В каком году появилась справочная правовая система юсис

Обновлено: 02.07.2024

Деятельность современного экономиста и бухгалтера базируется на нормативных документах. Финансовому специалисту очень важно следить за изменениями в федеральном и региональном законодательствах, чтобы предотвратить возможные ошибки. Объем правовой информации неуклонно растет, и общее число выпущенных на сегодня в России федеральных, региональных и ведомственных документов приближается к миллиону. Если хранить все эти документы в бумажном виде, потребуется целая библиотека.

Выходом из этого серьезного положения является применение эффективных информационных технологий. Ведь компьютер является идеальным средством для сбора, обработки, хранения, обновления и выдачи потребителям информации, в том числе о законах и других нормативно–правовых актах.

Современные справочно-правовые системы (СПС) обеспечивают быстрый доступ к нормативно–справочной информации и представляют возможность оперативной работы с ней. Именно поэтому СПС являются составной частью информационного компьютерного обеспечения деятельности бухгалтерских и экономических подразделений организаций.

Причина популярности справочно-правовых систем среди специалистов объясняется тем, что такие системы представляют собой доступный и эффективный инструмент для ежедневной работы с правовой информацией. Они не просто обеспечивают свободный доступ к правовой информации, но и позволяют специалисту экономить время.

Компьютерные технологии имеют ряд уникальных достоинств и возможностей. В первую очередь, это компактное хранение больших объемов информации, быстрый поиск нужных документов или даже фрагментов в огромных массивах данных и высокоскоростная передача информации средствами связи на любые расстояния. [1;11]

1. Возможности российских СПС и история их развития

Основными причинами активного развития компьютерных СПС в России являются стремительное совершенствование и удешевление персональных компьютеров в последнее десятилетие, с одной стороны, и большое количество нормативных и других правовых документов, порожденных реформами политической и экономической жизни в стране, с другой стороны. В настоящее время существует множество практических задач, направлений, связанных с обращением к правовой информации, эффективно решить которые можно лишь при использовании компьютерных СПС. Бухгалтерский учет в полной мере можно отнести к таким направлениям.

Компьютерная справочная правовая система (СПС) — это программный комплекс, включающий в себя массив правовой информации и программные инструменты, позволяющие специалисту работать с этим массивом информации: производить поиск конкретных документов или их фрагментов, формировать подборки необходимых документов, выводить информацию на печать и т.д.

Некоторые юридические электронные картотеки в процессе развития начали работать в диалоговом режиме благодаря сети терминалов в библиотеках и стали широко доступны для всех желающих. Примером такой системы может служить FINLEX, созданная в 1982 г. министерством юстиции Финляндии. Она предназначена для предоставления информации о судебных решениях и судебной практике.

При всех достоинствах электронные картотеки не позволяют знакомиться с полным текстом документов, поэтому более удобны полнотекстовые системы, дающие возможность не только практически моментально находить в громадных информационных массивах необходимый документ, но и работать с текстом найденного документа. В 1967 г. в результате соглашения между коллегией адвокатов штата Огайо и фирмой DATA Corp. началась разработка одной из самых известных полнотекстовых справочных правовых систем (СПС) США — LEXIS. С 1980 г. система стала доступна пользователям Великобритании, а с 1985 г. — Австралии. Ежедневно она отвечает на более чем 20 тыс. запросов, в ее информационной базе собраны нормативные документы штатов и акты федерального значения, в том числе полный текст Конституции США, а также все судебные прецеденты США.

Со временем в LEXIS было включено британское законодательство, а с 1981 г. — английские судебные прецеденты. Теперь эта система носит имя LEXIS-NEXIS и доступна в том числе через сеть Интернет.

В настоящее время все экономически развитые страны имеют СПС, и по некоторым оценкам сейчас в мире насчитывается более сотни подобных систем.

В России разработка компьютерных справочных правовых баз началась в июле 1975 г., когда руководство Советского Союза приняло решение о развитии правовой информатизации. В рамках реализации этого решения в 1976 г. при Министерстве юстиции был создан Научный центр правовой информации (НЦПИ). Основной задачей Центра стала разработка справочных систем и государственный учет нормативных актов. В то время пользоваться информационной базой НЦПИ могли лишь отдельные министерства, ведомства и государственные научные организации, широкий же доступ к информации был исключен.

К системам, созданным государственными предприятиями для обеспечения потребностей в правовой информации государственных ведомств, следует отнести системы:

Кроме того, на российском рынке представлены следующие системы:

Раздел: Информатика, программирование
Количество знаков с пробелами: 36729
Количество таблиц: 0
Количество изображений: 0

Общероссийская Сеть распространения правовой информации КонсультантПлюс состоит из 300региональных информационных центров, расположенных в крупных городах, и более 400сервисных подразделений в небольших населенных пунктах, производящих поставку справочных правовых систем, сервисное обслуживание и передачу информации пользователям.

Технология "Консультант Плюс" позволяет обновлять информационный банк пользователя без его полной замены, требующей больших материальных и временных затрат.

В пополнение включаются только новые документы и изменения уже находящихся в эталонном банке документов.

Региональные информационные центры ежедневно получают текущие дополнения и изменения из эталонного банка Координационного Центра Сети по системе электронных телекоммуникаций. Пользователю пополнение доставляется либо по модему, либо курьером регионального центра.

В результате процедуры обновления, занимающей несколько минут, информационный банк пользователя становится идентичным эталонному информационному банку.

Объединение создает центры правовой информации в каждом регионе страны. Кроме того, установлены коммерческие и научные связи с рядом аналогичных зарубежных фирм и организаций.

Сегодня система КонсультантПлюс - это:

· Крупнейший правовой информационный ресурс. Система включает свыше 21 300 000 документов федерального и регионального законодательства, а также судебных решений, финансовых консультаций, комментариев к законодательству и другой полезной информации;

· быстрый и удобный поиск. В основе КонсультантПлюс лежат современные программные технологии, которые постоянно совершенствуются - каждый год в системе появляются новые возможности, которые облегчают работу и экономят время пользователей;

· специальные информационные банки - Путеводители КонсультантПлюс, которые помогают экономить время пользователей на самостоятельное изучение информации по сложным вопросам. Путеводители охватывают широкий круг практических вопросов - налоги, сделки, договоры, корпоративные споры, кадры и другие. Материалы содержат выводы, варианты действий, ссылки на необходимые документы и другую полезную информацию;

· единые стандарты обслуживания. Каждому пользователю в любом уголке страны доступны все сервисные услуги, определенные Стандартом качества КонсультантПлюс.


Рисунок 4. СПС КонсультантПлюс, 2013 г

  1. Справочно-правовая система "Гарант"

С начала 90-х годов велась работа по созданию негосударственных справочных правовых систем (СПС).

Сегодня это высокотехнологическое и наукоемкое производство со штатом более 9000 человек в Москве и широкой сетью представительств в России и за рубежом.

В практической и научной деятельности "Гаранта" неразрывно соединены данные юридической науки и информатики. Фирма активно сотрудничает с Государственно-правовым управлением Аппарата Государственной Думы, рядом других федеральных учреждений и организаций.

Нормативные акты поступают в "Гарант" непосредственно из Администрации Президента РФ, Правительства РФ, Министерства финансов РФ, Центрального банка Российской Федерации, Государственного таможенного комитета РФ, Государственной налоговой службы РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, других официальных источников.

Правовые базы и Справочники составляют справочную правовую систему "Гарант". Федеральное законодательств представлено в универсальных и специализированных правовых базах. Универсальная база – "Законодательство России".

Такой порядок дает возможность не только просто и эффективно обновлять информационный банк пользователя, но и проводить эту операцию практически с любой необходимой периодичностью.

Система "Гарант" формирует подборки основных документов по всем разделам законодательства. В системе представлено банковское, таможенное, жилищное, земельное законодательство, уголовное и административное право, международное право (Россия – СНГ), судебная и арбитражная практика. Российское законодательство представлено в сети Интернет. По заказу Государственной Думы НПП "Гарант-Сервис" разрабатывает компьютерные средства для законотворческой и законопроектной деятельности.




Главным ее достоинством является ориентированность на экономическую тематику профессиональной деятельности, поэтому она пользуется наибольшим спросом у коммерческих структур финансово-экономической направленности.

  1. Справочно-правовая система "Кодекс"

· более 700 человек, работающих в головных подразделениях компании в Санкт-Петербурге и Москве;

· более 1000 специалистов, осуществляющих поддержку пользователей на всей территории России;

· более 150 городов с официальным представительством;

· уникальная Дистрибьюторская сеть, охватывающая все регионы России;

· более 150 000 предприятий-пользователей продуктов;

· более 200 информационных продуктов;

· самый большой на территории России электронный фонд нормативно-правовых и нормативно-технических документов — более 8 000 000 документов:

ü нормативно-правовые акты;

ü нормативно-техническая и технологическая информация;

ü справочные и консультационные материалы;

ü в том числе: 1 500 000 — зарубежные и международные стандарты.

Все содержащиеся в базе документы получены по официальной рассылке из органов государственной власти, причем большая часть документов передается в электронном виде.

Помимо законодательных актов в правовой системе "Кодекс" содержится также консультационная информация, разъяснения отдельных положений законов, практика их применения; ответы на некоторые вопросы, возникающие в работе юриста.

Все материалы, содержащиеся в базе, были получены в электронном виде непосредственно от их авторов и благодаря специальной технологии обработки документов не содержат ошибок.


Рисунок 5. СПС Кодекс

Программный комплекс "ЮСИС" (Юридическая Справочно-Информационная Система) - это полнотекстовая база данных действующего законодательства Российской Федерации с очень развитым системным аппаратом поиска информации, которая ежедневно обновляется по телекоммуникационным каналам связи.

Это мощная аналитическая система с экспертными функциями и уникальными процедурами поиска и отбора информации, обеспечивающими оценку и корректировку запросов пользователя в направлении, гарантирующем ему получение интересующей его информации.

Удобство использования ПК "ЮСИС" в решении правовых проблем заключается в возможности вести дела так же, как на реальном рабочем столе: создавать документы, формировать подборки из обширного архива документов, делать авторизованные аннотации и закладки в документах. При этом обеспечивается полный цикл работы с правовой информацией: постановка и регистрация проблем в отдельных рабочих папках, сохранение аналитических результатов работы над каждой проблемой, регистрация окончательного решения по данной проблеме вместе со всей информацией, положенной в основу этого решения, а также обмен информацией между отдельными рабочими папками.

Программный комплекс "ЮСИС" предназначен для депутатов всех уровней, сотрудников правоохранительных органов, руководителей и служащих предприятий и организаций, предпринимателей, учащихся юридических и экономических вузов, а также для широкого круга пользователей, интересующихся проблемами правовой информатизации в России.

Задания для самоконтроля ПО РАЗДЕЛУ 2:

1. Дайте определение пакетам прикладных программ.

2. Назовите пакеты прикладных программ общего назначения.

3. Назовите виды Проблемно-ориентированных ППП.

5. Перечислите ППП отличающиеся по типу.

6. Перечислите ППП отличающиеся по сфере применения.

4. Дайте краткую характеристику текстовым редакторам.

5. Дайте краткую характеристику электронным таблицам.

6. Дайте краткую характеристику базам данных.

7. Сравните нормативную и ненормативную правовую информацию.

8. Дайте определение справочно-правовой системе.

9. Приведите примеры и дайте краткую характеристику государственным правовым системам.

10. Приведите примеры и дайте краткую характеристику не государственным правовым системам.

Это – юридическая справочно-информационная система, обеспечивающая поиск информации в полнотекстовой базе данных: нормативных актов, научно-практических комментариев к ним, судебной, арбитражной и нотариальной практики применения по всем отраслям права РФ. В программный комплекс включена система для работы с типовыми формами документов, бланками, шаблонами, а также для ведения делопроизводства.

Особенностями системы являются:

- прямые контакты с основными организациями – источниками нормативных актов;

- высокая степень достоверности нормативных актов и полнота нормативной базы;

- высокий уровень универсальности (обеспечение документальной поддержки по всем разделам российского законодательства);

- наличие развитого системного аппарата поиска информации;

- возможность формирования индивидуальных архивов и поддержки нормативной базы конкретной организации;

- использование современного пользовательского интерфейса на базе Windows-приложений;

- развитые средства доставки информации конечному пользователю.

Программный комплекс ЮСИС ориентирован на профессиональных юристов, но им могут пользоваться и руководители различных уровней, бухгалтеры, экономисты, эксперты, специалисты различного профиля.

41. Информационно-поисковый язык.

Одной из важных задач правовой информатики является лингвистическое обеспечение правотворческого процесса. Право не существует вне языка.

Ст.2 Закона об информации относит к средствам обеспечения автоматизированных информационных систем также и лингвистические средства.

В системе лингвистических средств обеспечения АИПС первое место занимает информационно-поисковый язык (ИПЯ).

В широком смысле язык – это знаковая система, используемая для сбора, хранения, обработки и передачи информации.

ИПЯ – это формализованный искусственный язык, предназначенный для индексирования документов, информационных запросов и описания фактов с целью их последующего хранения и поиска.

ИПЯ по законодательству должен обеспечивать:

· Эффективную формализацию правовых норм и нормативных актов

· Высокую скорость поиска на компьютере информации

· Оптимальный перевод нормативного текста с юридического языка на язык, доступный ЭВМ

· Полноту информационного поиска, т.е. получение всей необходимой информации для решения конкретных задач правотворчества

Любая информация для того, чтобы быть переделанной, должна соответствующим образом кодироваться, т.е. переводиться на язык специальных символов или сигналов.

42. Типы информационно-поискового языка.

1. Языки предметного типа – это алфавитно-предметные указатели к сборникам и отдельным нормативным актам и широко распространенные алфавитно-предметные рубрикаторы.

При использовании этого языка основная тема документа выражается одним или несколькими типовыми словами – рубриками. Например, существуют предметно-алфавитные указатели к Конституции РФ, к ГК РФ.

2. Язык классификационного типа – представляет собой классификатор отраслей законодательства.

Дескрипторные ИПЯ делятся на:

- языки, в которых не различаются логико-смысловые отношения между понятиями

- языки, которые содержат в своем составе логико-смысловые отношения.

- (особо) правовой тезаурус – это логико-семантическое собрание ключевых слов и дескрипторов, применяемых в качестве лингвистического обеспечения и использования АИПС правовой информации.

Задача – упорядочить и привести в систему лексические средства, используемые в правотворческом процессе.

43. Правовой тезаурус.

Важнейшее место среди языков дескрипторного типа занимает правовой тезаурускак язык, обладающий наибольшей семантической силой. Правовой тезаурус — это лексико-семантическое собрание ключевых слов и дескрипторов, применяемых в качестве лингвистического обеспечения и использования АИПС правовой информации. Его задача состоит в том, чтобы упорядочить и привести в систему лексические средства, используемые в правотворческом процессе.

В информатике тезаурус выполняет следующие основные функции:

1) используется для организации информационного поиска ("информационно-поисковый тезаурус");

2) используется как лингвистическое средство в процессе решения правотворческих задач;*

4) выступает в качестве важнейшего средства поиска латентной информации.

Дескриптор — это выделенное ключевое слово, которое представляет целую группу ключевых слов. Такие слова образуют так называемую дескрипторскую статью. В результате происходит "сжатие информации". Дескрипторная статья может иметь следующую структуру: заглавный дескриптор, ключевые слова из класса эквивалентности; слова, подчиненные заглавному слову; ключевые слова, ассоциированные с заглавным.

Процедура составления поискового образа правовой нормы, правового института или нормативного правового акта называется индексированием. Индексирование преобразует содержание и текст правовой нормы в набор соответствующих ключевых слов и дискрепторов. Оно может выполняться только высококвалифицированным юристом широкого профиля.

Использование тезауруса позволяет осуществить более глубокий и всесторонний поиск нормативно-правовой информации. Его роль особенно велика в тех случаях, когда речь идет о поиске и систематизации данных, используемых при решении правотворческих задач.

Существуют тезаурусы различных типов: Научным центром правовой информации Министерства юстиции РФ в 70-е гг. был разработан общеправовой тезаурус; он насчитывает около 102 тысяч слов и словосочетаний. Однако в настоящее время он не применяется.

Второй тип — тезаурус, специализированный по отраслям права. Он содержит гораздо меньшее число дескрипторов и ключевых слов.

Далеко не во всех АИПС нормативно-правовой информации, созданных и действующих в России, применяется тезаурус. Тезаурус используется в большинстве АИПС правовой информации, созданных за рубежом.

Примером специального тезауруса может служить многоязычный политематический информационно-поисковый тезаурус Eurovoc,признанный в качестве международного терминологического стандарта. Eurovocиспользуется в документальных (содержащих информацию о законодательных актах и документах ЕС) и библиографических информационно-поисковых системах библиотек, информационных служб Европейского сообщества. Первое издание данного тезауруса было опубликовано в 1984 г. на семи языках (2 тома). Второе, переработанное, — в 1987 г. на девяти языках. Оно состояло из 21 раздела, 126 микротезаурусов, 5359 дескрипторов (по сравнению с первым из-данием внесены следующие изменения: добавлено 566 новых дескриптора и 26 дескрипторов удалено). Третье — в 1997 г. Перевод данного документа на русский язык осуществлен в 1998 г. Парламентской библиотекой Федерального Собрания.

44. Индексирование и рубрицирование правовой информации.

Одним из видов формализации правовой информации является индексирование – это процесс отбора из текста терминов (ключевых слов), которые, по мнению специалиста – юриста, отражают основное содержание темы. Далее такие термины преобразовывают в форму информационно-поискового языка.

Для индексирования фотопортретов используются различные антропометрические параметры черепа, которые определяются автоматически по чертам лица.

Таким образом, при разработке информационно-поисковых систем необходимы глубокие знания предметной области. На основе этих знаний строятся формальные модели, позволяющие индексировать информацию.

Рубрицирование – это процедура присвоения определенной теме нормативного акта или запроса соответствующего индекса из рубрикатора, в котором за каждой темой закреплен свой индекс.

45. Метризация и кодирование.

В широком смысле под метризацией понимается описание определенной совокупностью числовых характеристик. В зависимости от того, что используется в качестве характеристик выделяют два типа метризации: а) подсчет; б) измерение.

При измерении и подсчете в качестве средства выражения используются натуральные числа. При измерении используются единицы меры.

Объектами измерения могут выступать любые предметы материального мира, обладающие любыми свойствами, которые могут быть измерены или характеризуются количественными данными.

Под метризацией правовой информации следует понимать такую процедуру ее обработки в результате которой субъект юридической деятельности получает количественные характеристики тех или иных параметров объекта познания.

Характеристики, полученные в результате измерения, могут выражаться как в абсолютных величинах, так и в относительных.

Кодирование правовой информации – это такая операция, при которой определенные данные заменяются сокращенными условными обозначениями (цифры, числа). Обратная операция называется декодированием.

Комбинацию символов называют кодом, а количество символов, входящих в кодовую операцию называют длина кода.

Для кодирования правовой информации используется несколько способов: точечный, контурный, точечно-зональный.


Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.



Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Деятельность современного экономиста и бухгалтера базируется на нормативных документах. Финансовому специалисту очень важно следить за изменениями в федеральном и региональном законодательствах, чтобы предотвратить возможные ошибки. Объем правовой информации неуклонно растет, и общее число выпущенных на сегодня в России федеральных, региональных и ведомственных документов приближается к миллиону. Если хранить все эти документы в бумажном виде, потребуется целая библиотека.

Выходом из этого серьезного положения является применение эффективных информационных технологий. Ведь компьютер является идеальным средством для сбора, обработки, хранения, обновления и выдачи потребителям информации, в том числе о законах и других нормативно–правовых актах.

Современные справочно-правовые системы (СПС) обеспечивают быстрый доступ к нормативно–справочной информации и представляют возможность оперативной работы с ней. Именно поэтому СПС являются составной частью информационного компьютерного обеспечения деятельности бухгалтерских и экономических подразделений организаций.

Причина популярности справочно-правовых систем среди специалистов объясняется тем, что такие системы представляют собой доступный и эффективный инструмент для ежедневной работы с правовой информацией. Они не просто обеспечивают свободный доступ к правовой информации, но и позволяют специалисту экономить время.

Компьютерные технологии имеют ряд уникальных достоинств и возможностей. В первую очередь, это компактное хранение больших объемов информации, быстрый поиск нужных документов или даже фрагментов в огромных массивах данных и высокоскоростная передача информации средствами связи на любые расстояния. [1;11]

1. Возможности российских СПС и история их развития

Основными причинами активного развития компьютерных СПС в России являются стремительное совершенствование и удешевление персональных компьютеров в последнее десятилетие, с одной стороны, и большое количество нормативных и других правовых документов, порожденных реформами политической и экономической жизни в стране, с другой стороны. В настоящее время существует множество практических задач, направлений, связанных с обращением к правовой информации, эффективно решить которые можно лишь при использовании компьютерных СПС. Бухгалтерский учет в полной мере можно отнести к таким направлениям.

Компьютерная справочная правовая система (СПС) — это программный комплекс, включающий в себя массив правовой информации и программные инструменты, позволяющие специалисту работать с этим массивом информации: производить поиск конкретных документов или их фрагментов, формировать подборки необходимых документов, выводить информацию на печать и т.д.

Некоторые юридические электронные картотеки в процессе развития начали работать в диалоговом режиме благодаря сети терминалов в библиотеках и стали широко доступны для всех желающих. Примером такой системы может служить FINLEX, созданная в 1982 г. министерством юстиции Финляндии. Она предназначена для предоставления информации о судебных решениях и судебной практике.

При всех достоинствах электронные картотеки не позволяют знакомиться с полным текстом документов, поэтому более удобны полнотекстовые системы, дающие возможность не только практически моментально находить в громадных информационных массивах необходимый документ, но и работать с текстом найденного документа. В 1967 г. в результате соглашения между коллегией адвокатов штата Огайо и фирмой DATA Corp. началась разработка одной из самых известных полнотекстовых справочных правовых систем (СПС) США — LEXIS. С 1980 г. система стала доступна пользователям Великобритании, а с 1985 г. — Австралии. Ежедневно она отвечает на более чем 20 тыс. запросов, в ее информационной базе собраны нормативные документы штатов и акты федерального значения, в том числе полный текст Конституции США, а также все судебные прецеденты США.

Со временем в LEXIS было включено британское законодательство, а с 1981 г. — английские судебные прецеденты. Теперь эта система носит имя LEXIS-NEXIS и доступна в том числе через сеть Интернет.

В настоящее время все экономически развитые страны имеют СПС, и по некоторым оценкам сейчас в мире насчитывается более сотни подобных систем.

В России разработка компьютерных справочных правовых баз началась в июле 1975 г., когда руководство Советского Союза приняло решение о развитии правовой информатизации. В рамках реализации этого решения в 1976 г. при Министерстве юстиции был создан Научный центр правовой информации (НЦПИ). Основной задачей Центра стала разработка справочных систем и государственный учет нормативных актов. В то время пользоваться информационной базой НЦПИ могли лишь отдельные министерства, ведомства и государственные научные организации, широкий же доступ к информации был исключен.

К системам, созданным государственными предприятиями для обеспечения потребностей в правовой информации государственных ведомств, следует отнести системы:

Кроме того, на российском рынке представлены следующие системы:

Раздел: Информатика, программирование
Количество знаков с пробелами: 36729
Количество таблиц: 0
Количество изображений: 0

Читайте также: