В каком году понятие государственная безопасность было законодательно закреплено в ссср

Обновлено: 07.07.2024

Научная мысль последнего двадцатилетия предлагала нам следующие варианты решения данной проблемы:

Обратимся к вопросусоотношения государственной и общественной безопасности.

Каждый этап развития российской государственности демонстрировал различные подходы обеспечения ее безопасности, что выражалось в конкретной практике действий властей. Специфика геополитического положения нашей страны объективно приводила к тому, что расширение и охранение территории являлось одной из основных задач главы государства. Но власть шла на это не ради удовлетворения своих амбиций, а, как писал А.В Возжеников, ради выживания народов, населяющих огромное евразийское пространство. И в этом смысле история общественно-политического развития России и история становления и развития представлений о ее безопасности – понятия совпадающие. Каждая историческая эпоха вырабатывала собственную парадигму развития и соответствующие ей представления о безопасности [49] .

И собственно борьба с внешним врагом, будь то отражение его нападения, или охрана ведущих торговых путей, более всего, по мнению короны, способствовали укреплению русской державы, ее внутренней и внешней безопасности. Важнейшей причиной образования Московского царства и возвышения князей московской династии вообще являлось единение ради общей борьбы с внешней опасностью – татаро-монгольским давлением.

Во второй половине XIX века появились теории, рассматривавшие безопасность как комплексное явление. А.Д. Градовский понимал безопасность через национальную идею; Н.Я. Данилевский и К.Н. Леонтьев рассматривали теорию безопасности через установление многонационального государства при активной политике отдельных национальностей; П.Б. Струве видел в содержании понятия безопасность степень реализации национальных интересов на международной арене. Новым подходом к пониманию государственной безопасности стали взгляды Б.Н. Чичерина, который представлял как необходимость обеспечения государством общегражданских прав и свобод, в первую очередь политических и социальных [54] .

Во-первых, однозначно превалировала точка зрения о превосходстве интересов государства, которое длительное время было государством диктатуры пролетариата, по отношению к интересам общества и отдельной личности. Основным принципом идеологических построений партии большевиков являлось признание приоритета государственных ценностей над групповыми, личными, частными. Права человека и гражданина в понятие безопасности государства не включались. Мотивация была абсолютно логичной: советское государство – это государство рабочих и крестьян, соответственно, защита интересов государства одновременно гарантирует и охрану прав и интересов трудящихся, которые являются основой населения страны и подавляющей ее частью. Как же в данной ситуации можно отделять интересы личности, общества от интересов государства? И в советской стране, поэтому, могла существовать только одна безопасность – государственная.

Таким образом, в понимании руководства страны государственной безопасности доминировали классовый подход, политическая целесообразность, идеологическая направленность, в конечном итоге нацеленные на сохранение коммунистического мировоззрения, социалистических идей, политического режима в целом.

Но нельзя не отметить, что государственная безопасность была связана с объективно необходимой для выживания нашей страны защитой государственного и общественного строя, нерушимости территориальной целостности, независимости в формировании и проведении курса внешней и внутренней политики. Желающих уничтожить СССР на протяжении всей его истории было более чем достаточно.

Таким образом, в советскую эпоху государственная безопасность стала единственным видом безопасности, о котором говорилось в действующих конституциях и правовых актах. Широко использовался термин и в научной литературе.

- приоритетной идеологической направленностью;

- хронологической неравномерностью. Попытки основательного анализа рассматриваемой категории в специальной юридической литературе стали возможны и проявились только в 50-х годах ХХ века;

- недоступностью для всех желающих заниматься исследованием тематики, связанной с государственной безопасностью. Данный процесс реализовывался, как правило, отдельными лицами в закрытых научно-исследовательских и учебных заведениях КГБ СССР, ГРУ Генерального штаба Вооруженных Сил СССР и других ведомственных учреждениях;

- отсутствием общих теоретических работ, когда в фундаментальных научных трудах разрабатывались лишь вопросы сугубо прикладных видов безопасности, типа пожарной или химической;

- бессистемностью, выразившейся в так и не сформированной целостной научной концепции государственной безопасности.

Первый подход. Представление государственной безопасности как состояния прочности и незыблемости государственного и общественного строя, нерушимости его территориальной целостности и независимости в определении внешней и внутренней политики. В рамках данного подхода часть авторов утверждала, что государственная безопасность СССР – это защищенность основ общественного и государственного строя Советского государства от посягательств со стороны враждебных социалистическому устройству сил, осуществляющих подрывную деятельность.

Третий подход. Государственная безопасность – не что иное, как способность Советского государства противостоять враждебным силам и защищать интересы народа или всего общества (в условиях общенародного государства) [58] .

Лубянская площадь. Архивное фото

Комитет государственной безопасности СССР - орган государственного управления, на который возлагалось обеспечение безопасности государства. Существовал в СССР в 1954-1991 годах.

Комитет государственной безопасности СССР (КГБ СССР) — союзно-республиканский центральный орган государственного управления, на который возлагалось обеспечение безопасности государства. Существовал в СССР в 1954-1991 годах.

Органы безопасности СССР были преобразованы в Комитет государственной безопасности после длительной череды реорганизаций 1922, 1923, 1934, 1941, 1946 и 1953 годов через Всероссийскую чрезвычайную комиссию по борьбе с контрреволюцией и саботажем (ВЧК) — Государственное политическое управление (ГПУ) — Объединенное государственное политическое управление (ОГПУ) — Народный комиссариат внутренних дел (НКВД) — Наркомат государственной безопасности (НКГБ) — Министерство государственной безопасности (МГБ) — Министерства внутренних дел (МВД).

Решение о выделении структур органов госбезопасности из МВД в самостоятельное ведомство было принято Президиумом ЦК КПСС 8 февраля 1954 года на основании записки министра внутренних дел СССР Сергея Круглова, в которой отмечалось, что МВД "…не в состоянии обеспечить должного уровня агентурно-оперативной работы в свете задач, поставленных перед советской разведкой Центральным комитетом КПСС и Советским правительством".

По результатам обсуждения этой докладной записки 13 марта 1954 года Президиум Верховного Совета СССР принял указ об образовании КГБ при Совете министров СССР, а его председателем был назначен генерал-полковник Иван Серов, бывший до этого заместителем министра внутренних дел.

Комитет государственной безопасности был образован путем выделения из Министерства внутренних дел СССР ряда управлений, служб и отделов. При этом предусматривалось одновременное сокращение численности передаваемых в КГБ оперативно-чекистских кадров на 20%, также подлежал сокращению и штат, остающийся в МВД.

Согласно решению Президиума ЦК КПСС на КГБ возлагались следующие задачи: ведение разведывательной работы в капиталистических странах; борьба со шпионской, диверсионной, террористической и иной подрывной деятельностью иностранных разведок внутри СССР; борьба с вражеской деятельностью разного рода антисоветских элементов внутри СССР; контрразведывательная работа в Советской армии и Военно-морском флоте; организация шифровального и дешифровального дела в стране; охрана руководителей партии и правительства и др.

Приказом председателя КГБ от 18 марта 1954 года была определена структура нового ведомства, в котором, не считая вспомогательных и обеспечивающих подразделений, были образованы: Первое Главное управление (разведка за границей); Второе Главное управление (контрразведка); Третье Главное управление (военная контрразведка); Восьмое Главное управление (шифровально-дешифровальное); Четвертое управление (борьба с антисоветским подпольем, националистическими формированиями и враждебными элементами); Пятое управление (контрразведывательная работа на особо важных объектах); Шестое управление (транспортное); Седьмое управление (наружное наблюдение); Девятое управление (охрана руководителей партии и правительства); Десятое управление (управление коменданта Московского кремля); Следственное управление, а также пять самостоятельных специальных отделов, отдел (в дальнейшем — управление) правительственной связи и учетно-архивный отдел.

Структура Комитета постепенно модифицировалась. В 1957 году из структуры МВД в КГБ были переданы пограничные войска и для управления ими образовано Главное управление пограничных войск. В 1967 году для борьбы с диссидентами было создано самостоятельное пятое управление; в 1981 году было развернуто четвертое управление для контрразведки на транспорте, в 1982 году – шестое управление для контрразведывательной работы в промышленности, в 1990 году — управление по борьбе с организованной преступностью.

Для выполнения возложенных на него задач КГБ при Совете Министров СССР имел соответствующие органы в союзных и автономных республиках, в краях и областях, некоторых городах и районах, в военных округах, объединениях, соединениях и частях Советской армии, на флотах и флотилиях Военно-морского флота, в войсках МВД, пограничных и специальных войсках, а также имел резидентуры в капиталистических и развивающихся странах, представительства при органах безопасности социалистических стран, пограничные войска, войска правительственной связи, войска спецслужбы, учебные заведения и др.

Органы КГБ имели право вести агентурно-оперативную paботу, производить в соответствии с законом обыски, задержания, аресты, вести дознание и следствие, проводить спецмероприятия, проверять состояние секретного делопроизводства в министерствах, ведомствах, учреждениях, предприятиях и организациях, осуществлять административный надзор за работой ведомственных радиостанций и др.

Формирование штата сотрудников органов государственной безопасности шло по рекомендациям партийных или комсомольских организаций предприятий, воинских частей или вузов после их проверки и тщательного изучения кандидатов, или "партийным набором", то есть переводом партийных работников, как правило, на руководящие должности в органах КГБ после соответствующей краткосрочной подготовки. С 1954 года подготовка сотрудников велась в Высшей школе КГБ при Совете Министров СССР, ставшей высшим учебным заведением с трехлетним сроком обучения.

В 1978 году КГБ был придан статус министерства, и его председатель стал членом Совета Министров СССР.

Иван Серов был председателем КГБ до 1958 года. На этом посту его последовательно сменяли Александр Шелепин (в 1958 году), Владимир Семичастный (в 1961 году), Юрий Андропов (в 1967 году), Виталий Федорчук (в мае 1982 года), Виктор Чебриков (в декабре 1982 года), Владимир Крючков (в 1988 году), Вадим Бакатин (в августе 1991 года).

21 августа 1991 года за участие в подготовке образования и в деятельности Государственного комитета по чрезвычайному положению (ГКЧП) был арестован председатель КГБ Владимир Крючков. В том же месяце из состава КГБ СССР были выведены отдел правительственной связи, Восьмое главное управление (правительственная связь и криптография) и Шестнадцатое управление (радиоэлектронная разведка и криптография). Месяцем позже Министерству обороны СССР были возвращены отдельные подразделения войск, ранее переданные КГБ, а Девятое управление КГБ СССР (служба охраны руководителей КПСС и СССР) было преобразовано в управление охраны при аппарате президента СССР.

3 декабря 1991 года президент СССР Михаил Горбачев подписал закон "О реорганизации органов государственной безопасности". На основании этого закона КГБ СССР был упразднен и на переходный период на его базе созданы Межреспубликанская служба безопасности и Центральная служба разведки СССР (в настоящее время Служба внешней разведки РФ).

В 1992 году на базе Межреспубликанской службы безопасности и Агентства федеральной безопасности РСФСР, преобразованного в 1991 году из КГБ РСФСР, было образовано Министерство безопасности Российской Федерации, которое в 1993 году преобразовано в Федеральную службу контрразведки. В 1995 году ФСК было переименовано в Федеральную службу безопасности (ФСБ) РФ, которой в 2003 году были переданы функции упраздненных Федеральной пограничной службы РФ и частично Федерального агентства правительственной связи и информации при президенте РФ.

В настоящее время ФСБ РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное управление в сфере обеспечения безопасности государства и непосредственно реализующим основные направления деятельности органов Федеральной службы безопасности России.

В 2014 году преступлений террористической направленности совершено в 2,6 раза меньше, чем в 2013 году. В прошлом году Служба пресекла деятельность 52 кадровых сотрудников и 290 агентов иностранных спецслужб, в тот же период удалось предотвратить нанесение государству ущерба от коррупционных действий в размере около 142 миллиардов рублей

ВЧК (1917–1922)


Окончание гражданской войны и спад волны крестьянских восстаний сделали бессмысленным дальнейшее существование разросшегося репрессивного аппарата, чья деятельность практически не имела юридических ограничений. Поэтому к 1921 году перед партией встал вопрос о реформировании организации.


ОГПУ (1923–1934)

На Бутовский полигон приходят потомки казнённых.

Председателем ведомства до 20 июля 1926 года являлся Феликс Дзержинский, после его смерти этот пост занял бывший нарком финансов Вячеслав Менжинский.

Главной задачей нового органа была всё та же борьба с контрреволюцией в любых её проявлениях. В подчинении ОГПУ находились особые части войск, необходимые для подавления общественных беспорядков и борьбы с бандитизмом.

Помимо этого, на ведомство были возложены следующие функции:

9 мая 1924 года полномочия ОГПУ были существенно расширены. Ведомству стали подчиняться органы милиции и уголовного розыска. Так начался процесс слияния органов госбезопасности с органами внутренних дел.

НКВД (1934–1943)

10 июля 1934 был образован Народный комиссариат внутренних дел СССР (НКВД). Наркомат был общесоюзным, а ОГПУ включалось в него в виде структурного подразделения под названием Главного Управления Государственной безопасности (ГУГБ). Принципиальное новшество заключалось в том, что упразднялась судебная коллегия ОГПУ: новое ведомство не должно было иметь судебных функций. Новый наркомат возглавил Генрих Ягода.

Совет народных комиссаров — правительство России во главе с В. И. Лениным. декабрь 1917-январь 1918.

В сфере ответственности НКВД находились политический сыск и право вынесения приговоров во внесудебном порядке, система исполнения наказаний, внешняя разведка, пограничные войска, контрразведка в армии. В 1935 году к функциям НКВД отнесено и регулирование дорожного движения (ГАИ), а в 1937 г. создаются отделы НКВД на транспорте, включая морские и речные порты.

10 апреля 1939 года Ежов был арестован в кабинете Георгия Маленкова. Впоследствии бывший глава НКВД признался в гомосексуальной ориентации и подготовке государственного переворота. Третьим народным комиссаром внутренних дел стал Лаврентий Берия.

НКГБ — МГБ (1943–1954)

3 февраля 1941 года НКВД разделили на два наркомата — Народный комиссариат государственной безопасности (НКГБ) и Народный комиссариат внутренних дел (НКВД).

Сделано это было с целью улучшения агентурно-оперативной работы органов государственной безопасности и распределения возросшего объёма работы НКВД СССР.

На НКГБ возлагались задачи:

  • ведение разведывательной работы за границей;
  • борьба с подрывной, шпионской, террористической деятельностью иностранных разведок внутри СССР;
  • оперативная разработка и ликвидация остатков антисоветских партий и контрреволюционных формирований среди различных слоёв населения СССР, в системе промышленности, транспорта, связи, сельского хозяйства;
  • охрана руководителей партии и правительства.

На НКВД возлагались задачи по обеспечению государственной безопасности. В ведении этого ведомства оставались войсковые и тюремные подразделения, милиция, пожарная охрана.

4 июля 1941 года в связи с начавшейся войной было решено в целях уменьшения бюрократии объединить НКГБ и НКВД в одно ведомство.

Репродукция портрета Народного комиссара внутренних дел СССР Лаврентия Берия.

В 1946 году все народные комиссариаты были переименованы в министерства, соответственно, НКГБ стал Министерством государственной безопасности СССР. Тогда же министром госбезопасности стал Виктор Абакумов. С его приходом начался переход функций МВД в ведение МГБ. В 1947–1952 годах ведомству были переданы внутренние войска, милиция, пограничные войска и другие подразделения (в составе МВД остались лагерные и строительные управления, пожарная охрана, конвойные войска, фельдъегерская связь).

После смерти Сталина в 1953 году Никита Хрущёв сместил Берию и организовал кампанию против незаконных репрессий НКВД. Впоследствии несколько тысяч несправедливо осуждённых были реабилитированы.

КГБ (1954–1991)

13 марта 1954 года создан Комитет государственной безопасности (КГБ) путём выделения из МГБ управлений, служб и отделов, имевших отношение к вопросам обеспечения госбезопасности. По сравнению с предшественниками, новый орган имел более низкий статус: был не министерством в составе правительства, а комитетом при правительстве. Председатель КГБ был членом ЦК КПСС, но в высший орган власти — Политбюро — он не входил. Объяснялось это тем, что партийная верхушка хотела обезопасить себя от появления нового Берии — человека, способного отстранить её от власти ради осуществления собственных политических проектов.

В зону ответственности нового органа входили: внешняя разведка, контрразведка, оперативно-розыскная деятельность, охрана государственной границы СССР, охрана руководителей КПСС и правительства, организация и обеспечение правительственной связи, а также борьба с национализмом, инакомыслием, преступностью и антисоветской деятельностью.

Никита Балашов.

Практически сразу же после своего образования в КГБ провели масштабное сокращение штата в связи с начавшимся процессом десталинизации общества и государства. С 1953 по 1955 год органы госбезопасности были сокращены на 52%.

В 90-х годах изменения в обществе и системе государственного управления СССР, вызванные процессами перестройки и гласности, привели к необходимости пересмотра основ и принципов деятельности органов государственной безопасности.

С 1954 по 1958 год руководство КГБ осуществлял И. А. Серов.

С 1958 по 1961 год — А. Н. Шелепин.

С 1961 по 1967 год — В. Е. Семичастный.

Юрий Андропов

С 1967 по 1982 год — Ю. В. Андропов.

С мая по декабрь 1982 года — В. В. Федорчук.

С 1982 по 1988 год — В. М. Чебриков.

С 1988 по август 1991 года — В. А. Крючков.

С августа по ноябрь 1991 года — В. В. Бакатин.

После упразднения КГБ процесс создания новых органов госбезопасности занял порядка трёх лет. В течение этого времени отделы расформированного комитета переходили из одного ведомства в другое.

21 декабря 1993 года Борис Ельцин подписал указ о создании Федеральной службы контрразведки РФ (ФСК). Директором нового органа с декабря 1993 года по март 1994 года был Николай Голушко, а с марта 1994 по июнь 1995 года этот пост занимал Сергей Степашин.


В настоящее время ФСБ сотрудничает со 142 спецслужбами, правоохранительными органами и пограничными структурами 86 государств. В 45 странах функционируют аппараты официальных представителей органов Службы.

В целом, деятельность органов ФСБ осуществляется по следующим основным направлениям:

В 2014 году преступлений террористической направленности совершено в 2,6 раза меньше, чем в 2013 году. В прошлом году Служба пресекла деятельность 52 кадровых сотрудников и 290 агентов иностранных спецслужб, в тот же период удалось предотвратить нанесение государству ущерба от коррупционных действий в размере около 142 миллиардов рублей

ВЧК (1917–1922)


Окончание гражданской войны и спад волны крестьянских восстаний сделали бессмысленным дальнейшее существование разросшегося репрессивного аппарата, чья деятельность практически не имела юридических ограничений. Поэтому к 1921 году перед партией встал вопрос о реформировании организации.


ОГПУ (1923–1934)

На Бутовский полигон приходят потомки казнённых.

Председателем ведомства до 20 июля 1926 года являлся Феликс Дзержинский, после его смерти этот пост занял бывший нарком финансов Вячеслав Менжинский.

Главной задачей нового органа была всё та же борьба с контрреволюцией в любых её проявлениях. В подчинении ОГПУ находились особые части войск, необходимые для подавления общественных беспорядков и борьбы с бандитизмом.

Помимо этого, на ведомство были возложены следующие функции:

9 мая 1924 года полномочия ОГПУ были существенно расширены. Ведомству стали подчиняться органы милиции и уголовного розыска. Так начался процесс слияния органов госбезопасности с органами внутренних дел.

НКВД (1934–1943)

10 июля 1934 был образован Народный комиссариат внутренних дел СССР (НКВД). Наркомат был общесоюзным, а ОГПУ включалось в него в виде структурного подразделения под названием Главного Управления Государственной безопасности (ГУГБ). Принципиальное новшество заключалось в том, что упразднялась судебная коллегия ОГПУ: новое ведомство не должно было иметь судебных функций. Новый наркомат возглавил Генрих Ягода.

Совет народных комиссаров — правительство России во главе с В. И. Лениным. декабрь 1917-январь 1918.

В сфере ответственности НКВД находились политический сыск и право вынесения приговоров во внесудебном порядке, система исполнения наказаний, внешняя разведка, пограничные войска, контрразведка в армии. В 1935 году к функциям НКВД отнесено и регулирование дорожного движения (ГАИ), а в 1937 г. создаются отделы НКВД на транспорте, включая морские и речные порты.

10 апреля 1939 года Ежов был арестован в кабинете Георгия Маленкова. Впоследствии бывший глава НКВД признался в гомосексуальной ориентации и подготовке государственного переворота. Третьим народным комиссаром внутренних дел стал Лаврентий Берия.

НКГБ — МГБ (1943–1954)

3 февраля 1941 года НКВД разделили на два наркомата — Народный комиссариат государственной безопасности (НКГБ) и Народный комиссариат внутренних дел (НКВД).

Сделано это было с целью улучшения агентурно-оперативной работы органов государственной безопасности и распределения возросшего объёма работы НКВД СССР.

На НКГБ возлагались задачи:

  • ведение разведывательной работы за границей;
  • борьба с подрывной, шпионской, террористической деятельностью иностранных разведок внутри СССР;
  • оперативная разработка и ликвидация остатков антисоветских партий и контрреволюционных формирований среди различных слоёв населения СССР, в системе промышленности, транспорта, связи, сельского хозяйства;
  • охрана руководителей партии и правительства.

На НКВД возлагались задачи по обеспечению государственной безопасности. В ведении этого ведомства оставались войсковые и тюремные подразделения, милиция, пожарная охрана.

4 июля 1941 года в связи с начавшейся войной было решено в целях уменьшения бюрократии объединить НКГБ и НКВД в одно ведомство.

Репродукция портрета Народного комиссара внутренних дел СССР Лаврентия Берия.

В 1946 году все народные комиссариаты были переименованы в министерства, соответственно, НКГБ стал Министерством государственной безопасности СССР. Тогда же министром госбезопасности стал Виктор Абакумов. С его приходом начался переход функций МВД в ведение МГБ. В 1947–1952 годах ведомству были переданы внутренние войска, милиция, пограничные войска и другие подразделения (в составе МВД остались лагерные и строительные управления, пожарная охрана, конвойные войска, фельдъегерская связь).

После смерти Сталина в 1953 году Никита Хрущёв сместил Берию и организовал кампанию против незаконных репрессий НКВД. Впоследствии несколько тысяч несправедливо осуждённых были реабилитированы.

КГБ (1954–1991)

13 марта 1954 года создан Комитет государственной безопасности (КГБ) путём выделения из МГБ управлений, служб и отделов, имевших отношение к вопросам обеспечения госбезопасности. По сравнению с предшественниками, новый орган имел более низкий статус: был не министерством в составе правительства, а комитетом при правительстве. Председатель КГБ был членом ЦК КПСС, но в высший орган власти — Политбюро — он не входил. Объяснялось это тем, что партийная верхушка хотела обезопасить себя от появления нового Берии — человека, способного отстранить её от власти ради осуществления собственных политических проектов.

В зону ответственности нового органа входили: внешняя разведка, контрразведка, оперативно-розыскная деятельность, охрана государственной границы СССР, охрана руководителей КПСС и правительства, организация и обеспечение правительственной связи, а также борьба с национализмом, инакомыслием, преступностью и антисоветской деятельностью.

Никита Балашов.

Практически сразу же после своего образования в КГБ провели масштабное сокращение штата в связи с начавшимся процессом десталинизации общества и государства. С 1953 по 1955 год органы госбезопасности были сокращены на 52%.

В 90-х годах изменения в обществе и системе государственного управления СССР, вызванные процессами перестройки и гласности, привели к необходимости пересмотра основ и принципов деятельности органов государственной безопасности.

С 1954 по 1958 год руководство КГБ осуществлял И. А. Серов.

С 1958 по 1961 год — А. Н. Шелепин.

С 1961 по 1967 год — В. Е. Семичастный.

Юрий Андропов

С 1967 по 1982 год — Ю. В. Андропов.

С мая по декабрь 1982 года — В. В. Федорчук.

С 1982 по 1988 год — В. М. Чебриков.

С 1988 по август 1991 года — В. А. Крючков.

С августа по ноябрь 1991 года — В. В. Бакатин.

После упразднения КГБ процесс создания новых органов госбезопасности занял порядка трёх лет. В течение этого времени отделы расформированного комитета переходили из одного ведомства в другое.

21 декабря 1993 года Борис Ельцин подписал указ о создании Федеральной службы контрразведки РФ (ФСК). Директором нового органа с декабря 1993 года по март 1994 года был Николай Голушко, а с марта 1994 по июнь 1995 года этот пост занимал Сергей Степашин.


В настоящее время ФСБ сотрудничает со 142 спецслужбами, правоохранительными органами и пограничными структурами 86 государств. В 45 странах функционируют аппараты официальных представителей органов Службы.

В целом, деятельность органов ФСБ осуществляется по следующим основным направлениям:

Комитет государственной безопасности СССР (КГБ СССР) — союзно-республиканский центральный орган государственного управления, на который возлагалось обеспечение безопасности государства. Существовал в СССР в 1954-1991 годах.

Комитет государственной безопасности СССР

Органы безопасности СССР были преобразованы в Комитет государственной безопасности после длительной череды реорганизаций 1922, 1923, 1934, 1941, 1946 и 1953 годов через Всероссийскую чрезвычайную комиссию по борьбе с контрреволюцией и саботажем (ВЧК) — Государственное политическое управление (ГПУ) — Объединенное государственное политическое управление (ОГПУ) — Народный комиссариат внутренних дел (НКВД) — Наркомат государственной безопасности (НКГБ) — Министерство государственной безопасности (МГБ) — Министерства внутренних дел (МВД).

Решение о выделении структур органов госбезопасности из МВД в самостоятельное ведомство было принято Президиумом ЦК КПСС 8 февраля 1954 года на основании записки министра внутренних дел СССР Сергея Круглова, в которой отмечалось, что МВД "…не в состоянии обеспечить должного уровня агентурно-оперативной работы в свете задач, поставленных перед советской разведкой Центральным комитетом КПСС и Советским правительством".

По результатам обсуждения этой докладной записки 13 марта 1954 года Президиум Верховного Совета СССР принял указ об образовании КГБ при Совете министров СССР, а его председателем был назначен генерал-полковник Иван Серов, бывший до этого заместителем министра внутренних дел.

Комитет государственной безопасности был образован путем выделения из Министерства внутренних дел СССР ряда управлений, служб и отделов. При этом предусматривалось одновременное сокращение численности передаваемых в КГБ оперативно-чекистских кадров на 20%, также подлежал сокращению и штат, остающийся в МВД.

Согласно решению Президиума ЦК КПСС на КГБ возлагались следующие задачи: ведение разведывательной работы в капиталистических странах; борьба со шпионской, диверсионной, террористической и иной подрывной деятельностью иностранных разведок внутри СССР; борьба с вражеской деятельностью разного рода антисоветских элементов внутри СССР; контрразведывательная работа в Советской армии и Военно-морском флоте; организация шифровального и дешифровального дела в стране; охрана руководителей партии и правительства и др.

Приказом председателя КГБ от 18 марта 1954 года была определена структура нового ведомства, в котором, не считая вспомогательных и обеспечивающих подразделений, были образованы: Первое Главное управление (разведка за границей); Второе Главное управление (контрразведка); Третье Главное управление (военная контрразведка); Восьмое Главное управление (шифровально-дешифровальное); Четвертое управление (борьба с антисоветским подпольем, националистическими формированиями и враждебными элементами); Пятое управление (контрразведывательная работа на особо важных объектах); Шестое управление (транспортное); Седьмое управление (наружное наблюдение); Девятое управление (охрана руководителей партии и правительства); Десятое управление (управление коменданта Московского кремля); Следственное управление, а также пять самостоятельных специальных отделов, отдел (в дальнейшем — управление) правительственной связи и учетно-архивный отдел.

Структура Комитета постепенно модифицировалась. В 1957 году из структуры МВД в КГБ были переданы пограничные войска и для управления ими образовано Главное управление пограничных войск. В 1967 году для борьбы с диссидентами было создано самостоятельное пятое управление; в 1981 году было развернуто четвертое управление для контрразведки на транспорте, в 1982 году – шестое управление для контрразведывательной работы в промышленности, в 1990 году — управление по борьбе с организованной преступностью.

Для выполнения возложенных на него задач КГБ при Совете Министров СССР имел соответствующие органы в союзных и автономных республиках, в краях и областях, некоторых городах и районах, в военных округах, объединениях, соединениях и частях Советской армии, на флотах и флотилиях Военно-морского флота, в войсках МВД, пограничных и специальных войсках, а также имел резидентуры в капиталистических и развивающихся странах, представительства при органах безопасности социалистических стран, пограничные войска, войска правительственной связи, войска спецслужбы, учебные заведения и др.

Органы КГБ имели право вести агентурно-оперативную paботу, производить в соответствии с законом обыски, задержания, аресты, вести дознание и следствие, проводить спецмероприятия, проверять состояние секретного делопроизводства в министерствах, ведомствах, учреждениях, предприятиях и организациях, осуществлять административный надзор за работой ведомственных радиостанций и др.

Формирование штата сотрудников органов государственной безопасности шло по рекомендациям партийных или комсомольских организаций предприятий, воинских частей или вузов после их проверки и тщательного изучения кандидатов, или "партийным набором", то есть переводом партийных работников, как правило, на руководящие должности в органах КГБ после соответствующей краткосрочной подготовки. С 1954 года подготовка сотрудников велась в Высшей школе КГБ при Совете Министров СССР, ставшей высшим учебным заведением с трехлетним сроком обучения.

В 1978 году КГБ был придан статус министерства, и его председатель стал членом Совета Министров СССР.

Иван Серов был председателем КГБ до 1958 года. На этом посту его последовательно сменяли Александр Шелепин (в 1958 году), Владимир Семичастный (в 1961 году), Юрий Андропов (в 1967 году), Виталий Федорчук (в мае 1982 года), Виктор Чебриков (в декабре 1982 года), Владимир Крючков (в 1988 году), Вадим Бакатин (в августе 1991 года).

21 августа 1991 года за участие в подготовке образования и в деятельности Государственного комитета по чрезвычайному положению (ГКЧП) был арестован председатель КГБ Владимир Крючков. В том же месяце из состава КГБ СССР были выведены отдел правительственной связи, Восьмое главное управление (правительственная связь и криптография) и Шестнадцатое управление (радиоэлектронная разведка и криптография). Месяцем позже Министерству обороны СССР были возвращены отдельные подразделения войск, ранее переданные КГБ, а Девятое управление КГБ СССР (служба охраны руководителей КПСС и СССР) было преобразовано в управление охраны при аппарате президента СССР.

3 декабря 1991 года президент СССР Михаил Горбачев подписал закон "О реорганизации органов государственной безопасности". На основании этого закона КГБ СССР был упразднен и на переходный период на его базе созданы Межреспубликанская служба безопасности и Центральная служба разведки СССР (в настоящее время Служба внешней разведки РФ).

В 1992 году на базе Межреспубликанской службы безопасности и Агентства федеральной безопасности РСФСР, преобразованного в 1991 году из КГБ РСФСР, было образовано Министерство безопасности Российской Федерации, которое в 1993 году преобразовано в Федеральную службу контрразведки. В 1995 году ФСК было переименовано в Федеральную службу безопасности (ФСБ) РФ, которой в 2003 году были переданы функции упраздненных Федеральной пограничной службы РФ и частично Федерального агентства правительственной связи и информации при президенте РФ.

В настоящее время ФСБ РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное управление в сфере обеспечения безопасности государства и непосредственно реализующим основные направления деятельности органов Федеральной службы безопасности России.

Читайте также: