Нравственные качества судьи как вершителя правосудия рассматриваются в творчестве

Обновлено: 18.05.2024

Нравственно-психологические качества судьи, следователя, прокурора

В глазах общества судебная власть должна олицетворять справедливость. Каждый, чьи интересы затрагивает производ­ство по уголовному делу, рассчитывает на защиту в суде его прав, удовлетворение его притязаний. А именно в суде сталки­ваются противоположные интересы того, кто нарушил закон, и общества, интересы обвиняемого и потерпевшего, других лиц. Судья, следователь, прокурор, защитник действуют в сфере конфликтов и межличностных, и социальных. В этих условиях к деятелям правосудия и к тем, кто ведет следствие, осущест­вляет уголовное преследование, предъявляются повышенные нравственные требования. Эти люди должны обладать способ­ностью противостоять возможным попыткам воздействия на них со стороны различных сил, руководствоваться только законом, быть справедливыми. Те, кто вершит правосудие или содейст­вует суду в силу профессионального долга, должны обладать высокими деловыми и нравственными качествами.

Для правильного, справедливого применения закона необ­ходимо в совершенстве его знать, уметь правильно применять в конкретных ситуациях. Поэтому судьи должны иметь высшее юридическое образование.

При советской власти образовательный ценз для судей дли­тельное время отсутствовал в законе. Это можно объяснить как пренебрежением к развертыванию подготовки кадров юри­стов, так и сознательным сохранением возможности замещать судейские должности преданными политически людьми, не­зависимо от их компетентности. В 1928 году в РСФСР высшее юридическое образование имели 5,9 процента судей, со средним юридическим образованием или окончивших юридические курсы было 17,2 процента. Все остальные судьи юридического образования вовсе не имели. Но зато членами ВКП(б) было 85,6 процента судей. В 1936 году высшее юридическое образование имели 6,4 процента судей, среднее юридическое образование – 39,8 процента. Остальные, то есть больше поло­вины, не имели никакого юридического образования. По Закону о статусе судей в СССР, принятому 4 августа 1989 года, судьей мог быть избран только тот, кто имеет высшее юридическое образование. К этому времени на должности судей избирались уже только лица с высшим юридическим образованием.

Человек "учится справедливости, опираясь в какой-то мере на свое специальное образование и приобретая разнообразный жизненный опыт". Возрастной ценз кандидата на должность судьи – не менее 25 лет. Чтобы стать судьей, надо иметь и опыт применения права, активной деятельности в правовой сфере – стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет. Возрастной ценз для судей вышестоящих судов и стаж работ по юридической специальности еще выше. Принимая присягу, российский судья торжественно кля­нется честно и добросовестно исполнять свои обязанности, осу­ществляя правосудие, быть беспристрастным и справедливым, как велят ему долг судьи и его совесть.

Судья должен быть честен. Честность – важнейшее тре­бование нравственности. Она включает правдивость, принципи­альность, личную убежденность в правоте своего дела, искренность перед другими и перед самим собой в отношении мотивов своего поведения. Антиподы честности – ложь, лице­мерие, вероломство. Нет нужды доказывать, что честное испол­нение обязанностей судьи, предписанное присягой, предполага­ет честность судьи как человека. Нельзя быть честным "на служ­бе" и бесчестным в остальном, в повседневной жизни, будучи не одетым в судейскую мантию.

Добросовестность в исполнении обязанностей судьи связа­на с его чувством долга. Непременное нравственное качество судьи – повышенное чувство долга в его нравственном аспекте. Социальный нравственный долг судьи – справедливое право­судие. Он трансформируется и в долг перед сторонами и други­ми участниками дела, которые вправе требовать от судьи за­щиты их прав, свобод и охраняемых законом интересов, чести и достоинства.

Справедливое правосудие возможно только тогда, когда судьи беспристрастны. Способность исследовать обстоятельст­ва дела и принимать решение, равно относясь к сторонам, дру­гим участвующим в деле лицам, не привнося каких-либо лич­ных мотивов, – не только предписание закона, но и личностное качество судьи как человека.

Судья должен обладать развитым чувством совести. Это означает способность осуществлять внутренний нравственный самоконтроль в ходе производства по делу и, главное, при при­нятии решений. Его совесть должна быть спокойна как при осу­ждении, так и при оправдании; мотивы, которыми он руково­дствуется, должны быть чисты и нравственно безупречны.

Судья должен быть гуманен. Жестокий человек, видящий в подсудимом, потерпевшем, других участвующих в деле лицах лишь "средство", а не "цель", не подходит для судебной работы. В Законе о статусе судей в Российской Федерации не упоми­нается о таком качестве судьи, как гуманность. Между тем в присяге, которая принималась в соответствии с Законом о ста­тусе судей в СССР 1989 года, такое требование к судье содер­жалось. Судья торжественно клялся "быть всегда справедли­вым и гуманным".

Сказанное выше о нравственных качествах судьи опирает­ся на нормы действующего законодательства, которое предъ­являет к кандидатам в судьи и судьям нравственно-правовые требования, обязательные для исполнения. Что касается следо­вателей, прокуроров, то таких развернутых харак­теристик их моральных качеств в законе не содержится. Закон о прокуратуре Российской Федерации устанавливает, что про­курорами и следователями могут быть назначены граждане, "обладающие необходимыми профессиональными и моральны­ми качествами". Этические нормы, регламентирующие поведение адвоката, закреплены в Кодексе профессио-нальной этики адвоката, принятом Первым Всероссийским съездом адвокатов 31 января 2003 года (приложение 1).

В этом документе говорится, что защита прав и свобод человека и гражданина является про­фессиональной обязанностью и нравственным долгом адвоката. Адвокат содействует устранению нарушений закона. Адвокат обязан беречь и умножать престиж профессии. Точность, пунк­туальность, честность, правдивость и компетентность – гаран­тия нормальных отношений адвоката с клиентом. Правила со­держат рекомендации, основанные на обобщении опыта адво­катской деятельности, в том числе и касающиеся разрешения проблемных ситуаций нравственного плана.

С учетом специфики и содержания деятельности различ­ных профессиональных участников судопроизводства, их нрав­ственные качества в принципе должны быть едины. И проку­рор, и следователь, и адвокат должны быть справедливы, гу­манны, честны, обладать развитым чувством долга, добросове­стно исполнять свои обязанности, действовать под постоянным самоконтролем собственной совести. Требование объективности в какой-то мере распространяется и на адвоката, хотя позиция его в деле неизбежно бывает односторонней.

Психологические качества судей, а также работников пра­воохранительных органов тесно связаны с их нравственными качествами.

Анализ психологических позитивных качеств, которыми необходимо обладать судье, следователю и прокурору – пред­мет самостоятельной науки. Здесь уместно лишь отметить, что личность каждого человека, в том числе деятеля правосудия, представляет собой сплав нравственных, психологических и прочих человеческих качеств. При этом важно, чтобы они были позитивны и реализовывались в практической деятельности. То же относится и к личности следователя, прокурора, адвоката.

Чтобы стать судьей, необходимо обладать определенным объемом знаний, навыков юридической деятельности и поло­жительными нравственными и интеллектуально-волевыми ка­чествами. Квалификационный экзамен и проверка сведений об отсутствии порочащих поступков создают определенные гаран­тии подбора на судебные должности достойных людей. Однако вся дальнейшая деятельность носителя судебной власти осу­ществляется в сложных нравственно-психологических услови­ях, в сфере конфликтов разного уровня и характера. Здесь воз­никает опасность так называемой профессиональной деформа­ции, вследствие которой судья перестает видеть в тех, с кем он имеет дело при выполнении своих обязанностей, людей с их конкретными судьбами, горем и заботами, черствеет духовно и утрачивает чувство гуманности.

Не менее опасна профессиональная деформация и для сле­дователя, прокурора. Профессиональной деформации может противостоять только человек с развитым чувством долга, спра­ведливости, подлинно гуманный.

Высокие нравственные качества, необходимые судье, про­курору, следователю, адвокату, формируются и поддержива­ются в процессе повседневной жизни с ее сложностями и про­тиворечиями. Сама практическая деятельность, связанная с решением нравственных проблем, способствует в первую оче­редь нравственному становлению личности. Кроме того, лич­ность формируется под влиянием этического просвещения, в процессе которого человек получает определенную сумму зна­ний, ориентирующих на соблюдение нравственных норм. Авто­ритет воспитателя, авторитет руководителя, профессионала высокой квалификации, образцы их поведения служат нравст­венному воспитанию.

Нравственное самовоспитание как осознанная, целеустрем­ленная деятельность, направленная на формирование высоких нравственных качеств и преодоление недостатков в собствен­ной нравственной сфере, крайне необходимо судье, следовате­лю, прокурору.

Высокий статус судьи, особая важность выполняемой государственной функции, исключительные профессиональные требования диктуют правила поведения судьи как на службе, так и вне ее, как в отношении действующего судьи, так находящегося в отставке.

Профессия судьи является одной из наиболее сложных юридических профессий. В деятельности судьи реализуется значительное количество специальных качеств и навыков личности, которые, будучи приведены в систему, органически входят в структуру личности судьи и определяют его творческий потенциал и индивидуальный стиль деятельности. Поэтому главным в судейской этике является личность судьи. Как бы совершенны не были нормативные требования, предъявляемые к судье, и морально-этические, нравственные рамки поведения, предписываемые судье Кодексом чести судьи Республики Беларусь, они могут не приобрести значения и не наполниться необходимой силой воздействия в руках неподготовленного, грубого, недобросовестного представителя этой профессии.

Высказывая свое мнение в акте судебной власти, судья не должен допускать сомнения, колебания судьи неуместны.

Учитывая постоянное присутствие подобных соотношений в своей деятельности, судья должен быть прост в изложении сути дела настолько, чтобы быть понятым всем слушателям.

Кодекс устанавливает правила поведения этического характера, обязательные для каждого судьи Республики Беларусь (далее – судья) независимо от занимаемой должности.

Судья всей своей деятельностью и поведением должен способствовать формированию у должностных лиц и граждан чувства уважения к Конституции Республики Беларусь, показывать пример законопослушания.Всегда и везде должен вести себя таким образом, чтобы в обществе утверждалась уверенность в его независимости, объективности и беспристрастности при осуществлении правосудия.

Судья не должен допускать влияния на свою деятельность по осуществлению правосудия со стороны кого бы то ни было, в том числе должностных лиц вышестоящих судов, других должностных лиц независимо от занимаемой должности и положения, коллег по работе, родственников, друзей или знакомых.

Добросовестное выполнениесудьей служебного долга должно иметь для него преобладающее значение.

Судья должен быть свободен от влияния общественного мнения, каким бы оно ни было для него неблагоприятным, от опасений кри­тической оценки его деятельности.

Судья не вправе использовать свое служебное положение в личных целях, а равно для удовлетворения чьих-либо интересов вопре­ки требованиям Конституции Республики Беларусь, а также давать своим поведением повода другим лицам создавать впечатление, что они располагают возможностью влиять на него.

Судья должен быть осмотрительным при выборе друзей и знакомых, избегать связей, которые могут скомпрометировать его.

Во всех случаях судья должен продуманно осуществлять любой свой поступок, предвидеть его возможные последствия, соотносить его с нормами нравственности.

Судья не может оставлять без реагирования публичные обвинения его в умышленном нарушении Конституции Республики Беларусь, других актов законодательства, злоупотреблении служебным положением, корыстной или иной личной заинтересованности в исходе рассмотрения дел. В случае необоснованного обвинения судьи он вправе рассчитывать на поддержку судейского сообщества.

В общении с людьми, при исполнении своих служебных обязан­ностей и во внеслужебных отношениях судья обязан соблюдать об­щепринятые правила поведения, вести себя с достоинством. Судью должны отличать вежливое, корректное обращение, терпение, прин­ципиальность, стремление глубоко разобраться в существе вопроса, умение выслушать собеседника и понять его позицию, взвешенность и аргументированность при принятии решений. К такому же поведению судья призван побуждать своих коллег, работников ап­парата суда, иных граждан.

Судья не вправе делать публичные комментарии, высказывать публично свое мнение по делам, поступившим в суд, находящимся в производстве самого судьи или других судей, а также по рассмотренным делам, до вступления в законную силу состоявшихся по ним решений.

Судья не должен использовать для целей, не связанных с судо­производством, или предавать гласности информацию, полученную в связи с осуществлением своих полномочий.

Согласно Конституции Республики Беларусь судья не может осуществлять предпринимательскую деятельность, выполнять иную оплачиваемую работу, кроме преподавательской и научно-исследовательской. Судья не вправе участвовать в просветительской и благотворительной деятельности, если это может повлиять на осуществление им должностных полномочий. Судья не должен, пользуясь своим служебным положением, выступать вне суда в качестве арбитра или иного посредника в разрешении конфликтов и споров.

В установлении и осуществлении личных финансовых и деловых связей судья должен проявлять особую осмотрительность, чтобы избежать случаев отстранения от исполнения служебных обязанностей по мотивам заинтересованности в исходе дела.

В соответствии с Конституцией Республики Беларусь судья не может быть членом политической партии или другого общественного объединения, преследующего политические цели, поддерживать их материально либо иным способом. Судья должен избегать публичного выражения своих симпатий и антипатий к политическим партиям, иным общественным объединениям, преследующим политические цели, той или иной идеологии. Судья не должен публично агитировать за или против кандидатов для избрания или назначения их на государственный пост. Судья имеет право избирать и быть избранным в органы судейского самоуправления.Судья обязан постоянно заниматься повышением своей профессиональной квалификации, поддерживать знания на уровне, необходимом для надлежащего выполнения служебных обязанностей по осуществлению правосудия. Судья может участвовать в деятельности, направленной на совершенствование законодательства, судебной системы, судоустройства и судопроизводства.

Судья должен воздерживаться от публичной критики поведения другого судьи. Как член судейского сообщества судья должен хранить лучшие традиции судебной власти Республики Беларусь, передавать их новому поколению судей. Долгом судьи является оказание помощи молодым судьям в овладении профессиональным мастерством.

Судья должен стремиться к созданию в судебном заседании об­становки торжественности, доброжелательности и спокойствия. Судья должен проявлять терпение, уважение и вежливость в отношении сторон, их представителей, свидетелей, других участников судебного заседания. Он не должен выражать каким-либо способом (словом, жестом, мимикой) свое отношение к тому или иному участнику судебного заседания. Судья не должен оставлять без внимания нарушения норм этики со стороны работников суда в отношении участников судебного заседания и посетителей.

Судья обязан хранить профессиональную тайну в отношении информации, связанной с выполнением служебных обязанностей, за исключением информации, полученной в открытом судебном заседании. Ст. 13 закрепляет ответственность судьи перед законом.

За совершение проступка, дискредитирующего суд, либо должностного или иного преступления судья несет ответственность в соответствии с законодательством. Ст.14 провозглашает право судьи на проверку его заявлений. В соответствии с положениями этого кодекса судья вправе требовать от судов, а также органов судейского самоуправления всесторонней и объективной проверки его заявлений.

Также судья должен поддерживать свою квалификацию на высоком уровне, необходимом для надлежащего исполнения обязанностей по осуществлению правосудия.

Необходимо сказать и об общих принципах поведения в судебном заседании. Судья может и должен выходить в судебное заседание, детально изучив материалы дела, а также материальный и процессуальный законы, подлежащие применению по данному делу. Не подготовившийся к судебному заседанию по делу судья будет осуществлять правосудие не на должном профессиональном уровне и это будут чувствовать как находящиеся в зале заседания граждане, так и понимать участвующие в процессе лица. Не профессиональное осуществление правосудия ощущается и воспринимается юридически не осведомленными людьми как проявление несправедливости.

Несправедливый судья – безнравственный судья. Линию поведения судьи в судебном заседании определяют принципы осуществления правосудия: открытость, гласность разбирательства дела, состязательность и равноправие сторон, диспозитивность, непосредственность, непрерывность, законность, независимость, сочетающиеся с находящимися за рамками закона аспектами поведения судьи, такими как взаимоотношения с участниками заседания, общая морально-этическая атмосфера, соблюдение процессуальных норм при осуществлении правосудия, общая культура процесса. Судебный процесс судья должен начинать в назначенное время. В ходе судебного заседания не должен отвлекаться от разбираемого дела на другие проблемы. Не этично во время заседания передавать судье записки или вызывать судью из зала заседания к телефону. Указанные и подобные им сопутствующие факторы отрицательно влияют на представления граждан о судебной власти.

В случае задержки заседания независимо от причин, повлекших ее, судье следует извиниться за задержку заседания. При опоздании кого-либо из участников процесса судье целесообразно сделать опоздавшему замечание после официального открытия судебного заседания. Опоздание в судебное заседание – это знак неуважительного отношения к суду как органу судебной власти. Замечание судьи, сделанное в корректной форме, но твердо, свидетельствует о четком исполнении судьей служебного долга и о том, что судья не частное лицо, а представитель судебной власти.

Судья должен всегда помнить, что присутствующие постоянно изучают и оценивают каждый жест, взгляд, слова судьи. Им небезынтересно состояние здоровья и внешний вид судьи. Поэтому судья должен быть уравновешенным, спокойным, выдержанным, терпеливым, что будет молчаливо характеризовать судью как беспристрастного, объективного, отдающего все свое внимание конкретному делу и способному разобраться в любой сложной ситуации. В какой бы обстановке не проходило судебное заседание – в специально оформленном зале судебного заседания дома правосудия или в приспособленном для рассмотрения судебных дел помещении – судье желательно быть одетым в судейскую мантию.

Судейская мантия – это один из обязательных, предусмотренных законом символов судебной власти. Судейская мантия дисциплинирует всех присутствующих в зале судебного заседания: самого судью, участников процесса, слушателей. Судья ощущает, что он находится при исполнении обязанностей судьи, участники воочию видят представителя судебной власти,держат необходимую в таких ситуациях дистанцию и обращаются с надлежащим почтением, воспринимая судью как главную фигуру в процессе судебного разбирательства.

Не рекомендуется судьям одеваться экстравагантно, броско, вызывающе. Как правило, судья в процессе обращается официально: имеются ли у сторон, участников процесса отводы? Есть ли ходатайства у истца, его представителя, адвоката? Слово представляется эксперту. Свидетель, суд предлагает рассказать, что вам известно по рассматриваемому делу.

Судья в судебном заседании должен говорить как можно меньше, не читать нравоучений, не шутить, не проводить сравнений, уметь слушать и своевременно задавать вопросы, выясняя необходимые детали для рассмотрения дела по существу. Вопросы не должны быть наводящими, подсказывающими.

Умение слушать и слышать – это самый неоценимый дар, которым может обладать судья.

Судья не должен высказывать своих оценок, критических замечаний при исследовании обстоятельств гражданского дела или причин и условий совершения преступления при рассмотрении уголовного дела. Судья должен свои оценки, свое мнение выражать в процессуальных документах: определении, частном определении, решении, приговоре.

Порой в зале суда возникает громкое обсуждение хода процесса, чьих-то показаний, делаются подсказки и иные нарушения порядка. В таких ситуациях судья ровным, но решительным тоном в процессуальных рамках (лучше ссылаясь на процессуальную норму) предлагает подняться тому, кто нарушает порядок, предлагает назвать фамилию, имя, отчество, делает предупреждение и разъясняет предусмотренные законом последствия, которые могут наступить для нарушителя порядка судебного заседания (это относится к лицам – не участникам процесса). В спор с нарушителем судье вступать не следует, грубость, несдержанность также не допустимы.

Как видно, результат работы суда зависит не только от определения порядка исследования доказательств, учитывающего мнения участников процесса, но и от ряда других факторов, среди которых заметное место занимают профессионализм, опыт, личные качества судьи и другие факторы.

Непозволительно судье допускать не предусмотренного законом сокращения процесса и упрощенчества, а также недопустимо заранее высказывать мнение о возможном решении по делу. Судья (суд) свое мнение обязан выражать в публично провозглашаемом судебном акте.

Иначе говоря, судья в любой жизненной ситуации должен находить такое решение вопроса, проблемы, конфликтной ситуации, которое позволит сохранить личное достоинство, не уронить своей чести, не причинить ущерба судейской репутации и не понизить, авторитета судебной власти.

Судья должен быть внимательным и наблюдательным на протяжении всего процесса. Закон требует, чтобы все присутствующие в зале с судом разговаривали стоя. Во время судебного заседания можно делать записи, но при этом всем должно быть понятно, что судья внимательно слушает каждого. Судебное заседание не должно быть проведено в спешке или в упрощенном варианте. Также не нужно затягивать процесс, загружать его выяснением несущественных деталей. Нельзя забывать о необходимости делать перерывы. Особую сложность представляет правильное построение взаимоотношений с прокурорами и адвокатами. Необходимо исходить из того, что представители этих профессий имеют прямо противоположный интерес и это определяет их позицию, поведение, оценку происходящего в суде.

Нужно обязательно избегать неформального общения в перерывах судебного процесса.

Заседание завершается вынесением судом решения. Судебное решение – это акт правосудия, что качественно выделяет его среди других процессуальных актов. Он должен отвечать высоким правовым и нравственным требованиям. Способность исследовать обстоятельства дела и принять справедливое решение, ровно относясь к сторонам, не привнося каких-либо личных мотивов, − не только предписание закона, но и личное нравственное качество судьи как человека. В вынесении решения должны аккумулироваться его лучшие нравственно-психологические качества, а само решение должно основываться лишь на тех доказательствах, которые рассмотрены в судебном заседании.

Видом юридической этики является профессиональная этика судьи. Это те требования, которые предъявляются обществом к людям, наделенным судейскими полномочиями. Само профессиональное сообщество также поддерживает эти этические положения.

Этика судьи – набор специфических норм и правил, регулирующих поведение судьи включая все сферы его жизни и деятельности.

Судебная деятельность не может реализовываться без соблюдения судебной этики судьями, поскольку основу этой деятельности составляют устоявшиеся правовые и нравственные требования. Особенность этики судьи в том, что она обязательна к исполнению. Ее норм и принципов должны придерживаться судьи мировых судов, равно как и судьи Верховного Суда РФ. Обязательность выполнения требований судебной этики остается актуальной и для судей, находящихся в отставке.

Судебную сферу регулируют:

Конечно, этические нормы судей тесно связаны с нормами законодательства. Важнейшие принципы этики часто находят свое отражение в законодательных нормах. Безусловно, есть различия в правовом и этическом регулировании:

Правовое и этическое регулирование судейской деятельности

Правовые и этические требования имеют много общего и тесно переплетены между собой. Однако воздействовать на поведение судьи с этих сторон можно по – разному. Вопросы практического характера решают правовые регулирующие документы, обеспечивая эффективное осуществление правосудия. Судейская этика разработана профессиональным сообществом, это нормы и ценности идеального судьи, которые отражают значение и важность этого института.

Все вышеперечисленные документы содержат стандарты деятельности судей и отражаются в законах, а существеннее всего в кодексах судебной этики.

В стандартах указывается на этические принципы универсальной направленности, они могут применяться в любой сфере современного судопроизводства. Благодаря существованию таких принципов становится возможным определить этические нормы, которые регулируют поведение судьи в конкретной ситуации. Принципы отличаются общезначимостью, то есть они важны в работе любого юриста, но для судей они имеют особое значение.

Бангалорские принципы поведения судей

В Бангалорских принципах выделены:

  • независимость, категория, обеспечивающая правопорядок и справедливость;
  • объективность, определяющая степень доверия человека к судье и суду;
  • честность и неподкупность возможны только при безукоризненном выполнении судьей своих обязанностей;
  • соблюдение этических норм является обязательной составляющей в работе судьи и его поведения вне работы;
  • обеспечение равенства сторон. Участники процесса должны быть равны в своих правах, только так можно достичь справедливого и беспристрастного рассмотрения дела в суде;
  • компетентность и старательность характеризуют судью как профессионала, имеющего необходимые для данной профессии личностные качества.

Кодекс судейской этики

Сегодня действует Кодекс судейской этики, который был утвержден VIII Всероссийским съездом судей 19.12.2012 года. Соблюдение статей кодекса должно быть прежде всего внутренним убеждением, правилом жизни судьи. Благодаря соблюдению Кодекса должно укрепляться доверие общества к судебной системе в целом. Члены общества должны иметь полную уверенность в том, что правосудие является компетентным, независимым, беспристрастным.

Каждый сформулированный принцип носит универсальный и абстрактный характер. Поэтому необходимо интерпретировать его, для этого существует юридическая герменевтика. На практике обосновывать этические принципы общезначимого характера сегодня не требуется. Очень часто провозглашается традиционный набор принципов, нет обращения к смыслу и содержанию провозглашаемого. А между тем, этические принципы продолжают оставаться актуальными.

Этика судьи – это нравственные установки, основанные на этических принципах. В принципах отражена общая идея правосудия.

Подчиняясь этой идее, формулируются конкретные требования к судье: к личностным качествам, поведению. Структурными компонентами судебной этики являются нравственные качества судьи, поведенческие основы и, регулирующие их, нормы и правила, оценка того, насколько полной является реализация норм, наличие эффективного контролирующего механизма.

Судья - должностное лицо государства, являющееся носителем судебной власти. Согласно Закону РФ "О статусе судей в РФ" от 28 июня 1992 г. судьей являются лица, в конституционном порядке наделенные полномочиями осуществлять правосудие; исполняют свои обязанности на профессиональной основе. Все судьи в РФ обладают единым статусом и различаются только полномочиями и компетенцией. Особенности правового положения некоторых категорий судей определяются федеральными законами РФ, а в случаях, ими предусмотренных, - также законами субъектов РФ. Согласно ст. 119 Конституции РФ судьями могут быть граждане РФ, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по специальности не менее 5 лет. Федеральным законом могут быть установлены дополнительные требования к судьям судов РФ. Конституция РФ устанавливает следующие принципы статуса судьи: независимость и подчинение только Конституции РФ и федеральному закону, несменяемость, неприкосновенность. Судьи высших судебных органов РФ (Конституционного, Верховного, Высшего Арбитражного Судов РФ) назначаются Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ, а судьи других федеральных судов - непосредственно Президентом РФ.

Судья является одним из главных действующим лицом в осуществлении правосудия. Принятые им решения относительно какого-либо процесса должны опираться на закон. Однако не маленькую роль на исход судебного дела имеют личные характеристики самого судьи.

Целью данной контрольной работы является изучение влияний морально-этических и нравственных качеств судьи на совершение им правосудия, а также изучение личности и психологии судьи.

2. Влияние морально-этических и нравственных качеств судьи на осуществление им правосудия.

2.1 Личность судьи.

Судья является ведущим лицом, формальным руководителем судебного процесса. Он уполномочен выступать как представитель Закона и Государства. Все действия судьи жестко регламентируются, он подчиняется только закону и должен быть независим от всех посторонних влияний, поскольку только такая независимость от различных внешних и внутренних факторов (политических, материально-экономических, личностных) может обеспечить объективность и справедливость решений, принимаемых судьей или судебной коллегией в ходе судебного расследования.

При равенстве прав всех участников судебного процесса судье принадлежит роль лидера, так как он несет основную ответственность за подготовку, организацию, ведение судебного разбирательства как по уголовным, так и по гражданским делам, а также за справедливость и законность выносимого судом решения.

Деятельность судьи сложна, ответственна и многогранна в связи с разнообразием выполняемых им функций и решением комплекса правоприменительных задач.

Для выполнения своей регулирующей роли судья должен обладать такими качествами, как самоконтроль, эмоциональная сдержанность, умение сохранять спокойствие в напряженных ситуациях, требовательность к форме поведения и высказываниям участвующих лиц, и в то же время проявлять терпимость, тактичность, способность к релаксации, снижению чрезмерной эмоциональной возбужденности отдельных участников заседания.

Важен характер взаимоотношений судьи со своими коллегами как членами общей профессиональной группы. Оптимальный стиль поведения судьи – демократический. Выступая в роли формального руководителя, судья должен быть также лидером, которого коллеги уважают за высокий профессионализм. Поэтому он не должен подавлять самостоятельного мнения других членов суда, не нарушать их равноправность.

Суд решает важные социальные проблемы правовых отношений граждан, защиты их чести, достоинства, прав и свобод, применяя закон в условиях гласности и наглядности для населения. Общественность обычно очень внимательно следит за деятельностью суда, оценивая организацию, правовые основы, культуру и результативность действующей в стране правоохранительной системы. Граждане так или иначе связаны с системой судопроизводства, будучи либо в роли участников этого процесса, либо будучи информированы о деятельности суда через средства массовой информации. Поэтому суды, ведущую роль в которых выполняет судья, оказывают непосредственное воздействие на формирование правосознания и правозаконного поведения граждан. При этом суд воздействует на следующие аспекты общественного мнения:

- способствует формированию правосознания граждан;

- создает уверенность в неотвратимости наказания за совершенные правонарушения;

- высокая культура судопроизводства и справедливость приговора формируют атмосферу общественного осуждения преступности и личности преступника;

- судебный процесс привлекает внимание общественности к причинам преступности и проблемам ее профилактики.

В мотивационной сфере деятельности судьи следует выделить такие качества, как уважение к закону, стремление служить правосудию и в соответствии с законом решать гражданские и уголовные дела, использовать результаты судебных процессов для воспитания правосознания граждан и профилактики преступности.

В сфере целеполагания и постановки профессиональных задач судья характеризуется разнообразием выполняемых им функций и решаемых задач, рассмотренных выше. К таким профессиональным задачам относят: подготовку, организацию и проведение судебного разбирательства, контроль и регуляцию действий участников судебного заседания в соответствии с процессуальными нормами, подготовку и оглашение решения суда. В осуществлении всех стадий судебного разбирательства судья сохраняет свою лидирующую роль.

На стадии практического завершения судебного процесса судья составляет и оглашает судебное заключение-приговор, оформляет необходимую документацию. Здесь требуется высокая правовая эрудиция, знание законов, высокая ответственность, умение оформлять документацию в соответствии с процессуальными нормами, требованиями юридической культуры и логики. На этой же стадии судья должен проанализировать и правильно оценить результативную информацию с тем, чтобы учесть ее и творчески использовать в своей дальнейшей практике.

Деятельность судьи имеет высокоинтеллектуальный и творческий характер, поэтому параллельно с выполнением своих служебных функций в суде, судья должен систематически повышать свой профессиональный уровень, профессиональное мастерство. Судья не должен замыкаться только в рамках непосредственного судопроизводства. Он должен поддерживать связи с общественными и учебными организациями с целью формирования правовых знаний у населения, привлечения общественности к борьбе с преступностью, оказанию помощи правосудию. Судья должен получать информацию о результатах поведения и воспитания лиц, осужденных к лишению свободы.

2.2 Психология судьи.

Что касается собственно психограммы судьи, т.е. характеристики тех психических процессов, посредством которых он осуществляет решение теоретических и практических задач в своей деятельности, то к особо важным профессиональным свойствам можно отнести следующие.

В когнитивной (познавательной) сфере особую роль играют такие качества мышления, как аналитичность, критичность, логичность, умение сравнивать, обобщать, классифицировать данные, выделять главное и наиболее существенное.

Среди свойств памяти особую роль играют оперативность в переработке информации, отбор ценной информации и ее передача в долговременную память, точное и полное знание законодательства и процессуальных норм юридической деятельности.

Особо важными для судьи являются такие свойства внимания, как устойчивость при изучении и составлении важной для суда документации, концентрация внимания, распределение и переключение внимания в сложных и динамичных ситуациях судебного процесса.

Среди свойств восприятия особо важными являются объективность, наблюдательность, умение по мимике и пантомимике участвующих в суде лиц определить их состояние, искренность поведения или наносную эмоциональность, камуфляж.

Речь судьи должна отличаться высокой культурой, лаконичностью, четкостью, внятностью, строгостью в формулировке суждений.

В коммуникативной сфере деятельности судьи, посредством которой он реализует социально-психологические аспекты своей деятельности, можно выделить информационный аспект, в котором особенно важны такие свойства, как способность к высказыванию, передаче и приему вербальной информации, вербальная эрудиция, умение вести диалог и монолог; а также интерактивный аспект, посредством которого судья организует взаимодействие с другими участниками судебного процесса – с коллегами и участвующими лицами. Среди интерактивных свойств следует выделить экстравертивность, т.е. направленность действий во-вне, на других людей; общительность; коллективизм; адекватное использование мимики и пантомимики.

В регуляторной сфере деятельности судьи следует выделить эмоциональные качества: ответственность, патриотизм, честность, эмоциональная сдержанность, а также такие волевые качества: принципиальность, лидерство, настойчивость, самоконтроль, дисциплинированность.

2.3 Нравственные и морально-этические качества судьи.

Судебное разбирательство каждого дела может выполнить свое воспитательное назначение в полной мере лишь при условии, если оно будет проходить при безупречном соблюдении закона. Не существует "второстепенных" процессуальных норм, и любое отступление от закона, какое бы оно ни было и на каком бы этапе процесса ни происходило, не может в конечном итоге не сказаться отрицательно на осуществлении задач судопроизводства.

Анализ судебной практики свидетельствует, что процессуальное упрощенчество, отступление от предписаний процессуальных правил, низкая культура судопроизводства отрицательно сказываются на полноте, объективности и всесторонности исследования всех обстоятельств дела, приводят к вынесению поверхностных, недостаточно обоснованных, а иногда и ошибочных приговоров и решений. Кроме того, игнорирование процессуальных норм создает у граждан впечатление о формальном отношении суда к выполнению своих обязанностей, о его предвзятости, что снижает воспитательно- предупредительное воздействие правосудия.

Воспитательное воздействие суда заложено уже в специфической форме его деятельности: полном, объективном рассмотрении в судебном заседании всех обстоятельств дела.

Залогом воспитательного воздействия уголовного закона и конкретных актов его применения является справедливость. Наказание, выносимое судом, должно быть справедливым, соответствующим степени вины лица, совершившего преступление.

В осуществлении функций правосудия большая роль принадлежит личности судьи, его идеологической зрелости, нравственным устоям, профессиональному мастерству.

Одной из главных характеристик личности судьи является его профессиональная направленность, которая включает в себя совокупность морально-политических, интеллектуальных, характерологических и психофизиологических качеств, и выражается в:

- осознании профессионального долга;

- уровне профессионального правосознания и профессионального мастерства;

- в творческом подходе к отправлению судейских функций;

- нетерпимости к нарушению требований законности;

- стремлении к принятию самостоятельного, свободного от посторонних воздействий решения, в соответствии с собранными доказательствами и по своему убеждению.

Профессиональная направленность обусловлена идейной убежденностью судьи, которая выражается в непримиримом отношении к нарушениям требований законности, в строгом исполнении предписаний закона при разрешении дел. Она помогает судье преодолевать отрицательные воздействия окружающей среды.

Идейная направленность судьи проявляется в том, что уважение к праву, к законности выступает как его личное убеждение.

Составной частью профессиональной направленности судьи является его профессиональный долг, который предполагает заботу о профессиональной чести, о постоянном совершенствовании профессионального мастерства, стремление воспитывать своей деятельностью и личным примером уважение к закону, правосудию, суду. Чувство долга заключается также в моральной ответственности судьи за правильность рассмотрения и разрешения дела.

Профессиональный долг судьи сочетается с высокими этическими требованиями, оказывающими значительное влияние на отправление правосудия. Среди таких нравственных категорий первостепенное место занимает судейская совесть, которая выражает самооценку деятельности и самоконтроль убеждения с точки зрения не только норм морали, но и тех правовых требований, которые предъявляются к принимаемому по делу решению. Судейская совесть не только заставляет судью соотносить свои решения с правовыми предписаниями и нормами нравственности, но и повелевает действовать в соответствии со сложившимися убеждениями, противостоять внешним отрицательным влияниям.

Читайте также: