В каком году была принята декларация о создании узбекской советской социалистической республики

Обновлено: 30.06.2024

Узбекистан был республикой восточного колорита: древние мечети Самарканда и Бухары, хлопковые плантации, дыни-"торпеды". а также межнациональные конфликты в густонаселенной Ферганской долине и "восточная" коррупция. Радикальный ислам, погромы, мафия, коррупция и ее разоблачение - все это сыграло свою роль в падении советской власти в республике.
Для Узбекистана последние годы существования СССР были отмечены "хлопковым делом" (так обобщенно именуется целая серия уголовных дел, касавшихся злоупотреблений как в хлопковой, так и в других отраслях узбекского хозяйства). Громкие разоблачения и аресты по обвинениям в коррупции, затронувшие местное начальство, осложнили отношения между республикой и союзным центром. В рядах местной элиты кампания, затеянная тогдашним генсеком ЦК КПСС Юрием Андроповым, воспринималась как предательство.

Политикой в конце 1980-х-начале 1990-х годов занялись также мусульманские организации. Ислам в Узбекистане даже в советские времена имел определенное влияние, а в условиях либерализации, которую принесла перестройка, это влияние стало возрастать. Еще в 1940-е годы в Ташкенте было создано Среднеазиатское духовное управление мусульман. Вопреки антирелигиозным установкам, которых придерживалась советская власть, там были сохранены некоторые мечети, действовало даже медресе. Наряду с официальными мечетями в Узбекистане во времена СССР действовало множество неофициальных (только в Андижанской области их, по некоторых данным, было более 180).
В начале 90-х годов в Узбекистане была создана Исламская партия возрождения (хотя регистрации она и не получила и впоследствии объявила о переходе на нелегальное положение). Примерно в то же время в некоторых регионах появились фундаменталистские объединения под названием "Адолат" ("Справедливость"). Они объявили, что будут следить за соблюдением законов шариата. В эти группы входили как представители духовенства, так и бывшие десантники. Отряды численностью до 200 человек были созданы в Наманганской, Андижанской и Ферганской области. Фактически они взяли на себя роль дружинников (на что, правда, их никто не уполномочил): патрулировали улицы и рынки, задерживали лиц, которые показались им подозрительными, а также боролись с "аморалкой" и пьянством.
Все это продолжалось до конца 1991 года, когда активисты "Адолат" захватили здание обкома компартии в Наманганской области и предъявили ультиматум властям (среди требований было создание в Узбекистане исламского государства). За этим последовал разгром "дружинников".
Десятки активистов были арестованы, некоторые отправлены за решетку. Параллельно власти занялись и Исламской партией возрождения. Был принят закон, запрещающий деятельность религиозных партий в Узбекистане. В итоге в 1992-1993 годы и "Адолат", и ИПВ фактически прекратили свое существование.

ДЕКЛАРАЦИЯ О СУВЕРЕНИТЕТЕ
Верховный Совет Узбекской Советской Социалистической Республики:
исходя из исторического опыта государственного строительства и сложившихся традиций узбекского народа,
обеспечения каждой нации права на самоопределение,
во имя высшей цели обеспечения каждому человеку права на достойную жизнь,
глубоко осознавая историческую ответственность за судьбу народов Узбекистана,
исходя из международно-правовых норм, общечеловеческих ценностей и принципов демократии,
провозглашает государственный суверенитет Узбекской Советской Социалистической Республики.
1. Государственный суверенитет Узбекской ССР есть верховенство демократического государства Узбекской ССР на всех составных частях своей территории и во всех внешних сношениях.
2. Государственная территория, граница Узбекской ССР неприкосновенны, неделимы и не могут быть изменены без волеизъявления народа.
3. Государственная власть Узбекской ССР осуществляется над всеми частями ее территории и распространяется на все население, проживающее на ней.
4. Решения, принимаемые Верховным Советом СССР, приобретают силу на территории Узбекской ССР только после их утверждения Верховным Советом Узбекской ССР в соответствии с Конституцией Узбекской ССР.
5. В ведение государственной власти Узбекской ССР входят все вопросы внутренней и внешней политики.
6. Узбекская ССР признает и уважает основные принципы международного права.
7. Узбекская ССР определяет принципы и осуществляет политические, экономические, культурные и иные отношения с союзными республиками и другими государствами на основе договоров.
8. Узбекская ССР определяет свой путь развития, свое название, учреждает свою государственную символику: герб, флаг, гимн.
9. Суверенитет Каракалпакской Автономной Советской Социалистической Республики обеспечивается Конституцией
автономной республики, Узбекская ССР защищает интересы Каракалпакской АССР в соответствии с ее Основным Законом и Конституцией Узбекской ССР.
10. Законодательная власть Узбекской ССР разрабатывает законы и законоположения, необходимые для реализации государственного суверенитета Узбекской ССР, определяет состав и структуру политической и экономической системы Узбекской ССР.
11. Верховный Совет Узбекской ССР заявляет о решимости создать демократическое правовое государство, определяемое всенародным референдумом, гарантирует представителям всех наций и народностей, проживающих в Узбекской ССР, их законные политические, экономические, этнические, культурные права и развитие родного языка.
12. Настоящая декларация является основой для разработки новой Конституции Узбекской ССР и нового Союзного договора.
Принята на второй сессии Верховного Совета Узбекской ССР 20 июня 1990 г.


ЗАКОН
РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
31 августа 1991 года № 336-XII

Об основах государственной независимости Республики Узбекистан

Исходя из Декларации о суверенитете Узбекской ССР и Заявления о
государственной независимости Республики Узбекистан, Верховный Совет
Республики Узбекистан принимает настоящий закон.

Республика Узбекистан, в состав которой входит Республика
Каракалпакстан, - независимое, демократическое государство.

Народ Республики Узбекистан суверенен и является единственным
источником государственной власти в республике. Он осуществляет
принадлежащую ему власть как непосредственно, так и через систему
представительных органов.

Республика Узбекистан обладает всей полнотой государственной
власти, самостоятельно определяет свое национально-государственное и
административно-территориальное устройство, систему органов власти и
управления.

Государственная граница и территория Республики Узбекистан
неприкосновенные и неделимы, не могут быть изменены без свободного
волеизъявления его народа.

В Республике Узбекистан верховенством обладают Конституция
Республики Узбекистан и ее законы. Система государственных органов
Республики Узбекистан строится на основе принципа разделения властей:
законодательной, исполнительной и судебной.

Республика Узбекистан имеет право создать Министерство по делам
обороны, образовать Национальную гвардию и вневойсковую
(альтернативную) службу.
Суверенный Узбекистан оставляет за собой право осуществлять
военную политику в вопросах формирования и руководства Вооруженными
Силами СССР на территории республики.

Материальной основой государственной независимости Республики
Узбекистан является ее собственность.
Земля, ее недра, воды, леса, растительный и животный мир,
природные и другие ресурсы на территории республики, ее
интеллектуальные ценности являются национальным достоянием,
собственностью Республики Узбекистан.

Объекты государственной собственности, включая имущество
государственных предприятий, учреждений и организаций, в том числе
находившихся в союзном подчинении, их основные производственные,
непроизводственные, оборотные или иные формы и иное имущество, системы
внутренней коммуникации, транспорта, связи и энергетики,
республиканские картография и геодезия являются собственностью
Республики Узбекистан.

Разгосударствление и приватизация собственности Республики
Узбекистан осуществляются в соответствии с законодательством
республики. Преобразование расположенных на территории республики
государственных предприятий, находившихся в союзном подчинении, в
акционерные общества, перевод их в иные формы собственности
осуществляются исключительно на условиях и в порядке, предусмотренном
законодательством Республики Узбекистан.

Республика Узбекистан самостоятельно осуществляет и
контролирует добычу, переработку и хранение золота, других драгоценных
металлов и камней на своей территории, создает свой золотой запас.
Республика Узбекистан имеет свою долю в золотом запасе,
Алмазном и Валютном фондах СССР.

Республика Узбекистан вправе вводить свою денежную единицу -
национальную валюту, самостоятельно определять объемы совокупного
денежного оборота, эмиссии денег и иных государственных ценных бумаг.

Республика Узбекистан осуществляет финансовую и кредитную
политику. Налоги и сборы, взимаемые на территории республики, поступают
в государственный бюджет Республики Узбекистан и местные бюджеты.

Республика Узбекистан устанавливает дипломатические,
консульские, торговые и иные связи с иностранными государствами,
обменивается с ними полномочными представителями, заключает
международные договоры, может быть членом международных организаций.

Республика Узбекистан, являясь самостоятельным субъектом
международных экономических отношений, определяет условия осуществления
иностранных инвестиций, права инвесторов, создает собственный
конверсионный валютный фонд, продает и закупает золотые и другие
запасы, конвертируемую валюту.

На территории Республики Узбекистан устанавливается гражданство
Республики Узбекистан в соответствии с всеобщей Декларацией прав
человека.

Все граждане Республики Узбекистан независимо от нации,
народности, социальной принадлежности, вероисповедания и убеждений
имеют одинаковые гражданские права и находятся под охраной Конституции
республики и ее законов.

Республика Узбекистан определяет свой путь развития, свое
название, учреждает свою государственную символику: герб, флаг, гимн,
устанавливает свой государственный язык.
Символы государственной независимости Республики Узбекистан
являются священными, и всякое надругательство над ними наказуемо
законом.

Республика Узбекистан признает территориальную целостность и
суверенитет Республики Каракалпакстан в составе Республики Узбекистан.
Взаимоотношения между Республикой Узбекистан и Республикой
Каракалпакстан строятся на основе равноправия, посредством
двусторонних договоров и соглашений между ними.
За Республикой Каракалпакстан сохраняется право свободного
выхода из Республики Узбекистан в соответствии с законодательством.

Узбекская Советская Социалистическая Республика (узб. Ўзбекистон Совет Социалистик Республикаси , совр. O`zbekiston Sovet Sotsialistik Respublikasi) — одна из республик Советского Союза

В результате административно-территориальной реформы 1924 года, были расформированы Хорезмийская Народная Республика, Бухарская Народная Республика, из состава РСФСР была выделена Туркестанская АССР и на их территории были образованы две новые союзные республики — Туркменская ССР и Узбекская ССР. В 1929 году, первоначально входившая в состав Узбекской ССР, Таджикская АССР была преобразована в Таджикскую ССР. В 1930 году столица республики была перенесена из Самарканда в Ташкент. В 1936 году из состава Казахской ССР в Узбекскую ССР была передана Каракалпакская АССР.

В ночь с 7 на 8 ноября 1917 года в Петрограде произошла Великая Октябрьская революция. В тот же день (ночь) возникла Российская Советская Социалистическая Федеративная Республика — РСФСР — со столицей в Москве. Туркестанское Генерал-Губернаторство было преобразовано в Туркестанскую Автономную ССР в составе РСФСР. Земли Кокандского ханства (в том числе Ташкент) вошедшие в состав Ферганской области Туркестанского Генерал-Губернаторства еще в марте 1876 года также формально вошли в состав РСФСР. Де факто протектораты Российской Империи — Хивинское ханство и Бухарский эмират остались на время официально независимыми от расторгаемой на части России.

В феврале 1920 года на территории Хивинского ханства и Бухарского эмирата при значительной поддержке Красной Армии, образовались Хорезмская и Бухарская Народные Советские Республики. 26 августа 1920 года значительная часть Туркестанской АССР была преобразована в Киргизскую АССР в составе РСФСР. В 1923 г. в состав СССР вошли Хорезмская и Бухарская Народные Советские Республики (как ССР).

14 октября 1924 года была образована Таджикская АССР в составе Бухарской ССР, а также выделена Кара-Киргизская автономная область (нынешняя Киргизия) в составе Киргизской АССР (нынешний Казахстан).

27 октября 1924 года по национально- государственному размежеванию образованы Узбекская ССР и Туркменская ССР. В состав Узбекский ССР вошла Бухарская ССР вместе с Таджикской АССР и одной из трех областей на которые разделили Хорезмскую ССР. Другая треть Хорезмской ССР была преобразована в Каракалпакскую АО в составе Киргизской АССР. А оставшаяся треть была преобразована в Туркмескую ССР.

С 1925 Узбекистан вошел в СССР как союзная республика. Первой столицей советского Узбекистана в 1924 г. стал Самарканд. В 1930 столица перенесена в Ташкент. 1 февраля 1926 года Кара-Киргизская АО была выделена из состава Киргизской АССР и преобразована в Киргизскую АССР в то время как оставшаяся часть бывшей Киргизской АССР превратилась в в Казахскую АССР. 16 октября 1929 года из состава Узбекской ССР была выделена Таджикская АССР и преобразована в Таджикскую ССР, которая 5 декабря 1929 года вошла в состав СССР. 5 декабря 1936 года Киргизская и Казахская АССР были выделены из состава РСФСР и официально вошли в Союз ССР на правах ССР, а также Каракалпакская АО была присоединена к Узбекской ССР на правах автономной ССР.

Находясь в составе СССР, Узбекистан из отсталого колониального региона превратился в индустриально - аграрную республику, с развитой легкой и пищевой промышленностью, в десятки раз выросла тяжелая промышленность. Были построены крупнейшие тепловые (Ташкентская, с 1971, Сырдарьинская, с 1975, Навоийская, Ангренская ГРЭС) и гидроэлектростанции (Чарвакская, с 1972), началась разработка газовых (месторождение Газли, с 1961) и нефтяных месторождений и др. Появились совершенно новые для республики отрасли машиностроения (электротехническая, радиоэлектронная, приборостроительная, авиационная и др.) Созданы новые крупные районы хлопководства, Узбекистан стал мощной хлопковой базой СССР. Принятие первого пятилетнего плана в 1928 стало началом коллективизации, которой предшествовало проведение земельно-водных реформ, принявшей массовый характер в конце 1929; к весне 1932 три четверти земельных наделов в Узбекистане был обобществлены и включены в колхозы. Узбекская письменность была переведена с арабской на славянскую графическую основу; за этим последовала кампания по преодолению неграмотности. Уровень грамотности поднялся с 4% (1897) до 99% (1977), в советский период открыты большинство ВУЗов страны (в том числе Ташкентский университет, с 1918), основана Академия наук Узбекской СССР (1943), театры (в том числе в 1919 - Узбекский театр драмы, в 1939 - Узбекский театр оперы и балета).

После вспышки насилия в Ферганской долине в 1989, когда в результате межнационального конфликта между узбеками и турками-месхетинцами погибло около сотни человек, из республики выехало несколько десятков тысяч турок-месхетинцев и большое количество представителей иных национальностей. Пришедший к руководству республикой Ислам Каримов с июня 1989 стал проводить более популярную среди населения политику в сфере религиозной, культурной и экономической жизни, социального обеспечения и защиты интересов Узбекистана.

В марте 1990 Верховным Советом Узбекской ССР учрежден пост пост президента республики, первым президентом Верховный Совет избрал И. А. Каримова. В октябре 1989 Верховный Совет объявил узбекский язык - государственным языком, русский язык - языком межнационального общения. 1989—1990 кризисных явления в экономике привели к усилению сепаратистских настроений. Несмотря на это, на референдуме в марте 1991 года, большинство населения проголосовало за сохранение СССР. После неудавшейся попытки государственного переворота (ГКЧП, 19 августа 1991), 31 августа 1991 года, вслед за другими республиками, Верховным Советом провозглашена независимость и суверенитет Республики Узбекистан, а 18 ноября 1991 принят Закон "О Государственном флаге Республики Узбекистан". Однако часть полномочий ещё была у союзных властей. На выборах в декабре 1991 президентом был избран И.Каримов. 21 декабря 1991 года на встрече президентов в Алма-Ате, Узбекистан присоединился к СНГ. 26 декабря сессия Верховного Совета СССР (в числе которой были представители и Узбекистана) приняла решение о прекращении существования СССР.

Независимость Узбекиcтана была провозглашена 31 октября 1991 года после подавления путча ГКЧП в Москве в августе 1991 года. Хотя некоторые институты, существовавшие в Узбекистане в рамках СССР, оставались даже до 1992 года, например, Туркестанский военный округ и его командование в Ташкенте. Продолжали свою работу депутаты от Узбекистана в Верховном Совете СССР (вплоть до 26 декабря 1991).


Ассалом, рус халқи, буюк оғамиз, Барҳаёт доҳиймиз Ленин, жонажон! Озодлик йўлини Сиз кўрсатдингиз, Советлар юртида ўзбек толди шон! Партия раҳнамо, жон Ўзбекистон, Серқуёш ўлкасан, обод, баркамол! Тупроғинг хазина, бахтинг бир жаҳон, Советлар юртида сенга ёр иқбол! Серқуёш ўлкада кўрмасдик зиё, Дарёлар бўйда эдик сувга зор. Тонг отди, Инқилоб, Ленин раҳнамо, Раҳнамо Лениндан халқлар миннатдор! Партия раҳнамо, жон Ўзбекистон, Серқуёш ўлкасан, обод, баркамол! Тупроғинг хазина, бахтинг бир жаҳон, Советлар юртида сенга ёр иқбол! Коммунизм гулбоғи мангу навбаҳор, Тоабад қардошлик – дўстлик барҳаёт! Советлар байроғи ғолиб, барқарор, Бу байроқ нуридан порлар коинот! Партия раҳнамо, жон Ўзбекистон, Серқуёш ўлкасан, обод, баркамол! Тупроғинг хазина, бахтинг бир жаҳон, Советлар юртида сенга ёр иқбол!


Перевод
Приветствую тебя, брат русский, велик твой народ! Славься, вождь бессмертный, Ленин наш родной! Путь борьбы за свободу вёл нас вперёд, И узбек прославлен Советской страной. Партия, ты ведёшь наш Узбекистан, Он цветёт, одарен радостной судьбой. Край сокровищ земных солнцем осиян, И в родной стране счастье всегда с тобой. В яркий день был спрятан от нас солнца свет, Нас томила жажда возле полных рек. Ленин для нас открыл Октября рассвет, Будет Ленин жить в сердцах из века в век. Партия, ты ведёшь наш Узбекистан, Он цветёт, одарен радостной судьбой. Край сокровищ земных солнцем осиян, И в родной стране счастье всегда с тобой. Коммунизм — ты земли весенний расцвет, Братство, равенство и дружба — наш оплот. Поднимаем мы знамя славных побед, Алый стяг миру свет Советов несёт. Партия, ты ведёшь наш Узбекистан, Он цветёт, одарен радостной судьбой. Край сокровищ земных солнцем осиян, И в родной стране счастье всегда с тобой.

Узбекистан ( США : / ʊ г б ɛ к ɪ s т æ п , - с т ɑː п / ( слушать ) , UK : / ʊ г ˌ б ɛ к ɪ s т ɑː п , ʌ Z -, - s t æ n / ) - это общепринятое английское название Узбекской Советской Социалистической Республики ( Узбекская ССР ; узбекский : Ўзбекистон ССР , Oʻzbekiston SSR ; русский язык: Узбекская ССР , Узбекская ССР ), а затем Республика Узбекистан ( узбекский : Oʻzbekiston Respublikasi , Ўзбекистон Республикаси ), относящаяся к периоду Узбекистана с 1924 по 1991 год как одна из республик Советского Союза . Он регулировался узбекского отделения от Коммунистической партии Советского Союза , единственной легальной политической партии, с 1925 до 1990 года С 1990 по 1991 год, она была суверенной частью Советского Союза с его собственным законодательством. Иногда этот период также называют Советским Узбекистаном .

20 июня 1990 года Узбекская ССР приняла Декларацию о государственном суверенитете в своих границах. Ислам Каримов стал инаугурационным президентом республики.

31 августа 1991 года Узбекская ССР была переименована в Республику Узбекистан и провозгласила независимость за три месяца до распада Советского Союза 26 декабря 1991 года.

Узбекистан граничил с Казахстаном на севере; Таджикистан на юго-восток; Киргизия на северо-восток; Афганистан на юге; и Туркменистан на юго-запад.

СОДЕРЖАНИЕ

История

В 1924 году границы политических единиц в Центральной Азии были изменены по этническому признаку определяется В.И.Ленина «s наркома по делам национальностей , Иосифа Сталина . Туркестанской АССР , в Бухарская Народная Советская Республика , и в Хорезмской Народной Советской Республики были упразднены и их территории были разделены на в конечном счете пять отдельных Советских Социалистических Республик , один из которых был узбек Советская Социалистическая Республика , созданная 27 октября 1924 года в следующем году Узбекистан стал одной из республик Союза Советских Социалистических Республик ( Советский Союз ). В 1928 году началась коллективизация земли в совхозы , которая продолжалась до конца 1930-х годов.


В состав Узбекистана входила Таджикская АССР до 1929 года, когда Таджикская АССР была повышена до равного статуса. В 1930 году столица Узбекской ССР была перенесена из Самарканда в Ташкент , который с тех пор оставался столицей. В 1936 году Узбекистан был расширен за счет добавления Каракалпакской АССР, взятой у Казахской ССР на последних этапах национального размежевания в Советском Союзе . В декабре того же года он был переименован в Узбекскую Советскую Социалистическую Республику . Дальнейшие куски территории несколько раз передавались между Казахстаном и Узбекистаном после Второй мировой войны .

В 1937–1938 годах во время Великой чистки был казнен ряд предполагаемых националистов, в том числе Файзулла Ходжаев , первый премьер-министр.

Во время Второй мировой войны многие предприятия были перемещены в Узбекистан из уязвимых мест в западных регионах СССР для обеспечения их безопасности. Большое количество русских , украинцев и других национальностей сопровождали фабрики, изменив демографию республики . Демографическая ситуация еще больше усугубилась из-за насильственной депортации Сталиным некоторых этнических групп, подозреваемых в сотрудничестве с державами оси (включая нацистскую Германию ) из других частей Советского Союза в Узбекистан. Сюда входило большое количество этнических корейцев , крымских татар и чеченцев .

В советский период ислам стал средоточием антирелигиозных настроений коммунистических властей. Правительство закрыло большинство мечетей , а религиозные школы превратились в антирелигиозные музеи. Положительным моментом было фактическое устранение неграмотности даже в сельской местности. Лишь небольшой процент населения был грамотным до 1917 года; этот процент увеличился почти до 100 процентов при Советской власти.

Еще одним важным событием, имеющим в будущем катастрофические последствия, была инициатива, начатая в начале 1960-х годов по значительному увеличению производства хлопка в республике. Это движение привело к чрезмерному забору оросительной воды из Амударьи и последующей экологической катастрофе Аральского моря .

К концу советско-афганской войны , несколько солдат пересекли границу узбекскую из Афганистана в составе советских войск 15 февраля 1989 года Во время войны афганских моджахедов под эгидой США ЦРУ и пакистанской Межведомственной разведки также скрещенных границу для совершения диверсионных операций.

Коммунистическая партия была единственной легальной партией в Узбекской ССР до 1990 года первый секретарь или руководитель, от Коммунистической партии Узбекистана последовательно узбек. Многолетним лидером Узбекской ССР был Шароф Рашидов , глава Коммунистической партии Узбекистана с 1959 по 1983 год. Ислам Каримов , лидер Коммунистической партии Узбекистана с 1989 года, а впоследствии глава реинкарнации этой партии, Народно-демократической партии (НДП). ), стал президентом узбекской ССР в 1990 году 20 июня 1990 года Верховный Совет принял декларацию о государственном суверенитете узбекской ССР, захватившие законы Советского Союза дней после того , как русский СФСР принял из Их .

Независимость

Узбекская ССР участвовала в референдуме в марте 1991 года как часть предложенного Союза Советских Суверенных Государств. Этого так и не произошло после неудачных попыток государственного переворота 19-21 августа 1991 года в Москве . Впоследствии Узбекская ССР была переименована в Республику Узбекистан и провозгласила свою независимость 31 августа 1991 года, формально оставаясь частью Советского Союза до 26 декабря 1991 года. После окончательного распада Советского Союза Узбекская ССР стала независимой. нации Узбекистана, хотя Конституция 1978 г. оставалась в силе. Референдум был подтвержден 29 декабря 1991 года .

Политика

Узбекистан, как и остальные советские республики, определялся рамками однопартийной социалистической республики , в которой первый секретарь ЦК был главой партии, а Председатель Президиума Верховного Совета - главой партии. Государство и Председатели Совета Министров были главой правительства в однопартийной системе, возглавляемой республиканским отделением КПСС , Коммунистической партией Узбекистана . Исполнительная власть осуществлялась правительством, а законодательная власть принадлежала Верховному Совету, заседания которого проходили в Ташкенте.

Военный

В Узбекистане было самое сильное присутствие Советских Вооруженных Сил среди других республик Центральной Азии . Почти все его войска состояли из личного состава Туркестанского военного округа (ТуркВО), который базировался в Ташкенте . Персонал ТуркВО был распределен между вооруженными силами Узбекистана, а также вооруженными силами других четырех центральноазиатских республик, когда он был распущен в июне 1992 года. После обретения независимости этнические русские пополнили ряды вновь созданных вооруженных сил и составили их. большая часть офицерского корпуса.

Узбекская ССР имела собственное внутреннее Министерство внутренних дел (МВД), независимое от Министерства внутренних дел Советского Союза , которое было республиканской дочерней организацией.

Экономика

Энергия Узбекистана поступала от крупных тепловых электростанций, в том числе Сырдарьинской , Ангренской , Ташкентской и других. В экономику также входила гидроэнергетическая составляющая, в том числе Чарвакская, Ходжикентская, Газалкентская и Фархадская ГЭС.

Газовая промышленность имела важное значение для экономики республики. Месторождения Газлы и др., А также Кашкадарьинская (Мубарак, Шуртанская) территория внесли свой вклад в развитие этой отрасли. Узбекистан также добывал нефть ( Ферганская долина , Бухара и Сурхандарьинская область). Что касается полезных ископаемых, то здесь были добыча свинца и цинка , вольфрама , молибдена , медных руд (обнаружены в Карамазарской группе месторождений) и золота (обнаружены в Навоийской области , Джизакской области и др.).

Химическая промышленность включала производство минеральных удобрений ( азотных и фосфорных ) для хлопка (в Чирчике , Коканде , Самарканде , Фергане , Алмалыке и Навои ); производство химических волокон (в Фергане); пластмассы (в Фергане и Намангане), резинотехнические изделия, бытовая химия и др. Нефтехимическая , химическая и фармацевтическая , и микробиологической промышленности были все присутствующие в той или иной форме.

Некоторые из машиностроительного сектора включали: сельское хозяйство (машины для механизации выращивания хлопка, хлопкоуборочные комбайны и т. Д.), Производство тракторов , оборудования для хлопковой и текстильной промышленности , строительных и дорожных машин, электротехники ; авиация , электроника и приборостроение, химическое и нефтяное машиностроение . Некоторые компании производили также цемент, асбоцементные трубы, шифер и керамику.

Некоторые виды легкой промышленности, присутствующие в Узбекистане, включали первичную переработку хлопка, шелковых коконов, шерсти, волокнистых культур, кожевенного сырья и каракульских шкурок. Хлопковые и шелковые ткани, обувь, одежда и ковры производились в Узбекистане.

Пищевая промышленность добывала нефть и жир - в основном добычу нефти из семян хлопчатника, консервированные овощей, масла и сыра, молока и мяса.

Образование Узбекской, Туркменской и Таджикской республик

Ко времени образования СССР на территории Средней Азии существовали Туркестанская автономная Советская социалистическая республика, входившая в состав РСФСР, Бухарская и Хорезмская народные советские республики. Все три республики Средней Азии были созданы в административных границах бывших Туркестанского генералгубернаторства, Бухарского эмирата и Хивинского ханства, которые не совпадали с этническими границами народов Средней Азии

Важное значение для дальнейшего сближения народов Средней Азии и приобщения их к социалистическому строительству имело оформление в 1922 г, коммунистических партий Бухарской и Хорезмской республик на правах областных организаций РКП (б). Среднеазиатское бюро ЦК РКП (б) осуществляло руководство коммунистическими организациями как Туркестана, так и Бухары и Хорезма.

Вопрос о национально-государственном размежевании Туркестана поднимался еще в 1920 г. В. И. Ленин писал о необходимости детально выяснить условия слияния или разделения национальных районов Туркестана.

Коммунистическая партия стремилась найти наиболее целесообразные и гибкие формы государственного устройства народов Средней Азии. Решению этой задачи служили создание национальных республик и проведение национально-государственного размежевания.

В октябре 1923 г. IV Всехорезмокий курултай провозгласил преобразование Хорезмской народной советской республики в социалистическую и заявил о своем желании войти в состав СССР.

Через год, в сентябре 1924 г., аналогичное решение принял съезд народных представителей Бухарской республики.

Руководимые коммунистами трудящиеся Бухары и Хорезма с успехом использовали форму народных советских республик для подготовки постепенного перехода на рельсы социалистического строительства.

Преобразование Бухарской и Хорезмской народных советских республик в социалистические было одной из существенных предпосылок проведения национально-государственного размежевания в Средней Азии.

К 1924 г. все три советские республики Средней Азии достигли значительных успехов в восстановлении народного хозяйства и упрочении советского строя. Крепли партийные организации, росли национальные кадры партийных и советских работников. На этой основе шел процесс консолидации народов Средней Азии в социалистические нации. Создались необходимые условия для проведения национально-государственного размежевания.

Интересы трудящихся всех национальностей Средней Азии и задачи социалистического строительства настоятельно требовали воссоединения земель узбекского, туркменского, таджикского, казахского, киргизского и каракалпакского народов, создания национально однородных советских социалистических республик.

Центральные партийные и государственные органы среднеазиатских республик считали необходимым и целесообразным создание национальных советских социалистических государственных образований.

Проведение территориального размежевания народов Средней Азии было связано с многими трудностями. Национальная чересполосица создала серьезные затруднения при определении границ национальных республик. Требовалось всестороннее изучение национального состава населения, экономических и культурных связей отдельных районов. Для этого была образована специальная комиссия при Среднеазиатском бюро ЦК РКП (б) с узбекской, таджикской, туркменской, казахской и киргизской подкомиссиями.

В течение нескольких месяцев идея национально-государственного размежевания широко обсуждалась и была одобрена на собраниях рабочих и крестьян, в партийных организациях.

16 сентября Чрезвычайная сессия ЦИК Туркестанской АССР единодушно приняла постановление о национально-территориальном размежевании Туркестанской АССР и создании новых советских республик. В соответствии с Конституцией РСФСР это решение было утверждено II сессией ВЦИК и XII Всероссийским съездом Советов.

19 сентября состоялся V Всебухарский курултай, а 20 сентября — V Всехорезмский курултай. Верховные органы Бухары и Хорезма решили поддержать и осуществить национально-государственное размежевание Средней Азии.

Тем временем комиссия Среднеазиатского бюро ЦК РКП (б) в основном закончила разработку мероприятий по размежеванию экономических объединений и хозяйственных органов, созданных в Средней Азии в первые годы Советской власти. Были сохранены некоторые общие хозяйственные органы, как Среднеазиатское экономсовещание, Хлопком, Среднеазиатская контора Государственного банка и др. Имущество и капиталы остальных хозяйственных организаций и предприятий были распределены между новыми республиками и автономными областями так, чтобы обеспечить им базу для быстрого хозяйственного развития.

Для управления вновь созданными республиками и областями были созданы временные революционные комитеты.

В начале февраля 1925 г. партийные конференции и съезды коммунистических партий Узбекистана и Туркменистана избрали руководящие партийные центры вновь образованных республик и автономных областей. Вслед за тем были созваны учредительные съезды Советов новых республик. Первым председателем ЦИК Узбекской ССР был избран Ю. Ахунбабаев. Совет Народных Комиссаров возглавил Ф. Ходжаев. В Туркмении председателем ЦИК стал II. Айтаков, а председателем Совнаркома — К. Атабаев. Узбекская и Туркменская советские социалистические республики одновременно обратились в ЦИК СССР с просьбой принять их в состав Союза ССР. В мае 1925 г. III Всесоюзный съезд Советов принял Узбекскую и Туркменскую республики в состав СССР в качестве его равноправных членов. Вступление в СССР Узбекской и Туркменской республик явилось новым подтверждением торжества ленинской национальной политики Коммунистической партии. Единое Советское государство стало союзом шести республик.

Национально-территориальное размежевание и образование национальных советских республик и областей в Средней Азии имели огромное международное значение. На протяжении веков земли народов Средней Азии были разорваны на куски, поделены между различными ханствами, эмиратами. Только после победы социалистической революции этим народам удалось быстрым, безболезненным, мирным путем осуществить воссоединение своих земель, создать советскую национальную государственность. Угнетенные империализмом народы зарубежного Востока вое более убеждались в том, что Советская власть практически осуществляет равноправие наций, создает необходимые условия для прогресса экономики и культуры всех народов.

Читайте также: