В каком году хиджры пророк совершил умру после худайбийского соглашения

Обновлено: 30.06.2024

Худайбийский мирный договор — договор между пророком Мухаммедом и курайшитами, заключённый в марте 628 года в местечке Худайбия близ Мекки.

Паломничество

Сражения пророка Мухаммеда 623 Абва Буват Сафаван Аль-Ашир 624 1-й Бадр Кудр Савик Бану Кайнука 625 Гатафан Бахран 626 Ухуд Аль-Асад Бану Надир Неджд 627 2-й Бадр 1-й Джандаль Битва у рва Бану Курайза 2-й Бану Лахьян 628 Бану Мусталик Худайбия Хайбар Фидак 3-я Кура Дат аль-Рика Бану Бакра 630 Мекка Хунейн Аутас Таиф Табук

Договор

Вскоре Усман ибн Аффан вернулся с Сухайлем ибн Амром для заключения договора на следующих условиях:

  • На 10 лет прекращается война между мусульманами и курайшитами.
  • Мусульмане не обязывают курайшитов возвращать перешедших к ним мусульман, но возвращают обратно перешедших к мусульманам курайшитов.
  • В этом году мусульмане вернутся к себе, не совершив умру, а на следующий год придут, и после того, как курайшиты покинут Мекку, мусульмане войдут в Мекку, но пробудут там только три дня, причём без оружия.
  • Разрешить тем арабам, которые хотят союза с Мухаммедом либо с курайшитами, заключить его.

Пророк Мухаммед согласился выполнять условия договора, предложенного курайшитами, а пункт договора о беглецах пришлось исполнить в первый же день, вернув курайшитам сына Сухайля. После подписания договора пророк Мухаммед обрил голову [2] и приказал резать жертвенных животных.

Договор в Худайбии имел важные политические последствия. Подписание договора ознаменовало легализацию мусульман как равноправной с курайшитами стороны и дало возможность мусульманам тесно общаться с мекканцами. Мекканцы, в свою очередь, получили возможность безопасно торговать с Сирией. Через год договор был разорван по вине курайшитов.

Худайбия в Коране

После заключения мира в Худайбии была ниспослана 48 сура, Аль-Фатх [3] (Победа), которая начинается со слов:

Поистине, Мы даровали тебе (о Посланник) явную победу

Завершайте хадж и малое паломничество во имя Аллаха. Если вы будете задержаны, то принесите в жертву то, что сможете. Не брейте ваши головы, пока жертвенные животные не достигнут места заклания. А если кто из вас болен или из-за головы своей испытывает страдания, то он должен в качестве искупления поститься, или раздать милостыню, или принести жертву. Если же вы находитесь в безопасности, то всякий, кто совершает малое паломничество и прерываемый хадж, должен принести в жертву то, что сможет. Если же он не сможет сделать этого, то он должен поститься три дня во время хаджа и семь дней после его окончания – всего десять дней. Это распространяется на тех, чья семья не живет в Заповедной мечети. Бойтесь же Аллаха и знайте, что Аллах суров в наказании.

Примечания

  1. ↑ Худайбия находится в 24 км западнее Мекки на дороге в Джидду
  2. ↑ бритьё головы является одним из обрядов паломничества
  3. ↑аль-Фатх48
  4. ↑аль-Бакара2:196

Ссылки


    ( Первое откровение [en] )
  • Расщепление Луны [en]
  • Другие чудеса [en]
  • Отношение к христианам [en]
  • Отношение к евреям [en]
  • Ислам [en]
  • Библия [en]
  • Иудаизм [en]
  • Средневековое христианство [en]
  • Историчность [en]
  • Критика [en]

> > This page is based on a Wikipedia article written by contributors (read/edit).
Text is available under the CC BY-SA 4.0 license; additional terms may apply.
Images, videos and audio are available under their respective licenses.

Tell your friends about Wikiwand!

Suggest as cover photo

Would you like to suggest this photo as the cover photo for this article?

Thank you for helping!

Your input will affect cover photo selection, along with input from other users.

hudaibiya04

Худайбийский мирный договор был заключен в шестом году по хиджре. Причиной этому послужило следующее.

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) намеревался совершить малый хадж – умру. Вместе с ним отправились в путь тысяча четыреста сподвижников. Дойдя до озера Аштат, Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) узнал, что все курайшиты и другие племена из близлежащих местностей ополчились против мусульман с тем, чтобы не допустить их в Мекку для совершения умры.

Потом они двинулись дальше, пока не дошли до источника в Худайбийи, в котором было очень мало воды, и те из мусульман, что прибыли туда раньше других, выпили ее, поэтому сподвижники пожаловались Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) на сильную жажду. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) вынул стрелу и отдал им, сказав, чтобы они вонзили ее там, где находится источник. Вода начала бить фонтаном так, что хватило всем.

Смысл ниспосланного аята, в котором говорилось, что Худайбийское перемирие – это явная победа мусульман, заключался в следующем: заключение договора о прекращении всяких военных действий между мусульманами и неверными способствовало успеху дела Исламского призыва, так как мусульмане получили возможность свободно встречаться с представителями всех арабских племен, и открыто рассказывать им об Исламе. И разумные люди из язычников, которые действительно стремились к истине, стали принимать Ислам.

Благодаря этому за два года Ислам приняло больше людей, чем за первые девятнадцать лет существования этой религии.

Умар-асхаб и другие сподвижники, которых заключение этого договора привело в растерянность и замешательство, впоследствии поняли, что это была самая настоящая победа мусульман. Умар-асхаб, да будет доволен им Аллах, испытывая угрызения совести за свои слова, которые он высказал Пророку (да благословит его Аллах и приветствует), раскаявшись, пытался искупить свой проступок с помощью поста, намазов, освобождения рабов и раздачи милостыни и продолжал делать это до конца своей жизни.

e53f0633

Худайбийское перемирие, как стратегия мусульманского миротворчества

Коран о мире с немусульманами

Дежурные заявления мусульманских деятелей о том, что Ислам – это религия мира, признаться, уже мало кого убеждают в этом. Сознание современного человека не довольствуется постоянным повторением одних и тех же заклинаний о миролюбивом характере мусульманской религии в то время, когда пропаганда всех мировых СМИ утверждает обратное.

Оттого мусульмане должны доносить до сознания людей суть Ислама не общими фразами, а конкретными примерами из его истории и неопровержимыми доказательствами из исламских первоисточников – Корана и Сунны. И самое главное – через четко прорисованный механизм установления мусульманами мира на практике, основанный на принципах и предписаниях своей религии.

Вопреки распространившимся пропагандистским заявлениям о воинственности Ислама и фанатичной непримиримости мусульман с немусульманами, Аллах дозволил и даже предписал в определенных случаях стремиться к заключению мирных договоров с неверующими. Причем зачастую даже на условиях, ущемляющих права самих мусульман.

Не говоря уже о необходимости примирять между собой мусульман, чему посвящено немало аятов и хадисов, даже в отношениях с неприятелем и воюющим противником Аллах предписал верующим при малейшей появившейся возможности стремиться к примирению.

Имамы и факихи о мире с немусульманами

Как мы видим из слов величайших ученых и имамов нашей уммы, все они не только говорят о дозволенности Аллахом заключения мира с врагом, но и приводят в качестве примера Худайбийское мирное соглашение. Оно, действительно, является для всех нас образцом мусульманской политики миротворчества, стратегии нейтрализации враждебных факторов и дальнейшего продвижения исламского призыва.

Значение Худайбийского перемирия

Развитие событий с распространением Ислама на Аравийском полуострове при жизни Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) свидетельствовало о том, что после битв при Бадре, Ухуде и Хандаке (у рва) моральный дух врагов мусульман неуклонно снижался. Неверующие уже больше не могли надеяться на то, что им удастся покончить с исламским призывом и уничтожить мусульман с помощью военной силы.

Но Посланник Аллаха (мир ему и благословение) совершенно неожиданно для всех по собственной инициативе идет на заключение мира с курайшитами, причем на таких условиях, что даже его ближайшие сподвижники отказывались его принять.

Его двоюродный брат и зять, будущий четвертый праведный халиф Али ибн Абу Талиб (да будет доволен им Аллах) не мог найти в себе силы подчиниться решению Пророка (мир ему и благословение).

Один из величайших героев, праведников, аскетов и самых справедливых правителей Ислама, будущий второй праведный халиф Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) настолько не мог унять свое возмущение данным перемирием, что после решения Пророка (мир ему и благословение) пошел за ответом к Абу Бакру (да будет доволен им Аллах).

Первый шаг к миру

Заключению этого перемирия предшествовало намерение Пророка (мир ему и благословение) во главе полутора тысяч своих сподвижников совершить умру в Мекку, все еще занятой язычниками. Узнав об этом, курайшиты созвали совет, на котором было решено не допускать мусульман к Каабе, чего бы это ни стоило.

Халид бин аль-Валид, бывший на тот момент еще неверующим, с двумя сотнями всадников перекрыл главный путь, ведущий в Мекку, в результате чего мусульмане и язычники оказались друг против друга. Однако, несмотря на численное превосходство, Посланник Аллаха (мир ему и благословение) демонстрирует свое стремление к миру и, приняв решение избежать столкновения, сворачивает на горную дорогу.

Второй шаг к миру

Во время этого перехода по горным ущельям, когда Халид со своей конницей пытался опередить мусульман, верблюдица Посланника Аллаха (мир ему и благословение) по имени аль-Касва, опустившаяся на колени, ни в какую не хотела подниматься, несмотря на все приказы погонщиков.

Третий шаг к миру

Четвертый шаг к миру

Даже после этого шага Мухаммада (мир ему и благословение) безрассудные молодые курайшиты, рвавшиеся в бой и видевшие, что их предводители склоняются к миру, задумали помешать этому, решив проникнуть ночью в лагерь мусульман и сделать что-нибудь такое, что привело бы к войне.

На это отважились семьдесят или восемьдесят человек из лагеря курайшитов. Однако охране мусульман удалось задержать всех их. И в этом случае стремившийся миру Посланник Аллаха (мир ему и благословение) демонстрирует свои добрые намерения и отпускает всех вероломных язычников, не причинив им никакого вреда.

Пятый шаг к миру

Посланник Аллаха (мир ему и благословение) велел ему повстречаться в Мекке с верующими мужчинами и женщинами, порадовать их вестью о близкой победе и сообщить им о том, что Всемогущий и Великий Аллах приведет Свою религию в Мекке к победе, и тогда никому из верующих больше не придется скрываться.

Шестой шаг к миру

После этого, несмотря на временное обострение ситуации, вызванное слухами об убийстве курайшитами Усмана (да будет доволен им Аллах) и готовностью мусульман сразиться с язычниками, поэтапное продвижение к миру продолжилось.

Седьмой шаг к миру

После проведения переговоров с Сухайлем Посланник Аллаха (мир ему и благословение) согласился с тем, что мирный договор подписывается на условиях, некоторые из которых казались на первый взгляд поражением мусульман и непозволительными уступками с их стороны курайшитам:

1. В этом году Мухаммад возвращается обратно и не входит в Мекку, а на следующий год мусульмане могут войти в Мекку и оставаться в городе в течение трех дней, имея при себе только мечи в ножнах, а курайшиты не станут никоим образом препятствовать им.

2. Военные действия между сторонами прекращаются на десять лет, в течение которых людям гарантируется безопасность, и они не будут нападать друг на друга.

3. Любой из тех, кто пожелает заключить союз с Мухаммадом, может сделать это, и любой, кто пожелает заключить союз с курайшитами, может сделать это. А то племя, которое присоединится к любой из сторон, будет считаться ее составной частью, и любое враждебное действие против этих племен будет рассматриваться как враждебное действие против соответствующей стороны.

4. Того из курайшитов, кто придет к Мухаммаду без разрешения своего покровителя, иначе говоря, сбежит от них, он вернет им, а того из находящихся вместе с Мухаммадом, кто придет к курайшитам, сбежав от него, ему возвращать не будут.

Восьмой шаг к миру

Эти шаги Посланника Аллаха (мир ему и благословение), а также условия договора, наверное, были самым непостижимым поворотом для его сподвижников. Как они продолжают удивлять и последующие поколения мусульман.

Девятый шаг к миру

Следующим подтверждением решительности Пророка (мир ему и благословение) добиться утверждения мира с язычниками послужила немедленная выдача им неверующим сына Сухайля Абу Джандаля, который принял Ислам в Мекке, подвергался за это пыткам, был помещен в заточение и вот, наконец, присоединился к мусульманам.

Видя решимость Сухайля забрать своего сына от мусульман под угрозой разрыва только что заключенного мирного договора, Посланник Аллаха (мир ему и благословение) согласился выдать неверующим новообретенного брата по вере.

Десятый шаг к миру

Наконец, когда мирный договор был заключен, и все требования неверующих были удовлетворены, Посланник Аллаха (мир ему и благословение) приказал своим сподвижникам встать и заколоть свой жертвенный скот, что означало, что мусульмане возвращаются в Медину, не совершив умры.

Однако никто из сподвижников не сдвинулся с места, несмотря на то, что Пророк (мир ему и благословение) трижды повторил свой приказ, до тех пор, пока он сам не взялся за закалывание верблюда и за бритье головы. Таким образом, он дал окончательно понять своим все еще сомневающимся сподвижникам, что намерение заключить и поддерживать мир с язычниками было твердым и бесповоротным.

Выигрыш мусульман

Шейх Сафи ар-Рахман аль-Мубаракфури в своем жизнеописании Пророка (мир ему и благословение) называет Худайбийское перемирие великой победой мусульман и подробно разбирает его итоги:

1) Раньше курайшиты совершенно не признавали мусульман, стремились только к их поголовному истреблению и не могли дождаться того дня, когда они станут свидетелями их конца. Они прилагали все силы, чтобы воспрепятствовать доведению до людей исламского призыва, поскольку в Аравии курайшиты издавна являлись признанными религиозными лидерами и пользовались самым большим влиянием в мирских делах.

Таким образом, уже сам факт того, что курайшиты пошли на это перемирие, означал признание ими силы мусульман и свидетельствовал о том, что больше они не в состоянии оказывать им серьезного сопротивления.

2) Первый пункт позволил мусульманам открыть дорогу к Запретной мечети, которая в течение нескольких лет была для них недоступной, что также стало неудачей курайшитов, а единственным утешением для них могло служить лишь то, что они воспрепятствовали доступу к ней мусульман в этом году.

Договор о прекращении военных действий сроком на десять лет позволил положить предел вызывающему поведению курайшитов, став указанием на неудачу, слабость и поражение тех, кто развязывал войны.

4) Смысл третьего пункта заключенного перемирия указывал на то, что курайшиты забыли о своем религиозном и политическом лидерстве, и к этому времени думали только о собственной безопасности. И даже если бы Ислам приняло все остальное население Аравии, это не взволновало бы их, и они не попытались бы оказать на этот процесс никакого влияния.

Теперь же по заключению мира со своим самым главным противником и по нейтрализации всех препятствий с его стороны, достижению того, к чему стремились мусульмане, не могла помешать никакая сила. И мусульмане, действительно, достигли своей цели в полном смысле этого слова, поскольку получили желаемое с помощью мирного договора, что им, возможно, не дала бы и явная победа в войнах.

5) Таким образом, три пункта перемирия были явно на руку мусульманам, и только четвертый давал преимущества курайшитам, однако и они были ничтожными и никак мусульманам не вредили. Известно, что пока мусульманин оставался мусульманином, он никуда не бежал от Ислама из Медины, а поступал подобным образом лишь тот, кто явно или тайно становился вероотступником.

С другой стороны, то, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) не стал настаивать на возвращении мусульман, сбежавших к курайшитам, свидетельствует лишь о том, что он был полностью уверен в прочности своего положения и в своих силах и поэтому не побоялся согласиться на это условие.

Результаты перемирия

Итак, перемирие в Худайбийе положило начало новому периоду развития Ислама. Курайшиты являлись самыми сильными и упорными врагами новой религии, и в результате их согласия на прекращение военных действий и переход к мирному сосуществованию со сцены сошла наиболее могущественная из противостоявших Исламу сил.

С началом этого нового этапа после заключения перемирия с курайшитами перед мусульманами открылись большие возможности по распространению исламского призыва. На этом этапе мусульмане удвоили свои усилия в этом направлении, что позволило им уделять больше внимания призыву ключевых фигур, лидеров племен, вступить в переписку с окрестными царями и правителями.

Имам аз-Зухри (да будет Аллах милостив к нему), комментируя результаты данного перемирия, сказал, что это была самая большая победа, достигнутая за все время в Исламе. Когда установилось перемирие, прекратилась война, люди стали доверять друг другу, встречались друг с другом, вели разговоры, спорили.

Каждый, кто начинал разговоры об Исламе, непременно принимал Ислам, когда начинал что-либо понимать. В эти два года Ислам приняли столько людей, сколько было мусульман до этого или даже больше того.

Таким образом, политика миротворчества Посланника Аллаха (мир ему и благословение) обернулась не только воцарением мира и спокойствия между ключевыми политическими силами Аравии – мусульманами и курайшитами, но и невероятной стратегической победой новой общины.

l_07b22241-e1429012539347

Ряд исследователей жизни пророка Мухаммада, претендующих на научность и объективность (особенно на Западе) утверждает, что посланник Всевышнего устроил жестокую резню, убив за один день (по другим источникам за 3 дня) 900 еврейских мужчин из племени Бану Курайза. Для многих мусульман эти утверждения послужили основанием для оправдания массовых казней представителями “Исламского государства” своих противников.

Корректны ли подобные исторические аналоги и что стоит за конфликтом пророка с иудейским племенем Бану Курайза? Ответ на этот вопрос ИА IslamNews дал известный религиозный деятель, исследователь сиры, шейх Аднан Ибрахим (Австрия)…

– Предыстория конфликта с иудейским племенем Бану Курайза такова. В 4 году хиджры, после попытки покушения на пророка евреями из племени Бану Надир, последние были депортированы из Медины. Пророк позволил им взять с собой все имущество, которое они смогли вывезти гужевым транспортом. Часть депортированных отправилась в Сирию, другая – в Хайбар. Этот аравийский город стал центром противостояния пророку.

Это событие впоследствии сыграло ключевую роль в судьбе племени Бану Курайза. Дело в том, что один из лидеров Бану Надыр – Хувей Ибн Ахтаб (будущий тесть пророка, отец матери правоверных Сафии Бинт Хувей) – отправился в Мекку и стал склонять ее жителей к созданию широкой антиисламской коалиции из аравийских племен. Получив в союзники лидера курайшитов, Абу Суфьяна, он отправился к племени Гатафан, которое также примкнуло к заговору в обмен на годовой урожай плодов со всех финиковых пальм Хайбара. Таким образом была собрана гигантская для арабов того времени 10-тысячная армия из племен Бану Сулейм, Бану Мурра, Физара, Гатафан, Курайш, Ашджаа. Заручившись мощной военной поддержкой, Хувей Ибн Ахтаб явился к племени Бану Курайза, у которого было подписано соглашение о союзе и взаимопомощи с пророком.

Поначалу вождь курайзитов Кааб Ибн Асаад отказался примкнуть к заговору, сославшись на имеющиеся договоренности с мусульманами. Однако Хувею удалось убедить своего единоверца совершить предательство и нанести удар в тыл мусульманам.

Сведения о разговоре быстро дошли до пророка Мухаммада, который отправил 4 своих сподвижников, чтобы убедиться в серьезности намерений курайзитов. Соратники доложили пророку, что иудеи действительно настроены крайне враждебно: в ожидании наступающих союзников они полностью уверовали в свою неуязвимость и не стесняются поносить божьего посланника. Вскоре пророку поступили новые данные – на подмогу Бану Курайзе было направлено подкрепление из Мекки в составе 2 тысяч воинов-курайшитов. Степень вероломства и тяжести предательства Бану Курайзы была фатальной для жителей Медины. Иудеи и курайшиты планировали нанести удар по городу с южного направления, которое было неприкрыто оборонительным рвом. Если бы этим планам суждено было осуществиться, то оставшиеся в Медине женщины и дети оказались бы заложниками в руках заговорщиков. Более того, коалиция смогла бы разом покончить с мусульманами, вырезав всех до последнего человека.

Стояние у защитного рва продолжалось месяц. Измотанная долгой осадой и внезапно налетевшим ураганом коалиция ушла восвояси, отчаявшись взять Медину. Тогда пророк выступил с армией в направлении укреплений Бану Курайзы. Последние встретили мусульман дождем из стрел.

На третий день осады крепости, осознав бесполезность сопротивления, курайзиты попросили пророка позволить им уйти со своим имуществом на вьючных животных, так же как это сделало племя Бану Надыр, однако получили отказ. Тогда они попросили разрешения уйти без имущества. Но и в этом им было отказано. Курайзиты должны были предстать перед судом за совершенное предательство.

Руководство Бану Курайзы, осознав, что ему не удастся избежать ответственности, приказало продолжить оборону. Через 25 дней осады верхушка иудеев согласились предстать перед судом, попросив, чтобы в роли судьи выступил Саад Ибн Муаз, вождь племени Аус, имевшем договорные отношения с Бану Курайза. Обе стороны конфликта приняли Саада Ибн Муаза в качестве третейского судьи. Последний вынес решение наказать евреев в соответствии с тяжестью их деяния. Обратившись к пророку, Саад сказал: “Необходимо казнить всех предателей, сражавшихся с оружием в руках, и взять в плен женщин и детей”. На это пророк ответил: “Ты вынес решение, соответствующее решению Аллаха и Его посланника”.

Поборники версии о геноциде утверждают, что всех пленных – как мужчин, так и женщин – доставили в Медину. Женщин разместили в доме одной из жительниц Медины Бинт аль-Харис ан-Наджария. Мужчин – в доме Усамы Ибн Зейда. После мужскую часть курайзитов подвергли казни, а тела бросили в специально вырытый ров и закопали. В разных источниках количество убитых разнится от 600 до 900 человек.

Между тем в сводах достоверных хадисов Бухари и Муслима не приводится данных о количестве плененных и казненных иудеев. В одном из хадисов в отношении них употребляется слово “воины”, в другом – “мужи”. В других сборниках хадисов приводится рассказ курайзита по имени Атия: “Мусульмане подвергли казни всех мужчин, достигших половой зрелости. Когда очередь дошла до меня, я продемонстрировал им отсутствие волосяного покрова и меня отпустили”. Под отсутствием “волосяного покрова” (на лобке – IN) подразумевалось не достижение совершеннолетия. Знатоки хадисов Ахмад, ат-Тирмизм и ан-Насаи приводят хадис от Джабира Ибн Абдуллы, в котором он сообщает, что число убитых составляло 400 человек. Имам аз-Зухри утверждает, что в этот день было казнено 40 человек. В свою очередь, имам Малик критикует историка и хадисоведа Ибн Исхака, который опирается на рассказ Атии, за использование источников из числа соплеменников и бывших единоверцев Бану Курайзы, принявших ислам.

Давайте возьмем среднюю из всех встречающихся цифр и представим, что военнопленных было 500 человек. Тогда возникает вопрос: сколько всего человек должен был доставить в Медину посланник Всевышнего? Ведь в преданиях говорится, что в город были доставлены все мужчины вместе с их семьями. На тот момент среднестатистическая семья состояла из 6-7 человек. Таким образом, около 3000 человек, включая детей, стариков, больных и немощных должны были совершить 10-часовой пеший переход по пустыне, что представляется маловероятным. Кроме того, часть пленников могла бежать по пути. Такие действия не поддаются логическому осмыслению. Из этого можно сделать вывод, что пленников было не 3000, а гораздо меньшее. Соответственно, и сражавшихся мужчин было не 900 и даже не 500 человек.

Еще один спорный момент: дом Усамы Ибн Зейда и дом Бинт аль-Харис ан-Наджарии просто не могли вместить такое количество людей. К тому же в Медине было невозможно накормить и напоить столько пленников. Кроме того, людям надо было ходить по нужде, а, как известно, жители Медины справляли нужду за пределами города. Как решить эту проблему для 3000 человек? Эти размышления вселяют обоснованные вопросы относительно количества пленных.

Сомнение вызывает и то, что пророк вырыл ров для казни в черте Медины рядом с рынком, зная, что сотни трупов будут угрожать экологической безопасности города. Не проще было бы казнить предателей что называется на месте: рядом их с крепостью и затем сбросить трупы в ров, который пролегал вдоль стен. Был еще один простой вариант: осужденных можно было доставить к мединскому рву, вырытому для обороны города, протяженность которого составила 5 км.

Стоит отметить еще одну важную деталь: пророк, по признанию его современников (не только друзей, но и недругов) был величайшим гуманистом, презиравшим кровопролитие. Доказательством тому является вся его жизнь. За все военные походы пророка против язычников с обеих сторон погибло менее 400 человек. Массовое убийство или геноцид противоречит величайшему нраву пророка, его гуманизму и самой сути его пророческой миссии.

Важно отметить, что в те времена арабы вообще не вели летописей, позволяющих строго фиксировать исторические события, тем более такой показатель, как точное количество убитых врагов. В преданиях, содержащих описание многих сражений, можно увидеть существенный разброс цифр. Например, в достоверных источниках о стоянии у рва число мусульман, по одним данным составляло 3000, по другим – 900, а также – 700 воинов. То же самое мы наблюдаем в истории про битву у колодца “Маун”. У Ахмада и Бухари говорится о 70 мучениках, у Ибн Исхака – о 40, а у Ибн Хабиба – о 30. В битве при Наджране количество погибших со стороны мусульман варьируется от 200 до 2000 человек. В арабской традиции зачастую имело место сознательное преувеличение количество убитых врагов, тем самым арабы подчеркивали свою воинскую доблесть, демонстрировали уверенность в своей силе и превосходство над противником.

Отсутствие летописей и языковые приемы, позволяющие легко играть количеством поверженных врагов, равно как и собственных поражений, не позволяют говорить о точных цифрах. Предание о казни заговорщиков содержится только у трех сподвижников – Айши, Али и Зубейра, которые не приводят каких-либо данных относительно количества убитых из племени Бану Курайза. Все трое так или иначе были связаны с этой историей: Аиша пересказывала ее сподвижникам со слов своего мужа – пророка Мухаммада. Али и Зубейр были непосредственными исполнителями приговора (приводится со слов Вакида). И тот факт, что всего лишь два человека участвовали в исполнении наказания, лишний раз подтверждает, что количество убитых не могло быть очень большим.

В этой ситуации существенную помощь в установлении истины могли бы оказать косвенные признаки, например, реакция иудеев Медины. Представим, что мусульмане казнили 500 или 900 человек. Могло ли мероприятие такого масштаба остаться практически незамеченным? Ведь геноцид соплеменников из Бану Курайза должен был повергнуть в ужас иудеев Медины, заставить бежать из города в поисках более безопасного места проживания. Однако, иудеи Медины, как ни в чем не бывало, продолжали жить и торговать в городе, не испытывая особых страхов и неудобств. В трудах Ибн Хазма приводятся сведения о многочисленных группах иудеев, которые спокойно жили в Медине после конфликта с курайзитами. Кроме того, в книге “Аль-Магази” упоминается о десяти иудеях, которые участвовали в осаде крепости Бану Курайза на стороне мусульман.

А где же тот пресловутый ров, ставший братской могилой для сотен иудеев? О нем не существует упоминания ни в одном предании. Как говорилось выше, трудно себе представить, чтобы сотни людей были похоронены в черте Медины. Никто никогда не упоминал о массовом захоронении, хотя на основании преданий сподвижников составлена карта всех событий из жизни пророка Мухаммада вплоть до малозначимых.

Стоит упомянуть еще один занимательный момент. Во втором веке по хиджре в Ираке действовала иудейская религиозная комиссия, которая занималась сбором всех происшествий и инцидентов, связанных с еврейским народом. По свидетельствам, данная комиссия очень щепетильно относилась к своим задачам, из-за чего ее нередко обвиняли в предвзятости и раздувании проблем иудейской общины. Однако в ее документах нет ни малейшего намека на геноцид, массовые убийства и пленение большого числа иудеев в Медине.

Другой еврейский автор из Испании Самуил Оскей в книге “Соболезнование сынам Израилевым”, составивший сборник всех бед, выпавших на долю своих соплеменников за всю историю, также не упомянул об убийстве иудеев Бану Курайза. Все эти факты говорят о том, что пророк Мухаммад приказал казнить небольшую часть курайзитов, виновных в вероломном нарушении договора, которое чуть было не привело к уничтожению населения Медины.

Теперь посмотрим, что говорится о тех событиях в ниспосланном откровении: “Он вывел из крепостей тех людей Писания, которые помогали им (союзникам), и вселил в их сердца страх. Одну часть их вы убили, а другую взяли в плен” (Коран, Сонмы). В основе структуры арабского предложения прямое дополнение всегда расположено после сказуемого. Если прямое дополнение стоит перед сказуемым, предложение либо целиком меняет смысл, либо у него появляется дополнительная смысловая нагрузка. Как указывают арабские филологи, такой синтаксический порядок может означать, во-первых, особую значимость прямого дополнения (например, в словах “Тебе мы поклоняемся”), во-вторых, общеизвестность того события, которое описано посредством прямого дополнения. Таким образом, предложение “Одну часть вы убили” указывает на конкретных людей, пользующихся известностью в обществе. Они были лидерами своего народа и их приговорили к смертной казни за нарушение мирного договора. Этот аят подтверждает то, что казнена была лишь небольшая группа, которая вероломно предала своих союзников, поставив их перед лицом смертельной угрозы. Решение о казни никак нельзя назвать геноцидом, тем боле, что женщины и дети были оставлены в живых. Здесь более уместной квалификацией является применение санцкции за предательство.

По свидетельствам ученых, между мусульманами и Бану Курайза был заключен договор о мире, который принципиально отличается от договора “зимма” (обеспечения защиты), действовавшего в отношении иудеев Медины. Нарушение договора “зимма” одним лицом или группой лиц, находящихся под защитой мусульман, не распространялся на остальную часть иудеев, проживавших в городе. Что касается договора о мире, то за односторонний разрыв он мог предполагать и более широкую ответственность представителей Бану Курайзы.

В заключении уместно привести положение Торы в отношении нарушивших мирный договор. А именно: “Когда подойдешь к городу, чтобы завоевать его, предложи ему мир; если он согласится на мир с тобою и отворит тебе ворота, то весь народ, который найдется в нем, будет платить тебе дань и служить тебе; если же он не согласится на мир с тобою и будет вести с тобою войну, то осади его, и когда Господь Бог твой предаст его в руки твои, порази в нем весь мужеский пол острием меча; только жен и детей и скот и все, что в городе, всю добычу его возьми себе и пользуйся добычею врагов твоих, которых предал тебе Господь Бог твой“. По всей видимости, авторы идеи геноцида просто спроецировали на мусульман то, что сделали бы сами в похожей ситуации.


4 июля начался одиннадцатый месяц мусульманского лунного календаря – месяц Зуль-када, и по традиции мы рассказываем, что это за месяц и что значительного произошло в этом месяце в исламской истории.

Также этот месяц – еще до ислама, считался запретным, одним из четырех запретных месяцев, во время которых нельзя было начинать войны и конфликты, и даже охотиться вокруг Каабы.

В Кyр`ане сказано о запретных месяцах:

Далее, в этом же аяте говорится, что грех, совершенный в это время, считается более тяжким, чем в другие месяцы:

По этой же причине увеличивается воздаяние за благие дела, совершенные в это время. О том, какие виды поклонения желательно совершать в запретные месяцы, говорится в достоверном хадисе, приведённом от Абу Дауда:

То есть, сам Пророк (мир ему) побуждал поститься в запретные месяцы, ведь пост является одним из самых важных видов богослужения.

Что произошло в этом месяце в исламской истории?

В начале месяца зуль-када (6 числа) было заключено знаменитое Худайбийское перемирие.

В конце шавваля (начале марта 628 г.) Пророк (мир ему и благословение) объявил, что хочет совершить малый хадж (умру) в Мекку. Сборы были окончены к 1-зуль-када (13 марта), и огромный караван выступил из Медины. По разным данным количество паломников составляло от 300 до 1600 человек. Однако мекканские язычники решили воспрепятствовать мусульманам в совершении умры, выступив против них с оружием. Дабы избежать кровопролития Пророк (мир ему) со сподвижниками остановились в аль-Худайбийи – долине, расположенной западнее Мекки на расстоянии 24 км. Здесь и было подписано знаменитое Худайбийское перемирие между мусульманами и мекканскими язычниками. Некоторые мусульмане поначалу возражали против условий этого договора, считая их унизительными для мусульман. Но ближайший соратник Пророка Абу Бакр ас-Сиддик (да будет доволен им Аллах) сказал по этому поводу:

Этот договор на самом деле имел важные политические последствия. Подписание договора ознаменовало легализацию мусульман, как равноправной с курайшитами стороны и дало возможность мусульманам тесно общаться с мекканцами. Договор также позволял мусульманам, которые все еще находились в Мекке, публично исповедовать Ислам.

Кроме того, поскольку между мусульманами и язычниками больше не было постоянной борьбы, многие люди получили возможность лучше узнать об исламе, что привело к тому, что они принимали Ислам. За два года после худайбийского соглашения Ислам приняло больше людей, чем за весь период с 610 года (с начала откровения). Об этом соглашении говорится в Кyр`ане:

Кроме того, 3 числа месяца зуль-када в 926 году хиджры (24 октября 1520 года н.э.) покинул этот мир выдающийся ученый шафиитского мазхаба, великий праведник Закария аль-Ансари. Шейх аль-ислам Зайнуддин Абу Яхья Закария ибн Мухаммад аль-Ансари родился в Египте, в городке Сунайка, в 823-м году по хиджре. Некоторые историки пишут, что родился он в 824-м или даже 826-м году по хиджре (или в 1420 году н.э.).

Обучение религиозным наукам будущий ученый начал в своем родном городе, а в 841 году хиджры он отправился на учебу в знаменитый египетский университет Аль-Азхар.

Приводится интересная история о том, как шейх попал на учебу в Аль-Азхар.

Однажды через Сунайку, где родился Закария аль-Ансари, проходил праведный шейх Раби бин Абдулла ас-Сулами. И там к нему подошла женщина, умоляя помочь ей. Она сказала, что её муж умер, а управляющий городом – немусульманин, хочет забрать у неё сына к себе в работники. Шейх помог ей освободить сына, а потом сказал:

Ученик шейха Закарии, известный ученый и праведник Абдуль-Ваххаб Шаарани передает его рассказ о периоде учебы:

Закария аль-Ансари обучался в Аль-Азхаре у известных исламских богословов своего времени, среди которых были: знаменитый мухаддис Ибн Хаджар аль-Аскаляни, такие большие ученые как Джалалуддин аль-Махалли и Шарафуддин ал-Мунави. Науку тасаввуфа он изучал под руководством известного суфийского шейха Мухаммада ибн Умара аль-Васити.

По окончании учебы шейх Закария сам стал преподавать исламские науки в Аль-Азхаре и других крупных учебных заведениях Египта. Число его учеников было огромно. К концу его дней большинство крупнейших учёных Египта (и не только) являлись его учениками или же учениками его учеников.

Среди тех, кто прошёл обучение у Закарии аль-Ансари, были такие знаменитости, как Ибн Хаджар Хайтами, Шихабуддин ар-Рамли, Шамсуддин ар-Рамли и многие другие. Ибн Хаджар аль-Хайтами говорил про него:

Его перу принадлежит более сорока книг по различным областям религиозных наук. У него имеются книги по толкованию Кyр`ана, хадисоведению, праву, суфизму, грамматике, логике и иным наукам. Поскольку молва о его учености разнеслась по всей стране, султан Египта стал настаивать, чтобы шейх Закария занял пост кади – верховного судьи в стране. Ученый долгое время отказывался, боясь ответственности за такое серьезное назначение, а также опасаясь поддаться тщеславию и самодовольству, оказавшись на высоком посту, но поскольку правитель не переставал настаивать, ему пришлось согласиться.

Закария аль-Ансари представлял, какую ответственность несёт судья за свои поступки и решения перед Аллахом, и поэтому ничто не могло заставить его промолчать при виде несправедливости. В дальнейшем он очень сожалел, что принял эту должность – тем более, что через некоторое время ему пришлось оставить пост судьи. По одной из версий причиной его отставки было то, что Закария указывал султану на творимые тем несправедливости. По другой версии, ему пришлось оставить пост судьи из-за потери зрения.

Закария аль-Ансари вёл аскетичный образ жизни, стараясь каждое свободное мгновение уделять поклонению и благим делам. Он был очень щедр, но так старался скрывать это от людей, что некоторые, не очень близко его знавшие люди думали даже, что он скуп.

Закария аль-Ансари покинул этот мир 24 октября 1520 года. Его похоронили рядом с могилой имама аш-Шафии. Огромное количество людей провожало его в последний путь.

Читайте также: