В какой стране осуществляют деятельность гражданские консультативные бюро

Обновлено: 25.04.2024

Здравствуйте, коллеги. Приглашаю обсудить, каким, на ваш взгляд, должен быть научный комментарий ст. 48 Конституции РФ, чтобы он отвечал своему предназначению, т.е. мог сориентировать по теме юриста или грамотного человека без юридического образования, помог понять правовую регламентацию хотя бы в первом приближении?

Чтобы разговор состоялся предметный, представляю мой набросок комментария, и прошу высказаться по следующим вопросам (по любому из них, какой сочтете посильным и интересным для себя):

1. Какие значимые аспекты темы, юридические проблемы автор упустил, не отразил в этом тексте? Почему вы считаете их важными?

2. Приемлема ли структура материала, последовательность изложения? Или что-то следует изменить?

4. Какие неточности, ошибки вы заметили? Где?

5. Может быть, какие-то фрагменты изложены слишком подробно, и их следует сократить (по жанру такой комментарий не может быть длинным; краткость и ёмкость – вот идеальное сочетание)?

6. Допускаю также, что иные фрагменты излишне лаконичны и оставляют без раскрытия важные проблемы. Какие это фрагменты, на ваш взгляд?

7. Меняют ли толкование ст. 48 Конституции РФ изменения, внесенные в неё Законом РФ о поправке к Конституции РФ от 14.03.2020 № 1-ФКЗ (одобренные, как вы помните, 1 июля 2020 г. на всенародном голосовании)? Если да, что и почему меняется?

Какие иные замечания, предложения по теме хотели бы сделать? Мне всё будет интересно и полезно (надеюсь).

СТАТЬЯ 48

1. Каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно.

2. Каждый задержанный, заключенный под стражу, обвиняемый в совершении преступления имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента соответственно задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения.

Комментарий к статье 48.

1. Часть 1 ст. 48 Конституции РФ гарантирует каждому квалифицированную юридическую помощь. Речь идет не только о гражданах России, но и лицах без гражданства, гражданах и подданных иных государств, проживающих или пребывающих на территории нашей страны. Право на квалифицированную юридическую помощь имеют также юридические лица, ведущие свою деятельность на территории России.

Коммерческие и некоммерческие организации, которые регулярно испытывают потребность в получении квалифицированной юридической помощи, вправе вводить в свои структуры юридические подразделения и их укомплектовывать лицами, имеющими юридическое образование, достаточный опыт и специализирующимися на актуальных направлениях юридической деятельности. Такие организации, при необходимости, направляют своих работников-юристов на семинары и курсы повышения квалификации, чтобы поддерживать их подготовку в актуальном состоянии. Если образовательный процесс осуществляется в учреждении, прошедшем государственную аккредитацию и имеющем соответствующую лицензию, расходы на обучение сотрудников относятся на счет прочих расходов, связанных с производством и реализацией (ст. 264 Налогового кодекса РФ). К ним применяется льготная ставка налогообложения.

Адвокатура является профессиональным сообществом юристов и как институт гражданского общества не входит в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления (ст. 3 ст. 9 Федерального закона от 31.05.2002 № 63-ФЗ). Такой порядок в определенной степени гарантирует независимость адвокатов и возможность активной защиты доверителей.

3. В некоторых пределах квалифицированную юридическую помощь физическим лицами и организациям оказывают нотариусы, которые в защиту прав и законных интересов клиентов совершают нотариальные действия от имени Российской Федерации. В рамках этой деятельности они проводят правовой анализ представленных документов и полученной от клиентов информации, консультируют их по вопросам применения норм законодательства, готовят для них проекты юридически значимых документов. Как и адвокаты, нотариусы имеют высшее юридическое образование и для допуска к нотариальной деятельности сдают квалификационный экзамен. При этом они должны обладать стажем работы по юридической специальности не менее пяти лет и соответствовать ряду иных требований (ст. 3 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате).

Здоровая конкуренция на рынке юридических услуг обеспечивает их надлежащее качество и приемлемую стоимость, доступность.

Как правило, бесплатная юридическая помощь оказывается гражданам России. В отдельных случаях, предусмотренных федеральными законами и международными договорами Российской Федерации, такая помощь предоставляется иностранным гражданам и лицам без гражданства.

Бесплатная юридическая помощь предоставляется в трех основных видах: 1) правовое консультирование в устной и письменной форме; 2) составление заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера; 3) представление интересов гражданина в судах, государственных и муниципальных органах, организациях в случаях и в порядке, которые установлены законодательством.

Предусматривается функционирование как государственной, так и негосударственной систем оказания такой помощи.

Участниками государственной системы бесплатной юридической помощи являются: 1) федеральные органы исполнительной власти и подведомственные им учреждения; 2) органы исполнительной власти субъектов РФ и подведомственные им учреждения; 3) органы управления государственных внебюджетных фондов; 4) государственные юридические бюро. Государственные юридические бюро вправе привлекать к оказанию бесплатной юридической помощи адвокатов и (или) иных субъектов, оказывающих бесплатную юридическую помощь.

Объем бюджетных ассигнований из федерального бюджета для обеспечения государственных гарантий реализации права граждан на получение бесплатной юридической помощи, а также обеспечение финансирования этих расходов определяется Правительством Российской Федерации. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации определяют орган исполнительной власти соответствующего субъекта, ответственный за оказание бесплатной юридической помощи, и его компетенцию, а также подведомственные ему учреждения, иные организации, входящие в государственную систему бесплатной юридической помощи на территории субъекта Российской Федерации, установление их компетенции, в том числе решение вопросов об учреждении и обеспечении деятельности государственных юридических бюро. Также указанные органы государственной власти определяют размер и порядок оплаты труда адвокатов и иных субъектов, оказывающих бесплатную юридическую помощь гражданам в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи, компенсации их расходов на оказание бесплатной юридической помощи и реализуют ряд иных полномочий в этой сфере.

Право на получение всех видов бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи имеют следующие категории граждан: 1) малоимущие граждане; 2) инвалиды I и II группы; 3) ветераны Великой Отечественной войны, Герои Российской Федерации, Герои Советского Союза, Герои Социалистического Труда, Герои Труда Российской Федерации; 4) дети-инвалиды, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также их законные представители и представители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких детей; 5) граждане, пострадавшие в результате чрезвычайной ситуации; и ряд иных категорий остро нуждающихся и слабо защищенных граждан.

Негосударственная система бесплатной юридической помощи формируется на добровольных началах. Участниками негосударственной системы бесплатной юридической помощи являются юридические клиники (студенческие консультативные бюро, студенческие юридические бюро и другие) и негосударственные центры бесплатной юридической помощи. Последние могут создавать некоммерческие организации, адвокаты, адвокатские образования, адвокатские палаты субъектов Российской Федерации, нотариусы, нотариальные палаты.

Поскольку такие действия направлены на выявление уличающих лицо, в отношении которого ведется уголовное преследование, фактов и обстоятельств, ему должна быть безотлагательно предоставлена возможность обратиться за помощью к адвокату (защитнику) и заключить с ним соглашение об оказании юридической помощи. Тем самым обеспечиваются условия, позволяющие этому лицу получить должное представление о своих правах и обязанностях, о выдвигаемом против него обвинении а, следовательно, эффективно защищаться, и гарантирующие в дальнейшем от признания недопустимыми полученных в ходе расследования доказательств (ч. 2 ст. 50 Конституции РФ).

6. Если обвиняемый уклоняется от явки в орган предварительного расследования или суд, если обвиняемый объявлен в розыск – всё это не лишает его права на помощь адвоката (защитника). Последнего может пригласить сам обвиняемый либо иные лица по его поручению либо согласию. Адвокат вступает в уголовное дело в качестве защитника по предъявлении удостоверения адвоката и ордера. При этом никто не вправе требовать от него дополнительных документов и проверять волеизъявление обвиняемого (ч. 4 ст. 49 УПК РФ; Определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ от 14.01.2020 № 46-УДП19-42).

7. Положение ч. 2 ст. 48 Конституции РФ корреспондируется со ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, а также ст. 5 и 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, согласно которым каждому арестованному или задержанному сообщаются незамедлительно причины ареста и предъявляемое обвинение, и обеспечивается право на безотлагательное решение судом вопроса о законности задержания и справедливое публичное разбирательство дела при предоставлении возможности защищать себя лично или через посредство выбранного им самим защитника.

С этого момента – когда уголовное преследования становится безусловным и очевидным ‑ в уголовно-процессуальном законодательстве предусмотрены дополнительные гарантии права на получение помощи защитника. В соответствие с ч. 4 ст. 50 УПК РФ если в течение 24 час. с момента задержания подозреваемого или заключения подозреваемого, обвиняемого под стражу явка защитника, приглашенного задержанного, невозможна, то дознаватель или следователь принимает меры по назначению защитника в порядке, определенном советом Федеральной палаты адвокатов.

Кроме того, для отдельных категорий подозреваемых и обвиняемых с этого момента участие защитника является обязательным: для несовершеннолетних; тех, кто не владеет языком, на котором ведется производство по делу; тех, кто в силу физических или психических недостатков не может самостоятельно осуществлять свое право на защиту; и некоторых иных (ч. 1 ст. 51 УПК РФ). В этих случаях, если защитник не приглашен самим подозреваемым, обвиняемым, его законным представителем, а также другими лицами по поручению или с согласия подозреваемого, обвиняемого, то дознаватель, следователь или суд обеспечивает участие защитника в уголовном судопроизводстве (ч. 3 ст. 51 УПК РФ).

Если дознание или предварительное следствие не производились, то защитник допускается к участию в деле с момента принятия его судом к своему производству.

8. Вознаграждение адвокатам, участвующим в уголовном деле по назначению, выплачивается из федерального бюджета. Размер вознаграждения определяется Постановлением Правительства РФ[4] и, как правило, ежегодно корректируется вслед за инфляцией. Работа в ночное время, выходные и праздничные дни оплачивается по повышенным ставкам. Однако участие защитника по назначению не является для обвиняемого безвозмездным при любых обстоятельствах. Суммы, выплачиваемые адвокату, участвующему в уголовном деле по назначению дознавателя, следователя или суда, относятся к процессуальным издержкам (п. 1 ч. 2 ст. 131 УПК РФ) и по общему правилу при вынесении обвинительного приговора взыскиваются с осужденного (ст. 132 УПК РФ), если только обвиняемый не заявил об отказе от защитника. В случае же реабилитации обвиняемого (подсудимого) процессуальные издержки возмещаются за счет средств федерального бюджета.

9. В отличие от подозреваемого и обвиняемого, потерпевший и гражданский истец в уголовном процессе не наделены правом ходатайствовать о предоставлении им адвоката в качестве представителя по назначению. При этом они не всегда имеют материальную возможность пригласить адвоката по своему выбору, в том числе и потому, преступление причинило им значительный материальный и иной вред[5].

В связи с этим потерпевший и гражданский истец имеют право прибегнуть к помощи не только адвоката, но и любого лица, которое, по их мнению, вполне способно оказать достаточную юридическую помощь, и ходатайствовать об участии этого лица в уголовном процессе в качестве их представителя (Определение Конституционного Суда РФ от 05.12.2003 № 446-О[6]; Определение Конституционного Суда РФ от 05.02.2004 № 25-О[7]).

Вместе с тем правоведы уже давно высказывают идею об уравнивании в правах обвиняемого и потерпевшего и наделении последнего права ходатайствовать перед органами предварительного расследования и судом о предоставлении ему адвоката в качестве представителя по назначению. Такой порядок наилучшим образом соответствовал бы ч. 1 ст. 48 Конституции РФ, а также её ст. 52, гарантирующей потерпевшим доступ к правосудию, и ч. 3 ст. 123, устанавливающей, что судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

В качестве первого шага в этом направлении было правильно наделить таким правом потерпевших, пострадавших от тяжких преступлений против жизни и здоровья, а в дальнейшем расширять круг потерпевших, обладающих указанным правом, по мере улучшению финансовых возможностей государства.

[1] Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 28 января 1997 года по делу о проверке конституционности части четвертой статьи 47 УПК РСФСР.

[5] Об этой проблеме см.: Скобликов П.А. Уголовно-правовая защита пострадавших от преступлений. ‑ М.: Юристъ, 2004.

[6] Определение Конституционного Суда РФ от 05.12.2003 № 446-О «По жалобам граждан Л.Д. Вальдмана, С.М. Григорьева и региональной общественной организации "Объединение вкладчиков "МММ" на нарушение конституционных прав и свобод рядом положений Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации".

1) правового консультирования в устной и письменной форме;

2) составления заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера;

3) представления интересов гражданина в судах, государственных и муниципальных органах, организациях в случаях и в порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Бесплатная юридическая помощь может оказываться и в иных не запрещенных законодательством Российской Федерации видах.

В соответствии со ст. 20 Закона о БЮП право на получение всех видов бесплатной юридической помощи имеют следующие категории граждан:

1) граждане, среднедушевой доход семей которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо одиноко проживающие граждане, доходы которых ниже величины прожиточного минимума (далее – малоимущие граждане);

2) инвалиды I и II группы;

3) ветераны Великой Отечественной войны, Герои Российской Федерации, Герои Советского Союза, Герои Социалистического Труда, Герои Труда Российской Федерации;

4) дети-инвалиды, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также их законные представители и представители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких детей;

4.1) лица, желающие принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с устройством ребенка на воспитание в семью;

4.2) усыновители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов усыновленных детей;

5) граждане пожилого возраста и инвалиды, проживающие в организациях социального обслуживания, предоставляющих социальные услуги в стационарной форме;

6) несовершеннолетние, содержащиеся в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, и несовершеннолетние, отбывающие наказание в местах лишения свободы, а также их законные представители и представители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких несовершеннолетних (за исключением вопросов, связанных с оказанием юридической помощи в уголовном судопроизводстве);

8) граждане, признанные судом недееспособными, а также их законные представители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких граждан;

8.1) граждане, пострадавшие в результате чрезвычайной ситуации:

б) дети погибшего (умершего) в результате чрезвычайной ситуации;

в) родители погибшего (умершего) в результате чрезвычайной ситуации;

г) лица, находившиеся на полном содержании погибшего (умершего) в результате чрезвычайной ситуации или получавшие от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию, а также иные лица, признанные иждивенцами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

д) граждане, здоровью которых причинен вред в результате чрезвычайной ситуации;

е) граждане, лишившиеся жилого помещения либо утратившие полностью или частично иное имущество, либо документы в результате чрезвычайной ситуации;

9) граждане, которым право на получение бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи предоставлено в соответствии с иными федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Адвокаты в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи консультируют граждан, а также составляют для них заявления, жалобы, ходатайства и другие документы правового характера в следующих случаях:

1) заключение, изменение, расторжение, признание недействительными сделок с недвижимым имуществом, государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в случае, если квартира, жилой дом или их части являются единственным жилым помещением гражданина и его семьи);

2) признание права на жилое помещение, предоставление жилого помещения по договору социального найма, договору найма специализированного жилого помещения, предназначенного для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, расторжение и прекращение договора социального найма жилого помещения, выселение из жилого помещения (в случае, если квартира, жилой дом или их части являются единственным жилым помещением гражданина и его семьи), расторжение и прекращение договора найма специализированного жилого помещения, предназначенного для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выселение из указанного жилого помещения;

3) признание и сохранение права собственности на земельный участок, права постоянного (бессрочного) пользования, а также права пожизненного наследуемого владения земельным участком (в случае, если на спорном земельном участке или его части находятся жилой дом или его часть, являющиеся единственным жилым помещением гражданина и его семьи);

4) защита прав потребителей (в части предоставления коммунальных услуг);

5) отказ работодателя в заключении трудового договора, нарушающий гарантии, установленные Трудовым кодексом РФ, восстановление на работе, взыскание заработка, в том числе за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда, причиненного неправомерными действиями (бездействием) работодателя;

6) признание гражданина безработным и установление пособия по безработице;

7) возмещение вреда, причиненного смертью кормильца, увечьем или иным повреждением здоровья, связанным с трудовой деятельностью или с чрезвычайной ситуацией;

8) предоставление мер социальной поддержки, оказание малоимущим гражданам государственной социальной помощи, предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг;

9) назначение, перерасчет и взыскание страховых пенсий по старости, пенсий по инвалидности и по случаю потери кормильца, пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, безработице, в связи с трудовым увечьем или профессиональным заболеванием, единовременного пособия при рождении ребенка, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, социального пособия на погребение;

10) установление и оспаривание отцовства (материнства), взыскание алиментов;

10.1) установление усыновления, опеки или попечительства над детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, заключение договора об осуществлении опеки или попечительства над такими детьми;

10.2) защита прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

11) реабилитация граждан, пострадавших от политических репрессий;

12) ограничение дееспособности;

13) обжалование нарушений прав и свобод граждан при оказании психиатрической помощи;

14) медико-социальная экспертиза и реабилитация инвалидов;

15) обжалование во внесудебном порядке актов органов государственной власти, органов местного самоуправления и должностных лиц;

16) восстановление имущественных прав, личных неимущественных прав, нарушенных в результате чрезвычайной ситуации, возмещение ущерба, причиненного вследствие чрезвычайной ситуации.

Кроме того, адвокаты, являющиеся участниками государственной системы бесплатной юридической помощи, представляют в судах, государственных и муниципальных органах, организациях интересы граждан, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи, если они являются:

1) истцами и ответчиками при рассмотрении судами дел:

а) о расторжении, признании недействительными сделок с недвижимым имуществом, о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и об отказе в государственной регистрации таких прав (в случае, если квартира, жилой дом или их части являются единственным жилым помещением гражданина и его семьи);

б) о признании права на жилое помещение, предоставлении жилого помещения по договору социального найма, договору найма специализированного жилого помещения, предназначенного для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе принятых на воспитание в семьи, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, расторжении и прекращении договора социального найма жилого помещения, выселении из жилого помещения (в случае, если квартира, жилой дом или их части являются единственным жилым помещением гражданина и его семьи), расторжении и прекращении договора найма специализированного жилого помещения, предназначенного для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выселении из указанного жилого помещения;

в) о признании и сохранении права собственности на земельный участок, права постоянного бессрочного пользования, а также пожизненного наследуемого владения земельным участком (в случае, если на спорном земельном участке или его части находятся жилой дом или его часть, являющиеся единственным жилым помещением гражданина и его семьи);

2) истцами (заявителями) при рассмотрении судами дел:

а) о взыскании алиментов;

б) о возмещении вреда, причиненного смертью кормильца, увечьем или иным повреждением здоровья, связанным с трудовой деятельностью или с чрезвычайной ситуацией;

в) об установлении усыновления, опеки или попечительства в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о заключении договора об осуществлении опеки или попечительства над такими детьми;

г) об обеспечении мер государственной поддержки детям-инвалидам, детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

3) гражданами, в отношении которых судом рассматривается заявление о признании их недееспособными;

4) гражданами, пострадавшими от политических репрессий, – по вопросам, связанным с реабилитацией;

5) гражданами, в отношении которых судами рассматриваются дела о принудительной госпитализации в психиатрический стационар или продлении срока принудительной госпитализации в психиатрическом стационаре;

6) гражданами, пострадавшими от чрезвычайной ситуации, – по вопросам, связанным с восстановлением имущественных прав, личных неимущественных прав, нарушенных в результате чрезвычайной ситуации, возмещением ущерба, причиненного вследствие чрезвычайной ситуации.

Необходимо иметь в виду, что региональным законодательством могут быть дополнительно предусмотрены иные категории граждан, которые вправе получать бесплатную юридическую помощь, а также случаи, по которым такая помощь может быть оказана.

Читайте также: