общественных механизмов, препятствует проведению социальных преобразований и повышению эффективности национальной экономики. Коррупция вызывает в серьёзную тревогу и недоверие к государственным институтам, создаёт негативный имидж на международной арене и правомерно рассматривается как одна из угроз безопасности. И борцом против этого недуга должна стать именно молодежь.

Каждой команде дается индивидуальное задание: Обыграть одну из трех ситуации и разыграть сценки, используя полученные знания по антикоррупционной политике.

I ситуация: Преподаватель института вас заваливает на экзамене третий раз. Всем своим видом (а может и напрямую) он дает понять, что нужно заплатить. Ваши действия.

II ситуация: Вам, руководящему работнику, предлагают денежные средства, в обмен за определенную услугу, не соответствующую законодательству. Ваши действия.

III ситуация: Вам срочно нужен иностранный паспорт, что бы отдохнуть по горячей путевке. А его можно получить только через месяц. Ваши действия.

Дается время на подготовку. Каждая пара обыгрывает свою ситуацию. Учащиеся обсуждают, какие ошибки они заметили у других участников команд. И как правильно нужно было поступить в предлагаемых условиях.

Возможные ответы учащихся:

1.Ужесточить законодательство об ответственности за дачу и получение взяток

2. Усилить контроль за работой чиновников, чтобы они выполняли свои обязанности

3. Воздействовать на психологию, мировоззрение людей, чтобы не предлагали взяток чиновникам

4. Устроить пропаганду против коррупции в СМИ

5. Повышать уровень правовой грамотности людей.

6. Каждому, начиная с себя, поддерживать нетерпимость к проявлению коррупции.

Учитель: Перед вами чистый лист ватмана. Я прошу вас выразить ваше отношение к проблеме коррупции. Пожалуйста, нарисуйте или напишите что-нибудь, что вы хотите сказать по нашей теме.

Домашнее задание: составить кроссворд по теме классного часа.

Учитель: Коррупция – препятствие к экономическому росту и развитию, ставит под угрозу любые преобразования. Коррупции может быть подвержен любой человек, обладающий какой-либо властью: чиновники, судьи, администраторы, депутаты, экзаменаторы, врачи и т.д. Всех их движет один стимул – получить экономическую прибыль. Но при этом они испытывают риск разоблачения и наказания. Как необходимо бороться с мошенничеством, подкупом, вымогательством, взятками в современном обществе? Прежде всего, нужно начать с самого себя и требовать устранения коррупционных проявлений от окружающих. Эффективность борьбы зависит от взаимодействия всех ветвей власти, их ответственности за процесс оздоровления общества. Необходимо быстро реагировать на все виды проявлений коррупционных правонарушений, справедливо давать наказания. Тогда в глазах окружающих возрастет авторитет, вера и уважение к структурам власти, общество осознает потребность в борьбе с коррупцией.

Только так можно создать все необходимые правовые, экономические и политические предпосылки для полноценной и эффективной борьбы с коррупцией и порождающими ее причинами.

Классный час может быть рассмотрен как определенный разговор классного руководителя с учащимися. Цель, связанная с изменением собеседников (их индивидуально-личностных качеств, жизненной позиции, поведения), является воспитательной и превращает разговор в воспитательную беседу. Одной из возможных целей воспитания в современных условиях является формирование осознанного отказа, а затем ценностного неприятия учащимися коррупции. Решение этой проблемы невозможно в рамках отдельного классного часа, но технологически грамотно организованная беседа является важным элементом в системе антикоррупционного воспитания. Воспитательная беседа как способ решения педагогической задачи в процессе общения имеет четко определенную структуру и включает ряд обязательных этапов, превращающих просто разговор в законченное воспитательное мероприятие.

  • Рассказы педагога, гостей, учащихся.
  • Кино, видео.
  • Организация дискуссии.
  • Чтение.
  • Групповое выступление.

Это основной и обычно самый продолжительный этап беседы. Основное его назначение – организация коммуникации (информационного обмена). Один и тот же факт можно преподнести в различном словесном оформлении, что окажет различное влияние на воспитанников.

Для проверки понимания важно обеспечить обратную связь с участниками беседы. Специалисты по коммуникации выделяют следующие способы установки обратной связи:

  • Расспрашивание.
  • Перефразирование или вербализация.
  • Отражение чувств.
  • Резюмирование.

Важным элементом этого этапа являются вопросы, которые могут задавать участники беседы. Вопросы побуждают к размышлению. С помощью вопросов обеспечивается включение учащихся в контекст беседы. Выделяют открытые, закрытые и наводящие вопросы.

Предложим несколько вариантов проведения классного часа в рамках антикоррупционного воспитания.

1. Классный час-убеждение (предъявление требований) строится как демонстрация правильного (не нарушающего нормы) поведения, формирование потребности соблюдать нормы и правила, изложение последствий нарушения закона. Ведущий выступает в роли человека, обеспечивающего соблюдение порядка (это соответствует статусу работников прокуратуры). Проявление экстремизма рассматривается как действия, направленные на разрушение существующего порядка по причине недовольства этим порядком.

Для учащихся можно провести классные часы следующей тематики:

  • Коррупционное поведение: возможные последствия.
  • Российское законодательство против коррупции.
  • Быть честным.
  • Поступить по справедливости.
  • Четкое изложение причин проведения беседы (рост проявлений коррупции, изменения законодательства в данном направлении).
  • Объяснение необходимости беседы на данную тему с этой категорией слушателей (без понимания проблемы невозможно остановить волну коррупции).
  • Обоснование тематики беседы (коррупция разрушает государство).

Успешность проведения классного часа-убеждения обеспечивается даром воспитателя убеждать, красноречием, уверенностью в себе, знанием психологических особенностей воспитанников и грамотной аргументацией.

2. Классный час-увлечение строится на основе влияния на эмоции и чувства слушателей. Основной задачей такого выступления становится отторжение участников беседы от коррупционного поведения, ориентация на другие жизненные ценности. Возможны различные варианты названия классного часа: внушение (внушаем отвращение к проявлениям коррупции), призыв (призываем задуматься и изменить образ жизни), потрясение (показать всю неприглядность коррупции, заставить слушателей испытать эмоциональное потрясение и сформировать негативное отношение к коррупции). В художественной литературе и публицистике такое выступление называют пламенной речью, заставившей слушателей изменить свое поведение. В религии существует еще одно название подобного выступления: проповедь. Оратор для достижения цели превращает свое выступление в маленький спектакль. К сожалению, не любое яркое выступление заставляет изменить жизненные взгляды, зато всегда остается в памяти.

Тема классного часа-увлечения обычно задается ярким лозунгом–призывом.

Иной при месте так вздыхает,
Как будто рубль последний доживает:
И подлинно, весь город знает,
Что у него ни за собой,
Ни за женой,—
А смотришь, помаленьку,
То домик выстроит, то купит деревеньку.
Теперь, как у него приход с расходом свесть,
Хоть по суду и не докажешь,
Но как не согрешишь, не скажешь:
Что у него пушок на рыльце есть.

Выступление-увлечение для учащихся может быть организовано по следующим темам:

  • Коррупция – порождение зла.
  • Коррупционеры разрушают страну.
  • Жить по совести и чести.
  • Путь к справедливости.

Эффективности данного классного часа способствует наличие у педагога артистических способностей, гипнотическое воздействие на слушателей, владение психотехниками словесного воздействия на людей.

Важным становится не только смысл слов, а интонация, эмоции и чувства, с какими эти слова произносятся, какие яркие образные слова и выражения используются при этом.

Успешность проведения классного часа-увлечения обеспечивается даром внушения воспитателя, уверенностью в себе, знанием психологических особенностей воспитанников, владением навыками эмоционально-чувственного воздействия и грамотной аргументацией.

Тема обычно определяется проблемой, анализу которой будет посвящен классный час. Возможная тематика классных часов:

  • Возможно ли преодолеть коррупцию?
  • Способна ли борьба с коррупцией изменить мир в лучшую сторону?
  • Причины коррупции их преодоление.
  • Борьба с проявлениями коррупции.

Успешность проведения обеспечивается интеллектом воспитателя, компетентностью в содержании беседы, уверенностью в себе, знанием психологических особенностей воспитанников, грамотной аргументацией.

4. Классный час коррекция точки зрения представляет собой способ коррекции жизненных устремлений учащихся в процессе дискуссии. Проявление коррупции рассматривается как заблуждение человека в процессе самоопределения, связанное с желанием самореализоваться в процессе государственной службы и демонстрировать свою власть. Каждый человек в силу своих индивидуально-личностных особенностей по-своему понимает коррупцию. Понять и повлиять на подобные взгляды проще всего в ходе индивидуальной беседы. Существует необходимость в организации индивидуального консультирования по данной проблеме. В ходе массовой беседы на основе использования социологических данных ведущий анализирует наиболее распространенные точки зрения на проблему молодежного экстремизма. В ходе беседы рассматриваются возможные варианты поведения и их последствия.

Выбор названия обусловлен воздействием на индивидуальность воспитанника посредством преобразования его жизненных взглядов, выраженных в наличии собственного мнения по определенной жизненной проблеме. Воспитательная задача беседы заключается в коррекции индивидуального миропонимания. Даже при большом педагогическом мастерстве и желании невозможно всех воспитанников привести к одному мнению. Зато можно заставить задуматься, соотнести свое мнение с мнением других, искать аргументы в защиту своей позиции. Очень часто в подобных беседах используются приемы манипуляции. Организатор выступления не навязывает общего мнения, а помогает становлению критически осмысленного индивидуального мнения.

Тема классного часа – коррекции точки зрения обычно задается как ситуация, требующая самостоятельного выбора действий. Выступление – коррекция точки зрения для учащихся по проблемам коррупции может быть организовано по следующим темам:

  • Негативные последствия коррупции.
  • Сказать коррупции: нет.
  • Коррупция: иллюзии и реальность.
  • Мое отношение к коррупции.

Успешность проведения занятия обеспечивается аналитическими способностями воспитателя, умением понять и выслушать любое мнение, знанием психологических особенностей воспитанников, мастерством ведения спора. Возможные риски связаны с неумением слушателей излагать свою точку зрения в культурной форме.

Выбор варианта проведения классного часа зависит от поставленной цели, особенностей учащихся и уровня компетентности классного руководителя.

Читайте также: