Где жили адыги до депортации

Обновлено: 02.07.2024


Адыгейский народ считается одним из самых древних в мире. Многие люди считали их "аристократами гор" или "французами Кавказа". Адыгейские женщины всегда воплощали собой идеалы красоты, а мужчины были эталоном мужественности. В нашей статье мы поговорим о том, какая религия у адыгейцев, какова численность и история народа, в чем заключаются особенности традиций и обычаи этноса и о многом другом.

Происхождение названия

Прежде чем приступить к детальному разбору религии адыгейцев или их традиций, следует ознакомиться с тем, откуда произошло само название – "адыгейцы". Вокруг этого слова входит большое количество различных споров и мифов. Конечно же, многие из них могут быть выдуманными или преувеличенными, однако большинство основаны на реальной истории народности, забывать о которой нельзя.

Наиболее распространенной версией происхождения названия этого народа является то, что в переводе с древнего языка оно означает "дети солнца", хотя официального подтверждения данной теории нет. После Октябрьской революции земли адыгейцев были разделены на несколько частей, что значительно ослабило мощь единого этноса. На сегодняшний день национальность "адыгеец" включает в себя следующие субэтносы:

  • адыги-кабардинцы, населявшие преимущественно Кабардино-Балкарию;
  • адыги–бесленеевцы, входившие в состав Карачаево-Черкессии;
  • народы, проживавшие на территории Майкопа и Кубани.

Как видите, к адыгейцам относится весьма много этносов, каждый из которых имеет свою культуру. Именно поэтому, когда речь заходит о традициях и обычаях адыгейцев, люди приводят достаточно много разнообразных и интересных фактов. В следующих разделах вы отыщите много подробной информации по этому поводу.

Численность населения и места проживания

Начиная с основания советского союза, адыгейцы стали считаться отдельным народом вместе с кабардинцами и черкесами. Согласно результатам переписи населения 2010 года, на территории Российской Федерации проживает около 123 тысяч человек, которые считают себя адыгейцами. Из этого числа примерно 110 тысяч проживают на территории одноименной Республики Адыгея, а остальные 13 тысяч – в Краснодарском крае (преимущественно в прибрежном районе Черного моря).

Численность населения.

Геноцид черкесов во времена Великой Отечественной войны привел значительной миграции данного народа за границу Советского Союза. На сегодняшний день в различных странах проживает весьма значительное количество представителей данного этноса. Среди самых известных государств:

  • Турция – примерно 3 миллиона человек.
  • Сирия – около 60 тысяч адыгейцев.
  • Иордания – 40 тысяч жителей.
  • Германия – 30 тысяч людей.

Это были основные данные по численности адыгейцев во всем мире. Также в США, Израиле, Болгарии и Югославии проживает по разным оценкам от двух до трех тысяч адыгейцев, хотя официальные данные могут довольно сильно разниться с реальностью. Несмотря на тот факт, что большая часть представителей древнего народа живет в Турции, жители Адыгейской Республики очень сильно гордятся своими корнями и чтут традиции и обычаи своих предков.

Внешность и черты характера

Задумались над тем, что представляет собой внешность адыгейца? Фото из этого раздела позволит сполна вам ответить на этот вопрос. Конечно же, сегодня в традиционных нарядах мало кто ходит, однако во время больших праздников можно повстречать немало мужчин и женщин, облаченные в одежды, которые носили их деды и бабушки. К отличительным особенностям внешнего вида адыгейцев можно отнести признаки, описанные в списке снизу.

Адыгейские молодые девушки.

  1. Крепкое атлетическое телосложение у мужчин и довольно широкие плечи.
  2. Плотные и прямые волосы черного или темно-русого цвета.
  3. Прямой нос с довольно высокой переносицей.
  4. Стройная женская фигура с тонкой талией.
  5. Довольно высокий или средний рост.
  6. Весьма длинные волосы.
  7. Темный цвет глаз.

Кроме того, отличить адыгейца можно по определенным чертам характера. Для каждого мужчины характерна мужественность еще с раннего возраста и весьма жаркий нрав. Девушки же ведут себя довольно скромно и практически во всем полагаются на мужчин. Однако в случае опасности они также могут показать, что с ними шутки плохи. Закомплексованность и скромность – это не про адыгейцев.

Быт и традиционные занятия

Исторически так сложилось, что обычаи адыгейцев неразрывно связаны с их бытом, поскольку народ старается заниматься теми же делами, что и их предки. Наиболее распространенным традиционным занятием считается земледелие и скотоводство. Пожалуй, не найдется ни одного адыгейца, который не знает, как обращаться с плугом или пасти овец. В подсобном хозяйстве многие жители Адыгеи держат кур, гусей, индеек и уток. В горах пастухи обычно выращивают овец, коз, а в некоторых случаях – яков и мулов. Среди сельскохозяйственных культур особое место занимает пшеница, кукуруза, ячмень и просо.

Разведение овец в горах.

Также одним из традиционных занятий считается виноградарство, поскольку этот народ всегда славился своими винами высокого качества. Большинство виноградников находится у побережья Черного моря, поскольку тамошний климат считается наиболее благоприятным для выращивания традиционных сортов. Среди дегустаторов вин существует довольно интересная версия о том, что знаменитое название "Абрау-Дюрсо" на самом деле имеет черкесские корни – возможно, так называлась однажды горная река или озеро с чистейшей водой.

Что касается ремесел, то они весьма слабо развиты у адыгейцев, хотя данный народ значительно лучше преуспел в этом вопросе, чем большинство их соседей. В древние времена практически каждый мужчина умел обрабатывать металл и ковать из него различные предметы быта и даже оружие. На сегодняшний день кузнечное ремесло кануло в прошлое и подобным занятием занимаются только настоящие мастера, секреты которых передаются из поколения в поколение от отца к сыну.

Практически каждая адыгейская женщина владеет искусством выделки тканей. Вообще, данный народ всегда славился своими прекрасными нарядами с красивой вышивкой. Особо ценились платья и кафтаны с золотой вышивкой на красном фоне. Орнаменты в виде растительности или геометрических фигур на одежде на сегодняшний день считаются традиционными и используются только на той одежде, которая предназначается для праздников и торжеств.

Религия адыгейцев

Данный народ перешел через три религиозных периода: от язычества до христианства, от христианства – до ислама. В древние времена вероисповедание адыгейцев представляло собой поклонение различным богам, а также веру в то, что человек един с космосом. Люди верили, что земля является круглой и окружена со всех сторон озерами, полями и лесами.

Храм на закате солнца.

Для адыгейцев из древности существовало три мира: нижний (царство усопших), средний (мир людей) и высший (обитель божеств). Эти три мира соединялись между собой священным деревом, которое и поныне играет сакральную роль. К примеру, весьма известная традиция заключается в том, что в момент рождения внука дедушка должен посадить во дворе дерево, за которым ребенок будет впоследствии ухаживать.

На сегодняшний день большинство адыгейцев исповедуют ислам, хотя встречаются и христиане, которые появились здесь лишь в конце XVI столетия. Период Кавказских войн сказался негативным образом на колонизаторской политике османских султанов и часть населения приняла Христа в качестве Бога.

Что касается более древних времен, то главным верховным божеством считался Тха – создатель мира и законов. В некоторых мифах также можно встретить Перуна – бога грома и молний, который очень похож на греческого Зевса. Также невозможно представить религию адыгейцев без различных духов-покровителей, которым люди поклонялись перед тем, как пойти на охоту или перед посевом урожая.

Культура народа

Огромную роль в культуре этноса играет традиционный танец, который считается не только очень древним, но и передает душу народа, который его исполняет. В лирическом мероприятии обычно принимает участие один мужчина, выступающий в роли орла, и две девушки, которые находятся под его крылом. Музыка весьма скромная и спокойная, однако в то же время отличается особой гордостью за народ. Особенно заметен данный момент тогда, когда девушки начинают отвечать на ухаживания кавалера.

Адыгейский танец.

Что касается музыки и литературы, то адыгейцы всегда славились своими уникальными писателями и композиторами, но лишь в собственных кругах. В школах обычно изучаются произведения из русской классики, так что приходится также посещать и внеклассные занятия по культуре адыгейцев.

Свадебные традиции

Наиболее известными традициями адыгейцев являются их неповторимые свадьбы. К примеру, в большинстве случаев жениха выбирала девушка, намекая об этом семье суженного небольшим подарком. После этого между родственниками начинались переговоры о будущем союзе и назначении сватовца: со стороны мужчины приезжали родственники в дом невесты и вставали в том месте, где обычно колют дрова. Подобных визитов обычно проводилось не меньше трех. Если к третьему посещению родственников приглашали к столу, то это означало то, что сторона невесты согласна на союз.

Девушка на смотринах перед свадьбой.

Также родные весьма часто выезжали на осмотр жениха, чтобы оценить его материальное благополучие. Такое действие было обязательным, дабы невеста не вышла замуж за мужчину из неблагополучной семьи. Если увиденное в полной мере устраивало визитеров, то жених обязан был отдать калым, который обычно состоял из скота, количество которого определялось благосостоянием семьи.

Традиции при рождении

Теперь вы знаете многое о том, как выглядят адыгейцы (фото были приведены в предыдущих разделах) и какой жизненный уклад они ведут. Однако чтобы более детально разобраться в особенностях быта этого народа, необходимо как следует изучить их традиции, наиболее распространенными из которых является вывешивание флагов, когда в семье рождается мальчик.

Посадка дерева перед рождением внука.

Также многие адыгейцы весьма настороженно относятся к тому, чтобы готовить приданое малышу еще до родов, поскольку это считается плохой приметой. Колыбель изготавливается родственниками ребенка только после того, как он появится на свет. В качестве строительного материала обязательно используется боярышник, чтобы аромат дерева успокаивал младенца.

Как только ребенок начинает ходить, в доме собираются все родственники, чтобы провести обряд "Первого шага". Виновнику торжества дарится куча подарков, а его ноги перевязываются атласной лентой, которая затем разрезается. Адыгейцы верят, что подобные действия позволят наделить малыша прыткостью и умением проходить все трудности без препятствий.

Традиционная адыгейская кухня

Большинство продуктов, которыми питаются адыгейцы, не представляют собой ничего особенного (в качестве ингредиентов используется мука, молоко и мясо), однако это вовсе не значит, что национальные блюда этого народа считаются невкусными. К примеру, в повседневной жизни довольно часто люди едят вареную баранину, а бульон используется для того, чтобы приготовить вкуснейший суп. Также некоторые блюда готовятся из мяса птицы с добавлением пикантного соуса на основе острого перца и чеснока.

Из молока адыгейцы обычно делают творог или сыр, добавляя твердые породы травы, зелень и даже фрукты. После московской Олимпиады в 1980 году весь мир узнал о вкуснейшем адыгейском сыре, который изготавливался тоннами специально для иностранных гостей. Данный продукт можно найти на прилавках российских супермаркетов и на сегодняшний день. Согласно одной из легенд, рецепт данного продукта поведал молодой девушке бог скотоводства Амыш за то, что она спасла заблудившееся стадо овец во время бури.

Что касается традиционных напитков, то в Адыгее, как уже говорилось ранее, довольно сильно распространено виноделие. Практически каждый взрослый мужчина знает о том, как сделать из домашнего винограда настоящий нектар богов и имеет собственный рецепт изготовления этого чудеснейшего напитка. В погребах адыгейцев можно увидеть бутылки красного и белого вина, возраст которых составляет несколько десятков лет. Однако чрезмерное употребление алкоголя не приветствуется в Адыгее, поэтому весьма неплохой альтернативой винам являются компоты и фруктовые чаи.

Видеоролик и заключение

Надеемся, наша статья помогла вам лучше разобраться в традициях и обычаях адыгейцев. Если приведенной информации вам показалось слишком мало или у вас имеются какие-то вопросы, то рекомендуем посмотреть небольшой видеоролик, из которого вы сможете узнать много того, что не было упомянуто в нашей статье.


Как видите, быт, культура и даже вера адыгейцев довольно богаты и разнообразны. Этот народ с огромной гордостью чтет свои традиции и живет так, как завещали их отцы и деды. Для подобного отношения к своей жизни нужна огромная воля и упорство, чего адыгейцам не занимать. Кроме того, этот народ считается одним из самых древнейших и гордится этим.

Содержание:

Когда появляются вопросы

Северокавказский вопрос, часть I. Адыгейцы, абазины, абхазы

Очень примерная карта расселения народов в Северном Кавказе в начале-середине XVIII века. Установление точных границ несколько затруднено из-за того, что они постоянно менялись, а по кочевьям ногайцев вообще информации с гулькин нос..

Однако тут разговор уже начинается не только о религии, но и о вообще истории Северного Кавказа как такового. Которая на деле оказывается с одной стороны крайне тенденциозной, а с другой – банально малоисследованной в необходимом мне временном отрезке. Точнее, даже не малоисследованной, а скорее просто неизвестной широкому кругу людей. К примеру, по истории того же XVIII века информации вообще мало, и она как правило приводится настолько вразнобой, что о каком-то системном исследовании говорить сложно. С одной стороны эта тема малоинтересна сторонним лицам, а с другой – очень выгодна для использования как современными представителями кавказских народов, так и просто пропагандистами различных сортов, идеологий и национальностей. Из-за чего порой появляются весьма забавные трактовки о целенаправленном уничтожении отдельных народов, их отсталости, или наоборот очень высоком уровне развития. Что кавказские горцы никогда не устраивали набегов на своих равнинных соседей, или наоборот – всегда были агрессивны, и набеги устраивали со времен царя Гороха. Все эти манипуляции и ошибочные мнения делаются во многом из-за того, что системные и четкие исследования вопроса истории Северного Кавказа с большим охватом времени или малодоступны широкому читателю, или просто ему не интересны. И как результат – неправильное понимание политики России по отношению к Северному Кавказу, или возведение опыта Кавказской войны, и относительно недавних конфликтов в абсолют – дескать, этот регион всегда был таким, и никаким другим, и нечего тут вообще рассуждать о чем-то….

Собственно, именно вопросу Северного Кавказа и посвящен текущий материал, служащий прелюдией к АИшному варианту истории этого региона в рамках моего проекта Russia Pragmatica III. Рассмотрена тема будет в уже знакомом формате – коротких заметок относительно тех или иных частей региона, с максимально сжатым, но все еще понятным и достаточно информативном видом. В отличие от моих предыдущих материалов по Балканам или Малой Азии, здесь деление на разделы будет проведено не по географичесому, а по этническому принципу, так как исторические процессы на Кавказе шли именно с народами, чьи границы проживания со временем менялись. Особый акцент будет сделан на XVIII веке, наименее ясном периоде в истории региона, и на двух важнейших для местных народов вопросах – когда и в каком виде они приняли ислам, и в какой момент стали проблемой или объектом экспансии для России. При этом весь указанный материал будет не более чем авторским видением вопроса, который не претендует на истину в последней инстанции ввиду большой сложности и политизированности кавказского вопроса как такового, и том во многом болезненном следе, который оставила история этого региона в народной памяти.

Ногайцы

Северокавказский вопрос, часть I. Адыгейцы, абазины, абхазы

Все, включая кхалиси, прекрасно знать, что Россия вышла на северные окраины Кавказа еще при Иване Грозном, т.е. во 2-й половине XVI века. И с тех пор государственная граница в тех местах как бы проходила по Кавказу, или как минимум по Тереку [1] . Правда, как начинаешь смотреть детали, так вопросы появляются один за другим, ибо даже конфигурация границы в этих местах по разным источникам приводится разная – и, вероятно, она постоянно менялась, так как те же терские казаки то распространяли свои хозяйства на правый берег, то уходили оттуда под атаками персов и горцев, то опять возвращались…. Сефевиды вообще какое-то время считали бассейн Терека своими владениями, а не русскими. А если копать совсем глубоко, то окажется, что русский контроль над этими территориями де-факто был чисто номинальным, и на самом деле царские поданные шибко дальше к югу от Дона и Волги и не заходили, хотя земли все равно числились за Москвой. Забавно, не так ли? Но раз так, то что же там творилось? Что было барьером между Россией и Кавказом? Как это повлияло на реальную историю, и мог ли этот барьер стать причиной того, что Россия всерьез занялась Кавказом аж в XIX веке?

Однако есть еще один важный момент, который является сквозным мотивом во всей истории Северного Кавказа, связанный со степняками. Дело в том, что степняки как правило занимали своими кочевьями самые плодородные и удобные для земледелия территории, и мешали вести сельское хозяйство на равнинах и в обширных долинах, из-за чего горские народы были вынуждены ютиться в верховьях, где земли, а значит и продовольствия было меньше, что в свою очередь приводило к достаточно низким демографическим показателям – т.е. численность горцев в те времена была относительно небольшой. Несколько более выгодные условия были у кабардинцев и вайнахов, у которых было относительно больше земли в горах, а вот, к примеру, западные черкесы постоянно страдали из-за ограниченных земельных ресурсов, что и привело к тому, что они оказались самыми охочими к набегам горцами. Кроме того, степняки представляли постоянную угрозу для Северного Кавказа, и потому горские народы длительное время защищались от их нападений, пребывая в нищете, но и не покоряясь завоевателям. Но как только натиск со степи ослаб – горцы стали спускаться с гор, появилась возможность возделывать большие площади земли, стал формироваться избыток продовольствия, и начался бурный демографический рост. Но вместе с тем появилась потребность в дополнительных ресурсах, которые взять в горах было неоткуда. И потому даже некогда дружественные и спокойные горцы могли в два счета превратиться в разбойников, угрожающих русским пограничным поселениям – что, собственно, и произошло в реальности. И все эти перемены произошли как раз в XVIII и начале XIX веков, перед самой Кавказской войной. Этот глобальный фактор, влияющий на развитие и политику горских народов, следует помнить, рассматривая каждый из них по отдельности.

Адыгейцы (западные черкесы)

Северокавказский вопрос, часть I. Адыгейцы, абазины, абхазы

Исламизация адыгейцев как таковая началась после издания османским султаном отдельного указа в 1717 году [5] , по которому его поданным, в особенности крымским татарам и ногайцам, следовало не нападать на горцев, а склонять их к принятию ислама. Только тогда началась массовая исламизация этого народа, и только тогда исповедовавшие до того ислам начали реально его исповедовать, а не совмещать суннитские обряды с традиционными. Причем шла она достаточно долго – по сути, около 100 лет, и лишь к моменту начала Кавказской войны адыгейцы окончательно перешли на магометанство. Причем на фоне большой угрозы со стороны сильной империи именно новая вера сыграла роль мощного объединяющего фактора, и именно потому, что ислам уже исповедовало подавляющее большинство народа. Без ислама адыгейцы так и остались бы сборной солянкой различных племен, постоянно враждующих друг с другом, исповедующие традиционные верования, и потому открытые для миссионерской деятельности. Без единства, и без той моральной подпитки, которую давал им исламский газават, западные черкесы все еще остались бы отличными воинами, которым сама география усиливала оборону от вторжений…. Но не более того. Даже полное сплочение адыгейских племен при отсутствии ислама в качестве доминирующей религии представляется маловероятным, и с другой стороны – до принятия ислама черкесы как правило показывали себя несколько более договороспособными, чем позднее, хотя здесь уже все относительно, так как адыгейская знать, как я уже сказал, приняла ислам раньше своих людей.

Однако это все реал – но мы ведь АИшники! И при ранней развилке с адыгейцами открываются совершенно неожиданные и неочевидные возможности. Если, к примеру, не допустить издания указа 1717 года, или минимизировать его эффект, разорвав связи горцев с турками, то исламизация черкесского общества просто не наберет обороты [6] , и их общество не сплотится против России. А сама Россия сможет раньше, и гораздо менее бескровно подчинить эти народы, и включить их в состав империи. Причем выгоднее всего открыть адыгейцам пути к военной карьере, и формировать из них что-то вроде казачьих частей, отправляя на войны по мере необходимости. Так они смогут и без набегов укрепить свое благосостояние, не будут продавать дочерей в рабство туркам, и вообще могут стать верными поданными царя, его опорой на Кавказе, и так далее, и тому подобное. Чудно? Определенно. Но при ранней развилке – очень даже возможно, так как реальный результат, во многом плачевный и болезненный, оказался обусловлен именно реальным стечением нескольких обстоятельств, без которых история адыгейцев могла бы пойти совершенно иначе.

Северокавказский вопрос, часть I. Адыгейцы, абазины, абхазы

Абхазов и абазин можно смело считать черкесами наравне с адыгейцами и кабардинцами. Правда, за такое заявление можно и схлопотать задолго до того, как можно будет успеть объяснить все детально. Дело в том, что черкесская общность тут учитывается по некоторым культурным особенностям, и самое главное – языку, но не более того. Абхазы всегда были наиболее организованными и развитыми племенами той культурной группы, которую позднее стали называть черкесами, и больше адыгов отметились в государственном строительстве, основав сначала царство, а затем княжество Абхазия, которое просуществовало до XIX века. Дробление на племена благодаря высокому общественному развитию было неярко выражено, и в целом абхазцы как единый народ к XVIII веку уже вполне устоялись. С абазинами все было сложнее – они не достигли таких высот в общественной организации, и потому до последнего дробились на племена, которые сильно друг с другом враждовали. Настолько сильно, что, наверное, их усобица по всем черкесским меркам была самой развеселой и разнузданной, чему сильно помогала относительная компактность проживания при достаточно крепкой демографии – абазин в горах было больше обычного, из-за чего и воинов племена выставляли больше, но и запрос на богатства и землю также формировался более жесткий.


Историк-любитель Виталий Штыбин рассказывает о разделенном черкесском народе.

Юга.ру уже рассказывали о Виталии Штыбине — молодом краснодарском предпринимателе, который увлекся черкесской историей настолько, что стал популярным блогером и желанным гостем на профильных конференциях. Эта публикация — о том, что общего и в чем разница у адыгейцев, кабардинцев и черкесов — открывает цикл материалов, которые Виталий будет писать специально для нашего портала.

Если вы уверены, что в Кабардино-Балкарии живут кабардинцы и балкарцы, в Карачево-Черкесии — карачаевцы и черкесы, а в Адыгее — адыгейцы, то вы будете удивлены, но это не совсем так. Во всех этих республиках живут адыги — это один народ, разделенный искусственными границами. Эти названия носят административный характер.

Адыги — это самоназвание, а окружающие народы по традиции называют их черкесами. В научном мире используют термин адыги (черкесы), чтобы избегать путаницы. Главное правило одно — адыги равнозначно названию черкесы. Есть небольшая разница между адыгами (черкесами) Кабардино-Балкарии\Карачаево-Черкесии и Адыгеи\Краснодарского края. Она заметна в диалектах. Кабардинский и черкесский диалекты считают восточными диалектами адыгского языка, адыгейский и шапсугский диалекты — западные. В разговоре житель Черкесска не все поймет из речи жителя Яблоновского. Как типичный обыватель средней полосы России не сразу разберется в кубанской балачке, так и кабардинцу будет сложно понять разговор сочинских шапсугов.

В Российской империи адыги (черкесы) не имели собственных республик или автономий, но с приходом советской власти такая возможность появилась. Однако государство не решилось объединить разобщенный народ в одну большую республику, которая легко могла стать равной по размерам и политическому весу Грузии, Армении или Азербайджану.

Разными путями образовали три республики: Кабардино-Балкарию — в которую из адыгов вошли кабардинцы. Для поддержания баланса их объединили с тюрками-балкарцами. Следом образовалась Адыгейская автономия, куда вошли все оставшиеся субэтнические группы бывшей Кубанской области. Горная часть республики, как и город Майкоп, вошла в ее состав только в 1936 году. Шапсуги в Лазаревском районе города Сочи получили свою автономию с 1922 по 1945 год, но ее ликвидировали безвозвратно. Последними Карачаево-Черкесскую автономию получили в 1957 году адыги-бесленеевцы, близкие по диалекту к кабардинцам. В этом случае власти также поддержали этнический баланс между ними и населявшими республику абазинами и тюрками-карачаевцами (родственниками соседних балкарцев).


  • Кубановедение без пробелов. Краснодарец Виталий Штыбин рассказывает в сети об адыгской истории края

Проще всего запомнить субэтносы можно в следующем порядке:

— восточные адыги (черкесы): кабардинцы в Кабардино-Балкарии; бесленеевцы в Карачаево-Черкесии;

— западные адыги (черкесы): шапсуги в Лазаревском районе города Сочи; темиргоевцы\хатукайцы\бжедуги\абадзехи\мамхеги\егерухаевцы\адамиевцы\
махошевцы\жанеевцы в Республике Адыгея.

А как же абазины, которые живут во всех тех же аулах, но преимущественно в Республике Карачаево-Черкесия? Абазины — это смешанный народ, язык которого близок к абхазскому. Когда-то давно они переселились из Абхазии на равнины северных склонов Кавказа и смешались с черкесами. Их язык близок к абхазскому, который родственен адыгскому (черкесскому) языку. Абхазы (абазины) и адыги (черкесы) — дальние родственники, примерно как русские и чехи.

Теперь в разговоре с адыгейцем, черкесом или кабардинцем вы можете спросить его, из какого он племени (субэтноса), и узнаете много интересного из жизни адыгов (черкесов), а заодно приобретете доверие как знаток устройства удивительного адыгского (черкесского) общества.

Справжня історія України-Русі та Московії. Національно-визвольна боротьба поневолених Москвою народів.

Сторінки

субота, 9 вересня 2017 р.


П. Грузинский. Оставление горцами аула при приближении русских войск, 1872.

Героическая борьба адыгов (самоназвание черкесов) против российского империализма длилась многие десятилетия. Они оказались под ударом сразу после аннексии Крыма Екатериной ІІ , и последовавшего за этим геноцидом ногайцев, проведенный генералом-карателем А. В. Суворовым.

План Милютина касался черкесов, смирившихся с российской оккупацией. Князь А.И.Барятинский скорректировал эту мысль, предложив применить этот план к непокоренным адыгам. План был всем хорош, но не учитывал мнение донских казаков. Они посчитали такие действия царской администрации нарушением своих прав, да и свободных земель для порабощенных переселенцев из Черкесии на Дону просто не было в нужном количестве.

Командующий войсками правого фланга Кавказской линии генерал Н. И. Евдокимов предлагал путем военного давления (террора) вынудить черкесов переселяться в Османскую империю. Ибо даже сложив оружие адыги живущие на черноморском побережье были бы всегда благоприятной средой для возможного десанта войск Блистательной Порты.

Именно план Евдокимова получил высочайшее одобрение. Сам генерал обещал в течении 2 – 3 лет вытеснить черкесов с гор на равнину, а оттуда – в Османскую империю. Освободившиеся земли передавались царским подданым, в основном – казакам .


Командующий войсками на Западном Кавказе генерал от инфантерии Н. И. Евдокимов, кавказский наместник великий князь Михаил Николаевич и генерал-майор Д. И. Святополк-Мирский
Исполняя начертанный план, российские каратели сжигали целые аулы, убивая их жителей без различия пола и возраста. Кроме того активно проводился террор голодом – уничтожались все посевы и запасы продовольствия свободолюбивых черкесов.
Генерал Ермолов предал огню более 200 аулов. Не отставал от него и генерал Евдокимов, и другие царские каратели: Лазарев, Булгаков, Засс. О последнем говорили, что он украшал частокол вокруг своей резиденции отрубленными черкесскими головами, а также баловал своих друзей пикантными подарками в виде высушенных голов казненных адыгов.

Стратегической задачей Меджлиса было международное признание Черкессии воюющим государством, что давало возможность добиваться посредничества третьих стран в заключении мира с Российской империей.

18 сентября 1861 г. представители черкесского народа встретились с царем Александром ІІ . Они соглашались на все условия оккупантов, настаивая только на одном: праве остаться жить на своей Родине.
Царь потребовал полного подчинения, в том числе и готовности адыгов переселиться куда укажут. Все недовольные царской милостью могли выезжать в Турцию.

После отъезда царя продолжилось российское наступление на земли Черкесии. К началу 1862 года все коренное население было вытеснено из верхнего междуречья Кубани и Белой. Меньшая часть черкесов переселилась в места отведенные оккупантами, остальные отступили в горы, чтобы продолжить вооруженную борьбу.

В отместку российские каратели просто стирали с лица земли аулы абадзехов, шапсугов, абазин и других непокоренных народов Черкесии.

Стараясь привлечь внимание мировой общественности, Меджлис направляет свои делегации в Лондон и Стамбул с просьбой о помощи. Одновременно было объявлено о начале священной войны против российских поработителей.

Черкесский комитет в Стамбуле, состоявший из адыгов и поляков, организовал сбор гуманитарной помощи. Наряду с этим была произведена закупка нескольких тысяч винтовок и других боеприпасов.
В конце 1862 года Меджлис обратился к султану Османской империи с просьбой принять в свое подданство народ Черкесии, но просьба удовлетворена не была.

Черкесский комитет в Лондоне организовал массовые митинги и собрания, с требованием к королеве Виктории поддержать черкесов в их неравной борьбе с империей Зла. Но королева и правительство Великобритании промолчали, не желая сориться с Россией из-за горцев.


Российская медаль за покорение Западного Кавказа
Свидетельства оккупантов – очевидцев происходящего.

По официальным российским данным погибло около 400 тысяч черкесов, и было депортировано: адыгов Западной Черкесии – более 411 тыс., абазин – более 30 тыс., прикубанских ногайцев – более 30 тыс., садзов-джигетов – 19,5 тыс. В Черкесии осталось не более 80 тыс. человек коренного населения. Итого царские власти признавались в выселении свыше 470 тыс. человек. Это заниженные данные, к тому же ничего не сообщающие о людях, погибших в процессе депортации. Согласно же данным османской администрации численность черкесов проживавших на территории Порты составляла в 1867 году 595 тысяч человек, опять же без учета всех умерших от момента начала депортации до начала переписи.

Высылке подверглись и не участвовавшие в Кавказской войне кабардинцы: в 1859-1862 гг. в Османскую империю вынужденно переселились 10 343, а в 1865 г. – еще 3 тыс. человек.

На сегодняшний день в Российской федерации проживает не более восьмисот тысяч адыгов. Численность же черкесской диаспоры, проживающих главным образом на территории бывшей Османской империи, составляет до 8 млн. человек.

Факт геноцида черкесского народа признан всего единственной страной в мире – Грузией (резолюция Парламента Грузии от 20.05.2011).
К сожалению, Украина, ведущая неравную борьбу с московской агрессией, на официальном правительственном уровне не признала преступления российского царизма против адыгов геноцидом. Такая недальновидная политика лишает Украину союзников и мощнейших инструментов влияния на Северном Кавказе. Признания факта геноцида черкесов смогло бы существенно изменить соотношение сил в украино-московской войне, а также способствовать освобождению порабощенных Москвой народов.


Сайт містить унікальні тексти, кожен з яких уперше був оприлюднений саме тут. Бажаєте читати нові статті першим? Натисніть на дзвоник розташований в правому нижньому кутку монітора!

7 коментарів:

Жалко, что у вас на сайте нет версий статей для печати. Я бы их сохранил на компе и периодически перечитывал.
Но все равно СПАСИБО!

"К сожалению, Украина, ведущая неравную борьбу с московской агрессией, на официальном правительственном уровне не признала преступления российского царизма против адыгов геноцидом. Такая недальновидная политика лишает Украину союзников и мощнейших инструментов влияния на Северном Кавказе. Признания факта геноцида черкесов смогло бы существенно изменить соотношение сил в украино-московской войне, а также способствовать освобождению порабощенных Москвой народов. "

На сегодняшний день ситуация признания данного преступления на официальном уровне очень сильно усложняется по нескольким причинам:
1) Отсутствие распространённости. Даже если брать во внимание черкесскую диаспору в Турции и в других странах мира, само страшное событие так и не получило такой широчайшей огласки, как позднее получили это геноцид армян, украинцев, евреев, крымских татар или чеченцев. С распадом СССР об этом почти что ни в одной из школ или ВУЗов бывших советских республик не говорят. Соответственно, об этом очень мало кто знает, а получить информацию об этом просто неоткуда.
2) Недостаточность материалов для официального подтверждения. Все самые весомые доказательства преступления уничтожались как Российской Империей, так и советской властью. Естественно, до сегодняшнего дня дошло совсем немного материалов по этому событию, но даже это современная Россия не станет разглашать по естественным причинам.
3) Длительное имперское влияние на население. Ни для кого из молодых поколений (да и постарше) не является секретом, что советское образование содержало в себе сплошную пропаганду и возвеличивания Советской России и её партийных деятелей чуть ли не до божеств. Всё это они очень успешно позаимствовали у своих предшественников. Вместе с тем и в том, и в этом образованиях самые неудобные моменты попросту замалчивались и в школьных учебниках не вспоминались. Это касалось и геноцида целых народов: да, все радостно вопили о том, как европейцы-колонизаторы сдирали скальпели с коренных американцев (индейцев), однако в это же время если бы ты даже просто попробовал затронуть тему геноцида украинцев 1932-33 гг. (тот самый Голодомор, который по численности жертв в 10 раз страшнее геноцида черкесов), тебя бы просто изолировали ото всех остальных как антисоветчика. Таким образом, выросли поколения, восхваляющие убийц и не знающие о страшных преступлениях против собственных предков. Но если украинцы смогли до сегодняшних дней это донести, то черкесы вряд ли.
4) Сегодняшние взгляды. Эта причина вытекает из третьей: жизнь в розовых очках и зазомбированность. Понятно, что с учётом происходящего сегодня вся эта схема обманов и манипуляций продолжает прекрасно действовать, а потому черкесы и русские очень часто похожи во взглядах. Отсюда вытекает тот факт, что начиная с 2014-го года, коренные народы России едут убивать украинцев на Донбасс в ничуть не меньших количествах, чем обычные русские. Черкесы не исключение. И не имеет значения как они это делают: в роли наёмников или в составе спецподразделений ВС РФ. Сам факт, они сейчас нас тоже убивают и признание их бедными и несчастными будет ну очень странным и нелогичным действием.

Читайте также: