Какие меры по обеспечению единства и согласия общества были

Обновлено: 02.07.2024

ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(с изменениями на 6 декабря 2018 года)

Документ с изменениями, внесенными:

В целях координации деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов и органов местного самоуправления в сфере государственной национальной политики Российской Федерации, обеспечения их взаимодействия с институтами гражданского общества

2. Правительству Российской Федерации:

б) обеспечить решение федеральными органами исполнительной власти задач, предусмотренных Стратегией государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года;

в) осуществлять контроль за ходом реализации Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года и представлять ежегодные доклады Президенту Российской Федерации.

3. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления руководствоваться положениями Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года при осуществлении своей деятельности в этой сфере.

5. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.

Москва, Кремль
19 декабря 2012 года
N 1666

УТВЕРЖДЕНА
Указом Президента
Российской Федерации
от 19 декабря 2012 года N 1666

Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года

(с изменениями на 6 декабря 2018 года)

I. Общие положения

1. Настоящая Стратегия является документом стратегического планирования в сфере национальной безопасности Российской Федерации, определяющим приоритеты, цели, принципы, задачи, основные направления государственной национальной политики Российской Федерации, а также инструменты и механизмы ее реализации.

2. Настоящая Стратегия разработана в целях обеспечения интересов государства, общества, человека и гражданина, укрепления государственного единства и целостности Российской Федерации, сохранения этнокультурной самобытности ее народов, обеспечения конституционных прав и свобод граждан, гармонизации общественных и государственных интересов, а также в целях координации деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов, органов местного самоуправления (далее также - государственные органы и органы местного самоуправления) и их взаимодействия с институтами гражданского общества при реализации государственной национальной политики Российской Федерации. Настоящая Стратегия основывается на принципах демократического федеративного государства.

3. Правовую основу настоящей Стратегии составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, федеральные законы от 28 декабря 2010 г. N 390-Ф3 "О безопасности" и от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации", другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, документы стратегического планирования в сферах социально-экономического развития, обеспечения национальной безопасности, региональной, внешней, миграционной и молодежной политики, образования и культуры, а также иные документы, регулирующие деятельность в сфере государственной национальной политики Российской Федерации.

4_1. Настоящая Стратегия учитывает многовековой историко-культурный опыт становления и развития российской государственности, основанный на взаимодействии и сотрудничестве народов, населяющих Российскую Федерацию.

4_2. Для целей настоящей Стратегии используются следующие основные понятия:

а) государственная национальная политика Российской Федерации - система стратегических приоритетов и мер, реализуемых государственными органами и органами местного самоуправления, институтами гражданского общества и направленных на укрепление межнационального согласия, гражданского единства, обеспечение поддержки этнокультурного и языкового многообразия Российской Федерации, недопущение дискриминации по признаку социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности, а также на профилактику экстремизма и предупреждение конфликтов на национальной и религиозной почве;

б) многонациональный народ Российской Федерации (российская нация) - сообщество свободных равноправных граждан Российской Федерации различной этнической, религиозной, социальной и иной принадлежности, обладающих гражданским самосознанием;

в) гражданское единство - основа российской нации, признание гражданами Российской Федерации суверенитета государства, его целостности, единства правового пространства, этнокультурного и языкового многообразия Российской Федерации, исторического и культурного наследия народов Российской Федерации, равных прав на социальное и культурное развитие, на доступ к социальным и культурным ценностям, солидарность граждан в достижении целей и решении задач развития общества;

г) общероссийская гражданская идентичность - (гражданское самосознание) - осознание гражданами Российской Федерации их принадлежности к своему государству, народу, обществу, ответственности за судьбу страны, необходимости соблюдения гражданских прав и обязанностей, а также приверженность базовым ценностям российского общества;

д) межнациональные (межэтнические) отношения взаимодействие людей (групп людей) разных национальностей (разной этнической принадлежности) в различных сферах трудовой, культурной и общественно-политической жизни Российской Федерации, оказывающих влияние на этнокультурное и языковое многообразие Российской Федерации и гражданское единство;

е) национально-культурные потребности (этнокультурные потребности) - потребности людей (групп людей) в самоидентификации, сохранении и развитии своих культуры и языка;

ж) народы, национальности, этнические общности в Российской Федерации - национальный и этнический состав населения Российской Федерации, образующий этнические общности людей, свободно определяющих свою национальную и культурную принадлежность;

з) этнокультурное и языковое многообразие Российской Федерации - совокупность всех этнических культур и языков народов Российской Федерации.

5. Приоритетами государственной национальной политики Российской Федерации являются:

а) укрепление гражданского единства, гражданского самосознания и сохранение самобытности многонационального народа Российской Федерации (российской нации);

б) сохранение этнокультурного и языкового многообразия Российской Федерации;

в) сохранение русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения;

г) гармонизация межнациональных (межэтнических) отношений, профилактика экстремизма и предупреждение конфликтов на национальной и религиозной почве;

д) создание дополнительных социально-экономических, политических и культурных условий для улучшения социального благополучия граждан, обеспечения межнационального и межрелигиозного мира и согласия в Российской Федерации, прежде всего в регионах с высокой миграционной активностью, со сложным этническим и религиозным составом населения, а также на приграничных территориях Российской Федерации;

е) соблюдение прав коренных малочисленных народов Российской Федерации;

ж) поддержка соотечественников, проживающих за рубежом, содействие развитию их связей с Российской Федерацией и добровольному переселению в Российскую Федерацию.

7. Настоящая Стратегия должна способствовать выработке государственными органами и органами местного самоуправления, а также институтами гражданского общества единых подходов к решению вопросов государственной национальной политики Российской Федерации.

8. Настоящая Стратегия носит комплексный межотраслевой социально ориентированный характер и направлена на развитие потенциала многонационального народа Российской Федерации (российской нации).

II. Современное состояние межнациональных (межэтнических) отношений в Российской Федерации

9. Российская Федерация является одним из крупнейших многонациональных (полиэтнических) государств мира. На ее территории проживают представители выше 190 национальностей (по данным Всероссийской переписи населения 2010 года, сформированным на основе самоопределения граждан). Большинство народов России на протяжении веков формировались на территории современного Российского государства и внесли свой вклад в развитие российской государственности и культуры.

10. Этнокультурное и языковое многообразие Российской Федерации защищено государством. В Российской Федерации используется 277 языков и диалектов, в государственной системе образования используется 105 языков, из них 24 - в качестве языка обучения, 81 - в качестве учебного предмета.

11. Российское государство создавалось как единение народов, системообразующим звеном которого исторически являлся русский народ. Благодаря объединяющей роли русского народа, многовековому межкультурному и межэтническому взаимодействию на исторической территории Российского государства сформировались уникальное культурное многообразие и духовная общность различных народов, приверженных единым принципам и ценностям, таким как патриотизм, служение Отечеству, семья, созидательный труд, гуманизм, социальная справедливость, взаимопомощь и коллективизм.

11_1. Общероссийская гражданская идентичность основана на сохранении русской культурной доминанты, присущей всем народам, населяющим Российскую Федерацию. Современное российское общество объединяет единый культурный (цивилизационный) код, который основан на сохранении и развитии русской культуры и языка, исторического и культурного наследия всех народов Российской Федерации и в котором заключены такие основополагающие общечеловеческие принципы, как уважение самобытных традиций народов, населяющих Российскую Федерацию, и интегрирование их лучших достижений в единую российскую культуру.

12. Этнокультурное и языковое многообразие Российской Федерации, исторический опыт межкультурного и межрелигиозного взаимодействия являются достоянием многонационального народа Российской Федерации (российской нации), служат укреплению российской государственности и дальнейшему развитию межнациональных (межэтнических) отношений в Российской Федерации.

13. За период реализации настоящей Стратегии с 2012 по 2018 год достигнуты существенные результаты в обеспечении межнационального мира и согласия в Российской Федерации. По итогам социологических опросов 78,4 процента граждан от общего количества опрошенных положительно оценивают состояние межнациональных (межэтнических) отношений, 93 процента граждан отмечают отсутствие в отношении себя дискриминации по признаку национальной, языковой или религиозной принадлежности, при этом уровень общероссийской гражданской идентичности составил 84 процента.

13_1. Важными этапами в решении вопросов государственной национальной политики Российской Федерации стали создание федерального органа исполнительной власти, наделенного полномочиями по выработке и реализации государственной национальной политики, принятие законодательных актов Российской Федерации, устанавливающих ответственность органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и их должностных лиц за нарушения в сфере межнациональных (межэтнических) отношений, учреждение премии Президента Российской Федерации за вклад в укрепление единства российской нации. В рамках Всероссийского конкурса "Лучшая муниципальная практика" учреждена номинация "Укрепление межнационального мира и согласия, реализация иных мероприятий в сфере национальной политики на муниципальном уровне". Проводится ежегодная Всероссийская просветительская акция "Большой этнографический диктант". В целях кадрового обеспечения государственных органов и органов местного самоуправления, реализующих государственную национальную политику Российской Федерации, был разработан и утвержден профессиональный стандарт "Специалист в сфере национальных и религиозных отношений".

13_2. Значимым событием для укрепления общероссийской гражданской идентичности стало принятие в Российскую Федерацию Республики Крым и образование в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя. Вызванный этим патриотический подъем способствовал реализации мер государственной национальной политики Российской Федерации, активизации участия институтов гражданского общества в гармонизации межнациональных (межэтнических) и межрелигиозных отношений, снижению рисков и угроз возникновения в стране межнациональных конфликтов.

14. Вместе с тем в сфере межнациональных (межэтнических) и межрелигиозных отношений имеются проблемы, обусловленные появлением новых вызовов и угроз национальной безопасности Российской Федерации. К таким проблемам относятся:

а) распространение международного терроризма и экстремизма, радикальных идей, основанных на национальной и религиозной исключительности;

б) возникновение очагов межнациональной и религиозной розни в результате попыток пропаганды в стране экстремистской идеологии, являющейся в том числе причиной зарубежных региональных конфликтов;

в) гиперболизация региональных интересов и сепаратизм, развивающиеся в том числе вследствие целенаправленного вмешательства из-за рубежа и угрожающие государственной целостности;

В политической сфере наблюдалось неуклонное падение авторитета и доверия населения к власти. Ситуация ещё более обострилась в августе — сентябре 1999 г., когда возобновились масштабные боевые действия на Северном Кавказе, а в Москве и ряде других городов произошли крупные теракты, повлёкшие за собой гибель многих людей. Становилось очевидным, что необходим пересмотр всей стратегии развития страны.

Исполняющим обязанности главы государства стал председатель правительства В. В. Путин. Досрочные президентские выборы были назначены на 26 марта 2000 г.

Президент В. В. Путин и его программа

В. В. Путин родился 7 октября 1952 г. Окончив юридический факультет Ленинградского государственного университета, он с 1975 по 1991 г. работал в органах государственной безопасности. В 1991—1996 гг. был вице-мэром Санкт-Петербурга, затем перешёл на работу в аппарат Президента России, где за короткий срок прошёл путь до первого заместителя главы администрации. В 1998 г. Путин был назначен директором Федеральной службы безопасности.

Летом 1999 г. Путин был утверждён председателем правительства Российской Федерации. Решительные меры по наведению конституционного порядка в Чечне, борьба с террористами, посещение горячих точек, последовательная и твёрдая позиция в отстаивании единства страны за короткий срок сделали его самым популярным политиком страны. Если в начале сентября 1999 г. его рейтинг не поднимался выше 20%, то к концу декабря он составлял 49%, а в январе 2000 г. — 57%.

В ходе подготовки к досрочным выборам авторитет и. о. Президента ещё более вырос благодаря его предвыборной программе. В. В. Путин выдвинул в качестве главной задачи возрождение и расцвет России, имея в виду прежде всего улучшение условий жизни народа. В качестве основного условия решения этой задачи виделась консолидация общества, достижение политической стабильности, восстановление конституционного порядка на всей территории России.

Такой подход встретил полное понимание в обществе. В результате на президентских выборах 26 марта 2000 г. В. В. Путин уже в первом туре одержал победу и был избран вторым в истории России Президентом. 7 мая 2000 г. он вступил в должность.

Укрепление российской государственности

Следующим шагом стала реформа Совета Федерации, начавшаяся в мае 2000 г. Если с 1996 г. в его состав входили главы законодательной и исполнительной власти субъектов Федерации, то В. В. Путин предложил заменить их постоянными представителями соответствующих органов местной власти, избираемых законодательными собраниями. Был также введён порядок отстранения от должности руководителей регионов и роспуска законодательных собраний, принимающих акты, идущие вразрез с федеральным законодательством.

Эти шаги значительно ограничивали властные возможности региональных лидеров, а соответственно ослабляли и угрозу сепаратизма. В то же время основное внимание региональных лидеров отныне чётко ограничивалось разработкой и реализацией программ социально-экономического развития республик, краёв и областей.

Все эти меры позволили усилить роль Центра на местах, укрепить Федерацию, возродить единое законодательное пространство России.

Обеспечение гражданского согласия и единства общества. Новые государственные символы России

Бесплодная борьба по вопросам о государственной символике России продолжалась почти 10 лет. Президент предложил компромисс, способный сблизить позиции различных слоёв общества. В декабре 2000 г. Государственная дума утвердила закон о национальных символах России. Трёхцветный бело-сине-красный флаг и герб в виде двуглавого орла напоминают о тысячелетней истории России. Государственный гимн, положенный на музыку Гимна СССР, символизирует единство поколений, неразрывную связь прошлого, настоящего и будущего нашей страны.

Усиление борьбы с терроризмом

В. В. Путин вступил в должность главы правительства в августе 1999 г. Буквально через несколько дней чеченские боевики вторглись в Дагестан с целью провозгласить там исламское государство. Началась контртеррористическая операция. Сепаратисты были вытеснены с территории Дагестана. Чудовищным ответом боевиков были взрывы жилых домов в Буйнакске, Москве, Волгодонске.

Осенью 1999 г. федеральные войска вошли в Чечню и в короткий срок взяли под контроль важнейшие населённые пункты. Наряду с боевыми операциями развернулась работа по налаживанию мирной жизни. Были сформированы новые органы управления, открыты представительства федеральных органов власти, созданы отряды местной милиции.

Лидеры сепаратистов перешли к методам террористической войны. Они попытались использовать для атак на федеральные силы территорию Грузии. С их подачи всё громче звучали призывы международных организаций к соблюдению прав человека в Чечне. Казалось, мировое сообщество не понимает опасности террора, не видит связи между событиями в Чечне и деятельностью мировых террористических организаций. Лишь с началом международной контртеррористической операции против талибов осенью 2001 г. Запад смягчил давление на Россию в этом вопросе.

Сохранение серьёзной угрозы со стороны террористов демонстрировала серия терактов в различных городах России. Огромный резонанс имели захваты заложников в театральном центре на Дубровке в Москве в октябре 2002 г. и в школе в Беслане (Северная Осетия) в сентябре 2004 г.

Стремясь к урегулированию ситуации на Кавказе, федеральная власть сделала ставку в урегулировании военно-по-литического кризиса в Чечне на самих чеченских лидеров. На референдуме 2003 г. жители Чечни высказались за сохранение республики в составе Российской Федерации, приняли Конституцию. Президентом Чечни был избран А. Кадыров. Жизнь в республике стала постепенно налаживаться.

Судебная реформа

С 2001 г. в Российской Федерации началась судебная реформа. В ходе её был введён институт мировых судей, суд присяжных, институт судебных приставов. Из судебного процесса были выведены народные заседатели. Для повышения роли, авторитета, независимости судей был установлен их пожизненный статус. Дополнительные права в уголовном процессе получили подсудимые, обвиняемые, пострадавшие, свидетели. Были приняты Гражданско-процессуальный, Уголовно-процессуальный, Арбитражно-процессуальный, Трудовой, Земельный, Таможенный, Жилищный кодексы, Кодекс об административных правонарушениях. Всё это способствовало завершению процесса формирования нормативно-правовой базы государства, начавшегося после распада СССР.

Выборы 2003—2004 гг.

14 марта 2004 г. состоялись выборы Президента России. Победу в первом туре одержал В. В. Путин, за которого проголосовали 71,22% участников голосования. Избрание В. В. Путина означало поддержку населением курса, проводимого им в первый президентский срок.

Из выступления В. В. Путина перед доверенными лицами.
12 февраля 2004 г.

Переход к демократии и рыночной экономике в начале 90-х был самым активным и решительным образом поддержан гражданами России, которые сделали окончательный и, хочу это подчеркнуть ещё раз, бесповоротный выбор в пользу свободы. Это было огромным и реальным достижением российского народа, думаю, одним из самых больших достижений нашей страны в XX веке.

Но какую цену мы вынуждены были заплатить за это? Деструктивные процессы разложения государственности при развале Советского Союза перекинулись — и это можно и необходимо было предвидеть — на саму Российскую Федерацию.

Реформа управления

В марте 2004 г., продолжая линию на укрепление вертикали власти, Президент объявил о начале административной реформы. Её главная задача состояла в конкретизации и разделении функций органов исполнительной власти. Были укрупнены министерства, созданы федеральные службы и федеральные агентства.

Летом 2004 г. был установлен перечень полномочий регионов, в их ведении остались преимущественно социально-экономические вопросы. Началось укрупнение регионов, в ходе которого ряд экономически несостоятельных автономных округов после референдумов был присоединён к областям и краям.

События в Беслане в сентябре 2004 г. показали неготовность исполнительной власти к действиям в кризисных ситуациях. В связи с этим начался новый этап реформы управления.

Вместо прежних прямых выборов губернаторов населением был введён порядок, по которому их кандидатуры предлагались Президентом России и утверждались законодательными собраниями субъектов Федерации. Президент получил право отзыва губернаторов за ненадлежащее исполнение обязанностей.

Был создан Государственный совет, в состав которого вошли главы регионов. Его целью было выдвижение и обсуждение общенациональных проектов.

Принятый закон о политических партиях установил для них минимальную планку членства в 50 тыс. человек и значительное представительство во всех регионах страны, что исключило из активной политики небольшие политические организации. Изменилось и избирательное законодательство. Весь состав Думы отныне формировался только по партийным спискам. Был установлен более высокий избирательный барьер (7% вместо 5%) для политических партий.

Одновременно создавалась Общественная палата Российской Федерации, дополнившая усилия Государственной думы по разработке и реализации политического курса.

Укрепление властной вертикали усиливало регулирующую роль государства во всех сферах жизни.

Итоги политического развития страны в 2000—2007 гг.

Главным итогом политического развития страны в 2000— 2007 гг. стало обретение российским обществом политической стабильности.

Курс на национальное единство и общественное согласие встретил поддержку большинства населения. Укрепление вертикали власти привело к усилению политической ответственности её представителей на всех уровнях. Приведение регионального законодательства в соответствие с Конституцией России и федеральными законами остановило опасные для единства страны центробежные тенденции. Судебная реформа, кодификация законов создали единое законодательное пространство Российской Федерации, открыли возможности для реализации на деле прав и свобод граждан.

Усиление борьбы с терроризмом, объединение вокруг этой задачи всего российского общества дали ощутимый результат. Преодоление военно-политического кризиса в Чеченской республике, нормализация обстановки в ней стали одним из главных итогов политического развития страны в эти годы.

1999, 31 декабря — отставка Б. Н. Ельцина.

2000, 26 марта — избрание Президентом России В. В. Путина.

2004, 14 марта — избрание Президентом России В. В. Путина на второй срок.

Читайте также: