В каких свойствах проявляется ценность позитивного права

Обновлено: 30.06.2024

Общество может нормально функционировать только при наличии правового регулирования. В процессе развития государства регулирующими факторами выступают правовые нормы, которые являются обязательными для соблюдения всеми гражданами страны. Рассматривая право как систему норм его принято подразделять на естественное и позитивное (или положительное). Эти две характеристики еще с древности представляют собой соотношение общей справедливости. Но в каждой стране они воспринимаются по-разному. Например, на востоке позитивное право и мораль противостоят друг другу, как добро и зло. Причем оно принимается как навязывающий фактор, без которого прожить можно, а вот без морали нет. Можно ли сравнить позитивное и естественное право? Определения этих двух понятий.

Что они собой представляют – характеристика позитивного и естественного права, и есть ли между ними взаимосвязь

Любые отношения строятся на равенстве и свободе. При этом государство и общество порой отделают друг от друга. Их соотношение отражается в видах.

Естественное право и его соотношение с позитивным

Естественное – свободы и обязанности человека, которые предоставляются ему от рождения природой. К ним могут относиться следующие права:

  • на жизнь;
  • уважение достоинства;
  • справедливое отношение;
  • свобода мысли.

Особенность естественного права в том, что оно никак не связано с государством. Регламентируемые им нормы не могут им контролироваться.

Определение позитивного и отличие от естественного

Позитивное – установлено на государственном уровне и регулируется им законодательно. То есть это все права, которые закреплены на официальном уровне.

Нормы положительного права могут взаимодействовать с естественными, но одновременно с тем противоречить им. И это не единичные аспекты, а целые догмы. Историческое противостояние этих двух разновидностей прав сложилось под грузом социальных изменений общества.

На видео – естественное и позитивное право:

Сходство

Некоторые индивидуумы в реальной жизни могут трактовать естественные нормы по-своему и применять насилие, учиняя произвол, считая, что не нарушают тем самым закон и их действия соответствуют неправильно понятым религиозным установкам, чтобы избежать этого, задействовано положительное право.

Как видим, без тесного переплетения естественных норм с позитивными, регулировать отношения в обществе невозможно. Благодаря четкой конкретизации и обозначению возможных нарушений позитивное вполне может регулировать те процессы, которые уже есть или зарождаются в обществе, но при этом они отвечают естественным нормам.

Возможно вам так же будет интересно узнать про судебный прецедент как источник российского права.

В правовом государстве законы должны отвечать идеям демократии, предоставлять свободу гражданам и соответствовать морали, гуманности и справедливости.

Таблица сравнения – различия двух видов

Положительное – результат цивилизации. И оно несет как негативные, так и позитивные стороны. Последние служат разумным целям и находят свое применение совместно с естественным правом. К отрицательным проявлениям искусственного права относится неприятная возможность подчиняться произволу власть имущих, находиться в подчинении у узкоклассовых интересов.

Таблица сравнения – различия и сходства

Показатель Естественное Позитивное
Связь через него осуществляется взаимосвязь со всеобщими правилами бытия неразрывно связано с конкретным государством
Возникновение это право появляется сов-местно с формированием человечества оно возникает после того как сформировано конкретного государства
Создание права производное от природного уклада вещей, оно является неотъемлемой составляющей мироздания искусственно созданное законодательство, которое служит интересам государства
Права человека на свободу имущество, жизнь, воля и честь считаются его еще с момента его рождения права и свободы граждан регулируется государством. Оно отмеривает их в определенной степени и может их забрать.
Правовые нормы представляет собой неписанные правила и обычаи, которые можно встретить в религиозных документах выполнено в виде нормативных актов, носящих юридический характер
Религиозные и этнические оправдания это право их признает отказывается от них. при-знает только волеизъявление государства
Взаимосвязь с законодательством отождествляет себя с цивилизацией и культурой, не подчиняется юридическим догмам полностью подчинено законной власти и является показателем цивилизации
Предел устремлений высшая справедливость, которая является идеальным условием для создания укоренившихся устоев правопорядка интересы государства
Причастность к мировой культуре целостное сосуществование с ней является автономной частью

Приведенные выше сходства и отличия двух прав не противоречат их взаимоотношениям, приводя к тому, что становится понятно их неразрывная взаимосвязь.

Почему необходимо взаимодействие

Ранее в России естественная теория права не находила откликов. Ее официальное признание произошло только в 1991 году и документ, подтверждающий это, назывался – Декларацией прав и свобод человека. А в 1993 году прописанные естественные права нашли отклик в Конституции РФ.

В последнее время во многих странах естественные права отражаются в нормах позитивного права, которые издают государственные органы. Естественные существовали и ранее. Они исходили из природы человека, как отдельного индивидуума целого общества, но никто их не закреплял на государственном уровне.

Возможно вам так же будет интересно узнать про то, что означает деликтное обязательство в гражданском праве.

Чем определён правовой статус человека и гражданина РФ, можно узнать из данной статьи.

Каково соотношение понятий административного права и административного законодательства, указано в данной статье.

Так же можно узнать из данной статьи про соотношение понятий избирательного права и избирательной системы.

Но концепция права такова, что естественные нормы становятся ориентиром при создании государством позитивных их аналогов.

В качестве вывода отметим, что свобода каждого человека определяется естественным. Она рождается совместно с человеком, но это не дает ему право совершать необдуманные поступки и приносить вред другим членам общества. Если свободу и права людей оставить без государственного регулирования, то такое действие может плачевно отразиться на состоянии общества, поэтому позитивное право предусматривает законы, придерживаясь которых общество существует столько веков.

Право представляет собой сложное системное образование. В настоящее время в свете новых подходов к пониманию права особую значимость приобретает деление его на три элемента, на естественное, позитивное и субъективное право.

Позитивное право - это действующие нормативные правовые акты, право, установленное государством, волей законодателя, в отличие от естественного права.

Позитивное право - это законодательство и другие источники юридических норм, в которых получают официальное государственное признание социально-правовые притязания граждан, организаций, социальных групп.

Инструментом, с помощью которого естественно-правовые притязания превращаются в субъективные права, являются нормы позитивного (объективного) права. В отличие от естественного права, вытекающего из природы самого человека, позитивным правом признается право, выраженное в законах, официально установленных и защищаемых государством. Например, естественное право на свободный труд, осуществляется через позитивное (объективное) право, законодательно закрепленное государством нормами Трудового кодекса РФ. Отождествляясь с законом в целом, объективное право обращено ко многим субъектам права, т.е. не зависит от воли и сознания конкретного лица.

Позитивное право независимо от того выражает оно социально оправданную свободу поведения или нет тесно взаимодействует с гос-ом. Оно не может сущ-ать без гос-ва, равно как и гос-во не может сущ-ть без него. Позитивное право не может сущ-ть без гос-ва в силу следующих обстоятельств: 1. Позит-ое право не может возникнуть без гос-ва поскольку оно либо устанавливается либо санкционируется гос-ом. 2. Позитивное право не может функционировать без гос-ва, поскольку оно должно быть обеспечено гос-ым принуждением. Т.о. право не может не возникнут не сущ-ть без гос-ва. Гос-во в свою очередь не может обойтися без права: при помощи позит-го права гос-во себя конституирует т.е. юрид-ки оформляет (с помощью конституции, законов и др). Гос-во использует позит–ое право как основной инструмент социального регулирования. С помощью позитивного права гос-во устанавливает в общ-ве именно тот порядок, который необходим и выгоден гос-ву.

Методы, способы и типы правового регулирования. Правовые режимы.

Правовое регулирование — это целенаправленное воздействие на поведение людей и общественные отношения с помощью правовых (юридических) средств.

Право не должно, да и не может регулировать все общественные отношения, все социальные связи членов общества. Поэтому на каждом конкретно-историческом этапе общественного развития должна быть достаточно точно определена сфера правового регулирования.

В сферу правового регулирования должны входить те отношения, которые имеют следующие признаки. Во-первых, это отношения, в которых находят отражение как индивидуальные интересы членов общества, так и интересы общесоциальные. Во-вторых, в этих отношениях реализуются взаимные интересы их участников, каждый из которых идет на какое-то ущемление своих интересов ради удовлетворения интересов другого. В-третьих, отношения эти строятся на основе согласия выполнять определенные правила, признания обязательности этих правил. В-четвертых, эти отношения требуют соблюдения правил, обязательность которых подкреплена достаточно действенной силой.

История правовой жизни общества показала, что в сферу правового регулирования входят три группы общественных отношений, отвечающих перечисленным признакам.

Первую группу составляют отношения людей по обмену ценностями (как материальными, так и нематериальными). Здесь наиболее ярко проявляется возможность и необходимость правового регулирования имущественных отношений.

Вторую группу образуют отношения по властному управлению обществом.

В третью группу входят отношения по обеспечению правопорядка, которые призваны обеспечить нормальное протекание процессов обмена ценностями и процессов управления в обществе.

Общественные отношения, входящие в эти группы, и будут составлять предмет правового регулирования.

В теории правового регулирования принято выделять два метода правового воздействия.

Метод децентрализованного, диапозитивного регулирования построен на координации целей и интересов сторон в общественном отношении субъектов гражданского общества, удовлетворяющих в первую очередь свои частные интересы, т.е. в сфере отраслей частноправового характера.

Метод централизованного, императивного регулирования базируется на отношениях субординации между участниками общественного отношения. При его помощи регулируются отношения, где приоритетным, как правило, является общесоциальный интерес. В государственно-организованном обществе общесоциальные интересы выражает в первую очередь государство, осуществляющее централизованное управление социальными процессами, наделенное властными общезначимыми полномочиями. Поэтому централизованные, императивные методы используются в публично-правовых отраслях (конституционном, административном, уголовном праве).

Система права Российской Федерации включает одиннадцать отраслей: государственное право, административное, финансовое, хмельное, гражданское, трудовое, природоохранительное, семейное, уголовное, уголовно-процессуальное и гражданско-процессуальное.

Метод правового регулирования - совокупность юридических приёмов, способов воздействия права на общественные отношения. В теории правового регулирования принято выделять 2 метода правового воздействия: 1)метод децинтрализованного, диспозитивного регулирования построен на координации целей и интересов сторон в общественном отношении субъектов гражданского общества, удовлетворяющих в первую очередь свои частные интересы. 2) Метод централизованного, императивного регулирования базируется на отношениях субординации между участниками общественного отношения. При его помощи регулируются отношения, где приоритетным является общественный интерес. Эти методы используются в публично-правовых отраслях (конституционном, административном, уголовном праве).

В теории права входит в научно-практический обиход термин «правовой режимы. Этим термином обозначается специфика юридического регулирования определенной сферы общественных отношений с помощью различных юридических средств и способов. Как правило, различные сферы общественных отношений требуют разного сочетания способов, методов, типов правового регулирования. Своеобразие правовых режимов наблюдается как внутри каждой отрасли, так и в правовой системе в целом. Правовой режим может включать все способы, методы, типы, но в различном их сочетании, при доминирующей роли одних и вспомогательной роли других.

Так, внутри отрасли административного права правовой режим регулирования управленческих отношений в армии, военизированных учреждениях и организациях существенно отличается от правовой регламентации управленческих отношений в сфере государственного управления высшим образованием. Если в сфере деятельности военизированных организаций господствующим, превалирующим является централизованный, императивный метод, возложение обязанности — превалирующим способом, а разрешительный тип — господствующим, то в сфере государственного управления высшим образованием в современных условиях значительная роль отводится децентрализованному методу, широким предоставлением прав высшим учебным заведениям с широким внедрением общедозволительного типа.

Достаточно очевидно различие в правовых режимах отраслей, относящихся к публичному и частному праву.

Вопрос о методах, способах, типах, режимах правового регулирования имеет наряду с теоретической большую практическую значимость.

Позитивное право – это основа любой концепции правового понимания. Существуют три взгляда на данное понятие. Первый рассматривает принцип позитивного права, как тождество стандартных правовых норм и законов. Вторая теория гласит, что существование прав автономное, и не имеет отношения к позитивному праву – законодательству. С точки зрения третьей концепции, позитивное право может возникнуть и начать действовать только в том случае, когда реализуются законы страны.

Что такое позитивное право

Позитивный вид права также называют положительным правом. Его на официальном уровне издает государство, согласно установленному порядку. Каждая норма фиксируется в нормативном или правовом акте. Это могут быть президентские указы, законы, постановления или другие источники правовой информации. Общество называет право положительным, так как это действующее, истинное для граждан страны, общеобязательное постановление. С его помощью теория получает возможность регулировать отношения в социуме. Благодаря таким указам и нормам исполняется законодательство страны, проходят разбирательства по искам, обвинениям и делам защиты.

Естественный процесс реализации положительных прав состоит из двух этапов:

    наделяется позитивным правом после того, как принят определенный закон. Не всегда это происходит сразу после рождения гражданина. С момента появления на свет человек получает лишь естественные права. Возможность голосовать на выборах индивид приобретает после достижения совершеннолетия. Получение пенсионных отчислений становится доступным после шестидесяти лет.
  1. Реализовать позитивный правовой потенциал человек может в связи с другими обстоятельствами, предусмотренными нормативными или правовыми актами. Допустим, заменить неработающую стиральную машину по гарантии можно только при наличии чека и талона, который выдается при покупке. Посетить выставку может только владелец входного билета и так далее.

Что такое позитивное право и зачем оно нужно?

Примеры позитивного права и его нарушений в истории

Право, как социальный аспект регулирования общественной жизни, зародилось в период исторического формирования государств. Власти начали разрабатывать свод правил, которые могли бы нормировать отношения между членами общества. Историки выделяют процесс санкционирования.

Государство признает социальные критерии, которые могли возникать в первобытном строе, наделяя их законной силой. В становлении многих стран именно система санкционирования преобладала в процессе формирования правовых основ. Например, образовательная система в мусульманских странах. Все принципы и каноны здесь вырабатывались на базе мусульманской доктрины. Различают:

  • Правотворческое санкционирование. Это социальные нормативы, изданные на государственном уровне, и законодательство.
  • Прецедентное санкционирование. Включается осуществление административной и судебной деятельности, как основной в разрешении спорных ситуаций.

Рассмотрим пример. Первобытнообщинный строй общества базировался на фактически животных принципах. Например, кровная месть использовалась, как защита членов племени от нападения других особей. Ограничения долгое время отсутствовали. Спустя некоторое время были разработаны первые рамки. Люди стали действовать по принципу талиона. То есть степень мести соответствовала степени вреда, нанесенного врагом. Позже этот принцип заменила композиционная теория. Государство включило выкуп кровного отмщения в законодательство. Сумма выкупа зависела от того, на каком социальном уровне находился убитый или пострадавший человек. Осуществлялась дифференциация выкупа, который получал король или князь. Так совершенствовалось право, постепенно оно достигло нынешнего уровня, сформировалась теория позитивного законодательства.

Право -это сис-ма установленных и охраняемых от нарушений гос-вом общеобязательных норм, правил поведения, закрепленных в официальных актах гос-ва. С его помощью в обществе поддерживается правопорядок.

Признаки:

Различные ученые выделяют различные признаки права, однако практически все теории признают следующие признаки:

1.Нормативность2.Общеобязательность3.Обеспеченность государством4.Носит объективный характер5.Формальная определенность — нормы права выражены в официальной форме6.Неперсонифицированность и неоднократность действия норм права. Юридические нормы рассчитаны на неограниченное количество случаев применения. Не имеют конкретного адресата, обращены ко всем7.Справедливость содержания юридических норм8.Системность. Право — это внутренне согласованный, упорядоченный организм9.Предоставительно-обязывающий характер. Одновременно предоставляет правомочия одному субъекту, а на другого возлагает соответствующую обязанность

Функции:

1)Регулятивная.С помощью норм права обеспечивается общий порядок в экономических, торговых,семейных и др. отношениях.2)Закрепительная (закрепляет общественный и гос строй в стране)3)Воспитательная4)Эвристическая и прогностическая5)Охранительная ф-ия права. Гос-во защищает от посягательств на жизнь, здоровье людей, их имущество,устанавливая меры ответственности за убийство, кражу, причинение вредаздоровью и др опасные для общества деяния.

Взаимосвязь государства и права. Естественное и позитивное право. Ценность права.

1. Важное значение при характеристике государства имеет выяснение его соотношения с правом, которое, как указывалось, является неотъемлемым признаком государства.

Соотношение государства и права можно проследить по трем аспектам, выявив их единство, взаимосвязь и взаимодействие. Единство между данными явлениями состоит в том, что государство и право возникают и развиваются совместно; выступают средствами управления, инструментами власти; призваны сочетать и обеспечивать личные, групповые и общественные интересы; определяются общими социально-экономическими и духовными факторами и т.п.

Различия между государством и правом заключается в следующем:

1.Если государство есть особая организация политической власти, то право – социальный регулятор. 2.Если государство выражает силу, то право – волю. 3.Если первичным элементом государства является государственный орган, то первичный элемент права – норма. 4.Они также не совпадают по формам, функциям и т.д.

Взаимодействие государства и права основано на том, что, с одной стороны, государство формирует, изменяет, отменяет право (правотворчество), а также реализует и охраняет его (правоприменение). С другой стороны, право воздействует на государство, упорядочивая деятельность государственного аппарата, устанавливая компетенцию его органов, создает систему ответственности (включая юридическую) государства (органов государства).

Выделяют два вида основных типа взаимоотношения между государством и правом: когда государство стоит над правом, выступая определяющим фактором (антидемократическое государство); когда право стоит над государством, выступая его ограничителем (правовое государство).

2. Разделение права на естественное и позитивное (положительное) составляет одну из базовых аксиом классической правовой философии.

Традиционно важнейшей чертой естественного права считается его универсальная нормативность, имеющая безлично-авторитарный характер. Естественно-правовые нормы адресованы ко всем без исключения правоспособным субъектам и призывают следовать содержащимся в них предписаниям, из-за того что те отвечают критериям высшей, абсолютной справедливости.

Позитивное право - действующие нормативные правовые акты, право, установленное государством, волей законодателя, в отличие от естественного права.

Оличия:

1. Естественное право считается производным от естественного порядка вещей, т.е. от строя мироздания и природы человека как разумного существа. Позитивное право - искусственное создание, сотворенное людьми, преданными интересам такого искусственного формообразования, как государство.

2. Естественное право возникает с первыми ростками человеческой цивилизации и культуры; ему принадлежит право исторического первородства. Позитивное право возникает значительно позже, одновременно с формированием государственности.

4. Естественно-правовые нормы имеют не только юридическую оформленность, но и выражены в виде неписаных обычаев и традиций, присутствуют в содержании религиозных и этических требований. Позитивно-правовые нормы практически всегда предполагают письменную фиксацию в виде формализованных юридических требований.

5. Нормы и принципы естественного права нуждаются в религиозных, философских и этических оправданиях своих требований. Позитивное право демонстративно пренебрегает ими;

8. Нормативно-ценностным пределом устремлений для естественного права служит высшая справедливость, понимаемая как универсальный идеал, соответствующий коренным устоям миропорядка. Для позитивного права таким высшим пределом являются интересы государства.

Основные направления социальной политики: В Конституции Российской Федерации (ст. 7) характеризуется как.

Естественные права человека – это совокупность определенных принципов и привилегий, которые он получает от рождения. Такие категории являются неотъемлемыми. В философии естественные права противопоставляются позитивным. Второе понятие обозначает совокупность привилегий каждого человека, закрепленных законодательно. Итак, в этой публикации мы поговорим про права естественные и позитивные. Понятия, виды, концепции и значение представлены ниже.

Что такое естественное право?

Естественные права – это совокупность свобод, которые присущи каждому человеку от рождения. Эти ценности не связаны с государством, они признаются каждым институтом и считаются неотъемлемыми. В юриспруденции эта категория противоположна позитивному праву.

Можно выделить 3 главных признака естественного права:

  1. Неотъемлемость. Естественные права и свободы человека не могут быть отняты или ограничены. Государство призвано лишь регулировать воплощение этих ценностей и гарантировать их осуществление.
  2. Принадлежность человеку с рождения.
  3. Значимость. Естественные права воплощают наиболее значимые социальные ценности.

Права естественные

Виды естественных прав

В разные исторические эпохи естественные права подразделялись на категории. В целом нельзя выделить общие понятия, характерные для всех этапов развития данной теории.

Сегодня естественные права человека разделяют на следующие виды:

Что такое позитивное право?

Естественно-правовая теория права основана на признании существования двух видов права: естественного и позитивного.

Позитивное (положительное) право – это совокупность общеобязательных норм, признанных государством и действующих в пределах его границ. В юриспруденции эта категория рассматривается как система принципов, воплощенных на законодательном уровне.

Сегодня естественное и позитивное право противопоставляются друг другу. Положительные привилегии устанавливаются государством, контролируются и гарантируются посредством нормативно-правовых актов. Права естественные присущи человеку с момента его рождения. Они не зависят от воли кого-либо.

Естественные права человека

Особенности позитивного права

Данная категория имеет ряд признаков:

  1. Официальность. Это правовые акты, издаваемые государством в установленном порядке. Такие постановления обязательно фиксируются в нормативно-правовых актах.
  2. Общеобязательность. Позитивное право призвано регулировать общественные отношения в том или ином государстве.
  3. Истинность. Нормы права, записанные в законах, могут использоваться для урегулирования общественных конфликтов и решения житейских проблем.

Естественное и позитивное право противопоставляются друг другу. В то же время они образуют некий симбиоз – единство противоположностей. Позитивные права не всегда присущи человеку от рождения в отличие от естественных. Граждане государства получают такие привилегии лишь с принятием определенных нормативно-правовых актов.

Первые попытки разграничить права естественные и позитивные предпринимались еще в античную эпоху.

Согласно самым ранним мифологическим и религиозным воззрениям греков все земное устройство восходит к сверхчеловеческому источнику (т. е. установлено богами). Однако уже с V в. до н. э. право трактуется как результат деяний людей. Софисты утверждали, что все законы обязаны своим происхождением человеку.

Знаменитый древнегреческий философ Сократ утверждал, что есть два вида права. Существуют неписаные божественные законы, которые все знают и строго им следуют. В то же время есть законы, установленные человеком.

Теория естественного права

В римское время юристы также наряду с гражданским и народным законом выделяли естественное право.

Естественно-правовые теории в Средние века

В Средние века теория естественного права, выдвинутая древнегреческими философами, продолжает развиваться.

Естественное и позитивное право

Теория естественного права Г. Гроция

Гроций признавал равенство всех людей от рождения. Соответственно, он говорил о том, что естественное право исходит от законов природы, а не зависит от божественной воли. Кроме того, Г. Гроций утверждал, что государство – это договорной союз свободных людей, заключенный ради соблюдения установленных порядков.

Рационалистическая школа естественного права, созданная Г. Гроцием, развивалась и в последующие эпохи.

Естественно-правовая теория права

Теории естественного права в XVII-XVIII вв.

Характеристика естественного права, разработанная Г. Гроцием, была принята многими учеными эпохи Просвещения. Вслед за этим стали появляться новые концепции, которые нередко использовались для критики феодальных порядков.

Концепции естественного права в Новое время

Концепция естественного права

Концепция естественного права Ж. Маритена

Рассматривая теории естественного права Новейшего времени, стоит уделить внимание концепции Ж. Маритена. Жак Маритен – один из самых видных представителей неотомизма, французский богослов, профессор Вашингтонского университета. Он создал и развил персоналистскую концепцию естественного права. Она основана на представлениях о божественном происхождении государства. В целом такие идеи были характеры для последователей неотомизма – учения Фомы Аквинского. Жак Маритен утверждал, что естественное право образовано от вечного закона. Он рассмотрел это понятие с двух точек зрения: онтологической и гносеологической.

Следует отметить, что Жак Маритен противопоставлял свою концепцию рационалистической теории. В его понимании естественное право – идеальный порядок действий человека, которому должны соответствовать позитивные законы и введение их в жизнь.

Естественные права и свободы

Современные концепции естественных прав

Современная естественно-правовая теория права признает существование наряду с позитивным правом идеального порядка человеческих отношений. По сути, законы государства могут быть легитимны только тогда, когда они не противоречат идеальным (естественным) правам. К ним относятся все неотъемлемые свободы.

В целом современные концепции права можно условно разделить на три группы:

  • социологические;
  • католические;
  • философские.

Социологические теории основаны на научном подходе к обоснованию естественных прав. Ведущие представители этой школы занимаются анализом фактов для обобщения знаний о стремления и свободах человека. Социологические теории наибольшее развитие получили в США и странах Западной Европы.

Католические концепции естественных прав развиваются в тех государствах, где ведущее положение занимает католическая церковь. В основе этих теорий лежат идеи Фомы Аквинского и других теологов эпохи Средневековья.

Философские концепции развиваются в западноевропейских странах. Как правило, они носят неокантианский характер. Представители философской школы права разрабатывают свои идеи на основе взглядов Канта на сферу морали и закона.

Читайте также: