Наследники павла третьякова как сложилась судьба потомков создателя знаменитой галереи

Обновлено: 06.05.2024

Успешный купец, коллекционер, любитель искусства и почетный гражданин города. Как частное лицо на собственные деньги открыло картинную галерею, ставшую главной в Москве.

Наследник большого бизнеса

Павел Третьяков происходил из старого купеческого рода. Его прадед во второй половине XVIII века переехал в Москву из города Малоярославец Калужской губернии. Родился будущий основатель Третьяковки в 1832 году. Его отец Михаил Захарович был успешным купцом, торговал полотняными изделиями и к тому же удачно женился на наследнице коммерсанта, экспортировавшего сало в Англию.

Павел Третьяков в 1892

Отец приобщал детей к семейному делу, и Павел уже в 15 лет служил у него бухгалтером. Когда Третьякову было всего 18 лет, отец скончался, и они с младшим братом Сергеем унаследовали дело и капиталы.

Братья развили бизнеса отца и превратились из торговцев средней руки в промышленников – построили бумагопрядильные фабрики. Третьяковы купили дом в Замоскворечье. Скоро в нем появились первые картины, собирательством которых увлекся Павел.

Любитель искусств

Богатые и образованные купцы в середине XIX века были людьми новой формации. Они активно сближались со светским обществом, спонсировали искусство и отдавали деньги на благотворительность.

Так у купца Саввы Мамонтова в усадьбе была целая творческая резиденция, где оттачивали мастерство многие великие художники. На двоюродной сестре Мамонтова, Вере, кстати, женился Павел.

Павел Третьяков с женой Верой Мамонтовой

Третьяковы были людьми тонко чувствующими, они много путешествовали, любили искусство, посещали салоны и были вхожи в круг музыкантов, литераторов и художников. Дочери Третьякова вышли замуж не за коммерсантов, а за творческих людей: старшая за музыканта, а еще одна за известного художника Льва Бакста.

Коллекционировать искусство уже стало модным делом, и Павел купил несколько полотен голландских живописцев. Однако в противовес засилью западных художников, Третьяков решил обратиться к русскому искусству и поддержать своих художников.

Иван Крамской. Портрет Павла Михайловича Третьякова

В отличие от других купцов, которые собирали произведения для личной коллекции и вешали шедевры на стенах своих особняков, Третьяков сразу планировал сделать коллекцию общедоступной.

Страстный коллекционер

Василий Худяков. Стычка с финляндскими контрабандистами

Константин Флавицкий. Княжна Тараканова

Илья Репин. Крестный ход в Курской губернии

Василий Верещагин. Двери Тимура (Тамерлана). Из Туркестанской серии

Карл Брюллов. Всадница

Галерист

Первых посетителей в дом Третьяковых стали пускать в 1867 году, картины висели в нескольких залах, специально для них отданных. Тогда коллекция насчитывала уже более тысячи картин, но вскоре их стало настолько много, что Павел решил построить отдельное здание для галереи. Одна за другой в течение 20 лет появились целых четыре пристройки в несколько этажей.

Дом Третьяковых в Лаврушинском переулке

Проект фасада Третьяковской галереи

В 1892 Павел Третьяков совершил невероятную щедрость – он пожертвовал галерею и все ее несметное собрание картин городу Москве. За такой жест он получил звание почетного гражданина города и пожизненное право быть попечителем галереи.

Благотворитель

Павел не считал себя меценатом, он просто всячески стремился быть полезным обществу. Помимо коллекционирования искусства и поддержки русских художников, он работал на благо общественности.

Здание Третьяковской галереи в 1913 году

Памятник Павлу Третьякову на фоне Третьяковской галереи

Настоящим горем в семье Третьякова было рождение больного сына, поэтому он всячески помогал медицине – стал попечителем общества глухонемых детей, открыл клинику для тяжелобольных с психиатрическим отделением.

25 главных шедевров Третьяковской галереи
Фотограф-любитель Алексей Мазурин
Все оттенки леса на картинах Шишкина
ВТО: Кто поставил под угрозу безопасность страны? Вспомним их поименно.

Оставить комментарий Отмена ответа

Навигация

Рубрики

Информация о сайте

Ящик Пандоры — информационный сайт, на котором освещаются вопросы: науки, истории, религии, образования, культуры и политики.


6 сентября 2010 года на Даниловском кладбище Москвы состоялось торжественное открытие мемориала семьи Третьяковых, над созданием которого три года работал Благотворительный Фонд имени П.М. Третьякова. Отреставрированы старые надгробия, восполнены утраченные фрагменты памятников и ограждения, установлена памятная плащаница на месте бывшего захоронения братьев Павла Михайловича и Сергея Михайловича Третьяковых, благоустроена прилегающая территория. На основе материалов, хранящихся в семейном архиве и Государственной Третьяковской галерее, предельно бережно воссоздан семейный некрополь, открыты неизвестные ранее исторические факты.

В 1896 году тридцати восьми лет от роду скончался единственный сын Сергея Михайловича Николай Сергеевич Третьяков, который должен был, в соответствии с завещанием Павла Михайловича, после смерти собирателя возглавить управление галереей. Авторитетный юрист, гласный Московской городской думы, секретарь МОЛХ, он, как и многие Третьяковы, упокоился на Даниловском кладбище. Следовательно, все поименованные и очень близкие Павлу Михайловичу люди к моменту его ухода из жизни (декабрь 1898 год) уже обрели вечный покой в семейной усыпальнице на Даниловском кладбище.

Весной 1912 года в семейный некрополь совершили последнее захоронение Третьяковых – сына Павла Михайловича Михаила, инвалида от рождения, окруженного вниманием и заботой, а потому прожившего сорок лет.

Разворошенный, оставленный без внимания и заботы Третьяковский некрополь на Даниловском кладбище постепенно разрушался, а владельцем захоронения со временем стало физическое лицо, не связанное с Третьяковыми ни родственными, ни семейными узами.

В 2007 году праправнучка основателя национальной галереи Екатерина Сергеевна Хохлова, член попечительского совета Благотворительного Фонда имени П.М. Третьякова, обратилась к Виктору Михайловичу Бехтиеву, президенту Фонда, с тем, чтобы определиться со статусом семейной могилы на Даниловском кладбище. Просьба была вызвана серьезным беспокойством о все ухудшающемся состоянии фамильных надгробий и возможности случайных захоронений в семейную могилу, если участок не перейдет в ведение Государственной Третьяковской галереи. Вопрос о переоформлении права ответственности за все захоронения этого участка на юридическое лицо (ГТГ) удалось разрешить в этом же году, о чем в архивные документы Даниловского кладбища были внесены соответствующие записи, а директору Третьяковской галереи выдан паспорт захоронения.

Для привлечения внимания посетителей и широкой общественности к историческим памятникам Даниловского кладбища при входе на него в сентябре 2007 года Фондом была установлена мемориальная доска. Она извещает о расположенных здесь захоронениях родителей и родственников основателей Третьяковской галереи – братьев Павла Михайловича и Сергея Михайловича Третьяковых.

По-видимому, пережив страшную утрату, родители Павла Михайловича по-особому задумались о бренности человеческой жизни и разумной необходимости приобретения обширного земельного участка на Даниловском кладбище. Эту гипотезу подтверждает обнаруженный позднее единый гранитный цоколь, мощным прямоугольником ограждавший землю, бывшую ранее семейной усыпальницей Третьяковых. До наших дней целостность цоколя не сохранилась – она варварски нарушена последующими разрозненными захоронениями, беспорядочно нагромождаемыми здесь на протяжении ХХ столетия. Нагромождаемыми таким образом, что в итоге для семейного мемориала Третьяковых время уберегло лишь незначительный участок некогда обширной территории.

На этом участке к началу научно-изыскательских работ находились три старых надгробия, однако в паспорте захоронения значились шесть Третьяковых: Михаил Захарович и Александра Даниловна (родители П.М. и С.М. Третьяковых, умерли в 1850 и 1899 годах), Елизавета Сергеевна и Мария Сергеевна (жена и дочь С.М. Третьякова, умерли в 1860 году), Иван Павлович и Михаил Павлович (сыновья П.М. Третьякова, умерли в 1887 и 1912 годах).

Только одно надгробие – стела черного гранита – сохранило памятную надпись о покоящихся здесь М.З. и А.Д. Третьяковых. Два других памятника, непонятно из какого материала сотворенные (так они были серо-зелены и унылы), к сожалению, надписей не имели. Но на них остались следы насильственного уничтожения ранее имевшихся здесь фамилий. На колонне сполукруглымнавершием были видны отверстия, вероятно, от креплений накладных букв или таблички с эпитафией. Другой памятник – горка-голгофа с большим простым крестом? имел израненную лицевую поверхность, поврежденную каким-то стесывающим надгробную надпись предметом, видимо, топором.

Тем временем, продолжая всматриваться в старые фотографии и сличать их с современными, сотрудник Фонда Наталья Ивановна Носова заметила сохранившееся, стоявшее у семейной ограды по направлению к храму еще не опознанное надгробие. А вдруг на нем искомое имя? В тот же день проходило очередное производственное совещание со строителями, после которого все его участники спешно отправились на Даниловское кладбище проверить высказанное предположение. Гипотеза не подтвердилась: из-под мха, сплошь покрывшего старое надгробие и мгновенно расчищенного крепкими мужскими руками, проступила другая фамилия. Паузу разочарования сменили вновь вспыхнувшие дебаты об образце до сих пор не утвержденного креста для надгробия М.З. и А.Д. Третьяковых. Конец спорам, озиранию по сторонам в поисках подходящего варианта и карандашным зарисовкам подвел В.М. Бехтиев, заслуженный строитель России, глава и жертвователь этого мемориального проекта. Со свойственной решимостью он постановил: крест делать таким же, как и на стоящем впереди по направлению к входным воротам памятнике. Выбранный крест венчал внушительное надгробие красно-коричневого гранита, плохо просматриваемое у основания из-за громоздящихся вокруг могильных оград.

Была пятница, 23 июля 2010 года. Жара, несмотря на вечернее время, стояла несносная, под 40 градусов. Все устали и хотели домой. Распрощавшись, пошли к выходу. И вдруг какая-то неведомая сила повернула меня обратно и направила через нагромождения решеток и заросли бурьяна к тому надгробию, крест которого был выбран для памятника М.З. и А.Д. Третьяковым. Верить ли своим глазам? Могила Николая Сергеевича Третьякова! Надпись, высеченная на граните, свидетельствовала об этом. Как могло случиться, что этот солидный памятник, просматривающийся (как потом убедились) от самых ворот, не привлек всеобщего внимания?! Страшно писать, но еще больнее было видеть, что славная фамилия располагается теперь на оборотной (бывшей некогда лицевой) стороне памятника, а на лицевой его стороне (бывшей некогда оборотной) значатся совсем другие, неизвестные фамилии. А под ними надгробный цветник, вероятно, окончательно сбивавший всех с толку, также, как и развернутый в противоположную сторону крест (приспособлен для позднее усопших).

Крест, утраченный с родительского памятника, милостью Божией и трудами людскими вернулся на место и изготовлен он, как было сказано ранее, по образцу памятника Николаю Сергеевичу. Таким образом, можно считать, что крест на памятнике родителям одобрен Павлом Михайловичем Третьяковым и что все в этой истории вернулось на круги своя.

То, о чем удалось поведать читателю, является, наверное, не исчерпывающим, а лишь выявленным на сегодня пластом документального материала. Значение его возвеличивает энергия созидания и благодарная память потомков Павлу Михайловичу Третьякову, заботившемуся и о развитии русской нации, и о благополучии своей семьи.

Выражаем благодарность всем, кто принимал участие в создании мемориала: Салавату Александровичу Щербакову, Юрию Викторовичу Малышеву, Ивану Тимофеевичу Костанову, Михаилу Петровичу Качанову, Александру Леонидовичу Федоренко, Вячеславу Михайловичу Горшкову, Юрию ХараламповичуЧотулову и тем, кто всемерно содействовал проведению изыскательных и восстановительных работ: Леониду Николаевичу Велиховскому, Александру Анатольевичу Конопляному, Алексею Валентиновичу Сулоеву.

Павел Третьяков и Вера Мамонтова: единственная любовь основателя знаменитой галереи





Вера Николаевна тоже выросла в купеческой семье, в которой все увлекались искусством. Только ее страстью была не живопись, а музыка. Меценат посещал мамонтовские музыкальные вечера и все больше привязывался к 20-летней Вере, которая не блистала яркой красотой, но поражала интеллектом и женственностью.




Однако семейное счастье отнюдь не было безоблачным: всю жизнь Вере Николаевне приходилось мириться с существованием соперницы, которой ее муж посвящал все свое время и отдавал все средства, – Третьяковской галереи. Меценат вел строгий учет расходов жены, проверял ее домашнюю бухгалтерию, заказывал сюртук только после того, как старый изнашивался. Все его деньги уходили на приобретение картин для галереи и на благотворительную деятельность: Третьяков жертвовал на университетский музей античного искусства, на Никольский храм, на содержание училища для глухонемых и художественных школ, на экспедицию Миклухо-Маклая и т. д.



В 1887 г. в семье случилось несчастье: от скарлатины умер младший сын, и Третьяков лишился единственного наследника. Его второй сын Михаил страдал слабоумием, поэтому передать дело было некому. В 1892 г. умер младший брат Павла Михайловича. После этих трагических событий Третьяков замкнулся в себе, стал молчаливым и угрюмым. В том же году он передал галерею в дар городу, оставшись ее попечителем. Император пожаловал меценату дворянский титул, но он не захотел отказываться от своего купеческого происхождения и не принял его.




Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Любители истории





Вера Николаевна тоже выросла в купеческой семье, в которой все увлекались искусством. Только ее страстью была не живопись, а музыка. Меценат посещал мамонтовские музыкальные вечера и все больше привязывался к 20-летней Вере, которая не блистала яркой красотой, но поражала интеллектом и женственностью.




Однако семейное счастье отнюдь не было безоблачным: всю жизнь Вере Николаевне приходилось мириться с существованием соперницы, которой ее муж посвящал все свое время и отдавал все средства, – Третьяковской галереи. Меценат вел строгий учет расходов жены, проверял ее домашнюю бухгалтерию, заказывал сюртук только после того, как старый изнашивался. Все его деньги уходили на приобретение картин для галереи и на благотворительную деятельность: Третьяков жертвовал на университетский музей античного искусства, на Никольский храм, на содержание училища для глухонемых и художественных школ, на экспедицию Миклухо-Маклая и т. д.



В 1887 г. в семье случилось несчастье: от скарлатины умер младший сын, и Третьяков лишился единственного наследника. Его второй сын Михаил страдал слабоумием, поэтому передать дело было некому. В 1892 г. умер младший брат Павла Михайловича. После этих трагических событий Третьяков замкнулся в себе, стал молчаливым и угрюмым. В том же году он передал галерею в дар городу, оставшись ее попечителем. Император пожаловал меценату дворянский титул, но он не захотел отказываться от своего купеческого происхождения и не принял его.


Павел Третьяков — основатель Третьяковской галереи: биография, семья, интересные факты

Павел Третьяков — основатель Третьяковской галереи. Как сложилась жизнь этого мецената? Об этом мы и поговорим в статье.

Краткие сведения о жизни великого мецената

Павел Михайлович Третьяков был рождён 27 декабря 1832 года в городе Москве. Его родители были купцами. Все детство Павел Михайлович был отличным помощником своему отцу на работе. Он и брат Сергей были неразлучными. С малых лет вместе трудились, а позже создавали знаменитую картинную галерею.

К концу 40-х годов XIX века купцы Третьяковы владели пятью торговыми лавками. Но вскоре кормилец семьи Михаил Захарович Третьяков заболел скарлатиной и умер. Всю ответственность за семью и торговлю взяли на себя Павел и Сергей. После смерти матери Павел Михайлович возглавил бумагопрядильную фабрику, дела на которой он вел весьма успешно.

По характеру Павел Третьяков, интересные факты из жизни которого вы узнаете далее, был добрым и чутким человеком. Очень любил уют и ценил искусство. На работе о нем отзывались как о человеке деловом, настойчивом и твердом. Но нельзя сказать, что он был чрезвычайно строг с подчинёнными.


Юные годы Третьякова

Его интерес к великому искусству проявился в двадцать лет, после посещения Эрмитажа в Санкт-Петербурге. Именно тогда и возникла мысль собрать собственную коллекцию живописи. Он понимал, что сбор уникальной коллекции займет все его свободное время, но Павел был воодушевлен идеей.

Целью коллекционирования Павла Третьякова являлось не обогащение и слава, а любовь к искусству и дар своей коллекции народу.

Женитьба

1865 год ознаменовался для молодого мецената женитьбой на довольно образованной для того времени двадцатилетней девушке Вере Николаевне Мамонтовой. Невеста воспитывалась в такой же семье, как и он, и очень тепло относилась к музыке и в целом к искусству. Через время у них рождаются дочери, а позже и сын Михаил. Но, к сожалению, он рос болезненным ребёнком и требовал к себе постоянного внимания. Жизнь Михаила была недолгой.


Деятельность Павла Михайловича направлена на коллекционирование работ его современников и художников — демократов отечественной школы. Сердцем галереи Третьякова считаются работы И. Н. Крамского, В. И. Сурикова и Е. Репина.

Первые шаги

Общаясь с известными людьми, Третьяков решает создать большой зал портретов своих соотечественников и современников. Для этого им был создан список имен, по которому Третьяков принимал заказы на портреты.


Место для будущего музея живописи Павел Михайлович выбрал в Лаврушинском переулке, где занялся строительством шикарного двухэтажного здания будущей Третьяковой галереи. Летом в 1893 году состоялось долгожданное открытие. Позже судьбу галереи решал народ. Она была передана городу Москве. В качестве награды самодержец предложил Павлу Михайловичу дворянский титул, но тот отказался, выбрав купечество, которым так гордился.

История появления рода купцов Третьяковых

П. Третьяков происходил из старого купеческого рода. Прадед Павла и Сергея — Елисей Мартынович Третьяков — был выходцем из купцов Малого Ярославца, известных еще с 1646 года. В 1774 году он переехал в Москву вместе с женой Василисой и детьми: Осипом и Захаром. Позже Елисей женился повторно, и его вторая жена родила ему сына Мишу. Повзрослевший Михаил в 1831 году вступает в брак с Александрой Борисовой. Так появились на свет Павел и Сергей Третьяковы. У них ещё были сёстры: Софья, Елизавета и Надежда. Отец тщательно следил за образованием своих детей. Семья Третьяковых была образцом послушания и вежливости. Между детьми отсутствовали ссоры и обиды. Братская любовь Павла и Сергея в дальнейшем положила начало созданию знаменитой Третьяковской галереи.


Братья Третьяковы

После смерти родителей Павлу и Сергею пришлось взять управление фабриками в свои руки. Их работа шла размеренно и успешно. По данным письменных источников, семья Третьяковых не была достаточно богатой. Те деньги, которые уходили на закупку коллекции, братья Третьяковы брали из бюджета семьи и дохода своих предприятий.

Сергей полностью поддерживал брата и сам активно занимался благотворительностью. Они работали, отдыхали и вместе основали Арнольдо-Третьяковское училище. Оно славится до сих пор, потому что это учебное заведение создано для глухонемых в Москве.

Сергей Михайлович Третьяков являлся главой города и страстным собирателем коллекций.

Павел Михайлович Третьяков всю свою жизнь отдал коллекционированию. Одно отличие было между братьями: Сергей Михайлович расценивал коллекционирование как свое хобби, в то время как Павел Третьяков видел в своём желании, а позже и в деятельности некую миссию.


Счастье и любовь мецената Третьякова

Биография Павла Третьякова свидетельствует о том, что он стал последним из членов своей семьи, который вступил в брак. Это случилось на тридцать третьем году его жизни. Женой его стала Вера Николаевна Мамонтова. Всю жизнь эта женщина была путеводной звездой для Павла Михайловича. Лишь с одной главной соперницей Вера Николаевна не могла смириться – с картинной галереей своего мужа, на которую он тратил все состояние и большую часть своего времени.

В свои тридцать два года Павел Михайлович Третьяков был единственным холостяком в семье. Никто уже и не надеялся, что он женится. Но вскоре он объявляет о помолвке с Верой Мамонтовой, а затем и о свадьбе.

Читать еще: Рисунки на тему цветущий луг. Конспект подгруппового занятия с использованием Здоровье сберегающих технологий с детьми старшего дошкольного возраста Тема: Культура речи: звук в словах

Познакомился Павел Третьяков с Верой Николаевной на одном из семейных вечеров в доме Мамонтовых. Вера Николаевна выросла в купеческой семье. Её женственность, высокий интеллект, любовь к музыке очаровали мецената.

Дата свадьбы была назначена на 22 августа 1865 года. На удивление всем, брак Павла и Веры оказался крепким и счастливым. Их семья была большой. В доме жили они и шестеро детей. Вера Николаевна на протяжении всей жизни сохраняла теплоту и гармонию в семье. Однако их семейная жизнь не была настолько радужной. Муж был строг и вел финансовый учет. Одежда покупалась новая только после того, как старая изнашивалась. Дело в том, что все деньги семьи Павел Михайлович Третьяков тратил на пополнение своей картинной коллекции и на благотворительность.

Несмотря на такие огромные расходы, Вера Николаевна никогда не упрекала в этом мужа. Она дорожила его любовью и всегда с ним соглашалась.


Горе в семье Третьяковых

Не все дети Павла Третьякова смогли стать гордостью родителей. В 1887 году семью Третьяковых настигло неотвратимое несчастье: умер младший сын Павла Михайловича, серьёзно заболев скарлатиной. Ещё одним ударом, последовавшим за первым, стал вердикт докторов о слабоумии второго сына. Не перенеся такого сюрприза судьбы, меценат замкнулся в себе и стал совершенно отрешённым.

Смерть мецената

Купец Павел Третьяков был известен не только как собиратель коллекции, он являлся почетным участником Общества ценителей искусства и музыки. Активное участие он принимал и в благотворительности. В своё время вместе с братом основал училище для глухонемых в Москве.

В начале декабря 1898 года Павел Михайлович Третьяков слег от язвы желудка. Даже в последние часы своей жизни он думал о делах в галерее. Последней просьбой умирающего было сберечь галерею, и наши современники так и поступили.

Похоронен меценат Павел Третьяков на Даниловском кладбище. Сейчас его прах покоится на Новодевичьем кладбище.

Подмена знаменитой картины

Удивительным фактом оказалось то, что сам художник не заметил изменений в своей работе. Это спасло галерею от краха.


Интересные факты о Третьяковской галерее

Бессмертное наследие

Российский купец-предприниматель, благотворитель, меценат, знаток и собиратель произведений отечественного изобразительного искусства, основатель и владелец общедоступной художественной галереи в Москве. Брат Сергея Михайловича Третьякова (1834-1892).

Павел Михайлович Третьяков происходил из старинного, но небогатого купеческого рода. Отец - Михаил Захарович Третьяков (1801 -1850) , мать – Ольга Даниловна Борисова (1812-1899). В семье было девять детей, Павел был старшим. Все дети Третьяковых получили хорошее домашнее образование, сыновья с малых лет помогали отцу в торговых делах и ведении документов.

К концу 1840-х годов Третьяковы владели пятью торговыми лавками в Москве. В 1850 году после смерти отца братья Павел и Сергей Третьяковы стали наследниками всего имущества. В 1851 году ими был куплен новый просторный дом в Москве, бывшее владение купцов Шестовых в Толмачах, который впоследствии послужил основным зданием для Третьяковской галереи.

Третьяковы жили очень открыто. В их доме бывали многие выдающиеся деятели культуры и искусства того времени: художники, музыканты, критики, архитекторы, литераторы, театральные деятели. Третьяковы принимали у себя И.С. Тургенева, П.И. Чайковского, А.Г. Рубинштейна, И.Е. Репина, И.Н. Крамского, В.М. Васнецова, В.Г. Перова, В.Д. Поленова и многих других. Со многими из этих людей Третьяковы были по-настоящему дружны. В этой семье много путешествовали и по России, и за границей. Везде Павел Михайлович в первую очередь стремился познакомиться с художественной жизнью посещаемых городов и стран.

В предпринимательской среде он пользовался огромным авторитетом и уважением. Выполнял разнообразные общественные обязанности, избирался на ответственные должности. На доходы со своего капитала он помогал нуждающимся, поддерживал людей искусства, приобретал картины. Делом всей его жизни была забота о Московском Арнольдовском училище для глухонемых. Третьяков был одним из главных его устроителей и деятельным попечителем. В 1890-е годы он состоял также в попечительских советах Коммерческого училища, Александровского коммерческого училища. Часто делал различные единовременные пожертвования, помогал финансово одаренным людям науки и искусства. Так, П. М. Третьяков оказал материальную помощь экспедиции Н.Н. Миклухо-Маклая, поддерживал И.В. Цветаева в создании Музея изящных искусств в Москве. Активное участие Павел Михайлович принимал в деятельности Московского художественного общества, всячески помогал Московскому училищу живописи, ваяния и зодчества.

Будучи человеком состоятельным, Третьяков был чрезвычайно скромен в быту. Вся его жизнь была расписана буквально по минутам, и большую ее часть он проводил в трудах на благо общества. Главным делом его жизни стало собирание коллекции картин и создание национальной галереи.

Позднее коллекция П. М. Третьякова стала пополняться выдающимися работами мастеров русской живописи XVIII – первой половины XIX в. Еще одним его направлением стало собирание произведений древнерусской живописи, оформившихся в 1890-е годы в отдельную коллекцию. В эти же годы было положено начало собранию произведений скульптуры.

Важную роль в своей галерее он отводил пейзажу, представленному работами Л.Ф. Лагорио, А.П. Боголюбова, М.К. Клодта, И.И. Шишкина, И.И. Левитана.

В конце 1860-х годов Третьяков задумал создать портретную галерею выдающихся современников, к работе над которой были привлечены замечательные портретисты В.Г. Перов и И.Н. Крамской. Так в галерее появились знаменитые портреты А.Н. Островского, Ф.М. Достоевского, В.И. Даля, И.С. Тургенева, Л.Н. Толстого, С.Т. Аксакова, Н.А. Некрасова.

Расположение картин в галерее соответствовало вкусам и принципам П.М. Третьякова. Более того, часто он сам непосредственно производил развеску картин в экспозиции.

Со временем растущая коллекция перестала помещаться в залах дома в Лаврушинском переулке, и в 1872— 1892 годах к особняку четырежды делали специальные пристройки. Музей разрастался, количество посетителей увеличивалось. В 1885 году в залах галереи побывало уже порядка тридцати тысяч человек. Популярность галереи стремительно росла, и она стала одной из главных достопримечательностей города: побывать в ней стремились гости первопрестольной со всех уголков России и зарубежные посетители.

В 1892 году, после смерти Сергея Михайловича Третьякова, галерею пополнили два зала собрания западной живописи, завещанные коллекционером брату для его музея. В том же году Павел Михайлович передал свою художественную галерею в дар городу Москве. Продолжая пополнять коллекцию теперь уже национального музея, он трудился также и над изучением и систематизированием ее фондов. Результатом этой работы стали каталоги галереи, издававшиеся с 1893 года.

До последних дней своей жизни Третьяков заботился о своем детище: ходил по выставкам и мастерским, делал приобретения, развешивал картины в залах.

Павел Михайлович Третьяков умер в декабре 1898 года и был погребен на Даниловском кладбище в Москве. Его супруга пережила его лишь на четыре месяца. В 1948 году прах Третьякова был перенесен на Новодевичье кладбище.

Государственная Третьяковская галерея на данный момент является обладателем одного из лучших и крупнейших собраний отечественного изобразительного искусства и одним из самых посещаемых музеев мира.

Читайте также: