Есть ли у агафьи лыковой паспорт

Обновлено: 18.05.2024

вот тут совсем другой поворот событий.
Батарейки привезти, ремонт сделать. Она сама уже не может. Плюс земледелием уже не занимается, а продукты нужны. Доктора к ней постоянно возят, для оценки здоровья.

в педивикии пишут дескать все ее родственники перемерли от болезней приезжавших туда упырей городских, ввиду неразвитого иммунитета.

читаю норм статья.
всем фанатам рекомендую.))

читаю норм статья.
всем фанатам рекомендую.))

В начале 80-х вся страна с интересом читала репортажи из глухой тайги, где было обнаружено поселение староверов Лыковых. Много лет они жили вдали от цивилизации, без контактов с людьми, на полном самообеспечении. Последняя из Лыковых, Агафья, до сих пор продолжает жить в тайге.

О таежной затворнице.

В тайгу староверы ушли от гонений на веру в 1938 году. Сначала Лыковы жили со своими единоверцами (десять дворов) на таежной заимке. Затем глава семьи Лыковых Карп Осипович обособился. Многие годы семья жила открыто -- на старых крупномасштабных картах значится их изба. Но в 1945-м в тех местах появился патруль, искавший дезертиров. Это насторожило Лыковых. Они спешно снялись, укрылись в горах, и тридцать пять лет о них никто не слышал. Семья из шести человек (мать Акулина, сыновья Дмитрий и Савин, дочери Наталья и Агафья) жили, не имея никаких контактов с внешним миром, по законам своей веры. Сами строили жилье, охотились, ловили рыбу, собирали орехи, ягоды и грибы, пахали землю, выращивали картошку и репу. В 1979 году их случайно обнаружили геологи.
Сегодня Агафья Карповна -- единственная оставшаяся в живых из когда-то многочисленной семьи. Возвращаться к людям она отказалась и продолжает вести хозяйство в тайге, несмотря на то, что с каждым годом это все труднее: ей уже 60 лет, и она стала много болеть.
Специалисты утверждают, что встреча с цивилизацией не пошла на пользу здоровью Лыковых. Только мать умерла задолго до встречи с людьми. Дмитрий, Савин и Наталья умерли почти разом, один за другим. Предполагают даже, что от инфекции, занесенной с "большой земли". Дети Лыковых родились и жили, не встречаясь ни с кем со стороны, и не нажили иммунитет против бактерий и вирусов. Как только Лыковы стали ходить к геологам, болезни их приняли серьезные формы. "Как схожу в поселок, так и болею", -- говорила Агафья.
В одиночестве Агафья осталась в 1988 году, когда умер ее отец. Ему было 87 лет.

Многие пытались сбежать к Агафье от мирской суеты: пенсионерка из города Пушкина, супруги Ленковы, москвичка Надежда Небукина. От многочисленной старообрядческой семьи Лыковых на заимке остались пустые избы и приезжим есть где разместиться. Они приезжали, селились на заимке, но вскоре возвращались назад: не выдерживали трудностей быта.
У Агафьи когда-то даже был страстный поклонник. Поселился у нее шестидесятилетний вдовец, Агафья его считала за брата по вере. А он вдруг стал ее домогаться. Пытался Агафью с заимки вытащить, даже домик где-то купил. Но она -- ни в какую: "Тятенька не давал разрешения на выезд". Для 40-летней Агафьи его притязания стали настоящим горем, и она попросила постояльца уехать. Сегодня Агафья не хочет вспоминать ту историю.
Про Надежду Небукину Агафье тоже вспоминать неприятно. Надежда прожила на заимке пять лет, считала себя "послушницей", Агафью называла "матушка". Но через пять лет затосковала по оставшимся в Москве дочке и внучке и решила вернуться к ним. Агафья неожиданно воспротивилась, решительно заявила: "Благословенье на уход не даю! Ты из мира вышла, крестилась тут. Как можно?" Надежда вечером собрала в заплечный мешок еду и все необходимое на дорогу, ушла утром еще до рассвета, не попрощавшись. Агафья обиделась, даже в избу Надежды не заглядывает.
Дольше всех -- уже 10 лет -- рядом с Агафьей живет Ерофей Седов, бывший геолог-проводник. Так случилось, что Ерофей потерял семью и жилье. К тому же он отморозил ногу, спасти ее не удалось. Инвалид решил, что в тайге ему будет проще, чем среди людей, и по его просьбе вертолет доставил его на заимку Лыковых.

Без бумажки ты. Агафья!

Документы Агафье без надобности. Во время проведения паспортной реформы Лыкова отказалась получать паспорт, назвав его "бесовской бумажкой". Однако в переписи населения поучаствовала. Переписчики прилетели к ней на вертолете, и Агафья охотно ответила на все вопросы переписного листа, да и вообще к приезду переписчиков отнеслась с интересом.
Однако один документ у Агафьи имеется. Уже 20 лет заимка Лыковых является районом падения обломков второй ступени ракетоносителей "Протон". Агафья Карповна уже привыкла к виду взлетающих космических аппаратов и знает, что к обломкам подходить не рекомендуется. Разумеется, ей и в голову не могло придти застраховать свою жизнь или имущество. Заботу о таежной отшельнице взял на себя филиал Росгосстраха в Республике Хакассия, и впервые в истории Росгосстраха был выдан страховой полис без заявления страхователя.

Ажиотаж вокруг Агафьи давно утих, подарков присылают мало, но за тем, чтоб у отшельников было все необходимое, лично следит губернатор региона Аман Тулеев. Лыкова очень доверяет ему и пишет письма, где излагает свои просьбы.
"Господи Исусе Христе сыне Божий и помилуй нас. С низким поклоном Агафья Карповна. Желаю от Господа Бога доброго здравия и душевного спасения, милости от Бога во всех делах Ваших. Молодой ты мой друг многоуважаемый, помогал и помогаешь, и впредь, если будет возможность, Христа ради, не забывай меня. Мне нужно плахи на пол, окна и двери, да еще кирпича на печь. Летом это делать надо, а то зиму не переживу. Да еще Ерофей с пилой "Дружба" воюет -- тоже край бензина надо и цепи износились. А вручную пилить -- напильника нет пилу наточить". Отшельница также попросила подновить их одежду, так как "все донашивается, будем скоро в раздранных ризах ходить". "И семена на посадку надо бы, только надо брать их на рынке, где свои семена продают. Первое, что необходимо нам -- надо семена кормовой свеклы, а может, сахарной, капусты, брюквы, морковь, огурцы, красную свеклу и лук на посадку".
Агафья всегда отличалась отменным здоровьем, но в последнее время стала болеть. А потому нередко просит у Тулеева помочь накосить травы, убрать урожай, запасти на зиму дров. Просит также привезти кормов для домашних животных -- комбикорм, овес, зерно. А для поправки своего здоровья -- "фрукты, гранаты, если возможно, при болезнях они мне нужны".
Губернатор никогда не оставляет просьбы Лыковой без внимания. Он ей и коз прислал, и кошек с собаками, и кур с петухами. Агафья старается отблагодарить: то туесок с клюквой пошлет в подарок, то жбан с березовым соком, настоянным на меду. А как-то связала Тулееву носки из козлиной шерсти. Из собачьей она не вяжет: собака у староверов считается нечистым животным, ее жалеют, кормят, но в дом не пускают, чтобы не осквернить иконы. В носках из собачьей шерсти даже нельзя переступать порог избы.

Агафья любит рассказывать такую легенду о своем рождении.
Когда ее матери было уже за сорок, пришла пора родить четвертого ребенка, и она двое суток не могла разрешиться от бремени. Муж бросился к 300-летнему кедру: "Прости меня, а жену с дитем спаси!". И ударил по кедру топором. До конца дня вырубил из дерева ванну в полный человеческий рост, приволок ее домой, залил водой, подогрел раскаленными камнями. Опустил туда обессилевшую жену, и та тут же родила дочку Агафью. В ребенка вселился дух отца тайги -- кедра. Он-то и охраняет лесную отшельницу от опасностей и болезней, а вместе с ней -- и тех, кто пришел к ней с добром.

* Как-то Лыковы потеряли счет дням и всполошились: когда праздники, когда будни? Стали все вспоминать. У Агафьи память была хорошая, и она поставила все на место.
* Не так давно Агафья побывала "в миру" -- гостила у объявившихся родственников, увидела железную дорогу, город, летала на самолете.
* Однажды Лыкова отказалась от привезенной ей муки, поскольку на упаковке стоял штрих-код, цифры которого в сумме давали три шестерки -- число дьявола.
Агафья попросила больше подарков с штрих-кодами ей не привозить, ибо это "метка беса".
* В Красноярске вышла в свет уникальная книга "Словарь языка Агафьи Лыковой". Ее автор -- специалист краеведческого музея Галина Толстова, участница нескольких экспедиций на Еринат.
Грамоте Агафью учили отец и мать по церковным книгам, причем изданным до раскола, то есть еще до начала ХVII столетия. Особая прелесть языка Агафьи в том, что она сохранила культуру старинной письменной русской речи. И это при том, что долгое время разговаривать ей было не с кем и письма, которые она любила писать, посылать было некому.

Старообрядчество, староверие -- это совокупность религиозных течений и организаций, направленных против церковных реформ патриарха Никона (никонианства). Понятие "старообрядчество" появилось после раскола русской православной церкви в середине XVII века. Старообрядцы продолжили церковную традицию, практикуемую до введения этих реформ.
Среди старообрядцев много известных имен:
Аввакум Петров (протопоп Аввакум);
Савва Морозов - предприниматель;
Павел Рябушинский - предприниматель;
Феодосия Морозова (боярыня Морозова);
Матвей Сидорович -- предприниматель, фарфорозаводчик;
Сироткин Дмитрий Васильевич -- крупнейший российский судовладелец, дважды городской голова Нижнего Новгорода;
Платов Матвей Иванович -- атаман Донского казачьего войска, генерал от кавалерии;
Шмелев Иван Сергеевич -- писатель;
Клюев Николай Алексеевич -- поэт.


Знаменитая отшельница Агафья Карповна Лыкова, проживающая на заимке в верховьях реки Еринат в Западной Сибири за 300 км от цивилизации, родилась в 1945 году. 16 апреля она празднует свои именины (день рождения ее не известен). Агафья – единственная оставшаяся в живых представительница семьи отшельников‑староверов Лыковых. Семья была обнаружена геологами 15 июня 1978 года в верховьях реки Абакан (Хакасия).

Семья старообрядцев Лыковых жила в изоляции с 1937 года. В семье было шесть человек: Карп Осипович (р.ок.1899) с женой Акулиной Карповной и их дети: Савин (р.ок.1926), Наталия (р.ок.1936), Димитрий (р.ок.1940) и Агафья (р.1945).


В 1923 году поселение староверов было разгромлено и несколько семей перебрались подальше в горы. Примерно в 1937 году Лыков с женой и двумя детьми ушли из общины, поселились отдельно в глухом месте, но жили не таясь. Осенью 1945 года к их жилью вышел патруль, искавший дезертиров, который насторожил Лыковых. Семья перебрались в другое место, живя с этого момента тайно, в полной изоляции от мира.

Лыковы занимались земледелием, рыболовством и охотой. Рыбу солили, заготавливали на зиму, в домашних условиях добывали рыбий жир. Не имея контактов с внешним миром, семья жила по законам старообрядчества, отшельники старались уберечь семью от влияния внешней среды, особенно в отношении веры. Дети Лыковых благодаря матери были грамотны. Несмотря на столь длительную изоляцию, Лыковы не потеряли счет времени, совершали домашнее богослужение.

К моменту обнаружения геологами таежных жителей было пятеро – глава семейства Карп Осипович, сыновья Саввин, Димитрий и дочери Наталья и Агафья (Акулина Карповна умерла в 1961 году). В настоящее время из той большой семьи осталась только самая младшая, Агафья. В 1981 году один за другим умерли Саввин, Димитрий и Наталья, а в 1988 году ушел из жизни Карп Осипович.

Публикации в центральных газетах сделали семью Лыковых широко известной. У них в кузбасском поселке Килинске объявились родственники, приглашавшие Лыковых переехать к ним, но они отказались.

С 1988 года Агафья Лыкова живет одна в саянской тайге, на Еринате. Семейная жизнь у нее не сложилась. Не получился у нее и уход в монастырь ‑ обнаружились расхождения в вероучении с инокинями. Несколько лет назад бывший геолог Ерофей Седов перебрался в эти места и теперь по-соседски помогает отшельнице с рыбалкой и охотой. Хозяйство у Лыковой небольшое: козы, собака, кошки и курицы. Также Агафья Карповна держит огород, в котором выращивает картошку, капусту.

Родня, живущая в Килинске, уже много лет зовет Агафью переехать к ним. Но Агафья, хоть и начала мучиться от одиночества и силы ее из-за возраста и болезней начали покидать, оставлять заимку не хочет.

Несколько лет назад Лыкову возили на вертолёте полечиться на водах источника Горячий Ключ, она дважды ездила по железной дороге повидать дальних родственников, даже лечилась в городской больнице. Она смело пользуется доселе неизвестными ей измерительными приборами (термометр, часы).

Каждый новый день Агафья встречает молитвой и каждый день с ней отходит ко сну.

Как удалось Лыковым в течении почти 40 лет прожить в полной изоляции?

Убежище Лыковых - каньон верховий реки Абакан в Саянах, по соседству с Тувою. Место труднодоступное, дикое - крутые горы, покрытые лесом, и между ними река. Они занимались охотой, рыболовством, собирали в тайге грибы, ягоды и орехи. Развели огород на котором выращивали ячмень, пшеницу и овощи. Занимались прядением конопли и ткачеством, обеспечивая себя одеждой. Огород Лыковых мог бы стать образцом для подражания иному современному хозяйству. Располагаясь на склоне горы под углом 40-50 градусов, он уходил вверх на 300 метров. Разделив участок на нижний, средний и верхний, Лыковы разместили культуры с учетом их биологических особенностей. Дробность посева позволяла им лучше сохранить урожай. Болезней сельскохозяйственных культур совершенно не было. Чтобы сохранить высокий урожай, картошку на одном месте выращивали не более трех лет. Установили Лыковы и чередование культур. Особо тщательно готовили семена. За три недели до посадки клубни картошки укладывали тонким слоем в помещении на сваях. Под полом разводили костер, раскаляя валуны. И камни, отдавая тепло, равномерно и долго обогревали семенной материал. Семена обязательно проверяли на всхожесть. Размножали их на специальном участке. К срокам посева подходили строго, с учетом биологических особенностей разных культур. Сроки подбирали оптимальные для местного климата. Несмотря на то, что в течение пятидесяти лет Лыковы сажали один и тот же сорт картофеля, он у них не выродился. Содержание крахмала и сухого вещества было в нем значительно больше, чем у большинства современных сортов. Ни клубни, ни растения абсолютно не содержали ни вирусной, ни какой-либо другой инфекции. Ничего не зная об азоте, фосфоре и калии, Лыковы тем не менее применяли удобрения по передовой агрономической науке: "всякий хлам" из шишек, травы и листьев, то есть компосты, богатые азотом, шли под коноплю и все яровые. Под репу, свеклу, картошку вносили золу - источник калия, необходимого для корнеплодов. Трудолюбие, здравый ум, знание тайги, позволили семье обеспечить себя всем необходимым. Причем это была богатая не только белками, но и витаминами пища.

Жестокая ирония заключается в том, что губительными для Лыковых оказались не трудности таежной жизни, суровый климат а именно контакт с цивилизацией. Все они, кроме Агафьи Лыковой, вскоре после первого контакта с нашедшими их геологами умерли, заразившись от пришельцев, неведомыми им доселе, инфекционными болезнями. Крепкая и последовательная в своих убеждениях Агафья, не желая "мирщится", до сих пор живет одна в своей избушке на берегу горного притока реки Еринат. Агафья рада подаркам и продуктам, которые изредка привозят ей охотники и геологи, но категорически отказывается принимать продукты имеющие на себе "печать Антихриста" - компьютерный штрих-код. Несколько лет назад Агафья приняла иноческий постриг и стала монахиней.

Надо отметить, что случай Лыковых совсем не уникален. Эта семья стала стала широко известной внешнему миру только потому, что сама пошла на контакт с людьми, и, волей случая попала в поле зрения журналистов центральных советских газет. В Сибирской тайге существуют тайные монастыри, скиты и скрытни, где живут люди, по своим религиозным убеждениям, сознательно прервавшие всякие контакты с внешним миром. Так же велико количество удаленных деревень и хуторов, жители которых сводят такие контакты к минимуму. Крах индустриальной цивилизации не будет для этих людей концом света.

Надо отметить, что Лыковы принадлежали к довольно умеренному старообрядческому толку "часовенных" и не являлись религиозными радикалами, подобными толку бегунов-странников, сделавшими полный уход от мира частью своей религиозной доктрины. Просто основательные сибирские мужики еще на заре индустриализации в России поняли к чему все клонится и решили не отдаваться на заклание во имя не известно чьих интересов. Вспомним, что в тот период, пока Лыковы худо-бедно перебивались с репки на кедровые шишки, в России прошли кровавыми волнами коллективизация, массовые репрессии 30х годов, мобилизация, война, оккупация части территории, восстановление "народного" хозяйства, репрессии 50х годов, так называемое укрупнение колхозов (читай - уничтожение мелких удаленных деревень - как же! ведь все должны жить под присмотром начальства). По некоторым оценкам в этот период население России сократилось на 35 - 40%! Лыковы тоже не обошлись без потерь, но они жили свободно, с достоинством, хозяевами самим себе, на участке тайги размером в 15 квадратных километров. Это был их Мир, их Земля, дававшая им все необходимое.

Последние годы мы много рассуждаем о возможной встрече с жителями иных миров — представителями инопланетных цивилизаций, которые тянутся к нам из Космоса.

О чем только не идет речь. Как договориться с ними? Сработает ли наш иммунитет против неизвестных болезней? Сойдутся или столкнутся разнохарактерные культуры?

А совсем рядом - буквально у нас перед глазами - живой пример подобной встречи.

Речь идет о драматической судьбе семьи Лыковых, прожившей почти 40 лет в Алтайской тайге в полной изоляции - в своем собственном мире. Наша цивилизация XX века обрушилась на примитивную действительность таежных отшельников. И что же? Мы не приняли их духовного мира. Мы не защитили их от наших болезней. Мы не сумели понять их жизненных основ. И мы разрушили их уже сложившуюся цивилизацию, которую мы не поняли и не приняли.

Журналисты писали о Лыковых как о фанатиках веры — а у Лыковых не только не принято было поучать других, но даже и говорить о них плохо. (Заметим в скобках, что некоторые слова Агафьи, для придания вящей убедительности некоторым журналистским рассуждениям, были самими же журналистами и придуманы.)

Справедливости ради надо сказать: не все разделяли эту заданную точку зрения партийной прессы. Нашлись и те, кто писал о Лыковых иначе — с уважением к их духовной силе, к их жизненному подвигу. Они писали, но очень мало, потому что газеты не давали возможности защитить имя и честь русской семьи Лыковых от обвинений в темноте, невежестве, фанатичности.

Он засмеялся и сказал, что у нас такой вопрос был бы истолкован превратно, то есть возникло подозрение, что желают в чем-то пойти навстречу из какой-то корысти, а наше поведение было бы воспринято как заискивающее.

Вот то, что сразу же разделило нас. И мы поняли: да, действительно, у Лыковых полунатуральное или даже натуральное хозяйство, но нравственный потенциал оказался, вернее остался, очень высоким. Мы же его утратили. По Лыковым можно воочию увидеть, какие нами приобретены побочные результаты в борьбе за технические достижения после 17-го года. Ведь для нас самое главное — наивысшая производительность труда. Вот мы и гнали производительность. А надо было бы, заботясь о теле, не забывать и о духе, потому что дух и тело, несмотря на свою противоположность, должны существовать в единстве. А когда равновесие между ними нарушается, то и появляется неполноценный человек.

Да, мы были экипированы лучше, у нас были ботинки на толстой подошве, спальные мешки, рубахи, которых сучья не рвали, штаны не хуже этих рубах, тушенка, сгущенка, сало — все что угодно. А выяснилось, что Лыковы превосходили нас нравственно, и это сразу же предопределило все отношение с Лыковыми. Этот водораздел так и прошел, независимо от того, хотели мы с этим считаться или нет.

— Цивилизация уже успела показать себя им по-другому?

Потом, у Лыковых был клочок земли, отсюда — их независимость. Встретили они нас, не заискивая и не задирая нос - на равных. Потому что им не надо было снискивать чьего-то расположения, признания или похвалы. Все, что им было нужно, они могли взять со своего клочка земли, или из тайги, или из речки. Многие орудия сделаны были ими самими. Пусть они не отвечали каким-то современным эстетическим требованиям, но они вполне годились для той или иной работы.

— Лев Степанович, так что же нам сейчас доподлинно известно о Лыковых? Ведь публикации о них грешили не только неточностями, но и искажениями.

— Сказанное вами, Лев Степанович, о высокой культуре отношений и всей жизни Лыковых подтверждается и выводами тех научных экспедиций, которые побывали у Лыковых в конце 80-х годов. Ученые были поражены не только поистине богатырской волей и трудолюбием Лыковых, но и их недюжинным умом. В 1988 году побывавших у них канд. с-х наук В. Шадурского, доцента Ишимского пединститута и канд. с-х наук научного сотрудника НИИ картофельного хозяйства О. Полетаеву удивило у них многое. Стоит привести некоторые факты, на которые ученые обратили внимание.

— Огород Лыковых мог бы стать образцом для подражания иному современному хозяйству. Располагаясь на склоне горы под углом 40—50 градусов, он уходил вверх на 300 метров. Разделив участок на нижний, средний и верхний, Лыковы разместили культуры с учетом их биологических особенностей. Дробность посева позволяла им лучше сохранить урожай. Болезней сельскохозяйственных культур совершенно не было.

— Чтобы сохранить высокий урожай, картошку на одном месте выращивали не более трех лет.

— Особо тщательно готовили семена. За три недели до посадки клубни картошки укладывали тонким слоем в помещении на сваях. Под полом разводили костер, раскаляя валуны. И камни, отдавая тепло, равномерно и долго обогревали семенной материал.

— Семена обязательно проверяли на всхожесть. Размножали их на специальном участке.

— К срокам посева подходили строго, с учетом биологических особенностей разных культур. Сроки подбирали оптимальные для местного климата.

— Несмотря на то, что в течение пятидесяти лет Лыковы сажали один и тот же сорт картофеля, он у них не выродился. Содержание крахмала и сухого вещества было в нем значительно больше, чем у большинства современных сортов. Ни клубни, ни растения абсолютно не содержали ни вирусной, ни какой-либо другой инфекции.

— Лев Степанович, получается, что именно с момента прихода людей к Лыковым началось активное вторжение нашей цивилизации в их среду обитания, которое просто не могло не нанести вред. Ведь у нас — разные подходы к жизни, разные типы поведения, разное отношение ко всему. Не говоря уж о том, что Лыковы никогда не болели нашими болезнями и, естественно, были перед ними совершенно беззащитны.

— После скоропостижной смерти троих детей Карпа Иосифовича профессор И. Назаров высказал предположение, что причина их гибели в слабом иммунитете. Последующие исследования крови, которые проводил профессор Назаров, показали, что у них есть иммунитет только к энцефалиту. Противостоять же нашим даже обычным заболеваниям они не могли. Я знаю, что В. Песков говорит о других причинах. Но вот мнение доктора медицинских наук, профессора Игоря Павловича Назарова.

«Судить о том, от чего умерли они, мы можем,— говорит Назаров,— лишь по рассказам Карпа Иосифовича и Агафьи. В. Песков из этих рассказов делает вывод, что причина была в переохлаждении. Дмитрий, заболевший первым, помогал Саввину ставить заездку (загородку) в ледяной воде, вместе копали картошку из-под снега. Наталья стирала в ручье со льдом.

И Карп Иосифович, считает профессор Назаров, вопреки утверждениям В. Пескова, умер не от старческой дряхлости, хотя и впрямь ему было уже 87 лет. «Подозревая, что врач с 30-летним стажем мог упустить из виду возраст пациента, Василий Михайлович оставляет за скобками своих рассуждений то, что первой после очередного посещения поселка заболела тогда Агафья. Вернувшись, она слегла. На следующий день заболел Карп Иосифович. А неделю спустя умер. Агафья болела еще месяц. Но перед своим отъездом я оставил ей таблетки и объяснил, как их принимать. К счастью, она точно определилась в этой ситуации. Карп Иосифович остался верным себе и от таблеток отказался.

Заметим, кстати, что И. П. Назаров, учитывая специфику своих пациентов, к первому анализу крови готовил Агафью и ее отца в течение пяти лет (!), а когда взял его, то оставался с Лыковыми еще двое суток, чтобы проследить за их состоянием.

Трудно понять современному человеку мотивы сосредоточенной страдальческой жизни, жизни в вере. Обо всем-то мы судим поспешно, с ярлыками, как судьи всем и каждому. Кто-то из журналистов даже подсчитал, сколь мало Лыковы увидели в жизни, обжив в тайге пятачок всего в 15x15 километров; что они даже не знали, что есть Антарктида, что Земля — шар. Кстати, Христос тоже не знал, что Земля круглая и что есть Антарктида, но никто его в этом не упрекает, понимая, что это не то знание, которое жизненно необходимо человеку. А вот то, что нужно в жизни обязательно, Лыковы знали лучше нас. Достоевский говорил, что человека может научить чему-нибудь только страдание — в этом главный закон жизни на Земле. Жизнь Лыковых сложилась так, что они испили эту чашу сполна, приняв роковой закон как личную судьбу.

Но ведь Лыковым-то не надо было любить Родину по-книжному, на словах, как это делаем мы, потому что они были частью самой Родины и никогда не отделяли ее, как и веру, от себя. Родина была внутри Лыковых, а значит, всегда с ними и ими.

Да послужит это всем нам жестоким уроком на будущие встречи.

Может быть, с подлинными инопланетянами. Изба Лыковых. В ней они жили тридцать два года.

Claude-Marie Dubufe (French, 1790-1864) сын художника Edouard-Louis .

Англия Коронационный портрет кисти Джорджа Хейтера 24 мая 1819 года родилась .

Пауль Эмиль Якобс (Paul Emil Jacobs), 1803—1866. Германия. .

Как дочь эмигрантов из России заставила американок влюбиться в бижутерию - Мириам Хаскелл. .

-Музыка

-Поиск по дневнику

-Друзья

-Статистика


Вера Костамо

Агафья родилась в семье староверов, ушедших от людей и властей в тайгу в 1938 году. В начале 1980-х, благодаря журналисту Василию Пескову, про Лыковых узнал весь Союз. Сейчас если и вспоминают, то редко. А Агафья жива.






Те, кто живет и работает в тайге, Агафью знают.

Река ощетинилась торосами — это снесенный ветром ниже по течению и замерзший лед. Снегоход объезжает их по невидимой кривой. Местами сквозь прозрачную воду видны камни. То тут, то там шумит река, пар поднимается над широкими промоинами.


Пробиваться — здесь так и говорят. Дороги нет, есть возможность проехать между широкоствольными пихтами, кедрой, березами и кустарником. Тропа заканчивается крутым обрывом, и снегоходы прыгают.

— Под старость лет с таких высот сиганул, — Леонид Алексеевич возмущается, пока поправляет оборванные после прыжка крепления нарт.

Вдоль берега снегоход тяжело идет по камням.

— Память у Агафьи хорошая, через восемь лет она меня вспомнила. Обрадовалась, что я с Алтая, все родственники у нее оттуда, — рассказывает Леонид. — Мы приезжали — как раз время было картошку копать. Место под овощи еще ее тятенька с братовьями расчищали. Своеобразный климат там и условия.

Много следов на нем, из-за этого создается впечатление, что есть где-то рядом люди. Круглые, с длинной полоской сзади — следы марала. Крупные, похожие на собачьи, — волчьи. Помельче — прошел сибирский кот, соболь.

— Ну что, смертнички, поехали, — Леонид Алексеевич ведет снегоход по широкой дуге, чтобы набрать нужную скорость и проскочить несколько десятков метров наледи. Мы идем вторыми и видим, как проседает под предыдущей машиной лед. Проскочили, спешим и гонимся за пока не осевшей дорогой. Температура не может определиться и гуляет от минус тридцати до плюс двух.

Когда-то по этому же маршруту уходила в тайгу семья Лыковых: Карп, его жена Акулина, сын Савин и дочь Наталья. Позже родятся Дмитрий и Агафья. Чем ближе подходили люди к их заимкам, тем дальше углублялась семья в тайгу. Почти сгнившие венцы брошенных ими изб все еще стоят по берегам реки Абакан.



Крест на могиле отца Агафьи Лыковой – Карпа Осиповича Лыкова.


У этого же монохромного мира своя интонация. Свой ритм. Поросшие лесом спины гор, за ними — голец — вершины без растительности. Сползающая вниз, ближе к реке, россыпь камней — курума. Все звучит по-своему.

За два дня мы проезжаем чуть больше 170 километров и упираемся в открытую воду. Дальше путь можно продолжить только на лыжах. Вещи, рюкзаки, теплую экипировку оставляем в одной из переходных изб, рядом и снегоходы.

Агафью мы замечаем сразу, она идет по замерзшей реке с вязанкой дров, потом поднимается по 70 ступенькам самодельной лестницы вверх до своего дома. После 40 километров на лыжах, безлюдья эта невысокая женщина, занимающаяся своими делами, кажется нереальной. Сложно угадать, сколько Агафье лет. Сама она говорит, что в апреле будет 73. Еще в пути Сергей скажет, что она, как ребенок, верит всему. Люди для нее изначально добры.

Но с кем общаться, Агафья решает сама: были случаи, когда женщина просто уходила в тайгу, пока неприятные гости не уедут. Да и характер у нее непростой.

— Карповна, здравствуй! — Сергей у Агафьи бывает часто, последний раз в январе шел десять часов на лыжах, чтобы ее проведать.

Агафья улыбается и рассматривает нас по очереди. Для нее появление людей в это время года — неожиданность. Зимой на заимку прилетают только вертолеты.

Она опирается на два, в человеческий рост, тюка сена — недавно забросили с воздуха для ее коз. Позже я спрошу Агафью, что случится, если люди перестанут помогать.

— Будет беда, — спокойно ответит женщина.

На заимке Лыковых построено несколько домов. Ближе к реке — небольшая изба, где жил бывший геолог Ерофей Седов. Выше, соединенные одной крышей-навесом, два дома: один — Агафьи, второй — ее помощника Гурия. О том, что на заимке живет еще один человек, мы узнали перед экспедицией. Уже несколько лет старообрядческая церковь отправляет к Агафье помощников, но даже вдвоем жить здесь тяжело.

Агафья садится на лавку и торопится открыть письмо.



Агафья Лыкова читает письмо, отправленное ей из Боливии.

— Как же вас нашли, что пишут из Боливии? — спрашиваю.

— Да всем известно, что сороковой год, как нас нашли. Когда люди пришли, мне 34-й год шел. Так-то люди-то хорошие были. Первое-то напугались, как пришли. Мы уж знали, что с вертолета люди увидели пашню, недели две как прошло, и они пришли.

— Соболь это или не соболь? Что-то незнакомое, а это были собаки. Не видала я их. Тятя бы сразу узнал. Консервы и хлеб принесли, но мы-то от этого отказались. Утром на другой день пришли, принесли рыболовные крючки, соль поваренну — мы исть-то не стали, — вспоминает Агафья.

Так Лыковы познакомились с геологами, проходили около 16 километров, чтобы зайти к ним в гости.

— Всей семьей с ночевыми ходили, палатку нам поставят с печкой железной. Молились мы в открытую. Мы им картошку, орехи принесем, а они нам лопатки, топоры, гвозди, материал — красный сатин. Рубахи мы из него сшили, сарафаны, красиво было.

Агафья на фотографиях последних лет одета одинаково: два платка, ситцевое платье, черная лопатина — так она называет свое пальто. Разглаживает рукой платье — три года назад сшила на руках:



Агафья Лыкова идет с вязанкой дров по своей заимке.




— Нынче на Пасху хочу сшить новое, ткань-то вапсче красивая. Раньше-то мы своим жили: пряли, ткали. Меня многому сестра Наталья учила, крестной она моей была.

Агафья хорошо помнит имена и детали произошедшего с ней. В разговоре легко переходит от событий десяти-двадцатилетней давности к настоящему. Еще раз достает письмо.

— Они третий год письма пишут, а приехать-то?


— Придешь к Агафье, а она сразу делится всем, что у нее есть. Если осень, то овощи принесет, лето — рыбу, сейчас вот картошку на ужин дала, — говорит Сергей.

Агафья и Гурий пришли в избу Ерофея, где мы остановились: Агафья с круглым сероватым хлебом — пекла для себя, Гурий с банкой алтайского меда.

— Сажали мы с семьей много: ячменя два сорта, рожь, репу, редьку, брюкву. Ежедневно ячмень в ступе толкли. Всякую траву запасали. На питье я и сейчас собираю: мать-и-мацеху, сныть, богородскую траву. Да чего тут рассказывать?

О своей известности Агафья не знает, да если бы и узнала, то сильно бы удивилась. Все в ее мире тяжелого труда, молитвы и таежного братства — равны.

— Надо, Карповна, перевезти поближе тебя. У нас там кордон. Ягоды много, медведЕй мало. А? — Леонид Алексеевич заглядывает Агафье в лицо.

— Нет уж, теперь все.

В избе темно, натоплено и тихо. Агафья рассказывает о прошлом лете и уходящей зиме.

— Температура под сорок была в январе. Вся изба застыла. Дрова сыры, пець не топлена, я с кошками под одеялом грелась. Встану, а пець остыла, огонь снова добуду. Кошек всех-то до семи у мене.



Кот в доме Агафьи Лыковой.



Собака на заимке Лыковых



Кошка в доме инока Гурия

Прошлое лето для тайги выдалось неурожайным, для животных и людей — голодный год.

— Лето было дождливое и холодное. Когда рыбачу, то в балагане (шалаш из тонких деревьев и веток. — Прим. ред.) ночую. Рыбу сушу, а которая позже, на зиму — солю. Далеко в тайгу сейчас не ухожу, той осенью с помощником Георгием шишки собирали, паданки было много. Этот-то год не было. Красну кислицу начали объедать бурундуки да птицки, я прозеленью сколь собрала. С медведем я встречалась дважды. Гляжу, на самой дороге зверь. Закричала Иисусову молитву, он развернулся от меня, метнулся в кусты. Я постояла у кромочки и великому мученику Георгию стала молиться.

Фотографии с поездки к самой известной в мире таежной отшельнице.

Агафья единственная осталась в живых из большой семьи отшельников-староверов, найденных геологами в 1978 году в Западных Саянах. Семья Лыковых жила в изоляции с 1937 года. Долгие годы отшельники старались уберечь семью от влияния внешней среды, особенно в отношении веры.

Первоочередной целью полета в хакасскую тайгу было традиционное противопаводковое мероприятие — обследование снежных запасов в верховьях реки Абакан. У Агафьи Лыковой остановились ненадолго.

Город Абаза сверху.

Большую часть пути наш полет проходил в ущелье, по которому течет река Абакан. Летишь, а с двух сторон горы, покрытые густым лесом. Кстати, снега в верховьях Абакана в этом году оказалось сравнительно немного.

Прилетели. Шасси вертолета ушли в глубокий рыхлый снег, и машина встала на брюхо. Первыми вышли сотрудники заповедника. Их Агафья хорошо знает, поэтому и к остальным гостям она отнеслась с доверием. Спасатели выгрузили из вертолета привезенные припасы и помогли сотрудникам заповедника перенести груз с берега до избушки, расположенной на высоком берегу. Затем взялись за дрова. Заготовленное топливо необходимо было из леса перенести к дому — пожилой женщине это уже не по силам.

Сосед Агафьи — Ерофей Седов. Его маленькая избушка находится примерно в пятидесяти метрах от дома Лыковой. Ерофей почти всю жизнь прожил в Абазе, работал геологом. Знаком с семьей Лыковых с 1979 года. Рассказывал, что в 1988 году даже помогал хоронить главу семьи — Карпа Лыкова. Уже в преклонном возрасте Ерофей лишился правой ноги, после этого в 1997 году он перебрался в тайгу и с тех пор живет по соседству с Агафьей.

Избушка Агафьи Лыковой.

Записки на входной двери с предупреждением для непрошеных гостей. Пишет и говорит Агафья на старославянском языке.

Пока спасатели помогали с дровами, Агафью осмотрел врач скорой помощи. От подробного обследования в Абакане она отказывается, оставляемые таблетки принимает неохотно — чаще лечится лекарственными травами.

Иконы в доме Лыковой. Быт внутри довольно простой и незамысловатый.

Вокруг красота, тишина и чистейший воздух. Мир Агафьи Лыковой не более одного квадратного километра: с одной стороны бурная река Еринат, с другой — крутые горы и непроходимые леса, простирающиеся до самого горизонта. Лишь в северном направлении Агафья немного удаляется от своей избы и доходит до лугов, где она срезает траву и ветки для своих коз.

Я так и не понял, сколько на заимке собак. На цепи возле дома сидит Витюлька, но мне показалось, что чуть поодаль еще кто-то лает…

Зато кошек здесь штук двадцать. Они в тайге до того осмелели, что, по словам Ерофея, даже змей давят.

Сарай, в котором отшельница держит двух коз.

Агафья Карповна пожаловалась, что козы зимой не дают молока, а без молока ей плохо. Сотрудники заповедника тут же позвонили коллегам из Кемеровской области, которые тоже планируют посетить отшельницу в ближайшие дни, и попросили их наморозить цельного молока. Сухое молоко, сгущенку, и другие магазинные упакованные продукты таежница не принимает и не ест. Особенное ее пугает изображение штрих-кода.

Я ожидал увидеть на заимке много старинных и самодельных вещей, но меня ждало разочарование. Весь быт давным давно уже обустроен по-современному, утварь вся тоже цивилизованная — эмалированные ведра, кастрюли. У Агафьи в доме даже мясорубка есть, а на улице термометр весит. Единственное, что мне попалось на глаза из старых вещей (помимо икон) — берестяной туесок, лучковая пила и кованый топор.

Агафья Лыкова оказалась очень общительной женщиной, но при этом она ни разу не посмотрела прямо в объектив.

Добродушного Ерофея и строгую Агафью мало что связывает. Они здороваются друг с другом, но редко разговаривают. У них возник конфликт на почве религии, и Ерофей не готов следовать правилам Агафьи. Он сам верующий, но не понимает, что может иметь Бог против консервов в железных банках, почему пенопласт — дьявольский предмет и почему огонь в печке надо разжигать только лучиной, а не зажигалкой.

Памятное фото с сотрудниками заповедника, спасателями МЧС и экипажем вертолета. Агафья была очень благодарна нам за оказанную помощь и внимание.

Читайте также: